НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Верховного Суда Чувашской Республики (Чувашская Республика) от 01.10.2019 № 3А-124/19

Дело № 3а-124/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

1 октября 2019 года г. Чебоксары

Верховный Суд Чувашской Республики

под председательством судьи Орловой И.Н.,

при секретаре судебного заседания Герасимовой О.Ю.,

при участии прокурора Овчинниковой Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики административное дело по коллективному административному исковому заявлению Егоровой Натальи Витальевны, Васильева Сергея Михайловича, Краснова Николая Юрьевича и др. о признании недействующим в части постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 26 июня 2019 года № 257 «О переводе земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности земли иного специального назначения»,

установил:

Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 26 июня 2019 года № 257 переведены земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения в земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности земли иного специального назначения согласно приложению.

В подпункт 6 названного приложения включен земельный участок площадью 64,6519 га с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>, целью перевода категории земли которого указано размещение промышленно-складского комплекса.

Данный нормативный правовой акт в соответствии со статьей 7 Закона Чувашской Республики от 30 июня 2014 года № 40 «О порядке опубликования и вступления в силу Конституции Чувашской Республики, законов Чувашской Республики и иных правовых актов Чувашской Республики» опубликован 27 июня 2019 года на официальном интернет-портале правовой информации http://www.cap.ru, а также 29 июня 2019 года в газете «Вести Чувашии» №24 (1646).

Егорова Н.В., Васильев С.М., Краснов Н.Ю. и др. обратились в суд с коллективным административным исковым заявлением о признании не действующим названного постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 26 июня 2019 года № 257 в части перевода земельного участка площадью 64,6519 га с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес> из земель сельскохозяйственного назначения в земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности земли иного специального назначения (далее – земли промышленности).

Заявленное требование мотивировано тем, что административные истцы проживают в д. <адрес> Чебоксарского района Чувашской Республики. При рассмотрении пакета документов, представленных ООО «Развитие», имелись основания для отказа в переводе категории земельного участка, принадлежащего ООО «Развитие», в связи с несоответствием испрашиваемого целевого назначения земельного участка утвержденным документам территориального планирования. Согласно Правил землепользования и застройки Синьяльского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики спорный земельный участок относится к землям сельскохозяйственного назначения и включен в зону сельскохозяйственных предприятий (СХ-2). Согласно пункту 23 статьи 7 Устава Синьяльского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики решение об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид такого использования является полномочием органа местного самоуправления и принимается на основании проекта планировки территории, в границах которой расположены такие земельные участки с учетом результатов публичных слушаний. Собрание депутатов Синьяльского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики не давало согласия на изменение вида разрешенного использования указанного земельного участка. Кабинет Министров Чувашской Республики без проведения публичных слушаний и в нарушение нормативно-правовых актов представительного органа местного самоуправления Синьяльского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики принял одностороннее решение по переводу категории указанного земельного участка, проигнорировав при этом мнение местного населения. Оспариваемый нормативный правовой акт принят с нарушением Федерального закона от 21 декабря 2004 года № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», поскольку не содержит основания такого перевода, затрагивает охраняемые законом интересы граждан, поскольку были нарушены права, предоставленные статьей 5.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

В судебном заседании административные истцы Васильев С.М., Васильева Л.М., Моляков И.Ю., Егорова Н.В. и представитель административных истцов Медведев В.В. поддержали заявленное требование по основаниям, изложенным в иске. Суду показали, что основания перевода указанного земельного участка из категории земель сельскохозяйственного назначения в земли промышленности связаны с осуществлением инвестиционного проекта «Сычуань-Чувашия», поддерживаемого Кабинетом Министров Чувашской Республики после несостоявшихся планов размещения молокозавода по производству сухого молока вблизи д.<адрес> Цивильского района Чувашской Республики. Указанный земельный участок впоследствии будет передан в долгосрочную аренду китайцам для строительства молокозавода, с чем не согласны административные истцы, расположен на территории крупнейшего месторождения полезных ископаемых «...» и не может находиться в частной собственности ООО «Развитие». Генеральный план Синьяльского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики не был в установленном законом порядке опубликован, не содержит печати, подписей лиц, его изготовивших, в связи с чем, сведения, содержащиеся в нем не подлежат применению.

