Дело № 3а-64/2021
Решение
Именем Российской Федерации
гор. Тверь 01 декабря 2021 года
Тверской областной суд в составе:
председательствующего Кустова А.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Коклюшкиной Н.А.,
с участием представителей административного истца Лукиной В.В., Бутырской П.Б.,
представителя административного ответчика Правительства Тверской области Мельничук А.А.,
представителя заинтересованного лица ГУ РЭК Тверской области Волченко В.С.,
прокурора Обиход И.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску общества с ограниченной ответственностью «Регион ТеплоСбыт» об оспаривании постановления Правительства Тверской области от 24 декабря 2019 года № 524-пп «О распределении предельных сумм субсидий на компенсацию выпадающих доходов по теплоснабжающим организациям муниципальных образований Тверской области за 2019 год» в части распределения предельных сумм субсидий на компенсацию выпадающих доходов в отношении общества с ограниченной ответственностью «Регион Тепло Сбыт» и отмены постановления Правительства Тверской области № 132-пп от 26 апреля 2019 года «О распределении предельных сумм субсидий на компенсацию выпадающих доходов по теплоснабжающим организациям муниципальных образований Тверской области за первое полугодие 2019 года»,
установил:
Постановлением Правительства Тверской области от 24 декабря 2019 года № 524-пп утверждено распределение предельных сумм субсидий на компенсацию выпадающих доходов по теплоснабжающим организациям муниципальных образований Тверской области за 2019 год исходя из планового объема полезного отпуска тепловой энергии населению и приравненным к нему потребителям согласно приложению (пункт 1).
Согласно постановлению предоставление субсидий на компенсацию выпадающих доходов теплоснабжающим организациям осуществляется Министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Тверской области при соблюдении теплоснабжающими организациями требований и условий, предусмотренных Порядком компенсации выпадающих доходов теплоснабжающих организаций, возникающих в результате установления льготных тарифов на тепловую энергию (мощность), теплоноситель, утвержденным постановлением Правительства Тверской области в соответствии с федеральным законодательством (пункт 2).
Признано утратившим силу постановление Правительства Тверской области от 26 апреля 2019 года № 132-пп «О распределении предельных сумм субсидий на компенсацию выпадающих доходов по теплоснабжающим организациям муниципальных образований Тверской области за первое полугодие 2019 года» (пункт 4).
Приложением к данному постановлению по Весьегонскому муниципальному округу для теплоснабжающей организации ООО «Регион ТеплоСбыт» сумма субсидии за январь-ноябрь 2019 года установлена 6579,64 тыс. рублей по гор. Весьегонск и 460,63 тыс. рублей по с. Кесьма (пункты 9, 11).
Общество с ограниченной ответственностью «Регион ТеплоСбыт» (далее Общество») обратилось в суд с административным иском, в котором просило признать не действующим постановление Правительства Тверской области № 524-пп в части распределения ему суммы субсидии на компенсацию выпадающих доходов и в части отмены ранее действовавшего постановления Правительства Тверской области от 26 апреля 2019 года № 132-пп, обязать Правительство Тверской области вынести в отношении Общества нормативный правовой акт, заменяющий оспариваемое постановление.
Общество полагает, что данный нормативный правовой акт принят в нарушение требований части 14 статьи 10 Федерального закона «О теплоснабжении», поскольку не обеспечивает компенсацию теплоснабжающей организации выпадающих доходов при оказании услуги теплоснабжения населению, для которого органом регулирования установлен льготный тариф.
Пределы компетенции Правительства Тверской области по предоставлению субсидии определены пунктом 2 раздела 1 Порядка компенсации выпадающих доходов теплоснабжающих организаций, возникающих в результате установления льготных тарифов на тепловую энергию (мощность), теплоноситель. Указанным порядком обязанность расчета размера субсидии возложена на ГУ РЭК Тверской области. Правительством мог быть принят нормативный правовой акт в сфере бюджетного планирования только на основе расчетов РЭК.
Приказом ГУ РЭК Тверской области № 383 от 19 декабря 2018 года для ООО Регион ТеплоСбыт» на 2019 год установлены льготные тарифы для населения в гор. Весьегонск и в Кесемском сельском поселении.
