РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
26 ноября 2018 года город Узловая
Узловский городской суд Тульской области в составе:
председательствующего Сафроновой И.М.,
при секретаре Потоцкой Е.О.,
с участием истца Казанцевой Е.Е.,
представителя ответчика МИФНС №9 по Тульской области по доверенности Шарыпиной М.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело № 2-1081/2018 по иску Казанцевой Е.Е. к МИ ФНС России № 9 по Тульской области о взыскании недоплаченных денежных выплат и компенсации за задержку и причинение морального вреда,
установил:
Казанцева Е.Е. обратилась в суд с иском к МИ ФНС России № 9 по Тульской области о взыскании недоплаченных денежных выплат и компенсации за задержку и причинение морального вреда, мотивируя свои требования тем, что она занимала должность государственного налогового инспектора отдела по работе с налогоплательщиками в Межрайонной инспекции ФНС России №1 по Тульской области. Приказом №01-106/198 от 29.12.2017 года заключенный с истцом служебный контракт был расторгнут, была освобождена от замещаемой должности и уволена с государственной гражданской службы на основании п. 8.2 ч. 1 ст. 37 ФЗ от 27.07.2004 года №79-ФЗ «О государственной гражданской службе РФ» в связи с сокращением должностей государственной гражданской службы в государственном органе. При увольнении работодателем истцу была начислена причитающаяся в связи с увольнением вследствие сокращения должности государственной гражданской службы в государственном органе и предусмотренная п. 3.1 ч. 1 ст. 37 Закона №79-ФЗ компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания в размере <данные изъяты> рублей, а также денежная компенсация за неиспользованный отпуск за 34 календарных дня в размере <данные изъяты> рублей. При получении указанных выплат истцу стало известно о неполном исчислении выплат, а именно работодателем в расчет денежного содержания не включались суммы выплаченных средств материального стимулирования и разовых премий за своевременное и качественное выполнение особо важных и сложных заданий, связанных с выполнением задач и обеспечением функций ФНС. По расчетам истца общая сумма недоплаченных вышеуказанных денежных средств составила <данные изъяты> рублей, в том числе по компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания – <данные изъяты> рублей, по компенсации за неиспользованный отпуск – <данные изъяты> рублей. Истец считает, что работодатель без законных на то оснований не включал в расчет денежного содержания суммы выплаченных материального стимулирования и разовых премий. Из начисленных истцу и полученных ею выплат материального стимулирования и разовых премий удерживался НДФЛ, а также все предусмотренные законодательством платежи и перечислены в соответствующие бюджеты РФ. Согласно справки о доходах за 2017 год по форме 2-НДФЛ данные выплаты входят в общую сумму дохода и отнесены на код «2000». В соответствии с Приказами ФНС России от 17.11.2010 года №ММВ-7-3/611@, от 10.09.2015 №ММВ-7-11/387@, выплаты по данному коду дохода включают в себя вознаграждение, получаемое налогоплательщиком за выполнение трудовых обязанностей или иных обязанностей; денежное содержание и иные налогооблагаемые выплаты. Тот фак, что выплаты материального стимулирования и разовых премий финансировались из другого источника выплат и осуществлялись сверх установленного Правительством РФ фонда оплаты труда работников территориальных органов ФНС, не означает, что данные средства не являются заработком (доходом) истца и ее денежным содержанием. Поэтому считает, что выплаты в виде материального стимулирования и разовых премий входят в фонд оплаты труда государственного служащего и соответственно должны учитываться при расчете денежного содержания. Гражданским служащим гарантируется право на получение денежного содержания в полном объеме (п. 2 ч. 2 ст. 52 закона №79-ФЗ). В ее служебном контракте в разделе «оплата труда» имеется пункт, в котором приведен перечень входящих в денежное содержание выплат, в частности- «другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативно – правовыми актами», следовательно, данные выплаты оставляют за собой открытый перечень выплат государственному служащему. На основании изложенного истец считает, что работодателем – МРИФНС России №1 по Тульской области необоснованно и неправомерно не включены в расчет денежного содержания суммы выплаченных материального стимулирования и разовых премий при исчислении: отпускных за 2017 года, компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении и компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания. Размер