НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Усинского городского суда (Республика Коми) от 03.03.2014 № 2-400/2014

     Дело № 2-400/2014

                                    Решение                 Именем Российской Федерации    г. Усинск                                                                                                       03 марта 2014 года

 Усинский городской суд Республики Коми

 в составе председательствующего судьи Лариной Л.В.,

 при секретаре Печининой А.Б.

 с участием представителя ответчика - ведущего специалиста (юрисконсульта) Г Б, действующей на основании доверенности № от дд.мм.гггг. (срок действия до дд.мм.гггг.),

 рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Усинске Республики Коми гражданское дело по иску П к Г о признании права на компенсацию расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно, обязании компенсировать расходы на оплату проезда к месту отдыха и обратно и взыскании морального вреда,

 Установил:

 П обратилась в суд с иском к Г о признании права на компенсацию понесенных ею расходов на оплату проезда к месту отдыха и обратно, об обязании компенсировать указанные расходы в сумме, согласно справкам о стоимости проезда в плацкартном вагоне поездов сообщением У - - рублей и «АРМ - - рублей, а также о взыскании морального вреда в размере - рублей. В обоснование иска указала, что в дд.мм.гггг. она уволилась из органов внутренних дел по достижении предельно допустимого возраста и ей была назначена пенсия за выслугу лет. В период дд.мм.гггг. работала на предприятиях Л. В дд.мм.гггг., по достижении -, ей была назначена трудовая пенсия в размере страховой части без учета фиксированного базового размера страховой части. Таким образом, она является получателем двух пенсий: за выслугу лет и трудовой пенсии по старости. Поскольку она не работает, является получателем трудовой пенсии по старости, проживает в районах Крайнего Севера, полагает, что имеет право на получение компенсации расходов на оплату проезда к месту отдыха и обратно в соответствии с Законом РФ № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях». С учетом того, что Федеральным законом № 247-ФЗ от 19.07.2011 «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и другими нормативными актами не предусмотрена компенсация затрат пенсионерам МВД на оплату проезда к месту отдыха и обратно, Г отказом компенсировать указанные расходы лишил ее, как получателя трудовой пенсии по старости, возможности воспользоваться государственными льготами и гарантиями, предоставленными государством пенсионерам, проживающим в экстремальных климатических условиях. Взыскание компенсации морального вреда мотивирует тем, что предметом настоящего спора являются социальные гарантии, а не пенсионное обеспечение.

 Истец П, надлежащим образом извещенная о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась. Представила в суд заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие.

 Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие истца.

 Представитель ответчика Б, действующая на основании доверенности, исковые требования не признала и пояснила, что истец является получателем пенсии за выслугу лет по линии МВД, назначенной ей на основании Закона РФ от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», и получателем страховой части трудовой пенсии с 09.06.2010, назначенной ей в соответствии со ст. 7 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», то есть является получателем страховой части трудовой пенсии как военный пенсионер. Вместе с тем, имея право на одновременное получение указанных пенсий, Федеральный закон от 22.07.2008 № 156-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам пенсионного обеспечения» не относит истца к категориям граждан, перечисленным в ст. 3 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», имеющим право на одновременное получение двух пенсий. Поскольку компенсация расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно предусмотрена ст. 34 Закона РФ № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» только для пенсионеров, являющихся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности, а истец к таковым не относится, представитель Г просит в иске о признании права на компенсацию указанных расходов отказать, а также отказать в удовлетворении производных исковых требований о взыскании требуемой компенсации и взыскании морального вреда.

 Заслушав пояснения представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд считает, что исковые требования удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.

 Пенсионное обеспечение военнослужащих регулируется Законом РФ от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей». В силу специфики военной службы, как особого вида федеральной государственной службы, условия назначения пенсий военнослужащим, порядок их исчисления и размеры отличаются от аналогичных параметров трудовых пенсий.

 Как следует из материалов дела, истцу П назначена пенсия за выслугу лет (-) по линии МВД в соответствии с Законом РФ от 12.02.1993                   № 4468-1 «О пенсионном обеспечении военнослужащих» с дд.мм.гггг. пожизненно (л.д. 39-40).

 Согласно сведениям, содержащимся в трудовой книжке, П с дд.мм.гггг. работала в К юрисконсультом; дд.мм.гггг. трудовой договор с истцом расторгнут в связи с выходом на пенсию (л.д. 9-13).

