Дело № 3а-76/2019 (3а-1/2020)
УИД 21OS0000-01-2019-000030-42
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
23 января 2020 года гор. Чебоксары
Верховный Суд Чувашской Республики в составе председательствующего судьи Карлинова С.В.,
при секретаре судебного заседания Александрове П.А.,
с участием прокурора Власовой Ю.М.,
при участии представителя административного истца Министерства природных ресурсов и экологии Чувашской Республики Карягиной А.А.,
представителя административного ответчика Государственной службы Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам Александровой А.Г.,
представителя заинтересованного лица акционерного общества «Управление отходами» (филиал акционерного общества «Управление отходами» в г. Новочебоксарск) Лукиной Т.В.
рассмотрел в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики административное дело по административному исковому заявлению Министерства природных ресурсов и экологии Чувашской Республики к Государственной службе Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам о признании недействующим нормативного правового акта в части.
Верховный Суд Чувашской Республики
у с т а н о в и л:
Министерство природных ресурсов и экологии Чувашской Республики (далее также – Минприроды Чувашии) обратилось в Верховный Суд Чувашской Республики об оспаривании в части постановления Государственной службы Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам от 10 января 2018 года № 1-1/в «Об установлении долгосрочных параметров регулирования тарифов и предельных тарифов на захоронение твердых коммунальных отходов для Акционерного общества «Управление отходами» (филиал Акционерного общества «Управление отходами» в г. Новочебоксарск)» в редакции постановления Государственной службы Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам от 6 декабря 2018 года № 108-30/в «О внесении изменения в постановление Государственной службы Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам от 10 января 2018 года № 1-1/в».
Административные исковые требования мотивированы тем, что оспариваемое постановление незаконно, так как нарушаются права и законные интересы Минприроды Чувашии как субъекта отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом. Указанный нормативный правовой акт вынесен с нарушением законодательства РФ.
По результатам конкурса на право заключения концессионного соглашения между Чувашской Республикой, от имени которой выступало Минприроды Чувашии на основании распоряжения Кабинета Министров Чувашской Республики от 08 октября 2013 года № 583-р (концедент), и закрытым акционерным обществом «Управление отходами» (концессионер) (в последующем реорганизовано в акционерное общество «Управление отходами», далее - АО «Управление отходами») 1 июля 2014 года заключено концессионное соглашение в отношении системы коммунальной инфраструктуры - межмуниципальной системы переработки и утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов на территории Чувашской Республики (далее - Концессионное соглашение).
При выполнении обязательств по Концессионному соглашению на Минприроды Чувашии возложена обязанность по обеспечению соблюдения законодательства Российской Федерации и законодательства Чувашской Республики.
Согласно п. 9.3.1 Концессионного соглашения концедент обеспечивает принятие мер по установлению Концессионеру экономически обоснованного тарифа на услуги концессионера и надбавок к тарифу на услуги концессионера и обеспечивает утверждение инвестиционных программ концессионера в соответствии с условиями Концессионного соглашения.
Тариф на услуги концессионера и надбавка к тарифу на услуги концессионера должны быть установлены с учетом положений действующего законодательства и приложением № 6 к Концессионному соглашению (пункт 9.6.6 Концессионного соглашения).
В соответствии с приложением № 6 к Концессионному соглашению «Порядок и условия установления и изменения цен (тарифов) на услуги концессионера по утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых бытовых отходов, оказываемые организациями коммунального комплекса, и надбавок к ценам (тарифам) на услуги концессионера» при расчете тарифа на услуги концессионера в полном объеме учитываются и подлежат включению в производственную программу концессионера производственные расходы, в том числе амортизация основных средств и нематериальных активов, а также внереализационные расходы, расходы, не учитываемые при определении налоговой базы налога на прибыль.
На основании Федерального закона № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Федерального закона от 31 декабря 2017 года № 503-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», постановления Правительства Российской Федерации от 30 мая 2016 года № 484 «О ценообразовании в области обращения с твердыми коммунальными отходами», постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 13 августа 2009 года № 265 «Вопросы Государственной службы Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам» и решения коллегии Госслужбы от 10 января 2018 года № 1 Госслужбой постановлением № 1-1/в для АО «Управление отходами» установлены долгосрочные параметры регулирования тарифов на захоронение твердых коммунальных отходов и предельные тарифы на захоронение твердых коммунальных отходов на 2018-2021 годы.
