НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Центрального районного суда г. Твери (Тверская область) от 18.07.2022 № 2-924/2022

УИД 69RS0040-02-2022-000704-08

Дело № 2-924/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

18 июля 2022 года г. Тверь

Центральный районный суд г. Твери в составе:

председательствующего судьи Кузьминой Т.В.,

при секретаре Благоразумовой М.А.,

с участием истца ФИО1,

представителя ответчика - Фонда капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области – ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Фонду капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области о признании незаконным действий, отмене взносов на капитальный ремонт и пени, взыскании судебных расходов,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратилась в суд с исковым заявлением к Фонду капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области о признании незаконным действий, отмене взносов на капитальный ремонт и пени, взыскании судебных расходов.

В обоснование исковых требований указано, что 08 апреля 2021 года между ФИО1 и ФИО3 был заключен договор купли-продажи, согласно которому продавец продал, а покупатель купил в собственность недвижимое имущество - квартиру общей площадью кв.м, расположенную по адресу: . П. 3.6. договора установлено, что объект передается не обремененным задолженностями по коммунальным платежам, абонентской платой за телефон (при наличии), иными платежами, связанными с использованием и владением объектом продавцом. Согласно п. 3.7. договора стороны пришли к соглашению, что в случае выявления задолженности по коммунальным платежам объекта, в том числе по оплате электроэнергии и капитального ремонта после перехода права собственности на объект к покупателю, продавец обязуется погасить выявленную задолженность по объекту в срок не более 3 календарных дней с момента предоставления последнему подтверждающих наличие задолженности документов. Получив за апрель 2021 года платежный документ от ООО «ЕРКЦ», истец и ФИО3 заплатили совместно плату за капитальный ремонт. Однако, у ФИО3 имеется задолженность за несвоевременную плату за капитальный ремонт, а именно пени в размере 2200 рублей 97 копеек. 14 июля 2021 года ФИО1 обратилась к руководителю ООО «ЕРКЦ» с письменным заявлением разобраться с правомерностью переноса штрафных санкций (пеней) по капитальному ремонту. Согласно ответу из Министерства финансов Тверской области задолженность предыдущего собственника по взносам на капитальный ремонт в размере 100 рублей 79 копеек и пени за несвоевременную оплату взносов на капитальный ремонт предыдущим собственником в размере 2200 рублей 97 копеек начислены на новый лицевой счет. Считает, что при смене собственника помещения в многоквартирном доме к новому собственнику переходит обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт, в том числе не уплаченных прежним владельцем, что прямо предусмотрено законом, а обязанность по уплате неустойки за нарушение сроков уплаты предыдущим собственником взносов на капитальный ремонт за период до момента перехода права собственности к новому собственнику не переходит. Просит признать незаконными действия Фонда капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области о начислении истцу задолженности предыдущего собственника и отменить взносы на капитальный ремонт в размере 100 рублей 79 копеек и пени за несвоевременную оплату взносов на капитальный ремонт предыдущим собственником в размере 2200 рублей 97 копеек; взыскать с Фонда капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области в пользу ФИО1 расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей и 796 рублей 88 копеек - расходы на отправку почтовой корреспонденции.

Определением суда от 27 апреля 2022 года, занесенным в протокол судебного заседания, к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена ФИО3

Определением суда от 27 апреля 2022 года, занесенным в протокол судебного заседания, к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ООО «ЕРКЦ».

В судебном заседании истец ФИО1 исковые требования поддержала в полном объеме, обосновав доводами, изложенными в исковом заявлении, просила их удовлетворить.

В судебном заседании представитель ответчика - Фонда капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области – ФИО2 исковые требования не признал, просил в их удовлетворении отказать. Согласно представленному отзыву Постановлением Правительства Тверской области от 24 декабря 2013 года № 690-пп, опубликованном в выпуске газеты «Тверская жизнь» от 31 декабря 2013 года № 240, утверждена «Региональная программа по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Тверской области на 2014-2043 годы», в которую, в том числе, включен многоквартирный дом, расположенный по адресу: . Обязанность по уплате ежемесячных взносов на капитальный ремонт возникла у собственников помещений в указанном МКД с 01 июля 2014 года. В силу ч. 3 ст. 158 ЖК РФ долг предыдущего собственника переходит к новому собственнику в полном объеме, а соответственно и обязанность по его погашению. Указывает, что истец вправе обратиться как в досудебном, так и в судебном порядке к предыдущему собственнику помещения с требованием об оплате задолженности по взносам на капитальный ремонт многоквартирного дома за период его права собственности. В рамках исполнения обязательств ООО «ЕРКЦ» ежемесячно предоставляет собственникам помещений в многоквартирных домах платежные документы на уплату взноса на капитальный ремонт и производит начисление пени в соответствии ч. 14.1, ст. 155 ЖК РФ. Законодательством РФ не предоставлено право региональному оператору на списание пени.

