НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Подборки

Популярные материалы

Решение Ульяновского областного суда (Ульяновская область) от 22.07.2019 № 3А-189/19

Дело № 3а-189/2019

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

22 июля 2019 года                                                          город Ульяновск

Ульяновский областной суд в составе:

судьи Кинчаровой О.Е.,

при секретаре Кезиной О.А.,

с участием прокурора Федечко Ф.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению общества  с ограниченной ответственностью «Интер-Энерго-Траст» о признании недействующим приказа Министерства развития конкуренции и экономики Ульяновской области от 27 декабря 2018 года № 06-555 «Об установлении тарифов на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя, оказываемые обществом с ограниченной ответственностью «Интер-Энерго-Траст», на 2019 год»,

УСТАНОВИЛ:

27 декабря 2018 года Министерством развития конкуренции и экономики Ульяновской области (далее - Министерство) принят приказ № 06-555 «Об установлении тарифов на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя, оказываемые обществом с ограниченной ответственностью «Интер-Энерго-Траст» на 2019 год» (далее - приказ).

Текст приказа опубликован 30 декабря2018 года в газете «Ульяновская правда»  № 98.

Общество с ограниченной ответственностью «Интер-Энерго-Траст» обратилось в Ульяновский областной суд с заявлением о признании недействующим приказа Министерства развития конкуренции и экономики Ульяновской области от 27 декабря 2018 года № 06-555 «Об установлении тарифов на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя, оказываемые обществом с ограниченной ответственностью «Интер-Энерго-Траст», на 2019 год»  и возложении на Министерство цифровой экономики и конкуренции Ульяновской области обязанности (ранее - Министерство развития конкуренции и экономики Ульяновской области)  по изданию заменяющего нормативного акта.

Заявление мотивировано тем, что ООО «Интер-Энерго-Траст»» на праве собственности владеет тепловыми сетями. Приказом № 06-157 от 11 сентября 2018 г. установлен одноставочный тариф на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя, оказываемые обществом с ограниченной ответственностью «Интер-Энерго-Траст», на период с 24 сентября  2018 года по 31 декабря 2018 года в размере 99,76 руб./Гкал. По иску общества решением Ульяновского областного суда от 21 января 2019 года был признан недействующим указанный тариф. Ответчиком был принят новый заменяющий приказ № 06-37 от 7 марта 2019 года, которым  тариф на указанный период 2018 года установлен в размере 159,11 руб./Гкал. Однако на 2019 год приказом от 27 декабря 2018 года № 06-555 был установлен тариф в размере 99,76 руб./Гкал., который признан судом не соответствующим действующему федеральному законодательству.

Тариф установлен в нарушение положений Федерального закона «О теплоснабжении» и Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, размер тарифа является явно заниженным и экономически необоснованным. Ответчиком неправомерно не приняты в расчет необходимой валовой выручки затраты на ремонт и  замену тепловых сетей, произведенные обществом в 2018 году, не включены планируемые расходы на текущий и капитальный ремонт тепловых сетей.

Обществом рассчитаны затраты на ремонт тепловых сетей от общего объема средств  в размере 20%, что в денежном выражении составило 1 233,72 тыс.руб., ответчик установил сумму затрат на ремонт в размере 5% от заявленной суммы, а не от общей суммы ремонта, чем существенно занизил расходы по этой статье затрат.

Ответчиком необоснованно не приняты расходы на планово-предупредительные работы.

Общество не согласно с установленной ответчиком штатной численностью сотрудников – 1 единица АУП, 0,5 единиц производственного персонала, и, как следствие, с размером затрат на фонд оплаты труда и отчислений на социальные нужды. Указанная штатная численность явно недостаточна для содержания и ремонта тепловых сетей, она не соответствует требованиям техники безопасности при обслуживании и ремонте тепловых сетей и тепловых камер.

Необоснованно ответчиком не учтены затраты на приобретение компрессорной станции, гаража для ее хранения, на аренду офисного здания, необходимого для размещения сотрудников.

В судебном заседании представители административного истца Жукович А.С., Платонов С.В. заявленные требования поддержали по доводам, изложенным в иске, дав аналогичные пояснения. Дополнительно указали, что общество предоставило в орган регулирования все необходимые документы, достаточные для определения размера необходимой валовой выручки и установления экономически обоснованного тарифа. Объем затрат, необходимых для капитального ремонта сетей и планово-предупредительных работ, а также на фонд оплаты труда в соответствии со штатным расписанием рассчитан ими самостоятельно, исходя из необходимой, по мнению общества, штатной численности работников.

Кроме того, не согласны с установлением минимального размера расходов по уплате налога.

