УИД 86RS0№-08
производство по делу №
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
30 ноября 2023 года г. Урай ХМАО – Югры
Урайский городской суд ХМАО – Югры в составе председательствующего судьи Шестаковой Е.П.,
при секретаре Ивановой О.Н.,
с участием представителя истца ФИО1, действующего на основании доверенности от 7 ноября 2023 года № 042/23, выданной сроком по 31 января 2027 года,
заинтересованного лица ФИО2,
представителя финансового уполномоченного ФИО3, действующего на основании доверенности АНО «СОУДФУ», выданной 27.12.2022 сроком до 31.01.2024, в порядке передоверия полномочий по доверенности от 22.06.2021, выданной сроком на три года,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению акционерного общества «Ханты– Мансийский негосударственный пенсионный фонд» о признании незаконным и отмене решения уполномоченного по правам потребителей финансовых услуг в сферах кредитной кооперации, деятельности кредитных организаций, ломбардов, негосударственных пенсионных фондов ФИО4 от 18.09.2023 № У-23-91275/5010-003,
у с т а н о в и л:
акционерное общество «Ханты – Мансийский негосударственный пенсионный фонд» обратилось в суд с настоящим иском, просит признать незаконным и отменить решение уполномоченного по правам потребителей финансовых услуг в сферах кредитной кооперации, деятельности кредитных организаций, ломбардов, негосударственных пенсионных фондов ФИО4 от 18.09.2023 № У-23-91275/5010-003, обосновав тем, что между АО «Ханты-Мансийский НПФ» (Фонд) и ФИО2 (Получатель) заключён договор об обязательном пенсионном страховании № 0712-ПС- 00852 от 24.10.2007. 20.02.2023 Фонд отказал в удовлетворении требований ФИО2 в связи с отсутствием законных оснований назначить срочную пенсионную выплату после назначения накопительной пенсии, в составе которой, по заявлению получателя были учтены средства пенсионных накоплений, согласно ч. 1.ст. 7 Закона № 424-ФЗ (далее - ДСВ), что подтверждается заявлением о назначении накопительной пенсии.
ФИО2 25.08.2023 обратился к финансовому уполномоченному, которым 18.09.2023 принято решение № У-23-91275/5010-003 обязать Фонд удовлетворить требования получателя, назначить срочную пенсионную выплату с 23.12.2022 на 120 месяцев в размере 3 159 рублей 69 копеек ежемесячно, решение вступило в законную силу 02.10.2023.
Фонд не согласен с решением, считает его незаконным и необоснованным, мотивируя тем, что Получателем 27.05.2022 подано заявление о назначении накопительной пенсии, в п.3.2. которого Получатель собственноручно определил «учесть» в составе накопительной пенсии средства ДСВ, Фонд вынес решение № 13-330067-22 от 27.06.2022 о назначении накопительной пенсии в размере 2 798,90 руб., включая средства ДСВ.
13.10.2022 Получателем подано в Фонд заявление об отказе от получения установленной накопительной пенсии, Фонд удовлетворил заявление, выплата накопительной пенсии прекращена с 01.11.2022.
23.12.2022 Получателем подано заявление о единовременной выплате СПН и заявление о назначении срочной пенсионной выплаты.
Фонд вынес решение № 13-368802-22 от 27.12.2022 об отказе в назначении срочной пенсионной выплаты, так как отказ застрахованного лица от получения установленной накопительной пенсии не влечет за собой аннулирование решения о назначении накопительной пенсии (часть 3 статьи 12 Закона № 424-ФЗ предусматривает восстановление выплаты накопительной пенсии, пунктом 4 ст. 12 Закона № 424-ФЗ определено, что даже при восстановлении выплаты накопительной пенсии право на накопительную пенсию не пересматривается), то отказ от получения накопительной пенсии означает перерыв в реализации установленного права на получение пенсионных выплат, но не означает прекращения реализованного лицом права на получение накопительной пенсии, а равно не является отказом от права на получение накопительной пенсии. Так как решение о выплате накопительной пенсии остается действующим, и все средства на счете уже задействованы (включая ДСВ), в расчете при назначении накопительной пенсии, они не могут учитываться повторно.
Решение является невозможным к исполнению, поскольку создает правовую неопределенность относительно судьбы назначенной накопительной пенсии и суммы взыскания.