недоплаченных указанных сумм, произведен на основании: справок 2-НДФЛ за 2016, 2017 года, расчетных листков за 2016, 2017 года. Выплата денежного содержания федеральным государственным гражданским служащим за ежегодный оплачиваемый отпуск производится не позднее, чем за 10 календарных дней до начала отпуска, а компенсация за неиспользованный отпуск и 4-х месячное денежное содержание, выплачиваемые при сокращении – в день увольнения. Истец в соответствии со ст. 236 ТК РФ рассчитала размер компенсации за нарушением работодателем установленного срока выплат, общая сумма компенсации за период с 30.12.2017 года по 02.10.2018 года составила <данные изъяты> рублей, из которых: компенсация за выплату денежного содержания <данные изъяты> рублей, компенсация за выплату неиспользованного отпуска – <данные изъяты> рублей. В соответствии со ст. 237 ТК РФ истец оценивает причиненный ей моральный вред в размере <данные изъяты> рублей. На основании изложенного истец просит суд взыскать с ответчика в ее пользу задолженность по четырехмесячному денежному содержанию при увольнении в размере 38890,33 рублей, задолженность по компенсации за неиспользованный отпуск в размере <данные изъяты> рублей, компенсацию за задержку указанных выплат за каждый день задержки в размере <данные изъяты> рублей, а после вынесения решения суда обязать ответчика самостоятельно рассчитать и выплатить сумму процентов, начиная с 02.10.2018 года по день фактического исполнения, в размере не ниже 1/150 действующей в это время ключевой ставки Банка России, компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты> рублей, обязать ответчика произвести с указанных выплат удержание налогов и сборов, в соответствии с нормами НК РФ и перечислить их в соответствующие бюджеты.
Представитель третьего лица УФНС по Тульской области по доверенности Соколова П.А. в судебное заседание не явилась, о месте и времени его проведения извещена надлежащим образом, представила ходатайство с просьбой рассмотреть дело в ее отсутствие. Также предоставила возражения на исковое заявление согласно которых, денежное содержание на период нахождения федерального гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске состоит из установленного ему на день ухода в отпуск оклада месячного денежного содержания и ежемесячных выплат (ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе, ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы, ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, ежемесячного денежного поощрения). Вместе с тем, при исчислении денежного содержания на период отпуска дополнительно учитываются премии за выполнение особо важных и сложных заданий и материальная помощь в размере 1/12 каждой из фактически начисленных выплат за 12 календарных месяцев, предшествующих дню ухода в ежегодный оплачиваемый отпуск. Месячное денежное содержание исчисляется исходя из установленных гражданскому служащему на дату расторжения с ним служебного контракта размеров единого денежного вознаграждения или оклада денежного содержания и дополнительных выплат, предусмотренных пп. а,г п. 2 Правил, а также 1/12 размера, предусмотренных пп. д-ж п. 2 Правил дополнительных выплат, фактически начисленных ему в течение 12 календарных месяцев, предшествующих дате расторжения служебного контракта. Федеральное законодательство установило ограниченный перечень дополнительных выплат, входящих в состав денежного содержания гражданского служащего, установленного п. 2 ст. 50 Закона №79-ФЗ. Материальное стимулирование не входит в состав денежного содержания гражданского служащего, осуществляется сверх установленного Правительством РФ фонда оплаты труда работников территориальных налоговых органов Федеральной налоговой службы при условии достижения соответствующими территориальными органами Федеральной налоговой службы показателей эффективности их деятельности. Решения о конкретных размерах премирования гражданских служащих принимаются начальниками нижестоящих налоговых органов в отношении гражданских служащих соответствующих налоговых органов. Конкретный размер суммы средств материального стимулирования, определяется исходя из базовой суммы материального стимулирования, может быть увеличен или уменьшен и по представлению Комиссии для начальников отделов инспекции устанавливается начальником инспекции. В отличие от компенсационных выплат доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты не связаны с оплатой труда в каких-либо особых условиях и не ограничены законодательно минимальным или максимальным размером. Поэтому определение условий, порядка выплаты стимулирующих начислений, а также их размера – прерогатива работодателя. Таким образом, работодатель не ограничен в выборе способа и порядка дополнительного материального стимулирования работника, определении размера стимулирующих доплат и надбавок. Следовательно, указанное стимулирование не входит в состав денежного содержания, решение вопроса о выплате премии относится к исключительной компенсации работодателя, который по представлению комиссии по эффективности деятельности налогового органа определяет конкретные размеры премий с учетом оценки эффективности и качества выполнения работы конкретным работником. Таким образом, Управление считает, что Казанцевой Е.