31RS0004-01-2021-000437-15 №2а-425/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Судья Валуйского районного суда Белгородской области Анохина В.Ю., рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное деле по административному исковому заявлению врио начальника Межрайонной инспекции ФНС России №3 по Белгородской области к Брылеву Александру Ивановичу о взыскании задолженности по страховым взносам и пени,
установила:
врио начальника Межрайонной ИФНС России №3 по Белгородской области обратилась в суд с вышеуказанным административным иском, в обоснование которого указала, что Брылев А.И. был зарегистрирован в Управлении ПФР в г. Валуйки и Валуйском районе Белгородской области в качестве страхователя в соответствии с п.п.2 п.1 ст.6 и п.1 ст.11 Федерального закона №167-ФЗ от 15.12.2001 года «Об обязательном пенсионном страховании в РФ», поскольку с 09.03.2005 года по 24.10.2018 года являлся индивидуальным предпринимателем, осуществляющим свою деятельность без образования юридического лица, поэтому в соответствии со ст. 419 НК РФ являлся плательщиком страховых взносов, которые на основании п. 1 ст. 430 НК РФ обязан был уплачивать в бюджеты ПФР, ФФОМС.
Ссылаясь на неисполнение административным ответчиком возложенных на него законом обязанностей по уплате страховых взносов в установленный законом срок, административный истец просил взыскать с Брылева Александра Ивановича в пользу Межрайонной ИФНС России №3 по Белгородской области недоимки по страховым взносам и пени в бюджеты ПФР, ФФОМС в общей сумме 3 259 рублей 88 копеек, в том числе: 3 111 рублей 23 копейки - задолженность по пени за периоды с 01.01.2019 ода по 24.01.2019 года, с 27.01.2019 года по 01.02.2019 года, с 02.02.2019 года по 24.04.2020 года по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Пенсионного фонда РФ на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды, начиная с 01.01.2017 года); 18 рублей 90 копеек – задолженность по пени за период с 27.01.2019 года по 01.02.2019 года по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, истекшие до 01.01.2017 года; 129 рублей 75 копеек – задолженность по пени за период с 01.01.2019 ода по 24.01.2019 года, с 27.01.2019 года по 01.02.2019 года по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 01.01.2017 года.
Исследовав представленные административным истцом доказательства, судья приходит к следующему.
В соответствии со ст. 419, ч. 1 ст. 430 НК РФ плательщиками страховых взносов признаются, в том числе, индивидуальные предприниматели, которые уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, страховые взносы на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в фиксированном размере.
В силу п.п. 2 п. 1 ст. 6 и п. 1 ст. 11 Федерального закона от 15.12.2001 года №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» страхователями по обязательному пенсионному страхованию являются лица, производящие выплаты физическим лицам, в том числе индивидуальные предприниматели; регистрация и снятие с регистрационного учета страхователей осуществляются в территориальных органах страховщика: работодателей - организаций, крестьянских (фермерских) хозяйств, физических лиц, зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей и самостоятельно уплачивающих страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Таким образом, обязанность по уплате страховых взносов возникает в силу факта регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя и прекращается с момента государственной регистрации прекращения деятельности в таком качестве.
Индивидуальный предприниматель, зарегистрированный в установленном законом порядке, обязан уплачивать страховые взносы в виде фиксированного платежа и в том случае, когда предпринимательскую деятельность он фактически не осуществляет.
Федеральным законом от 03.07.2016 года №243-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового Кодекса РФ в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» налоговым органам переданы полномочия по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование.
Пунктом 2 статьи 4 Федерального закона от 03.07.2016 года №243-ФЗ установлено, что взыскание недоимки по страховым взносам, соответствующих пеней и штрафов в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, образовавшихся на 1 января 2017 года, а также страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных органами Пенсионного фонда Российской Федерации, органами Фонда социального страхования Российской Федерации по результатам контрольных мероприятий, проведенных за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, по которым имеются вступившие в силу решения о привлечении к ответственности (отказе в привлечении к ответственности), осуществляется налоговыми органами в порядке и сроки, установленные Налоговым кодексом Российской Федерации, начиная с меры по взысканию, следующей за мерой, примененной органами Пенсионного фонда Российской Федерации и органами Фонда социального страхования Российской Федерации.
