НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Центрального районного суда г. Твери (Тверская область) от 04.05.2022 № 2-190/2022

Дело №2-190/2022 (УИД 69RS0040-02-2021-007927-51)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

04 мая 2022 года г. Тверь

Центральный районный суд г.Твери в составе

председательствующего судьи Панасюк Т.Я.

при секретаре Сакаевой А.А.

с участием представителя истца на основании доверенностей старшего помощника прокурора Центрального района г.Твери Лукьяновой А.В.,

представителя ответчика Фонда капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области на основании доверенности Мамочкина Д.В.,

представителя третьего лица Правительства Тверской области на основании доверенности Травкиной О.Н.,

представителя третьего лица Министерства строительства Тверской области на основании доверенности Громовой С.В.,

представителя третьего лица ООО «Кимрская дирекция единого заказчика» на основании доверенности Юлегиной Е.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Твери гражданское дело по иску Кимрского межрайонного прокурора Тверской области к Фонду капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области о признании незаконным бездействия, возложении обязанности обеспечить проведение работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах,

у с т а н о в и л:

Кимрский межрайонный прокурор Тверской области обратился в суд с иском, в котором в котором с учётом внесённых в исковое заявление дополнений в окончательной редакции исковых требований по заявлению от 24.01.2022 просил суд:

- признать незаконным бездействие Фонда капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области, выразившееся в невыполнении работ по капитальному ремонту многоквартирных домов, расположенных по адресу: Тверская область, г.Кимры, ул.Коммунистическая, д.2/5, Тверская область, г.Кимры, ул.Кириллова, д.7, Тверская область, г.Кимры, ул.Кириллова, д.9, запланированных к реализации в 2017-2019 гг., предусмотренных Региональной программой по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Тверской области на 2014-2043 годы, утвержденной постановлением Правительства Тверской области 24.12.2013 №690-пп;

- обязать Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области (ИНН 6950981521, ОГРН 1136900001479) в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить проведение следующих работ в отношении многоквартирных домов, расположенных по адресу:

Тверская область, г.Кимры, ул.Коммунистическая, д.2/5 в следующем объеме: ремонт крыши, переустройство невентилируемой крыши на вентилируемую крышу, устройство выходов на кровлю; ремонт и утепление фасада; ремонт внутридомовых инженерных систем электроснабжения; ремонт внутридомовых инженерных систем теплоснабжения, а также установка, ремонт или замена в комплексе оборудования индивидуальных тепловых пунктов и при наличии повысительных насосных установок; ремонт внутридомовых инженерных систем холодного водоснабжения; ремонт внутридомовых инженерных систем водоотведения; ремонт внутридомовых инженерных систем газоснабжения; разработка проектной документации, проведение экспертизы проектной документации; установка коллективных (общедомовых) приборов учета потребления - ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, и узлов управления и регулирования потребления этих ресурсов (тепловой энергии, горячей и холодной воды, газа);

Тверская область, г.Кимры, ул.Кириллова, д.7 в следующем объеме: ремонт внутридомовой системы теплоснабжения, а также установка, ремонт или замена в комплексе оборудования индивидуальных тепловых пунктов и при наличии повысительных насосных установок;

Тверская область, г.Кимры, ул. Кириллова, д.9 в следующем объеме: ремонт внутридомовой системы теплоснабжения, а также установка, ремонт или замена в комплексе оборудования индивидуальных тепловых пунктов и при наличии повысительных насосных установок,

путем привлечения для оказания услуг и выполнения работ по капитальному ремонту подрядных организаций, заключения с подрядными организациями от своего имени договоров, предусматривающих установление гарантийного срока на оказанные услуги и выполненные работы продолжительностью не менее пяти лет с момента подписания соответствующего акта приемки оказанных услуг или выполненных работ, а также обязательства подрядных организаций по устранению выявленных нарушений в разумный срок за свой счет и своими силами, контролирования качества и сроков оказания услуг и выполнения работ подрядными организациями и соответствие таких услуг и работ требованиям проектной документации; осуществления приемки оказанных услуг и выполненных работ, в том числе обеспечив создание соответствующих комиссий с участием представителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, ответственных за реализацию региональных программ капитального ремонта краткосрочных планов их реализации, лиц, осуществляющих управление данными многоквартирными домами, и представителей собственников помещений в многоквартирных домах.

В обоснование заявленных исковых требований прокурор ссылался на следующие обстоятельства.

Межрайонной прокуратурой в связи с обращением ФИО1 проведена проверка соблюдения требований законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства в деятельности Фонда капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области в части проведения капитального ремонта многоквартирного дома, расположенного по адресу: Тверская область, г.Кимры, ул.Коммунистическая, д.2/5. Управление указанным многоквартирным домом осуществляет ООО «Кимрская дирекция единого заказчика». 30.09.2021 межрайонной прокуратурой проведена выездная проверка с привлечением специалиста ГУ «ГЖИ» Тверской области, представителей ООО «КДЕЗ», в ходе которой с участием жителей обследован указанный жилой дом. Собственником квартиры ФИО1 предоставлен доступ в квартиру, которая расположена на 4 этаже, неугловая, приватизированная. В жилой комнате имеется наличие волосяной трещины в штукатурном слое, а также наличие сухих следов протечек кровли над окном в виде пятен площадью 0,4 кв.м. При осмотре квартиры на потолке и стенах в жилой комнате площадью 15 кв.м., а также прихожей обнаружено наличие сухих и влажных следов протечек в виде пятен и разводов. За время эксплуатации вследствие естественного износа и воздействия ветра и атмосферных осадков шиферная кровля дома значительно утратила свои первоначальные свойства. Меры по текущему содержанию общего имущества, принимаемые ООО «КДЕЗ», носят временный характер, в связи с чем необходимо проведение капитального ремонта кровельного покрытия, что указано в акте проверки ГУ «ГЖИ» Тверской области №1162/21 (п) от 30.09.2021. Таким образом, по итогам проверки установлено, что запланированные работы по капитальному ремонту многоквартирного дома, расположенного по адресу: Тверская область, г. Кимры, ул. Коммунистическая, д.2/5, на период 2017-2019 на момент проверки проведены не были.