Е. неправильно толкуются нормы материального права, предусматривающие четко определенные выплаты, из которых состоит денежное содержание гражданского служащего. В рассматриваемый период Казанцевой Е.Е. производились выплаты средств материального стимулирования за 4 квартал 2016 года, за 1-3 кварталы 2017 года. В более ранних периодах Казанцевой Е.Е. также выплачивались средства материального стимулирования, которые, как считает истец, также должны быть включены при исчислении отпускных выплат (начиная с июня 2016 года). Инспекция, производя Казанцевой Е.Е. расчет отпускных выплат, денежного содержания при сокращении, компенсации за неиспользованный отпуск, исходила из доведенного Федеральной налоговой службой механизма, предусматривающего, что материальное стимулирование не входит в состав денежного содержания федерального государственного гражданского служащего территориального органа ФНС России. При этом рассматриваемые бюджетные ассигнования согласно приказам ФНС России о материальном стимулировании, направляемые на материальное стимулирование государственных гражданских служащих территориальных органов ФНС России установлены сверх фонда оплаты труда. Следовательно, рассмотрение вопроса о том, какие выплаты входят в фонд оплаты труда, по мнению Управления, является также нарушением ном материального права. Кроме того, из служебного контракта от 03.03.2016 №04, заключенного инспекцией с Казанцевой Е.Е. следует, что денежное содержание гражданского служащего состоит из определенных выплат, а другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, не входят в состав денежного содержания гражданского служащего. В отношении довода Казанцевой Е.Е. о причинении ей морального вреда Управление считает, что необходимо суду устанавливать, чем подтверждается факт причинения потерпевшему нравственных или физических страданий. При этом истец не привела никаких доказательств в обоснование причинения ей страданий, следовательно, взыскание морального вреда с ответчика в размере <данные изъяты> рублей Управление также считает несостоятельным. На основании изложенного Управление просит суд отказать в удовлетворении исковых требований Казанцевой Е.Е. к Межрайонной ИФНС России №9 по Тульской области (правопреемника Межрайонной ИФНС России №1 по Тульской области) о взыскании недоплаченных сумм отпускных выплат, денежного содержания при сокращении, компенсации за неиспользованных отпуск, компенсации (процентов) за задержку причитающихся указанных сумм и компенсации морального вреда в полном объеме.
Суд, в соответствии со ст. 167 ГПК РФ, с учетом мнения истца и представителя ответчика, счел возможным рассмотреть данное дело в отсутствие представителя третьего лица.
Истец Казанцева Е.Е. в судебном заседании настаивала на удовлетворении исковых требований, дала показания аналогичные изложенным в исковом заявлении, также указала, что доводы ответчика о том, что материальное стимулирование не должно включаться в денежное содержание гражданского служащего, поскольку выплачивается не за счет фонда оплаты труда, а сверх его, не имеют правового значения, поскольку независимо от источника финансирования указанные средства выплачиваются работнику за его работу и являются его доходом. Кроме того, материальное стимулирование за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда относится с иным дополнительным выплатам, предусмотренным ч. 10 ст. 50 ФЗ РФ от 27.07.2004 года №79-ФЗ, входящим в состав денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих. Тот факт, что выплаты материального стимулирования и разовых премий финансировались из другого источника выплат и осуществлялись сверх установленного Правительством РФ фонда оплаты труда работников территориальных органов ФНС, не означает, что данные средства не являются заработком (доходом) истца и ее денежным содержанием. Ответчиком допущены нарушения трудовых прав истца, что само по себе предполагает нравственные переживания.
