К делу № 2а-4487/2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Сочи
Краснодарский край 29 августа 2023 года
Текст мотивированного решения составлен 12 сентября 2023 года
Центральный районный суд города Сочи Краснодарского края в составе председательствующего судьи Куц И.А., при секретаре судебного заседания Чистякове В.В., с участием истца ФИО1, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 к Государственному казенному учреждению Краснодарского края «Центр занятости населения города Сочи» о признании незаконным отказа в признании безработным,
УСТАНОВЛЕНО:
ФИО1 обратилась в суд с административным иском к Государственному казенному учреждению Краснодарского края «Центр занятости населения города Сочи» (далее – ГКУ КК Центр занятости населения г. Сочи) о признании незаконным отказа в признании безработным.
В обоснование заявленных требований указано, что с 01.11.2022 ФИО1 является безработной.
11.11.2022 истец подала через личный кабинет на единой цифровой платформе «Работа в России» в ГКУ КК Центр занятости населения г. Сочи заявление о предоставлении государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы, а также в целях признания её безработной.
21.11.2022 истец получила устный отказ в признании безработной.
28.11.2022 ФИО1 обратилась с письменным обращением с запросом уведомления об отказе и с запросом обоснования причин отказа.
На личное обращение ФИО1 к административному ответчику 15.12.2022 по поводу непредставления оснований для отказа и по поводу отсутствия уведомления об отказе. На что специалист ГКУ КК Центр занятости населения г. Сочи пояснила, что по данным центра истец не является занятой, предложив снова подать заявление.
Однако ввиду того, что отказ от ГКУ КК Центр занятости населения г. Сочи в признании истца безработной не составлен, то и оснований для подачи нового заявления ФИО1 не усмотрела.
Административный истец получила 21.12.2022 справку от ответчика, при этом сведения о том, что ФИО1 является участником организацией или самозанятой отсутствуют по информации ФНС.
28.12.2022 истец подала ответчику претензию.
16.01.2023 ответчик заявил, что не получил претензию ФИО1 от 28.12.2022, после чего истец сдала указанную претензию 17.01.2023 повторно на личном приеме.
19.01.2023 ответчик вручил истцу претензию о возврате средств, полученных ФИО1 в 2011 году, а также ответ от 26.12.2022 на обращение от 28.11.2022.
В ответе от 26.12.2022 ответчиком указано, что ФИО1 как руководитель расторгла трудовой договор с ООО «МВИ» 31.10.2022, а по сведениям ФНС на 14.11.2022 находится в статусе руководителя юридического лица в ООО «МВИ» с 22.11.2021. Также ответчиком указано, что ФИО1 незаконно получала пособие по безработице в 2011 году. Указанный ответ не содержит информации и документов, обосновывающих отказ в признании ФИО1 безработной.
В ответе ГКУ КК Центр занятости населения г. Сочи от 16.02.2023 на претензию ФИО1 от 28.12.2022 также не содержит информации и документов, обосновывающих отказ в признании ФИО1 безработной.
Поскольку отказ административного ответчика признать административного истца безработной нарушает её право на получение государственного пособия по безработице и право на начисление страхового стажа в период получения пособия по безработице, ФИО1 просит признать незаконным отказ ГКУ КК Центр занятости населения г. Сочи в признании её безработной с 21.11.2023.
В судебном заседании ФИО1 поддержала заявленные административные исковые требования, просила суд удовлетворить их в полном объеме.
Административный ответчик в лице представителя ГКУ КК Центр занятости населения г. Сочи – ФИО2 в судебное заседание не явилась, представила в суд возражение, в котором просила прекратить административное производство за отсутствием состава административного правонарушения. При этом указала на следующее.
11.11.2022 ФИО1 представлено заявление о предоставлении государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы и признания её безработной.
По данным из ПФР от 14.11.2022 ФИО1, 31.10.2022 уволена из ООО «МВИ» по ст. 280 ТК РФ с должности руководителя.
При лично обращении 16.11.2022 государственную услугу по подбору подходящей работы оказать не представилось возможным ввиду того, что ФИО1 покинула помещение ГКУ КК Центр занятости населения г. Сочи.
14.11.2022 на основании межведомственного запроса с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия с УФНС установлено, что в период с 05.12.2002 по 06.03.2013 ФИО1 находилась в статусе «руководитель юридического лица», а также «учредителя/участника юридического лица» в организации ООО «Бизнес Альянс».