В последующем в соответствии с пунктами 57, 58 Основ ценообразования необходимая валовая выручка АО «Управление отходами» и установленные ранее тарифы на захоронение твердых коммунальных отходов на 2019 год скорректированы с учетом отклонения фактических значений параметров регулирования тарифов, учитываемых при расчете тарифов (за исключением долгосрочных параметров регулирования тарифов), от их плановых значений. Соответствующие изменения в постановление № 1-1/в внесены постановлением Госслужбы от 6 декабря 2018 года № 108-30/в. Предельные тарифы на захоронение твердых коммунальных отходов для АО «Управление отходами» установлены на 2019 год в следующих размерах:
с 1 января 2019 года по 30 июня 2019 года -1001,41 руб./ 1 тонну без НДС;
с 1 июля 2019 года по 31 декабря 2019 года -1006,82 руб./1 тонну без НДС.
При установлении тарифов на захоронение твердых коммунальных отходов амортизационные отчисления на оборудование и спецтехнику рассчитаны Госслужбой исходя из балансовой стоимости объектов, определенной на основании акта приема-передачи Единиц имущества, входящих в состав Объекта Концессионного соглашения, Иного имущества, образующего единое целое с Объектом Концессионного соглашения и (или) предназначенного для использования по общему назначению для осуществления концессионной деятельности, техники, оборудования и материальных ценностей, используемых на Концессионных объектах, принадлежащих Чувашской Республике от 1 октября 2016 года, подписанным концедентом и концессионером, принадлежности к амортизационной группе и срока их полезного использования.
Федеральным казначейством в период с 15 октября по 19 ноября 2018 года в Минприроды Чувашии проведена внеплановая выездная проверка использования средств Государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (далее - Фонд), направленных Чувашской Республике в качестве финансовой поддержки на реализацию мероприятий проекта модернизации системы коммунальной инфраструктуры в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами «Создание межмуниципальной системы переработки и утилизации (захоронения) твердых коммунальных отходов на территории Чувашской Республики».
В ходе проверки установлен факт предоставления Чувашской Республике финансовой поддержки за счет средств Фонда в завышенном размере на общую сумму 17 167 730,45 руб. вследствие включения в расчет компенсации процентов по облигационному займу, представленный в Фонд, суммы затрат ЗАО «Управление отходами» по реализации мероприятий проекта модернизации (стоимость строительства и реконструкции объектов), являющейся основанием для расчета суммы финансовой поддержки, завышенной на 322 998 810,50 рублей.
По результатам контрольного мероприятия в Минприроды Чувашии направлено предписание об устранении выявленных нарушений законодательства Российской Федерации, а также представление о принятии мер по устранению причин и условий нарушений.
Из актов Федерального казначейства (предписания об устранении выявленных нарушений законодательства Российской Федерации, представления о принятии мер по устранению причин и условий нарушений) и письма от 19 февраля 2019 года № 18-02-01/3352 следует, что суммы затрат АО «Управление отходами» по реализации мероприятий проекта модернизации (стоимость строительства и реконструкции объектов) завышены на общую сумму 322 998 810,50 руб., что повлекло за собой экономически необоснованное завышение производственных расходов, учтенных Госслужбой при расчете необходимой валовой выручки АО «Управления отходами» по регулируемому виду деятельности - захоронение твердых бытовых отходов в части расходов на амортизацию основных средств и нематериальных активов, и, как следствие, установление для АО «Управления отходами» предельных тарифов на захоронение твердых коммунальных отходов на 2019 год в экономически необоснованном, завышенном размере.
Таким образом, постановление № 1-1/в противоречит требованиям части 2 статьи 24.9 Федерального закона № 89-ФЗ, пунктов 16, 17, 34 Основ ценообразования.
В уточненном исковом заявленииадминистративный истец вновь ссылается на завышение объемов инвестирования и надбавки к тарифам, установленное в результате проверки, проведенной Федеральным казначейством, использования средств Государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, направленных Чувашской Республике на реализацию мероприятий проекта по модернизации системы коммунальной инфраструктуры в сфере обращения с твердыми бытовыми отходами. Кроме того, указывает, что Контрольно-счетной палатой Чувашской Республики в марте 2018 года проверялась правильность определения объема предоставленной субсидии из республиканского бюджета Чувашской Республики на возмещение части фактически понесенных затрат на уплату процентов (за исключением штрафных санкций) по облигационным займам, привлеченным на реализацию мероприятий проекта модернизации системы коммунальной инфраструктуры в сфере ТКО.