Распоряжением Кабинета Министров Чувашской Республики от 26.08.2019 № 764-р Министерство юстиции и имущественных отношений Чувашской Республики уполномочено представлять интересы Кабинета Министров Чувашской Республики в Верховном Суде Чувашской Республики по настоящему административному делу.

Представитель Кабинета Министров Чувашской Республики и Министерства юстиции и имущественных отношений Чувашской Республики Михайлов И.В. в судебном заседании исковые требования не признал по основаниям, изложенным в письменном отзыве (т.2л.д.1-17), суду показал, что административные истцы не являются субъектами отношений оспариваемого нормативного правового акта, земельный участок с кадастровым номером расположен за пределами границ населенного пункта д.<адрес> Синьяльского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики, в связи с чем не нарушает прав, свобод и законных интересов административных истцов. При принятии оспариваемого нормативного правового акта требования федерального, регионального и муниципального законодательства не нарушены, оспариваемое решение принято в пределах предоставленных полномочий высшим исполнительным органом государственной власти Чувашской Республики, с соблюдением процедуры, порядка принятия и опубликования.

Привлеченное к участию в деле в качестве заинтересованного лица общество с ограниченной ответственностью «Развитие» (далее – ООО «Развитие») в судебное заседание не направило своего представителя, в представленном отзыве возражало относительно заявленного требования указывая на отсутствие нарушения прав, свобод и законных интересов административных истцов оспариваемым нормативно-правовым актом, поскольку административные истцы не значатся в списках лиц, принимавших или намеревающихся принять решение о выделении из общей долевой собственности земель для ведения личного подсобного хозяйства на общем собрании собственников земельных долей. Содержание оспариваемой нормы затрагивает лишь интересы собственника земельного участка ООО «Развитие», принявшего решение об использовании земельного участка для строительства производственной базы. Необходимый пакет документов был представлен в уполномоченный орган, на указанном земельном участке не осуществлялось сельскохозяйственное производство и иная, связанная с сельскохозяйственным производством деятельность, за что ООО «Развитие» выдано предписание об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства. Испрашиваемое целевое назначение запланированного к переводу земельного участка соответствовало документам территориального планирования сельского поселения.

Заинтересованное лицо - администрация Чебоксарского района Чувашской Республики в судебное заседание не направило своего представителя, удовлетворение заявленного требования оставила на усмотрение суда.

Представитель заинтересованного лица Синьяльского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики Кудряшов А.В. в судебном заседании возражал относительно удовлетворения заявленного требования.

Протокольным определением суда от 29 августа 2019 года к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Министерство сельского хозяйства Чувашской Республики, Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики, Министерство экономического развития, промышленности и торговли Чувашской Республики, Министерство природных ресурсов и экологии Чувашской Республики, которые в судебное заседание не обеспечили явку представителей, в представленных отзывах возражали против удовлетворения заявленного требования ( т. 2 л.д.159-162, 166-169, т.3. л.д.29-31).

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, заключение прокурора Овчинниковой Н.А., полагавшей, что административный иск не подлежит удовлетворению, суд не находит оснований для удовлетворения административного искового заявления.

В силу пунктов «в», «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации, пункта 1 статьи 2 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами, а также земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В числе основных принципов земельного законодательства подпунктом 8 пункта 1 статьи 1 ЗК РФ закреплен принцип деления земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.

В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 7 ЗК РФ земли сельскохозяйственного назначения отнесены к отдельной категории земель.

Землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей (пункт 1 статьи 77 ЗК РФ).

Землями промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, землями для обеспечения космической деятельности, землями обороны, безопасности и землями иного специального назначения признаются земли, которые расположены за границами населенных пунктов и используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, объектов для обеспечения космической деятельности, объектов обороны и безопасности, осуществления иных специальных задач и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (пункт 1 статьи 87 ЗК РФ).

