УИД 14RS0031-02-2023-000153-37
Дело № 2а-АВ-116/2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
п. Белая Гора 19 декабря 2023 года
Усть-Янский районный суд Республики Саха (Якутия) в составе: председательствующего судьи Гущина И.А., при секретаре Карташовой И.А., с участием исполняющего обязанности прокурора Абыйского района Республики Саха (Якутия) Никифорова Г.С., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Абыйского района Республики Саха (Якутия) в интересах неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования городское поселение «Поселок Белая Гора» Абыйского улуса (района) Республики Саха (Якутия) о признании бездействия незаконным и возложении обязанности устранить допущенные нарушения,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Абыйского района Республики Саха (Якутия) в интересах неопределенного круга лиц обратилась в суд с административным исковым заявлением к административному ответчику, в котором просил признать незаконным бездействие Администрации муниципального образования городское поселение «Поселок Белая Гора» Абыйского улуса (района) Республики Саха (Якутия) (далее МО ГП «пос. Белая Гора»), выразившееся в отсутствии разработки и утверждении муниципальной программы в области энергоснабжения и повышения энергетической эффективности, а также по факту не размещения декларации о потреблении энергетических ресурсов за 2022 год в ГИС «Энергоэффективность» и возложить на административного ответчика обязанность в срок до 01 марта 2024 года разработать и утвердить муниципальную программу в области энергоснабжения и повышения энергетической эффективности; в течение месяца после вступления решения суда разместить декларацию о потреблении энергетических ресурсов за 2022 год в ГИС «Энергоэффективность». В обоснование заявленных требований ссылаясь на то, что в ходе проведенной прокуратурой проверки соблюдения федерального законодательства в области энергоснабжения и повышения энергетической эффективности было установлено, что органом местного самоуправления не разработана и не утверждена муниципальная программа в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности. По данному факту в адрес главы муниципального образования было внесено представление, однако до настоящего времени нарушения не устранены.
В судебном заседании административный истец исполняющий обязанности прокурора Абыйского района Республики Саха (Якутия) Никифоров Г.С. требования, изложенные в административном исковом заявлении, поддержал в полном объеме, просил их удовлетворить.
Представитель административного ответчика Администрации МО ГП «пос. Белая Гора» отсутствовал, направил ходатайство о рассмотрении дела без его участия.
В соответствии со статьей 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, с учетом мнения административного истца, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие административного ответчика.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В силу части 4 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, органы государственной власти, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации, Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, уполномоченный по правам ребенка в субъекте Российской Федерации, иные органы, организации и лица, а также прокурор в пределах своей компетенции могут обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Из материалов дела усматривается, что прокуратурой Абыйского района Республики Саха (Якутия) проведена проверка соблюдения органами местного самоуправления жилищного законодательства. По результатам проверки установлено, что административным ответчиком не разработана и не утверждена муниципальная программа в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
В связи с выявленными нарушениями, прокуратурой Абыйского района Республики Саха (Якутия) 24 октября 2023 года главе МО ГП «пос. Белая Гора» внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства исх. № 11-2023/144, в котором предложено с учетом характера выявленных нарушений безотлагательно рассмотреть указанное представление с участием представителя прокуратуры района; в течение месяца принять конкретные меры к устранению нарушений закона, причин и условий им способствующих; рассмотреть вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности виновных лиц; о результатах рассмотрения и принятых мерах сообщить в письменной форме в прокуратуру Абыйского района в течение месяца со дня вынесения представления.
В ответе на представление от 28 ноября 2023 года исх. № 332 главы администрации МО ГП «пос. Белая Гора» указано, что на территории МО ГП «пос. Белая Гора» нет действующих муниципальных программ в области энергоснабжения и повышения энергетической эффективности. Идет подготовка и разработка проекта муниципальной программы в области энергоснабжения, готовится предложение на очередную сессию поселкового Совета депутатов VI созыва о выделении средств в бюджете на 2024 год для начала реализации данной муниципальной программы. Администрация не размещает данные о потреблении энергетических ресурсов в ГИС «Энергоэффективность».
В связи с непринятыми мерами по устранению нарушений администрацией муниципального образования, прокурор обратился с административным исковым заявлением в суд.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N131ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского и сельского поселения относятся организация в границах поселения электроснабжения населения, в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
В силу пункта 8.2 части 1 статьи 17 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений обладают полномочием по утверждению и реализации муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, организацияпроведения энергетического обследования многоквартирных домов, помещения в которых составляют муниципальный жилищный фонд в границах муниципального образования, организация и проведение иных мероприятий, предусмотренных законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.
Под энергоснабжением, в силу пункта 3 статьи 2 Федерального закона от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» понимается: реализация организационных, правовых, технических, технологических, экономических и иных мер, направленных на уменьшение объема используемых энергетических ресурсов при сохранении соответствующего полезного эффекта от их использования (в том числе объема произведенной продукции, выполненных работ, оказанных услуг).
