Дело № 2-260/12
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
20 декабря 2012 г. г. Волгоград
Центральный районный суд г. Волгограда в составе:
председательствующего судьи Коротенко Д.И.,
при секретаре Поликарповой М.В.,
с участием заявителя Набатовой О.В.,
прокурора Стрельниковой В.В.
представителя заинтересованного лица администрации Волгограда Костровой Р.В., действующей на основании доверенности, представителя заинтересованного лица государственно-правового управления аппарата Губернатора и правительства Волгоградской ... Понамаревой Н.В., действующего на основании доверенности, представителя заинтересованного лица Главы Волгограда и Волгоградской городской Думы Тарабрина А.В. действующего на основании доверенностей и представителя третьего лица Уполномоченного по правам человека в Волгоградской ... - Мамонтова О.Л.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Набатовой О. В. о признании абз. 6 и 9 п.1.2,п.п.2.1.4,2.1.5,п.п. 2.6.6, п.2.8, абз. 2 п.4.3, п.4.4 Решения Волгоградской Городской Думы №... от ДД.ММ.ГГГГ « О порядке формирования муниципального маневренного жилищного фонда Волгограда и предоставление жилых помещений муниципального маневренного жилищного фонда Волгограда» не соответствующему действующему законодательству РФ в период его действия с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год,
УСТАНОВИЛ:
Заявитель Набатова О.В. обратилась в суд с заявлением о признании Решения Волгоградской Городской Думы №... от ДД.ММ.ГГГГ « О порядке формирования муниципального маневренного жилищного фонда Волгограда и предоставление жилых помещений муниципального маневренного жилищного фонда Волгограда» не соответствующему действующему законодательству РФ.
Свои требования мотивирует тем, что в состав органов местного самоуправления в соответствии со ст. 22 п.1 Устава входят в т. ч.- городская Думе представительный орган местного самоуправления Волгограда; глава муниципального образования-глава Волгограда- высшее должностное лицо Волгограда, администрация Волгограде исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления.
Администрация г.Волгоград осуществляет свою деятельность в соответствии с действующим законодательством, т.е. со всеми законодательными актами Российской Федерации, Конституцией PФ.
Городская Дума определяет порядок управления и распоряжения имуществом, находящимся муниципальной собственности Волгограда(ст.24 п.1 п.п.5 и в соответствии со ст. 22 п.1 Устав городская Дума принимает правовые акты в форме решений, которые «в течении 5 календарных дней со дня принятия направляются для подписания и опубликования (обнародования) глав Волгограда»(ст.22 п.4 Устава).
Глава Волгограда подписывает и опубликовывает (обнародует) порядке, установленном Уставом(ст. 36п.2 Устава), отменяет правовые акты Волгограда первых заместителей, заместителей главы Волгограда,... противоречащие действующем законодательству, нарушающие права и свободы граждан, в пределах полномочий установленных действующим законодательством и настоящим Уставом(ст.36 п. 15 Устава).