Представитель ответчика МИФНС России №9 по Тульской области по доверенности Шарыпина М.Е. в судебном заседании заявленные исковые требования не признала, указав, что исчерпывающий перечень дополнительных выплат закреплен в п. 5 ст. 50 Закона №79-ФЗ и в п. 2 Правил исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих. Инспекция отмечает, что суммы дополнительного материального стимулирования не должны учитываться при расчете выплат за неиспользованный отпуск и выплат при увольнении. Казанцевой Е.Е. неправильно толкуются нормы материального права, предусматривающие четко определенные выплаты, из которых состоит денежное содержание гражданского служащего. Ссылка истца Казанцева Е.Е. на письмо Минфина РФ от 15.07.2014 года №14-04-05/34482, считается несостоятельной, так как Минфин РФ не наделен полномочиями в сфере оплаты труда, либо в сфере государственной гражданской службы, также в его компетенцию не входит расширение перечня дополнительных выплат, предусмотренных п. 5 ст. 50 ФЗ от 27.07.2004 года №79-ФЗ. Таким образом, рассматриваемое материальное стимулирование не входит в состав денежного содержания федерального государственного гражданского служащего территориального органа ФНС России, осуществляется сверх установленного Правительством РФ фонда оплаты труда за счет дополнительных бюджетных ассигнований. Требования истца о возмещении морального вреда не подлежат удовлетворению, так как истец не привела никаких доказательств в обоснование причинения ей действиями Межрайонной ИФНС России №1 по Тульской области нравственных страданий. На основании изложенного, просит суд отказать в удовлетворении исковых требований Казанцевой Е.Е. в полном объеме.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Приказом начальника МИ ФНС России № 1 по Тульской области от 03.03.2016 года Казанцева Е.Е. назначена на должность государственного налогового инспектора отдела работы с налогоплательщиками указанной инспекции и с ней заключен служебный контракт № 04 от 03.03.2016 года о прохождении государственной гражданской службы РФ и замещении должности государственной гражданской службы РФ в МИ ФНС № 1 по Тульской области.
На основании приказа УФНС по Тульской области от 28 сентября 2017 года №01-09/207@ «О реорганизации МИ ФНС России № 1 по Тульской области и МИ ФНС России № 9 по Тульской области» МИ ФНС России № 1 по Тульской области была реорганизована путем присоединения к МИ ФНС России № 9 по Тульской области.
Приказом и.о. начальника МИ ФНС № 1 по Тульской области № 01-106/198 от 21 декабря 2017 года с истицей с ДД.ММ.ГГГГ расторгнут служебный контракт № 04 от ДД.ММ.ГГГГ, и она освобождена от замещаемой должности государственной гражданской службы государственного налогового инспектора отдела работы с налогоплательщиками и уволена с государственной гражданской службы РФ в связи с сокращением должности на основании п. 8.2 ч. 1 ст. 37 ФЗ «О государственной гражданской службе» от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ. На основании данного приказа истцу подлежали выплате четырехмесячное денежное содержание, за 30 календарных дней неиспользованного ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, за 3 календарных дня неиспользованного ежегодного оплачиваемого отпуска за ненормированный служебный день за период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, за 1 календарный день неиспользованного ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Фактически ей было выплачено четырехмесячное денежное содержание в размере <данные изъяты> рубля, а также компенсация за неиспользованные отпуска (34 календарных дня) <данные изъяты> рубля, что не отрицалось ответчиком и подтверждается справкой 2-НДФЛ и соответствующими расчетами.
В рассматриваемый период Казанцевой Е.Е. производились выплаты средств материального стимулирования за 4 квартал 2016 года, за 1-3 кварталы 20107 года.
Руководителем ФНС России издавались приказы о материальном стимулировании государственных гражданских служащих территориальных органов ФНС России: от 06 апреля 2017 года № ММВ-8-5/23ДСП@-за 4 квартал 2016 года, от 30 июня 2017 года № ММВ-8-5/32ДСП@-за 1 квартал 2017 года, от 14 сентября 2017 года № ММВ-8-5/41ДСП@- за 2 квартал 2017 года, от 04 декабря 2017 года ММВ-8-5/55ДСП@- за 3 квартал 2017 года.