По материалам проверки, проведенной Контрольно-счетной палатой Чувашской Республики, установлено, что сметная стоимость мероприятий проекта модернизации для расчета финансовой поддержки АО «Управление отходами» завышена, что привело к завышению объема финансовой поддержки за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики, предназначенной для субсидирования процентной ставки по кредитам и облигационным займам, привлеченным в целях реализации проекта модернизации, за 2016 года на сумму 8 710,1 тыс. руб., в том числе, за счет средств Фонда – 7 863,3 тыс. руб., за счет средств республиканского бюджета – 846,8 тыс. руб. По итогам проверки Контрольно-счетной палаты Чувашской Республики Министерству природных ресурсов и экологии Чувашской Республики выдано предписание от 5 апреля 2018 года № 18, в том числе с требованием о принятии мер по возврату в республиканский бюджет Чувашской Республики неправомерно полученной суммы субсидий АО «Управление отходами» на возмещение части фактических расходов по уплате процентов по облигационным займам, привлеченным в целях реализации проекта модернизации за 2016 год.
Министерство природных ресурсов и экологии Чувашской Республики в уточненном административном иске от 12 декабря 2019 года просило признать недействующим постановление Государственной службы Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам от 10 января 2018 года № 1-1/в «Об установлении долгосрочных параметров регулирования тарифов и предельных тарифов на захоронение твердых коммунальных отходов для Акционерного общества «Управление отходами» (филиал Акционерного общества «Управление отходами» в г. Новочебоксарск)» (зарегистрировано в Министерстве юстиции и имущественных отношений Чувашской Республики 11 января 2018 года, регистрационный № 4274) в редакции постановления Государственной службы Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам от 6 декабря 2018 года № 108-30/в «О внесении изменения в постановление Государственной службы Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам от 10 января 2018 г. № 1-1/в» (зарегистрировано в Министерстве юстиции и имущественных отношений Чувашской Республики 18 декабря 2018 года, регистрационный № 4978) в части размера предельных тарифов на захоронение твердых коммунальных отходов для Акционерного общества «Управление отходами» (филиал Акционерного общества «Управление отходами» в г. Новочебоксарск)», установленных:
- столбцом 5 пункта 1.1.1 приложения № 2 к данному постановлению: с 01.01.2019 по 30.06.2019 в размере 1001,41 руб./1 тонну без НДС;
- столбцом 6 пункта 1.1.1 приложения № 2 к данному постановлению: с 01.07.2019 по 31.12.2019 в размере 1005,74 руб./1 тонну без НДС.
В судебном заседании представитель административного истца Министерства природных ресурсов и экологии Чувашской Республики Карягина А.В. требования уточненного административного искового заявления поддержала в полном объеме по заявленным основаниям.
Представитель административного ответчика Государственной службы Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам Александрова А.Г. в удовлетворении требований просила отказать по мотивам, изложенным в письменных возражениях на административное исковое заявление и письменных возражениях на уточненное административное исковое заявление. Полагает, что оспариваемый нормативный правовой акт в полном объеме соответствует нормам федерального законодательства, издан уполномоченным органом с соблюдением установленной процедуры.
Представитель акционерного общества «Управление отходами» (филиал акционерного общества «Управление отходами» в г. Новочебоксарск) (далее – также Общество) Лукина Т.В. полагала требования административного истца не подлежащими удовлетворению ввиду необоснованности.
Прокурор отдела Прокуратуры Чувашской Республики Власова Ю.М. в судебном заседании в своем заключении полагала требования административного истца не подлежащими удовлетворению полностью ввиду необоснованности.
Выслушав представителей сторон и заинтересованного лица, исследовав материалы административного дела, оценив представленные сторонами доказательства, заслушав заключение прокурора, суд приходит к следующему.
Правовые основы экономических отношений в области обращения с твёрдыми коммунальными отходами, полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов этих правоотношений установлены Федеральным законом от24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», постановлением Правительства Российской Федерации от 30 мая 2016 года № 484 «О ценообразовании в области обращения с твёрдыми коммунальными отходами», приказом Федеральной антимонопольной службы от21 ноября 2016 года № 1638/16 «Об утверждении Методических указаний по расчёту регулируемых тарифов в области обращения с твёрдыми коммунальными отходами» (далее – Методические указания).
Регулирование тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», постановлением Правительства Российской Федерации от 30 мая 2016 года № 484 «О Ценообразовании в области обращения с твердыми коммунальными отходами», приказом Федеральной антимонопольной службы от 21 ноября 2016 года № 1638/16 «Об утверждении Методических указаний по расчеты регулируемых тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами».
Согласно ст. 24.9 Федерального закона от 24 июля 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» тарифы должны компенсировать экономически обоснованные расходы на реализацию производственных и инвестиционных программ и обеспечивать экономически обоснованный уровень доходности текущей деятельности и используемого при осуществлении регулируемых видов деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами инвестированного капитала.