Постановлением Правительства Тверской области № 132-пп установлен предельный размер субсидии Обществу на первое полугодие 2019 года в размерах 6857,38 тыс. рублей и 462,72 тыс. рублей. Оспариваемым Постановлением Правительства Тверской области № 524-пп предельный размер субсидии за январь-ноябрь 2019 года составил 6579,64 тыс. руб. и 460,63 тыс. рублей, то есть за год сумма субсидии уменьшена в сравнении с субсидией за полугодие.
Обжалуемым постановлением Правительство не распределило в отношении административного истца предельный размер субсидий исходя из планового размера полезного отпуска тепловой энергии на 2019 финансовый год, ограничив размером компенсации, определенной на первое полугодие 2019 года.
Распределенные Правительством в обжалуемом постановлении суммы субсидий не соответствуют объемам планового и фактического полезного отпуска, предельным и фактическим размерам субсидий, определенным расчетным путем ГУ РЭК Тверской области. По информации ГУ РЭК Тверской области предельный размер субсидии за 2019 год, определенный по городу Весьегонску, составляет 15926,76 тыс. руб., из которых 6 579635,36 рублей – сумма, выплаченная за 1 полугодие 2019 года и 9347111,39 – сумма, определенная на 2 полугодие 2019 года. По Кесемскому сельскому поселению размер субсидии за 2019 год составляет – 1178,218,96 руб., из которых 460628,12 руб. – выплачено за первое полугодие 2019 года, 717590,84 – сумма, определенная на второе полугодие 2019 года.
В течение первого и второго полугодий 2019 года Общество поставляло тепловую энергию потребителям по льготному тарифу, что подтверждается Актами-расчетами, Обществом в Министерство ЖКХ и ГУ РЭК Тверской области представлены все необходимые документы, указанные в п. 8, 12 Порядка.
Судом к участию в деле в качестве заинтересованных лиц на основании статьи 47 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации привлечены: Главное управление «Государственная жилищная инспекция» Тверской области, Министерство финансов Тверской области, Администрация Весьегонского муниципального округа Тверской области.
В судебном заседании представители административного истца Бутырская П.Б. и Лукина В.В. заявленные требования поддержали в полном объеме.
Представитель административного ответчика Правительства Тверской области Мельничук А.А. возражала против удовлетворения административного иска по основаниям, приведенным в письменном отзыве, полагала, что оспариваемое в части постановление принято полномочным органом в соответствии с требованиями закона, не нарушает законные права интересы Общества.
Представитель заинтересованного лица ГУ РЭК Тверской области Волченко В.С. в судебном заседании требования административного истца полагала не подлежащими удовлетворению.
Другие лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом, представителей в суд не направили, что в силу статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не препятствует рассмотрению дела.
Заслушав пояснения представителей сторон и заинтересованного лица, заключение прокурора Обиход И.Д. о наличии оснований удовлетворения требований административного истца, допросив эксперта, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о несоответствии оспариваемого в части нормативного правового акта требованиям закона, при этом исходит из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
Правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, созданием, функционированием и развитием таких систем, а также полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления по регулированию и контролю в сфере теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций регулируются Федеральным законом от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее Федеральный закон № 190-ФЗ).
Государственное регулирование цен (тарифов) на тепловую энергию (мощность) осуществляется на основе принципов, установленных указанным Федеральным законом, Основами ценообразования в сфере теплоснабжения и Правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 года № 1075 «О ценообразовании в сфере теплоснабжения» и иными нормативными правовыми актами.
Методические указания по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения утверждены приказом Федеральной службы по тарифам от 13 июня 2013 года № 760-э.
Пунктом 14 статьи 10 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ предусмотрено, что наряду со льготами, установленными федеральными законами в отношении физических лиц, льготные тарифы на тепловую энергию (мощность), теплоноситель устанавливаются при наличии соответствующего закона субъекта Российской Федерации. Законом субъекта Российской Федерации устанавливаются лица, имеющие право на льготы, основания для предоставления льгот и порядок компенсации выпадающих доходов теплоснабжающих организаций.
