РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
24 июня 2016 года г.Узловая
Узловский городской суд Тульской области в составе:
председательствующего Тимофеевой Н.А.,
при секретаре Беловой Ю.Р.,
с участием
старшего помощника Узловского межрайонного прокурора Фроловой О.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело №2а-818/2016 по административному иску Узловского межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации муниципального образования Каменецкое Узловского района о признании бездействия незаконным и обязании проведения мероприятий по страхованию гражданской ответственности владельца опасного объекта,
у с т а н о в и л:
Узловский межрайонный прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации муниципального образования Каменецкое Узловского района о признании бездействия незаконным и обязании проведения мероприятий по страхованию гражданской ответственности владельца опасного объекта. В обоснование административного иска указал, что Узловской межрайонной прокуратурой Тульской области была проведена проверка исполнения законодательства в сфере безопасности гидротехнических сооружений (далее – ГТС) администрацией муниципального образования Каменецкое Узловского района. В ходе проверки установлено, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в собственности муниципального образования <адрес> находится ГТС – сооружение (плотина), расположенное по адресу <адрес>.
В нарушение требований ч.1,2 ст.4 Федерального закона от 27.07.2010 года №225-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте» в отношении указанного объекта ГТС собственником до настоящего времени не заключен договор обязательного страхования. 18.09.2015 года по данному факту в отношении главы муниципального образования выносилось представление об устранении нарушений законодательства, которое было удовлетворено, однако до настоящего времени указанный опасный объект не застрахован. Бездействие администрации нарушает права неопределенного круга лиц на охрану жизни и здоровья и принадлежащего им имущества, а также на возмещение ущерба в случае аварии на опасном объекте, страхование ГТС позволило бы снизить финансовые потери муниципалитета при наступлении страхового случая.
Ссылаясь на положения Федерального закона №225-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте», Федерального закона №177-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений», просит признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Каменецкое Узловского района, выразившееся в непринятии мер по страхованию имущественных интересов путем заключения договора обязательного страхования гражданской ответственности владельца следующего опасного объекта – сооружение (плотина) по адресу: <адрес>; обязать администрацию муниципального образования Каменецкое Узловского района в срок до ДД.ММ.ГГГГ осуществить страхование имущественных интересов, связанных с обязанностью возместить вред, причиненный потерпевшим в результате аварии на опасном объекте, путем заключения договора обязательного страхования гражданской ответственности владельца вышеуказанного опасного объекта.
Старший помощник Узловского межрайонного прокурора Фролова О.Н. в судебном заседании заявленные административные исковые требования поддержала по основаниям, указанным в административном иске, просила удовлетворить.
Представитель административного ответчика администрации муниципального образования Каменецкое Узловского района в судебное заседание не явился, о месте и времени его проведения извещен надлежащим образом. Ранее глава администрации муниципального образования представила заявление о рассмотрении административного дела в отсутствие представителя, возражений не имеет.
Представитель заинтересованного лица администрации муниципального образования Узловский район в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие.
В соответствии с ч.6 ст.226 КАС РФ суд счел возможным рассмотреть административное дело в отсутствие не явившихся участников процесса.
Выслушав мнение прокурора Фроловой О.Н., исследовав письменные доказательства по административному делу, суд приходит к следующему.
Согласно ч.1 ст.46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
В силу ст.4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
В соответствии с ч.1 ст.39 КАС РФ, прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований.
В соответствии с ч.4 ст.281 КАС РФ в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов.
В силу ч.4 ст. 27 Федерального закона от 17 января 1992 года №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (с последующими изменениями и дополнениями), в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде иск в интересах пострадавших.
В рассматриваемом случае, направляя в суд административное исковое заявление в защиту гарантированных Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом №225-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте», Федеральным законом №177-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц - населения муниципального образования Каменецкое Узловского района, прокурор действовал в рамках полномочий, предоставленных ему законом, для предупреждения причинения вреда неопределенному кругу лиц.
В силу ч.1 ст.219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
В соответствии со ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.
Статья 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского, сельского поселения относит, в том числе, владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения; участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения; осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья; осуществление в пределах, установленных водным законодательством Российской Федерации, полномочий собственника водных объектов.