Во исполнение указанных приказов и приказов УФНС России по Тульской области издавались соответствующие приказы руководителем МИ ФНС № 1 по Тульской области, которыми осуществлялось материальное стимулирование государственных гражданских служащих МИ ФНС № 1 по Тульской области за 4 квартал 2016 года, за 1 квартал 2017 года, за 2 квартал 2017 года и за 3 квартал 2017 года, в том числе Казанцевой Е.Е.
Факт получения указанных сумм и их размер сторонами не оспаривался и подтверждается карточками-справками и расчетами сторон. Данные выплаты ответчиком не были учтены при расчете среднего заработка истца для оплаты денежного содержания на период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске за 2017 год, а также при расчете компенсаций при увольнении Казанцевой Е.Е. в связи с сокращением замещаемой ею должности и за неиспользованный отпуск.
Кроме того, истцу выплачивались премии за своевременное и качественное выполнение особо важных и сложных заданий, связанных с выполнением задач и обеспечением функций, возложенных на ФНС. Указанные премии выплачивались в пределах фонда оплаты труда и лимитов бюджетных обязательств и учитывались работодателем при выплате оспариваемых компенсаций, что не оспаривалось Казанцевой Е.Е. в судебном заседании.
Обосновывая свою позицию, представитель работодателя истца ссылался на положения Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ, постановления Правительства РФ от 6 сентября 2007 года № 562, которым утверждены Правила исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, исходил из того, что материальное стимулирование не входит в состав денежного содержания гражданского служащего и не является гарантированной выплатой обязательного характера и осуществляется на основании решений комиссии по оценке эффективности деятельности подразделений ФНС, в связи с чем не учитывается при расчете среднего заработка истца для оплаты денежного содержания на период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске, а также при расчете компенсаций при увольнении в связи с сокращением штатной численности и за неиспользованный отпуск.
Вместе с тем, правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы РФ устанавливает ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 14 этого Закона гражданский служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с этим федеральным законом, иными нормативными правовыми актами РФ и со служебным контрактом.
На основании ч. 1 ст. 50 вышеуказанного Федерального закона оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.
В свою очередь, денежное содержание состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы (далее - должностной оклад) и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы (далее - оклад за классный чин), которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего (далее - оклад денежного содержания), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (далее - дополнительные выплаты) (ч. 2 ст. 50 ФЗ № 79-ФЗ).
К дополнительным выплатам относятся: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента; ежемесячное денежное поощрение; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих (ч. 5 ст. 50 ФЗ № 79-ФЗ).
Также согласно ч. 10 ст. 50 ФЗ № 79-ФЗ гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
Порядок исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, в том числе и для случаев увольнения с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы, а также на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, урегулирован специальным нормативным актом – Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 6 сентября 2007 года № 562 (далее - Правила).
Исчисление денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске и расчет денежной компенсации за неиспользованные отпуска производятся в соответствии с п. 6 указанных выше Правил.
Согласно абз. 1 п. 6 Правил при исчислении денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске дополнительно учитываются премии за выполнение особо важных и сложных заданий и материальная помощь в размере 1/12 каждой из фактически начисленных выплат за 12 календарных месяцев, предшествующих дню ухода в ежегодный оплачиваемый отпуск.
В случаях, предусмотренных в том числе пп. «д» (увольнение с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы) п. 1 Правил, гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере месячного денежного содержания за 4 месяца (абз 1 п. 8 Правил).
Месячное денежное содержание исчисляется исходя из установленных гражданскому служащему на дату расторжения с ним служебного контракта размеров единого денежного вознаграждения или оклада денежного содержания и дополнительных выплат, предусмотренных пп. «а»-«г» п. 2 Правил, а также 1/12 размера предусмотренных пп. «д»-«ж» п. 2 Правил дополнительных выплат, фактически начисленных ему в течение 12 календарных месяцев, предшествующих дате расторжения служебного контракта (абз. 2 п. 8 Правил).