Законом Тверской области от 20 декабря 2012 года № 122-ЗО «Об отдельных вопросах государственного регулирования тарифов на тепловую энергию (мощность), теплоноситель» предусмотрено право на льготы по плате тепловой энергии для населения Тверской области (физических лиц, проживающих на территории Тверской области) и потребителей, приравненных к населению, в объемах поставок населению тепловой энергии (статья 3).
Статьей 4 Закона Тверской области от 20 декабря 2012 года № 122-ЗО предусмотрено основание для предоставления льгот - принятие уполномоченным областным исполнительным органом государственной власти Тверской области в сфере государственного регулирования цен (тарифов) решения об установлении льготного тарифа на тепловую энергию (мощность), теплоноситель.
Льготный тариф устанавливается в случае, если рост размера платы граждан за коммунальные услуги, рассчитанный с учетом экономически обоснованного тарифа на тепловую энергию (мощность), теплоноситель, превышает предельный (максимальный) индекс изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги, установленный в соответствии со статьей 157.1 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Порядок определения размера льготного тарифа на тепловую энергию (мощность), теплоноситель устанавливается уполномоченным областным исполнительным органом государственной власти Тверской области в сфере государственного регулирования цен (тарифов).
В соответствии со статьей 5 Закона Тверской области от 20 декабря 2012 года № 122-ЗО компенсация выпадающих доходов теплоснабжающих организаций, возникающих в результате установления льготных тарифов на тепловую энергию (мощность), теплоноситель на основании статьи 4 Закона, осуществляется путем предоставления субсидий теплоснабжающим организациям за счет средств областного бюджета Тверской области в соответствии с порядком, определяемом Правительством Тверской области.
Постановлением Правительства Тверской области от 02 апреля 2013 года № 109-пп утвержден Порядок компенсации выпадающих доходов теплоснабжающих организаций, возникающих в результате установления льготных тарифов на тепловую энергию (мощность), теплоноситель, который на момент принятия оспариваемого постановления от 24 декабря 2019 года № 524-пп действовал в редакции постановления правительства Тверской области от 26 апреля 2019 года № 131-пп (далее Порядок № 109-пп).
Пунктом 2 раздела 1 Порядка в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого постановления, устанавливалось предоставление субсидии в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в текущем финансовом году законом Тверской области об областном бюджете Тверской области на соответствующий финансовый год и плановый период на эти цели.
Пунктом 13 статьи 28 Закона Тверской области от 28 декабря 2018 года № 71-ЗО (ред. от 06 декабря 2019 года) «Об областном бюджете Тверской области на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» предусмотрены субсидии юридическим лицам в целях реализации Закона Тверской области от 20декабря 2012 года № 122-ЗО «Об отдельных вопросах государственного регулирования тарифов на тепловую энергию (мощность), теплоноситель» в рамках государственной программы Тверской области «Жилищно-коммунальное хозяйство и энергетика Тверской области» на 2016 - 2021 годы».
Данной программой, действовавшей в редакции постановления Правительства Тверской области от 03 ноября 2015 года № 505, на 2019 год в бюджете Тверской области предусматривалось финансирование в сумме 622 900,7 тыс. рублей на мероприятие 1.05 «Предоставление субсидий юридическим лицам в целях реализации Закона Тверской области от 20 декабря 2012 года № 122-ЗО «Об отдельных вопросах государственного регулирования тарифов на тепловую энергию (мощность), теплоноситель».
Постановлением Правительства Тверской области от 24 декабря 2019 года № 524-пп общая сумма субсидий на компенсацию выпадающих доходов по теплоснабжающим организациям Тверской области за 2019 год предусмотрена в сумме 328 119, 29 тыс. рублей.
Оспариваемый в части административным истцом нормативный правовой акт (постановление Правительства Тверской области от 24 декабря 2019 года № 524-пп) принят уполномоченным органом государственным власти Тверской области в форме, предусмотренной Порядком № 109-пп в актуальной редакции на дату его принятия, опубликован на официальном интернет-портале правовой информации pravo.gov.ru 30 декабря 2019 года и в газете «Тверские ведомости № 52 от 31 декабря 2019 года.