В соответствии с положениями ст.39 Водного кодекса РФ собственники водных объектов при использовании водных объектов вправе, в том числе осуществлять строительство гидротехнических и иных сооружений на водных объектах и обязаны не допускать причинение вреда окружающей среде, содержать в исправном состоянии эксплуатируемые ими очистные сооружения и расположенные на водных объектах гидротехнические и иные сооружения.
Отношения, возникающие при осуществлении деятельности по обеспечению безопасности при проектировании, строительстве, капитальном ремонте, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, реконструкции, восстановлении, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений регулируются положениями Федерального закона от 21.07.1997 N 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений».
Согласно ст.3 Федерального закона «О безопасности гидротехнических сооружений» к гидротехническим сооружениям относится, в том числе, плотины, предназначенные для защиты от наводнений, разрушений берегов и дна водохранилищ, рек; собственником гидротехнического сооружения может являться Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование, физическое лицо или юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, имеющие права владения, пользования и распоряжения гидротехническим сооружением.
В силу ст. 8 Федерального закона «О безопасности гидротехнических сооружений» требованиями обеспечения безопасности гидротехнических сооружений, помимо прочих, являются: обеспечение допустимого уровня риска аварий гидротехнических сооружений; необходимость заблаговременного проведения комплекса мероприятий по максимальному уменьшению риска возникновения чрезвычайных ситуаций на гидротехнических сооружениях; ответственность за действия (бездействие), которые повлекли за собой снижение безопасности гидротехнических сооружений ниже допустимого уровня.
Статьей 9 Федерального закона «О безопасности гидротехнических сооружений» установлено, что собственник гидротехнического сооружения и эксплуатирующая организация обязаны: обеспечивать соблюдение норм и правил безопасности гидротехнических сооружений при их строительстве, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, ремонте, реконструкции, консервации, выводе из эксплуатации и ликвидации; обеспечивать контроль (мониторинг) за показателями состояния гидротехнического сооружения, природных и техногенных воздействий и на основании полученных данных осуществлять оценку безопасности гидротехнического сооружения, финансировать мероприятия по эксплуатации гидротехнического сооружения, обеспечению его безопасности, а также работы по предотвращению и ликвидации последствий аварий гидротехнического сооружения; заключать договор обязательного страхования гражданской ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте.
Собственник гидротехнического сооружения или эксплуатирующая организация несет ответственность за безопасность гидротехнического сооружения (в том числе возмещает в соответствии со статьями 16, 17 и 18 настоящего Федерального закона ущерб, нанесенный в результате аварии гидротехнического сооружения) вплоть до момента перехода прав собственности к другому физическому или юридическому лицу либо до полного завершения работ по ликвидации гидротехнического сооружения.
Как следует из материалов дела и установлено судом, на основании постановления администрации муниципального образования Каменецкое Узловского района Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ №3/а, зарегистрировано право собственности муниципального образования Каменецкое Узловского района Тульской области на сооружение (плотину), назначение: гидротехническое сооружение, протяженность площади застройки <данные изъяты> кв.м., инв.№, лит.I, расположенное по адресу: <адрес> о чем ДД.ММ.ГГГГ выдано свидетельство о государственной регистрации права (л.д.8).
На основании ст. 15 Федерального закона РФ «О безопасности гидротехнических сооружений» обязательное страхование гражданской ответственности за причинение вреда в результате аварии гидротехнического сооружения осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте.
В статье 2 Федерального закона РФ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте» указано, что владельцами опасного объекта признаются юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, владеющие опасным объектом на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании и осуществляющие эксплуатацию опасного объекта.
В соответствии со ст. 5 Федерального закона РФ от 07.07.2010 № 225-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте» владельцы гидротехнических сооружений, подлежащих внесению в Российский регистр гидротехнических сооружений в соответствии с законодательством Российской Федерации о безопасности гидротехнических сооружений, обязаны осуществлять обязательное страхование.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона РФ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте» владелец опасного объекта обязан на условиях и в порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом, за свой счет страховать в качестве страхователя имущественные интересы, связанные с обязанностью возместить вред, причиненный потерпевшим, путем заключения договора обязательного страхования со страховщиком в течение всего срока эксплуатации опасного объекта.
