НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Усть-илимского городского суда (Иркутская область) от 12.12.2023 № 2-2723/2023

УИД: 38RS0030-01-2023-003253-37

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

12 декабря 2023 г. г. Усть-Илимск Иркутской области

Усть-Илимский городской суд Иркутской области в составе:

председательствующего судьи Банщиковой Н.С.,

при секретаре судебного заседания Бурцевой А.С.,

с участием:

истца ФИО1,

представителя ответчика ОСФР по Иркутской области ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2723/2023

по исковому заявлению ФИО1 к отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Иркутской области о признании решения об отказе в выплате компенсации расходов на оплату стоимости проезда частично незаконным, взыскании компенсации стоимости проезда к месту отдыха и обратно,

УСТАНОВИЛ:

В обоснование исковых требований ФИО1 указала, что является неработающим пенсионером по старости с 26.07.2012. В августе-сентябре 2023 г. она ездила на отдых в г. Нижний Новгород. По приезду она обратилась в ОСФР по Иркутской области с заявлением об оплате стоимости проезда. Решением Управления установления социальных выплат ОСФР по Иркутской области от 14.09.2023 № 048-23-003-4944-7551 стоимость проезда частично ей была компенсирована по маршруту Усть-Илимск - Братск в размере 970 руб. Решением Управления установления социальных выплат ОСФР по Иркутской области от 28.09.2023 № 048-23-003-6469-3457 стоимость проезда частично ей была компенсирована по маршруту Братск – Москва - Нижний Новгород и отказано в оплате проезда по маршруту Нижний Новгород - Новосибирск - Братск по причине отсутствия обязательного реквизита – код статуса бронирования. Просит признать частично незаконным решение Управления установления социальных выплат ОСФР по Иркутской области от 28.09.2023 № 048-23-003-6469-3457; взыскать с ОСФР по Иркутской области компенсацию расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно по маршруту Нижний Новгород – Новосибирск - Братск в размере 21 000 руб.

Истец ФИО1 в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объёме, просила иск удовлетворить.

Представитель ответчика ФИО2 в судебном заседании исковые требования не признала по доводам, изложенным в письменных возражениях от 05.12.2023. Суду пояснила, что решение ОСФР по Иркутской области от 28.09.2023 № 048-23-003-6469-3457 вынесено обоснованно, поскольку по маршруту Нижний Новгород - Новосибирск - Братск в проездных документах отсутствуют обязательные реквизиты (код статуса бронирования), что противоречит п. 2 Приказа Минтранса России от 08.11.2006 № 134. Просила в удовлетворении иска отказать.

Выслушав пояснения сторон, исследовав и оценив с учетом положений статей 67, 68 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) представленные сторонами доказательства, суд находит исковые требования подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 1 Закона РФ «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» в случаях, предусмотренных настоящим Законом, государственные гарантии и компенсации предоставляются неработающим пенсионерам.

В силу статьи 34 указанного Закона, компенсация расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями страховой пенсии по старости (с учетом фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости) или страховой пенсии по инвалидности, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно один раз в два года осуществляется в порядке, размере и на условиях, определенных Правительством Российской Федерации.

В развитие указанной нормы 01.04.2005 Правительством РФ принято Постановление за № 176 «Об утверждении Правил компенсации расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями страховых пенсий по старости и по инвалидности и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно».

Согласно пункту 2 Постановления финансовое обеспечение расходов, связанных с реализацией утвержденных им Правил, осуществляется за счет средств федерального бюджета, предоставляемых Министерством финансов Российской Федерации в порядке межбюджетных отношений бюджету Пенсионного фонда Российской Федерации.

Правила определяют размер и условия компенсации расходов на оплату стоимости проезда неработающим пенсионерам, являющимся получателями страховых пенсий по старости или страховых пенсий по инвалидности, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно (пункт 1).

Компенсация может производиться в виде возмещения фактически произведенных пенсионером расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно в пределах, установленных пунктом 10 Правил (подпункт б пункт 3).

Заявление о компенсации в виде возмещения фактически произведенных расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно пенсионер или его представитель подает по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения, с указанием места отдыха и предъявлением проездных документов, выданных в соответствии с законодательством Российской Федерации транспортными организациями независимо от их организационно-правовой формы. Решение о предоставлении указанной компенсации принимается территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основании заявления о компенсации и проездных документов (пункт 9).

В соответствии с пунктом 10 Правил компенсация в виде возмещения фактически произведенных расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно производится в размере, не превышающем стоимость проезда: а) железнодорожным транспортом - в плацкартном вагоне пассажирского поезда; б) внутренним водным транспортом - в каюте III категории речного судна всех линий сообщений; в) морским транспортом - в каюте IV - V групп морского судна регулярных транспортных линий; г) воздушным транспортом - в салоне экономического (низшего) класса; д) автомобильным транспортом - в автобусе по маршрутам регулярных перевозок в междугородном сообщении.