Проверяя соответствие оспариваемого в части нормативного правового акта нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, основываясь на процессуальных положениях Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (пункт 3 статьи 3, пункт 7 статьи 6), включающих распределение бремени доказывания по делам об оспаривании нормативного правового акта (часть 9 статьи 213), суд приходит к выводу о нарушении законных интересов административного истца оспариваемым актом в части распределения Обществу предельного размера субсидии.
Постановлением Администрации городского поселения-город Весьегонск Тверской области от 18 апреля 2017 года № 73 «Об актуализации схемы теплоснабжения городского поселения – город Весьегонск Весьегонского района Тверской области» в схему теплоснабжения внесены изменения – включено наименование обслуживающей организации ООО «Регион ТеплоСбыт», данная организация определена как единая теплоснабжающая (ЕТСО) с определением для нее рабочей тепловой мощности и зоны деятельности в гор. Весьегонск (т. 1 л.д. 40-41).
Постановлением Администрации Весьегонского района Тверской области от 11 апреля 2018 года № 143 «Об актуализации схемы теплоснабжения городского поселения – город Весьегонск» внесены изменения в Схему, включены в зону действия центральной котельной ЕТСО ООО «Регион ТеплоСбыт» новые объекты и тепловые сети, отнесены новые участки теплотрассы (размещено на сайте администрации Весьегонского муниципального округа).
Постановлением Администрации Кесемского сельского поселения Весьегонского района Тверской области от 20 сентября 2016 года № 47 утверждена актуализированная схема теплоснабжения Кесемского сельского поселения, присвоен статус единой теплоснабжающей организации ООО «Регион ТеплоСбыт» (т. 1 л.д. 42).
Приказом ГУ РЭК Тверской области от 19 декабря 2018 года № 383-нп установлены тарифы на тепловую энергию, отпускаемую обществом с ограниченной ответственностью «Регион ТеплоСбыт» для потребителей городского поселения город Весьегонск муниципального образования Тверской области «Весьегонский район», на 2018 - 2020 годы», в том числе одноставочный тариф:
- для потребителей по гор. Весьегонск на первое полугодие 2019 года – 3571,49 руб./Гкал, на второе полугодие 2019 года – 4418,02 руб./Гкал;
- для населения по городу Весьегонск на 2019 год – 2462,64 руб./Гкал;
- для потребителей по Кесемскому сельскому поселению на первое полугодие 2019 года – 3572,09 руб./Гкал, на второе полугодие 2019 года – 4614,20 руб./Гкал;
- для населения по Кесемскому сельскому поселению на 2019 год -2590,56 руб./Гкал.
Льготный тариф для населения установлен органом регулирования на основании статьи 4 Закона Тверской области от 20 декабря 2012 года № 122-ЗО «Об отдельных вопросах государственного регулирования тарифов на тепловую энергию (мощность), теплоноситель» в порядке реализации положений статьи 157.1 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно экспертным заключениям органа регулирования на предложение ООО «Регион ТеплоСбыт» об установлении долгосрочных тарифов на тепловую энергию, поставляемую потребителям гор. Весьегонска и с. Кесьма на 2019 год в рамках первого долгосрочного периода регулирования на 2018-2020 года полезный отпуск тепловой энергии учтен при расчете тарифа по гор. Весьегонск - 17388,84 Гкал, по с. Кесьма – 1423,0 Гкал, среднегодовой расчетный размер субсидии в 2019 году составит по гор. Весьегонск – 15926,76 тыс. руб., по с. Кесьма – 1178,22 тыс. руб. (т.1 л.д. 70-88, т. 5 л.д. 127-135).
При установлении тарифа Обществу на заседании правления ГУ РЭК Тверской области 19 декабря 2018 года орган регулирования руководствовался технико-экономическими показателями, согласно которым плановый отпуск теплоэнергии в сеть (полезный отпуск) в 2019 году по гор. Весьегонск составит 17388,84 Гкал, в том числе по группе потребителей население - 10822,40 Гкал, по с. Кесьма – 1423,0 Гкал, в том числе по группе потребителей население – 825 Гкал (выписка из протокола № 38 от 19 декабря 2018 года, т. 5 л.д. 136-157).
