НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Верхневилюйского районного суда (Республика Саха (Якутия)) от 19.10.2022 № 2А-334/2022

Дело № 2а-334/2022

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

село Верхневилюйск 19 октября 2022 года

Верхневилюйский районный суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Никифорова А.А., при секретаре судебного заседания Егоровой Н.Е., с участием,

прокурора Верхневилюйского района Слепцова П.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Верхневилюйского района Слепцова П.Н. в интересах неопределенного круга лиц к наслежной администрации сельского поселения «Верхневилюйский наслег» муниципального района «Верхневилюйский улус (район)» Республики Саха (Якутия) о признании незаконным бездействие по постановке на учет детской игровой площадки, находящейся на ее территории, и по осуществлению контроля за техническим состоянием оборудований, их надлежащему содержанию, и о возложении обязанности принять меры по постановке на баланс оборудования детской игровой площадки, обеспечить безопасность нахождения граждан, в том числе несовершеннолетних, на детской игровой площадке,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Верхневилюйского района Слепцов П.Д. в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с вышеуказанным административным иском к наслежной администрации сельского поселения «Верхневилюйский наслег» Верхневилюйского улуса (района) Республики Саха (Якутия) (далее по тексту – администрация СП «Верхневилюйский наслег»). В обоснование иска указано, что прокуратурой Верхневилюйского района проведена проверка исполнения законодательства о безопасности пребывания несовершеннолетних на спортивных и игровых сооружениях, расположенных на территории муниципальных образований района, а также в сфере благоустройства придомовых и муниципальных территорий, в части содержания детских игровых и спортивных площадок, по результатам которой установлено, что 30 мая 2022 года около 18 часов 30 минут на детской площадке, находящейся на придомовой территории многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, корпус 1, малолетний Е, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, играя на качелях, упал и ударился головой об бетонную поверхность детской площадки, в результате чего получил телесные повреждения в виде кататравмы, сотрясения головного мозга, закрытой черепно-мозговой травмы. Данная детская площадка не имеет ударопоглощающего (мягкого) покрытия. В зонах приземления и падения с игрового оборудования использован бетон. Также проверкой установлено, что оборудование вышеуказанной детской площадки не имеет собственника, техническое обслуживание площадок, оборудование не соответствует требованиям ГОСТ, требуют ремонта и последующего обслуживания. На детской площадке не размещены информационные таблички или доски, содержащие номера телефонов для сообщения службе эксплуатации при неисправности и поломке оборудования. Администрацией СП «Верхневилюйский наслег» не заключаются договоры с подрядными организациями на выполнение работ по содержанию детской площадки, фактически не ведется контроль за техническим состоянием оборудования и контроль соответствия требованиям безопасности. Детские и спортивные площадки должны соответствовать требованиям безопасности ГОСТ Р 52301-2013, ГОСТ Р 52169-2012. Контроль за техническим состоянием оборудования и контроль соответствия требованиям безопасности, техническое обслуживание и ремонт осуществляет эксплуатант (владелец). Отсутствие собственника детской площадки затрудняет нормальную эксплуатацию и содержание игровых оборудований. Неограниченный доступ к таким игровым оборудованиям может привести к их аварийному состоянию, создает угрозу безопасности жизни и здоровья неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних лиц. Акт прокурорского реагирования, внесенный в адрес административного ответчика в досудебном порядке, фактически оставлен без удовлетворения. По состоянию на дату подачи административного иска оборудование вышеуказанной детской игровой площадки на балансе администрации СП «Верхневилюйский наслег» не состоит, нарушения не устранены, бетонное основание площадки покрыто синтетическим материалом «искусственная трава», при укладке покрытия прорезиненная либо другая альтернативная подложка не использована, покрытие местами изношено, с краю основания имеются повреждения покрытия, бетонное основание оголено. Указанные обстоятельства создают реальные предпосылки для возможности травмирования детей. Нахождение детской площадки на территории администрации СП «Верхневилюйский наслег» в бесхозяйном состоянии, в отсутствии должного ремонта и технического содержания, ведет к возникновению опасности для жизни и здоровья детей их использующих. На основании изложенного административный истец просит признать незаконным бездействие администрации СП «Верхневилюйский наслег» по постановке на учет детской площадки, находящейся на ее территории, и по осуществлению контроля за техническим состоянием оборудований, их надлежащему содержанию. Обязать наслежную администрацию СП «Верхневилюйский наслег» в течение 2-х месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять меры по постановке на баланс оборудования детской площадки, находящейся на придомовой территории многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>. Обеспечить в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52169-2012, ГОСТ Р 52301-2013 безопасность нахождения граждан, в том числе несовершеннолетних, на вышеуказанной детской игровой площадке.