Решение финансовым уполномоченным принято с нарушением полномочий, предусмотренных ч. 1 ст. 15 Закона № 123-ФЗ, поскольку требование Получателя является требованием о признании права на пенсию (срочную пенсионную выплату), а не о взыскании денежных средств, и не вытекает из договора страхования, неверно произведён расчёт срочной пенсионной выплаты, поскольку не учтена сумма средств ДСВ, выплаченных Получателю в составе накопительной пенсии. Размер срочной пенсионной выплаты составляет 3139,95 руб.
Заинтересованным (третьим) лицом ФИО2 представлены письменные возражения на иск, мотивированные тем, что после ознакомления с решением АО «Ханты-Мансийский НПФ» от 27.06.2022 № 13-330067-22, которым ей была назначена накопительная пенсия в размере 2798,90 руб., стало ясно, что ПФР предоставил заниженный размер страховой пенсии по старости, некоторые периоды трудовой деятельности не были учтены, это упущение было исправлено СФР и размер страховой пенсии по старости был увеличен с даты назначения (ответ от 15.05.2023 № 86-21/10654л). Таким образом, исходная информация для определения размера накопительной пенсии по отношению к страховой пенсии по старости была искажена, поэтому она воспользовалась законодательно предоставленной возможностью отказаться от назначенной пенсии и обратиться вновь за назначением накопительной пенсии, но уже на более выгодных условиях.
Общая сумма пенсионных накоплений на пенсионном счёте ФИО2 на 27.05.2022 составляла 906842,81 руб., с учётом выплаченной ей накопительной пенсии в период с 04.07.2022 до 01.11.2022 по состоянию на 23.12.2023 ежемесячная выплата составит 3 139,95 руб. (376 793,42 руб./120), при этом 117 777,78 руб. + 117 777,78руб.+ 73 731,20 руб.+ 67 506,66 руб. = 376793,42 руб., с учётом заявленного срока выплат 120 месяцев.
Уполномоченным по правам потребителей финансовых услуг в сферах кредитной кооперации, деятельности кредитных организаций, ломбардов и негосударственных пенсионных фондов ФИО4 представлены письменные возражения на иск, согласно которым довод Фонда об отсутствии у Финансового уполномоченного компетенции на рассмотрение обращения Потребителя о назначении и выплате негосударственной пенсии не соответствует положениям части 2 статьи 2, части 1 статьи 15, пункта 6 части 1 статьи 28 Федерального закона от 04.06.2018 № 123-ФЗ «Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг» (далее - Закон № 123-ФЗ), с учётом соответствующих разъяснений Верховного Суда.
Доводы Фонда об отказе в назначении срочной пенсионной выплаты мотивированы тем, что законом не предусмотрено право Потребителя на изменение вида пенсионной выплаты, в частности, на срочную пенсионную выплату в случае, если Потребитель ранее реализовал право на получение пенсионной выплаты в виде накопительной пенсии и дополнительные страховые взносы, а также результат их инвестирования были включены в состав средств пенсионных накоплений для расчёта накопительной пенсии на основании заявления о назначении накопительной пенсии. Однако указанные доводы Фонда основаны на неправильном применении положений Закона № 424-ФЗ, а также сделаны без учёта фактических обстоятельств дела.
19.10.2022 Потребитель обратился в Фонд с заявлением об отказе от получения установленной накопительной пенсии по старости, с 01.11.2022 выплата накопительной пенсии прекращена. Таким образом, к моменту обращения Потребителя в Фонд с заявлением о назначении срочной пенсионной выплаты выплата накопительной пенсии Потребителю была прекращена. После прекращения выплаты накопительной пенсии застрахованное лицо вправе либо обратиться с заявлением о восстановлении выплаты накопительной пенсии (часть 4 статьи 12 Закона № 424-ФЗ), либо вновь обратиться в Фонд с заявлением о назначении пенсионной выплаты (части 5 статьи 12 Закона № 424-ФЗ). Учитывая изложенное, ограничения и правовые последствия, на которые ссылается Фонд, в данном деле являются неприменимыми, поскольку относятся к случаям, предусмотренным частью 4 статьи 12 Закона № 424-ФЗ, то есть при восстановлении выплаты накопительной пенсии. Запрет на назначение срочной пенсионной выплаты лицам, отказавшимся от накопительной пенсии, действующим законодательством не предусмотрен.
Прекращение выплаты Потребителю накопительной пенсии и реализация им права вновь обратиться в Фонд с заявлением о назначении срочной пенсионной выплаты является основанием для назначения Потребителю срочной пенсионной выплаты за счёт средств дополнительных страховых взносов, а также результата их инвестирования, что свидетельствует о необоснованности довода Фонда об отмене решения Финансового уполномоченного.