Таким образом, административный истец, являющийся теплоснабжающей организацией, оказывающей услуги населению с применением льготного тарифа, в целях реализации принципа соблюдения баланса собственных экономических интересов и интересов потребителей в силу положений пункта 5 части 1 статьи 3 и пункта 14 статьи 10 Федерального закона от 27 июля 2020 года № 190 ФЗ «О теплоснабжении», имеет право на компенсацию выпадающих доходов за счет бюджета Тверской области.
Согласно действовавшему на момент издания оспариваемого постановления Порядку № 109-пп ежегодно в срок до 1 марта текущего года нормативным правовым актом Правительства Тверской области утверждалось на текущий финансовый год либо на первое полугодие текущего финансового года распределение предельных сумм субсидий на компенсацию выпадающих доходов по теплоснабжающим организациям муниципальных образований Тверской области исходя из планового объема полезного отпуска тепловой энергии населению и приравненным к нему потребителям (далее - Распределение) (абзац 2 пункта 2).
В случае утверждения Распределения на первое полугодие Распределение на финансовый год утверждалось в срок до 1 июля текущего года (абзац 3 пункта 2).
Постановлением Правительства Тверской области от 26 апреля 2019 года № 132-пп утверждено распределение предельных сумм субсидий на компенсацию выпадающих доходов по теплоснабжающим организациям муниципальных образований Тверской области за первое полугодие 2019 года, согласно которому сумма субсидии по Весьегонскому району для ООО «Регион ТеплоСбыт» составила по гор. Весьегонск – 6857,38 тыс. руб., по Кесемскому сельскому поселению – 462,72 тыс. руб.
15 мая 2019 года Министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Тверской области и ООО «Регион ТеплоСбыт» заключены соглашения о предоставлении субсидий из областного бюджета в 2019 году в целях компенсации выпадающих доходов № 11 и № 12 в размерах 6857380 руб. и 462720 руб., Министерством изданы приказы о предоставлении субсидий № 70 от 21 мая 2019 года, № 102 от 15 июля 2019 года, платежными поручениями № 256, № 257 от 23 мая 2019 года и перечислена субсидия (т. 2 л.д. 104-122).
Поскольку распределение субсидии Обществу было утверждено только на первое полугодие, согласно абзацу 3 пункта 2 действовавшего Порядка компенсации № 109-пп в редакции постановления Правительства Тверской области № 131-пп от 26 апреля 2019 года распределение на весь 2019 год должно было быть утверждено до 01 июля 2019 года.
При этом действовавшим Порядком компенсации № 109-пп предусматривался расчет размера субсидии, выполняемый ГУ РЭК Тверской области на основании представляемых теплоснабжающей организацией документов, предусмотрена ответственность РЭК за достоверность расчета субсидии, обязанность РЭК представить в Министерство энергетики и ЖКХ расчет субсидии (п. 12, 13).
Пункт 13 Порядка № 109-пп в редакции постановления Правительства Тверской области от 26 апреля 2019 года № 131-пп устанавливал обязанности органа тарифного регулирования:
«13. РЭК в целях подготовки расчетов суммы субсидий теплоснабжающим организациям:
а) анализирует, обобщает полученные от теплоснабжающих организаций данные;
б) проверяет достоверность сведений, указанных теплоснабжающей организацией в реестре актов;
в) представляет за январь - март, октябрь - ноябрь текущего года ежемесячно, за второй и третий кварталы текущего года ежеквартально (в течение 5 рабочих дней со дня получения информации, указанной в пункте 13.1 настоящего раздела) в Министерство расчет суммы субсидий согласно фактическим объемам полезного отпуска тепловой энергии населению и приравненным к нему потребителям, произведенный в соответствии с Методикой расчета субсидий теплоснабжающим организациям в целях компенсации выпадающих доходов, возникших в результате установления льготных тарифов на тепловую энергию (мощность), теплоноситель, согласно приложению 3 к настоящему Порядку (далее - Методика);
г) представляет за декабрь отчетного года в течение 10 рабочих дней со дня получения документов, указанных в пункте 13.1 настоящего раздела, в Министерство расчет суммы субсидий согласно фактическим объемам полезного отпуска тепловой энергии населению и приравненным к нему потребителям, произведенный в соответствии с Методикой.
РЭК несет ответственность за достоверность расчетов, предусмотренных подпунктами "в", "г" настоящего пункта.»
