Дело №а-469/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
«18» января 2018 года г.Ижевск
Устиновский районный суд г.Ижевска Удмуртской Республики в составе председательствующего судьи Нуртдиновой С.А., рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по иску Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы России № 8 по Удмуртской Республике к Федорову С.В. о взыскании недоимки по налогу и пени,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец Межрайонная инспекция федеральной налоговой службы России № по Удмуртской Республике (далее по тексту МРИ ФНС России № по УР) обратился в суд с административным исковым заявлением к Федорову С.В. о взыскании задолженности по налогу на имущество физических лиц в размере <данные изъяты> руб., пени по налогу на имущество в размере <данные изъяты> руб.
Требования мотивированы тем, что Федоров С.В. является плательщиком налога на имущество физических лиц. Согласно сведений, представленных регистрирующими органами, налогоплательщик является собственником объекта налогообложения, а именно квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, кадастровый №. Поскольку в установленные законодательством сроки налогоплательщиком не были уплачены суммы налогов за <данные изъяты>., указанные в направленном ранее налогоплательщику заказным письмом налоговом уведомлении, налоговым органом были начислены пени. В соответствии со ст.69, 70 НК РФ налогоплательщику заказной корреспонденцией было направлено требование об уплате налога и пени от ДД.ММ.ГГГГ№. В установленные в требовании сроки налогоплательщик не исполнил обязанность по уплате в бюджет задолженности по налогам.
В связи с наличием оснований для рассмотрения настоящего административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства, суд, в порядке применения ст.ст.291, 292 КАС РФ, определил рассмотреть дело в порядке упрощённого (письменного) производства.
В соответствии с ч.1 ст.14 КАС РФ, административное судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
Согласно ч.1 ст.62 КАС РФ, лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений.
В силу ч.1 ст.84 КАС РФ, суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
В соответствии с ч.3 ст.84 КАС РФ, суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности.
В соответствии с ч.6 ст.289 КАС РФ, при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкции, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
Изучив материалы административного дела, оценив в совокупности установленные по делу обстоятельства, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Данному требованию корреспондирует содержание п. 1 ст. 3 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ).
В силу ст.57 Конституции РФ и п. 1 ст. 23 НК РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Законодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит из Налогового кодекса Российской Федерации и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах.
Возникновение, изменение и прекращение обязанности по уплате налога или сбора установлены статьей 44 Налогового кодекса Российской Федерации, пункт 1 которой закрепляет, что обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных данным Кодексом или иным законодательным актом о налогах и сборах.
В соответствии со ст.1 и ст.2 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ «О налоге на имущество физических лиц», регулировавшими рассматриваемые правоотношения в момент их возникновения, плательщиками налогов на имущество физических лиц признаются физические лица – собственники имущества: жилого дома, квартиры, комнаты, дачи, гаража, иного строения, помещения и сооружения, доля в праве общей собственности на указанное имущество.
Аналогичную обязанность устанавливают и положения ст.400 НК РФ, согласно которым, налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения.
В силу ст.5 Закона № Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ «О налоге на имущество физических лиц» (в ранее действующей редакции) производится налоговыми органами. Налоговые уведомления об уплате налога вручаются плательщикам налоговыми органами в порядке и сроки, которые установлены Налоговым кодексом Российской Федерации. Уплата налога производится не позднее ДД.ММ.ГГГГ года, следующего за годом, за который исчислен налог.
Учитывая заявленный к рассмотрению административным истцом период уплаты налога, обязанность административного ответчика по уплате налога на имущество за ДД.ММ.ГГГГ. до ДД.ММ.ГГГГ.
В адрес ответчика направлено налоговое уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ. (налог на имущество в размере <данные изъяты> руб., транспортный налог в размере <данные изъяты> руб.). Указанные налоги следовало уплатить в срок, не позднее ДД.ММ.ГГГГ. и ДД.ММ.ГГГГ. соответственно.
Налоговое уведомление направлены в адрес налогоплательщика, о чем свидетельствует реестр почтовых отправлений и в силу ст. 52 НК РФ и считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
В соответствии с п. 1 ст. 45 Налогового кодекса РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога в порядке статей 69 и 70 НК Российской Федерации.
В силу ч.1 ст.70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей. В случае если сумма недоимки и задолженности по пеням и штрафам, относящейся к этой недоимке, составляет менее 500 рублей, требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее одного года со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи.
Межрайонной ИФНС России № по УР в адрес Федорова С.В. направлено требование № об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ. (налог на имущество в размере <данные изъяты> руб. и пени в размере <данные изъяты> руб., транспортный налог в размере <данные изъяты> руб. и пени в размере <данные изъяты> руб.) в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
В указанный налоговым органом срок недоимка по налогу и пени уплачена Федоровым С.В. не была.