Выслушав административного истца, ознакомившись с материалами дела, суд полагает удовлетворить заявленные административные исковые требования частично по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с требованием ч. 11 ст. 226 КАС РФ на административного истца действующим процессуальным законом возлагается обязанность по доказыванию обстоятельств, указывающих на нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление, а также обстоятельств, подтверждающих соблюдены ли сроки обращения административного истца в суд. На административного ответчика в настоящем деле действующим процессуальным законом возлагается обязанность по доказыванию обстоятельств соблюдения требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами. А также обязанность по доказыванию обстоятельств, подтверждающих соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
По смыслу положений ст. 227 КАС РФ, для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные правоотношения, и нарушение этим решением, действием (бездействием) прав, свобод и законных интересов административного истца.
Исходя из содержания пункта 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», а также положений п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ, действия (бездействие) могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия действий (бездействия) закону и нарушения таким решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
Правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы, определены Законом РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в РФ» (далее – Закон от 19.04.1991 № 1032-1).
В силу п. 1 ст. 3 Закон от 19.04.1991 № 1032-1 безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней.
Из положений п. 2 ст. 3 Закона от 19.04.1991 № 1032-1 следует, что гражданин признается безработным при невозможности предоставления ему органами службы занятости подходящей работы в течение 10 дней со дня его регистрации в целях поиска подходящей работы. Решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня подачи гражданином заявления о предоставлении ему государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы и при наличии в органах службы занятости документов и (или) сведений, необходимых для постановки на регистрационный учет безработного гражданина в соответствии с порядком регистрации безработных граждан.
Порядок регистрации безработных граждан определен Правилами регистрации безработных граждан, утвержденными постановлением Правительства РФ от 2 ноября 2021 года N 1909 (далее по тексту решения - Правила).
Согласно п. 2 Правил порядок регистрации безработных граждан включает в себя постановку на регистрационный учет, ведение регистрационного учета и снятие с регистрационного учета государственными учреждениями службы занятости населения (далее - центры занятости населения).
В соответствии с п. 3 Правил регистрации подлежат граждане, зарегистрированные в целях поиска подходящей работы по месту жительства в соответствии с Правилами регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 2 ноября 2021 г. N 1909 "О регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, регистрации безработных граждан, требованиях к подбору подходящей работы, внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2020 г. N 460, а также о признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее соответственно - Правила регистрации граждан, зарегистрированные граждане), в отношении которых центрами занятости населения в установленном порядке приняты решения о признании их безработными.
На основании п. 5 Правил зарегистрированному гражданину, претендующему на признание его безработным, центры занятости населения устанавливают дату явки для решения вопроса о признании его в качестве безработного гражданина не позднее 11-го дня со дня подачи заявления. Днем подачи заявления гражданина, обратившегося в центр занятости населения, является день его принятия центром занятости населения в соответствии с Правилами регистрации граждан.
Зарегистрированному гражданину направляется уведомление о дате явки в центр занятости населения для регистрации гражданина безработным в день его постановки на регистрационный учет в целях поиска подходящей работы.
Положениями п. 10 Правил предусмотрено, что постановка на регистрационный учет безработного гражданина не осуществляется, если в отношении зарегистрированного гражданина центром занятости населения в установленном порядке принято решение об отказе в признании его безработным, в том числе в случае неявки зарегистрированного гражданина без уважительных причин в срок, установленный центром занятости населения для регистрации в качестве безработного (за исключением инвалидов I или II группы, с которыми осуществляется взаимодействие в порядке, предусмотренном абзацем третьим пункта 3.1 статьи 15 Закона).
Как установлено судом, и не оспаривается участниками процесса, 11.11.2022 заявление ФИО1, поданное в электронной форме о предоставлении государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы и признании безработным принято в ГКУ КК Центр занятости населения г. Сочи.
По сведениям, предоставленным из ПФР по системе межведомственного взаимодействия административным ответчиком получена информация о том, что ФИО1 31.10.2022 уволена из ООО «МВИ» по ст. 280 ТК РФ - расторжение трудового договора по инициативе руководителя с должности руководителя организации. На дату 14.11.2022 ФИО1 по сведениям ЕГРЮЛ находилась в статусе «руководителя юридического лица» ООО «МВИ» с 22.11.2021 (л.д. 34), в ООО «Бизнес Альянс» прекратила деятельность в должности руководителя с 06.3.2013.