Согласно п. 16 постановления Правительства Российской Федерации от 30 мая 2016 года № 484 «О Ценообразовании в области обращения с твердыми коммунальными отходами» необходимая валовая выручка определяется исходя из экономически обоснованных расходов регулируемых организаций, необходимых им для осуществления регулируемого вида деятельности в течениепериода регулированияи обеспечения достижения показателей эффективности.
Согласно п. 29 этого же постановления при применении метода экономически обоснованных расходов (затрат) необходимая валовая выручка регулируемой организации определяется как сумма планируемых на очередной период регулирования:
а)производственных расходов;
б)ремонтных расходов;
в)административных расходов;
г)сбытовых расходов;
д)расходов на амортизацию основных средств и нематериальных активов;
е)расходов на арендную плату, лизинговые платежи, концессионную плату с учетом особенностей, предусмотренных настоящим документом;
ж)расходов, связанных с оплатой налогов, сборов и других обязательных платежей;
з)расходов на оплату товаров, работ и услуг других операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами;
и)нормативной прибыли;
к)расчетной предпринимательской прибыли регулируемой организации;
л)расходов на плату за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов.
Полномочия по установлению тарифов в области обращения с твёрдыми коммунальными отходами, в том числе предельных тарифов на захоронение твердых коммунальных отходов предоставлены Госслужбе на основании пункта 7 части 1 статьи 2.1 Закона Чувашской Республики от 30 сентября 2001 года № 43 «О порядке государственного регулирования цен (тарифов) в Чувашской Республике», пункта 26 перечня продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, на которые государственное регулирование цен (тарифов) и надбавок осуществляется Государственной службой Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам (приложение № 2), утвержденного постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 29 июля 2004 года № 174 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)», абзаца 32 пункта 7 Положения о Государственной службе Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам, утвержденного постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 13 августа 2009 года № 265 (далее – Положение о Госслужбе).
Постановлением Госслужбы от 10 января 2018 года № 1-1/в «Об установлении долгосрочных параметров регулирования тарифов и предельных тарифов на захоронение твердых коммунальных отходов для Акционерного общества «Управление отходами» (филиал Акционерного общества «Управление отходами» в г. Новочебоксарск)» для АО «Управление отходами» установлены долгосрочные параметры регулирования тарифов на захоронение твердых коммунальных отходов и предельные тарифы на захоронение твердых коммунальных отходов на 2018-2021 годы.
В последующем в соответствии с пунктами 57, 58 Основ ценообразования необходимая валовая выручка АО «Управление отходами» и установленные ранее тарифы на захоронение твердых коммунальных отходов на 2019 год скорректированы с учетом отклонения фактических значений параметров регулирования тарифов, учитываемых при расчете тарифов (за исключением долгосрочных параметров регулирования тарифов), от их плановых значений.
Соответствующие изменения в постановление № 1-1/в внесены постановлением Госслужбы от 6 декабря 2018 года № 108-30/в «О внесении изменения в постановление Государственной службы Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам от 10 января 2018 года № 1-1/в», предельные тарифы на захоронение твердых коммунальных отходов для АО «Управление отходами» установлены на 2019 год в следующих размерах:
с 1 января 2019 года по 30 июня 2019 года -1001,41 руб./ 1 тонну без НДС;
с 1 июля 2019 года по 31 декабря 2019 года -1006,82 руб./1 тонну без НДС.
В соответствии с требованиями пункта 19 Правил регулирования тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 мая 2016 года № 484, пункта 5.3 Положения о Госслужбе постановление принято 27 ноября 2018 года на заседании коллегиального органа – коллегии Госслужбы, созданной распоряжением Кабинета Министров Чувашской Республики от 25 сентября 2009 года № 315-р.
Постановление опубликовано в установленном порядке 19 декабря 2018 г. на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, а также 22 декабря 2018 года в республиканской газете «Вести Чувашии» (№ 50).
В последующем Госслужбой во исполнение предписания ФАС России произведен перерасчет затрат на амортизационные отчисления, учтенный при расчете тарифа на захоронение твердых коммунальных отходов для АО «Управления отходами» на 2019 год. При корректировке предельных тарифов на захоронение твердых коммунальных отходов на 2019 год, ранее установленных на 2018-2021 годы, размер амортизационных отчислений составлял 72076,05 тыс. руб. и учтен при расчёте долгосрочных тарифов, утвержденных постановлением Госслужбы от 10 января 2018 года № 1-1/в, с изменениями, внесенными постановлением от 6 декабря 2018 года № 108-30/в.