Установление тарифа в размере 99,76 руб./Гкал не позволит поддерживать тепловые сети в надлежащем состоянии и осуществлять работы по проведению капитального и текущего ремонта тепловых сетей.

Представитель Министерства цифровой экономики и конкуренции Ульяновской области Катрачева С.И. в судебном заседании просила в удовлетворении административного иска отказать, поскольку оспариваемый приказ был принят Министерством в соответствии с наделенными полномочиями, с соблюдением установленных законом процедур принятия и опубликования. Приказ нормативным правовым актам в сфере теплоснабжения, имеющим большую юридическую силу, не противоречит и прав административного истца не нарушает.

Представитель заинтересованного лица Правительства Ульяновской области в судебное заседание не явился, в письменном отзыве просил рассмотреть дело в его  отсутствие, указал, что заявленные требования не подлежат удовлетворению, являются необоснованными.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, выслушав пояснения специалиста ***, заслушав заключение прокурора       Федечко Ф.И., полагавшего заявление подлежащим удовлетворению, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (КАС РФ) с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, созданием, функционированием и развитием таких систем, полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления поселений, городских округов по регулированию и контролю в сфере теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций установлены Федеральным законом от 27 июля 2010 г. № 190-ФЗ           «О теплоснабжении» (далее – Закон о теплоснабжении).

Тарифы в сфере теплоснабжения представляют собой систему ценовых ставок, по которым осуществляются расчеты за тепловую энергию (мощность), теплоноситель и за услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя (пункт 23 статьи 2 Закона о теплоснабжении).

В соответствии с частью 1, пунктом 1 части 2 статьи 5, частью 3 статьи 7 Закона о теплоснабжении установление тарифа на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, является полномочием органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере теплоснабжения.

27 декабря 2018 года Министерством развития конкуренции и экономики Ульяновской области принят приказ № 06-555 «Об установлении тарифов на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя, оказываемые обществом с ограниченной ответственностью «Интер-Энерго-Траст» на 2019 год».

Приказом установлен одноставочный тариф на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя на период с 1 января по 30 июня 2019 года в размере 99,76 руб./Гкал., на период с 1 июля 2019 года по 31 декабря 2019 года в размере 103,06 руб./Гкал.

Текст приказа опубликован 30 декабря 2018 года в газете «Ульяновская правда»    № 98.

В силу статьи 5 Закона Ульяновской области от 29 ноября 2005 г. № 136-ЗО
«О порядке опубликования и вступления в силу нормативных правовых актов Ульяновской области» официальным опубликованием нормативных правовых актов Ульяновской области считается первая публикация их полного текста в газетах «Народная газета», «Ульяновская правда» или первое размещение (опубликование) на «Официальном интернет-портале правовой информации» (
www.pravo.gov.ru).

В соответствии с пунктом 2.2.8 Положения о Министерстве развития конкуренции и экономики Ульяновской области, утвержденного постановлением Правительства Ульяновской области от 14 апреля 2014 года № 8/125-П (с изменениями) и действовавшего на момент издания оспариваемого акта, Министерство осуществляет государственное регулирование тарифов на электрическую и тепловую энергию.

Согласно пункту 1.3 Порядка подготовки и издания правовых актов исполнительных органов государственной власти Ульяновской области, утвержденного Постановлением Правительства Ульяновской области  от 12 июля 2013 г. № 288-П, правовые акты исполнительных органов, имеющие нормативный характер, издаются в форме приказов.

Таким образом, оспариваемый        приказ принят уполномоченным органом с соблюдением формы и порядка принятия нормативных правовых актов, официального опубликования и по этим основаниям административным истцом не оспаривается. Приказ являлся действующим на момент рассмотрения административного искового заявления к производству суда.

Давая оценку содержанию оспариваемого приказа в части установления тарифа на передачу тепловой энергии, теплоносителя ООО «Интер-Энерго-Траст», суд приходит к следующим выводам.

Согласно части 1 статьи 10 Закона о теплоснабжении государственное регулирование цен (тарифов) на тепловую энергию (мощность) осуществляется на основе принципов, установленных настоящим Федеральным законом, в соответствии с основами ценообразования в сфере теплоснабжения, правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами и методическими указаниями, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения.

К отношениям, связанным с государственным регулированием цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, применяются Основы ценообразования в сфере теплоснабжения (далее - Основы ценообразования) и Правила регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (далее - Правила), утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 г. № 1075                             «О ценообразовании в сфере теплоснабжения», а также Методические указания по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (далее - Методические указания), утвержденные приказом Федеральной службы по тарифам от 13 июня    2013 г. № 760-э.