В соответствии со ст.7 п.4 Устава «муниципальные правовые акты Волгограда могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления Волгограда должностными лицами местного самоуправления Волгограда, принявшими (издавшими соответствующий муниципальный правовой акт.» К муниципальным правовым актам Волгоград (ст.7 п. 1.6; п. 1.8 Устава г. Волгограда) относятся постановления администрации; распоряжения и приказы иных должностных лиц органов местного самоуправления Волгограда по вопросам отнесенным к их компетенции. В соответствии со ст. 47 п. 1 Устава г. Волгограда «Органы местного самоуправления Волгограда от имени городского округа Волгограда самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом» но «в соответствии Конституцией РФ и федеральными законами». В состав имущества г. Волгограда вход муниципальный жилой фонд- «совокупность жилых помещений принадлежащих на ”праве собственности муниципальным образованиям»(ст. 19, п.2, п.п. 3 ЖК РФ), который в зависимости целей использования делится на «жилищный фонд социального использования - совокупное предоставляемых гражданам по договорам социального найма жилых помещен: государственного и муниципального жилищных фондов; специализированный жилищный фонд-совокупность предназначенных для проживания отдельных категорий граждан и предоставляемых по правилам раздела IV ЖК РФ из жилых помещений государственных муниципальных жилых фондов; индивидуального жилого фонд - совокупность жилых помещений частного жилищно фонда, которые используются гражданами - собственниками таких помещений для свое проживания, проживания членов своей семьи и (или) проживания иных граждан на условиях безвозмездного пользования, а также юридическими лицами - собственниками таких помещений для проживания граждан на указанных условиях пользования». Специальный жилой фонд определен ЖК РФ: к жилым помещениям специальному жилищному фонду относятся: служебные жилые помещения жилые помещения в общежитиях; жилые помещения маневренного фонда; жилые помещения в домах системы социального обслуживания населения; жилые помещения фонда для временного поселения вынужденных переселенцев; жилые помещения фонда для временного поселения лиц, признанных беженцами; жилые помещения для социальной защиты отдельных категорий граждан. В качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственных и муниципальных жилых фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специальному жилищному фонду с соблюдением требований и в поряди которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральным законами. Включение жилого помещения в специальный жилищный фонд с отнесением такого помещения определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения у указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управления государственным или муниципальным жилым фондом.» Таким образом, федеральное законодательство определило для всех субъектов Российской Федерации единообразную основу для реализации права гражданин на жилое помещение по разным обстоятельствам с участием государства, органов местного самоуправления и при этом обозначило и обязанности, как органов власти, так и гражданин на реализацию этого права с учетом интересов всех заинтересованных лиц, т.к. все равны перед законом. Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления обеспечиваются правосудием, однако «осуществление прав и свобод человека не должно нарушать права и свободы других лиц».
В результате применения на практике оспариваемого нормативного акта(Решения) из муниципального жилищного фонда проходила и проходит передача жилых помещений в 2009-2012г.г. по схеме «трудная жизненная ситуация» в кратчайшие сроки лицам, которые не состояли в очереди на получение жилых помещений в установленном законом порядке получения жилых помещений по договорам социального найма, не имели помещений, подлежащих сносу, капитальному ремонту, не относились к социально-незащищенной категории граждан, нуждающихся в поддержке в соответствии с Федеральным законом об основах социального обслуживания населения и т.д., т. е. не имели законные основания для получения жилого помещения по договору получения жилого помещения из маневренного фонда по положениям в соответствии с нормами, изложенными в Постановлении Правительства РФ №... от 26.01.2006г. ст.95 ЖК РФ и тем самым системно намеренно были созданы условия для не реализации права улучшения жилищных условий состоящих в очереди на получения жилья по договору социального найма, улучшение жилищных условий. Документы этим гражданам для вынесения Постановлений администрации Волгограда, как и проекты этих постановлений администрации г. Волгограда, готовили сотрудники Департамента по жилищной политике администрации г.Волгограда.