При пересмотре расходов по статье «Амортизация» их размер составил 72042,043 тыс. руб. или со снижением по отношению к ранее запланированному показателю на 34,007 тыс. руб., что нашло отражение в постановлении Госслужбы от 18 июня 2019 года № 19-7/в «О внесении изменения в постановление Государственной службы Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам от 10 января 2018 года № 1-1/в» (зарегистрировано в Министерстве юстиции и имущественных отношений Чувашской Республики 20 июня 2019 года, регистрационный № 5253).
В соответствии с требованиями пункта 19 Правил регулирования тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением № 484, пункта 5.3 Положения о Госслужбе вопрос о корректировке тарифа на 2019 год рассмотрен в установленном порядке 14 июня 2019 года на заседании коллегиального органа – коллегии Госслужбы, созданной распоряжением Кабинета Министров Чувашской Республики от 25 сентября 2009 года № 315-р.
Постановление опубликовано 21 июня 2019 года на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, а также 29 июня 2019 года в республиканской газете «Вести Чувашии» (№ 24).
Акционерное общество «Управление отходами» (филиал Акционерного общества «Управление отходами» в г. Новочебоксарск) обратилось в Госслужбу с предложением о корректировке предельных тарифов на услуги по захоронению твёрдых коммунальных отходов на 2018-2021 годы.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30 мая 2016года № 484, постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 13 августа 2009года №265 «Вопросы Государственной службы Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам» приказом Госслужбы от 3 сентября 2018 года № 01/10-112 открыто дело о корректировке предельных тарифов на захоронение твёрдых коммунальных отходов в отношении Акционерного общества «Управление отходами» (Филиал Акционерного общества «Управление отходами» в г. Новочебоксарск).
При определении расчетных и фактических значений расходов, учитываемых при установлении тарифов, Госслужба использовала данные бухгалтерской и статистической отчетности регулируемой организации.
В соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 года № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» 1 июля 2014 года между Министерством природных ресурсов и экологии Чувашской Республики и АО «Управление отходами» подписано Концессионное соглашение в отношении системы коммунальной инфраструктуры – межмуниципальной системы переработки и утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов на территории Чувашской Республики.
В соответствии со статьей 256 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НКРФ) имущество, полученное организацией от собственника имущества или созданное в соответствии с законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях, подлежит амортизации у данной организации в течение срока действия инвестиционного соглашения или концессионного соглашения в порядке, установленном главой НК РФ.
Согласно пп. «б» п. 8.10 Концессионного соглашения концессионер обязан учитывать объект Концессионного соглашения и иное имущество обособлено от прочего имущества концессионера и производить соответствующее начисление амортизации.
В соответствии с пунктом 44 Основ ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 мая 2016года № 484 (далее – Основы ценообразования), при установлении тарифов с применением метода индексации необходимая валовая выручка регулируемой организации включает в себя текущие расходы, расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов, нормативную прибыль, а также расчетную предпринимательскую прибыль регулируемой организации.
Госслужбой расходы на амортизацию основных средств при корректировке предельных тарифов на захоронение твердых коммунальных отходов на 2019 год для АО«Управление отходами» определены в размере 72076,05 тыс. руб. по данным бухгалтерского учета.
Госслужбой расходы на амортизацию основных средств при установлении предельных тарифов на захоронение твердых коммунальных отходов для АО«Управление отходами» на долгосрочный период 2018-2021 годы при первой корректировке указанного тарифа на 2019 год определены в соответствии с пунктами 34, 44, 53 Основ ценообразования, пунктами 21, 34 Методических указаний в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета, в размере 72076,05 тыс. руб.
При определении расчетных и фактических значений расходов, учитываемых при установлении тарифов, Госслужба использовала данные бухгалтерской и статистической отчетности и иные документы, представленные АО «Управление отходами» в материалы тарифного дела.
При этом Госслужбой приняты во внимание и данные акта приема-передачи Единиц имущества, входящих в состав Объекта Концессионного соглашения, иного имущества, образующего единое целое с Объектом Концессионного соглашения и (или) предназначенного для пользования по общему назначению для осуществления концессионной деятельности, техники, оборудования и материальных ценностей, используемых на Концессионных объектах, принадлежащих Чувашской Республике от 1 октября 2016 года, подписанного Минприроды Чувашии и АО «Управление отходами», положительные заключения экспертизы сметной стоимости Автономного учреждения Чувашской Республики «Центр экспертизы и ценообразования в строительстве Чувашской Республики» Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики от 28.01.2016 № 2-ЭП, от 08.07.2016 № 44-ЭП.