В силу ст. 51 ФЗ № 79-ФЗ фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и фонд оплаты труда работников, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной гражданской службы, составляют фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и работников федерального государственного органа.
При формировании фонда оплаты труда федеральных гражданских служащих сверх суммы средств, направляемых для выплаты должностных окладов, предусматриваются следующие средства для выплаты (в расчете на год): оклада за классный чин - в размере 4 должностных окладов; ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе - в размере 3 должностных окладов; ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы - в размере 14 должностных окладов; ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, - в размере 1,5 должностных окладов; премий за выполнение особо важных и сложных заданий - в размере 2 окладов денежного содержания; ежемесячного денежного поощрения - в размере, который устанавливается для федеральных государственных органов дифференцированно указами Президента РФ; единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи - в размере 3 окладов денежного содержания.
Кроме того, фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется также в том числе за счет средств на выплату: районного коэффициента (коэффициента); повышенного денежного содержания, размер которого устанавливается Президентом РФ; на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.
Порядок формирования фонда оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих и работников федерального государственного органа устанавливается Президентом РФ по представлению Правительства РФ.
В силу п.п. 8,9 Указа Президента РФ «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих» от 25 июля 2006 года № 763 фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих федерального государственного органа формируется за счет средств, направляемых для выплаты: должностных окладов; окладов за классный чин и дополнительных выплат; ежемесячного денежного поощрения (в расчете на год), а также за счет средств, направляемых для выплаты: денежного вознаграждения, премий и денежных поощрений лицам, замещающим государственные должности РФ; районного коэффициента, коэффициента за работу в пустынных, безводных местностях, коэффициента за работу в высокогорных районах, процентной надбавки к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока, - в размерах, определяемых с учетом размеров коэффициентов и процентных надбавок, установленных соответствующими нормативными правовыми актами РФ; повышенного денежного содержания, - в размерах, устанавливаемых Президентом РФ; других выплат, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, - в размерах, определяемых с учетом размеров других выплат, установленных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.
В рамках мероприятий, предусмотренных Указом Президента РФ «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» от 7 мая 2012 года № 601, в части совершенствования системы оплаты труда (денежного содержания) гражданских служащих, с 2014 года Правительством РФ ежегодно принимаются постановления, предусматривающее объемы бюджетных ассигнований федерального бюджета федеральным государственным органам сверх установленного фонда оплаты труда на дополнительное материальное стимулирование гражданских служащих их центральных аппаратов и территориальных органов на соответствующий год.
Как следует из сообщений МФ РФ от 11 июля 2018 года материальное стимулирование государственных гражданских служащих территориальных органов ФНС России осуществлялось в период с 2015 по 2017 годы за счет бюджетных ассигнований на это, выделяемых ФНС России Постановлениями Правительства РФ от 31 марта 2015 года № 302-12, от 23 апреля 2016 года № 347-7 и от 23 февраля 2017 года № 228-7. Доведение сведений об объемах указанных ассигнований до распорядителей за соответствующие периоды осуществлялось как приказами, так и письмами ФНС России. Размер сумм материального стимулирования конкретного государственного гражданского служащего определялся исходя из критериев оценки качества выполнения им должностных обязанностей, должностного регламента, иных качественных характеристик его работы и устанавливался руководителем конкретного налогового органа по представлению комиссии по оценке эффективности деятельности налогового органа. Данное стимулирование не является гарантированной выплатой каждому работнику и не носит обязательного характера. Такое премирование осуществляется за выполнение особо важных и сложных заданий, связанных с выполнением задач и обеспечением функций, возложенных на соответствующие территориальные органы ФНС России, в том числе в рамках реализации приоритетных проектов (программ). Размер премии устанавливается в зависимости от конкретного вклада служащего в выполнение особо важных и сложных заданий, в том числе его участия в реализации приоритетных проектов (программ).
Таким образом, доводы ответчика и третьего лица о том, что спорные выплаты осуществлялись не за счет ассигнований, предусмотренных вышеуказанными Постановлениями Правительства РФ, не нашли своего подтверждения в судебном заседании.