В соответствии с частью 1 статьи 9 Закона о теплоснабжении методами регулирования тарифов в сфере теплоснабжения является, в том числе, метод экономически обоснованных расходов (затрат).

Частью 2 статьи 10 Закона о теплоснабжении установлено, что срок действия установленных тарифов в сфере теплоснабжения и (или) их предельных (минимального и максимального) уровней не может быть менее чем один финансовый год, если иное не предусмотрено федеральными законами и решениями Правительства Российской Федерации.

Пунктом 7 Правил указано, что тарифы могут быть введены на срок менее          1 финансового года решениями органов регулирования об установлении цен (тарифов) для организаций, в отношении которых ранее не осуществлялось государственное регулирование цен (тарифов).

Из материалов дела следует, что ООО «Интер-Энерго-Траст», владея тепловыми сетями и являясь теплосетевой организацией, 11 декабря 2017 года впервые обратилось в орган регулирования – Департамент по регулированию цен и тарифов Министерства развития конкуренции и экономики Ульяновской области с заявлением об открытии дела по установлению тарифов в сфере теплоснабжения на 2018 год, приложив пакет обосновывающих материалов. ООО «Интер-Энерго-Траст» просило установить тарифы с применением метода экономически обоснованных расходов (затрат).

По заявлению ООО «Интер-Энерго-Траст» было открыто дело об установлении тарифов в сфере теплоснабжения.

В соответствии с пунктом 17 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения принято решение об использовании в отношении ООО «Интер-Энерго-Траст» при регулировании тарифов на передачу тепловой энергии, теплоносителя метода экономически обоснованных затрат.

Приказом Министерства развития конкуренции и экономики Ульяновской области  от 11 сентября 2017 года № 06-157 установлен на период с 24 сентября 2018 года по 31 декабря 2018 года тариф на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя, оказываемые ООО «Интер-Энерго-Траст» для потребителей, в случае отсутствия дифференциации  тарифов по схеме подключения, по одноставочному тарифу на воду  в размере 99,76 руб./Гкал.

Решением Ульяновского областного суда от 21 января 2019 года, вступившим в законную силу, был удовлетворен административный иск ООО «Интер-Энерго-Траст», признан недействующим со дня принятия приказ Министерства развития конкуренции и экономики Ульяновской области от 11 сентября 2018 года № 06-157 и на Министерство возложена обязанность по принятию нового заменяющего нормативного акта.

Приказом Министерства цифровой экономики и конкуренции Ульяновской области от 7 марта 2019 года № 06-37 во исполнение указанного решения Ульяновского областного суда от 21 января 2019 года был установлен на период с 24 сентября 2018 года по 31 декабря 2018 года тариф на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя, оказываемые ООО «Интер-Энерго-Траст» для потребителей, в случае отсутствия дифференциации  тарифов по схеме подключения, по одноставочному тарифу на воду в размере 159,11 руб./Гкал.

ООО «Интер-Энерго-Траст» с заявлением с приложением  расчетного и обосновывающего материала для принятия решения по установлению тарифов на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя на 2019 год не обращалось.

Министерством развития конкуренции и экономики Ульяновской области было открыто дело об установлении тарифов на услуги по передаче тепловой энергии на 2019 года, оказываемые ООО «Интер-Энерго-Траст», в адрес регулируемой организации направлен запрос о необходимости представления документов.

Специалистами Департамента по регулированию цен и тарифов проведена экспертиза представленных  ООО «Интер-Энерго-Траст» документов. По результатам произведенной экспертизы предложений по установлению тарифов экспертной группой рассчитан методом экономически обоснованных расходов тариф на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя, оказываемые истцом.

Решение об установлении тарифов было принято на заседании Правления Министерства развития конкуренции и экономики Ульяновской области 27 декабря 2018 года, о чем свидетельствует протокол заседания правления № 55-Т.

По итогам заседания принято решение об установлении тарифов на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя, оказываемые ООО «Интер-Энерго-Траст»,

Тариф на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя, оказываемые ООО «Интер-Энерго-Траст» для потребителей, в случае отсутствия дифференциации  тарифов по схеме подключения установлен по одноставочному тарифу на воду на период с 1 января 2019 года по 30 июня 2019 года в размере   99,76 руб./Гкал., на период с 1 июля 2019 года по 31 декабря 2019 года в размере 103,06 руб./Гкал.