В ходе корректировки тарифа на 2019 год Госслужбой проведен анализ представленных АО«Управление отходами» оборотно-сальдовых ведомостей по счетам бухгалтерского учета 20, 25 и 26 за 9 месяцев 2017 года и бухгалтерской отчетности за 11 месяцев 2017 года. По данным регистров бухгалтерского учета за 9 месяцев 2017 года начисление амортизации за указанный период составило 54 057,04 тыс. руб., в пересчете на годовое значение – 72076,05 тыс. руб.(54057,04 тыс. руб./9 мес.*12 мес.).
Материалы, связанные с установлением Госслужбой предельного тарифа на захоронение твердых коммунальных отходов для АО «Управления отходами» на 2018-2021 годы, были предметом рассмотрения Федеральной антимонопольной службы (далее – ФАС России) в рамках мониторинга тарифных решений, предусмотренного Положением о государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июня 2013 года № 543.
В ходе указанного мониторинга ФАС России указало, что подход Госслужбы об учете расходов на амортизацию на основании данных оборотно-сальдовых (амортизационных) ведомостей АО «Управление отходами» с учетом исключения из состава соответствующих результатов переоценки (величина исключения за 2019 год – 16009,79 млн. руб.) не противоречит действующему законодательству в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами.
Вместе с тем, ФАС России установлено, что Госслужбой при определении размера амортизационных отчислений основных средств и нематериальных активов для АО «Управление отходами» применен срок полезного использования имущества, не соответствующий максимальным срокам полезного использования, установленным Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 1 января 2002 года № 1 «О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы».
На основании изложенного ФАС России в адрес Госслужбы вынесено предписание от 29 мая 2019 года № СП/44741/19 о пересчете размера амортизационных отчислений исходя из применения корректного максимального срока полезного использования, установленным Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 1 января 2002 года № 1, на основании данных оборотно-сальдовых ведомостей АО «Управление отходами».
Предписание ФАС России исполнено Госслужбой в полном объеме, о чем сообщено ФАС России письмом Госслужбы от 21 июня 2019 года № 04/02-2289.
Во исполнение предписания Госслужбой произведен перерасчет затрат на амортизационные отчисления, учтенный при расчете тарифа на захоронение твердых коммунальных отходов для АО «Управления отходами» на 2019 год.
Экономически обоснованный размер расходов на амортизацию для АО «Управление отходами» определен исходя из максимального срока полезного использования основных средств и нематериальных активов в соответствии с Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 1 января 2002 года №1, на основании информации о балансовой стоимости основных средств, оборотно-сальдовых ведомостей и анализу счетов 01 «Основные средства», 02 «Амортизация основных средств», 05 «Амортизация нематериальных активов», 015 «Основные средства в рамках концессионного соглашения», 016 «Амортизация основных средств в рамках концессионного соглашения» с учетом исключения из состава соответствующих расходов результатов переоценки.
При корректировке предельных тарифов на захоронение твердых коммунальных отходов на 2019 год, ранее установленных на 2018-2021 годы, размер амортизационных отчислений составлял 72076,05 тыс. руб. и учтен при расчёте долгосрочных тарифов, утвержденных постановлением Госслужбы от 10 января 2018 года № 1-1/в, с изменениями внесенными постановлением от 6 декабря 2018 года № 108-30/в.
При пересмотре расходов по статье «Амортизация» их размер составил 72042,043 тыс. руб. или со снижением по отношению к ранее запланированному показателю на 34,007 тыс. руб. Соответствующее тарифное решение отражено в постановлении Госслужбы от 18 июня 2019 года № 19-7/в «О внесении изменения в постановление Государственной службы Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам от 10 января 2018 года № 1-1/в» (зарегистрировано в Министерстве юстиции и имущественных отношений Чувашской Республики 20 июня 2019 года, регистрационный № 5253).
Таким образом, административным ответчиком в основном соблюдены требования законодательства о тарифном регулировании в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, поскольку материалы, связанные с установлением Госслужбой предельного тарифа на захоронение твердых коммунальных отходов для АО «Управления отходами» на 2018-2021 годы, уже были предметом рассмотрения ФАС России в части исчисления амортизационных отчислений.
Исходя из этого, доводы искового заявления Минприроды Чувашии в той части, что постановление противоречит требованиям части 2 статьи 24.9 Федерального закона № 89-ФЗ, пунктов 16, 17, 34 Основ ценообразования, не соответствуют действительности и не подтверждены документально.
Ссылки в уточненном административном исковом заявлении на акт проверки Контрольно-счетной палаты Чувашской Республики от 26 марта 2018 года и представление Контрольно-счетной палаты Чувашской Республики от 5 апреля 2018 года не могут быть признаны обоснованными, поскольку предметом проверки указанного органа являлось целевое и эффективное использование субсидий республиканского бюджета Чувашской Республики, установление законности тарифного регулирования в задачи проверки не входило и не является полномочием Контрольно-счетной палаты Чувашской Республики.