В период с 27.05.2022 по 31.10.2022 Фондом Потребителю выплачена накопительная пенсия в общем размере 11 195 рублей 60 копеек, в том числе 4 739 рублей 56 копеек - за счёт средств дополнительных страховых взносов и результата от их инвестирования. Финансовый уполномоченный провёл расчёт срочной пенсионной выплаты на дату подачи заявления о назначении срочной пенсионной выплаты 23.12.2022, её размер составляет 3 159 рублей 69 копеек ((383 902 рубля 76 копеек - 4 739 рублей 56 копеек) / 120); показатель ПН составляет 383 902 рубля 76 копеек (в соответствии с Выпиской по счету); показатель Т составляет 120 месяцев (10 лет), в соответствии с частью 2 статьи 5 Закона № 360-ФЗ и Заявлением о назначении срочной пенсионной выплаты от 23.12.2022.
Финансовый уполномоченный просил в удовлетворении требований акционерного общества АО «Ханты-Мансийский НПФ» отказать.
В судебном заседании представитель истца по доверенности ФИО1, участвовавший посредствам видео-конференц-связи, исковые требования полностью поддержал по доводам искового заявления.
Представитель финансового уполномоченного ФИО3 в судебном заседании изложил доводы, соответствующие письменным возражениям на иск, полагал, что оснований для отмены оспариваемого решения уполномоченного по правам потребителей финансовых услуг в сферах кредитной кооперации, деятельности кредитных организаций, ломбардов, негосударственных пенсионных фондов ФИО4 от 18.09.2023 не имеется, в тоже время имеются основания для его изменения в части размера срочной пенсионной выплаты, признал, что Истцом размер рассчитан верно.
Заинтересованное лицо ФИО2 в судебном заседании поддержала доводы письменных возражений, считала отказ Истца в назначении срочной пенсионной выплаты неправомерным, указала, что при первоначальном обращении ей не были разъяснены все правила назначения накопительной пенсии и срочной пенсионной выплаты, единовременной выплаты, разъяснили, что расчёт будет произведён только после подачи ею соответствующего заявления, поэтому она не могла определить что для неё является более выгодным, подала заявление о назначении накопительной пенсии.
Исследовав доводы сторон, оценив в силу ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) собранные по делу доказательства в совокупности, суд пришёл к выводу, что исковые требования не подлежат удовлетворению по следующим мотивам:
Как установлено судом и следует из представленных в материалы дела доказательств, между акционерным обществом «Ханты – Мансийский негосударственный пенсионный фонд» (сокращённое наименование АО «Ханты-Мансийский НПФ» (далее так же Фонд) и ФИО2 (далее также Получатель) 24.10.2007 заключён договор об обязательном пенсионном страховании № 0712-ПС- 00852 (л.д. 92-94 тома 1).
7.05.2022 ФИО2 обратилась в Фонд с заявлением застрахованного лица о назначении накопительной пенсии, в котором просила учесть в составе накопительной пенсии средства дополнительных страховых взносов (л.д. 104-105 тома 1).
27.06.2022 Истцом принято решение № 13-330067-22 о назначении ФИО2 накопительной пенсии с 27 мая 2022 года пожизненно в размере 2798 рублей 90 копеек (л.д. 109 тома 1), в расчёте размера накопительной пенсии в состав средств пенсионных накоплений учтены дополнительные страховые взносы, а также результат их инвестирования.
Накопительная пенсия по старости была выплачена в период с июля по октябрь 2022 года за 6 месяцев в общей сумме 16793,4 рублей, что подтверждается справкой Фонда (л.д. 110 тома 1), сведениями о зачислении денежных средств на счёт ФИО2 (л.д. 133-134 тома 2).
19.10.2022 ФИО2 обратилась в Фонд с заявлением об отказе от получения установленной накопительной пенсии по старости (л.д.112 тома 1). Фонд удовлетворил заявление, о чем уведомил Получателя письмом № 2493/22 от 25.10.2022, выплата накопительной пенсии прекращена с 01.11.2022 (л.д. 60 тома 1).
23.12.2022 ФИО2 обратился в Фонд с заявлением застрахованного лица о назначении срочной пенсионной выплаты и заявлением о единовременной выплате средств пенсионных накоплений (л.д. 113-114, 119-120 тома 1).
Фонд вынес решение № 13-368889-22 от 26.12.2022 об отказе в осуществлении единовременной выплаты средств пенсионных накоплений (л.д. 115-188 тома 1), которое ФИО2 не оспаривалось в установленном законом порядке.