В соответствии с положениями федерального законодательства(ст.92, 106 ЖК РФ) маневренный фонд не подлежит отчуждению, применяется для временного проживания граждан(не более года), однако в Волгограде объем данного жилого фонда резко сократился в результате действий должностных лиц, которые несут ответственность за его сохранность. Объем маневренного фонда должен составлять определенную долю в составе специализированного жилого фонда, в т. ч. определенную долю в общем составе жилого фонда субъекта органа местного самоуправления, соответственно должен быть рассчитан на основании определенных Методик, утвержденных в установленном порядке на основе определенных нормативов и норм обеспеченности жилым фондом, факторов социально-экономического развития субъекта органа местного самоуправления и т.д. При расчете и использовании маневренного жилого фонда собственник жилого фонда должен действовать добросовестно и разумно на основе положений ст.8-10 ГК РФ, не злоупотребляя своим правом, не нарушая законные интересы и конституционные права граждан, состоящих в очереди на получения жилых помещений по договорам социального найма из жилого фонда, состоящих в очереди на улучшение жилищных условий в жилых помещениях, находящихся на балансе органа местного самоуправления, а так же учитываться законные конституционные интересы проживающих собственников жилых помещений. Однако, эти важные положения фактически игнорировались сотрудниками Департамента по жилищной политике администрации г.Волгограда при подготовке документов по использованию жилого фонда Волгограда, в т.ч. и с использованием оспариваемого Решения. Тем самым нарушаются конституционное право граждан получения жилых помещений, состоящих в очереди на получение жилых помещений по договорам социального найма, улучшение их жилищных условий в соответствии с законодательством со стороны сотрудников Департамента по жилищной политике администрации г. Волгограда в соответствии со ст.59 ЖК РФ, ст. 17 п.4 ЖК РФ(пользование жилыми помещениями осуществляется с учетом соблюдения законных прав и интересов проживающих в этом жилом помещении граждан, соседей.). Органы местного самоуправления(законодательной и исполнительной власти) при разработке оспариваемого Решения включили в данный нормативный акт группы лиц, по которым федеральное законодательство четко разработало иные единые правила для всех на территории РФ реализации права на получение жилых помещений, опубликованные официально ранее в средствах массовой информации, в т. ч. и в ЖК РФ, и в частности по группе лиц с критерием «трудная жизненная ситуация», а так же принятие этого Решения органом местного самоуправления при наличии не выполненных обязательств перед гражданами, избирателями на получение жилых помещений по договорам социального найма, улучшение жилищных условий при незначительном объеме муниципального жилищного фонда, равно как и исполнительной власти, в штате которой должны быть квалифицированные профессиональные специалисты в области права, при принятии данного Решения к руководству и по факту предоставление жилых помещений с превышением полномочий(принятие решений о наличии «трудной жизненно ситуации») сотрудниками управления по жилищной политике, нарушение других федеральных нормативных актов(определение совокупного дохода, предоставление избирательно жилых помещений и среди лиц этой группы «трудная жизненная ситуация», т.е. фактически субъективном подходе и т.д.), при принятии решений по переводу жилых помещений из муниципального жилого фонда социального найма в маневренный фонд, т.е уменьшение объемов муниципального жилищного фонда без нормативных актов органа законодательной власти- решений городской Думы по сокращению его объемов и увеличению за счет него объема маневренного фонда для указанной группы лиц с «трудной жизненной ситуацией», разрешения последующей приватизации этого фонда в нарушение федерального законодательства, т.е. фактически его уменьшения.
Антикоррупционная экспертиза, как инструмент законности нормативного акта органа местного самоуправления, в отношении оспариваемого Решения в рамках обязательной процедуры в соответствии с действующим законодательством в РФ не проводилась как в процедурах его принятия, так и в период длительного его действия(почти 3 года), и тем самым системно нарушались законные права граждан, состоящих на учете получения жилых помещений социального найма, лично её права и интересы, права и интересы неопределенного круга лиц. Обстоятельства не соответствия оспариваемого Решения федеральному законодательству были установлены в результате проведения юридической экспертизы Правовым управлением Аппарата Губернатора и Правительства Волгоградской ... по её заявлению в мае 2012г. и отражены в Заключении №... от 28.06.12г. Данный нормативный акт значительно расширил перечень лиц, которым было предоставлено право органом местного самоуправления с 2009г. в нарушение положений ст.95 ЖК РФ «Назначение жилых помещений маневренного фонда» вне очереди, без соблюдения федеральных критериев (капитальный ремонт, реконструкция жилого фонда, взыскание на жилое помещение и т.д.) получать жилые помещения без очереди по выбору сотрудниками управления по жилищной политике г. Волгограда, без соблюдения федерального и регионального требования определения совокупного дохода и других требований при получении жилых помещений из состава специального муниципального жилого фонда, входящих в общий муниципальный жилой фонд.