Из приведенных нормативных положений следует, что указанное материальное стимулирование за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда относится к иным дополнительным выплатам, предусмотренным ч. 10 ст. 50 ФЗ № 79-ФЗ, входящим в состав денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих.
Поскольку в соответствии с положениями ч. 3 ст. 51 названного закона фонд оплаты труда гражданских служащих формируется, в том числе за счет средств на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, выплаченное Казанцевой Е.Е., материальное стимулирование должно учитываться при расчете ее среднего заработка для оплаты денежного содержания на период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске в 2017 году, а также компенсаций при увольнении в связи с сокращением штатной численности и за неиспользованный отпуск.
Ссылка ответчика и третьего лица на постановление Правительства РФ «О материальном стимулировании федеральных гражданских служащих и сотрудников территориальных органов отдельных федеральных органов исполнительной власти» от 25 сентября 2017 года № 611 и вынесенный на его основании приказ МФ РФ от 17 октября 2007 г. N 90н не состоятельна, поскольку выплата дополнительного материального стимулирования данными нормативно-правовыми актами предусматривалась лишь в периоды с 2007 по 2013 годы, то есть за пределами спорного периода, после чего, с 2014 года, выделение денежных средств на эти цели осуществляется ежегодно соответствующими Постановлениями, указанными выше.
Кроме того, согласно разъяснениям, содержащимся в письме МФ РФ от 15 июля 2014 г. N 14-04-05/34482, для исчисления денежного содержания (на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, для выплаты компенсации при увольнении с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы) в соответствии с п.п. 6, 8 Правил исчисления размеров денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденных постановлением Правительства РФ от 6 сентября 2007 г. N 562, дополнительно к выплатам, которые входят в состав денежного содержания гражданских служащих, определенного ст. 50 ФЗ № 79-ФЗ, следует учитывать суммы средств, выплаченных гражданским служащим в виде материального стимулирования, осуществляемого за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных постановлением Правительства РФ от 27 марта 2014 г. N 238-7 (в последующем это были постановления № 302-12 от 31 марта 2015 года, № 347-7 от 23 апреля 2016 года и № 228-7 от 23 февраля 2017 года).
В соответствии с Положением о Министерстве финансов РФ, утвержденным постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 года № 329, Министерство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в том числе в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности. Оно обобщает практику применения законодательства РФ и проводит анализ реализации государственной политики в установленной сфере деятельности (п.п. 1, 5.5 Положения).
Учитывая, что на Министерство финансов РФ, как федеральный орган исполнительной власти, возложены функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в том числе, в сфере бюджетной деятельности, суд учитывает данные в вышеназванном письме Министерства разъяснения.
В соответствии с письмом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 05 апреля 2010 года № 5905-17 указанные средства материального стимулирования гражданских служащих и сотрудников территориальных органов ФНС России сверх установленного фонда оплаты труда включаются в средний заработок для исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком.
Аналогичные разъяснения давали ФСС РФ в своем письме от 10 июля 2008 года№ 02-08/07-2248П.
При таких обстоятельствах истцу подлежат выплате суммы оплаты очередных отпусков в 2017 году, компенсации за неиспользованный отпуск и четырехмесячного денежного содержания, рассчитанные с учетом выплаченных фактически сумм дополнительного материального стимулирования.
Согласно расчету ответчика, не вызывающему у суда сомнений в своей правильности, и с которым согласился истец, сумма недоплаты компенсации за неиспользованный отпуск составила 11353,13 рубля, недоплата четырехмесячного денежного содержания составила 38890,32 рублей.
На основании ст. 21 ТК РФ работник имеет право на компенсацию морального вреда. Как следует из ст. 237 ТК РФ, моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.
Под моральным вредом в соответствии со ст. 151 ГК РФ понимаются физические или нравственные страдания, причиненные действиями или бездействием, нарушающими личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, либо нарушающими имущественные права гражданина.