В соответствии со ст. 25 Федерального закона от 24.07.2009 года №212-ФЗ «О страховых взносах в пенсионный фонд Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», действовавшего до 01.01.2017 года, пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов начиная со дня, следующего за установленным настоящим Федеральным законом сроком уплаты сумм страховых взносов, и по день их уплаты (взыскания) включительно.
На основании положений ст. 69 НК РФ, требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки (п. 2); требованием об уплате налога признается направленное налогоплательщику извещение о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога и соответствующие штрафы, пени (п.п. 1, 8); требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика (п. 6).
В соответствии с ч. 3 ст. 75 НК РФ пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога по день исполнения обязанности по его уплате включительно.
Согласно ч. 1 ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов.
Брылев А.И. с 09.03.2005 года по 24.10.2018 года являлся индивидуальным предпринимателем, осуществляющим свою деятельность без образования юридического лица, что следует из выписки из ЕГРИП (л.д. 42-44) и административным ответчиком не оспорено.
Возложенную на него ч. 1 ст. 45 НК РФ обязанность по уплате страховых взносов Брылев А.И. в предусмотренные законом сроки не исполнил, что подтверждается карточкой лицевого счета налогоплательщика (л.д. 14).
Доказательств исполнения указанной обязанности в установленный Законом срок в полном объеме, а также на дату рассмотрения дела судом административным ответчиком не представлено.
В соответствии с указанными нормами, а также ст. 75 НК РФ, Брылеву А.И. в связи с неуплатой страховых взносов в установленные сроки начислена задолженность, подлежащая уплате, в размере 3 259 рублей 88 копеек, в том числе: 3 111 рублей 23 копейки - задолженность по пени за периоды с 01.01.2019 ода по 24.01.2019 года, с 27.01.2019 года по 01.02.2019 года, с 02.02.2019 года по 24.04.2020 года по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Пенсионного фонда РФ на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды, начиная с 01.01.2017 года); 18 рублей 90 копеек – задолженность по пени за период с 27.01.2019 года по 01.02.2019 года по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, истекшие до 01.01.2017 года; 129 рублей 75 копеек – задолженность по пени за период с 01.01.2019 ода по 24.01.2019 года, с 27.01.2019 года по 01.02.2019 года по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 01.01.2017 года, что подтверждается представленными административным истцом расчетами (л.д. 15-17, 18, 19, 20).
Указанные расчеты судья признает верными.
В соответствии с ч. 1 ст. 45, ч. 2 ст. 69 НК РФ, в целях соблюдения досудебного порядка урегулирования спора, административным истцом были направлены административному ответчику требования: № об уплате суммы задолженности по страховым взносам по состоянию на 24.01.2019 года в срок до 19.02.2019 года (л.д. 5-6), № об уплате суммы задолженности по страховым взносам по состоянию на 19.09.2019 года в срок до 12.10.2019 года (л.д. 8-9), № об уплате суммы задолженности по страховым взносам по состоянию на 23.07.2020 года в срок до 02.09.2020 года (л.д. 11-12), что подтверждается списками (л.д. 7, 10, 13). Факт получения указанных документов административный ответчик не оспаривал.
Определением мирового судьи судебного участка №3 Валуйского района и города Валуйки Белгородской области от 29.12.2020 года отменен судебный приказ мирового судьи судебного участка №3 Валуйского района и города Валуйки Белгородской области от 15.12.2020 года о взыскании с Брылева А.И. в пользу Межрайонной инспекции ФНС России №3 по Белгородской области задолженности по пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в размере 18 рублей 90 копеек, пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в размере 129 рублей 75 копеек (л.д. 4).
От административного ответчика поступило возражение на административный иск (л.д. 34), в котором он указал на несогласие с требованиями административного истца, поскольку в отношении него была введена процедура банкротства, все пени по страховым взносам им уплачены в полном объеме; процедура банкротства завершена по согласованию с административным истца, в подтверждении чего представил суду определение от 13.07.2020 года Арбитражного суда Белгородской области по делу №А08-2513/2017 (л.д. 35).
Рассмотрев указанные доводы административного ответчика, судья приходит к следующему.