При использовании воздушного транспорта для проезда пенсионера к месту отдыха и (или) обратно проездные документы оформляются (приобретаются) только на рейсы российских авиакомпаний или авиакомпаний других государств - членов Евразийского экономического союза, за исключением случаев, если указанные авиакомпании не осуществляют пассажирские перевозки к месту отдыха либо если оформление (приобретение) проездных документов на рейсы этих авиакомпаний невозможно ввиду их отсутствия на дату вылета к месту отдыха и (или) обратно.

Согласно Перечню районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденному постановлением Совета Министров СССР от 10.11.1967 № 1029 «О порядке применения Указа Президиума Верховного Совета СССР от 26.09.1967 «О расширении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера» в редакции Постановления Совета Министров СССР № 12 от 03.01.1983, г. Усть-Илимск и Усть-Илимский район отнесены к местностям, приравненным к районам Крайнего Севера.

В судебном заседании установлено, что ФИО1 является неработающим пенсионером – получателем страховой пенсии по старости, постоянно проживающим в районе, приравненном к районам Крайнего Севера, что подтверждается представленными копией пенсионного удостоверения, копией трудовой книжки и копией паспорта на имя истца, что ответчиком не оспаривается.

07.09.2023 ФИО1 обратилась в Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Иркутской области с заявлением о компенсации в виде возмещения фактически произведенных расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха – Российская Федерация, Усть-Илимск - Братск – Москва - Нижний Новгород, Нижний Новгород - Новосибирск - Братск в размере 53 128 рубль 60 копеек.

Решением Управления установления социальных выплат Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Иркутской области от 14.09.2023 № 048-23-003-4944-7551 произведена выплата компенсации расходов на оплату стоимости проезда в размере 970 рублей. В остальной части отказано в компенсации проезда к месту проведения отдыха по следующим основаниям: по маршруту Братск - Нижний Новгород в проездных документах отсутствует обязательный реквизит – форма оплаты, по маршруту Нижний Новгород - Новосибирск-Братск в проездных документах отсутствуют обязательные реквизиты (код статуса бронирования).

Решением Управления установления социальных выплат Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Иркутской области от 28.09.2023 № 048-23-003-6469-3457 произведена выплата компенсации расходов на оплату стоимости проезда в размере 30 268 рублей. В остальной части отказано в компенсации проезда к месту проведения отдыха по следующим основаниям: по маршруту Нижний Новгород – Новосибирск - Братск в проездных документах отсутствуют обязательные реквизиты (код статуса бронирования).

Суд не может согласиться с выводами ответчика об отказе в выплате компенсации по представленным проездным документам. Данные доводы ответчика основаны на неверном толковании норм материального права и оценке представленных суду проездных документов.

Толкование действующих норм права, как позволяющих не компенсировать расходы на оплату стоимости проезда к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно, по указанным пенсионным органом основаниям, не только противоречило бы их действительному смыслу и предназначению, но и создавало бы неравенство при реализации данного права, что недопустимо с точки зрения требований статей 19, 27, 39, 45 Конституции Российской Федерации, приводило бы к неправомерному ограничению данного права пенсионеров.

Компенсация расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно пенсионным органом произведена частично. Ответчик не оспаривает право пенсионера на получение указанной компенсации, как и не оспаривает факта его отдыха в г. Нижний Новгород. Факт пребывания истца в месте отдыха подтвержден проездными документами.

Определяя размер компенсации понесенных истцом расходов, суд исходит из следующего.

Согласно представленным проездным документам истец следовал к месту отдыха по маршруту Усть-Илимск – Братск – Москва - Нижний Новгород, Нижний Новгород – Новосибирск - Братск.

По маршруту Усть-Илимск – Братск – Москва - Нижний Новгород ответчиком произведена оплата стоимости проезда в размере 31 238 рублей.

Из представленных истцом проездных документов следует, что стоимость авиаперелета пенсионера по маршруту Нижний Новгород – Новосибирск - Братск составила 21 890 рублей.

Факт того, что электронный авиабилет фактически приобретен ФИО1, подтвержден заявлением от 12.12.2023, выписками по счету, из которых следует, что ФИО1 перевела на карту своей матери ФИО3 денежные средства 26.08.2023 в размере 35 000,0 руб. за приобретенный авиабилет на её имя.

Суд также не может согласиться с доводами представителя ответчика о том, что не подлежит компенсации стоимость проезда ФИО1 к месту отдыха и обратно, поскольку в маршрут-квитанции электронного билета по маршруту Нижний Новгород – Новосибирск - Братск отсутствует обязательный реквизит – код статуса бронирования.

