Дело №2-5990/16
строка 042г
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
20 декабря 2016 года Центральный районный суд г. Воронежа
в составе:
председательствующего судьи Михиной Н.А.,
при секретаре Сергеенко А.А.,
с участием:
истца Чистяковой 1ИО.,
представителя ответчика администрации городского округа город Воронеж по доверенности Соколовой К.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Чистяковой 1ИО к Администрации городского округа город Воронеж о взыскании среднего месячного заработка за второй и третий месяц после увольнения в связи с ликвидацией организации, компенсации морального вреда,
установил:
Чистякова 1ИО. обратилась в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что она работала в Муниципальном автономном учреждении городского округа город Воронеж «Центр СМИ и рекламы» (далее – МАУ «<данные изъяты>) в должности <данные изъяты>. ДД.ММ.ГГГГ. истец была уволена по п.1 ч.1 ст. 81 ТК РФ (в связи с ликвидацией учреждения). При увольнении истцу было выплачено выходное пособие в размере среднего месячного заработка за один месяц. Истец в установленном законом порядке встала на учет в службу занятости, однако не была трудоустроена; полагая, что имеет право на получение выходного пособия за второй и третий месяцы после увольнения счет учредителя ликвидированного МАУ «<данные изъяты>» - Администрации городского округа город Воронеж, Чистякова 1ИО. обратилась в суд.
В судебном заседании истец Чистякова 1ИО. поддержала исковые требования, пояснила изложенное, просила взыскать с ответчика средний месячный заработок, сохраняемый на период трудоустройства за второй и третий месяц после увольнения в размере 36962,64 рублей каждый, компенсацию морального вреда в размере 10000 рублей.
Представитель ответчика Администрации городского округа город Воронеж по доверенности Соколова К.С. исковые требования не признала по основаниям, изложенным в письменных возражениях.
Выслушав присутствующих лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 20 ТК РФ сторонами трудовых отношений являются работник и работодатель. По вытекающим из трудовых отношений обязательствам работодателя - юридического лица субсидиарную ответственность несут собственник имущества, учредитель (участник) юридического лица в случаях, в которых федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации установлена субсидиарная ответственность собственника имущества, учредителя (участника) по обязательствам юридического лица.
Статьей 178 ТК РФ установлено, что при расторжении трудового договора в связи с ликвидацией организации (п.1 ч.1 ст. 81 ТК РФ) либо сокращением численности или штата работников организации (п.2 ч.1 ст. 81 ТК РФ) увольняемому работнику выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, а также за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия). В исключительных случаях средний месячный заработок сохраняется за уволенным работником в течение третьего месяца со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условии, если в двухнедельный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен.
Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ. истец была принята в МАУ «<данные изъяты>» в административно-управленческий персонал ведущим юрисконсультом; ДД.ММ.ГГГГ. трудовой договор расторгнут в связи с ликвидацией организации на основании п. 1 ч. 1 ст.81 ТК РФ, что подтверждается записью в трудовой книжке, копия которой представлена в материалы дела (л.д.12-13). Доказательств обратного суду не представлено.
Постановлением администрации городского округа город Воронеж от ДД.ММ.ГГГГ. № было принято решение о ликвидации МАУ «<данные изъяты>», утвержден состав ликвидационной комиссии и определен срок ликвидации - до ДД.ММ.ГГГГ. (л.д.15-18).
О предстоящем увольнении в связи с ликвидацией организации истец была уведомлена ДД.ММ.ГГГГ. (л.д.19).
Согласно пояснениям истца, и не оспаривалось представителем ответчика, при увольнении истцу было выплачено выходное пособие за один месяц.
В двухнедельный срок после увольнения истец встала на учет в орган службы занятости, но не была им трудоустроен, в связи с чем, ГКУ ВО ЦЗН города Воронежа приняло решение о сохранении среднего месячного заработка в течение третьего месяца со дня увольнения. Согласно решению службы занятости от ДД.ММ.ГГГГ№ истец имеет право на получение сохраненной средней заработной платы на период трудоустройства в течение третьего месяца со дня увольнения (л.д. 22).