27.12.2022 Истец принял решение № 13-368802-22 об отказе в назначении срочной пенсионной выплаты (л.д. 121 тома 1) на основании того, что в соответствии с п. 1 ст. 7 ФЗ № 424 застрахованное лицо определило дополнительные страховые взносы на накопительную пенсию, взносы работодателя, уплаченные в пользу застрахованного лица, взносы на софинансирование формирования пенсионных накоплений, а также результат от их инвестирования включить в состав средств пенсионных накоплений для расчета размера накопительной пенсии по заявлению № 3833 от 27.05.2022. Никаких иных оснований отказа в данном решении Фондом не указано.
На претензию ФИО2 от 16.01.2023 (л.д. 129-130 тома 1), Истец принятое решение не отменил (л.д. 130-131 тома 1).
Не согласившись с вынесенным Истцом решением, ФИО2 обратилась к уполномоченному по правам потребителей финансовых услуг в сферах кредитной кооперации, деятельности кредитных организаций, ломбардов, негосударственных пенсионных фондов ФИО4 (л.д. 185-191 тома 1), которая 18.09.2023 приняла решение № У-23-91275/5010-003 (л.д. 164-171 тома 2), которым требование ФИО2 к АО «Ханты-Мансийский НПФ» о взыскании денежных средств в виде срочной пенсионной выплаты в связи с несогласием с решением АО «Ханты-Мансийский НПФ» об отказе в назначении срочной пенсионной выплаты удовлетворены, на АО «Ханты-Мансийский НПФ» возложена обязанность назначить ФИО2 срочную пенсионную выплату с 23.12.2022 на 120 месяцев в размере 3159 рублей 69 копеек ежемесячно.
Отказывая в удовлетворении требований о признании незаконным и отмене решения уполномоченного по правам потребителей финансовых услуг в сферах кредитной кооперации, деятельности кредитных организаций, ломбардов, негосударственных пенсионных фондов ФИО4 от 18.09.2023 № У-23-91275/5010-003, суд исходит из того, что на основании статьи 1 Федерального закона от 04.06.2018 № 123-ФЗ «Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг» настоящий Федеральный закон в целях защиты прав и законных интересов потребителей финансовых услуг определяет правовой статус уполномоченного по правам потребителей финансовых услуг (далее – финансовый уполномоченный), порядок досудебного урегулирования финансовым уполномоченным споров между потребителями финансовых услуг и финансовыми организациями, а также правовые основы взаимодействия финансовых организаций с финансовым уполномоченным.
В случаях, установленных частью 2 статьи 15, статьёй 25 Закона о финансовом уполномоченном, обращение к финансовому уполномоченному за разрешением спора, возникшего между потребителем финансовых услуг и финансовой организацией, обязательно.
Согласно разъяснениям, данным в "Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2022)" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 01.06.2022), вопрос 2, положения Федерального закона от 4 июня 2018 г. N 123-ФЗ "Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг" об обязательном досудебном порядке урегулирования спора распространяются на требования физических лиц к негосударственным пенсионным фондам о назначении и выплате негосударственной пенсии в соответствии с Федеральным законом от 7 мая 1998 г. N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах", исходя из следующего:
Федеральным законом от 4 июня 2018 г. N 123-ФЗ "Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг" (далее - Закон о финансовом уполномоченном, Закон) установлен обязательный досудебный порядок урегулирования споров между потребителями финансовых услуг и финансовыми организациями (статья 1 Закона).
Под потребителем финансовых услуг понимается физическое лицо, являющееся стороной договора, либо лицом, в пользу которого заключен договор, либо лицом, которому оказывается финансовая услуга в целях, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности (часть 2 статьи 2 Закона).
Негосударственные пенсионные фонды пунктом 6 части 1 статьи 28 Закона о финансовом уполномоченном отнесены к финансовым организациям, которые обязаны организовать взаимодействие с финансовым уполномоченным с 1 января 2021 г. (часть 3 статьи 32 Закона).
Согласно реестру, размещенному на сайте Банка России (https://www. cbr.ru/registnes/123-fz/l, АО «Ханты-Мансийский НПФ» включено в реестр финансовых организаций, обязанных организовать взаимодействие с финансовым уполномоченным (пункт 37).
В соответствии с частью 1 статьи 15 Закона о финансовом уполномоченном финансовый уполномоченный рассматривает обращения в отношении финансовых организаций, если размер требований потребителя финансовых услуг о взыскании денежных сумм не превышает 500 тыс. руб. и если со дня, когда потребитель финансовых услуг узнал или должен был узнать о нарушении своего права, прошло не более трех лет.