Административный истец ДД.ММ.ГГГГ обратился к мировому судье судебного участка №№ Устиновского района г.Ижевска с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании недоимки по транспортному налогу, по налогу на имущество физических лиц, пени. Мировым судьей судебного участка №№ Устиновского района г.Ижевска ДД.ММ.ГГГГ выдан судебный приказ № о взыскании с Федорова С.В. в пользу МРИ ФНС № по Удмуртской Республике недоимку по транспортному налогу в размере <данные изъяты> руб, пени в размере <данные изъяты> руб., недоимку по налогу на имущество физических лиц в размере <данные изъяты> руб., пени в размере <данные изъяты> руб. ДД.ММ.ГГГГ мировому судье судебного участка №№ Устиновского района г.Ижевска от должника поступило возражение. Определением мирового судьи судебный приказ ДД.ММ.ГГГГ отменен.
Отмена судебного приказа послужила основанием для обращения МРИ ФНС № по УР с настоящим административным исковым заявлением в суд. Согласно штемпелю административное исковое заявление поступило в суд ДД.ММ.ГГГГ. Таким образом, срок обращения в суд административным иском не пропущен.
Налогоплательщиком была произведена частичная уплата задолженности.
Оставшаяся сумма задолженности по налогу на имущество в размере <данные изъяты> руб., пени в сумме <данные изъяты> руб. административным ответчиком не уплачена.
Совокупность представленных в деле доказательств подтверждает наличие у административного ответчика неисполненного обязательства по уплате налога на имущество в сумме <данные изъяты> руб., расчет которого судом проверен и признан верным. Доказательств уплаты ответчиком налога на имущество суду не представлено.
Согласно п.п.1 п.1 ст.23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги и сборы.
В силу ч.2 ст.58 НК РФ подлежащая уплате сумма налога уплачивается (перечисляется) налогоплательщиком или налоговым агентом в установленные сроки.
На основании п. 3 ст. 75 НК РФ на сумму недоимки должна быть начислена пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога.
Согласно п. 4 ст. 75 НК РФ пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Таким образом, в соответствии со статьей 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае неуплаты причитающихся сумм налогов или сборов, или уплаты в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.
Из приведенных норм следует, что пени являются мерой, обеспечивающей исполнение налогоплательщиком обязанности по уплате налога или сбора, и их начисление производится до фактического исполнения налогоплательщиком обязанности по уплате налога.
Порядок исполнения налогоплательщиком обязанности по уплате налога в случае нарушения им установленных законом сроков уплаты, предполагает обязанность налогового органа направить в адрес налогоплательщика в соответствии со ст.ст.69,70 НК РФ требование с указанием суммы недоимки и срока для ее добровольного погашения. В случае неисполнения налогоплательщиком налогового требования в установленный срок, обязанность по уплате возникшей недоимки реализуется путем принудительного взыскания с должника налога в порядке, предусмотренном ст.48 НК РФ.
Изложенное в совокупности с положениями ч.5 ст.75 НК РФ, регулирующей порядок уплаты пеней, позволяет суду прийти к выводу о том, что налоговое требование об уплате пеней может быть направлено в адрес налогоплательщика как одновременно с требованием об уплате налоговой недоимки, так и после погашения налогоплательщиком задолженности по налогу.
В случае добровольного исполнения налогоплательщиком требования налогового органа об уплате недоимки, обстоятельством, имеющим значение для решения вопроса о принудительном взыскании начисленных на сумму недоимки пеней, является соблюдение налоговым органом досудебного порядка предъявления к должнику требования об уплате пеней, а также фактический срок погашения недоимки по налогу.
В случае неисполнения налогоплательщиком в установленный в налоговом требовании срок обязанности по погашению недоимки, взыскание пеней допускается только в случае, если налоговым органом были своевременно приняты меры к принудительному взысканию соответствующего налога, а именно соблюдены досудебный порядок предъявления указанного требования и установленные ст.48 НК РФ сроки принудительного взыскания налога.
Разрешая требование административного истца о взыскании пени по транспортному налогу и пени по налогу на имущество, суд исходит из того, что в случае неисполнения налогоплательщиком в установленный в налоговом требовании срок обязанности по погашению недоимки, взыскание пеней допускается только в случае, если налоговым органом были своевременно приняты меры к принудительному взысканию соответствующего налога, а именно соблюдены досудебный порядок предъявления указанного требования и установленные ст.48 НК РФ сроки принудительного взыскания налога.