В соответствии со ст.168 ЖК РФ постановлением Правительства Тверской области от 10.03.2017 №62-пп утвержден краткосрочный план реализации региональной программы на 2017-2019 годы. Вместе с тем, вышеуказанный многоквартирный дом в краткосрочном плане реализации региональной программы на 2017-2019 годы отсутствует. Несмотря на истекшие сроки осуществления капитального ремонта, установленные Региональной программой на 2017-2019 годы, Фондом капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области должных мер по выполнению работ, предусмотренных региональной программой, не принято. Бездействие ответчика приводит к нарушению жилищных прав неопределенного круга лиц, проживающих в многоквартирном доме либо находящихся в помещениях, входящих в состав многоквартирного дома, по иным основаниям. Невыполнение региональной программы капитального ремонта в установленные сроки и в полном объеме противоречит нормам ЖК РФ и иным нормам действующего законодательства, снижает уровень безопасности и комфортности проживания в МКД, наносит ущерб собственникам помещений в МКД, являющимся собственниками и общего имущества в МКД.

В связи с изложенным, истец, ссылаясь на положения ст.ст.167, 168, 182 ЖК РФ, обратился в суд с рассматриваемым иском.

В заявлении об увеличении исковых требований истец дополнительно сослался на то, что постановлением Администрации города Кимры Тверской области от 28.11.2019 №706-па в редакции постановления от 27.01.2020№ №36-па утвержден муниципальный краткосрочный план реализации региональной программы по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Тверской области на 2020-2022 годы муниципального образования «Город Кимры Тверской области», в соответствии с которым в 2020 году должен быть осуществлен капитальный ремонт многоквартирных домов, расположенных по адресам: г.Кимры, ул.Кириллова, д.7 (ремонт внутридомовой системы теплоснабжения) и г.Кимры, ул.Кириллова, д.9 (ремонт внутридомовой системы теплоснабжения). Управление указанными многоквартирными домами осуществляет третье лицо ООО «КДЕЗ». Несмотря на истекшие сроки осуществления капитального ремонта, установленные Региональной программой по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Тверской области на 2014 - 2043 годы, муниципальным краткосрочным планом реализации региональной программы по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Тверской области на 2020-2022 годы муниципального образования «Город Кимры Тверской области», утверждённым Постановлением Администрации города Кимры Тверской области от 28.11.2019 №706-па, Фондом капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области должных мер по выполнению работ, предусмотренных региональной программой, не принято. Бездействие ответчика приводит к нарушению жилищных прав неопределенного круга лиц, проживающих в многоквартирных домах либо находящихся в помещениях, входящих в состав многоквартирных домов по иным основаниям.

Определениями судьи, занесёнными в протоколы судебных заседаний от 01.12.2021, 24.03.2022 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены УФК по Тверской области, Министерство Тверской области по обеспечению контрольных функций, Министерство финансов Тверской области, ООО «РОСК», ООО «КЛАССИК».

Представитель истца на основании доверенностей старший помощник прокурора Центрального района г.Твери Лукьянова А.В. в судебном заседании поддержала заявленные исковые требования в полном объеме, просила их удовлетворить.

Представитель ответчика Фонда капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области на основании доверенности Мамочкин Д.В. в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных исковых требований, пояснил, что многоквартирный дом по адресу: г.Кимры, ул.Коммунистическая, д.2/5 не включён в краткосрочный план реализации в 2017 - 2019 годах региональной программы по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Тверской области на 2014 – 2043 годы. При этом, федеральным законодательством определен порядок реализации региональной программы капитального ремонта посредством утверждения краткосрочных планов реализации региональной программы капитального ремонта. Другие дома включены в краткосрочный план реализации региональной программы на 2020 – 2022 годы. В настоящее время компанией -подрядчиком на основании заключённого контракта проводятся ремонтные работы, которые будут завершены к концу мая 2022 года.

Представитель третьего лица Правительства Тверской области на основании доверенности Травкина О.Н. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных исковых требований, поддержав доводы письменного отзыва на иск, из которого следует, что многоквартирный дом многоквартирный дом по адресу: Тверская область, г.Кимры, ул.Коммунистическая, д.2/5, включённый в региональную программу по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Тверской области на 2014 - 2043 годы, утвержденную постановлением Правительства Тверской области от 24.12.2013 №690-пп, не включен в муниципальный краткосрочный план реализации региональной программы по проведения капитального общего имущества в многоквартирных домах на территории Тверской области на 2017-2019 годы муниципального образования «Город Кимры Тверской области», утвержденный постановлением администрации города Кимры от 02.12.2016 №623-па. Данный факт имеет правообразующее значение для рассмотрения настоящего спора. Спорный многоквартирный жилой дом не включен в краткосрочный план реализации в 2017 - 2019 годах региональной программы по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Тверской области на 2014 - 2043, утвержденный постановлением Правительства Тверской области от 10.03.2017 №62-пп, а также в краткосрочный план реализации в 2020 - 2022 региональной программы по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Тверской области на 2014 - 2043 годы, утвержденный постановлением Правительства Тверской области от 14.08.2020 №360-пп. Федеральным законодательством определен порядок реализации региональной программы капитального ремонта посредством утверждения краткосрочных планов реализации региональной программы капитального ремонта. Требования краткосрочных планов, утвержденных Правительством Тверской области, являются обязательными для регионального оператора. Каких-либо иных способов проведения капитального ремонта многоквартирных домов федеральным и региональным законодательством не предусмотрено. Таким образом, обязательств по проведению капитального ремонта спорного многоквартирного дома у Фонда не возникло. Регулирующее законодательство применяется в настоящем случае во взаимосвязи, положения ст.189 ЖК РФ не отменяют требований ст.168 ЖК РФ. Требования, заявленные истцом, фактически направлены на нивелирование порядка реализации региональной программы капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области, предусмотренного ч.7 ст.168 ЖК РФ и ч.1 ст.16 Закона Тверской области №43-ЗО. Доказательств незаконного бездействия Фонда в материалах настоящего дела не содержится. Другие дома включены в краткосрочный план реализации в 2020 - 2022 региональной программы по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Тверской области на 2014 - 2043 годы, утвержденный постановлением Правительства Тверской области от 14.08.2020 № 360-пп, в настоящий момент найдена подрядная организация.