Подпунктами 1, 2 и 4 пункта 1 статьи 8 ЗК РФ определена компетенция государственных органов исполнительной власти Российской Федерации и субъекта Российской Федерации в вопросе перевода земель из одной категории в другую. Так, в отношении земель, находящихся в собственности Российской Федерации, перевод из одной категории в другую осуществляется Правительством Российской Федерации. В отношении земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, и земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной собственности, земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в частной собственности, - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

В соответствии с подпунктом 10 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов перевода земель сельскохозяйственного назначения, за исключением земель, находящихся в федеральной собственности, в другие категории земель.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21 декабря 2004 года № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» (далее - Федеральный закон от 21 декабря 2004 года № 172-ФЗ) правовое регулирование отношений, возникающих в связи с переводом земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, осуществляется Земельным кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Согласно Закону Чувашской Республики от 30 апреля 2002 года № 13 «О Кабинете Министров Чувашской Республики» Кабинет Министров Чувашской Республики является постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти Чувашской Республики (статья 1).

В развитие приведенных положений федерального законодательства принято Постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 21 июня 2005 года № 152 «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», которым определено, что до разграничения государственной собственности на землю перевод находящихся в государственной собственности земель или земельных участков из одной категории в другую осуществляется Кабинетом Министров Чувашской Республики, за исключением случаев, когда такой перевод отнесен к компетенции органов государственной власти Российской Федерации или органов местного самоуправления; уполномоченным органом по рассмотрению ходатайств по переводу земель или земельных участков из одной категории в другую, за исключением перевода земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов, является Министерство юстиции и имущественных отношений Чувашской Республики.

Министерство юстиции и имущественных отношений Чувашской Республики по результатам рассмотрения поступивших от заинтересованных лиц ходатайств и документов, необходимых для перевода земель или земельных участков из одной категории в другую, в установленные законодательством порядке и сроки готовит проект решения Кабинета Министров Чувашской Республики о переводе земель или земельных участков из одной категории в другую либо отказ в переводе (пункт 1).

Статьей 6 Закона Чувашской Республики от 30 апреля 2002 года № 13 «О Кабинете Министров Чувашской Республики» определено, что Кабинет Министров Чувашской Республики состоит из членов Кабинета Министров Чувашской Республики - Председателя Кабинета Министров Чувашской Республики, заместителей Председателя Кабинета Министров Чувашской Республики (включая первых заместителей), министров Чувашской Республики, Руководителя Администрации Главы Чувашской Республики и полномочного представителя Чувашской Республики при Президенте Российской Федерации.

Пунктами 10, 16 Регламента заседаний Кабинета Министров Чувашской Республики, утвержденного постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 15 апреля 2005 года № 97 «Об утверждении Регламента заседаний Кабинета Министров Чувашской Республики» установлено, что в заседаниях Кабинета Министров участвуют члены Кабинета Министров и другие должностные лица согласно утвержденному Председателем Кабинета Министров перечню, депутаты Государственного Совета Чувашской Республики, а также лица, приглашенные на заседание Кабинета Министров по рассматриваемым вопросам, заседание Кабинета Министров считается правомочным, если на нем присутствует не менее двух третей членов Кабинета Министров, решения принимаются большинством голосов членов Кабинета Министров.

Оспариваемое административными истцами Постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 26 июня 2019 года № 257 принято на заседании Кабинета Министров Чувашской Республики, что подтверждено протоколом заседания (т. 2 л.д. 84-94), при необходимом кворуме.

Таким образом, оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным высшим органом исполнительной власти Чувашской Республики в пределах предоставленных полномочий, в установленной форме, с соблюдением процедуры принятия и опубликования.

Согласно частям 1, 2 статьи 2 Федерального закона от 21 декабря 2004 года № 172-ФЗ для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую заинтересованным лицом подается ходатайство о переводе земель из одной категории в другую или ходатайство о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на рассмотрение этого ходатайства. Содержание ходатайства о переводе земель из одной категории в другую и состав прилагаемых к нему документов устанавливается органами государственной власти субъектов Российской Федерации в отношении земель сельскохозяйственного назначения, за исключением земель, находящихся в собственности Российской Федерации (пункт 1).

Пунктом 4 части 1 статьи 7 Федерального закона от 21 декабря 2004 года № 172-ФЗ регламентировано, что перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию допускается в исключительных случаях, связанных с размещением промышленных объектов на землях, кадастровая стоимость которых не превышает средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу), а также на других землях и с иными несельскохозяйственными нуждами при отсутствии иных вариантов размещения этих объектов, за исключением размещения на землях, указанных в части 2 настоящей статьи.