В соответствии с п. 1 ст. 10 Федерального закона РФ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте» договор обязательного страхования заключается в отношении каждого опасного объекта на срок не менее чем один год. Документом, подтверждающим заключение договора обязательного страхования, является страховой полис установленного образца.
Постановлением Правительства РФ №916 от 03.11.2011 года утверждены Правила обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте (далее – Правила страхования).
ДД.ММ.ГГГГ заместителем Узловского межрайонного прокурора главе администрации муниципального образования Каменецкое Узловского района было вынесено представление № об устранении нарушений законодательства в сфере безопасности гидротехнических сооружений, в котором требовал принять конкретные меры по устранению нарушений закона, а также причин и условий, способствовавших данным нарушениям, привлечь к дисциплинарной ответственности лиц, допустивших нарушение вышеуказанного законодательства, о результатах рассмотрения представления и принятых мерах сообщить прокурору в месячный срок (л.д.9-13).
Поводом для внесения представления послужила проверка, проведенная Узловской межрайонной прокуратурой Тульской области, в результате которой установлено, что собственником гидротехнического сооружения – плотины, расположенной по адресу: <адрес> – не заключен договор обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте.
Из сообщения главы администрации № от ДД.ММ.ГГГГ в адрес заместителя Узловского межрайонного прокурора усматривается, что представление от ДД.ММ.ГГГГ рассмотрено с участием старшего помощника Узловского межрайонного прокурора Фроловой О.Н., факты, изложенные в нем, подтвердились. Указано, что договоры страхования ГТС не заключены в связи с отсутствием в бюджете муниципального образования денежных средств, подготовлено предложение в муниципальное образование Узловский район о включении в бюджет 2016 года расходов на страхование ГТС. Начальник сектора имущественных и земельных отношений ФИО4 привлечена к дисциплинарной ответственности (л.д.14.15).
Между тем, в установленный месячный срок нарушения, допущенные в области страхования опасного объекта собственником опасного объекта не были устранены, что не опровергнуто представителем административного ответчика при рассмотрении настоящего дела, а также подтверждается письмом заместителя главы администрации муниципального образования Каменецкое Узловского района от ДД.ММ.ГГГГ, из которого следует, что до настоящего времени в отношении находящегося в собственности муниципального образования гидротехнического сооружения - плотина по адресу <адрес> договор обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта не заключен (л.д.16).
Сведений о том, что указанное гидротехническое сооружение зарегистрировано в Российском регистре гидротехнических сооружений в материалах дела не имеется.
Страховым случаем в силу ч. 3 ст. 3 Федерального закона РФ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте» является наступление гражданской ответственности страхователя по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда потерпевшим в период действия договора обязательного страхования, которое влечет за собой обязанность страховщика произвести страховую выплату потерпевшим.
В соответствии со ст.7,8,9,13,14,18 Правил страхования страхователем является владелец опасного объекта, заключивший со страховщиком договор обязательного страхования. Договор обязательного страхования считается заключенным в пользу потерпевших: а) в части компенсации вреда, причиненного жизни или здоровью, - в пользу физических лиц, которым может быть причинен вред в результате аварии на опасном объекте, а также лиц, имеющих право в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации на возмещение вреда в результате смерти потерпевшего (кормильца); б) в части возмещения вреда, причиненного в связи с нарушением условий жизнедеятельности, - в пользу физических лиц, которым может быть причинен вред в результате аварии на опасном объекте; в) в части компенсации вреда, причиненного имуществу, - в пользу физических и юридических лиц, которым может быть причинен вред в результате аварии на опасном объекте. Страховые выплаты в части возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью, имуществу потерпевшего, а также в связи с нарушением условий жизнедеятельности, производятся потерпевшим или лицам, имеющим право на возмещение вреда в результате смерти потерпевшего (кормильца).
Страховым случаем является наступление гражданской ответственности страхователя по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда потерпевшим в период действия договора обязательного страхования, которое влечет за собой обязанность страховщика произвести страховую выплату потерпевшим.
Как следует из статьи 17 Федерального закона РФ «О безопасности гидротехнических сооружений» собственник гидротехнического сооружения, а также эксплуатирующая организация в случае, если гидротехническое сооружение находится в государственной или муниципальной собственности, обязаны иметь финансовое обеспечение гражданской ответственности. Финансовое обеспечение гражданской ответственности в случае возмещения вреда, причиненного в результате аварии гидротехнического сооружения (за исключением обстоятельств вследствие непреодолимой силы), осуществляется за счет средств собственника гидротехнического сооружения или эксплуатирующей организации, а также за счет страховой суммы, определенной договором страхования риска гражданской ответственности.