Из протокола заседания правления Министерства от 27 декабря 2019 года следует, что при расчете в составе необходимой валовой выручки снижены затраты по статьям: «Ремонт основных средств» с предложенного обществом размера  1233,72 тыс. руб. до 68,85 тыс. руб.; «Расходы на оплату труда» с 9132,00 тыс. руб. до 494 тыс. руб. и, соответственно, «Расходы на отчисления на социальные нужды» с 2739,60 тыс. руб. до 119,38 тыс руб.; «Расходы на оплату иных работ и услуг, выполняемых по договорам с организациями, включая расходы на оплату услуг связи, вневедомственной охраны, коммунальных услуг, юридических, информационных, аудиторских и консультационных услуг» с 674,20 тыс. руб. до 33,71 тыс. руб., «Расходы на арендную плату» с 325,60 тыс. руб. до 16,28 тыс. руб.,  не приняты в расчет расходы по статье «Расходы на выполнение работ и услуг производственного характера, выполняемых по договорам со сторонними организациями» в размере 314,55 тыс руб.,  налог на прибыль был определен в размере 7,63 тыс. руб.

В соответствии с пунктом 22 Основ ценообразования тарифы в сфере теплоснабжения рассчитываются на основании необходимой валовой выручки (далее – НВВ) регулируемой организации, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема полезного отпуска соответствующего вида продукции (услуг) на расчетный период регулирования.

Одним из методов регулирования тарифов является метод экономически обоснованных расходов (пункт 1 части 1 статьи 9 Закона о теплоснабжении), который применяется, в том числе в случае, если в отношении организации ранее не осуществлялось государственное регулирование цен (тарифов) (подпункт «а» пункта 17 Основ ценообразования).

В соответствии с пунктом 32 Основ ценообразования при расчете тарифов указанным методом НВВ регулируемой организации определяется как сумма планируемых на расчетный период регулирования расходов, уменьшающих налоговую базу налога на прибыль организаций (расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг), и внереализационные расходы), расходов, не учитываемых при определении налоговой базы налога на прибыль (расходы, относимые на прибыль после налогообложения), величины расчетной предпринимательской прибыли регулируемой организации, величины налога на прибыль, а также экономически обоснованных расходов регулируемой организации, указанных в пункте 13 Основ ценообразования.

Согласно пунктам 13, 15, 16, 20, 28 Правил регулирования установление тарифов производится органом регулирования посредством анализа, проверки и экспертизы предложений регулируемой организации об установлении цен (тарифов) и материалов, представленных данной организацией в обоснование этих предложений, в том числе копий бухгалтерской и статистической отчетности за предшествующий расчетный период регулирования и на последнюю дату расчета расходов и необходимой валовой выручки от регулируемой деятельности в сфере теплоснабжения с приложением экономического обоснования исходных данных, а также расчета цен (тарифов).

К расходам, связанным с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности, включаемым в необходимую валовую выручку, относятся в том числе затраты на ремонт основных средств, оплату труда и отчисления на социальные нужды, арендная плата, налоговые платежи (пункты 33, 44 Основ ценообразования).

В соответствии с пунктом 41 Основ ценообразования при определении расходов регулируемой организации на проведение ремонтных работ используются расчетные цены и обоснованные мероприятия по проведению ремонтных работ на производственных объектах, принадлежащих ей на праве собственности или на ином законном основании в соответствии с методическими указаниями.

Согласно абзацу 2 статьи 32 Методических указаний объем плановых (расчетных) расходов определяется исходя из плановых (расчетных) значений цен и экономически обоснованных объемов работ (услуг). При определении плановых (расчетных) и фактических значений расходов (цен) орган регулирования использует источники информации о ценах (тарифах) и расходах в соответствии с пунктами 28 - 31 Основ ценообразования.

Пунктом 31 Основ ценообразования предусмотрено, что при определении плановых (расчетных) и фактических значений расходов должны использоваться нормы и нормативы, предусмотренные законодательством Российской Федерации о бухгалтерском и налоговом учете и законодательством Российской Федерации в сфере теплоснабжения.

В силу пункта 33 Правил регулирования орган регулирования отказывает регулируемой организации во включении в цены (тарифы) отдельных расходов, предложенных регулируемой организацией, только в случае экономической необоснованности таких расходов в соответствии с Основами ценообразования и Методическими указаниями.

При этом в расчет тарифа на тепловую энергию подлежат включению расходы теплоснабжающей организации, подтвержденные документально.

Приказом Госстроя РФ от 13 декабря 2000 г. № 285 утверждена Типовая инструкция по технической эксплуатации тепловых сетей систем коммунального теплоснабжения.

Согласно пункту 7.1. Типовой инструкции в каждой организации должен быть организован плановый ремонт оборудования, трубопроводов, зданий и сооружений.