Статьей 4 Федерального закона от 21 декабря 2004 года № 172-ФЗ предусмотрен перечень случаев когда перевод земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую не допускается, к которым отнесены:

1) установления в соответствии с федеральными законами ограничения перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую либо запрета на такой перевод;

2) наличия отрицательного заключения государственной экологической экспертизы в случае, если ее проведение предусмотрено федеральными законами;

3) установления несоответствия испрашиваемого целевого назначения земель или земельных участков утвержденным документам территориального планирования и документации по планировке территории, землеустроительной документации.

По смыслу указанных правовых норм применительно к предмету оспариваемого нормативного правового акта перевод земель сельскохозяйственного назначения в земли промышленности допустим при соблюдении следующих условий:

1) если кадастровая стоимость земельного участка не превышает средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району,

2) при отсутствии иных вариантов размещения промышленных объектов,

3) при соответствии целевого назначения земельного участка документам территориального планирования.

Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 21 июня 2005 года № 152 утвержден Перечень документов, необходимых для перевода земель из одной категории в другую в отношении земель сельскохозяйственного назначения на территории Чувашской Республики, за исключением земель, находящихся в собственности Российской Федерации, которым предусмотрено следующее.

Ходатайство о переводе земель из одной категории в другую в отношении земель сельскохозяйственного назначения на территории Чувашской Республики, за исключением земель, находящихся в собственности Российской Федерации, в котором указываются:

- фамилия, имя, отчество (последнее - при наличии), паспортные данные, адрес места жительства заявителя и ИНН - для физического лица и индивидуального предпринимателя, полное и сокращенное наименование, организационно-правовая форма заявителя, его местонахождение, ИНН, банковские реквизиты - для юридического лица;

- категория земель, перевод которых предполагается осуществить, и категория земель, перевод в состав которых предполагается осуществить, вид сельскохозяйственных угодий;

- сведения о местоположении и площади земель (га);

- обоснование перевода земель из одной категории в другую, включающее цель перевода, и обоснование необходимости использования земель в составе испрашиваемой категории земель;

- действующее и испрашиваемое право на земли;

- кадастровые номера и сведения о правах на земельные участки, входящие в состав земель, перевод которых из одной категории в другую предполагается осуществить, в случае их наличия.

2. Документ, подтверждающий полномочия лица на осуществление действий от имени заявителя (заявителей) (в случае подачи ходатайства представителем заявителя (заявителей).

3. Копии документов на земельные участки, входящие в состав земель, перевод которых из одной категории в другую предполагается осуществить (правоустанавливающие) (при наличии таких земельных участков).

4. Копии документов, удостоверяющих личность заявителя (заявителей), - для физических лиц.

5. Выписка из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (для заявителей - индивидуальных предпринимателей) или выписка из Единого государственного реестра юридических лиц (для заявителей - юридических лиц).

6. Согласие правообладателя земельного участка на перевод земель из одной категории в другую, за исключением случая, если правообладателем земельного участка является лицо, с которым заключено соглашение об установлении сервитута в отношении такого земельного участка.

7. Заключение государственной экологической экспертизы в случае, если ее проведение предусмотрено законодательством Российской Федерации.

8. Планово-картографические материалы с указанием местоположения земель, перевод которых из одной категории в другую предполагается осуществить, позволяющие определить положение границ земель на местности, и состав сельскохозяйственных угодий.

9. Кадастровый план территории земель, перевод которых из одной категории в другую предполагается осуществить.

11. Заключение территориального органа федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере недропользования, об отсутствии полезных ископаемых в недрах под участком предстоящей застройки, а при их наличии - разрешение на осуществление застройки площадей залегания полезных ископаемых, а также размещение в местах их залегания подземных сооружений.

12. Выписка из Единого государственного реестра недвижимости на земельные участки, входящие в состав земель, перевод которых из одной категории в другую предполагается осуществить (при наличии таких земельных участков).

Как видно из материалов дела, земельный участок площадью 646519 кв.м. с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>, отнесенный к землям сельскохозяйственного назначения, имеющий вид разрешенного использования «для сельскохозяйственного производства», принадлежит на праве собственности ООО «Развитие», о чем в Едином государственном реестре недвижимости имеется запись о регистрации от 8 июня 2018 года .