Представитель третьего лица Министерства строительства Тверской области на основании доверенности Громова С.В. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных исковых требований, полностью поддержала позицию ответчика и Правительства Тверской области, просила отказать в удовлетворении иска в полном объеме.

Представитель третьего лица ООО «Кимрская дирекция единого заказчика» на основании доверенности Юлегина Е.Е. в судебном заседании поддержала заявленные исковые требования, поддержав доводы письменного отзыва на иск, из которого следует, что имеет место быть бездействие ответчика по непроведению капитального ремонта дома по адресу: г.Кимры, ул.Коммунистическая, д.2/5. Прямой нормы, позволяющей уменьшать объемы работ или переносить на более поздние сроки капитального ремонта МКД, региональное законодательство не содержит. Для разрешения настоящего судебного спора должны быть применены нормы ст.168 и 182 ЖК РФ, которыми предусмотрено безусловное выполнение Фондом капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области региональной программы капитального ремонта. Своевременное проведение капитального ремонта является главным условием безопасности эксплуатации многоквартирного дома, а нарушение нормативной периодичности выполнения работ по капитальному ремонту не обеспечивает безопасной эксплуатации многоквартирного дома. Заменить капитальный ремонт текущим невозможно.

Представители третьих лиц Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области, Главного управления «Государственная жилищная инспекция» Тверской области», Администрации г.Кимры Тверской области, УФК по Тверской области, Министерства Тверской области по обеспечению контрольных функций, Министерства финансов Тверской области, ООО «РОСК», ООО «КЛАССИК», надлежащим образом извещённых о рассмотрении дела, в судебное заседание не явились, обоснованных ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявляли.

От представителя третьего лица Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области поступило ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие. Ранее им представлен отзыв на иск, доводы которого сводятся к тому, что действующим федеральным и региональным законодательством не предусмотрена обязанность Фонда обеспечивать выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов, не включённых в региональный краткосрочный план. В связи с чем, исковые требования прокурора не подлежат удовлетворению.

От представителя третьего лица Министерства Тверской области по обеспечению контрольных функций поступило ходатайство об исключении из числа третьих лиц по делу, поскольку Министерство не уполномочено на контроль за проведением капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области и реализацией Региональной программы по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Тверской области на 2014-2043 годы, утвержденной постановлением Правительства Тверской области от 24.12.2013 №690-пп.

От представителя третьего лица УФК по Тверской области поступило ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, в котором также указано, что принятие решения он оставляет на усмотрение суда.

Иных возражений относительно заявленных исковых требований от участвующих в деле лиц не поступило.

На основании положений ст.167 ГПК РФ судом определено рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.

Выслушав представителя истца Лукьянову А.В., представителя ответчика Фонда капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области Мамочкина Д.В., представителя третьего лица Правительства Тверской области Травкину О.Н., представителя третьего лица Министерства строительства Тверской области Громову С.В., представителя третьего лица ООО «Кимрская дирекция единого заказчика» Юлегину Е.Е., исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Пункт 1 ст.1 ГК РФ к числу основных начал гражданского законодательства относит, в частности, необходимость беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты, а абзац третий ст.12 ГК РФ устанавливает такие способы защиты гражданских прав, как восстановление положения, существовавшего до нарушения права, и пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; присуждение к исполнению обязанности.

В соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан либо неопределенного круга лиц, а также в защиту интересов Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований.

Согласно ч.1 ст.21 Федерального закона от 17.01.1992 №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» предметом прокурорского надзора являются соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

Обращение прокурора с данным иском в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц обусловлено тем, что бездействие ответчика приводит к нарушению жилищных прав неопределённого круга лиц, как владеющих на праве собственности жилыми помещениями многоквартирного жилого дома, так и проживающих либо находящихся в помещениях, входящих в состав заявленного многоквартирного жилого дома по иным основаниям.

Таким образом, обращение прокурора с рассматриваемым иском в суд отвечает требованиям действующего законодательства.

В соответствии со ст.1 ЖК РФ жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасность, неприкосновенность и недопустимость произвольного лишения жилища, на необходимость обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.

Как следует из искового заявления, исковые требования прокурором заявлены в отношении общего имущества многоквартирных домов, расположенных по адресам: Тверская область, г.Кимры, ул.Коммунистическая, д.2/5, г.Кимры, ул.Кириллова, д.7, г.Кимры, ул.Кириллова, д.9.

В соответствии со ст.210 ГК РФ, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Согласно ст.249 ГК РФ, каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.

На основании ст.30 ЖК РФ, собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме.

В соответствии с ч.1 ст.154 ЖК РФ капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме проводится за счет собственника жилищного фонда.

В соответствии с ч.1 ст.169 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, частью 8 статьи 170 и частью 5 статьи 181 настоящего Кодекса, в размере, установленном в соответствии с частью 8.1 статьи 156 настоящего Кодекса, или, если соответствующее решение принято общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, в большем размере.

Частью 3 ст.170 ЖК РФ предусмотрено, что собственники помещений в многоквартирном доме вправе выбрать один из следующих способов формирования фонда капитального ремонта: перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете (далее - формирование фонда капитального ремонта на специальном счете); перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников помещений в многоквартирном доме в отношении регионального оператора (далее - формирование фонда капитального ремонта на счете регионального оператора).

В силу ч.7 ст.170 ЖК РФ в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме в срок, установленный частями 5 и 5.1 настоящей статьи, не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ не был реализован в установленный частями 5 и 5.1 настоящей статьи срок, и в случаях, предусмотренных частью 7 статьи 189 настоящего Кодекса, орган местного самоуправления в течение месяца со дня получения от органа государственного жилищного надзора информации, предусмотренной частью 4 статьи 172 настоящего Кодекса, принимает решение о формировании фонда капитального ремонта в отношении такого дома на счете регионального оператора и уведомляет собственников помещений в таком доме о принятом решении, в том числе с использованием системы.