О времени и месте судебного заседания стороны извещены надлежащим образом.

Административный ответчик – наслежная администрация СП «Верхневилюйский наслег» явку своего представителя не обеспечила, заявлением просит рассмотреть дело без участия представителя, возражений относительно иска не заявила.

В соответствии со ст. 150 КАС РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя административного ответчика.

В судебном заседании административный истец прокурор Верхневилюйского района Слепцов П.Н. административное исковое заявление поддержал по основаниям, изложенным в иске, просил требования удовлетворить.

Суд, выслушав административного истца, изучив материалы дела, оценив представленные доказательства, приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Пунктом 4 указанной статьи предусмотрено право обращения в суд прокурора.

В соответствии со ст. 6 Конвенции о правах ребенка, государства – участники признают, что каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь, а также обеспечивают в максимально возможной степени выживание и здоровое развитие ребенка.

Согласно ст.ст. 2, 38 Конституции РФ, человек, его права и свободы являются высшей ценностью; признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства. Детство находится под защитой государства.

Судом установлено и сторонами не оспаривается, что на территории наслежной администрации СП «Верхневилюйский наслег» имеется детская игровая площадка с размещенными на ней игровыми оборудованиями, которая находится на придомовой территории многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>. Вышеуказанная детская игровая площадка не имеет собственника, техническое обслуживание детской площадки не осуществляется, отсутствует паспорт площадки, оборудования не соответствуют требованиям ГОСТ, требуют ремонта и последующего обслуживания. На детской площадке не размещены информационные таблички или доски, содержащие номера телефонов для сообщения службе эксплуатации при неисправности и поломке оборудования, наслежной администрацией сельского поселения «Верхневилюйский район» не заключаются договоры с подрядными организациями на выполнение работ по содержанию детской площадки, фактически не ведется контроль за техническим состоянием оборудования и контроль соответствия требованиям безопасности.

Пунктами 1 и 5 ч. 1 ст. 50 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных указанным федеральным законом вопросов местного значения, а также имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения в соответствии с частями 3 и 4 ст. 14 указанного федерального закона.

Согласно ч. 1 ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен, либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности, на которую собственник отказался.

В соответствии с ч. 3 ст. 218 ГК РФ в случаях и порядке, предусмотренных ГК РФ, лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющего собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом.

В силу ч. 1, ч. 2 ст. 226 ГК РФ, движимые вещи, брошенные собственником или иным образом оставленные им с целью отказа от права собственности на них (брошенные вещи), могут быть обращены другими лицами в свою собственность в порядке, предусмотренном п. 2 данной статьи.

Детские игровые и спортивные площадки с размещенными на них оборудованиями относятся к движимому имуществу, а, следовательно, вопрос, связанный с их принадлежностью, подлежит разрешению в порядке статьи 226 ГК РФ.

Лицо, в собственности, владении или пользовании которого находится земельный участок, водный объект или иной объект, где находится брошенная вещь, стоимость которой явно ниже суммы, соответствующей пятикратному минимальному размеру оплаты труда, либо брошенные лом металлов, бракованная продукция, топляк от сплава, отвалы и сливы, образуемые при добыче полезных ископаемых, отходы производства и другие отходы, имеет право обратить эти вещи в свою собственность, приступив к их использованию или совершив иные действия, свидетельствующие об обращении вещи в собственность (ч. 2 ст. 226 ГК РФ).В силу ст. 132 Конституции РФ, органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.

В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» в перечень целей государственной политики в интересах детей входит защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие.

Согласно ст. 12 вышеуказанного Федерального закона, органы местного самоуправления в пределах своих полномочий осуществляют мероприятия по обеспечению прав детей на отдых и оздоровление.

Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 23 ноября 2012 года № 1148-ст утвержден национальный стандарт РФ ГОСТ Р 52169-2012 «Оборудование и покрытия детских игровых площадок. Безопасность конструкции и методы испытаний. Общие требования» (далее по тексту – ГОСТ Р 52169-2012).

ГОСТ Р 52169-2012 распространяется на оборудование детских игровых площадок (далее - оборудование) и покрытия детских игровых площадок (далее - покрытие), предназначенные для индивидуального и коллективного пользования. Стандарт устанавливает общие требования к безопасности конструкции и методам испытаний оборудования и покрытий детских игровых площадок.