Вывод суда в данной части согласуется в позицией Конституционного Суду РФ, изложенной в Определении от ДД.ММ.ГГГГ№-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Галиева Э.Г. на нарушение его конституционных прав пунктом 5 части первой ст.23 ГПК РФ, положениями п.п.1,2 и абз. первым п.3 ст.75 НК РФ», согласно которой пени по своей природе носят акцессорный характер и не могут быть взысканы в отсутствие обязанности по уплате суммы налога, равно как и при истечении сроков на ее принудительное взыскание.
В соответствии со ст.ст.14, 62 КАС РФ, бремя доказывания наличия оснований для взыскания с Федорова С.В.. пеней за несвоевременную уплату транспортного налога и налога на имущество в заявленном в иске размере, возлагается на административного истца.
По смыслу ст.ст. 48, 69, 70 НК РФ решение о принудительном взыскании налога может быть принято налоговым органом по тем суммам, в отношении которых налогоплательщиком был пропущен установленный налоговым требованием срок для их добровольной уплаты.
В связи с неуплатой административным ответчиком налога на имущество, налоговым органом исчислены пени согласно представленному расчету по налогу на имущество в размере <данные изъяты> руб.
Проверив представленный истцом расчет суммы пени по налогу на имущество, суд признает его соответствующим, как периоду образования задолженности, так и требованиям законодательства, регулирующего порядок исчисления суммы налога и пени, является арифметически верным и принимается судом при вынесении решения.
Достоверность и правильность представленного административным истцом расчета административным ответчиком не оспорена, доказательства, подтверждающие, как отсутствие задолженности, так и иной её объем, суду не представлены.
В соответствии с ч.3 ст. 48 НК рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации.
Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
В соответствии с ч.2 ст.48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
Срок исполнения требования об уплате налогов за ДД.ММ.ГГГГ г. был установлен налоговым органом до ДД.ММ.ГГГГ., с заявлением о вынесении судебного приказа истец обратился ДД.ММ.ГГГГ., то есть в установленный законом срок.
В силу ч.3 ст.48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Согласно материалам гражданского дела № (хранящегося в архиве судебного участка №№ Устиновского района г.Ижевска), мировым судьей судебного участка №№ Устиновского района г.Ижевска выдан судебный приказ о взыскании с Федорова С.В. указанных сумм недоимок и пени. ДД.ММ.ГГГГ определением мирового судьи судебного участка №№ Устиновского района г.Ижевска судебный приказ № от ДД.ММ.ГГГГ отменен на основании ст.123.7 КАС РФ.
Административное исковое заявление о взыскании с административного ответчика задолженности по налогу на имущество подано налоговым органом ДД.ММ.ГГГГ., то есть в пределах шести месяцев с даты отмены судебного приказа (ДД.ММ.ГГГГ.), что позволяет сделать вывод о соблюдении в рассматриваемом деле срока обращения в суд, предусмотренного ст.48 НК РФ.
Представленный ответчиком в материалы дела по заявлению МРИ ФНС № по УР о выдаче судебного приказа чек- ордер от ДД.ММ.ГГГГ. на сумму <данные изъяты> руб. не подтверждает факт оплаты Федоровым С.В задолженности по налогу на имущество физических лиц и пени, поскольку данная сумма оплачена ответчиком с указанием Кода бюджетной классификации, предназначенного для учета оплат суммы пени по транспортному налогу, следовательно зачтена в счет уплаты данного вида задолженности. Самостоятельно перераспределять денежные средства, поступившие от налогоплательщика, в счет погашения задолженности по иным налогам, налоговый орган не вправе.
Поскольку административный ответчик имеет задолженность по налогу на имущество и пени, размер которых ответчиком не оспорен, а административным истцом соблюден установленный действующим законодательством порядок взыскания с налогоплательщика налоговой задолженности, постольку в условиях доказанности приведенных юридически значимых обстоятельств, исковые требования административного истца в указанной части подлежат удовлетворению.
В соответствии с ч.1 ст.114 КАС РФ, государственная пошлина, от уплаты которой административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.
Учитывая, что административный истец на основании п.7 ч.1 ст.333.36 НК РФ освобожден от уплаты государственной пошлины, то с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в соответствии с п.1 ч.1 ст.333.19 НК РФ в размере <данные изъяты> коп.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180, 290 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административный иск Межрайонной ИФНС России № по Удмуртской Республике к административному ответчику Федорову С.В. о взыскании недоимки по налогу и пени, удовлетворить.
Взыскать с Федорова С.В. (<адрес>) в доход бюджета на расчетный счет <данные изъяты>
- задолженность по налогу на имущество физических лиц в сумме <данные изъяты>);
- пени по налогу на имущество физических лиц в сумме <данные изъяты>
Взыскать с Федорова С.В. в бюджет Муниципального образования «город Ижевск» государственную пошлину в размере <данные изъяты>.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Удмуртской Республики в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.
Судья С.А. Нуртдинова