Ремонт тепловых сетей и тепловых пунктов подразделяется на:

текущий ремонт, к которому относятся работы по систематическому и своевременному предохранению отдельных элементов оборудования и конструкций тепловой сети от преждевременного износа путем проведения профилактических мероприятий и устранения мелких неисправностей и повреждений;

капитальный ремонт, в процессе которого восстанавливается изношенное оборудование и конструкции или они заменяются новыми, имеющими более высокие технологические характеристики, улучшающими эксплуатационные качества сети.

На все виды ремонта основного оборудования, трубопроводов, зданий и сооружений должны быть составлены перспективные и годовые графики. На вспомогательные оборудования составляются годовые и месячные графики ремонта, утверждаемые техническим руководителем предприятия.

Графики капитального и текущего ремонтов разрабатываются на основе результатов анализа выявленных дефектов, повреждений, периодических осмотров, испытаний, диагностики и ежегодных опрессовок.

Объем технического обслуживания и планового ремонта должен определяться необходимостью поддержания исправного и работоспособного состояния оборудования, трубопроводов, зданий и сооружений с учетом их фактического состояния (пункт 7.2).

Снижение заявленных ООО «Интер-Энерго-Траст» расходов на капитальный ремонт произведено органом регулирования, в том числе ввиду отсутствия у общества дефектных ведомостей и иных документов, подтверждающих техническое состояние тепловых сетей и необходимость проведения ремонтных работ. Графики ремонта и документы, подтверждающие необходимость его проведения, обществом экспертам  представлены не были.

Представленные обществом в подтверждение ремонтных расходов сметы документами, обосновывающими необходимость ремонтных работ, не являются.

Как указано в пункте 6.120 Типовой инструкции, капитальный ремонт тепловых сетей производится 1 раз в 5 лет.

Тепловые сети приобретены ООО «Интер-Энерго-Траст» по договору купли-продажи от 1 июня 2017 г., как указано в договоре, сети находятся в исправном состоянии. Документальных доказательств, что срок капитального ремонта наступил, обществом в Департамент не представлено.

В силу пункта 49 Основ ценообразования расходы на капитальные вложения (инвестиции) в расчетный период регулирования определяются на основе утвержденных в установленном порядке инвестиционных программ регулируемой организации.

Инвестиционная программа, согласованная и утвержденная в установленном порядке и подтверждающая целесообразность запланированных мероприятий у регулируемой организации, также представлена не была.

В данном случае при расчете расходов на ремонт тепловых сетей регулирующий орган руководствовался нормативами, что допускается пунктом 31 Основ ценообразования.

Доводы административного истца о том, что, производя расчет затрат на ремонт нормативным путем, орган регулирования исходил не от общей суммы капитального ремонта, подлежат отклонению, поскольку общество по собственной инициативе предложило для установления тарифа расходы по этой статье затрат лишь в сумме 1233,72 тыс. руб.

Доводы представителей административного истца о неправомерности невключения в расчет НВВ планируемых расходов на производство планово-предупредительных работы в размере 895 634 руб. не могут быть признаны обоснованными, поскольку исходя из предложенной обществом на 2019 год сметы расходов на передачу тепловой энергии  усматривается, что данная сумма не включена   в расходы общества, материалы тарифного дела не содержат документального обоснования указанной суммы.

Кроме того, как указано в пункте 2.6 Положения о системе планово-предупредительных ремонтов основного оборудования коммунальных теплоэнергетических предприятий (с нормами времени и нормами расхода материалов, утвержденного Приказом Минжилкомхоза РСФСР от 6 апреля 1982 г. № 214, профилактические испытания как самостоятельные операции планируют лишь для особо ответственного оборудования для выявления их технического состояния и контроля за эксплуатационной надежностью и безопасностью обслуживания в период между двумя очередными плановыми ремонтами, своевременного обнаружения и предупреждения возникновения аварийной ситуации. Сюда относятся, например, испытания электрической прочности и измерение сопротивления изоляции, испытания на плотность сосудов и трубопроводов. Для большей части оборудования испытания не планируют в качестве самостоятельных операций, а включают в состав плановых ремонтов.

Документы, обосновывающие размер затрат на проведение профилактических испытаний и их необходимость в заявленном объеме, организация в регулирующий орган не представила.

Суд считает необоснованными доводы представителей истца о необоснованности невключения ответчиком в расходы на выполнение работ и услуг производственного характера, выполняемых по договорам со сторонними организациями для расчета НВВ фактически понесенные обществом расходы на ремонт  тепловых сетей  на общую сумму 314,55 тыс руб.

