НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Верхнеколымского районного суда (Республика Саха (Якутия)) от 07.04.2022 № 2КА-33/2022

Дело № 2NKa-33/2022

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

пос. Зырянка 07 апреля 2022 года

Верхнеколымский районный суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Гончар Е.А., с участием прокурора Нижнеколымского района РС (Я) ФИО1, при секретаре Арбузенко В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи административное дело

по административному исковому заявлению прокурора Нижнеколымского района Республики Саха (Якутия) в интересах неопределенного круга лиц о признании бездействия АМО «Чукотский национальный Халарчинский наслег» в не проведении антикоррупционной экспертизы муниципальных нормативных правовых актов, обязании устранить выявленные нарушения,

УСТАНОВИЛ:

прокурор Нижнеколымского района РС (Я) ФИО1 обратился в интересах неопределенного круга лиц в Верхнеколымский районный суд РС (Я) суд с административным исковым заявлением, которым просит признать бездействие АМО «Чукотский национальный Халарчинский наслег» в не проведении антикоррупционной экспертизы муниципальных нормативных правовых актов незаконным и обязать устранить имеющееся нарушение в течении 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

В обоснование административного иска указано, что прокуратурой Нижнеколымского района проведена проверка исполнения требований федерального законодательства со стороны АМО «Чукотский национальный Халарчинский наслег». В ходе данной проверки установлено не проведение антикоррупционной экспертизы муниципальных нормативных правовых актов. Из ответа главы АМО «Чукотский национальный Халарчинский наслег» установлено, что в настоящее время по устранению имеющихся нарушений начата. Тем самым в удовлетворении требований прокуратуры отказано, конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона административным ответчиком не приняты.

Административный истец – прокурор Верхнеколымского района РС (Я) ФИО1 в судебном заседании исковые требования поддержал.

Представитель административного ответчика АМО «Чукотский национальный Халарчинский наслег» - не явился, извещен надлежащим образом. Просил рассмотреть дело без его участия.

Суд, выслушав административного истца, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.

Прокуратурой Нижнеколымского района РС (Я) проведена проверка исполнения АМО «Чукотский национальный Халарчинский наслег» требований законодательства об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов, по результатам которой установлено следующее.

Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ) муниципальный правовой акт - решение, принятое непосредственно населением муниципального образования по вопросам местного значения, либо решение, принятое органом местного самоуправления и (или) должностным лицом местного самоуправления по вопросам местного значения, по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также по иным вопросам, отнесенным уставом муниципального образования в соответствии с федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления и (или) должностных лиц местного самоуправления, документально оформленные, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, устанавливающие либо изменяющие общеобязательные правила или имеющие индивидуальный характер.

В соответствии с частями 3 и 4 статьи 7 Федерального закона № 131-ФЗ муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления, подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования. За неисполнение муниципальных правовых актов граждане руководители организаций, должностные лица органов государственной власти и должностные лица органов местного самоуправления несут ответственность в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Пунктами 1 и 2 части 1 статьи 6 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» закреплено, что профилактика коррупции осуществляется путем применения таких мер как: 1) формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению; 2) антикоррупционная экспертиза правовых актов и их проектов.

В силу пунктов 1-4 части 1 статьи 2 Федерального закона от 17.07.2009 № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» (далее - Федеральный закон № 172-ФЗ), одними из основных принципов организации антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) являются: 1) обязательность проведения антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов; 2) оценка нормативного правового акта (проекта нормативного правового акта) во взаимосвязи с другими нормативными правовыми актами; 3) обоснованность, объективность и проверяемость результатов антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов); 4) компетентность лиц, проводящих антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов).

Согласно пункту 3 части 1, части 4 статьи 3, части 1 статьи 4 Федерального закона, антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) проводится в том числе органами, организациями, их должностными лицами - в соответствии с настоящим Федеральным законом, в порядке, установленном нормативными правовыми актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, и согласно методике, определенной Правительством Российской Федерации. Органы, организации, их должностные лица проводят антикоррупционную экспертизу принятых ими нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) при проведении их правовой экспертизы и мониторинге их применения.

Выявленные в нормативных правовых актах (проектах нормативных правовых актов) коррупциогенные факторы отражаются в заключении, составляемом при проведении антикоррупционной экспертизы в случаях, предусмотренных частями 3 и 4 статьи 3 настоящего Федерального закона (далее - заключение).