В соответствии с оспариваемым Решением городской Думы на основании только письменного обращения по факту отсутствия на территории г. Волгограда собственного жилого помещения, как мотива «трудной жизненная ситуация», избранные граждане, в т.ч. и не добросовестно исполняющие свои конституционные обязанности по реализации своих других жилищных прав(постановка на учет по договору соц. найма, программа молодая семья, отсутствие трудовых отношений в бюджетной сфере и т.д.) в отличии от граждан, добросовестно исполняющими свои жилищные обязанности и права, получали жилые помещения в ущерб законных интересов и конституционных прав очередников на получение жилых помещений, улучшение жилищных условий в соответствии с положениями Жилищного Кодекса РФ. Таким образом, данный нормативный акт создал препятствия для реализации её законного конституционного права и интереса, а так же неопределенного круга лиц, получения жилого помещения при добросовестном исполнении конституционных обязанностей, т. к. из муниципального жилого фонда изымались жилые помещения для передачи их гражданам, обозначенным в оспариваемом Решении с наличием «трудная жизненная ситуация» из-за отсутствия у них собственного жилья в г. Волгограде или намеренного ухудшения жилищных условий, другим подобным причинам, не соответствующим критериям ст. 95 ЖК РФ.
Глава Волгограда 25.11.2009г. подписал Решение Волгоградской Городской Думы от 25. 11.2009г. №... «О порядке формирования муниципального маневренного жилищного фонда Волгограда и предоставление жилых помещений муниципального маневренного жилищного фонда Волгограда»(далее по тексту Решение), которое вступило в силу со дня его опубликования в газете «Городские Вести. Царицын-Сталинград-Волгоград.» В данном нормативном акте были заложены изначально нормы, которые не соответствуют федеральному законодательству и Уставу города- героя Волгограда, а так же в нем имеются коррупциогенные факторы.
На основании изложенного просит суд признать Решение Волгоградской Городской Думы М 26/768 от 25.11.2009г. «О порядке формирования муниципального маневренного жилищного фонда Волгограда и предоставление жилых помещений муниципального маневренного жилищного фонда Волгограда» не соответствующему действующему законодательству РФ.
Заявитель Набатова О.В. в судебном заседании на заявлении настаивала, суду пояснила, что непосредственно указанным Решением городской Думы были затронуты ее права как жилищные так и Конституционный, у нее имеется право на получения жилого помещения в ... г. Волгограда, как бывшего работника предприятия, оставшегося без жилого помещения в связи передачей его на баланс муниципалитета. Однако на основании оспариваемого Решения Волгоградской Городской Думы №... 25.11.2009г. сотрудники Департамента по жилищной политике администрации г. Волгограда использованием схемы «трудная жизненная ситуация» пытаются вот уже более полутора года передать эту жилую комнату в ....1 по ... г.Волгограда гр. Мартынову С.С. который не состоит в трудовых отношениях с бюджетными организациями, не являл малообеспеченным гражданином.В марте 2010 г. он обратился с заявлением о представлении ему помещения из маневренного фонда. Сотрудники Департамента по жилищной политике администрации г.Волгограда превысили свои полномочия при выдачи заключения в апреле 2010г. наличия «трудной жизненной ситуации, объективно нарушающей жизнедеятельность человека» применительно к гр. Мартынову С.С. и не обоснованно включили его с список для получения жилого помещения маневренного фонда, т.е. нарушили выше указанные положения федерального законодательства о муниципальной службе, жилищное законодательство по использованию маневренного фонда.