В судебное заседание третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, ФИО3, представитель третьего лица - ООО «ЕРКЦ» не явились, будучи извещенными о дате, времени и месте слушания дела надлежащим образом, об отложении дела слушанием не просили, возражений на исковое заявление не представили.

Судом определено о рассмотрении дела в отсутствие неявившихся участников процесса.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Согласно ст. 249 ГК РФ каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.

На основании ст. 30 ЖК РФ собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме.

В соответствии с ч. 1 ст. 154 ЖК РФ капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме проводится за счет собственника жилищного фонда.

Согласно ч. 1 ст. 169 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, частью 8 статьи 170 и частью 4 статьи 181 настоящего Кодекса, в размере, установленном в соответствии с частью 8.1 статьи 156 настоящего Кодекса, или, если соответствующее решение принято общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, в большем размере.

При этом в соответствии с ч. 3 ст. 169 ЖК РФ обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении восьми календарных месяцев, если более ранний срок не установлен законом субъекта Российской Федерации, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом.

Ч.ч. 1, 3 ст. 170 ЖК РФ предусмотрено, что взносы на капитальный ремонт, уплаченные собственниками помещений в многоквартирном доме, пени, уплаченные собственниками таких помещений в связи с ненадлежащим исполнением ими обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт, проценты, начисленные за пользование денежными средствами, находящимися на специальном счете, счете, счетах регионального оператора, на которых осуществляется формирование фондов капитального ремонта, доходы, полученные от размещения средств фонда капитального ремонта, средства финансовой поддержки, предоставленной в соответствии со статьей 191 настоящего Кодекса, а также кредитные и (или) иные заемные средства, привлеченные собственниками помещений в многоквартирном доме на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, образуют фонд капитального ремонта. Собственники помещений в многоквартирном доме вправе выбрать один из следующих способов формирования фонда капитального ремонта: перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете (далее - формирование фонда капитального ремонта на специальном счете); перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников помещений в многоквартирном доме в отношении регионального оператора (далее - формирование фонда капитального ремонта на счете регионального оператора).

В соответствии с ч. 2 ст. 178 ЖК РФ региональный оператор создается субъектом Российской Федерации, и им может быть создано несколько региональных операторов, каждый из которых осуществляет деятельность на части территории такого субъекта Российской Федерации.

Распоряжением Правительства Тверской области от 28 июня 2013 года № 306 в качестве регионального оператора, который осуществляет деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Тверской области создан Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области.

П. 2 указанного распоряжения, определено, что основной целью деятельности Фонда является осуществление деятельности, направленной на обеспечение организации и своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Тверской области, за счет взносов собственников помещений в таких домах, бюджетных средств и иных не запрещенных законом источников финансирования.

Согласно ч.ч. 1, 2 ст. 3 Закона Тверской области от 28 июня 2013 года №43-ЗО «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Тверской области» собственники помещений в многоквартирном доме в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации вправе выбрать один из следующих способов формирования фонда капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме (далее - фонд капитального ремонта): 1) перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете (далее - формирование фонда капитального ремонта на специальном счете); 2) перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников помещений в многоквартирном доме в отношении регионального оператора (далее - формирование фонда капитального ремонта на счете регионального оператора). Решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта принимается и реализуется собственниками помещений в многоквартирном доме не позднее чем в течение четырех месяцев после официального опубликования утвержденной в установленном статьей 14 настоящего закона порядке региональной программы по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме (далее - региональной программы по проведению капитального ремонта), в которую включен многоквартирный дом, в отношении которого решается вопрос о выборе способа формирования его фонда капитального ремонта.

Капитальный ремонт многоквартирных домов осуществляется в рамках региональной программы по проведению капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов на территории Тверской области с 2014 года по 2043 годы, утвержденной постановлением Правительства Тверской области от 24 декабря 2013 года № 690-пп.

В указанную программу включен многоквартирный дом, расположенный по адресу: . Обязанность по уплате ежемесячных взносов на капитальный ремонт возникла у собственников вышеуказанного многоквартирного дома с 01 июля 2014 года.

Согласно ч. 3 ст. 158 ЖК РФ обязанность по оплате расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме распространяется на всех собственников помещений в этом доме с момента возникновения права собственности на помещения в этом доме. При переходе права собственности на помещение в многоквартирном доме к новому собственнику переходит обязательство предыдущего собственника по оплате расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, в том числе не исполненная предыдущим собственником обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт, за исключением такой обязанности, не исполненной Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием, являющимися предыдущим собственником помещения в многоквартирном доме.

В соответствии с п. 14.1 ст. 155 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме, несвоевременно и (или) не полностью уплатившие взносы на капитальный ремонт, обязаны уплатить в фонд капитального ремонта пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная с тридцать первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты. Уплата указанных пеней осуществляется в порядке, установленном для уплаты взносов на капитальный ремонт.

