НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Унечского районного суда (Брянская область) от 21.09.2020 № 2А-481/20

дело №2а-481/2020

УИД 32RS0032-01-2020-002514-19

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Унечский районный суд Брянской области в составе:

председательствующего судьи Изотовой Л.И.,

при секретаре Ларионовой М.А.,

с участием прокурора – помощника прокурора Унечского района Коварда А.Н.,

представителя административного ответчика – Березинской сельской администрации Унечского района – Хомяковой Т.М.,

представителя заинтересованного лица - Отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Унечскому району Главного управления МЧС России по Брянской области – Семченко С.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Унечского района Брянской области в защиту прав, свобод и интересов неопределенного круга лиц к Березинской сельской администрации Унечского района Брянской области о понуждении к совершению действий,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Унечского района Брянской области обратился в суд с вышеназванным административным исковым заявлением, указывая, что проведена проверка обеспечения мер пожарной безопасности в населенных пунктах, примыкающих к лесам.

Прокурор утверждает, что согласно критериям, установленным в п.п. 488 и 489 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390 «О противопожарном режиме», населенный пункт – д. Рябовка Унечского района непосредственно примыкает к хвойным (смешанным) лесным участкам и является подверженными угрозе лесных пожаров.

Однако, в нарушение вышеуказанных требований законодательства к началу пожароопасного сезона 2020 на вышеуказанный населенный пункт, подверженный угрозе лесных пожаров, паспорт населенного пункта в соответствии с формой согласно приложению не составлен.

По результатам проверки в адрес главы Березинской сельской администрации прокурором района ДД.ММ.ГГГГ внесено представление об устранении выявленных нарушений.

В прокуратуру района поступил ответ главы Березинской сельской администрации от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому правовых норм для разработки и утверждения паспорта населенного пункта д. Рябовка, подверженных угрозе лесных пожаров, нет, так как д. Рябовка не входит в Перечень населенных пунктов, расположенных на территории Брянской области, подверженных угрозе лесных пожаров, утвержденных Постановлением Правительства Брянской области от 30.03.2020 N 128-п «Об установлении начала пожароопасного сезона 2020 года на территории Брянской области, утверждении мер по усилению пожарной безопасности на территории Брянской области в пожароопасный сезон 2020 года и перечней населенных пунктов, садоводческих и огороднических некоммерческих товариществ, летних оздоровительных лагерей и санаториев, расположенных на территории Брянской области, подверженных угрозе лесных пожаров».

Прокурор Унечского района считает, что бездействие административного ответчика в части не разработки и не утверждения к началу пожароопасного сезона 2020 паспорта населенного пункта д. Рябовка, подверженных угрозе лесных пожаров, ставит под угрозу жизнь и здоровье граждан, может повлечь причинения вреда имуществу граждан и иных лиц.

Учитывая, что замедление исполнения решения может нанести значительный ущерб публичным и частным интересам, решение по административному делу необходимо обратить к немедленному исполнению.

В связи с чем, прокурор Унечского района просит суд:

- признать незаконным бездействие Березинской сельской администрации Унечского района Брянской области в части не разработки и не утверждения к началу пожароопасного сезона 2020 года населенного пункта – д. Рябовка Унечского района Брянской области, подверженного угрозе лесных пожаров,

- обязать Березинскую сельскую администрацию Унечского района Брянской области разработать и утвердить паспорт населенного пункта – д. Рябовка Унечского района Брянской области, подверженного угрозе лесных пожаров.

- решение суда обратить немедленному исполнению.

В судебном заседании помощник прокурора Унечского района Коварда А.Н. поддержал заявленные требования в полном объеме.

В судебном заседании представитель административного ответчика – Березинской сельской администрации Унечского района Брянской области - Хомякова Т.М. (глава администрации), административный иск не признала, считает, что данный населенный пункт прежде должен быть включен в Перечень населенных пунктов, подверженных угрозе лесных пожаров на территории Брянской области, после чего разрабатывается паспорт.

В судебном заседании представитель заинтересованного лица - отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Унечскому району Главного управления МЧС России по Брянской области - Семченко С.В., считает, что требования прокурора Унечского района являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В судебное заседание представители заинтересованных лиц: ГКУ Брянской области «Унечское лесничество», Правительства Брянской области - не явились, надлежаще извещены о месте и времени рассмотрения дела. Правительство Брянской области представило письменный отзыв, в котором считают заявленные требования не подлежащими удовлетворению по изложенным в отзыве доводам.