Частью 1 ст.180 ЖК РФ установлено, что функциями регионального оператора являются аккумулирование взносов на капитальный ремонт, уплачиваемых собственниками помещений в многоквартирных домах, в отношении которых фонды капитального ремонта формируются на счете, счетах регионального оператора; открытие на свое имя специальных счетов и совершение операций по этим счетам в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме выбрали регионального оператора в качестве владельца специального счета. Региональный оператор не вправе отказать собственникам помещений в многоквартирном доме в открытии на свое имя такого счета; осуществление функций технического заказчика работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора; финансирование расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, в пределах средств этих фондов капитального ремонта с привлечением при необходимости средств, полученных из иных источников, в том числе из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета; взаимодействие с органами государственной власти субъекта Российской Федерации и органами местного самоуправления в целях обеспечения своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора; иные предусмотренные настоящим Кодексом, законом субъекта Российской Федерации и учредительными документами регионального оператора функции.

В соответствии с ч.1 ст.181 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме, принявшие решение о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора, а также собственники помещений в многоквартирном доме, не принявшие решения о способе формирования фонда капитального ремонта, в случае, предусмотренном частью 7 статьи 170 настоящего Кодекса, имеют права и исполняют обязанности, предусмотренные частью 2 настоящей статьи, начиная с даты, определяемой в соответствии с частью 3 статьи 169 и частью 5.1 статьи 170 настоящего Кодекса, а региональный оператор должен исполнять обязанности по обеспечению проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, предусмотренные статьей 182 настоящего Кодекса, перечислить в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, денежные средства фонда капитального ремонта на специальный счет или выплатить собственникам помещений в многоквартирном доме денежные средства, соответствующие долям указанных собственников в фонде капитального ремонта, исполнять иные обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом.

В соответствии с ч.1 ст.182 ЖК РФ региональный оператор обеспечивает проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, в объеме и в сроки, которые предусмотрены региональной программой капитального ремонта, и финансирование капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, в том числе в случае недостаточности средств фонда капитального ремонта, за счет средств, полученных за счет платежей собственников помещений в других многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, за счет субсидий, полученных из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета, за счет иных не запрещенных законом средств.

Анализ приведенных положений закона позволяет прийти к выводу о том, что региональный оператор обеспечивает проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора.

Протоколом №10 внеочередного собрания собственников помещений многоквартирного дома, проведённого в форме очного голосования, по адресу: г.Кимры, ул.Коммунистическая, д.2/5, от 28.11.2015 принято решение о необходимости проведения капитального ремонта кровли в 2016 году в соответствии с региональной программой по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Тверской области. Также протоколом общего собрания собственников помещений многоквартирного дома от 28.11.2015 принято решение об изменении способа формирования фонда капитального ремонта МКД со специального счета на счет регионального оператора; о расторжении региональным оператором договора специального счета и перечислении остатка денежных средств со специального счета на счет регионального оператора.

Доказательств, подтверждающих, что собственниками помещений многоквартирных жилых домов по адресам: г.Кимры, ул.Кириллова, д.7 и г.Кимры, ул.Кириллова, д.9, был избран способ формирования фонда капитального ремонта на специальном счёте дома, материалы дела не содержат. Фонд капитального ремонта данных МКД формируется на счёте регионального оператора.

Постановлением Правительства Тверской области от 24.12.2013 №690-пп утверждена региональная программа по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Тверской области на 2014-2043 г.г.

В соответствии с региональной программой в период проведения работ 2017-2019 годы:

- в отношении многоквартирного дома №2/5 по ул.Коммунистическая г.Кимры (п.3.163) предусмотрены следующие виды капитального ремонта: ремонт крыши, переустройство невентилируемой крыши на вентилируемую крышу, устройство выходов на кровлю; ремонт и утепление фасада; ремонт внутридомовых инженерных систем электроснабжения; ремонт внутридомовых инженерных систем теплоснабжения, а также установка, ремонт или замена в комплексе оборудования индивидуальных тепловых пунктов и при наличии повысительных насосных установок; ремонт внутридомовых инженерных систем холодного водоснабжения; ремонт внутридомовых инженерных систем водоотведения; ремонт внутридомовых инженерных систем газоснабжения; разработка проектной документации, проведение экспертизы проектной документации (в случае, если разработка проектной документации, проведение экспертизы проектной документации необходимы в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности), проведение проверки сметной стоимости капитального ремонта, а также проведение государственной историко-культурной экспертизы проектной документации на выполнение работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия), являющихся многоквартирными домами, в случае проведения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, являющихся объектами культурного наследия, выявленными объектами культурного наследия; установка коллективных (общедомовых) приборов учета потребления ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, и узлов управления и регулирования потребления этих ресурсов (тепловой энергии, горячей и холодной воды, газа); установка, ремонт систем коллективного приема телевидения для обеспечения приема и распределения в многоквартирных домах радиосигналов цифрового эфирного телевизионного вещания (шифр работ 2, 4, 6, 7, 8, 10, 11, 12, 13, 14);

- в отношении многоквартирного дома №7 по ул.Кириллова г.Кимры (п.3.120) предусмотрены следующие виды капитального ремонта: ремонт внутридомовых инженерных систем теплоснабжения, а также установка, ремонт или замена в комплексе оборудования индивидуальных тепловых пунктов и при наличии повысительных насосных установок; ремонт внутридомовых инженерных систем холодного водоснабжения; ремонт внутридомовых инженерных систем водоотведения; ремонт внутридомовых инженерных систем газоснабжения; разработка проектной документации, проведение экспертизы проектной документации (в случае, если разработка проектной документации, проведение экспертизы проектной документации необходимы в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности), проведение проверки сметной стоимости капитального ремонта, а также проведение государственной историко-культурной экспертизы проектной документации на выполнение работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия), являющихся многоквартирными домами, в случае проведения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, являющихся объектами культурного наследия, выявленными объектами культурного наследия; установка коллективных (общедомовых) приборов учета потребления ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, и узлов управления и регулирования потребления этих ресурсов (тепловой энергии, горячей и холодной воды, газа); установка, ремонт систем коллективного приема телевидения для обеспечения приема и распределения в многоквартирных домах радиосигналов цифрового эфирного телевизионного вещания (шифр работ 7, 8, 10, 11, 12, 13, 14);