Требования потребителей финансовых услуг к негосударственным пенсионным фондам о назначении и (или) выплате негосударственных пенсий, а также иных выплат, производимых гражданам из средств пенсионных резервов или пенсионных накоплений, носят имущественный (денежный) характер, в связи с чем соответствуют предмету регулирования Закона о финансовом уполномоченном.
В соответствии со ст. 26 Федерального закона от 04.06.2018 №123-ФЗ «Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг» в случае несогласия с решением финансового уполномоченного финансовая организация вправе в течение десяти рабочих дней после дня вступления в силу решения финансового уполномоченного обратиться в суд в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации. В случае обращения финансовой организации в суд копия заявления подлежит направлению финансовому уполномоченному, рассматривавшему дело, и потребителю финансовых услуг, в отношении обращения которого принято решение финансового уполномоченного, в течение одного дня со дня подачи указанного заявления (ч. 1).
В случае обращения финансовой организации в суд потребитель финансовых услуг вправе вступить в дело в качестве третьего лица в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации (ч. 3).
В соответствии с разъяснениями по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 04.06.2018 № 123-ФЗ «Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг», утверждёнными Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 18.03.2020 (вопрос 5), ввиду того, что финансовый уполномоченный является лицом, разрешающим гражданско-правовой спор между потребителем финансовых услуг и финансовой организацией, он не может являться ответчиком по заявлению финансовой организации, не согласной с его решением, принятым по спору между потребителем финансовых услуг и этой организацией.
Поскольку процессуальным законом данные вопросы прямо не урегулированы, исходя из общих принципов осуществления правосудия в Российской Федерации (часть 4 статьи 1 ГПК РФ), финансовая организация в таком случае участвует в деле в качестве заявителя, финансовый уполномоченный и потребитель финансовых услуг привлекаются к участию в деле в качестве заинтересованных лиц.
В том случае, когда суд придет к выводу о необоснованности удовлетворенных финансовым уполномоченным требований потребителя финансовых услуг, суд указывает на это в мотивировочной части решения и отменяет решение финансового уполномоченного. Если суд придет к выводу о том, что финансовым уполномоченным требования потребителя удовлетворены в большем, чем это положено по закону, объеме, суд изменяет решение финансового уполномоченного в соответствующей части.
В случае признания решения финансового уполномоченного законным и обоснованным суд отказывает в удовлетворении заявления финансовой организации.
Копия решения суда в любом случае направляется финансовому уполномоченному.
Федеральный закон от 07.05.1998 N 75-ФЗ (ред. от 04.08.2023) "О негосударственных пенсионных фондах" в ст. 3 предусматривает, что для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:
договор об обязательном пенсионном страховании - соглашение между фондом и застрахованным лицом в пользу застрахованного лица или его правопреемников, в соответствии с которым фонд обязан при наступлении пенсионных оснований осуществлять назначение и выплату застрахованному лицу накопительной пенсии и (или) срочной пенсионной выплаты или единовременной выплаты либо осуществлять выплаты правопреемникам застрахованного лица. К правопреемникам застрахованного лица относятся лица, указанные в части 7 статьи 7 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 424-ФЗ "О накопительной пенсии" (далее - Федеральный закон "О накопительной пенсии");
накопительная пенсия - ежемесячная денежная выплата, назначаемая и выплачиваемая фондом застрахованному лицу в соответствии с Федеральным законом "О накопительной пенсии", настоящим Федеральным законом и договором об обязательном пенсионном страховании;
срочная пенсионная выплата - ежемесячная денежная выплата, устанавливаемая в соответствии с порядком и условиями, определенными настоящим Федеральным законом и Федеральным законом "О порядке финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений";
единовременная выплата - выплата средств пенсионных накоплений застрахованным лицам, указанным в статье 4 Федерального закона "О порядке финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений";
На основании ст. 36.28. Федерального закона от 07.05.1998 N 75-ФЗ назначение накопительной пенсии осуществляется застрахованным лицам, имеющим право на установление накопительной пенсии в соответствии с Федеральным законом "О накопительной пенсии" (пункт 1).
По выбору застрахованного лица, указанного в пункте 1 настоящей статьи и формировавшего пенсионные накопления за счет дополнительных страховых взносов, взносов работодателя, взносов на софинансирование формирования пенсионных накоплений и дохода от их инвестирования, а также средств (части средств) материнского (семейного) капитала, направленных на формирование накопительной пенсии, дохода от их инвестирования, такому лицу может быть установлена срочная пенсионная выплата, продолжительность которой не может быть менее 120 месяцев (10 лет) со дня её назначения (пункт 2).