Правилами определения величины финансового обеспечения гражданской ответственности за вред, причиняемый в результате аварии гидротехнических сооружений, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 18 декабря 2001 года N 876, предусмотрена обязанность владельца гидротехнического сооружения рассчитать вероятный вред, причиняемый в результате аварии гидротехнических сооружений, и согласовать его с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых может быть причинен этот вред, в порядке, устанавливаемом указанными органами в соответствии с их полномочиями.
В случае отсутствия заключенного в установленном порядке договора страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта в силу положений ст.1064,1069,1071 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконного бездействия органа местного самоуправления либо должностных лиц этого органа возмещается в полном объеме за счет казны муниципального образования.
Непринятие мер по обеспечению безопасности гидротехнического сооружения может повлечь возникновение чрезвычайных ситуаций с наступлением тяжких последствий, поскольку в случае разрушения гидротехнического сооружения и прорыва воды возможно затопление прилегающих территорий, причинение вреда неопределенному кругу лиц и окружающей среде, особенно в период паводка.
Таким образом, бездействие администрации муниципального образования Каменецкое Узловского района, выразившееся в непринятии своевременных мер к страхованию гражданской ответственности владельца опасного объекта нельзя признать законным, а обязанность по проведению мероприятий по страхованию должна быть возложена на администрацию муниципального образования Каменецкое Узловского района.
Доказательств, свидетельствующих о том, что повреждение плотины не может привести к возникновению чрезвычайной ситуации, а также о том, что авария на плотине не может повлечь за собой ущерб здоровью людей или окружающей среде, материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей, а, соответственно, доказательств того, что расчет вероятного вреда по вышеуказанной плотине равен нулю и не существует, собственником гидротехнического сооружения не представлено.
Надлежащих доказательств того, что плотина находится на балансе какой бы то ни было эксплуатирующей организации, в материалах дела также не имеется.
Неисполнение администрацией муниципального образования Каменецкое Узловского района обязанности по внесению сведений о плотине в Регистр гидротехнических сооружений, о предоставлении декларации безопасности гидротехнических сооружений, содержащей сведения о соответствии плотины критериям безопасности, в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, о разработке правил эксплуатации плотины, не освобождает её от ответственности за безопасность гидротехнического сооружения и от выполнения мероприятий по обеспечению безопасности опасного объекта.
Проанализировав вышеизложенные нормы закона, принимая во внимание, что сообщение административного ответчика об отсутствии заключенного договора страхования на спорный гидротехнический объект датировано ДД.ММ.ГГГГ, а административное исковое заявление поступило в Узловский городской суд ДД.ММ.ГГГГ, то есть с соблюдением установленного законом трехмесячного срока для обращения в суд, учитывая, что на момент вынесения решения суда обязанность по страхованию своей гражданской ответственности владельца опасного объекта – плотины по адресу <адрес> административным ответчиком не исполнена, учитывая, что собственник гидротехнического сооружения обязан иметь финансовое обеспечение гражданской ответственности, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
р е ш и л :
исковые требования Узловского межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации муниципального образования Каменецкое Узловского района о признании бездействия незаконным и обязании проведения мероприятий по страхованию гражданской ответственности владельца опасного объекта - удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Каменецкое Узловского района, выразившееся в непринятии мер по страхованию имущественных интересов, связанных с обязанностью возместить вред, причиненный в результате аварии на опасном объекте - гидротехническом сооружении – плотине, протяженностью площадью застройки <данные изъяты> кв.м, расположенной по адресу: <адрес>
Обязать администрацию муниципального образования Каменецкое Узловского района в срок до ДД.ММ.ГГГГ застраховать в качестве страхователя имущественные интересы, связанные с обязанностью возместить вред, причиненный потерпевшим в результате аварии на опасном объекте, путем заключения со страховщиком на срок не менее чем один год договора обязательного страхования гражданской ответственности владельца вышеуказанного опасного объекта.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы или принесения апелляционного представления в Узловский городской суд Тульской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий Н.А.Тимофеева