Постановлением администрации городского округа город Воронеж от ДД.ММ.ГГГГ. № был утвержден промежуточный ликвидационный баланс МАУ «<данные изъяты> по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.
Постановлением администрации городского округа город Воронеж от ДД.ММ.ГГГГ. № был утвержден, ликвидационный баланс МАУ «<данные изъяты>» по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ. в Единый государственный реестр юридических лиц была внесена запись № о ликвидации МАУ «<данные изъяты> (л.д.33).
Согласно ст. 48 ГК РФ юридическим лицом признается организация, которая имеет обособленное имущество и отвечает им по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести гражданские обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Правоспособность юридического лица возникает с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведений о его создании и прекращается в момент внесения в указанный реестр сведений о его прекращении (ст. 49 ГК РФ).
Из положений ст. 50 ГК РФ следует, юридическими лицами могут быть организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммерческие организации) либо не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками (некоммерческие организации). Юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в организационно-правовых формах учреждений, к которым относятся государственные учреждения (в том числе государственные академии наук), муниципальные учреждения и частные (в том числе общественные) учреждения.
В соответствии со ст. 61 ГК РФ ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода в порядке универсального правопреемства его прав и обязанностей к другим лицам. Юридическое лицо ликвидируется по решению его учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительным документом, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано.
ДД.ММ.ГГГГ. истец обратилась с заявлением о выплате среднего месячного заработка за второй месяц к председателю ликвидационной комиссии МАУ «<данные изъяты>л.д. 20), однако письмом от ДД.ММ.ГГГГ. в выплате данного пособия истцу было отказано в связи с тем, что на момент наступления обязанности по выплате среднего месячного заработка был утвержден ликвидационный баланс по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ. (л.д.21).
ДД.ММ.ГГГГ Чистякова 1ИО. в числе группы граждан обратилась к главе городского округа г. Воронеж с просьбой оказать содействие в выплате пособия, на данное обращение был дан ответ (л.д.25, 26).
ДД.ММ.ГГГГ. истец обратилась с заявлением о выплате среднего месячного заработка за третий месяц к председателю ликвидационной комиссии МАУ «<данные изъяты>» (л.д. 23), письмом от ДД.ММ.ГГГГ. истцу было отказано (л.д.24).
ДД.ММ.ГГГГ. истец в числе группы граждан обратилась к главе городского округа г. Воронеж о выплате среднего месячного заработка, сохраняемого на период трудоустройства за второй и третий месяц после увольнения в связи с ликвидацией (л.д.28-30), письмом от ДД.ММ.ГГГГ был дан ответ (л.д. 31-32).
На основании п. 1 ст. 399 ГК РФ до предъявления требований к лицу, которое в соответствии с законом, иными правовыми актами или условиями обязательства несет ответственность дополнительно к ответственности другого лица, являющегося основным должником (субсидиарную ответственность), кредитор должен предъявить требование к основному должнику. Если основной должник отказался удовлетворить требование кредитора или кредитор не получил от него в разумный срок ответ на предъявленное требование, это требование может быть предъявлено лицу, несущему субсидиарную ответственность.
В силу ст. 63 ГК РФ ликвидационная комиссия опубликовывает в средствах массовой информации, в которых опубликовываются данные о государственной регистрации юридического лица, сообщение о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента опубликования сообщения о ликвидации. Ликвидационная комиссия принимает меры по выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также уведомляет в письменной форме кредиторов о ликвидации юридического лица. После окончания срока предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне требований, предъявленных кредиторами, результатах их рассмотрения, а также о перечне требований, удовлетворенных вступившим в законную силу решением суда, независимо от того, были ли такие требования приняты ликвидационной комиссией. Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, промежуточный ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом. Выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной статьей 64 ГК РФ, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом со дня его утверждения. После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом. В случаях, если ГК РФ предусмотрена субсидиарная ответственность собственника имущества учреждения или казенного предприятия по обязательствам этого учреждения или этого предприятия, при недостаточности у ликвидируемых учреждения или казенного предприятия имущества, на которое в соответствии с законом может быть обращено взыскание, кредиторы вправе обратиться в суд с иском об удовлетворении оставшейся части требований за счет собственника имущества этого учреждения или этого предприятия. Оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество юридического лица передается его учредителям (участникам), имеющим вещные права на это имущество или корпоративные права в отношении юридического лица, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или учредительным документом юридического лица. Если иное не установлено ГК РФ или другим законом, при ликвидации некоммерческой организации, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество, направляется в соответствии с уставом некоммерческой организации на цели, для достижения которых она была создана, и (или) на благотворительные цели. Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование после внесения сведений о его прекращении в единый государственный реестр юридических лиц в порядке, установленном законом о государственной регистрации юридических лиц.