В силу ст. 150 КАС РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие заинтересованных лиц, участвующих в деле.

Выслушав объяснения помощника прокурора Коварда А.Н., представителей: административного ответчика, заинтересованного лица, изучив материалы дела, суд пришел к следующему.

В соответствии со ст.ст.2,18и45 КонституцииРоссийской Федерации, человек, его права являются высшей ценностью. Права и свободы гражданина являются непосредственно действующими. Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее по тексту - Федеральный закон «О пожарной безопасности») под пожарной безопасностью понимается состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров. Первичные меры пожарной безопасности - реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров.

Статьей 3 Федерального закона от 21 декабря 1994 года №69-ФЗ «О пожарной безопасности» предусмотрено, что одним из основных элементов системы обеспечения пожарной безопасности являются органы местного самоуправления, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно п.п. 8, 9 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения и участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.

Из материалов дела следует, что прокуратурой Унечского района Брянской области проведена проверка обеспечения мер пожарной безопасности в населенных пунктах, примыкающих к лесам.

Установлено, что населенный пункт д. Рябовка Унечского района, непосредственно примыкает к хвойным (смешанным) лесным участкам и является подверженным угрозе лесных пожаров.

В соответствии со ст. 63 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» первичные меры пожарной безопасности включают в себя:

реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования;

разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности;

разработку и организацию выполнения муниципальных целевых программ по вопросам обеспечения пожарной безопасности;

разработку плана привлечения сил и средств для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на территории муниципального образования и контроль за его выполнением;

обеспечение связи и оповещения населения о пожаре.

Согласно п. 78 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390 "О противопожарном режиме" на объектах защиты, граничащих с лесничествами (лесопарками), а также расположенных в районах с торфяными почвами, необходимо предусматривать создание защитных противопожарных минерализованных полос, удаление (сбор) в летний период сухой растительности или другие мероприятия, предупреждающие распространение огня при природных пожарах.

В соответствии с п. 488 Правил противопожарного режима в Российской Федерации населенный пункт считается подверженным угрозе лесных пожаров в случае его непосредственного примыкания к хвойному (смешанному) лесному участку либо наличия на землях населенного пункта городского хвойного (смешанного) леса.

Согласно п. 489 Правил противопожарного режима в Российской Федерации населенный пункт признается непосредственно примыкающим к лесному участку, если расстояние до крайних деревьев соответствующего лесного участка составляет:

а) менее 100 метров от границы населенного пункта, на землях которого имеются объекты капитального строительства с количеством более двух этажей;

б) менее 50 метров от границы населенного пункта, на землях которого имеются объекты капитального строительства с количеством этажей 2 и менее.

Паспорт населенного пункта, подверженного угрозе лесных пожаров, ежегодно к началу пожароопасного сезона разрабатывается и утверждается в соответствии с разделом XX настоящих Правил органами местного самоуправления поселений и городских округов, за исключением случаев, указанных в подпункте "б" настоящего пункта (п. 80(1) Правил противопожарного режима в Российской Федерации).

Постановлением Правительства Брянской области от 30.03.2020 года № 128-п «Об установлении начала пожарного сезона 2020 года на территории Брянской области, утверждений мер по усилению пожарной безопасности на территории Брянской области в пожароопасный сезон 2020 года и перечней некоммерческих товариществ, летних оздоровительных лагерей и санаториев, расположенных на территории Брянской области, подверженных угрозе лесных пожаров» установлено начало пожарного сезона на территории Брянской области, за исключением земель лесного фонда, с 01 апреля 2020 года до установления устойчивой дождливой осенней погоды или образования снежного покрова (п. 1).

Паспорт населенного пункта составляется к началу пожароопасного сезона на каждый населенный пункт, подверженный угрозе лесных пожаров в соответствии с формой согласно приложению N 7(п. 487 Правил противопожарного режима в Российской Федерации).

Обязанность предоставления паспортов населенных пунктов, подверженных угрозе лесных пожаров, администрациями поселений в комиссию по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности органа местного самоуправления, а также структурное подразделение территориального органа Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, в сферу ведения которого входят вопросы организации и осуществления федерального государственного пожарного надзора, предусмотрена п. 491 Постановления Правительства Российской Федерации «О противопожарном режиме».