- в отношении многоквартирного дома №9 по ул.Кириллова г.Кимры (п.3.122) предусмотрены следующие виды капитального ремонта: ремонт внутридомовых инженерных систем теплоснабжения, а также установка, ремонт или замена в комплексе оборудования индивидуальных тепловых пунктов и при наличии повысительных насосных установок; ремонт внутридомовых инженерных систем холодного водоснабжения; ремонт внутридомовых инженерных систем водоотведения; ремонт внутридомовых инженерных систем газоснабжения; разработка проектной документации, проведение экспертизы проектной документации (в случае, если разработка проектной документации, проведение экспертизы проектной документации необходимы в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности), проведение проверки сметной стоимости капитального ремонта, а также проведение государственной историко-культурной экспертизы проектной документации на выполнение работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия), являющихся многоквартирными домами, в случае проведения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, являющихся объектами культурного наследия, выявленными объектами культурного наследия; установка коллективных (общедомовых) приборов учета потребления ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, и узлов управления и регулирования потребления этих ресурсов (тепловой энергии, горячей и холодной воды, газа); установка, ремонт систем коллективного приема телевидения для обеспечения приема и распределения в многоквартирных домах радиосигналов цифрового эфирного телевизионного вещания (шифр работ 7, 8, 10, 11, 12, 13, 14).

С учётом положений постановления Правительства Тверской области от 22.04.2014 №210-пп «Об утверждении Порядка установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Тверской области» постановлением администрации города Кимры от 02.12.2016 №623-па утверждён муниципальный краткосрочный план реализации региональной программы по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Тверской области на 2017 - 2019 годы муниципального образования «Город Кимры Тверской области».

В указанный муниципальный краткосрочный план заявленные прокурором в рассматриваемом иске многоквартирные дома не включены.

В дальнейшем постановлением администрации города Кимры от 28.11.2019 №706-па утверждён муниципальный краткосрочный план реализации региональной программы по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Тверской области на 2020 - 2022 годы муниципального образования «Город Кимры Тверской области».

В данный муниципальный краткосрочный план многоквартирный дом №2/5 по ул.Коммунистическая г.Кимры не включён. Многоквартирные дома №№7 и 9 по ул.Кириллова г.Кимры в муниципальный краткосрочный план включены с датой начала проведения капитального ремонта – 2020 год, плановой датой завершения выполнения работ по капитальному ремонту указан декабрь 2020 года.

Постановлением Правительства Тверской области от 14.08.2020 №360-пп утверждён краткосрочный план реализации в 2020 - 2022 годах региональной программы по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Тверской области на 2014 - 2043 годы.

В указанный региональный краткосрочный план многоквартирный дом №2/5 по ул.Коммунистическая г.Кимры, как подлежащий капитальному ремонту в 2020-2022 годах, не включён.

Многоквартирные дома №№7 и 9 по ул.Кириллова г.Кимры вошли в предусмотренный региональным краткосрочным планом перечень многоквартирных домов, которые подлежат капитальному ремонту (п.п.114, 115) в 2020 году, плановой датой завершения выполнения работ по капитальному ремонту указан 2020 год. Сроки окончания проведения работ не переносились.

Согласно реестру многоквартирных домов по видам ремонта, в указанных домах запланировано проведение работ по ремонту внутридомовых инженерных систем теплоснабжения с разработкой необходимой проектной документации.

Поскольку в сроки, предусмотренные региональной программой и краткосрочными планами по её реализации капитальный ремонт дома проведен не был, истец обратился в суд с рассматриваемым иском, ссылаясь на бездействие Фонда капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области.

Согласно ч.1 ст.39, ч.2 ст.158 ЖК РФ, собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Расходы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме финансируются за счет средств фонда капитального ремонта и иных не запрещенных законом источников.

Жилищный кодекс Российской Федерации относит к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений, в том числе принятие нормативных правовых актов, которые направлены на обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и которыми устанавливается порядок- подготовки и утверждения региональных программ капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, а также требования к этим программам (ч.1 ст.167 ЖК РФ).

Статьей 168 ЖК РФ предусмотрено, что региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах определяются предельные сроки проведения собственниками помещений в таких домах и (или) региональным оператором капитального ремонта многоквартирных домов.

Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в целях планирования и организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, а также контроля своевременности проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах собственниками помещений в таких домах, региональным оператором (часть 1).

Внесение в региональную программу, капитального ремонта при ее актуализации изменений, предусматривающих перенос установленного срока капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме на более поздний период осуществляется при наличии соответствующего решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением перечисленных в данной норме случаев (ч.4 ст.168 ЖК РФ).

Решения о внесении изменений в региональную программу капитального ремонта принимаются в соответствии с методическими рекомендациями, утвержденными федеральным органом исполнительной, власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства (ч.4.1 ст.168 ЖК РФ).

В целях реализации региональной программы капитального ремонта, конкретизации сроков проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, уточнения планируемых видов услуг и (иди) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, определения видов и объема государственной поддержки, муниципальной поддержки капитального ремонта органы государственной власти субъекта Российской Федерации обязаны утверждать краткосрочные планы реализации региональной программы капитального ремонта в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, сроком на три года с распределением по годам в пределах указанного срока (ч.7 ст.168 ЖК РФ).

Согласно ч.1 ст.178 ЖК РФ, региональный оператор является юридическим лицом, созданным в организационно-правовой форме фонда.

Региональный оператор обеспечивает проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, в объеме и в сроки, которые предусмотрены региональной программой капитального ремонта, и финансирование капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, в том числе в случае недостаточности средств фонда капитального ремонта, за счет средств, полученных за счет платежей собственников помещений в других многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, за счет субсидий, полученных из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета, за счет иных не запрещенных законом средств (ч.1 ст.182 ЖК РФ).