Согласно п. 3.16 ГОСТ Р 52169-2012 детская игровая площадка представляет собой специально оборудованную территорию, предназначенную для отдыха и игры детей, включающая в себя оборудование и покрытие детской игровой площадки, и оборудование для благоустройства детской игровой площадки.

Пунктом 3.1 ГОСТ Р 52169-2012 под оборудованием детской игровой площадки понимается оборудование, с которым или на котором дети могут играть в помещении или на открытых площадках, индивидуально или группой, по своему усмотрению и правилам.

Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 24 июня 2013 года № 182-ст утвержден национальный стандарт РФ ГОСТ Р 52301-2013 «Оборудование и покрытия детских игровых площадок. Безопасность при эксплуатации. Общие требования» (далее по тексту – ГОСТ Р 52301-2013).

Согласно п.п. 4.1, 4.2, 4.3 ГОСТ Р 52301-2013 монтаж и установку оборудования выполняют в соответствии с проектом, паспортом изготовителя и нормативными документами. Оборудование монтируют и устанавливают так, чтобы была обеспечена безопасность играющих детей. Запрещается пользоваться оборудованием, не обеспечивающим безопасность детей.

В соответствии с п.п. 6.1, 6.2 ГОСТ Р 52301-2013 оборудование и его элементы, осматривают и обслуживают в соответствии с инструкцией изготовителя с периодичностью, установленной изготовителем. Контроль за техническим состоянием оборудования и контроль соответствия требованиям безопасности, техническое обслуживание и ремонт осуществляет эксплуатант (владелец).

Пунктом 6.3 ГОСТ Р 52301-2013 установлено, что результаты контроля за техническим состоянием оборудования и контроля соответствия требованиям безопасности, технического обслуживания и ремонта регистрируют в журнале, который хранится у эксплуатанта (владельца).

В соответствии с п. 6.4 ГОСТ Р 52301-2013 контроль технического состояния оборудования включает:

- осмотр и проверку оборудования перед вводом в эксплуатацию;

- регулярный визуальный осмотр;

- функциональный осмотр;

- ежегодный основной осмотр (п. 6.4 ГОСТ Р 52301-2013).

Согласно п. 6.4.3 ГОСТ Р 52301-2013 функциональный осмотр представляет собой детальный осмотр с целью проверки исправности и устойчивости оборудования, выявления износа элементов конструкции оборудования. Осмотр проводят с периодичностью один раз в 1-3 месяц в соответствии с инструкцией изготовителя. Особое внимание уделяют скрытым, труднодоступным элементам оборудования.

Пунктами 6.4.5, 6.5.2 ГОСТ Р 52301-2013 установлено, что ежегодный основной осмотр для целей оценки соответствия технического состояния оборудования требованиям безопасности проводят с периодичностью не более одного раза в 12 мес.

В ходе ежегодного основного осмотра определяют:

- наличие гниения деревянных элементов;

- наличие коррозии металлических элементов;

- влияние выполненных ремонтных работ на безопасность оборудования.

Особое внимание уделяют скрытым, труднодоступным элементам оборудования. Ежегодный основной осмотр проводит компетентный персонал в строгом соответствии с инструкцией изготовителя.

При составлении графика учитывают: инструкцию изготовителя; климатические условия, от которых может зависеть периодичность и содержание выполняемых работ при осмотрах. В графике перечисляют оборудование и элементы оборудования, подлежащие проверке при различных видах осмотров в соответствии с п. 6.4.

Согласно п.п. 6.6, 6.7, 7.7 ГОСТ Р 52301-2013 при обнаружении в процессе осмотра оборудования дефектов, влияющих на безопасность оборудования, дефекты немедленно устраняют. Если это невозможно, то принимают меры, обеспечивающие невозможность пользоваться оборудованием, либо оборудование демонтируют и удаляют с игровой площадки. После удаления оборудования оставшийся в земле фундамент также удаляют или огораживают и закрывают сверху так, чтобы участок игровой площадки был безопасным.

В соответствии с п. 7.5 ГОСТ Р 52301-2013 для обеспечения безопасности на детской игровой площадке эксплуатант разрабатывает и устанавливает информационные таблички или доски, содержащие: правила и возрастные требования при пользовании оборудованием; номера телефонов службы спасения, скорой помощи; номер(а) телефона(ов) для сообщения службе эксплуатации при неисправности и поломке оборудования.

Пунктами 4.1, 4.2.1 ГОСТ Р 52169-2012 установлено, что пользование оборудованием может включать в себя следующие риски: разрушения элементов конструкции; непредусмотрительного поведения ребенка; падения на оборудовании; падения с оборудования; столкновения детей с элементами конструкции или между собой; застревания; риск скольжения.