Накопительная пенсия и (или) срочная пенсионная выплата назначаются со дня обращения за ними, но не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (пункт 3).
Назначение застрахованному лицу накопительной пенсии и (или) срочной пенсионной выплаты осуществляется на основании соответствующего заявления, поданного в фонд, а также документов, подтверждающих наличие у застрахованного лица пенсионных оснований (п. 4).
В силу ст. 2 Федерального закона от 30.11.2011 N 360-ФЗ (ред. от 28.12.2022) "О порядке финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений" (с изм. и доп., вступ. в силу с 21.05.2023) за счет средств пенсионных накоплений, сформированных в пользу застрахованного лица, осуществляются следующие виды выплат:
1) единовременная выплата средств пенсионных накоплений (далее - единовременная выплата);
2) срочная пенсионная выплата;
3) накопительная пенсия;
4) выплата средств пенсионных накоплений правопреемникам умершего застрахованного лица.
На основании ст. 3 Федерального закона от 30.11.2011 N 360-ФЗ (ред. от 28.12.2022) "О порядке финансирования выплат за счёт средств пенсионных накоплений":
1. Застрахованное лицо имеет право обратиться за назначением выплат за счет средств пенсионных накоплений, указанных в пунктах 1 - 3 статьи 2 настоящего Федерального закона, к тому страховщику, у которого застрахованное лицо на день обращения за назначением соответствующей выплаты формирует пенсионные накопления.
2. Застрахованные лица, сформировавшие средства пенсионных накоплений за счет средств дополнительных страховых взносов, взносов работодателя, взносов на софинансирование формирования пенсионных накоплений, дохода от их инвестирования, средств (части средств) материнского (семейного) капитала, направленных на формирование накопительной пенсии, дохода от их инвестирования, вправе по своему выбору получить указанные средства в виде срочной пенсионной выплаты, выплачиваемой в течение не менее 120 месяцев (10 лет) со дня ее назначения или в составе накопительной пенсии.
3. Размер выплат, указанных в пунктах 1 - 3 статьи 2 настоящего Федерального закона, определяется исходя из суммы средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета либо на пенсионном счете накопительной пенсии застрахованного лица на день, с которого назначается соответствующий вид выплат, но не менее суммы гарантируемых средств, определяемой в соответствии с Федеральным законом "О гарантировании прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации при формировании и инвестировании средств пенсионных накоплений, установлении и осуществлении выплат за счет средств пенсионных накоплений".
Согласно положениям ст. 5 Федерального закона от 30.11.2011 N 360-ФЗ срочная пенсионная выплата осуществляется застрахованным лицам, сформировавшим пенсионные накопления за счет дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию, взносов работодателя, взносов на софинансирование формирования пенсионных накоплений, дохода от их инвестирования, средств (части средств) материнского (семейного) капитала, направленных на формирование накопительной пенсии, дохода от их инвестирования, по достижении возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины) и при соблюдении условий, дающих право на страховую пенсию по старости (наличие необходимого страхового стажа и установленной величины индивидуального пенсионного коэффициента), а лицам, указанным в части 2 статьи 6 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 424-ФЗ "О накопительной пенсии", - по достижении возраста или наступлении срока, определяемых в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" по состоянию на 31 декабря 2018 года (ч. 1).
Установление и выплата, в том числе доставка, срочной пенсионной выплаты производятся в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 424-ФЗ "О накопительной пенсии", если иное не установлено законодательством Российской Федерации (ч. 2).
Из ч. 3 указанной статьи следует, что размер срочной пенсионной выплаты определяется по формуле: СП = ПН / Т, где СП - размер срочной пенсионной выплаты; ПН - сумма средств пенсионных накоплений, сформированных за счет дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию, взносов работодателя, взносов на софинансирование формирования пенсионных накоплений, дохода от их инвестирования, средств (части средств) материнского (семейного) капитала, направленных на формирование накопительной пенсии, дохода от их инвестирования, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета или на пенсионном счете накопительной пенсии застрахованного лица по состоянию на день, с которого ему назначается срочная пенсионная выплата, но не менее суммы гарантируемых средств, определяемой в соответствии с Федеральным законом "О гарантировании прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации при формировании и инвестировании средств пенсионных накоплений, установлении и осуществлении выплат за счет средств пенсионных накоплений"; Т - количество месяцев периода выплаты срочной пенсионной выплаты, указанное в заявлении застрахованного лица о назначении срочной пенсионной выплаты, которое не может быть менее 120 месяцев (10 лет).