25 апреля 2019 года в Министерство юстиции и имущественных отношений Чувашской Республики поступило ходатайство ООО «Развитие» о переводе указанного земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения в земли промышленности для реализации инвестиционного проекта по строительству промышленно-складского комплекса со следующими основными параметрами: срок реализации – 2 года; общая стоимость проекта – 553000000 руб.; доля собственных средств – 166000000 руб.; планируемое к созданию рабочих мест – 164 (т.1 л.д.64-65).

К данному ходатайству приложены:

1) копия Устава ООО «Развитие» (т.1 л.д.66-71);

2) выписка из ЕГРЮЛ в отношении ООО «Развитие» (т.1 л.д.72-79);

3) выписка из Единого государственного реестра недвижимости в отношении земельного участка с кадастровым номером (т.1 л.д.80-81);

4) согласие правообладателя на перевод категории земельного участка (т.1 л.д.82);

5) выкопировка из генерального плана Синьяльского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики (т.1 л.д.83); 6) заключение о наличии полезных ископаемых в недрах под участком предстоящей застройки Департамента по недропользованию по Приволжскому федеральному округу 30.11.2018 № ПФО-01-01-09/2418 из которого видно, что земельный участок с кадастровым номером находится между точками 1-2-3, 7-8-9-1 на площади залегания запасов кирпично-черепичного сырья месторождения «...», учтенного в нераспределенном фонде недр Территориальным балансом запасов общераспространенных полезных ископаемых по Чувашской Республике (т.1 л.д.84-85);

7) разрешение на застройку площади залегания полезных ископаемых Департамента по недропользованию по Приволжскому федеральному округу от 01.02.2018 № 3, согласно которому ООО «Развитие» разрешается застройка площади залегания запасов глин и суглинков месторождения «...» нераспределенного фонда недр, расположенного на территории Чебоксарского района Чувашской Республики, в границах земельного участка площадью 52,81 га (т.1л.д.86-87);

8) обоснование перевода земель из одной категорию в другую (т.1 л.д.88);

9) гарантийное письмо Сбербанка России от 10.07.2018 № 8613-102 о возможности финансирования инвестиционного проекта ЗАО «Волго-Вятская логистическая компания», реализуемого в сопровождении ПАО «Корпорация развития Чувашской Республики» на общую сумму 480000000 руб. (т.1 л.д.91),

а также иные документы (т.1 л.д.92-97).

Как видно из представленного обоснования, обращение собственника земельного участка с указанным заявлением обусловлено планируемым строительством промышленно-складского комплекса с складами класса А и В, производственными площадями, транспортно-сервисным центром, состоящим из следующих зон: зона логистического центра, зона промышленного производства, зона пищевого производства и складирования, зона транспортно-сервисного центра, зона общественного центра.

Таким образом, предусмотренные региональным законодательством документы в Министерство юстиции и имущественных отношений Чувашской Республики собственником земельного участка с кадастровым номером представлены, в указанной части нарушений допущено не было.

Одним из документов территориального планирования муниципального образования является генеральный план поселения (пункт 2 части 1 статьи 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований (часть 1 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений (часть 3 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Генеральные планы поселений, генеральные планы городских округов утверждаются на срок не менее чем двадцать лет (часть 11 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Согласно пунктов 1 и 3 части 1 статьи 8, части 1 статьи 24, части 1 статьи 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пункта 20 части 1 статьи 14, части 1 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», подпункта 23 пункта 1 статьи 7 Устава Синьяльского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики (далее Устав сельского поселения) утверждение генерального плана поселения, правил землепользования и застройки относится к вопросам местного значения поселения. Генеральный план, правила землепользования и застройки поселения утверждаются муниципальным правовым актом представительного органа местного самоуправления поселения.

Генеральный план поселения является документом территориального планирования муниципального образования и содержит: 1) положение о территориальном планировании; 2) карту планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа; 3) карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа; 4) карту функциональных зон поселения или городского округа (статья 18, часть 3 статьи 23 ГрК РФ).

Генеральный план Синьяльского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики (далее – генеральный план), разработан ООО «АП», утвержден решением Собрания депутатов Синьяльского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики от 27 ноября 2008 года № 24-03 по результатам публичных слушаний – т.3 л.д.111-119.