Судом при рассмотрении настоящего административного дела в рамках процессуальных полномочий, предусмотренных ст. 3, п. 7 ст. 6, ст.ст. 9,14, 63, ч.5 ст. 135 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации от ГУ РЭК Тверской области истребовались доказательства: расчет субсидии за 2019 год для ООО «Регион ТеплоСбыт», представленный в Министерство энергетики и ЖКХ. В связи с неисполнением требований суда к лицу, участвующему в деле определением суда от 26 мая 2021 года применена мера процессуального принуждения в виде штрафа (т.5 л.д. 81-84).
ГУ РЭК Тверской области 04 июня 2021 года в суд представлен расчет субсидии ООО «Регион ТеплоСбыт» за 2019 год с суммами, совпадающими с указанными для административного истца в оспариваемом постановлении Правительства Тверской области от 24 декабря 2019 года № 524-пп (т.7 л.д. 28-31).
Представленный расчет не подписан начальником регионального управления, либо заменяющим его лицом в соответствии с требованиями пунктов 22-25 Положения «О главном управлении «Региональная энергетическая комиссия Тверской области», утвержденного постановлением Правительства Тверской области от 20 октября 2011 года № 141-пп, поэтому признается судом недопустимым доказательством в соответствии со статьями 61, 70, 84 ч. 5 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Административным истцом суду представлено письмо начальника ГУ РЭК Тверской области от 30 декабря 2020 года Уполномоченному по защите прав предпринимателей Тверской области и расчет субсидии за второе полугодие 2019 года, направленный в Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Тверской области электронным письмом от 03 февраля 2020 года № 181-КР, подписанный электронной цифровой подписью начальника Главного управления (т. 1 л.д. 62-69).
Указанный расчет, со ссылкой на постановление Правительства Тверской области от 02 апреля 2013 года № 109-пп содержит сведения в отношении ООО «Регион ТеплоСбыт» о величине планового полезного отпуска тепловой энергии на 2019 года по гор. Весьегонск – 10822,40 Гкал, по Кесемскому сельскому поселению – 825,0 Гкал.
В данном расчете размер субсидии для ООО «Регион ТеплоСбыт» за 2019 год, исчислен путем произведения разницы между экономически обоснованным тарифом на тепловую энергию и тарифом на тепловую энергию для населения на объем полезного отпуска тепловой энергии населению, по городу Весьегонску составил – 15926746,75 руб., по Кесемскому сельскому поселению – 1178218,96 руб.
Данный расчет субсидии и объема планового полезного отпуска тепловой энергии соответствует показателям, учтенным органом регулирования в целях установления необходимой валовой выручки для ООО «Регион ТеплоСбыт» и установления тарифов приказом ГУ РЭК Тверской области от 19 декабря 2018 года № 383-нп.
В расчете содержатся ссылки на представленные Обществом помесячные показатели формы федерального статистического наблюдения № 46-ТЭ (полезный отпуск), соответствующие актам.
Расчет субсидии, представленный суду административным истцом, подписан 03 февраля 2020 года электронной цифровой подписью начальника ГУ РЭК Тверской области, содержит сведения о сертификате электронной подписи, в отношении которого судом истребованы и приобщены к материалам дела сведения о его действительности в период с 21 ноября 2019 года по 21 февраля 2021 года.
Указанный расчет содержит сведения о фактическом объеме полезного отпуска за периоды с января по декабрь 2019 года, имеет ссылки на статистические формы № 46-ТЭ, в расчете приведена доля полезного отпуска от планового годового значения - 99 % по гор. Весьегонск, 99,9% по с. Кесьма, объем полезного отпуска тепловой энергии населению соответствуют показателям, на основании которых Обществу установлены тарифы на тепловую энергию на 2019 год приказом ГУ РЭК от 19 декабря 2018 года № 383-нп.
На основании пунктов 2, 12, 13-15 Порядка компенсации выпадающих доходов № 109-пп Правительство Тверской области при издании нормативного правового акта о распределении бюджетных субсидий из бюджета теплоснабжающим организациям региона должно было учесть расчет субсидии органа регулирования для Общества.