На основании статей 4, 7 Федерального закона от 28.12.2013 N 424-ФЗ (ред. от 28.12.2022) "О накопительной пенсии" право на накопительную пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при наличии средств пенсионных накоплений, учтённых в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица или на пенсионном счете накопительной пенсии застрахованного лица, при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Размер накопительной пенсии определяется исходя из суммы средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица или на пенсионном счете накопительной пенсии застрахованного лица, по состоянию на день, с которого ему назначается накопительная пенсия. Дополнительные страховые взносы на накопительную пенсию, взносы работодателя, уплаченные в пользу застрахованного лица, взносы на софинансирование формирования пенсионных накоплений, а также результат от их инвестирования и средства (часть средств) материнского (семейного) капитала, направленные на формирование накопительной пенсии, а также результат от их инвестирования включаются в состав средств пенсионных накоплений и учитываются по выбору застрахованного лица при определении размера накопительной пенсии либо размера срочной пенсионной выплаты в соответствии с Федеральным законом от 30 ноября 2011 года N 360-ФЗ "О порядке финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений".
Статья 9 Федерального закона от 28.12.2013 N 424-ФЗ предусматривает порядок установления, выплаты и доставки накопительной пенсии, согласно которому установление накопительной пенсии и выплата накопительной пенсии, включая организацию ее доставки, осуществляются страховщиком, у которого застрахованное лицо на день обращения за назначением накопительной пенсии формирует пенсионные накопления в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" и Федеральным законом от 7 мая 1998 года N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах".
Обращение за назначением накопительной пенсии может осуществляться в любое время после приобретения права на указанную пенсию без ограничения каким-либо сроком.
В силу статьи 10 Федерального закона от 28.12.2013 N 424-ФЗ накопительная пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но не ранее чем со дня приобретения права на накопительную пенсию. Накопительная пенсия назначается пожизненно.
Статья 12 Федерального закона от 28.12.2013 N 424-ФЗ регулирует прекращение и восстановление выплаты накопительной пенсии.
Прекращение выплаты накопительной пенсии производится, в том числе в случае отказа застрахованного лица от получения установленной накопительной пенсии - с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором страховщиком получено соответствующее заявление застрахованного лица (пункт 5 ч. 1).
Восстановление выплаты накопительной пенсии производится при подаче застрахованным лицом заявления о восстановлении выплаты накопительной пенсии после отказа от её получения на основании пункта 5 части 1 настоящей статьи - с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором страховщиком получено соответствующее заявление застрахованного лица (пункт 3 ч. 3).
При восстановлении выплаты накопительной пенсии право на накопительную пенсию не пересматривается. При этом размер накопительной пенсии определяется исходя из размера, установленного на день прекращения выплаты накопительной пенсии, с учетом корректировки размера накопительной пенсии в соответствии с частью 3 статьи 8 настоящего Федерального закона, имевшей место в период до дня восстановления выплаты накопительной пенсии включительно (ч. 4).
По желанию застрахованного лица накопительная пенсия может быть назначена вновь (ч. 5).
Подача застрахованным лицом заявления о восстановлении выплаты накопительной пенсии, рассмотрение страховщиком указанного заявления, проверка достоверности документов, необходимых для восстановления выплаты накопительной пенсии, принятие решения о восстановлении выплаты накопительной пенсии либо об отказе в удовлетворении заявления застрахованного лица о восстановлении выплаты накопительной пенсии производятся в порядке и сроки, которые определены для восстановления выплаты страховых пенсий Федеральным законом "О страховых пенсиях" (ч.6).
Таким образом, на основании установленных судом юридически значимых обстоятельств дела и приведенного правового регулирования, суд пришёл к выводу, что Истцом неправомерно отказано ФИО2 в назначении срочной пенсионной выплаты, поскольку на момент обращения за её назначением ФИО2 сформировала средства пенсионных накоплений за счет средств дополнительных страховых взносов, взносов работодателя, взносов на софинансирование формирования пенсионных накоплений, дохода от их инвестирования, и вправе была по своему выбору получить указанные средства в виде срочной пенсионной выплаты, выплачиваемой в течение не менее 120 месяцев (10 лет) со дня ее назначения, от накопительной пенсии отказалась и её выплата к моменту обращения была прекращена. ФИО2 после прекращения выплаты реализовала предоставленное ей частью 5 статьи 12 Федерального закона от 28.12.2013 N 424-ФЗ "О накопительной пенсии" право вновь обратиться в Фонд с заявлением о назначении пенсионной выплаты.