Определением Арбитражного суда Белгородской области по делу №А08-2513/2017от 27.04.2017 года принято заявление о признании Брылева А.И. банкротом.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 26.10.2002 года №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» обязательные платежи - налоги, сборы и иные обязательные взносы, уплачиваемые в бюджет соответствующего уровня бюджетной системы Российской Федерации и (или) государственные внебюджетные фонды в порядке и на условиях, которые определяются законодательством Российской Федерации, в том числе штрафы, пени и иные санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налогов, сборов и иных обязательных взносов в бюджет соответствующего уровня бюджетной системы Российской Федерации и (или) государственные внебюджетные фонды, а также административные штрафы и установленные уголовным законодательством штрафы.
Статьей 5 Федерального закона от 26.10.2002 года №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» определено, что в целях настоящего Федерального закона под текущими платежами понимаются денежные обязательства, требования о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и обязательные платежи, возникшие после даты принятия заявления о признании должника банкротом, если иное не установлено настоящим Федеральным законом (п. 1); требования кредиторов по текущим платежам не подлежат включению в реестр требований кредиторов. Кредиторы по текущим платежам при проведении соответствующих процедур, применяемых в деле о банкротстве, не признаются лицами, участвующими в деле о банкротстве (п. 2).
В соответствии с разъяснениями положений ст. 1 Постановления Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 года №60 «О некоторых вопросах, связанных с принятием Федерального закона от 30.12.2008 года №296-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» текущими являются только денежные обязательства и обязательные платежи, возникшие после возбуждения дела о банкротстве и подлежат взысканию только вне рамок дела о банкротстве.
Аналогичные разъяснения изложены в п. 1 Постановления Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 года №63 «О текущих платежах по денежным обязательствам в деле о банкротстве», где указано, что в соответствии с п. 1 ст. 5 Закона о банкротстве денежные обязательства относятся к текущим платежам, если они возникли после даты принятия заявления о признании должника банкротом, то есть даты вынесения определения об этом.
Освобождение гражданина от обязательств не распространяется на требования кредиторов, предусмотренные пунктами 4 и 5 ст. 213.28 Федерального закона от 26.10.2002 года №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», а также на требования, о наличии которых кредиторы не знали и не должны были знать моменту принятия определения о завершении реализации имущества гражданина.
Так, пунктом 5 статьи 213.28 Федерального закона от 26.10.2002 года №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» требования кредиторов по текущим платежам, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, о выплате заработной платы и выходного пособия, о возмещении морального вреда, о взыскании алиментов, а также иные требования, неразрывно связанные с личностью кредитора, в том числе требования, не заявленные при введении реструктуризации долгов гражданина или реализации имущества гражданина, сохраняют силу и могут быть предъявлены после окончания производства по делу о банкротстве гражданина в непогашенной их части в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 6 «Обзора судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства», утвержденным Президиумом Верховного Суда РФ 20.12.2016 года, при разрешении вопроса о квалификации задолженности по обязательным платежам в качестве текущей либо реестровой следует исходить из момента окончания налогового (отчетного) периода, по результатам которого образовался долг.
Объект налогообложения как совокупность налогозначимых операций (фактов) является сформировавшимся к моменту окончания налогового периода. При этом он формируется применительно не к отдельным финансово-хозяйственным операциям или иным имеющим значение для налогообложения фактам, а к совокупности соответствующих операций (фактов), совершенных (имевших место) в течение налогового периода.
Это означает, что возникновение обязанности по уплате налога определяется наличием объекта налогообложения и налоговой базы, а не наступлением последнего дня срока, в течение которого соответствующий налог должен быть исчислен и уплачен.
Таким образом, моментом возникновения обязанности по уплате налога является день окончания налогового периода, а не день представления налоговой декларации или день окончания срока уплаты налога.
Следовательно, датой возникновения обязанности по уплате налога является дата окончания налогового периода.
В соответствии со ст. 423 НК РФ расчетным периодом по страховым взносам признается календарный год.
Задолженность по страховым взносам в ПФР и на обязательное медицинское страхование у налогоплательщика Брылева А.И. возникла за 2017 год и 2018 год, налоговый период заканчивается для 2018 года - 31.12.2018 года, таким образом, задолженность, образовавшаяся на 01.01.2019 года, а для налогового периода 2017 года – 31.12.2017 года, таким образом, задолженность образовалась на 01.01.2018 года, которые не являются текущими.