В соответствии со ст.8 закона Тверской области от 28.06.2013 №43-ЗО в целях реализации ч.2 ст.178 ЖК РФ создается региональный оператор в организационно-правовой форме фонда (далее также - Фонд). Имущество регионального оператора формируется за счет взносов учредителя, платежей собственников помещений в многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, и других не запрещенных законом источников.

Распоряжением Правительства Тверской области от 28.06.2013 №306-рп «О создании некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области» была создана некоммерческая организация в форме фонда «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области».

Пунктом 2 указанного распоряжения, определено, что основной целью деятельности Фонда является осуществление деятельности, направленной на обеспечение организации и своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Тверской области, за счет взносов собственников помещений в таких домах, бюджетных средств и иных не запрещенных законом источников финансирования.

Согласно ч.3 ст.10 Закона Тверской области от 28.06.2013 №43-ЗО «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Тверской области» региональный оператор в целях обеспечения оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме: а) в порядке и сроки, предусмотренные статьей 18.1 настоящего Закона, подготавливает и направляет собственникам помещений в многоквартирном доме предложения о сроке начала капитального ремонта, необходимом перечне и об объеме услуг и (или) работ, их стоимости, о порядке и об источниках финансирования капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме и другие предложения, связанные с проведением такого капитального ремонта; б) обеспечивает подготовку задания на оказание услуг и (или) выполнение работ по капитальному ремонту и при необходимости подготовку проектной документации на проведение капитального ремонта, утверждает проектную документацию, несет ответственность за ее качество и соответствие требованиям технических регламентов, стандартов и других нормативных документов; в) привлекает для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту подрядные организации, заключает с ними от своего имени соответствующие договоры, предусматривающие в том числе установление гарантийного срока на оказанные услуги и (или) выполненные работы продолжительностью не менее пяти лет с момента подписания соответствующего акта приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ, а также обязательства подрядных организаций по устранению выявленных нарушений в разумный срок, за свой счет и своими силами; г) контролирует качество и сроки оказания услуг и (или) выполнения работ подрядными организациями и соответствие таких услуг и (или) работ требованиям проектной документации; г-1) обеспечивает установление в порядке, установленном Правительством Тверской области, фактов воспрепятствования проведению работ по капитальному ремонту, в том числе недопуска собственником, лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом, либо лицом, выполняющим работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, подрядной организации к проведению таких работ; д) осуществляет приемку оказанных услуг и (или) выполненных работ, в том числе обеспечивает создание соответствующих комиссий согласно пункту 5 части 2 статьи 182 Жилищного кодекса Российской Федерации; е) исполняет иные обязанности, предусмотренные Жилищным кодексом Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами Тверской области.

Региональный оператор финансирует расходы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, в пределах средств этого фонда капитального ремонта с привлечением при необходимости средств, полученных из иных источников, в том числе из областного бюджета Тверской области и (или) местного бюджета.

Основанием для перечисления региональным оператором средств по договору на оказание услуг и (или) выполнение работ по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме является акт приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ (за исключением случая, указанного в части 5 настоящей статьи). Такой акт приемки должен быть согласован с органом местного самоуправления, а также с лицом, которое уполномочено действовать от имени собственников помещений в многоквартирном доме (в случае, если капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме проводится на основании решения собственников помещений в этом многоквартирном доме) (ч.4 ст.10 закона Тверской области от 28.06.2013 №43-ЗО).

Согласно ч.4 ст.14 Закона Тверской области от 28.06.2013 №43-ЗО региональная программа по проведению капитального ремонта формируется на тридцать лет и утверждается Правительством Тверской области.

В соответствии с ч.1 ст.16 Закона Тверской области от 28.06.2013 №43-ЗО в целях реализации региональной программы по проведению капитального ремонта, конкретизации сроков проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, уточнения планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, определения объема финансирования мероприятий по капитальному ремонту общего имущества в каждом многоквартирном доме за счет средств собственников помещений многоквартирных домов и иных источников, видов и объема государственной поддержки, муниципальной поддержки капитального ремонта Правительство Тверской области или уполномоченный орган и органы местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Тверской области, утверждают краткосрочные планы реализации региональной программы по проведению капитального ремонта сроком на три года с распределением по годам в пределах указанного срока.

Порядок утверждения краткосрочных планов реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Тверской области утвержден постановлением Правительства Тверской области от 24.03.2015 №125-пп.

В силу п.3 Порядка, краткосрочные планы реализации региональной программы утверждаются сроком на три года с распределением по годам в пределах указанного срока планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, объема финансирования мероприятий по капитальному ремонту общего имущества в каждом многоквартирном доме за счет средств собственников помещений многоквартирных домов и иных источников, видов и объема государственной поддержки, муниципальной поддержки капитального ремонта.

Пунктом 5 Порядка, утверждённого постановлением Правительства Тверской области от 24.03.2015 №125-пп, определено, что муниципальные краткосрочные планы формируются органами местного самоуправления на основании решений о проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, принятых в соответствии со статьей 189 Жилищного кодекса Российской Федерации, и на основании предварительных сметных расчетов, предоставленных, в частности, Фондом капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области (далее - региональный оператор), в случае формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора.

Предварительный сметный расчет составляется региональным оператором на основании: актов обследования технического состояния многоквартирных домов, составленных и подписанных лицами, осуществляющими управление многоквартирными домами или оказывающими услуги и (или) выполняющими работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах; актов разграничения балансовой принадлежности в случае проведения капитального ремонта внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения.

Муниципальные краткосрочные планы разрабатываются с учетом первоочередности, установленной ч.2 ст.17 Закона Тверской области №43- ЗО, критериев для формирования муниципального краткосрочного плана реализации региональной программы по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Тверской области.

Таким образом, органы местного самоуправления наделены полномочиями в части организации и проведения капитального ремонта на территории г.Твери. Разрабатывая и утверждая краткосрочные планы капитального ремонта, включая в него конкретные многоквартирные дома, муниципальное образование принимает на себя определенные обязательства и несет ответственность за своевременное проведение капитального ремонта перед жителями домов, ремонт общего имущества которых необходим в соответствии с критериями продолжительности эксплуатации технического состояния объектов общего имущества.