 Из положений ст. 7 Закона РФ от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей». лица рядового и начальствующего состава, проходившие службу в органах внутренних дел Российской Федерации, бывшего Союза ССР, при наличии условий для назначения трудовой пенсии по старости имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности, предусмотренных настоящим Законом, и трудовой пенсии по старости (за исключением фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости), устанавливаемой в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

 В силу п. 6 ст. 3 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» военнослужащие (за исключением граждан, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин) при наличии условий для назначения им трудовой пенсии по старости, предусмотренных Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности, предусмотренных Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", и страховой части трудовой пенсии по старости (за исключением фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости), устанавливаемой на условиях и в порядке, которые предусмотрены Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

 В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Трудовая пенсия по старости назначается при наличии не менее пяти лет страхового стажа.

 Статьей 5 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» установлены составные части трудовой пенсии: страховая, накопительная.

 В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» размер страховой части трудовой пенсии по старости состоит из фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости и суммы расчетного пенсионного капитала застрахованного лица.

 Из положений ст. 12 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» следует, что при исчислении страхового стажа, требуемого для приобретения права на страховую часть трудовой пенсии по старости гражданами, получающими пенсию за выслугу лет либо пенсию по инвалидности в соответствии с Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", в страховой стаж не включаются периоды службы, предшествовавшие назначению пенсии по инвалидности, либо периоды службы, работы и иной деятельности, учтенные при определении размера пенсии за выслугу лет в соответствии с указанным Законом.

 П, как военному пенсионеру, Г назначена страховая часть трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 7 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» с дд.мм.гггг. пожизненно (л.д. 14, 24-26).

 Исходя из смысла Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», к категории лиц, получающих трудовую пенсию по старости, не могут быть отнесены военнослужащие, получающие пенсию по выслуге лет, поскольку военная служба является особым видом федеральной государственной службы Российской Федерации, и на них распространяются специальные нормы, регулирующие пенсионные правоотношения.

 Таким образом, судом бесспорно установлено, что П назначена пенсия не по старости и не по инвалидности, а по выслуге лет.

 Действие Закона РФ № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» распространяется на лиц, работающих по найму постоянно или временно в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, независимо от форм собственности, и лиц, проживающих в указанных районах и местностях. В случаях, предусмотренных настоящим Законом, гарантии и компенсации предоставляются неработающим пенсионерам, военнослужащим, уволенным по возрасту или в связи с сокращением Вооруженных Сил Российской Федерации, лицам, обучающимся в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования, а также членам семей, прибывшим в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности вместе с кормильцем.

 Согласно ст. 34 указанного выше Закона компенсация расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно один раз в два года осуществляется по Правилам компенсации расходов стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и инвалидности и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.04.2005         № 176.

 Следовательно, компенсация расходов по оплате проезда к месту отдыха и обратно производится только пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и инвалидности.

 Доводы истца о том, что в ее пенсионном удостоверении указано, что ей назначена пенсия по старости, а требуемая ею компенсация предоставляется неработающим пенсионерам, являющимися получателями трудовых пенсий по старости, в связи с чем она имеет право на данную компенсацию, суд находит несостоятельными, так как фактически ей назначена страховая часть трудовой пенсии по старости как военному пенсионеру, получающему пенсию по выслуге лет, что подтверждается исследованными судом доказательствами.

 С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что получение страховой части трудовой пенсии по старости не предоставляет истцу права на получение компенсации расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно, поскольку она не относится к категории пенсионеров, которым компенсируются расходы на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно по правилам ст. 34 Закона РФ № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях».

 Вместе с тем право военнослужащих, уволенных с военной службы, на возмещение транспортных расходов регулируется Федеральным законом № 76-ФЗ от 27.05.1998 «О статусе военнослужащих», согласно ст. 20 п. 5 которого офицеры, уволенные с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых в льготном исчислении составляет 20 лет и более, а при общей продолжительности военной службы 25 лет и более вне зависимости от основания увольнения имеют право на проезд на безвозмездной основе железнодорожным, воздушным, водным и автомобильным (за исключением такси) транспортом на лечение в медицинской организации в стационарных условиях в соответствии с заключением военно-врачебной комиссии или в санаторно-курортные организации и оздоровительные организации и обратно (один раз в год).

 При указанных обстоятельствах основания для удовлетворения исковых требований отсутствуют.

 Принимая решение об отказе в удовлетворении указанных выше исковых требований, суд отказывает истцу и в удовлетворении требований о взыскании компенсации морального вреда, поскольку данные исковые требования являются производными по отношению к основным исковым требованиям.

 На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

 Решил:

 В удовлетворении исковых требований П к Г Республики Коми о признании права на компенсацию расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно, обязании компенсировать расходы на оплату проезда к месту отдыха и обратно и взыскании морального вреда, - отказать.

 Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Коми в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

 Председательствующий                                                                                          Л.В. Ларина

 Мотивированное решение изготовлено 07.03.2014                                             Л.В. Ларина