В названный генеральный план внесены изменения и дополнения от 16.08.2011 № 08-05, от 05.06.2013 № 23-07, от 26.11.2013 № 26-04, от 19.09.2014 № 33-06, от 24.03.2017 № 21-01, от 28.04.2017 № 23-01, от 12.04.2018 № 37-06, от 13.06.2018 № 38-08, от 29.08.2018 № 39-05, от 07.12.2018№ 43-09 (т. 3 л.д.124-158).

Из Сводной схемы (основного чертежа) генерального плана следует, что за пределами границ населенного пункта д.<адрес> Чебоксарского района Чувашской Республики предусмотрена проектируемая производственная зона, земельный участок с кадастровым номером сформирован в проектируемой производственной зоне ( т. 2 л.д.25).

Административными истцами и их представителем в судебном заседании заявлено о подложности генерального плана, недостоверности содержащихся в нем сведений об отнесении указанного земельного участка к проектируемой производственной зоне в связи с отсутствием печати и подписей лиц, его изготовивших.

Частью 13 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей на момент принятия генерального плана) предусмотрено, что представительный орган местного самоуправления поселения, представительный орган местного самоуправления городского округа с учетом протоколов публичных слушаний по проекту генерального плана и заключения о результатах таких публичных слушаний принимают решение об утверждении генерального плана или об отклонении проекта генерального плана и о направлении его соответственно главе местной администрации поселения, главе местной администрации городского округа на доработку в соответствии с указанными протоколами и заключением.

В силу части 14 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей на момент принятия генерального плана) генеральный план подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещается на официальном сайте поселения (при наличии официального сайта поселения), официальном сайте городского округа (при наличии официального сайта городского округа) в сети "Интернет". Опубликованию и размещению подлежат положения, предусмотренные частью 5 статьи 23 настоящего Кодекса, и карта (схема) или несколько карт (схем), на которых отображена информация, предусмотренная частью 6 статьи 23 настоящего Кодекса. Генеральный план в течение трех дней со дня его утверждения направляется в высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации, в границах которого находятся поселение, городской округ, и главе муниципального района, в границах которого находится поселение (в случае утверждения генерального плана поселения).

Судом установлено, что решение Собрания депутатов Синьяльского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики от 27.11.2008 № 24-03 «Об утверждении генерального плана Синьяльского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики и об установлении границ населенных пунктов входящих в состав Синьяльского сельского поселения» в Сводной схеме (основного чертежа) которого в первоначальной редакции отражена проектируемая производственная зона, размещено (опубликовано) на официальном сайте Синьяльского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики на Портале органов власти Чувашской Республики в сети «Интернет» (www.cap.ru) включая его графическую часть, в печатном издании «Ведомости Чебоксарского района» от 19.12.2008 № 28 (58), а также в Федеральной государственной информационной системе территориального планирования Министерства экономического развития Российской Федерации в сети в сети «Интернет» (https://fgistp.economy.gov.ru).

Таким образом, при наличии не оспоренного генерального плана, сведения, содержащиеся в нем, имеют доказательственное значение. Генеральный план является документом территориального планирования, который обязателен при решении вопроса о переводе земель сельскохозяйственного назначения в земли промышленности, в связи с чем, оснований для вывода о том, что в генеральном плане отсутствовала проектируемая производственная зона за пределами границ населенного пункта д.Ильбеши Чебоксарского района Чувашской Республики, у суда не имеется.

Кроме того, с целью проверки доводов административных истцовизСиньяльского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики истребован генеральный план (с последующими изменениями и дополнениями) – т.4 л.д.62, который по своему содержанию не содержит различий с представленной административным ответчиком в материалы дела Сводной схемой (основного чертежа) генерального плана, изготовленной кадастровым инженером Л (т.2 л.д.25).

В силу пункта 8 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации правила землепользования и застройки - документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.

Правила землепользования и застройки Синьяльского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики утверждены решением Собрания депутатов Синьяльского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики от 29 декабря 2016 года № 19-02.

Градостроительный регламент зоны производственных объектов (П-1) содержит сведения о следующих основных видах разрешенного использования земельных участков, включенных в указанную функциональную зону: хранение и переработка сельскохозяйственной продукции, обеспечение сельскохозяйственного производства, объекты гаражного назначения, коммунальное обслуживание, общественное питание, обслуживание автотранспорта, объекты придорожного сервиса, производственная деятельность, недропользование, пищевая промышленность, строительная промышленность, энергетика, связь, обеспечение внутреннего правопорядка, заготовка древесины, заготовка лесных ресурсов, земельные участки (территории общего пользования).