Все помещения в ... в г. Волгограде являются либо помещениями фонда социального найма, либо жилыми помещениями долевой собственности физических лиц в коммунальных квартирах, что подтверждается свидетельствами на право собственности. Однако ей эти обстоятельства не были известны, а администрация Волгограда в течении нескольких лет не представляла полной достоверной информации для осуществления её законного права на получение жилого помещения, в т.ч в ....№... Дегтерева г. Волгограда, а наоборот, предоставляла ей и третьим лицам системно недостоверную информацию о помещениях ... г. Волгограда, ссылаясь, что это специализированный фонд Волгограда. Она проживает в коммунальной ....1 по ... г. Волгограда с 03.09.2008г. и зарегистрирована по месту проживания, имеет все основания для получения ком. 1 в ... по договору социального найма, т. к. состоит в очереди на улучшение жилищных условий по договору социального найма с 2004г. в установленном законом порядке. Является пенсионером по трудовому стажу и работником бюджетной образовательной сферы, т.е. относиться к той категории граждан перед которыми имеются обязательства государства в течении длительного времени по обеспечению её жилым помещением для проживания на старости лет в соответствии со ст.7 ч.2 Конституции РФ. Её дочь - Набатова С.А., проживающая в данной квартире так же с 2008г., является собственником комнаты № З в данной квартире, жилая площадь которой составляет всего лишь 16,5 кв.м, состоит так же на учете на улучшение жилищных условий, т. к. не обеспечена жилым благоустроенным помещением на территории Волгограда, является молодым специалистом(закончила университет в июне 2012г.) и работником муниципальной сферы дошкольного образования, т.е. имеет законное право получения этой комнаты 1 в ....1 по ... г. Волгограда в соответствии со ст.7 ч.2 Конституции РФ. Кроме того уточнила требования в части признании Решения Волгоградской Городской Думы №... от ДД.ММ.ГГГГ « О порядке формирования муниципального маневренного жилищного фонда Волгограда и предоставление жилых помещений муниципального маневренного жилищного фонда Волгограда» не соответствующему действующему законодательству РФ за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год, а также уточнила требования и просила признать несоответствие именно абз. 6 и 9 п.1.2,п.п.2.1.4,2.1.5,п.п. 2.6.6, п.2.8, абз. 2 п.4.3, п.4.4 указанного Решения.
Представитель администрации Волгограда Кострова Р.В., действующая на основании доверенности просила суд в удовлетворении данного заявления отказать по основаниям изложенным в письменном отзыве.
Представитель Главы Волгограда и Волгоградской городской Думы Тарабрин А.В. действующий на основании доверенностей просил суд отказать в удовлетворении заявления, так как указанный нормативный акт утратил силу.
Представитель заинтересованного лица Управления правового управления Аппарата Губернатора и Правительства Волгоградской ... Понамарева Н.В. с требованиями заявителя согласилась полностью, суду пояснила, что данный нормативный акт значительно расширил перечень лиц, которым было предоставлено право органом местного самоуправления с 2009г. предоставлять жилые помещения в нарушение положений ст.95 ЖК РФ.
Представитель третьего лица Уполномоченного по правам человека в Волгоградской ... Мамонтов О.Л. в судебном заседании заявление Набатовой О.В. поддержал.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, заключение прокурора Стрельниковой В.В. полагавшей что данное заявление не подлежит удовлетворению, исследовав материалы дела, считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
Судом установлено, что 25.11.2009г. Глава Волгограда подписал Решение Волгоградской Городской Думы от 25.11.2009г. №... «О порядке формирования муниципального маневренного жилищного фонда Волгограда и предоставление жилых помещений муниципального маневренного жилищного фонда Волгограда», которое вступило в силу со дня его опубликования в газете «Городские Вести. Царицын-Сталинград-Волгоград.»
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131- ФЗ « Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения городского округа отнесено владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности.
Согласно п.4 ч.1 ст. 14 ЖК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений отнесено, в том, числе, определение порядка предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда.
В силу ч.7 ст. 5 ЖК РФ определено, что органы местного самоуправления могут принимать нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в пределах своих полномочий в соответствии с правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ.
В соответствии со ст.7 ФЗ №... от ДД.ММ.ГГГГ « Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ « по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.
Уставом города-героя Волгограда к вопросам местного значения городского округа Волгограда отнесено, в том, числе, владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа Волгограда, обеспечение проживающих в городском округе Волгоград и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда Волгограда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.
К компетенции Волгоградской городской Думы Уставом отнесено определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности Волгограда, согласно п.п.5 п.1 ст. 24 вышеуказанного Устава.
По вопросам своей компетенции Волгоградская городская Дума принимает муниципальные правовые акты в форме решений.
Так в пределах предоставленных полномочий решением Волгоградской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ №... принят Порядок формирования муниципального маневренного жилищного фонда Волгограда и предоставления жилых помещений муниципального маневренного жилищного фонда Волгограда.