Запрет на назначение срочной пенсионной выплаты лицам, отказавшимся от накопительной пенсии, действующим законодательством не предусмотрен.
При этом несостоятельны доводы Истца о том, что оспариваемое решение создает правовую неопределенность относительно судьбы назначенной накопительной пенсии, поскольку о восстановлении её выплаты ФИО2 не просила. При этом при подаче застрахованным лицом заявления о восстановлении выплаты накопительной пенсии, её восстановление не происходит автоматически, данное заявление рассматривается страховщиком, подлежит проверке, и ч. 6 статьи 12 Федерального закона от 28.12.2013 N 424-ФЗ предоставляет страховщику право принять решения как о восстановлении выплаты накопительной пенсии, так и об отказе в удовлетворении заявления застрахованного лица о восстановлении выплаты накопительной пенсии, скорректировать её размер, в том числе с учётом назначенной срочной пенсионной выплаты.
При этом по выбору застрахованного лица дополнительные страховые взносы на накопительную пенсию, взносы работодателя, уплаченные в пользу застрахованного лица, взносы на софинансирование формирования пенсионных накоплений, а также результат от их инвестирования и средства (часть средств) материнского (семейного) капитала, направленные на формирование накопительной пенсии, а также результат от их инвестирования, включенные в состав средств пенсионных накоплений, учитываются при определении размера накопительной пенсии либо размера срочной пенсионной выплаты в соответствии с Федеральным законом от 30 ноября 2011 года N 360-ФЗ "О порядке финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений".
Таким образом, решение финансового уполномоченного о назначении ФИО2 срочной пенсионной выплаты принято в пределах предоставленных ему полномочий, является законным и обоснованным, оснований для его отмены и удовлетворения заявления финансовой организации суд не находит.
Одновременно суд пришёл к выводу о том, что финансовым уполномоченным требования потребителя удовлетворены в большем, чем это положено по закону, размере, поэтому изменяет решение финансового уполномоченного в части размера срочной пенсионной выплаты.
Верный размер срочной пенсионной выплаты составляет 3139 рублей 95 копеек ежемесячно, рассчитан следующим образом: 376 793,42 / 120 = 3139,95 руб., исходя из представленных в материалы дела (л.д.132-145 тома 1, л.д. 61-87 тома 2) сведений о размере суммы средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета ФИО2 (пенсионном счете накопительной пенсии застрахованного лица), по состоянию на день, с которого ей назначается накопительная пенсия 23.12.2022 (с учётом выплаченных за период получения накопительной пенсии (л.д.30 тома 2) по формуле СП = ПН / Т, где СП - размер срочной пенсионной выплаты; ПН - сумма средств пенсионных накоплений, сформированных за счет дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию, взносов работодателя, взносов на софинансирование формирования пенсионных накоплений, дохода от их инвестирования, размер ПН получен при сложении 117777,78 + 117777,78 + 73 731,20 + 67 506,66 = 376 793,42 (рублей); Т - количество месяцев периода выплаты срочной пенсионной выплаты, указанное в заявлении застрахованного лица о назначении срочной пенсионной выплаты, которое не может быть менее 120 месяцев (10 лет).
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л:
Отказать в удовлетворении заявления акционерного общества «Ханты – Мансийский негосударственный пенсионный фонд» о признании незаконным и отмене решения уполномоченного по правам потребителей финансовых услуг в сферах кредитной кооперации, деятельности кредитных организаций, ломбардов, негосударственных пенсионных фондов ФИО4 от 18.09.2023 № У-23-91275/5010-003.
Решение уполномоченного по правам потребителей финансовых услуг в сферах кредитной кооперации, деятельности кредитных организаций, ломбардов, негосударственных пенсионных фондов ФИО4 от 18.09.2023 № У-23-91275/5010-003 изменить в части размера срочной пенсионной выплаты ФИО2, обязанность по назначению которой возложена на акционерное общество «Ханты-Мансийский негосударственный пенсионный фонд» с 23.12.2022 на 120 месяцев ежемесячно, на размер срочной пенсионной выплаты 3139 рублей 95 копеек ежемесячно.
Решение суда может быть обжаловано в суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме, с подачей апелляционной жалобы через Урайский городской суд.
Решение суда в окончательной форме принято 07.12.2023.
Председательствующий судья Е.П. Шестакова