Как следует из материалов дела, сообщение о ликвидации МАУ «<данные изъяты>» было опубликовано в журнале «Вестник государственной регистрации» №15(57В) от 20.04.2016г.
Согласно ст. 64 ГК РФ, при ликвидации юридического лица после погашения текущих расходов, необходимых для осуществления ликвидации, требования его кредиторов удовлетворяются в определенной очередности. Считаются погашенными при ликвидации юридического лица: 1) требования кредиторов, не удовлетворенные по причине недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица и не удовлетворенные за счет имущества лиц, несущих субсидиарную ответственность по таким требованиям, если ликвидируемое юридическое лицо в случаях, предусмотренных статьей 65 ГК РФ, не может быть признано несостоятельным (банкротом); 2) требования, не признанные ликвидационной комиссией, если кредиторы по таким требованиям не обращались с исками в суд; 3) требования, в удовлетворении которых решением суда кредиторам отказано.
Как следует из ст. 64.1 ГК РФ в случае отказа ликвидационной комиссии удовлетворить требование кредитора или уклонения от его рассмотрения кредитор до утверждения ликвидационного баланса юридического лица вправе обратиться в суд с иском об удовлетворении его требования к ликвидируемому юридическому лицу. В случае удовлетворения судом иска кредитора выплата присужденной ему денежной суммы производится в порядке очередности, установленной статьей 64 ГК РФ.
Таким образом, для возложения на собственника имущества учреждения субсидиарной ответственности при ликвидации учреждения необходимо соблюдение кредитором процедуры предъявления требований, установленной ст.ст. 63, 64, 399 ГК РФ.
Как следует из пояснений истца, она с заявлением о выплате пособия первоначально обратилась только ДД.ММ.ГГГГ.
На момент обращения истца в суд истек срок для предъявления требований кредитором. В установленном законом порядке истец не обращался в ликвидационную комиссию с требованием о включении его в состав кредиторов, что было подтверждено Чистяковой 1ИО. в судебном заседании; доказательств обратного суду представлено не было.
В соответствии с ч. 7 ст. 63 ГК РФ в случаях, если ГК РФ предусмотрена субсидиарная ответственность собственника имущества учреждения или казенного предприятия по обязательствам этого учреждения или этого предприятия, при недостаточности у ликвидируемых учреждения или казенного предприятия имущества, на которое в соответствии с законом может быть обращено взыскание, кредиторы вправе обратиться в суд с иском об удовлетворении оставшейся части требований за счет собственника имущества этого учреждения или этого предприятия.
Согласно ст. 56 ГК РФ юридическое лицо отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом. Особенности ответственности казенного предприятия и учреждения по своим обязательствам определяются правилами абзаца третьего пункта 6 статьи 113, пункта 3 статьи 123.21, пунктов 3 - 6 статьи 123.22 и пункта 2 статьи 123.23 ГК РФ. Учредитель (участник) юридического лица или собственник его имущества не отвечает по обязательствам юридического лица, а юридическое лицо не отвечает по обязательствам учредителя (участника) или собственника, за исключением случаев, предусмотренных ГК РФ или другим законом.
В силу ст. 123.21 ГК РФ учреждением признается унитарная некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера. Учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами, а в случаях, установленных законом, также иным имуществом. При недостаточности указанных денежных средств или имущества субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения в случаях, предусмотренных пунктами 4 - 6 статьи 123.22 и пунктом 2 статьи 123.23 ГК РФ, несет собственник соответствующего имущества.