В соответствии с требованиями ст. 2 Закон от 19.04.1991 № 1032-1 занятыми считаются граждане: работающие по трудовому договору, в том числе выполняющие работу за вознаграждение на условиях полного либо неполного рабочего времени, а также имеющие иную оплачиваемую работу (службу), включая сезонные, временные работы, за исключением общественных работ (кроме граждан, участвующих в общественных работах и указанных в пункте 3 статьи 4 настоящего Закона) и осуществления полномочий членов избирательных комиссий, комиссий референдума с правом решающего голоса не на постоянной (штатной) основе; зарегистрированные в установленном порядке в качестве индивидуальных предпринимателей, а также нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, и иные лица, чья профессиональная деятельность в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию (далее - индивидуальные предприниматели); занятые в подсобных промыслах и реализующие продукцию по договорам; выполняющие работы по договорам гражданско-правового характера, предметами которых являются выполнение работ и оказание услуг, авторским договорам, а также являющиеся членами производственных кооперативов (артелей); избранные, назначенные или утвержденные на оплачиваемую должность; проходящие военную службу, альтернативную гражданскую службу, а также службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах принудительного исполнения Российской Федерации; обучающиеся по очной форме обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, за исключением обучения по направлению государственной службы занятости населения (далее - органы службы занятости); временно отсутствующие на рабочем месте в связи с нетрудоспособностью, отпуском, переподготовкой, повышением квалификации, приостановкой производства, вызванной забастовкой, призывом на военные сборы, привлечением к мероприятиям, связанным с подготовкой к военной службе (альтернативной гражданской службе), исполнением других государственных обязанностей или иными уважительными причинами; являющиеся учредителями (участниками) организаций, за исключением учредителей (участников) некоммерческих организаций, организационно-правовая форма которых не предполагает права учредителей (участников) на получение дохода от деятельности этих организаций, включая членов товариществ собственников жилья, а также членов жилищных, жилищно-строительных, гаражных кооперативов и иных специализированных потребительских кооперативов, создаваемых в целях удовлетворения потребностей граждан, которые не получают доход от их деятельности; являющиеся членами крестьянского (фермерского) хозяйства.
Федеральный закон от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" не связывает возникновение либо прекращение полномочий руководителя общества с фактом внесения в ЕГРЮЛ соответствующих сведений, а лишь с принятием решения о расторжении трудового договора с руководителем.
То есть на следующий день после увольнения 31.10.2022 (о чем было известно административному ответчику при получении соответствующих сведений о ФИО1 на дату 14.11.2022), с 01.11.2022 ФИО1 не являлась занятой.
В соответствии с требованиями Закон от 19.04.1991 № 1032-1 ФИО1 обратилась к административному ответчику с заявлением 11.11.2022 о признании её безработной.
Принимая во внимание вышеизложенные нормы закона и обстоятельства по делу на дату 11.11.2022 в ГКУ КК Центр занятости населения г. Сочи, ФИО1 не имела статуса «занятой».
В соответствии с абзацем 2 пункта 1 статьи 28 Закон от 19.04.1991 № 1032-1 государство гарантирует безработным выплату пособия по безработице.
Решение о назначении пособия по безработице принимается одновременно с решением о признании гражданина безработным (пункт 2 статьи 31 Закон от 19.04.1991 № 1032-1).
Принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, а также тот факт, что административным ответчиком необоснованно в установленные законом сроки не присвоен статус «безработной» ФИО1, чем нарушены права административного истца на получение государственного пособия по безработице, а также на начисление страхового стажа в период получения пособия по безработице, суд полагает заявленные административные исковые требования правомерными.
Доводы административного ответчика о том, что ФИО1 при посещении ГКУ КК Центр занятости населения г. Сочи 16.11.2022 самостоятельно покинула учреждение чем фактически отказалась от поиска работы не нашли своего подтверждения в судебном заседании.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 198, 199 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
исковые требования ФИО1 к Государственному казенному учреждению Краснодарского края «Центр занятости населения города Сочи» о признании незаконным отказа в признании безработным удовлетворить частично.
Признать незаконным отказ Государственного казенного учреждения Краснодарского края «Центр занятости населения города Сочи» в признании ФИО1 безработной.
Возложить обязанность на Государственное казенное учреждение Краснодарского края «Центр занятости населения города Сочи» повторно рассмотреть заявление ФИО1 от 11.11.2022 о предоставлении государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы и в целях принятия решения о признании заявителя безработной для принятия законного решения.
Решение может быть обжаловано сторонами в течение месяца со дня постановления его в окончательной форме в Краснодарский краевой суд через Центральный районный суд г. Сочи.
Судья И.А. Куц