Согласно Заключению юридической экспертизы решения Волгоградской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ №... «О Порядке формирования муниципального маневренного жилищного фонда Волгограда и предоставления жилых помещений муниципального маневренного жилищного фонда» от ДД.ММ.ГГГГ №... проведенная государственно-правовым управлением аппарата Губернатора и Правительства Волгоградской ... выявлено следующее.
1. Решением утвержден Порядок формирования муниципального маневренного жилищного фонда Волгограда и предоставления жилых помещений муниципального маневренного жилищного фонда (далее – Порядок).
Абзацами шестым и девятым пункта 1.2 раздела 1 и подпунктами 2.1.4, 2.1.5 пункта 2.1. раздела 2 Порядка определено, что жилые помещения муниципального маневренного жилищного фонда Волгограда предназначены для временного проживания, в том числе:
- детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных учреждениях, приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации и не имеющих закрепленного жилья (далее – дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей);
- граждан, попавших в трудную жизненную ситуацию, объективно нарушающую жизнедеятельность человека.
Указанные нормы противоречат федеральному законодательству.
Статьей 95 Жилищного Кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) установлен перечень лиц, которым предоставляются жилые помещения маневренного фонда для временного проживания:
1) граждане в связи с капитальным ремонтом или реконструкцией дома, в котором находятся жилые помещения, занимаемые ими по договорам социального найма;
2) граждане, утратившие жилые помещения в результате обращения взыскания на эти жилые помещения, которые были приобретены за счет кредита банка или иной кредитной организации либо средств целевого займа, предоставленного юридическим лицом на приобретение жилого помещения, и заложены в обеспечение возврата кредита или целевого займа, если на момент обращения взыскания такие жилые помещения являются для них единственными;
3) граждане, у которых единственные жилые помещения стали непригодными для проживания в результате чрезвычайных обстоятельств;
4) иные граждане в случаях, предусмотренных законодательством.
Однако в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также граждан, попавших в трудную жизненную ситуацию, иные случаи действующим законодательством не установлены.
Согласно статье 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», статье 4 Закона Волгоградской ... от ДД.ММ.ГГГГ № 1147-ОД «О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся и обучающихся в государственных и муниципальных учреждениях Волгоградской ...» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей должны обеспечиваться жилой площадью не ниже установленных социальных норм (нормы предоставления). При этом законодатель подразумевает жилые помещения, предоставляемые по договору социального найма из жилищного фонда социального использования, а не из специализированного жилищного фонда, разновидностью которого является маневренных фонд.
Кроме того, в соответствии с пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» с ДД.ММ.ГГГГ жилые помещения для указанной категории лиц будут составлять самостоятельный вид специализированного жилищного фонда.
Граждане, попавшие в трудную жизненную ситуацию, для решения вопроса предоставления жилого помещения вправе обратиться в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» и Законом Волгоградской ... от ДД.ММ.ГГГГ № 1591-ОД «О жилищном фонде Волгоградской ...» в учреждения и предприятия социального обслуживания, виды которых определены указанным Федеральным законом.
В целях устранения выявленных нарушений необходимо из текста Порядка исключить нормы, связанные с предоставлением жилых помещений муниципального маневренного жилищного фонда Волгограда детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также гражданам, попавших в трудную жизненную ситуацию.
2. Подпунктом 2.6.6 пункта 2.6 раздела 2 Порядка установлено, что период, на который заключается договор найма жилого помещения муниципального маневренного жилищного фонда Волгограда, в случае выдачи временного разрешения устанавливается в самом временном разрешении.
Указанная норма противоречит статье 106 ЖК РФ, которой уже определены периоды, на которые заключается договор найма жилого помещения маневренного фонда. Вариант, предусмотренный подпунктом 2.6.6 пункта 2.6 раздела 2 Порядка, в указанной статье ЖК РФ отсутствует.
3. Пункт 2.8 раздела 2 Порядка, регулирующий вопросы предоставления жилого помещения в случае изменения его размера после проведения капитального ремонта или реконструкции жилого дома (многоквартирного дома), противоречит пункту 3 статьи 88 ЖК РФ.