Следовательно, целевое назначение испрашиваемого земельного участка с кадастровым номером соответствует утвержденным документам территориального планирования.

Кроме того, согласно постановлению Кабинета Министров Чувашской Республики от 04.06.2012 № 214 «Вопросы Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики» Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики в рамках выполнения задач по обеспечению устойчивого развития территорий на основе территориального планирования и градостроительного зонирования осуществляет контроль за соблюдением органами местного самоуправления в Чувашской Республике законодательства о градостроительной деятельности.

Министерством строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики сообщено, что земельный участок с кадастровым номером , переведенный в земли промышленности, для размещения промышленно-складского комплекса расположен на резервной территории, отнесенной к перспективной производственной зоне (т.2 л.д.35-37).

Что касается не опубликования графической части генерального плана, в печатном издании – газете «Ведомости Чебоксарского района» от 19.12.2008 № 28 (58) – т.3 л.д.87-90, то данное обстоятельство не свидетельствует о его неприменении, поскольку согласно части 2 статьи 47 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в случае опубликования (размещения) полного текста муниципального правового акта в официальном сетевом издании объемные графические и табличные приложения к нему в печатном издании могут не приводиться.

Постановлением главы Синьяльского сельского поселения Чебоксарского района от 29 мая 2019 года № 8 были назначены публичные слушания по вопросу строительства завода по переработке молока вблизи д.<адрес> Синьяльского сельского поселения Чебоксарского района на 22 июня 2019 года.

Постановлением главы Синьяльского сельского поселения Чебоксарского района от 11 июня 2019 года № 11 проведение публичных слушаний отменено.

Данные обстоятельства, вопреки доводам административных истцов и их представителя, не служат доказательством нарушения процедуры перевода целевого назначения земельного участка административным ответчиком, поскольку осуществлены органом местного самоуправления в пределах полномочий, предоставленных статьей 46 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 5 октября 2015 года № 346 утверждены, в числе прочего, значения удельных показателей кадастровой стоимости земельных участков в составе земель сельскохозяйственного назначения (т. 3 л.д.52). По Чебоксарскому району Чувашской Республики среднее значение удельного показателя кадастровой стоимости земельных участков в составе земель сельскохозяйственного назначения составляет 3, 16 руб./кв.метр.

Из имеющейся в материалах дела выписки из Единого государственного реестра недвижимости видно, что кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером составляет 1997743, 71 руб. (т.2 л.д.129-130), удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка – 3,09 руб./кв.м.

Следовательно, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером не превышает средний уровень кадастровой стоимости по Чебоксарскому району Чувашской Республики.

Предписанием от 5 июля 2019 года № 05-ЧР/27, вынесенным старшим государственным инспектором отдела государственного земельного надзора Управления Россельхознадзора по Чувашской Республике и Ульяновской области Игнатьевым В.А., указано на необходимость ООО «Развитие» устранить выявленное по результатам внеплановой выездной проверки земельного участка нарушение требований земельного законодательства Российской Федерации, а именно: на части земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером площадью 18,53 га с разрешенным видом использования – для сельскохозяйственного производства, необходимо проведение комплекса агротехнических, агрохимических и других мероприятий с целью уничтожения сорной травянистой и древесно-кустарниковой растительности и введения в сельскохозяйственный оборот указанной части земельного участка в срок до 1 ноября 2019 года.

Доктором биологических наук, профессором кафедры землеустройства, кадастров и экологии ФГБОУ «Чувашская государственная сельскохозяйственная академия» Васильевым О.А. осуществлено агрохимическое исследование пахотного слоя земельного участка с кадастровым номером , результаты отражены в заключении от 13 сентября 2019 года (т. 3 л.д.34-46), при этом установлено низкое содержание гумуса, pHкс – нейтральная, содержание подвижного фосфора – высокое, обменного калия – повышенное, содержание валовых форм меди, цинка, кадмия и свинца находится в пределах ПДК.