Пунктами 15, 16 Порядка утверждения краткосрочных планов реализации региональной программы по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Тверской области предусмотрено, что уполномоченный орган (Министерство строительства Тверской области) на основании муниципальных краткосрочных планов, представляемых органами местного самоуправления, в срок до 15 ноября года, предшествующего планируемому периоду, подготавливает региональный краткосрочный план.

Уполномоченный орган в течение двух недель с даты представления органами местного самоуправления муниципальных краткосрочных планов проводит их анализ на включение в региональный краткосрочный план, а также (в случае предоставления государственной финансовой поддержки) прилагаемых к ним документов в соответствии с Постановлением Правительства Тверской области от 22.07.2014 №352-пп «Об утверждении Порядка и условий предоставления государственной финансовой поддержки на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Тверской области»; включает в региональный краткосрочный план многоквартирные дома, включенные в муниципальные краткосрочные планы, согласованные в соответствии с пунктом 13 раздела II настоящего Порядка с Главным управлением «Государственная жилищная инспекция» Тверской области и региональным оператором; в срок до 31 декабря года, предшествующего планируемому периоду, представляет на рассмотрение Правительства Тверской области проект нормативного правового акта об утверждении регионального краткосрочного плана.

На дату обращения в суд с рассматриваемым иском и на дату судебного разбирательства заявленные истцом работы, предусмотренные региональной программой на 2017-2019 годы, в отношении заявленного многоквартирного жилого дома №2/5 по ул.Коммунистическая г.Кимры не проведены.

Факт отсутствия данного многоквартирного дома как в муниципальных краткосрочных планах, так и в краткосрочном плане реализации в 2017-2019 годах региональной программы по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Тверской области на 2014-2043, утвержденном постановлением Правительства Тверской области от 10.03.2017 №62-пп, а также в краткосрочном плане реализации в 2020-2022 региональной программы по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Тверской области на 2014-2043 годы, утвержденном постановлением Правительства Тверской области от 14.08.2020 №360-пп, не оспаривается.

При этом, порядок утверждения краткосрочных планов реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Тверской области, утвержденный постановлением Правительства Тверской области от 24.03.2015 №125-пп, является действующим нормативным правовым актом, который никем не оспорен и не отменен в установленном порядке, а указанные в нём требования, являются обязательными к исполнению всеми заинтересованными лицами.

При таких обстоятельствах, возложение на Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области обязанности по обеспечению проведения капитального ремонта многоквартирного жилого дома №2/5 по ул.Коммунистическая г.Кимры, с несоблюдением Порядка, утверждённого постановлением Правительства Тверской области от 24.03.2015 №125-пп, не отвечает требованиям действующего федерального и регионального законодательства.

В связи с изложенным, факт незаконного бездействия ответчика, выразившегося в невыполнении работ, запланированных к реализации в 2017-2019 годах региональной программой, в отношении указанного многоквартирного жилого дома, в ходе рассмотрения дела не установлен.

Также, не установлен и факт незаконного бездействия Фонда капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области, выразившегося в невыполнении работ по капитальному ремонту многоквартирных домов №№7 и 9 по ул.Кириллова г.Кимры, запланированных к реализации в 2017-2019 годах региональной программой по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Тверской области на 2014-2043 годы, утвержденной постановлением Правительства Тверской области 24.12.2013 №690-пп, поскольку в региональный краткосрочный план реализации в 2020 - 2022 годах региональной программы, утверждённый постановлением Правительства Тверской области от 14.08.2020 №360-пп, и обязательный к исполнению со стороны Фонда, указанные многоквартирные дома включены на более поздний период - 2020 год и только по видам работ шифр 7, 12: ремонт внутридомовых инженерных систем теплоснабжения, а также установка, ремонт или замена в комплексе оборудования индивидуальных тепловых пунктов и при наличии повысительных насосных установок с разработкой проектной документации.

В связи с чем на Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области не возлагалась обязанность по выполнению работ по капитальному ремонту указанных многоквартирных жилых домов как в объёме, предусмотренном региональной программой, так и в период 2017-2019 годов.

Таким образом, заявленные исковые требования в указанной части удовлетворению не подлежат.

Вместе с тем, как установлено при рассмотрении дела, на дату обращения прокурора в суд с иском, как и на дату судебного разбирательства, заявленные прокурором работы в отношении многоквартирных домов №№7 и 9 по ул.Кириллова г.Кимры, предусмотренные как региональной программой на 2017-2019 годы, так и муниципальным и региональным краткосрочными планами реализации региональной программы на 2020 год, не проведены.

Представители ответчика и третьих лиц в ходе рассмотрения дела ссылались на отсутствие со стороны Фонда незаконного бездействия, поскольку Фондом капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области заключён договор подряда на выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов на территории Тверской области, который будет исполнен в ближайшее время.

Как следует и представленных в материалы дела документов, между Фондом капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области и ООО «РОСК» заключён договор подряда №СК-071/20 от 16.12.2020 на оказание услуг по строительному контролю за работами при выполнении капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов на территории Тверской области.

В приложении №1 к указанному договору содержится адресный перечень объектов капитального ремонта, стоимость и сроки оказания услуг. В указанный перечень включены многоквартирные дома №№7 и 9 по ул.Кириллова г.Кимры с видом работ – теплоснабжение, сроками выполнения работ, оказания услуг: начало – день, следующий за днём подписания договора, окончание - 01 августа 2021 года, но не позднее даты приёмки заказчиком у подрядных организаций результатов работ по капитальному ремонту всех многоквартирных домов, включённых в адресный перечень.

16.12.2021 между Фондом капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области и ООО «КЛАССИК» заключён договор подряда ПС-079/21 на оценку технического состояния и проектирование капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов и на выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах Тверской области.

В приложении №1 к указанному договору содержится перечень объектов капитального ремонта и стоимость выполнения работ. В указанный перечень включены многоквартирные дома №№7 и 9 по ул.Кириллова г.Кимры с видом работ – ремонт системы теплоснабжения.

В приложении №4 к указанному договору приведён график выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах на территории Тверской области. Согласно данного графика, в отношении многоквартирных домов №№7 и 9 по ул.Кириллова г.Кимры датой начала работ (ремонт системы теплоснабжения) является дата заключения настоящего договора, предельных срок завершения выполнения работ – 30.05.2022.

Однако, данные обстоятельства не свидетельствуют о необоснованности заявленных исковых требований в оставшейся части.

На Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области в силу прямого указания действующего законодательства возложена обязанность обеспечить проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, в объеме и в сроки, которые предусмотрены региональной программой капитального ремонта с учётом регионального краткосрочного плана её реализации.

Данная обязанность в отношении многоквартирных домов №№7 и 9 по ул.Кириллова г.Кимры не была исполнена ответчиком в предусмотренный краткосрочным планом реализации в 2020 - 2022 годах региональной программы, утверждённым постановлением Правительства Тверской области от 14.08.2020 №360-пп, что свидетельствует о неисполнении возложенных на него обязанностей должным образом.

Как следует из представленных в материалы дела документов, соответствующий договор подряда на оценку технического состояния и проектирование капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов и на выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах Тверской области был заключён Фондом с ООО «КЛАССИК» только 16.12.2021, т.е. за пределами установленного краткосрочным планом предельного срока завершения работ.

В связи с изложенным, доводы ответчика и третьих лиц не опровергают законность и обоснованность исковых требований в указанной части и не свидетельствуют о наличии обстоятельств, освобождающих Фонд от выполнения возложенных на него обязанностей, предусмотренных региональной программой и краткосрочным планом капитального ремонта по её реализации, в отношении многоквартирных домов №№7 и 9 по ул.Кириллова г.Кимры.

Ненадлежащая организация проведения капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома, повлекшая неисполнение сроков ремонта, предусмотренных региональной программой и региональным краткосрочным планом, нарушает права собственников помещений многоквартирного дома, проживающих в доме и иных лиц, создаёт угрозу их безопасности, может повлечь причинение вреда жизни, здоровью лиц, их имуществу.

В связи с изложенным, заявленные к Фонду исковые требования о возложении обязанности обеспечить проведение капитального ремонта общего имущества многоквартирных жилых домов №7 и №9 по ул.Кириллова в г.Кимры Тверской области, по заявленным прокурором видам работ: ремонт внутридомовой системы теплоснабжения, а также установка, ремонт или замена в комплексе оборудования индивидуальных тепловых пунктов и при наличии повысительных насосных установок, подлежат удовлетворению.

При этом, суд считает возможным не возлагать на Фонд обязанности по обеспечению проведения работ путем привлечения подрядных организаций, заключения с ними договоров, предусматривающих установление гарантийного срока на оказанные услуги и выполненные работы продолжительностью не менее пяти лет с момента подписания соответствующего акта приемки оказанных услуг или выполненных работ, а также обязательства подрядных организаций по устранению выявленных нарушений в разумный срок за свой счет и своими силами, поскольку на дату рассмотрения дела судом такой договор заключён и является действующим.

Таким образом, обязанность по обеспечению проведения капитального ремонта подлежит исполнению Фондом путём выполнения необходимого для этого с учётом сложившейся ситуации комплекса мер, предусмотренных ч.3 ст.10 Закона Тверской области от 28.06.2013 №43-ЗО, включая контролирование качества и сроков оказания услуг и (или) выполнения работ подрядными организациями и соответствия таких услуг и (или) работ требованиям проектной документации; осуществления приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ, в том числе обеспечив создание соответствующих комиссий с участием представителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, ответственных за реализацию региональных программ капитального ремонта и (или) краткосрочных планов их реализации, и (или) органов местного самоуправления, лиц, осуществляющих управление данным многоквартирным домом, и представителей собственников помещений в многоквартирных домах.

Из положений ст.206 ГПК РФ следует, что если действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

В связи с тем, что для выполнения ответчиком установленных судом обязанностей необходимо выполнение определённых мероприятий, в том числе направленных на осуществление приемки оказанных услуг и выполненных работ, исходя из соблюдения баланса интересов сторон, учитывая длительность проведения заявленного объёма работ, суд полагает возможным установить для исполнения требований срок в шесть месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Как предусмотрено ч.1 ст.88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.

На основании пп.9 п.1 ст.333.36 НК РФ прокурор, обратившийся в суд с иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, освобождён от уплаты государственной пошлины.

В соответствии с ч.1 ст.103 ГПК РФ, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

В связи с частичным удовлетворением заявленных исковых требований неимущественного характера, с ответчика Фонда капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области, не освобожденного от уплаты государственной пошлины, в доход бюджета муниципального образования подлежит взысканию государственная пошлина, размер которой в силу п.3 ч.1 ст.333.19 НК РФ составляет 300 рублей.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

заявленные исковые требования Кимрского межрайонного прокурора Тверской области к Фонду капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области о признании незаконным бездействия, возложении обязанности обеспечить проведение работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах – удовлетворить частично.

Возложить на Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области обязанность в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить проведение капитального ремонта общего имущества многоквартирных жилых домов №7 и №9 по ул.Кириллова в г.Кимры Тверской области, по видам работ: ремонт внутридомовой системы теплоснабжения, а также установка, ремонт или замена в комплексе оборудования индивидуальных тепловых пунктов и при наличии повысительных насосных установок,

путём выполнения необходимого комплекса мер, включая контролирование качества и сроков оказания услуг и (или) выполнения работ подрядными организациями и соответствия таких услуг и (или) работ требованиям проектной документации; осуществления приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ, в том числе обеспечив создание соответствующих комиссий с участием представителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, ответственных за реализацию региональных программ капитального ремонта и (или) краткосрочных планов их реализации, и (или) органов местного самоуправления, лиц, осуществляющих управление данным многоквартирным домом, и представителей собственников помещений в многоквартирных домах.

В удовлетворении оставшейся части заявленных исковых требований отказать.

Взыскать с Фонда капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области государственную пошлину в доход бюджета муниципального образования городской округ город Тверь в размере 300 рублей.

Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд через Центральный районный суд г.Твери в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий Т.Я. Панасюк

Мотивированное решение составлено 13.05.2022.

Дело №2-190/2022 (УИД 69RS0040-02-2021-007927-51)