Пунктами 2.3, 2.4. Порядка проведения антикоррупционной экспертизы муниципальных нормативных правовых актов и проектов муниципальных нормативных правовых актов АМО «Чукотский национальный Халарчинский наслег», утвержденного постановлением АМО «Чукотский национальный Халарчинский наслег» от 09.06.2019 № 17 установлено, что срок проведения антикоррупционной экспертизы составляет 30 дней. По результатам антикоррупционной экспертизы правовых актов и проектов правовых актов органов местного самоуправления составляется заключение.

Таким образом, действующим законодательством на орган местного самоуправления - АМО «Чукотский национальный Халарчинский наслег» возложена обязанность проведения антикоррупционной экспертизы муниципальных нормативных правовых актов и их проектов.

При проведении прокуратурой Нижнеколымского района проверки своевременности проведения органами местного самоуправления антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов установлено, что АМО «Чукотский национальный Халарчинский наслег» незаконно бездействует: не проводилась антикоррупционная экспертиза следующих муниципальных нормативных правовых актов:

1. Постановление от 12.10.2021 № 32 «Об утверждении Административного регламента предоставления муниципальной услуги «Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях»;

2. Постановление от 12.10.2021 № 31 Об утверждении Административного регламента предоставления муниципальной услуги «Предоставление жилого помещения по договору социального найма»;

3. Постановление от 12.10.2021 № 29 «Об утверждении Административного регламента предоставления муниципальной услуги «Признание садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом»;

4. Постановление от 03.09.2021 № 26 «Об утверждении Административного регламента предоставления муниципальной услуги «Согласование перевода жилого помещения в нежилое или нежилого помещения в жилое»;

5. Постановление от 11.03.2021 № 04 «Об утверждении Порядка создания и использования резерва финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории муниципального образования «Чукотский национальный Халарчинский наслег»;

6. Постановление от 10.09.2021 № 27 «Об утверждении Административного регламента предоставления муниципальной услуги «Предоставление недвижимого имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства при реализации ими преимущественного права на приобретение арендуемого имущества, в собственность»;

7. Постановление от 12.11.2021 № 34 «Об утверждении Положение об оплате труда муниципальных служащих администрации МО «ЧН Халарчинский наслег».

Вышеизложенное подтверждается ответом АМО «Чукотский национальный Халарчинский наслег».

Антикоррупционная экспертиза муниципальных правовых актов проводится с целью выявления и исключения из них коррупциогенных факторов.

Согласно части 1 статьи 1 Федерального закона № 172-ФЗ коррупциогенными факторами являются положения нормативных правовых актов, устанавливающие для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, а также положения, содержащие неопределенные, трудновыполнимые и обременительные требования к гражданам и организациям и тем самым создающие условия для проявления коррупции.

Указанное незаконное бездействие администрации муниципального образования АМО «Чукотский национальный Халарчинский наслег» нарушает права неопределенного круга лиц, в частности, жителей МО «Чукотский национальный Халарчинский наслег», граждан временно находящихся на территории данного муниципального образования, на которых распространяется действие принятых органами местного самоуправления данного муниципального образования нормативных правовых актов. Нарушение прав заключается в возможности содержания в нормативных правовых актах положений, создающих условия для проявления коррупции.

Прокуратурой Нижнеколымского района в деятельности АМО «Чукотский национальный Халарчинский наслег» ранее выявлялись подобные нарушения, в связи с чем Главе МО «Чукотский национальный Халарчинский наслег» 14.03.2022 года было внесено представление. Вместе с тем причины и условия совершения нарушений в этой сфере до настоящего времени не устранены.

Согласно ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" прокуратурой района от имени Российской Федерации осуществляется надзор за соблюдение Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.

В соответствии с ч. 1 ст. 6 Закона требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в статьях 9.1, 22, 27, 30 и 33 настоящего Федерального закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок.

Неисполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, а также уклонение от явки по его вызову влечет за собой установленную законом ответственность (ч. 3 ст. 6 Закона).

В силу ч. 3 ст. 22 Закона прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в пункте 1 статьи 21 настоящего Федерального закона вносит представление об устранении нарушений закона. Должностные лица органов, указанных в пункте 1 статьи 21 настоящего Федерального закона, обязаны приступить к выполнению требований прокурора или его заместителя о проведении проверок и ревизий незамедлительно (ч. 4 ст. 22 Закона).