Поскольку суммы материального стимулирования были необоснованно работодателем исключены из расчета денежного содержания при расчете сумм отпускных, компенсации за неиспользованный отпуск и выплатах при увольнении в связи с сокращением должности, нарушение трудовых прав истца не вызывает сомнения, в связи с чем ответчик причинил истцу нравственные страдания, то есть моральный вред, который выразился в переживаниях по поводу несвоевременного получения средств к существованию. Также бездействием ответчика были нарушены имущественные права истца - несвоевременное получение установленных законом сумм в полном объеме.
Определяя размер подлежащей к взысканию в пользу истца компенсации морального вреда, суд учитывает обстоятельства дела, объем и характер причиненных истцу нравственных страданий, объем причиненного вреда, требования разумности и справедливости и считает необходимым взыскать компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты> рублей.
В соответствии со ст. 142 ТК РФ работодатель, допустивший задержку выплаты работникам заработной платы и другие нарушения оплаты труда, несёт ответственность в соответствии с ТК РФ и другими федеральными законами.
Такая ответственность предусмотрена ст. 236 ТК РФ в виде денежной компенсации, представляющей собой уплату процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки ЦБ РФ от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. При неполной выплате в установленный срок заработной платы и (или) других выплат, причитающихся работнику, размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных в срок сумм.
Проверяя расчёт сумм денежной компенсации, представленный истцом и ответчиком, суд приходит к выводу, что расчет истца является арифметически неверным и следует признать правильным расчет ответчика, в счет компенсации за неиспользованный отпуск – <данные изъяты> рубля, и компенсация за четырехмесячное денежное содержание – <данные изъяты> рубля, итого – <данные изъяты> рублей.
С учетом положений ч. 3 ст. 196 ГПК РФ суд производит его за тот же период, что и истец, что не лишает последнего права на дальнейшее взыскание компенсации по день фактической выплаты спорных сумм.
Поскольку работодатель в силу действующего законодательства обязан уплачивать за работников подоходный налог, страховые взносы в Фонд социального страхования, взносы в пенсионный фонд и другие обязательные платежи в порядке и в размерах, которые определены федеральными законами, заявленные истцом в этой части требования являются излишними.
Согласно ч. 1 ст. 236 Трудового кодекса РФ при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. При неполной выплате в установленный срок заработной платы и (или) других выплат, причитающихся работнику, размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных в срок сумм.
Поскольку при рассмотрении гражданского дела судом было установлено нарушение работодателем установленного срока выплаты взысканных в пользу истца сумм, взыскана компенсация за задержку указанных выплат, начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по 02.10.2018 года, суд не находит правовых оснований для отказа в удовлетворении требований истца о взыскании указанной компенсации и за период с 02.10.2018 года по день фактического расчета, поскольку указанные обстоятельства были предметом рассмотрения в судебном заседании, но не нашли своего отражения в резолютивной части решения.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
иск Казанцевой Е.Е. к МИ ФНС России № 9 по Тульской области о взыскании недоплаченных денежных выплат и компенсации за задержку и причинение морального вреда удовлетворить частично.
Взыскать с Межрайонной инспекции ФНС России № 9 по Тульской области в пользу Казанцевой Е.Е. компенсацию при увольнении с государственной гражданской службы в размере <данные изъяты> рублей, компенсации за неиспользованный отпуск в размере <данные изъяты> рублей, а также компенсацию за задержку указанных выплат в сумме <данные изъяты> рублей, компенсацию морального вреда в сумме <данные изъяты> рублей.
Обязать Межрайонную инспекцию ФНС России № 9 по Тульской области самостоятельно рассчитать и выплатить Казанцевой Е.Е. компенсацию за задержку выплат недополученных сумм оплаты ежегодного отпуска, компенсации за неиспользованный отпуск и компенсации при увольнении с государственной гражданской службы, начиная с 02.10.2018 года по день фактического расчета включительно в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Банка России.
В остальной части в удовлетворении заявленных требований Казанцевой Е.Е. отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тульский областной суд путем подачи апелляционной жалобы в Узловский городской суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено 29 ноября 2018 года.
Председательствующий И.М. Сафронова