В соответствии со статьей 105 Воздушного кодекса Российской Федерации и Приказа Минтранса России от 08.11.2006 года № 134 «Об установлении формы электронного пассажирского билета и багажной квитанции в гражданской авиации» (в ред. Приказа Минтранса РФ от 18.05.2010 года № 117) электронный пассажирский билет должен включать в себя следующие обязательные реквизиты: сведения о пассажире (для внутренних перевозок – фамилия, имя, отчество, наименование, серия и номер документа, удостоверяющего личность; для международных перевозок – фамилия, другие сведения в соответствии с международными нормами); наименование и (или) код перевозчика; номер рейса; время отправления рейса; наименование и (или) коды аэропортов/пунктов отправления и назначения для каждого рейса; тариф; эквивалент тарифа (если применяется); итоговую стоимость перевозки; форму оплаты; сборы (если применяются) наименование и (или) код класса бронирования; код статуса бронирования, дату оформления; наименование агентства/перевозчика, оформившего билет; норму бесплатного провоза багажа (по усмотрению); уникальный номер электронного билета. Оформление маршрут/квитанции электронного пассажирского билета на внутренние воздушные перевозки должно осуществляться на русском языке, на международные воздушные перевозки – на русском и английских языках.

Кроме того, согласно пункту 2 Приказа Минтранса России от 08.11.2006 год № 134 «Об установлении формы электронного пассажирского билета и багажной квитанции в гражданской авиации» маршрут/квитанция электронного пассажирского билета и багажной квитанции (выписка из автоматизированной информационной системы оформления воздушных перевозок) является документом строгой отчетности и применяется для осуществления организациями и индивидуальными предпринимателями наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники.

Таким образом, если авиабилет приобретен в бездокументарной форме (электронный билет), то оправдательными документами, подтверждающими расходы на приобретение авиабилета для целей налогообложения, являются сформированная автоматизированной информационной системой оформления воздушных перевозок маршрут/квитанция электронного документа (авиабилета) на бумажном носителе, в которой указана стоимость перелета, посадочный талон, подтверждающий перелет подотчетного лица по указанному в электронном авиабилете маршруту (Письмо Минфина России от 13.01.2012 года № 03-03-06/1/11).

В соответствии со статьей 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту.

Реализация права ФИО1 на компенсацию стоимости проезда не может быть поставлена в зависимость от соблюдения перевозчиками правил оформления проездных документов.

Отсутствие в авиабилете обязательного реквизита (кода статуса бронирования) не исключает отнесение проездных документов к доказательствам, подтверждающим расходы истца по проезду к месту отдыха и обратно, что в силу статьи 56 ГПК РФ является юридически значимым обстоятельством по делу.

Согласно Приказу Минтруда России от 18.03.2016 N 118н "Об утверждении разъяснения о применении Правил компенсации расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями страховых пенсий по старости и по инвалидности и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 1 апреля 2005 г. N 176", возмещению подлежат фактически произведенные пенсионером расходы на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно на территории Российской Федерации, указанному пенсионером в заявлении.

Таким образом, отказ пенсионного органа в выплате ФИО1 компенсации расходов на проезд к месту отдыха по маршруту Нижний Новгород – Новосибирск - Братск является незаконным, поскольку нормативные положения, содержащиеся в пунктах 3, 10 Правил, не могут рассматриваться как исключающие возможность возмещения пенсионерам фактически понесенных расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно лишь потому, что проездные документы оформлены неправильно. В противном случае не достигалась бы цель введения такой компенсации в качестве дополнительной гарантии, направленной на реализацию конституционных прав на отдых и на охрану здоровья.

Расходы истца на проезд по маршруту Нижний - Новгород – Новосибирск – Братск составляют 21 000 руб., которые подлежат взысканию в пользу истца.

Оценивая представленные доказательства в совокупности, суд находит требования истца подлежащими удовлетворению, поскольку истец является неработающим пенсионером – получателем страховой пенсии по старости, имеет право на бесплатный проезд к месту отдыха и обратно один раз в два года, фактически понес расходы на проезд к месту отдыха и обратно, решение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Иркутской области об отказе в выплате компенсации расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно от 28.09.2023 № 048-23-003-6469-3457 по маршруту Нижний Новгород – Новосибирск – Братск является незаконным.

Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования ФИО1 удовлетворить.

Признать незаконным решение Управления установления социальных выплат Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Иркутской области 28.09.2023 № 048-23-003-6469-3457 в части отказа в выплате компенсации расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно.

Взыскать с Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Иркутской области в пользу ФИО1 компенсацию расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно в размере 21 000 рублей.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Усть-Илимский городской суд Иркутской области в течение месяца со дня принятия решения суда.

Председательствующий судья Н.С. Банщикова

Мотивированное решение изготовлено 12.12.2023.