Дело № 2а-1134/19 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 05 августа 2019 года г. Симферополь Центральный районный суд г. Симферополя Республики Крым в составе: Председательствующего судьи – Федоренко Э.Р., при секретаре – Кунице Е.В., с участием представителя административного истца – ФИО4, действующей на основании доверенности, представителя административного ответчика – ФИО5, действующего на основании доверенности, представителей заинтересованных лиц – ФИО6, ФИО7, действующих на основании доверенностей, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению заместителя прокурора г. Симферополя к Администрации г. Симферополя, МКУ Департамент развития муниципальной собственности Администрации города Симферополя о признании незаконным бездействия, понуждении к выполнению определенных действий, заинтересованные лица – Симферопольский городской Совет Республики Крым, Министерство строительства и архитектуры Республики Крым, Совет министров Республики Крым, Муниципальное казенное учреждение Департамент капитального строительства Администрации г. Симферополя, у с т а н о в и л: Заместитель прокурора г. Симферополя обратился в суд с административным иском к Администрации г. Симферополя, МКУ Департамент развития муниципальной собственности Администрации города Симферополя о признании незаконным бездействия, понуждении к выполнению определенных действий, мотивируя исковые требования тем, что прокуратурой города проведена проверка исполнения федерального законодательства при разработке и утверждении градостроительной документации в муниципальном образовании городской округ Симферополь. В силу ч. 3 ст. 30 Градостроительного кодекса РФ подготовка проекта правил землепользования и застройки осуществляется с учетом положений о территориальном планировании, содержащихся в документах территориального планирования, требований технических регламентов, результатов публичных слушаний и предложений заинтересованных лиц. Установлено, что решением 42-й сессии Симферопольского городского Совета 1-го созыва от 28.04.2016 года № 733 утверждены Временные правила землепользования и застройки территории муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым. Решением Симферопольского городского Совета № 888 от 28.08.2016 года утвержден Генеральный план муниципального образования городской округ Симферополь, положения которого вступили в силу с 01.01.2017 года. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, то есть по истечении более двух лет с момента вступления в силу положений Генерального плана муниципального образования городской округ Симферополь, в нарушение требований статей 31-33 Градостроительного кодекса РФ Правила землепользования и застройки территории муниципального образования городской округ Симферополь не разработаны и в установленном порядке не утверждены. При осуществлении надзорной деятельности прокуратурой города выявлены многочисленные факты несоответствия временных правил землепользования и застройки генеральному плану. В ходе ранее проведенных проверок прокуратурой города Симферополя в Администрацию г. Симферополя неоднократно вносились представления о необходимости принятия мер по приведению в соответствие генеральному плану правил землепользования и застройки. Расхождение действующей документации территориального планирования и градостроительного зонирования муниципального образования приводит к строительству капитальных объектов, не предусмотренных генеральным планом муниципального образования, в связи с этим административный иск предъявляется в защиту интересов неопределенного круга лиц. С учетом уточненных исковых требований, прокурор просит признать незаконным бездействие Администрации г. Симферополя в период с ДД.ММ.ГГГГ, выражающееся в непринятии мер по разработке Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ Симферополь; обязать Администрацию г. Симферополя принять исчерпывающие меры, направленные на разработку и утверждение Правил землепользования и застройки на территории муниципального образования городской округ Симферополь в порядке и сроки, установленные статьями 30, 31, 32, 33 Градостроительного кодекса РФ. Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен Симферопольский городской Совет. Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Министерство строительства и архитектуры Республики Крым. Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен Совет Министров Республики Крым. Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Муниципальное казенное учреждение Департамент капитального строительства Администрации г. Симферополя. В судебном заседании помощник прокурора поддержала заявленные требования в полном объеме, дала пояснения по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Пояснила, что в результате бездействия административных ответчиков в настоящее время продолжает иметь место расхождение действующей документации территориального планирования и градостроительного зонирования муниципального образования. Таким образом, соответствующая обязанность органами местного самоуправления муниципального образования городской округ Симферополь по полному приведению действующей документации территориального планирования градостроительного зонирования муниципального образования городской округ Симферополь по полному приведению действующей документации территориального планирования и градостроительного зонирования муниципального образования городской округ Симферополь в нарушение требований законодательства до настоящего времени не исполнена, что приводит к строительству капитальных объектов, не предусмотренных генеральным планом муниципального образования. Осуществление деятельности по строительству объектов недвижимости, не предусмотренных действующей градостроительной документации, влечет за собой прямое нарушение государственной политики в указанной сфере. Таким образом, непринятие администрацией муниципального образования городской округ Симферополь полных и своевременных мер в указанной сфере создает предпосылки к нарушению прав неопределенного круга лиц, проживающих либо пребывающих на территории муниципального образования. Представитель административного ответчика Администрации города Симферополя в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований в полном объеме, полагая об отсутствии доказательств бездействия администрации. Пояснил, что согласно ст. 12 Конституции РФ в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. В соответствии со ст. 130 Конституции РФ, местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование, распоряжение муниципальной собственностью. Местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления. В соответствии с п. 8 ч. 1 и п. 2 ст. 7 Земельного кодекса РФ земли населенных пунктов используются в соответствии с установленным на них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливается федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. В соответствии со ст. 1 Градостроительного кодекса РФ градостроительная деятельность – это деятельность по развитию территорий, в том числе городов и иных поселений, осуществляемая в виде территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территории и т.д. согласно ст. 8 Градостроительного кодекса РФ и ст. 11 Земельного кодекса РФ вопрос установления Правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований отнесен к исключительной компетенции органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности и земельных отношений. Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, установлены Федеральным законом № 131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». В соответствии с п. 26 ч. 1 ст. 16, ч. 1 ст. 7 Федерального закона № 131-ФЗ, п. 3 ч. 3 ст. 8 и ч. 1 ст. 32 Градостроительного кодекса РФ, ч. 1 чт. 37 Устава муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым, принятого решением Симферопольского городского совета от 13.11.2014 № 61, утверждение Генерального план городского округа, а также утверждение Правил землепользования и застройки являются полномочиями органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения, по которым представительным органом местного самоуправления городского округа принимаются муниципальные правовые акты. В соответствии со ст.ст. 18, 23 ГрК РФ генеральные планы включают в себя карты планируемого размещения объектов с указанием или описанием зон размещения названных объектов. Решением Симферопольского городского совета от 25.08.2016 № 888 утвержден Генеральный план муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым. Генеральный план разработан на расчетный срок реализации до конца 2035 года, прогнозная численность населения городского округа составит 500 тысяч человек на конец указанного срока. Правила землепользования и застройки – документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации – городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений (п.8 ст. 1 ГрК РФ). Прокурор просит признать бездействие, выражающееся в непринятии мер по разработке и утверждению Правил землепользования и застройки в период с ДД.ММ.ГГГГ. Однако с указанным доводом прокурора, Администрация г. Симферополя не согласна, поскольку на территории муниципального образования городской округ Симферополь временно были разработаны и утверждены решением 42-й сессии Симферопольского городского совета Республики Крым 1-го созыва от 28.04.2016 №733 Временные правила землепользования и застройки территории муниципального образования городского округа Симферополь Республики Крым с учетом применяемой градостроительной документации до утверждения в установленном порядке Правил землепользования и застройки. Поэтому считают, что работа по разработке Правил землепользования и застройки в указанный период Администрацией г. Симферополя проводилась. Доводы прокурора о том, что в результате бездействия органом местного самоуправления городского округа Симферополь продолжает иметь место расхождение действующей документации территориального планирования и градостроительного зонирования необоснованные. Генеральный план и Временные правила землепользования застройки являются нормативными муниципальными правовыми актами, которые были утверждены представительным органом местного самоуправления Симферопольским городским советом Республики Крым. Представительный орган местного самоуправления по результатам рассмотрения проекта Правил