4. Последним абзацем пункта 4.3 раздела 4 Порядка установлено, что структурные подразделения администрации Волгограда согласовывают проект постановления главы Волгограда о предоставлении жилого помещения муниципального маневренного жилищного фонда Волгограда и представляют его на утверждение главе Волгограда.
Указанная норма противоречит Федеральному закону от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Уставу города-героя Волгограда.
Согласно пункту 3 статьи 37 Устава города-героя Волгограда администрацией Волгограда на принципах единоначатия руководит глава администрации Волгограда.
В соответствии с пунктом 6 статьи 43 указанного выше Федерального закона глава местной администрации издает постановления местной администрации по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также распоряжения местной администрации по вопросам организации работы местной администрации.
Следовательно, при предоставлении жилого помещения муниципального маневренного жилищного фонда Волгограда должно подготавливаться постановление администрации Волгограда, которое должно издаваться главой администрации Волгограда.
В целях устранения выявленного нарушения следует по всему тексту Порядка слова «постановление главы Волгограда» заменить словами «постановление администрации Волгограда» в соответствующем падеже, слова «на утверждение главе Волгограда» в последнем абзаце пункта 4.3 раздела 3 Порядка заменить словами «на подписание главе администрации Волгограда».
5. Пунктом 4.4 раздела 4 Порядка определяет, что граждане, у которых единственные жилые помещения стали непригодными для проживания в результате чрезвычайных обстоятельств, в исключительных случаях до принятия главой Волгограда решения о предоставлении жилого помещения муниципального маневренного жилищного фонда Волгограда могут быть вселены в жилые помещения муниципального маневренного жилищного фонда Волгограда на основании временного разрешения на вселение, выданного управлением по жилищной политике администрации Волгограда по форме согласно приложению к настоящему Порядку на основании заявлений граждан.
Однако указанная норма противоречит федеральному законодательству.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» муниципальная услуга – деятельность по реализации функций органа местного самоуправления (далее – орган, предоставляющий муниципальные услуги), которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и уставами муниципальных образований.
Управление по жилищной политике администрации Волгограда органом местного самоуправления не является, следовательно, временное разрешение на вселение в жилые помещения муниципального маневренного жилищного фонда Волгограда может выдавать только на основании решения органа местного самоуправления.
Кроме того, пункт 4.4 раздела 4 Порядка содержит коррупциогенный фактор, поскольку устанавливает для некоторых категорий граждан возможность вселения в жилые помещения муниципального маневренного жилищного фонда Волгограда на основании временного разрешения «в исключительных случаях», не определяя понятия данного термина.
Коррупциогенный фактор, содержащийся в указанной норме, выражается в широте дискреционных полномочий – отсутствии или неопределенность сроков, условий или оснований принятия решения, а также в выборочном изменении объема прав – возможности необоснованного установления исключений из общего порядка для граждан по усмотрению органов местного самоуправления и их должностных лиц (подпункты «а», «в» пункта 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 96).
Вывод по результатам указанной экспертизы : решение Волгоградской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ №... «О Порядке формирования муниципального маневренного жилищного фонда Волгограда и предоставления жилых помещений муниципального маневренного жилищного фонда» в части не соответствует федеральному законодательству, Уставу города-героя Волгограда и содержит коррупциогенный фактор.
Согласно Протеста И.о. прокурора Волгограда А.В. направленного в адрес Главы Волгограда следует, что последний требует абз. 6 и 9 п.1.2,п.п.2.1.4,2.1.5,п.п. 2.6.6, п.2.8, абз. 2 п.4.3, п.4.4 Решения Волгоградской Городской Думы №... от ДД.ММ.ГГГГ « О порядке формирования муниципального маневренного жилищного фонда Волгограда и предоставление жилых помещений муниципального маневренного жилищного фонда Волгограда» привести в соответствие с действующим законодательством.
В ходе судебного разбирательства было установлено, что указанный документ утратил силу, в связи с принятием решения Волгоградской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ №... п.3, вступившего в силу со дня его официального опубликования ( опубликовано в « Городских вестях. Царицын – Сталинград- Волгоград» - ДД.ММ.ГГГГ года.