Как следует из материалов  тарифного дела, тарифному органу были представлены только акты выполненных работ от 25 февраля 2018 года,  30 июня 2018 года и 7 сентября 2018 года, подписанные ООО «Интер-Энерго-Траст» и ООО «Жилищная компания «Навигатор», согласно которым последний выполнил работы по ремонту теплотрассы в микрорайоне «13-Юг» на ул. Луначарского.   Документов, подтверждающих наличие договорных отношений между обществом и данным юридическим лицом и несение ООО «Интер-Энерго-Траст» расходов по оплате выполненных работ в тарифный орган не было представлено. При таких обстоятельствах ответчиком правомерно заявленная административным истцом сумма указанных расходов не включена в расчет необходимой валовой выручки общества.

Суд находит необоснованными доводы административного иска ООО «Интер-Энерго-Траст» о невключении в состав расходов для определения необходимой валовой выручки затрат на приобретение компрессорной станции и гаража для ее хранения, на аренду помещения для размещения офиса, поскольку из дела по установлению тарифов следует, что такие расходы при обращении с заявлением об установлении тарифов на 2019 год обществом заявлены не были, документов в подтверждение несения указанных расходов в тарифный орган не представлено.

В соответствии с пунктом 13 Основ ценообразования, в случае документального подтверждения фактически понесенных расходов ООО «Интер-Энерго-Траст» не лишено возможности представить в орган регулирования тарифов сведения о понесенных расходах с соответствующим документальным подтверждением их экономической обоснованности для их включения в необходимую валовую выручку в следующем периоде регулирования.

Не имеется у суда оснований не соглашаться с решением ответчика в части снижения расходов на оплату иных работ и услуг, выполняемых по договорам с организациями, включая расходы на оплату услуг связи, вневедомственной охраны, коммунальных услуг, юридических, информационных, аудиторских и консультационных услуг с 674,20 тыс. руб. до 33,71 тыс. руб., расходов на арендную плату с 325,60 тыс. руб. до 16,28 тыс. руб., поскольку административным истцом не представлено в тарифный орган документов в подтверждение экономической обоснованности заявленных сумм по указанным статьям расходов.

Заявляя в предложении расходы на оплату труда в размере 9132,00 тыс.руб., обществом в их обоснование было представлено лишь штатное расписание.

Несмотря на осуществление обществом в соответствии с уставом и иной деятельности, не относящейся к регулируемым видам деятельности, бухгалтерская документация, а также расчет расходов на оплату труда в соответствии с пунктом 32 Методических указаний, пунктом 2 приложения 3 к Методическим указаниям представлены не были.

Учитывая отсутствие обоснования заявленного административным истцом количества производственного персонала, тарифный орган обоснованно произвел расчет расходов по статье затрат «Оплата труда» в соответствии с Рекомендациями по нормированию труда работников энергетического хозяйства, утвержденными приказом Государственного комитета Российской Федерации по строительной, архитектурной и жилищной политике от 22 марта 1999 г. № 65.

Вместе с тем, суд приходит к выводу о неверном расчете нормативной численности работников производственного персонала.

Согласно пункту 2.8 и таблице 8 приведенных Рекомендаций норматив численности рабочих определяется исходя из объема обслуживания и ремонта трубопроводов, оборудования и сооружений тепловых сетей в условных единицах (V, усл. ед.).

Объем обслуживания и ремонта трубопроводов, оборудования и сооружений тепловых сетей в условных единицах определяется по формуле:

,

где:

V - объем обслуживания и ремонта трубопроводов, оборудования и сооружений тепловых сетей в условных единицах;

Ni - количество тепловых камер на i-м участке тепловой сети, ед.;

Li - протяженность i-го участка тепловой сети, м;

 - диаметр  условного прохода теплопроводов i-го участка, м

(при разных диаметрах подающего и обратного трубопроводов принимается по наибольшему диаметру);

 - коэффициент, учитывающий количество труб в тепловой сети.

Для однотрубных участков

 = 0,75;

двухтрубных

 = 1,00;

трехтрубных

 = 1,25;

четырехтрубных

 = 1,5;

 - коэффициент, учитывающий теплоноситель. Для паропроводов  = 1,25; для трубопроводов холодной воды  - 1,0, для трубопроводов горячей воды - 1,3;

 - коэффициент, учитывающий способ прокладки теплопроводов

для подземных сетей

 = 1,0

для наземных сетей

 = 0,75;

 - коэффициент, учитывающий разность геодезических отметок теплотрассы.

С разностью геодезических отметок, м:

св. 50 до 100

 = 1,02

св. 100 до 180

 = 1,04

свыше 180

 = 1,08

i = 1, 2, 3 ... - количество участков тепловой сети, отличающихся диаметром, количеством труб, теплоносителей или способом прокладки, разностью геодезических отметок.