В соответствии со ст. 9.1 Федерального закона № 7-ФЗ от 12.01.1996 года «О некоммерческих организациях» государственными, муниципальными учреждениями признаются учреждения, созданные Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации и муниципальным образованием.
Типами государственных, муниципальных учреждений признаются автономные, бюджетные и казенные (п.2).
Функции и полномочия учредителя в отношении государственного учреждения, созданного Российской Федерацией или субъектом Российской Федерации, муниципального учреждения, созданного муниципальным образованием, в случае, если иное не установлено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации, осуществляются соответственно уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления (п.3).
Согласно ст.ст. 2, 3 Федерального закона от 03.11.2006 года № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» автономным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, средств массовой информации, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах в случаях, установленных федеральными законами (в том числе при проведении мероприятий по работе с детьми и молодежью в указанных сферах). Автономное учреждение отвечает по своим обязательствам имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления, за исключением недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за ним учредителем или приобретенных автономным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение этого имущества. Собственник имущества автономного учреждения не несет ответственность по обязательствам автономного учреждения. Имущество автономного учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Собственником имущества автономного учреждения является соответственно Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование.
На основании ст. 123.22 ГК РФ государственное или муниципальное учреждение может быть казенным, бюджетным или автономным учреждением. Порядок финансового обеспечения деятельности государственных и муниципальных учреждений определяется законом. Государственные и муниципальные учреждения не отвечают по обязательствам собственников своего имущества. Казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам казенного учреждения несет собственник его имущества. Бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, в том числе приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением собственником этого имущества или приобретенного бюджетным учреждением за счет средств, выделенных собственником его имущества, а также недвижимого имущества независимо от того, по каким основаниям оно поступило в оперативное управление бюджетного учреждения и за счет каких средств оно приобретено. По обязательствам бюджетного учреждения, связанным с причинением вреда гражданам, при недостаточности имущества учреждения, на которое в соответствии с абзацем первым настоящего пункта может быть обращено взыскание, субсидиарную ответственность несет собственник имущества бюджетного учреждения. Автономное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, за исключением недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за автономным учреждением собственником этого имущества или приобретенных автономным учреждением за счет средств, выделенных собственником его имущества. По обязательствам автономного учреждения, связанным с причинением вреда гражданам, при недостаточности имущества учреждения, на которое в соответствии с абзацем первым настоящего пункта может быть обращено взыскание, субсидиарную ответственность несет собственник имущества автономного учреждения. Особенности правового положения государственных и муниципальных учреждений отдельных типов определяются законом.
Истец просит взыскать выходное пособие, ссылаясь на ст. 1064 ГК РФ, как на причинение истцу имущественного вреда.
В соответствии с п.1 ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Суд полагает данные основание ошибочным, поскольку предусмотренное ст. 178 ТК РФ выходное пособие не является вредом в том смысле, который установлен ст. 1064 ГК РФ.
Какого-либо вреда личности или имуществу истца со стороны ответчика причинено не было.
В остальных случаях, кроме причинения вреда согласно ст. 123.22 ГК РФ, учредитель автономного учреждения не несет субсидиарной ответственности по долгам юридического лица.
Учитывая изложенное, требования истца о взыскании среднего месячного заработка за второй и третий месяц после увольнения в связи с ликвидацией организации удовлетворению не подлежат.
Истцом заявлены требования о компенсации морального вреда в размере 10000 рублей.
На основании ст. 237 ТК РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора.
Данные требования являются производными от требований, в удовлетворении которых истцу было отказано, в связи с чем, указанные требования также не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 194, 198 ГПК РФ, суд
решил:
Иск Чистяковой 1ИО к Администрации городского округа город Воронеж о взыскании среднего месячного заработка за второй и третий месяц после увольнения в связи с ликвидацией организации, компенсации морального вреда оставить без удовлетворения.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Воронежский областной суд через Центральный районный суд г. Воронежа в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме.
Судья Михина Н.А.
Решение суда в окончательной форме принято 21.12.2016г.