К вопросам местного значения относятся вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно (ч.1 ст. 2 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).

В границы муниципального образования «Березинское сельское поселение» Унечского муниципального района Брянской области входит территория д. Рябовка.

Следовательно, обеспечение первичных мер пожарной безопасности на территории данного муниципального образования, в том числе подготовка паспортов населенных пунктов, подверженных угрозе лесных пожаров, является обязанностью органов местного самоуправления, в данном случае администрации МО «Березинское сельское поселение».

Установлено, что указанный населенный пункт непосредственно примыкает к лесному участку и является подверженным угрозе лесных пожаров. Следовательно, доводы об отсутствии необходимости разработки паспорта населенного пункта д. Рябовка не основаны на объективных данных.

Факт наличия объектов недвижимости, установленных в ходе проверки, подтверждается материалами дела и не оспаривается сторонами по делу.

Доказательств наличия каких-либо объективных причин, препятствующих исполнению Березинской сельской администрацией обязанности по подготовке паспортов населенных пунктов, подверженных угрозе лесных пожаров, не представлено, то имеется бездействие органа местного самоуправления в названной части, которое является незаконным.
Поскольку бездействие сельской администрации, выразившееся в не разработке названного паспорта признано незаконным, то требование прокурора о возложении на администрацию обязанности разработать, утвердить паспорт населенного пункта, указанного в административном исковом заявлении, подверженного угрозе распространения лесных пожаров, в соответствии с требованиями Постановления Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 года №390 «О противопожарном режиме», является обоснованным и подлежащими удовлетворению.

Разработки паспортов и их направление в органы, указанные в п. 491 Постановления Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 года №390 «О противопожарном режиме», обусловлено необходимостью обеспечения безопасности жителей данных населенных пунктов.

Исполнение органом местного самоуправления обязанности по соблюдению требований пожарной безопасности не может быть поставлено в зависимость от достаточности бюджетного финансирования, поскольку это обстоятельство не является юридически значимым для разрешения настоящего спора. Такая обязанность на административного ответчика возложена приведенными выше нормами законодательства в области обеспечения пожарной безопасности и является его публично-правовой обязанностью.

В адрес главы Березинской сельской администрации прокурором района 01.06.2020 внесено представление об устранении выявленных нарушений.

Представление не исполнено.

Статьей 188 КАС РФ предусмотрено, что решения суда подлежат немедленному исполнению в случаях, прямо предусмотренных данным Кодексом, а также в случае обращения судом принятого им решения к немедленному исполнению (часть 1). В случае отсутствия в данном Кодексе прямого запрета на немедленное исполнение решений по административным делам определенной категории суд по просьбе административного истца может обратить решение по административному делу к немедленному исполнению, если вследствие особых обстоятельств замедление исполнения этого решения может нанести значительный ущерб публичным или частным интересам. Вопрос о немедленном исполнении решения суда может быть рассмотрен одновременно с его принятием (часть 2).

Бездействие в части не разработки и не утверждения к началу пожароопасного сезона 2020 паспорта населенного пункта, подверженного угрозе лесных пожаров, ставит под угрозу жизнь и здоровье граждан, может повлечь причинения вреда имуществу граждан и иных лиц.

Суд считает, что замедление исполнения решения может нанести значительный ущерб публичным и частным интересам, решение необходимо обратить к немедленному исполнению.

Таким образом, административный иск прокурора подлежит удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 188 КАС РФ,

Р Е Ш И Л :

Административные исковые требования прокурора Унечского района Брянской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Березинской сельской администрации Унечского района Брянской области о понуждении к совершению действий удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Березинской сельской администрации Унечского района Брянской области в части не разработки и не утверждения к началу пожароопасного сезона 2020 года населенного пункта – д. Рябовка Унечского района Брянской области, подверженного угрозе лесных пожаров.

Обязать Березинскую сельскую администрацию Унечского района Брянской области разработать и утвердить паспорт населенного пункта – д. Рябовка Унечского района Брянской области, подверженного угрозе лесных пожаров.

Решение обратить немедленному исполнению.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Брянский областной суд через Унечский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Л.И. Изотова