В судебном заседании установлено, что ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ года является собственником жилого помещения – квартиры в многоквартирном доме, расположенном по адресу: , что подтверждается выписками из ЕГРН от 07 апреля 2022 года.

Право собственности ФИО1 на вышеуказанную квартиру зарегистрировано на основании договора купли-продажи квартиры ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между ФИО1 и ФИО3 (предыдущим собственником квартиры).

Согласно п.п. 3.6., 3.7. указанного договора объект передается на основании настоящего договора, который является документом, подтверждающим передачу объекта продавцом и его прием покупателем (ст. 556 ГК РФ). Объект передается не обремененным задолженностями по коммунальным платежам, абонентской платой за телефон (при наличии), иными платежами, связанными с пользованием и владением объектом продавцом. В случае выявления задолженности по объекту, а именно задолженности по коммунальным платежам объекта, в том числе по оплате электроэнергии и капитального ремонта после перехода права собственности на объект к покупателю, продавец обязуется погасить выявленную задолженность по объекту в срок не более 3 календарных дней с момента предоставления последнему подтверждающих наличие задолженности документов.

Заявлением от 14 июля 2021 года в адрес ООО «ЕРКЦ» ФИО1 просила разобраться с правомерностью переноса штрафных санкций (пени).

Согласно ответу Министерства финансов Тверской области от 21 декабря 2021 года по адресу: , изначально был открыт лицевой счет на имя ФИО3 После получения выписки из EГPH о переходе прав на объект недвижимости с 12 апреля 2021 года была произведена смена собственника жилого помещения и ФИО1 был открыт новый лицевой счет , а лицевой счет на имя ФИО3 закрыт. Задолженность предыдущего собственника по взносам на капитальный ремонт в размере 100 рублей 79 копеек и пени за несвоевременную оплату взносов на капитальный ремонт предыдущим собственником в размере 2200 рублей 97 копеек начислены на новый лицевой счет ФИО1

Как следует из выписки по лицевому счету на имя ФИО3, на июнь 2021 года задолженность по капитальному ремонту 274 рубля 89 копеек, задолженность по пени - 2475 рублей 86 копеек.

Согласно выписке по лицевому счету на имя ФИО1 на июнь 2021 года значится задолженность по пени предыдущего собственника в размере 2200 рублей 97 копеек – пени, задолженность по взносам в размере 100 рублей 79 копеек.

Согласно расчету ответчика на 01 мая 2022 года значится задолженность по пени в размере 2200 рублей 97 копеек.

В силу действующего законодательства не исполненная предыдущим собственником обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт переходит к новому собственнику в силу прямого указания закона, и взыскание задолженности осуществляется за счет средств нового собственника. При этом, перевода долга на нового собственника, получения его согласия не требуется.

Доказательств того, что предыдущим собственником спорного жилого помещения являлись: Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование не имеется.

Поскольку задолженность предыдущего собственника по оплате взносов на капитальный ремонт и пени не погашена, она не может быть отменена ответчиком и правомерно выставляется к оплате новому собственнику.

Доводы истца о том, что к новому собственнику переходит только обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт, но не пени, основана на неверном толковании закона.

Анализируя вышеизложенное, суд приходит к выводу о том, что исковые требования ФИО1 о признании незаконными действий Фонда капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области о начислении истцу задолженности предыдущего собственника и отмене взносов на капитальный ремонт в размере 100 рублей 79 копеек и пени за несвоевременную оплату взносов на капитальный ремонт предыдущим собственником в размере 2200 рублей 97 копеек, не подлежат удовлетворению.

Новый собственник имеет возможность исполнить обязанность предыдущего собственника по оплате взносов за капитальный ремонт и пени за их неуплату и впоследствии требовать возмещения понесенных расходов в качестве неосновательного обогащения в размере сбереженной бывшим собственником суммы неоплаченных взносов и пени, руководствуясь положениями ст.ст. 15, 1102 ГК РФ.

В соответствии с ч. 1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 96 ГПК РФ.

Согласно ч. 1 ст. 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.

В связи с отказом в удовлетворении исковых требований государственная пошлина в размере 300 рублей, оплаченная при подаче иска за рассмотрение неимущественных требований, почтовые расходы в размере 796 рублей 88 копеек взысканию не подлежат.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования ФИО1 к Фонду капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области о признании незаконным действий, отмене взносов на капитальный ремонт и пени, взыскании судебных расходов оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд через Центральный районный суд г. Твери в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Председательствующий Т.В. Кузьмина

Решение в окончательной форме изготовлено 25 июля 2022 года.

Председательствующий Т.В. Кузьмина

УИД 69RS0040-02-2022-000704-08

Дело № 2-924/2022