Как видно из приведенной формулы, на итоговую величину объема обслуживания и ремонта трубопроводов, оборудования и сооружений тепловых сетей в условных единицах влияют, в том числе:

Ni - количество тепловых камер на i-м участке тепловой сети,

 - коэффициент, учитывающий теплоноситель.

При определении объема условных единиц орган регулирования посчитал количество тепловых камер равным «0», коэффициент, учитывающий теплоноситель был учтен в размере «1» как для трубопроводов для холодной воды.

Между тем, из представленной административным истцом в дело об установлении тарифов на 2018 год технической документации видно наличие 8 тепловых камер на протяжении тепловых сетей, находящихся в собственности общества, наличие которых не было учтено в расчете расходов на оплату труда.

Согласно Типовой инструкции по технической эксплуатации тепловых сетей систем коммунального теплоснабжения, утвержденной Приказом Госстроя РФ от 13 декабря 2000 г. № 285, камерой тепловой сети является  сооружение на тепловой сети для размещения и обслуживания оборудования, приборов и арматуры, то есть тепловые камеры являются составной частью тепловой сети.

Как указано в пункте 1.2 Рекомендаций по нормированию труда работников энергетического хозяйства, нормативы численности рабочих разработаны для котельных, работающих на газообразном, жидком и твердом топливе; для тепловых сетей с теплоносителем - горячая вода или пар.

Таким образом, коэффициент, учитывающий теплоноситель, должен был быть применен органом регулирования в значении «1,3», как в отношении трубопроводов горячей воды, фактически и проходящей через сети административного истца от котельной.

Для определения нормативной численности руководителей, специалистов и служащих коммунальных теплоэнергетических предприятий, установления оптимальной структуры организаций, рациональной расстановки кадров, расчета нормативных затрат на оплату труда, которые являются одной из основных составляющих себестоимости и экономически обоснованных тарифов на услуги по снабжению тепловой энергией и горячей водой, приказом Госстроя России от 12 октября 1999 г. № 74 утверждены Рекомендации по нормированию труда работников энергетического хозяйства и Нормативы численности руководителей, специалистов и служащих коммунальных теплоэнергетических предприятий.

Понятие «нормативы численности» означает оптимальную численность работников конкретного профессионально-квалификационного состава, необходимую для выполнения единицы объема работ в определенных организационно-технических условиях (п. 1.4 Нормативов).

Из таблиц 1, 3 Нормативов видно, что нормативная численность руководящего, управленческого и производственного персонала зависит от среднесписочной численности работников предприятия, протяженности тепловых сетей, суммарной тепловой мощности установленного оборудования.

Органом регулирования посчитал экономически обоснованным включить в расчет 1 штатную единицу административно-управленческого персонала, при этом экспертное заключение не содержит мотивов принятия такого решения.

Специалист *** пояснила об использовании метода экспертных оценок.

Между тем, согласно пункту 31 Основ ценообразования экспертные оценки допускается использовать в расчетах при отсутствии нормативов по отдельным статьям расходов.

Неверное определение нормативной численности производственного и административно-управленческого персонала влечет неправильное определение размера затрат на оплату труда и как следствие размера отчислений на социальные нужды, поскольку размер отчислений на социальные нужды установлен действующим законодательством в процентном соотношении от фонда оплаты труда.

Суд находит заслуживающими внимание доводы административного истца о занижении расходов на налоговые платежи и необоснованности установления налога в минимальном размере.

Из экспертного заключения по экономической обоснованности тарифа на передачу тепловой энергии ООО «Интер-Энерго-Траст» на 2019 год, протокола заседания Правления Министерства развития конкуренции и экономики Ульяновской области усматривается, что ответчиком установлено применение обществом упрощенной системы налогообложения (далее – УСН), но при этом ответчик, ссылаясь на непредставление обосновывающих материалов, подтверждающих расходы по уплате налога УСН, применил в расчете минимальный налог по УСН в размере 1%.

Суд не может согласиться с применением налога по УСН в данном размере по следующим основаниям.

Из представленной административным истцом в материалы тарифного дела на 2018 год копии уведомления о переходе на упрощенную систему налогообложения, с отметкой о его поступлении в ИФНС по Железнодорожному району г. Ульяновска, усматривается, что  ООО «Интер-Энерго-Траст»   переходит на упрощенную систему налогообложения с даты постановки на налоговый учет, при этом в качестве налогообложения выбраны доходы, годом подачи данного уведомления указан 2016 год.

Согласно свидетельству о постановке на учет российской организации в налоговом органе по месту её нахождения ООО «Интер-Энерго-Траст»  поставлен на учет в соответствии с Налоговым кодексом РФ в ИФНС по Железнодорожному району г. Ульяновска 21 июля 2016 года.