Применяемые материалы не должны оказывать вредное воздействие на здоровье ребенка и окружающую среду в процессе эксплуатации; вызывать термический ожог при контакте с кожей ребенка в климатических зонах с очень высокими или очень низкими температурами.

Согласно п. 4.4.5 Приказа Минстроя России № 897/пр, Минспорта России № 1128 от 27 декабря 2019 года «Об утверждении методических рекомендаций по благоустройству общественных и дворовых территорий средствами спортивной и детской игровой инфраструктуры» в зонах приземления и падения с оборудования и МАФ не рекомендуется использовать кирпич, бетон, битумные материалы, щебень, лесоматериалы, рыхлую почву или дерн. В целях снижения риска травмирования детей рекомендуется применять ударопоглощающее (мягкое) покрытие: песчаное, уплотненное песчаное на грунтовом основании или гравийной крошке, дерновое, из дробленой древесины, мягкое резиновое, мягкое синтетическое.

Согласно «СП 31-115-2006. Свод правил по проектированию и строительству. Открытые плоскостные физкультурно-спортивные сооружения» игровое оборудование должно быть сертифицировано, соответствовать требованиям санитарно-гигиенических норм, охраны жизни и здоровья ребенка, быть удобным в технической эксплуатации, эстетически привлекательным. Рекомендуется применение модульного оборудования, обеспечивающего вариантность сочетаний элементов.

Из вышеуказанного следует, что оборудования детских и спортивных площадок должны соответствовать требованиям безопасности ГОСТ Р 52301-2013, ГОСТ Р 52169-2012. Контроль за техническим состоянием оборудования и контроль соответствия требованиям безопасности, техническое обслуживание и ремонт осуществляет эксплуатант (владелец).

Отсутствие собственника спорного движимого имущества затрудняет нормальную эксплуатацию и содержание игровых оборудований, неограниченный доступ к таким игровым оборудованиям может привести к их аварийному состоянию, создает угрозу безопасности жизни и здоровья неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних лиц. В силу малолетнего возраста, отсутствия знаний и практического опыта они беззащитны перед обстоятельствами, создающими угрозу их жизни и здоровью.

<адрес> по выявленному нарушению ранее в досудебном порядке принимались меры реагирования. Так, главе администрации СП «Верхневилюйский наслег» внесено представление от ДД.ММ.ГГГГ об устранении нарушений федерального законодательства.

На внесенный акт прокурорского реагирования поступил ответ, согласно которому в настоящее время ведутся работы по постановке на учет детской площадки.

Таким образом, установлено, что административным ответчиком нарушаются требования законодательства о безопасности пребывания несовершеннолетних на указанной детской площадке. Нахождение детской игровой площадки в бесхозяйном состоянии, в отсутствии должного ремонта и технического содержания, ведет к возникновению опасности для жизни и здоровья детей их использующих.

Административным ответчиком каких-либо достоверных доказательств о фактическом устранении выявленных нарушений не представлено. Исходя из этого, суд признает бездействие наслежной администрации СП «Верхневилюйский наслег» незаконным и считает необходимым удовлетворить заявленные административные исковые требования в полном объеме.

Срок для исполнения решения суда 2 месяца со дня вступления решения в законную силу является разумным и обеспечивает соблюдение баланса интересов сторон.

На основании п.п. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ административный ответчик подлежит освобождению от взыскания государственной пошлины.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление прокурора Верхневилюйского района Слепцова П.Д. - удовлетворить.

Признать незаконным бездействие наслежной администрации сельского поселения «Верхневилюйский наслег» муниципального района «Верхневилюйский улус (район)» Республики Саха (Якутия) по постановке учет детской игровой площадки, находящейся на ее территории, и по осуществлению контроля за техническим состоянием оборудований, их надлежащему содержанию.

Обязать наслежную администрацию сельского поселения «Верхневилюйский наслег» муниципального района «Верхневилюйский улус (район)» Республики Саха (Якутия) (ИНН 1407006079) в течение 2 (двух) месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять меры по постановке на баланс оборудования детской площадки, находящейся на придомовой территории многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес> Обеспечить в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52169-2012, ГОСТ Р 52301-2013 безопасность нахождения граждан, в том числе несовершеннолетних, на вышеуказанной детской игровой площадке.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Саха (Якутия) через Верхневилюйский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий судья: А.А. Никифоров

Решение суда в окончательной форме изготовлено 19 октября 2022 года в 14 час. 10 мин.