Учитывая вышеизложенное и сходя из того, что налоговый период по страховым взносам в ПФР и на обязательное медицинское страхование в 2017 году заканчивается 31.12.2017 года, а налоговый период по страховым взносам за 2018 год заканчивается 31.12.2018 года, а заявление о признании налогоплательщика Брылева А.И. несостоятельным (банкротом) принято к производству определением Арбитражного суда Белгородской области от 27.04.2017 года, обязанность уплатить недоимку за данные периоды возникла уже после принятия судом заявления о признании должника банкротом.
Таким образом, начисления по страховым взносам в ПФР и на обязательное медицинское страхование подлежащие уплате налогоплательщиком за 2017 год, за 2018 год следует квалифицировать в качестве текущих, что исключает возможность из установления в деле о банкротстве в силу п. 2 ст. 5 Федерального закона от 26.10.2002 года №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».
Установленные законом сроки уплаты налога не изменяют момент возникновения обязанности по уплате налога, который наступает сразу после окончания налогового периода.
Требования, касающиеся пеней по страховым взносам за рассмотренный период, начисляемых в целях компенсации потерь казны из-за несвоевременного исполнения обязанности по уплате налогов, сборов, таможенных пошлин, страховых взносов, согласно разъяснениям абзаца 14 пункта 6 «Обзора судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства», утвержденным Президиумом Верховного Суда РФ 20.12.2016 года требования, касающиеся пеней, начисляемых в целях компенсации потерь казны из-за несвоевременного исполнения обязанности по уплате налогов, сборов, таможенных пошлин, страховых взносов (ст. 75 НК РФ, ст. 151 Федерального закона от 27.11.2010 года №311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации», статья 25 Закона о страховых взносах и т.п.), относящихся к текущим платежам, также являются текущими платежами.
На основании изложенного судья приходит к выводу о том, что доводы административного истца нашли свое подтверждение в представленных доказательствах и подлежат удовлетворению в полном объеме.
В силу ст. 114 КАС РФ, ст. ст. 333.17, 333.19, 333.20 НК РФ, с административного ответчика в доход государства подлежит взысканию государственная пошлина, от уплаты которой в силу п. 7 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ был освобожден административный истец при подаче административного искового заявления, пропорционально размеру удовлетворенных судом требований в сумме 400 рублей.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 290, 293 КАС РФ, судья
решила:
административный иск врио начальника Межрайонной инспекции ФНС России №3 по Белгородской области к Брылеву Александру Ивановичу о взыскании задолженности по страховым взносам и пени удовлетворить.
Взыскать с Брылева Александра Ивановича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <данные изъяты>, зарегистрированного по адресу: <адрес>, ИНН №, в пользу Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы России №3 по Белгородской области задолженность в общей сумме 3 259 (трех тысяч двухсот пятидесяти девяти) рублей 88 копеек, в том числе: 3 111 рублей 23 копейки - задолженность по пени за периоды с 01.01.2019 ода по 24.01.2019 года, с 27.01.2019 года по 01.02.2019 года, с 02.02.2019 года по 24.04.2020 года по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Пенсионного фонда РФ на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды, начиная с 01.01.2017 года); 18 рублей 90 копеек – задолженность по пени за период с 27.01.2019 года по 01.02.2019 года по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, истекшие до 01.01.2017 года; 129 рублей 75 копеек – задолженность по пени за период с 01.01.2019 ода по 24.01.2019 года, с 27.01.2019 года по 01.02.2019 года по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 01.01.2017 года.
Перечислять взысканную сумму по следующим реквизитам:
Получатель – Межрайонная инспекция ФНС России №3 по Белгородской области, ИНН 3126010404, КПП 312601001, УФК МФ РФ по Белгородской области (МР ИФНС России №3 по Белгородской области), р/с 40101810300000010002 Отделение Белгород, БИК 041403001, ОКТМО 14720000, КБК 18210202140062110160 (пени по страховым взносам на обязательное пенсионного страхование в ПФ РФ на выплату страховой пенсии), КБК 18210202103082013160 (пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в ФФОМС в сумме 129 рублей 75 копеек), КБК 18210202103082011160 (пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в ФФОМС в сумме 18 рублей 90 копеек).
Взыскать с Брылева Александра Ивановича в доход бюджета Валуйского городского округа государственную пошлину в размере 400 (четырехсот) рублей.
Решение суда, принятое по результатам рассмотрения административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства, может быть обжаловано в апелляционном порядке в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.
Судья: