НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Центрального районного суда г. Воронежа (Воронежская область) от 12.12.2016 № 2-5932/16

Дело № 2-5932/16

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

12 декабря 2016 года Центральный районный суд г. Воронежа в составе:

председательствующего судьи Багрянской В.Ю.,

при секретаре Жуковой И.Е.

с участием истца ФИО1 1ИО.

представителя истца по устному заявлению ФИО2

представителя ответчика по доверенности ФИО3

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 1ИО к Администрации ГО г. Воронеж о взыскании среднего месячного заработка за второй и третий месяц после увольнения в связи с ликвидацией организации и компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

Истец обратился в суд с иском к Администрации ГО г. Воронеж о взыскании среднего месячного заработка, сохраняемого на период трудоустройства, за второй и третий месяцы после увольнения в связи с ликвидацией организации с 24.06.2016 года по 23.07.2016 года в размере 30853,76 рублей и с 24.07.2016 года по 23.08.2016 года в сумме 30853,76 рублей, компенсации морального вреда 10000 рублей, указав, что был уволен из МАУ «<данные изъяты>» ДД.ММ.ГГГГ в связи с ликвидацией организации. В установленном законом порядке истец встал на учет в службу занятости, однако не был трудоустроен, полагает, что имеет право на получение выходного пособия за счет учредителя ликвидированного МАУ «<данные изъяты>» - Администрации ГО г. Воронеж.

В судебном заседании истец ФИО1 1ИО., представитель истца по устному заявлению ФИО2 заявленные требования поддержали, просили их удовлетворить.

Представитель ответчика Администрации ГО г. Воронеж по доверенности ФИО3 в судебном заседании исковые требования не признала по основаниям, изложенным в возражениях.

Выслушав участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, приходит к следующим выводам.

ДД.ММ.ГГГГ истец работал в муниципальном автономном учреждении городского округа город Воронеж «<данные изъяты>») в должности <данные изъяты> с 21 мая 2014 года по 23 мая 2016 года. ДД.ММ.ГГГГ истец был уволен на основании п. 1. ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с ликвидацией организации, при этом ему были произведены выплаты за фактически отработанное время, компенсация за неиспользованный отпуск и выходное пособие. Данные обстоятельства истец не оспаривал.

В двухнедельный срок после увольнения истец встал на учет в орган службы занятости, но не был им трудоустроен, в связи с чем, ГКУ ВО «ЦЗН города Воронежа» приняло решение о сохранении среднего месячного заработка в течение третьего месяца со дня увольнения. Согласно решению службы занятости от ДД.ММ.ГГГГ истец имеет право на получение сохраненной средней заработной платы на период трудоустройства в течение третьего месяца со дня увольнения.

Согласно ст. 20 ТК РФ сторонами трудовых отношений являются работник и работодатель. По вытекающим из трудовых отношений обязательствам работодателя - юридического лица субсидиарную ответственность несут собственник имущества, учредитель (участник) юридического лица в случаях, в которых федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации установлена субсидиарная ответственность собственника имущества, учредителя (участника) по обязательствам юридического лица.

Статьей 178 ТК РФ установлено, что при расторжении трудового договора в связи с ликвидацией организации (пункт 1 части первой статьи 81 настоящего Кодекса) либо сокращением численности или штата работников организации (пункт 2 части первой статьи 81 настоящего Кодекса) увольняемому работнику выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, а также за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия). В исключительных случаях средний месячный заработок сохраняется за уволенным работником в течение третьего месяца со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условии, если в двухнедельный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен.

Постановлением администрации городского округа город Воронеж от ДД.ММ.ГГГГ было принято решение о ликвидации МАУ «<данные изъяты>», утвержден состав ликвидационной комиссии и определен срок ликвидации - до ДД.ММ.ГГГГ Постановлениями администрации городского округа город Воронеж от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ были утверждены, соответственно, промежуточный ликвидационный баланс МАУ «<данные изъяты>» (по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ) и ликвидационный баланс МАУ «<данные изъяты>» (по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ). ДД.ММ.ГГГГ в Единый государственный реестр юридических лиц была внесена запись о ликвидации МАУ «<данные изъяты>».

Согласно ст. 48 ГК РФ юридическим лицом признается организация, которая имеет обособленное имущество и отвечает им по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести гражданские обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Правоспособность юридического лица возникает с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведений о его создании и прекращается в момент внесения в указанный реестр сведений о его прекращении (ст. 49 ГК РФ). Из положений ст. 50 ГК РФ следует, юридическими лицами могут быть организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммерческие организации) либо не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками (некоммерческие организации). Юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в организационно-правовых формах учреждений, к которым относятся государственные учреждения (в том числе государственные академии наук), муниципальные учреждения и частные (в том числе общественные) учреждения.

Согласно ст. 61 ГК РФ ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода в порядке универсального правопреемства его прав и обязанностей к другим лицам. Юридическое лицо ликвидируется по решению его учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительным документом, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано.

Согласно заявлению от ДД.ММ.ГГГГ истец обратился с заявлением о выплате среднего месячного заработка за второй месяц к председателю ликвидационной комиссии МАУ «<данные изъяты>», но в выплате было отказано письмом от ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 1ИО. в числе группы граждан обратился к главе ГО <адрес> с просьбой оказать содействие в выплате пособия, на данное обращение был дан ответ . Истец согласно заявлению от ДД.ММ.ГГГГ обращался с заявлением о выплате среднего месячного заработка за третий месяц к председателю ликвидационной комиссии МАУ «<данные изъяты>», однако получил отказ от ДД.ММ.ГГГГ. Заявление группы лиц, в том числе истца, от ДД.ММ.ГГГГ о выплате среднего месячного заработка, сохраняемого на период трудоустройства за второй и третий месяц после увольнения в связи с ликвидацией, ответчик не удовлетворил, о чем имеется письмо от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 25-33).

В соответствии с п. 1 ст. 399 ГК РФ до предъявления требований к лицу, которое в соответствии с законом, иными правовыми актами или условиями обязательства несет ответственность дополнительно к ответственности другого лица, являющегося основным должником (субсидиарную ответственность), кредитор должен предъявить требование к основному должнику. Если основной должник отказался удовлетворить требование кредитора или кредитор не получил от него в разумный срок ответ на предъявленное требование, это требование может быть предъявлено лицу, несущему субсидиарную ответственность.

Согласно ст. 63 ГК РФ ликвидационная комиссия опубликовывает в средствах массовой информации, в которых опубликовываются данные о государственной регистрации юридического лица, сообщение о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента опубликования сообщения о ликвидации. Ликвидационная комиссия принимает меры по выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также уведомляет в письменной форме кредиторов о ликвидации юридического лица. После окончания срока предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне требований, предъявленных кредиторами, результатах их рассмотрения, а также о перечне требований, удовлетворенных вступившим в законную силу решением суда, независимо от того, были ли такие требования приняты ликвидационной комиссией. Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, промежуточный ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом. Выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной статьей 64 ГК РФ, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом со дня его утверждения. После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом. В случаях, если ГК РФ предусмотрена субсидиарная ответственность собственника имущества учреждения или казенного предприятия по обязательствам этого учреждения или этого предприятия, при недостаточности у ликвидируемых учреждения или казенного предприятия имущества, на которое в соответствии с законом может быть обращено взыскание, кредиторы вправе обратиться в суд с иском об удовлетворении оставшейся части требований за счет собственника имущества этого учреждения или этого предприятия. Оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество юридического лица передается его учредителям (участникам), имеющим вещные права на это имущество или корпоративные права в отношении юридического лица, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или учредительным документом юридического лица. Если иное не установлено ГК РФ или другим законом, при ликвидации некоммерческой организации, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество, направляется в соответствии с уставом некоммерческой организации на цели, для достижения которых она была создана, и (или) на благотворительные цели. Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование после внесения сведений о его прекращении в единый государственный реестр юридических лиц в порядке, установленном законом о государственной регистрации юридических лиц.

Из положений ст. 64 ГК РФ следует, что при ликвидации юридического лица после погашения текущих расходов, необходимых для осуществления ликвидации, требования его кредиторов удовлетворяются в определенной очередности. Считаются погашенными при ликвидации юридического лица: 1) требования кредиторов, не удовлетворенные по причине недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица и не удовлетворенные за счет имущества лиц, несущих субсидиарную ответственность по таким требованиям, если ликвидируемое юридическое лицо в случаях, предусмотренных статьей 65 ГК РФ, не может быть признано несостоятельным (банкротом); 2) требования, не признанные ликвидационной комиссией, если кредиторы по таким требованиям не обращались с исками в суд; 3) требования, в удовлетворении которых решением суда кредиторам отказано.

Как следует из ст. 64.1 ГК РФ в случае отказа ликвидационной комиссии удовлетворить требование кредитора или уклонения от его рассмотрения кредитор до утверждения ликвидационного баланса юридического лица вправе обратиться в суд с иском об удовлетворении его требования к ликвидируемому юридическому лицу. В случае удовлетворения судом иска кредитора выплата присужденной ему денежной суммы производится в порядке очередности, установленной статьей 64 ГК РФ.

Исходя из вышеуказанного, для возложения на собственника имущества учреждения субсидиарной ответственности при ликвидации учреждения необходимо соблюдение кредитором процедуры предъявления требований, установленной ст.ст. 63, 64, 399 ГК РФ. Из материалов дела следует, что на момент обращения истца в суд истек срок для предъявления требований кредитором. В установленном законом порядке истец не обращался в ликвидационную комиссию с требованием о включении его в состав кредиторов.

Согласно ч. 7 ст. 63 ГК РФ в случаях, если ГК РФ предусмотрена субсидиарная ответственность собственника имущества учреждения или казенного предприятия по обязательствам этого учреждения или этого предприятия, при недостаточности у ликвидируемых учреждения или казенного предприятия имущества, на которое в соответствии с законом может быть обращено взыскание, кредиторы вправе обратиться в суд с иском об удовлетворении оставшейся части требований за счет собственника имущества этого учреждения или этого предприятия.

Согласно ст. 56 ГК РФ юридическое лицо отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом. Особенности ответственности казенного предприятия и учреждения по своим обязательствам определяются правилами абзаца третьего пункта 6 статьи 113, пункта 3 статьи 123.21, пунктов 3 - 6 статьи 123.22 и пункта 2 статьи 123.23 ГК РФ. Учредитель (участник) юридического лица или собственник его имущества не отвечает по обязательствам юридического лица, а юридическое лицо не отвечает по обязательствам учредителя (участника) или собственника, за исключением случаев, предусмотренных ГК РФ или другим законом.

Согласно ст. 123.21 ГК РФ учреждением признается унитарная некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера. Учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами, а в случаях, установленных законом, также иным имуществом. При недостаточности указанных денежных средств или имущества субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения в случаях, предусмотренных пунктами 4 - 6 статьи 123.22 и пунктом 2 статьи 123.23 ГК РФ, несет собственник соответствующего имущества.

Из положений ст. 9.1 Федерального закона № 7-ФЗ от 12.01.1996 года «О некоммерческих организациях» государственными, муниципальными учреждениями признаются учреждения, созданные Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации и муниципальным образованием. Типами государственных, муниципальных учреждений признаются автономные, бюджетные и казенные. Функции и полномочия учредителя в отношении государственного учреждения, созданного Российской Федерацией или субъектом Российской Федерации, муниципального учреждения, созданного муниципальным образованием, в случае, если иное не установлено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации, осуществляются соответственно уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления.

Согласно положениям ст.ст. 2, 3 Федерального закона от 03.11.2006 года № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» автономным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, средств массовой информации, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах в случаях, установленных федеральными законами (в том числе при проведении мероприятий по работе с детьми и молодежью в указанных сферах). Автономное учреждение отвечает по своим обязательствам имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления, за исключением недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за ним учредителем или приобретенных автономным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение этого имущества. Собственник имущества автономного учреждения не несет ответственность по обязательствам автономного учреждения. Имущество автономного учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Собственником имущества автономного учреждения является соответственно Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование.

Как следует из положений ст. 123.22 ГК РФ государственное или муниципальное учреждение может быть казенным, бюджетным или автономным учреждением. Казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам казенного учреждения несет собственник его имущества. Бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, в том числе приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением собственником этого имущества или приобретенного бюджетным учреждением за счет средств, выделенных собственником его имущества, а также недвижимого имущества независимо от того, по каким основаниям оно поступило в оперативное управление бюджетного учреждения, и за счет каких средств оно приобретено. По обязательствам бюджетного учреждения, связанным с причинением вреда гражданам, при недостаточности имущества учреждения, на которое в соответствии с абзацем первым настоящего пункта может быть обращено взыскание, субсидиарную ответственность несет собственник имущества бюджетного учреждения. Автономное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, за исключением недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за автономным учреждением собственником этого имущества или приобретенных автономным учреждением за счет средств, выделенных собственником его имущества. По обязательствам автономного учреждения, связанным с причинением вреда гражданам, при недостаточности имущества учреждения, на которое в соответствии с абзацем первым настоящего пункта может быть обращено взыскание, субсидиарную ответственность несет собственник имущества автономного учреждения. Особенности правового положения государственных и муниципальных учреждений отдельных типов определяются законом.

Согласно п. 1 ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

Предусмотренное ст. 178 ТК РФ выходное пособие не является вредом в том смысле, который установлен ст. 1064 ГК РФ. Какого-либо вреда личности или имуществу ФИО1 1ИО. со стороны Администрации ГО г. Воронеж причинено не было. В остальных случаях, кроме причинения вреда согласно ст. 123.22 ГК РФ, учредитель автономного учреждения не несет субсидиарной ответственности по долгам юридического лица.

В соответствии со ст. 237 ТК РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора.

В материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие причинение истцу морального вреда (нравственных или физических страданий) в результате действий ответчика, как и доказательства нарушения ответчиком трудовых прав истцов с учетом положений ст. 237 ТК РФ.

В связи с изложенным, требования истца к Администрации ГО г. Воронеж о взыскании среднего месячного заработка, сохраняемого на период трудоустройства, за второй и третий месяцы после увольнения в связи с ликвидацией организации и компенсации морального вреда не подлежат удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь ст. ст. 67, 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования ФИО1 1ИО к Администрации ГО г. Воронеж о взыскании среднего месячного заработка за второй и третий месяц после увольнения в связи с ликвидацией организации и компенсации морального вреда оставить без удовлетворения.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Воронежский областной суд через Центральный районный суд г. Воронежа в течение одного месяца со дня его принятия судом в окончательной форме.

Судья

Решение суда изготовлено в окончательной форме 14.12.2016 года.