При проверке указанных обстоятельств суд исходит из содержания письменных доказательств по делу, которыми установлены затраты на приобретение мебели, техники и оборудования в сумме 1266726 тыс. руб. 54 коп. и переданы концеденту в собственность в казну Чувашской Республики. Не полное совпадение с проектной документацией приобретенного имущества не может признаваться нарушением требований закона, т. к. они приобретались в целях выполнения утвержденной схемы обращения и утилизации ТКО.
По этим основаниям указанные в уточненном административном иске выводы Контрольно-счетной палаты Чувашской Республики в части необоснованности затрат на приобретение эксплуатационной техники, мебели и инвентаря в размере 80916,5 тыс. руб. (с учетом НДС 95481,5 тыс. руб.), содержащиеся в акте проверки Контрольно-счетной палаты Чувашской Республики от 26 марта 2018 года и представлении Контрольно-счетной палаты Чувашской Республики от 5 апреля 2018 года, не могут признаваться в качестве достаточных оснований для отмены или изменения оспоренных постановлений Госслужбы.
Кроме этого они аналогичны выводам, указанным в предписании Федерального казначейства от 6 февраля 2019 года № 18-02-01/2387 и представлении Федерального казначейства от 6 февраля 2019 года № 18-02-01/2386, признанных арбитражными судами первой и апелляционной инстанций недействующими. При этом установлено, что затраты на приобретение мебели, техники были фактически понесены заявителем в целях функционирования объекта в целом, т.е. мебель, техника, оборудование приобретены, учтены в вышеуказанном размере и переданы Концеденту в собственность в казну Чувашской Республики. При этом выводы Контрольно-счетной палаты Чувашской Республики не опровергают факт приобретения имущества, данные по которому отражены в акте приема-передачи от 1 октября 2016 года и в бухгалтерской отчетности АО «Управление отходами».
В своих отзывах на административное исковое заявление и уточнений к ней Общество указывает, что фактические затраты АО «Управление отходами» на строительство двух объектов составили 1499923,55 тыс. руб., что подтверждается актами приемки выполненных работ по форме КС-2, которые были проверены специалистами Федерального казначейства.
Однако, расчет в целях получения Финансовой поддержки производился заявителем на основании затрат на строительство данных объектов, подтвержденных сводным сметным расчетом, а также положительными заключениями Автономного учреждения Чувашской Республики «Центр экспертизы и ценообразования в строительстве» Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики (АУ ЧР «Центр экспертизы и ценообразования в строительстве») № 44-ЭП от 8 июля 2016 года и положительным заключение № 2-ЭП от 28 января 2016 года, которыми подтверждены сметная стоимость строительства. В результате проведенных экспертиз определения достоверности сметной стоимости созданных объектов фактические затраты АО «Управление отходами» на строительство данных объектов были пересмотрены в сторону уменьшения и подтверждены экспертной организацией. При этом, необходимости вносить изменения в акты выполненных работ, оформленных по форме КС-2, по результатам проведенных АУ ЧР «Центр экспертизы и ценообразования в строительстве», действующим законодательством не требуется. Однако, специалистами Федерального казначейства необоснованно проигнорированы факты не соответствия стоимости строительных работ по актам по форме КС-2 и стоимости в сводном сметном расчете, прошедшем экспертизу смет и явившемся основанием для расчета сумм субсидии.
В соответствии с приложением № 6 к Концессионному соглашению «Порядок и условия установления и изменения цен (тарифов) на услуги концессионера по утилизации, обезвреживанию и захоронению твёрдых бытовых отходов, оказываемых организациями коммунального комплекса и надбавок к ценам (тарифам) на услуги концессионера» при расчете тарифа включаются внереализационные, согласно ст. 265 Налогового кодекса Российской Федерации, в том числе расходы на капитальные вложения (реконструкция, модернизация, развитие, приобретение объектов недвижимого и движимого имущества).
Административным истцом в достаточной мере не обосновано, какие именно нарушения были допущены Государственной службой или АО «Управление отходами» при установлении тарифа, а также отсутствует обоснование завышения суммы тарифа в результате предполагаемых административных истцом нарушений.
При определении расчетных и фактических значений расходов, учитываемых при установлении тарифов, были использованы данные бухгалтерской отчетности АО «Управление отходами», в том числе данные акта приема-передачи единиц имущества, входящих в состав Объекта Концессионного соглашения, иного имущества, образующего единое целое с Объектом Концессионного соглашения и (или) предназначенного для использования по общему назначению для осуществления концессионной деятельности, техники, оборудования и материальных ценностей, используемых на Концессионных объектах - собственности Чувашской Республики.