В соответствии  с пунктом 1 статьи 346.20 Налогового кодекса Российской Федерации, в случае, если объектом налогообложения являются доходы, налоговая ставка устанавливается в размере 6%. Законами субъектов Российской Федерации могут быть установлены налоговые ставки в пределах от 1 до 6 процентов в зависимости от категорий налогоплательщиков.

Статьей 1  Закона Ульяновской области «О налоговых ставках налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложений, на территории Ульяновской области» определено в соответствии со статьей 346.20 Налогового кодекса Российской Федерации установить следующие дифференцированные в зависимости от категорий налогоплательщиков налоговые ставки налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения:

1) в случае, если объектом налогообложения являются доходы, - в размере 1 процента:

а.1) для налогоплательщиков, осуществляющих деятельность в области информационных технологий и получивших в установленном Правительством Российской Федерации порядке документ о государственной аккредитации, предусмотренный пунктом 6 статьи 259 Налогового кодекса Российской Федерации, при условии, что в доходе таких налогоплательщиков от реализации товаров (работ, услуг) в течение соответствующего отчетного (налогового) периода доля дохода от реализации товаров (работ, услуг), являющихся результатом осуществления вида экономической деятельности, классифицируемого в соответствии с группировками 62 и 63 Общероссийского классификатора видов экономической деятельности ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2) (далее - ОКВЭД 2), составила не менее 70 процентов;

б) для налогоплательщиков, впервые зарегистрированных в качестве юридических лиц или индивидуальных предпринимателей после вступления в силу настоящей статьи (за исключением индивидуальных предпринимателей, указанных в статье 1.1 настоящего Закона), - в течение налогового периода, в котором была осуществлена их государственная регистрация в качестве юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, и следующего за ним налогового периода.

Проанализировав приведенные положения действующего налогового законодательства, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для  расчета налога на прибыль по упрощенной системе налогообложения ООО «Интер-Энерго-Траст», зарегистрированного в качестве юридического лица  21 июля 2016 года, за 2019 год исходя из налоговой ставки в размере 1%.

В данном случае налог на прибыль по упрощенной системе налогообложения, подлежащий уплате административным истцом за 2019 год, подлежит исчислению по налоговой ставке в размере 6% в соответствии с пунктом 1 статьи 346.20 Налогового кодекса Российской Федерации.

Таким образом, суд приходит к выводу, что анализ, проверка и экспертиза предложений общества об установлении тарифа и материалов, представленных в их обоснование, тарифным органом были проведены не в полном объеме.

Приведенные обстоятельства влияют на итоговую величину необходимой валовой выручки и размер тарифа, следовательно, дают основание полагать об экономической необоснованности установленного тарифа на передачу тепловой энергии.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что оспариваемый нормативный правовой акт не соответствует действующему федеральному законодательству.

В связи с этим у суда имеются основания для удовлетворения заявленного административным истцом требования о признании недействующим приказа Министерства развития конкуренции и экономики Ульяновской области от                   27 декабря 2018 года № 06-555 «Об установлении тарифов на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя, оказываемые обществом с ограниченной ответственностью «Интер-Энерго-Траст», на 2019 год».

Согласно пункту 1 части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается, в том числе, решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

Определяя момент, с которого нормативный правовой акт должен быть признан недействующим, суд принимает во внимание, что оспариваемый нормативный акт имеет ограниченный срок действия, признание его недействующим с момента вступления в силу решения суда не достигнет цели восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца, предусмотренных статьей 3 КАС РФ.

Следовательно, оспариваемый административным истцом приказ следует признать недействующим с момента его принятия.

В соответствии с частью 4 статьи 216 КАС РФ следует возложить на Министерство цифровой экономики и конкуренции Ульяновской области обязанность по принятию нового заменяющего нормативного акта в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

На основании пункта 2 части 4 статьи 215 КАС РФ сообщение о принятии решения суда подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании – газете «Ульяновская правда».

Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

административное исковое заявлениеобщества  с ограниченной ответственностью «Интер-Энерго-Траст» о признании недействующим нормативного правового акта удовлетворить.

Признать недействующим со дня принятия приказ Министерства развития конкуренции и экономики Ульяновской области от 27 декабря 2018 года № 06-555 «Об установлении тарифов на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя, оказываемые обществом с ограниченной ответственностью «Интер-Энерго-Траст», на 2019 год».

Возложить на Министерство цифровой экономики и конкуренции Ульяновской области обязанность по принятию нового заменяющего нормативного акта в течение  месяца со дня вступления решения в законную силу.

Сообщение о принятии настоящего решения подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу в газете «Ульяновская правда»

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Ульяновский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья                                                                                   О.Е. Кинчарова