В соответствии с ч. 1 ст. 21 Закона предметом надзора прокуратуры РФ являются соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, органами местного самоуправления.

Согласно ч. 1 ст. 24 Закона представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению.

В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.

Данное требование Закона административным ответчиком не выполнено, в связи с чем АМО «Чукотский национальный Халарчинский наслег» продолжает не исполнять требования федерального законодательства.

В силу ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.

Согласно ч. 2 ст. 206 ГПК РФ, при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено, несоблюдение которого влечет применение в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа мер, предусмотренных федеральным законом.

С учетом разумности и справедливости, суд устанавливает, что требование прокурора об обязании ответчика устранить выявленные нарушения подлежит исполнению в течении 6 месяцев со дня вступления настоящего решения в законную силу.

При таких обстоятельствах исковые требования прокурора Нижнеколымского района в интересах неопределенного круга лиц к АМО «Чукотский национальный Халарчинский наслег» подлежат удовлетворению.

Согласно п.п. 9 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ прокурор и ответчик освобождены от уплаты государственной пошлины.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175 – 180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

административное исковое заявление прокурора Нижнеколымского района Республики Саха (Якутия) в интересах неопределенного круга лиц о признании бездействия АМО «Чукотский национальный Халарчинский наслег» в не проведении антикоррупционной экспертизы муниципальных нормативных правовых актов, обязании устранить выявленные нарушении - удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Чукотский национальный Халарчинский наслег» (ИНН <***>, ОГРН <***>), выразившееся в непроведении антикоррупционной экспертизы муниципальных нормативных правовых актов:

- Постановление от 12.10.2021 № 32 «Об утверждении Административного регламента предоставления муниципальной услуги «Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях»;

- Постановление от 12.10.2021 № 31 «Об утверждении Административного регламента предоставления муниципальной услуги «Предоставление жилого помещения по договору социального найма»;

- Постановление от 12.10.2021 № 29 «Об утверждении Административного регламента предоставления муниципальной услуги «Признание садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом»;

- Постановление от 03.09.2021 № 26 «Об утверждении Административного регламента предоставления муниципальной услуги «Согласование перевода жилого помещения в нежилое или нежилого помещения в жилое»;

- Постановление от 11.03.2021 № 04 «Об утверждении Порядка создания и использования резерва финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории муниципального образования «Чукотский национальный Халарчинский наслег»;

- Постановление от 10.09.2021 № 27 «Об утверждении Административного регламента предоставления муниципальной услуги «Предоставление недвижимого имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства при реализации ими преимущественного права на приобретение арендуемого имущества, в собственность»;

- Постановление от 12.11.2021 № 34 «Об утверждении Положение об оплате труда муниципальных служащих администрации МО «Чукотский национальный Халарчинский наслег».

Обязать администрацию муниципального образования «Чукотский национальный Халарчинский наслег» (ИНН <***>, ОГРН <***>), провести антикоррупционную экспертизу следующих муниципальных нормативных правовых актов:

- Постановление от 12.10.2021 № 32 «Об утверждении Административного регламента предоставления муниципальной услуги «Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях»;

- Постановление от 12.10.2021 № 31 «Об утверждении Административного регламента предоставления муниципальной услуги «Предоставление жилого помещения по договору социального найма»;

- Постановление от 12.10.2021 № 29 «Об утверждении Административного регламента предоставления муниципальной услуги «Признание садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом»;

- Постановление от 03.09.2021 № 26 «Об утверждении Административного регламента предоставления муниципальной услуги «Согласование перевода жилого помещения в нежилое или нежилого помещения в жилое»;

- Постановление от 11.03.2021 № 04 «Об утверждении Порядка создания и использования резерва финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории муниципального образования «Чукотский национальный Халарчинский наслег»;

- Постановление от 10.09.2021 № 27 «Об утверждении Административного регламента предоставления муниципальной услуги «Предоставление недвижимого имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства при реализации ими преимущественного права на приобретение арендуемого имущества, в собственность»;

- Постановление от 12.11.2021 № 34 «Об утверждении Положение об оплате труда муниципальных служащих администрации МО «Чукотский национальный Халарчинский наслег»,

в течение 3 (трех) месяцев со дня вступления настоящего решения в законную силу.

Настоящее решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Саха (Якутия) через Верхнеколымский районный суд РС (Я) путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 07 апреля 2022 года.

Судья Е.А. Гончар