Статьей 8 Закона № 261-ФЗ определены полномочия органов местного самоуправления в области энергоснабжения и повышения энергетической эффективности.
В силу пункта 1 статьи 8 Закона № 261-ФЗ разработка и реализация муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности относится к полномочиям органов местного самоуправления.
Согласно статье 4 Закона № 261-ФЗ правовое регулирование в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности основывается на принципах: эффективности и рационального использования энергетических ресурсов; поддержки и стимулировании энергосбережения и повышения энергетической эффективности; системности и комплексности проведения мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности.
Отсутствие данной муниципальной программы нарушает основные принципы государственной политики в области энергоэффективности, создает препятствия к созданию правовых, экономических и организационных основ стимулирования энергосбережения и повышения энергетической эффективности, не позволяет в полной мере планировать энергосбережение и повышение энергетической эффективности.
В соответствии с частью 1 статьи 16 Закона № 261-ФЗ органы местного самоуправления обязаны ежегодно представлять в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на создание и обеспечение функционирования государственной информационной системы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, декларации о потреблении энергетических ресурсов.
Порядок представления декларации о потреблении энергетических ресурсов и форма такой декларации утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (пункт 2 статьи 16 Федерального закона № 261-ФЗ).
Порядок представления декларации о потреблении энергетических ресурсов и форма декларации утверждены приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 28 октября 2019 года № 707.
Декларация, созданная в форме электронного документа, подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью руководителя (уполномоченного им лица) субъекта декларирования и размещается субъектом декларирования в государственной информационной системе в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным (пункт 4 Приказа № 707).
В нарушение изложенного, органом местного самоуправления декларация о потреблении энергетических ресурсов в установленный срок за 2022 год не представлена и не размещена в ГИС «Энергоэффективность».
Неисполнение органом местного самоуправления требований законодательства в области организации энергоснабжения, неисполнение обязанности по разработке программы и соответственно не проведениемероприятий по энергосбережению приводит к созданию неблагоприятных условий для эффективного использования энергетических ресурсов, и как следствие к их нерациональному использованию, что нарушает интересы государства в сфере создания экономических и организационных основ стимулирования энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
При таких обстоятельствах, поскольку представленные доказательства в совокупности подтверждают несоблюдение административным ответчиком установленных требований действующего законодательства, ввиду наличия совокупности условий, предусмотренных пунктом 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, административное исковое заявление подлежит удовлетворению.
В соответствии с частью 2 статьи 178 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при принятии решения суд определяет нормы права, подлежащие применению в данном административном деле, устанавливает права и обязанности лиц, участвующих в деле, решает, подлежит ли административный иск удовлетворению; при необходимости устанавливает порядок и срок исполнения решения.
Учитывая обстоятельства дела, значимость нарушения прав неопределенного круга лиц, а также характер, объем и сложность подлежащих выполнению мероприятий, суд приходит к выводу об исполнении административным ответчиком возложенной обязанности в срок до 01 марта 2024 года.
При этом, принимая во внимание требования пункта 1 части 3 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд полагает необходимым возложить на административного ответчика обязанность сообщить об исполнении решения по данному административному делу административному истцу в течение одного месяца после его исполнения.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 178-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление прокурора Абыйского района Республики Саха (Якутия) в интересах неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования городское поселение «Поселок Белая Гора» Абыйского улуса (района) Республики Саха (Якутия) о признании бездействия незаконным и возложении обязанности устранить допущенные нарушения, - удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Администрации муниципального образования городское поселение «Поселок Белая Гора» Абыйского улуса (района) Республики Саха (Якутия) (<данные изъяты>), выразившееся в не разработке и не утверждении муниципальной программы в области энергоснабжения и повышения энергетической эффективности, а также по факту не размещения декларации о потреблении энергетических ресурсов за 2022 год в Государственной информационной системе «Энергоэффективность».
Обязать Администрацию муниципального образования городское поселение «Поселок Белая Гора» Абыйского улуса (района) Республики Саха (Якутия) <данные изъяты>) в срок до 01 марта 2024 года разработать и утвердить муниципальную программу в области энергоснабжения и повышения энергетической эффективности.
Обязать Администрацию муниципального образования городское поселение «Поселок Белая Гора» Абыйского улуса (района) Республики Саха (Якутия) (<данные изъяты>) в течение месяца после вступления решения суда в законную силу разместить декларацию о потреблении энергетических ресурсов за 2022 год в Государственной информационной системе «Энергоэффективность»..
Обязать Администрацию муниципального образования городское поселение «Поселок Белая Гора» Абыйского улуса (района) Республики Саха (Якутия) (<данные изъяты>) сообщить об исполнении решения по данному административному делу прокурору Абыйского района Республики Саха (Якутия) в течение одного месяца после его исполнения.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Саха (Якутия) путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Усть-Янский районный суд Республики Саха (Якутия).
Судья п/п И.А. Гущин
Решение изготовлено в окончательной форме: дата