Из письма администрации Синьяльского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики от 16.09.2019 № 1037 в соответствии с генеральным планом иные варианты размещения промышленных объектов, в т.ч. промышленно-складского комплекса на земельных участках площадью не менее 64 га в Синьяльском сельском поселении Чебоксарского района Чувашской Республики отсутствуют (т. 3 л.д.48).

Оценив собранные доказательства по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства в Российской Федерации суд приходит к выводу, что перевод земельного участка с кадастровым номером из земель сельскохозяйственного назначения в земли промышленности для размещения промышленно-складского комплекса не нарушает прав, свобод и законных интересов административных истцов и не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, в связи с чем административное исковое заявление подлежит оставлению без удовлетворения.

Доводы административных истцов о нарушении административным ответчиком федерального законодательства в связи с отсутствием согласия представительного органа местного самоуправления – Собрания депутатов Синьяльского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики на изменение вида разрешенного использования земельного участка, принятого с учетом результатов публичных слушаний основан на неверном толковании норм материального права.

Согласно пункту 2 статьи 7 ЗК РФ земли, указанные в пункте 1 ЗК РФ используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.

Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.

Оспариваемым нормативным правовым актом вид разрешенного использования земельного участка не был изменен, а изменено целевое назначение земельного участка путем перевода земель сельскохозяйственного назначения в земли промышленности.

Внесение изменений в Правила землепользования и застройки Синьяльского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики, утв. решением Собрания депутатов Синьяльского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики от 29 декабря 2016 года № 19-02, относительно изменения функциональной зоны подлежит осуществлению в порядке, предусмотренном статьями 31-33 Градостроительного кодекса Российской Федерации с учетом результатов публичных слушаний, а вид разрешенного использования земельного участка подлежит выбору собственником земельного участка из предусмотренных градостроительным регламентом для соответствующей территориальной зоны.

Также неверным находит суд утверждение административных истцов о нахождении земельного участка с кадастровым номером в функциональной зоне СХ-2 (Зона сельскохозяйственных предприятий), поскольку из имеющейся в материалах дела выписки из карты градостроительного зонирования (т. 2 л.д. 28) указанный земельный участок отражен в территориальной зоне СХ-1 (Сельскохозяйственные угодья из состава земель сельскохозяйственного назначения), градостроительный регламент на которую не распространяется.

Довод административных истцов о допущенных нарушениях федерального законодательства в связи с переводом целевого назначения земельного участка, находящегося в границах крупнейшего месторождения полезных ископаемых, суд находит несостоятельным, поскольку соответствующее разрешение Департамента по недропользованию по Приволжскому федеральному округу в уполномоченный орган представлено. Основания приобретения права собственности ООО «Развитие» на земельный участок с кадастровым номером , расположенный в границах «...» месторождения полезных ископаемых, предметом рассматриваемого иска не служат, интересы граждан не затрагивают, поскольку согласно статьи 1.2 Закона РФ от 21 февраля 1992 года № 2395-1 «О недрах» недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью.

Также несостоятельными находит суд доводы представителя административного ответчика о том, что оспариваемый нормативный правовой акт не затрагивает прав, свобод и законных интересов административных истцов, в связи с чем, они не имели право на обращение с настоящим иском, поскольку граждане в силу части 1 статьи 5 Градостроительного кодекса Российской Федерации являются субъектами градостроительных отношений, право на обращение в суд, в том числе с коллективным административным иском, гарантировано статье 46 Конституции Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 177, 215 Кодекса административного судопроизводства в Российской Федерации, суд

решил:

Коллективное административное исковое заявление Егоровой Натальи Витальевны, Васильева Сергея Михайловича, Краснова Николая Юрьевича и др. о признании не действующим постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 26 июня 2019 года № 257 «О переводе земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности земли иного специального назначения» в части перевода категории земельного участка площадью 64,6519 га с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес> под размещение промышленно-складского комплекса оставить без удовлетворения.

Сообщение о принятом решении подлежит размещению на официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru) или опубликованию в республиканской газете «Вести Чувашии».

Решение может быть обжаловано и на него может быть принесено представление прокурором в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции (603022, Нижний Новгород, проспект Гагарина, дом 17 «А», пом. П1) в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Верховный Суд Чувашской Республики.

Судья Верховного Суда

Чувашской Республики И.Н.Орлова

Мотивированное решение изготовлено 7 октября 2019 года