Оспариваемым нормативным правовым актом ООО «Регион Теплосбыт» субсидии за 2019 год на компенсацию выпадающих распределены в суммах: 6579640 руб. по гор. Весьегонск (по расчету тарифного органа - 15926746,75 руб.); 460630 руб. по с. Кесьма (по расчету тарифного органа - 1178218,96 руб.)
При этом, за первое полугодие 2019 года постановлением Правительства от 26 апреля 2019 года № 132-пп сумма субсидии Обществу распределена по гор. Весьегонск – 6857380 руб. (по расчету тарифного органа – 6579635,36 руб.); по с. Кесьма – 462720 руб. (по расчету тарифного органа – 460628,12 руб.).
Сопоставляя исчисленные суммы субсидий, суд приходит к выводу, что фактически Правительство Тверской области при распределении субсидии Обществу на 2019 год ограничило ее размер суммой субсидии, исчисленной ГУ РЭК Тверской области на первое полугодие 2019 года.
В соответствии с частью 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в административном судопроизводстве обязанность доказывания соответствия оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу возложена на орган, принявший нормативный правовой акт.
В нарушение данного требования процессуального закона административным ответчиком не представлено допустимых доказательств величины планового полезного отпуска тепловой энергии населению, который был учтен Правительством при распределении субсидии, не представлен расчет, подтверждающий обоснованность распределения субсидии ООО «Регион ТеплоСбыт» за 2019 в суммах, указанных в оспариваемом постановлении № 524-пп – 6579,64 тыс. руб. по гор. Весьегонску и 460,63 тыс. руб. по с. Кесьма в соответствии с Методическими указаниями по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными приказом ФСТ России от 13 июня 2013 года № 760-э.
В судебном заседании по ходатайству Правительства Тверской области судом назначена экспертиза с постановкой вопросов о величине планового объема полезного отпуска тепловой энергии ООО «Регион ТеплоСбыт» по документам, представленным Обществом в ГУ РЭК Тверской области, расчетной величине субсидии (т.7 л.д. 14-19).
Согласно заключению эксперта Союза «Тверская ТПП» Новиковой В.В. № 316-с/2021 от 31 октября 2021 года плановый объем полезного отпуска по услугам, оказываемым населению и приравненным к нему потребителям у ООО «Регион ТеплоСбыт» за 2019 год по г. Весьегонск составляет 9386,529 Гкал, по с. Кесьма – 748,449 Гкал.
Расчетная величина субсидии в целях компенсации выпадающих доходов ООО «Регион ТеплоСбыт» при оказании услуг по теплоснабжению населению и приравненным к нему потребителям за 2019 год по гор. Весьегонск составляет 13331187 руб., по с. Кесьма – 1025515, 06 руб. (т.8 л.д. 1-29).
Эксперт пришел к выводу о невозможности корректного расчета планового объема полезного отпуска тепловой энергии по правилам, предусмотренным пунктом 8 Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных приказом ФСТ России от 13 июня 2013 года № 760-э, ссылаясь на отсутствие актуализированной схемы теплоснабжения муниципальных образований, произвел расчет фактического объема полезного отпуска, в соответствии с пунктом 9 Методических указаний.
При этом эксперт использовал статистические формы № 46-ТЭ за период с января по ноябрь 2019 года, исключив формы на декабрь 2019 года, указав на отсутствие на документах сведений об их поступлении в ГУ РЭК Тверской области.
В материалах дела и на сайте администрации Весьегонского муниципального округа имеются сведения об актуализации схем теплоснабжения города Весьегонска и с. Кесьма на 2019 год (т. 1 л.д. 40-42), статистические формы № 46-ТЭ в дело были представлены ГУ РЭК Тверской области в заверенных копиях (т. 6, т. 7 л.д. 69-110), участвующие в деле лица не оспаривали корректность содержащихся в них сведений.
Экспертом не установлен размер субсидии расчетным путем в соответствии с пунктом 8 Методики № 760-э, при этом расчет объема полезного отпуска, содержащийся в заключении по приведенным в таблице объемам отпуска тепловой энергии, исключая данные за декабрь (т. 8 л.д. 16), идентичен объему полезного отпуска, приведенному помесячно в расчете субсидии ГУ РЭК Тверской области (т.1 л.д. 63-65), направленному в Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Тверской области.
