РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
14 сентября 2021 года г. Усть-Илимск, Иркутская область
Усть-Илимский городской суд Иркутской области в составе
Председательствующего судьи Третьякова М.С.,
при секретаре судебного заседания Смирновой А.Н.,
с участием административного ответчика ФИО1,
рассмотрев административное дело № 2а-1889/2021 по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России № 9 по Иркутской области к ФИО1 о взыскании задолженности по налогам, пени,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная ИФНС России № 9 по Иркутской области обратилась в Усть-Илимский городской суд с административным исковым заявлением к ФИО1 о взыскании задолженности в размере 35710 руб. 18 коп., в том числе: транспортный налог в размере 35407 рублей, пени по транспортному налогу в размере 95 рублей 30 коп., налог на имущество физических лиц в размере 207 руб. 88 коп.
Представитель административного истца в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в свое отсутствие.
Административный ответчик в судебном заседании по требованиям о взыскании транспортного налога за автомашины Субару Форестер, г/з Н164ВН138, Мерседес Бенц, г/з У484ХС38, поскольку транспортные средства были проданы 17.04.2018 и 31.01.2019 соответственно. 29.04.2019 году ответчиком была подана в ИФНС налоговая декларация о продаже автомобиля Субару Форестер. 15.04.2020 была подана налоговая декларация о продаже автомобиля Мерседес Бенц. 28.04.2021 ответчик вновь уведомил налоговый орган о том, что данный автотранспорт продан и просил произвести перерасчет налога за 2018, 2019 года. Просит в удовлетворении требований отказать.
Исследовав пояснения ответчика, материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что по сведениям регистрационных органов ФИО1 являлся в 2019 году собственником: транспортных средств: Мерседес Бенц, г/з У484ХС38, Форд транзит, г/з В879ВТ138, Субару Форестер, г/з Н164ВН138, Ауди ТТ, г/з О617АР138; 1\4 доли в праве общей долевой собственности на квартиру по адресу <...>.
Согласно п. 1 ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
В силу п. п. 1.2 ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога.
В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.
Взыскание налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном статьей 48 настоящего Кодекса.
В соответствии со ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Как следует из материалов дела согласно налогового уведомления № 45331084 от 01.09.2020 ответчику исчислен транспортный налог за 2019 год в размере 35407 рублей, в том числе, на транспортные средства Мерседес Бенц, г/з У484ХС38, в размере 24790 руб., Субару Форестер, г/з Н164ВН138 в размере 4727 руб. Также ответчику начислен налога на имущество физических лиц в размере 269 руб. Срок уплаты налогов до 01.12.2020 года.
Судом проверен расчет транспортного налога, налога на имущество, исходя из ставок, установленных законодательством, суд находит расчет суммы налога, верным.
Ответчиком, в сроки установленные законом, сумма транспортного налога, налога на имущество в полном объеме уплачена не была.
Согласно ч. 1 ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Поскольку сумма транспортного налога ответчиком уплачена не была, Инспекцией ФНС России № 9 по Иркутской области на сумму задолженности обоснованно начислены пени за период с 02.12.2020 по 20.12.2020 в размере 95,30 руб.
21.12.2020 года Межрайонная ИФНС России № 9 по Иркутской области направила в адрес ответчика требование № 381720684 об уплате транспортного налога за 2019 год в размере 35407 руб., пени за несвоевременную уплату налога в размере 95,30 руб., налога на имущество за 22019 года в размере 269 руб., пени за несвоевременную уплату налога в размере 0,72 руб., со сроком уплаты до 20.01.2021 года.
Таким образом, с учетом того, что в требовании № 381720684 об оплате задолженности установлен срок оплаты до 20.01.2021 года, налоговый орган должен был в срок до 20.07.2021 года обратиться с соответствующим заявлением в суд. Как следует из сопроводительного письма МИФНС № 9 по Иркутской области заявление о вынесении судебного приказа о взыскании задолженности с ФИО1 направлено мировому судье судебного участка № 100 г. Усть-Илимска и Усть-Илимского района Иркутской области 05.02.2021 года, то есть в пределах, установленного ст. 48 Налогового кодекса РФ шестимесячного срока.
09 февраля 2021 года мировым судьей судебного участка № 100 г. Усть-Илимска и Усть-Илимского района Иркутской области вынесен судебный приказ о взыскании с должника ФИО1 задолженности по налогам, пени. Определением от 09 марта 2021 года мирового судьи судебного участка № 100 г. Усть-Илимска и Усть-Илимского района Иркутской области судебный приказ отменен.