В соответствии с разъяснениями Пленума Верховного Суда Российской Федерации в п. 25 постановления от ДД.ММ.ГГГГ N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", проверяя содержание оспариваемого акта или его части, необходимо выяснять, является ли оно определенным. Если оспариваемый акт или его часть вызывает неоднозначное толкование, суд не вправе устранять эту неопределенность путем обязания в решении органа или должностного лица внести в акт изменения или дополнения, поскольку такие действия суда будут являться нарушением компетенции органа или должностного лица, принявших данный правовой акт. В этом случае оспариваемый акт в такой редакции признается недействующим полностью или в части с указанием мотивов принятого решения.
Приведенные положения полностью согласуются и с позицией Конституционного Суда Российской Федерации, который неоднократно подчеркивал, что именно нарушения требований определенности, ясности и недвусмысленности законодательного регулирования не обеспечивают единообразного понимания и толкования правовых норм правоприменителями, что приводит к нарушению принципа равенства всех перед законом и верховенства закона, самого по себе нарушения требования определенности правовой нормы достаточно для признания такой нормы не соответствующей Конституции Российской Федерации (постановление от ДД.ММ.ГГГГ N 12-П).
Таким образом, суд приходит к выводу о несоответствии федеральному законодательству указанных положений в Решении городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ №26/768.
Доводы представителя заинтересованного лица администрации Волгограда Костровой Р.В. и представителя заинтересованного лица Главы Волгограда и Волгоградской городской Думы Тарабрина А.В., что Решение Волгоградской Городской Думы №... от ДД.ММ.ГГГГ « О порядке формирования муниципального маневренного жилищного фонда Волгограда и предоставление жилых помещений муниципального маневренного жилищного фонда Волгограда», на момент вынесения решения судом ДД.ММ.ГГГГ оспариваемый правовой акт был признан утратившим силу, суд не может признать как основание для отказа в требованиях, поскольку данные обстоятельства не являются препятствием для обращения заявителя в суд за судебной проверкой законности оспариваемых положений данного Решения и не могут явиться основанием для отказа в удовлетворении требований при установлении судом факта несоответствия положений законодательству РФ. Кроме того ссылки на то, что Постановлением Правительства РФ утверждена Методика проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, только ДД.ММ.ГГГГ не является основанием в не проведении данный экспертизы в последующем периоде.
Согласно ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п.3 ст.123 Конституции Российской Федерации и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющими принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В силу ст.68 ГПК РФ объяснения сторон и третьих лиц об известных им обстоятельствах, имеющих значение для правильного рассмотрения дела, подлежат проверке и оценке наряду с другими доказательствами. В случае, если сторона, обязанная доказывать свои требования или возражения, удерживает находящиеся у нее доказательства и не представляет их суду, суд вправе обосновать свои выводы объяснениями другой стороны.
В соответствии с ч. 2 ст. 253 ГПК РФ установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что заявленные требования являются обоснованными, поскольку вышеперечисленные отдельные положения Решения противоречат федеральному законодательству, в связи с чем, в данной части Решение Волгоградской Городской Думы №... от ДД.ММ.ГГГГ « О порядке формирования муниципального маневренного жилищного фонда Волгограда и предоставление жилых помещений муниципального маневренного жилищного фонда Волгограда» не соответствует действующему законодательству РФ.
Руководствуясь ст. ст. 194-199, 253ГПК РФ суд
РЕШИЛ:
Заявление Набатовой О. В. – удовлетворить.
Признать не соответствующим действующему законодательству Российской Федерации абз. 6 и 9 п.1.2,п.п.2.1.4,2.1.5,п.п. 2.6.6, п.2.8, абз. 2 п.4.3, п.4.4 Решения Волгоградской Городской Думы №... от ДД.ММ.ГГГГ « О порядке формирования муниципального маневренного жилищного фонда Волгограда и предоставление жилых помещений муниципального маневренного жилищного фонда Волгограда» в период его действия с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год.
Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Волгоградский областной суд в течение месяца через Центральный районный суд г. Волгограда.
Судья Д.И. Коротенко
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...