Таким образом, суд приходит к выводу, что размер субсидии, распределенной ООО «Регион ТеплоСбыт» постановлением Правительства Тверской области № 524-пп от 24 декабря 2019 года, не подтвержден допустимыми доказательствами, поскольку не основан на плановых показателях полезного отпуска тепловой энергии, определенных при установлении Обществу тарифов для населения на 2019 год приказом ГУ РЭК Тверской области № 383-нп, принят без учета данных органа тарифного регулирования, которым Правительство области должно было руководствоваться согласно установленному Порядку компенсации выпадающих доходов, утвержденному постановлением № 109-пп, не соответствует также и фактическому объему полезного отпуска тепловой энергии населению, исчисленному экспертом за 11 месяцев 2019 года.
Распределение субсидии Обществу оспариваемым постановлением не обеспечивает реализацию принципов соблюдение баланса экономических интересов теплоснабжающих организаций и интересов потребителей, обеспечения недискриминационных и стабильных условий осуществления предпринимательской деятельности в сфере теплоснабжения (пункты 6,7 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении»), в нарушение требований части 14 статьи 10 указанного Закона не обеспечивает компенсацию выпадающих доходов теплоснабжающей организации, поставляющей тепловую энергию по льготному тарифу, чем нарушает законные права и интересы административного истца, поэтому оспариваемый нормативный правовой акт в части распределения субсидии Обществу подлежит признать недействующим с момента его принятия в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Поскольку признание недействующим в части постановления Правительства повлечет недостаточную правовую урегулированность публичных правоотношений, пунктом 2 Порядка компенсации выпадающих доходов теплоснабжающих организаций № 109-пп (в действующей редакции) предусмотрено полномочие Правительства Тверской области на распределение предельных сумм субсидий на компенсацию выпадающих доходов по теплоснабжающим организациям муниципальных образований Тверской области исходя из фактического объема полезного отпуска тепловой энергии населению и приравненным к нему потребителям, суд полагает применить часть 4 статьи 216 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, возложив обязанность принять новый нормативный правовой акт, заменяющий нормативный правовой акт, признанный не действующим в части.
Поскольку предоставление субсидии осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных законом Тверской области об областном бюджете Тверской области на соответствующий финансовый год и плановый период на эти цели (абзац 1 пункта 2 Порядка № 109-пп в действующей редакции), заменяющим правовым актом подлежит распределению субсидия Обществу на весь 2019 год, оснований признания недействующим постановления Правительства Тверской области № 524-пп от 24 декабря 2019 года в части признания утратившим силу постановления Правительства Тверской области от 26 апреля 2019 года № 132-пп «О распределении предельных сумм субсидий на компенсацию выпадающих доходов по теплоснабжающим организациям муниципальных образований Тверской области за первое полугодие 2019 года» (пункт 4) у суда не имеется.
Руководствуясь статьями 175-180, 213, 215, 216 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административный иск Общества с ограниченной ответственностью «Регион ТеплоСбыт» удовлетворить частично.
Признать постановление Правительства Тверской области № 524-пп от 24 декабря 2019 года «О распределении предельных сумм субсидий на компенсацию выпадающих доходов по теплоснабжающим организациям муниципальных образований Тверской области за 2019 год» недействующим в части распределения предельных сумм субсидий на компенсацию выпадающих доходов по теплоснабжающим организациям муниципальных образований Тверской области исходя из планового объема полезного отпуска тепловой энергии населению и приравненным к нему потребителям по Весьегонскому муниципальному округу за январь-ноябрь 2019 года для теплоснабжающей организации ООО «Регион ТеплоСбыт» в суммах 6579,64 тыс. руб. и 460,63 тыс. руб. (пункты 9, 11 Приложения) со дня его принятия.
Обязать Правительство Тверской области принять новый нормативный правовой акт, заменяющий признанное недействующим в части постановление.
Взыскать с Правительства Тверской области в пользу ООО «Регион ТеплоСбыт» расходы по оплате государственной пошлины в сумме 4500 рублей.
Сообщение о принятии решения суда подлежит опубликованию в газете «Тверские ведомости».
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Первый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий А.В. Кустов
Мотивированное решение составлено 10 декабря 2021 года.
Председательствующий А.В. Кустов