Административное исковое заявление Межрайонной ИФНС России № 9 по Иркутской области поступило в Усть-Илимский городской суд 03.08.2021 года, то есть в пределах, установленного ст. 48 Налогового кодекса РФ шестимесячного срока со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Таким образом, требования о взыскании задолженности по транспортному налогу, налогу на имущество за 2019 года пени по транспортному налогу, суд находит обоснованными. На момент подачи искового заявления сумма задолженности ответчиком была частично уплачена и составляет 35710,18 руб., в том числе, транспортный налог в размере 35407 руб., пени по транспортному налогу в размере 95.30 руб., налог на имущество в размере 207,88 руб.
Доказательства уплаты налога за спорный период в полном объеме либо отсутствия в собственности транспортных средств, имущества в спорный период, ответчиком в судебное заседание представлены не были, что в силу ст. 62 КАС РФ является его обязанностью.
Доводы ответчика о неправомерном начислении транспортного налога за 2019 год на транспортные средства Мерседес Бенц, г/з У484ХС38, Субару Форестер, г/з Н164ВН138, в связи с их продажей, суд находит несостоятельными.
В силу части первой статьи 357 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 данного Кодекса, если иное не предусмотрено данной статьей.
На основании пункта 1 статьи 362 НК РФ сумма транспортного налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, федеральный законодатель, устанавливая в главе 28 НК РФ транспортный налог, связал возникновение объекта налогообложения с фактом регистрации транспортного средства на налогоплательщика (статьи 357 и 358 НК РФ), что само по себе не может расцениваться как нарушение прав налогоплательщиков (Определения от 29 сентября 2011 года N 1267-О-О, от 24 декабря 2012 года N 2391-О, от 26 апреля 2016 года N 873-О и др.).
Принимая во внимание приведенные выше положения Налогового кодекса Российской Федерации и разъяснения Конституционного Суда Российской Федерации, заключение ФИО1 договора от 31.01.2019 купли-продажи транспортного Мерседес Бенц, г/з У484ХС38, и договора от 17.04.2018 купли-продажи транспортного средства Субару Форестер, г/з Н164ВН138, само по себе, в отсутствие прекращения регистрации за ним указанных автомобилей, не свидетельствует о прекращении с даты заключения названного договора обязанности по уплате транспортного налога.
Тот факт, что новыми собственниками автомобили на учет поставлены не были, в рассматриваемом случае правового значения не имеет, поскольку Административный регламент Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним (утвержден приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 7 августа 2013 года N 605) предусматривает возможность прекращения регистрации транспортного средства по заявлению прежнего владельца (пункт 60.4).
Такое регулирование, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в своем Определении от 24 апреля 2018 года N 1069-О, предоставляет налогоплательщикам возможность совершать действия, связанные с прекращением регистрации ранее принадлежащих им транспортных средств, что на законных основаниях (в связи с отсутствием объекта налогообложения) исключает обязанность по уплате транспортного налога.
Между тем, ответчик предпринял фактические действия, связанные со снятием транспортных средств с регистрационного учета только в феврале и апреле 2020 года. Каких либо доказательств того, что он ранее пытался снять транспортные средства с регистрационного учета, но ему было в этом отказано, либо имелись иные объективные уважительные причины, препятствующие своевременному обращению в регистрационный орган с заявлением о снятии транспортных средств с регистрационного учета, ответчиком не представлено.
Оценивая в совокупности представленные доказательства, суд приходит к выводу, что с административного ответчика подлежит взысканию задолженность по транспортному налогу в размере 35407 руб., пени по транспортному налогу в размере 95.30 руб., налог на имущество в размере 207,88 руб.
В силу ст. 114 КАС РФ с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в доход муниципального образования город Усть-Илимск в сумме 1271 рубль.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 178-180, 290 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Межрайонной ИФНС России № 9 по Иркутской области к ФИО1 о взыскании задолженности по налогам, пени, удовлетворить.
Взыскать в пользу Межрайонной ИФНС России № 9 по Иркутской области с ФИО1 задолженность в размере 35710 руб. 18 коп., в том числе: транспортный налог в размере 35407 рублей, пени по транспортному налогу в размере 95 рублей 30 коп., налог на имущество физических лиц в размере 207 руб. 88 коп.
Взыскать в доход муниципального образования город Усть-Илимск с ФИО1 государственную пошлину в размере 1271 руб.
Решение суда может быть обжаловано в Иркутский областной суд, через Усть-Илимский городской суд в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Судья М.С. Третьяков