Правомерность представления Федерального казначейства № 18-02-01/2386 от 6 февраля 2019 года и предписания Федерального казначейства № 18-02-01/2387 от 6 февраля 2019 года была предметом рассмотрения дела № А40-67538/2019 по заявлению АО «Управление отходами» в Арбитражном суде города Москвы.
По результатам судебного разбирательства решением Арбитражного суда города Москвы от 11 июля 2019 представление Федерального казначейства № 18-02-01/2386 от 6 февраля 2019 года и предписание Федерального казначейства № 18-02-01/2387 от 6 февраля 2019 года были признаны недействительными.
Доводы административного истца о допущенных АО «Управление отходами» нарушениях и экономической необоснованности размеров установленных Госслужбой тарифов на захоронение твердых коммунальных отходов на 2019 год для АО «Управление отходами», основанные на п.п. 1, 2, 3, 4 предписания Федерального казначейства от 6 февраля 2019 года № 18-02-01/2387 и представлении Федерального казначейства от 6 февраля 2019 года № 18-02-01/2386, не подтверждены объективными доказательствами, поскольку опровергнуты в полном объеме вступившими в законную силу решением Арбитражного суда города Москвы от 11 июля 2019 года по делу №А40-67538/19-121-565 и постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 23 октября 2019 года по делу №А40-67538/2019, которым указанное решение суда было оставлено без изменения.
Суд приходит к выводу, что постановления приняты в пределах полномочий Госслужбы, установленных Федеральным законами с соблюдением формы, вида, процедуры принятия и правил введения в действие, государственной регистрации, порядка опубликования и вступления в силу, а также соответствуют требованиям законодательства о государственном регулировании цен (тарифов) в области обращения с твёрдыми коммунальными отходами.
В удовлетворении заявленных требований по делу по административному исковому заявлению Министерства природных ресурсов и экологии Чувашской Республики об оспаривании в части постановления Государственной службы Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам от 10 января 2018 года № 1-1/в «Об установлении долгосрочных параметров регулирования тарифов и предельных тарифов на захоронение твердых коммунальных отходов для Акционерного общества «Управление отходами» (филиал Акционерного общества «Управление отходами» в г. Новочебоксарск)» в редакции постановления Государственной службы Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам от 6 декабря 2018 года № 108-30/в «О внесении изменения в постановление Государственной службы Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам от 10 января 2018 г. № 1-1/в», постановления Государственной службы Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам от 18 июня 2019 года № 19-7/в «О внесении изменения в постановление Государственной службы Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам от 10 января 2018 г. № 1-1/в» в части размера предельных тарифов на захоронение твердых коммунальных отходов для Акционерного общества «Управление отходами» (филиал Акционерного общества «Управление отходами» в г. Новочебоксарск), следует отказать в полном объеме.
Руководствуясь ст. ст. 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л :
отказать в удовлетворении административного искового заявления Министерства природных ресурсов и экологии Чувашской Республики о признании недействующим постановления Государственной службы Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам от 10 января 2018 года № 1-1/в «Об установлении долгосрочных параметров регулирования тарифов и предельных тарифов на захоронение твердых коммунальных отходов для Акционерного общества «Управление отходами» (филиал Акционерного общества «Управление отходами» в г. Новочебоксарск)» в редакции постановления Государственной службы Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам от 6 декабря 2018 года № 108-30/в «О внесении изменения в постановление Государственной службы Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам от 10 января 2018 г. № 1-1/в», постановления Государственной службы Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам от 18 июня 2019 года № 19-7/в «О внесении изменения в постановление Государственной службы Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам от 10 января 2018 г. № 1-1/в» в части размера предельных тарифов на захоронение твердых коммунальных отходов для Акционерного общества «Управление отходами» (филиал Акционерного общества «Управление отходами» в г. Новочебоксарск), установленных:
столбцом 5 пункта 1.1.1 приложения № 2 к данному постановлению: с 01.01.2019 по 30.06.2019 в размере 1001,41 руб./1 тонну без НДС;
столбцом 6 пункта 1.1.1 приложения № 2 к данному постановлению: с 01.07.2019 по 31.12.2019 в размере 1005,74 руб./1 тонну без НДС.
На решение могут быть поданы апелляционные жалоба, представление в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Верховный Суд Чувашской Республики.
Председательствующий С.В. Карлинов
Мотивированное решение изготовлено 27 января 2020 года.