землепользования и застройки и обязательных приложений к нему может утвердить правила землепользования и застройки или направить проект Правил землепользования и застройки главе местной администрации па доработку в соответствии с результатами публичных слушаний по указанному проекту. Распоряжением Правительства Российской Федерации рекомендовано осуществить реализацию целевой модели в субъектах до 2021 года в три этапа. Для каждого этапа установлены целевые показатели. Распоряжением Совета министров Республики Крым от 30.09.2016 № 1217-р «Об утверждении Плана мероприятий («дорожной карты») по внедрению в Республике Крым лучших практик Национального рейтинга состояния инвестиционного климата в субъектах РФ» был утвержден План мероприятий («дорожной карты») по внедрению в Республике Крым лучших практик Национального рейтинга состояния инвестиционного климата в субъектах РФ и целевых моделей упрощения процедур ведения бизнеса и повышения инвестиционной привлекательности региона. В соответствии с «Дорожной картой» по внедрению целевой модели установлены: факторы/этап реализации модели, необходимые меры для повышения эффективности прохождения этапов, показатели, характеризующие степень достижения результата, целевое значение показателей с указанием сроков до 31.12.2017, 31.12.2018, 31.12.2019, 13.12.2020, 31.12.2021. Данные этапы по целевым значениям показателя установлены в срок до 31.12.2021 года. Также по срокам реализации Принятие правил землепользования и застройки поселений, городского округа установлен до 31 декабря 2021 года. Учитывая изложенное, полагает об отсутствии бездействия со стороны Администрации г. Симферополя, просит отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме. Представитель заинтересованного лица МКУ Департамент капитального строительства Администрации г. Симферополя в судебном заседании поддержал позицию Администрации г. Симферополя. Пояснил, что в соответствии с Положением о Департаменте, утвержденным решением 83-й сессии I созыва Симферопольского городского совета Республики Крым от 07.03.2018 № 1527, деятельность Департамента направлена на обеспечение реализации полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым в сфере капитального строительства, реконструкции, реставрации и капитального ремонта. Согласно постановлению от 11.06.2019 года № 3074 «Об утверждении Плана мероприятий («дорожной карты») по реализации раздела «Территориальное планирование» показателя Национального рейтинга «А2. Эффективность процедур по выдаче разрешений на строительство. Целевая модель «Получение разрешения на строительство и территориальное планирование» определено, что МКУ Департамент развития муниципальной собственности Администрации г. Симферополя, МКУ Департамент развития экономического потенциала территории и муниципального заказа Администрации г. Симферополя Республики Крым, и МКУ Департамент капитального строительства Администрации г. Симферополя являются ответственными за реализацию мероприятий, указанных в приложении к постановлению, по обеспечению подготовки финансово-экономических обоснований с целью планирования бюджетных ассигнований, необходимых для их реализации. В п. 4 вышеуказанного постановления закреплено, что Департамент капитального строительства является ответственным исполнителем за наличие актуализированных в случае внесения изменений в Генеральный план муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым, утвержденных и размещенных в ФГИС ТП программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования городской округ Симферополь, программ комплексного развития транспортной инфраструктуры муниципального образования городской округ Симферополь, программ комплексного развития социальной инфраструктуры муниципального образования городской округ Симферополь. В связи с тем, что в настоящее время изменения в Генеральный план не принимались, полагает, что принятым по делу решением права и обязанности Департамента затронуты не будут. Представитель заинтересованного лица Совета Министров Республики Крым в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований, считает их необоснованными и не подлежащими удовлетворению. Пояснил, что в соответствии с п. 8 п. 1 ст. 1 Земельного кодекса РФ одним из принципов, на которых основываются данный кодекс и изданные в соответствии с ним иные акты земельного законодательства, является принцип деления земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и определенному виду разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства. В соответствии с пунктом 8 ч. 1 и п. 2 ст. 7 Земельного кодекса РФ земли населенных пунктов используются в соответствии с установленным на них целевым назначением. Согласно ст. 8 ГрК РФ и ст. 11 Земельного кодекса РФ вопрос установления Правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований отнесен к исключительной компетенции органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности и земельных отношений. Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, установлены Федеральным законом № 131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». В соответствии с п. 26 ч. 1 ст. 16, ч. 1 ст. 7 Федерального закона № 131-ФЗ, п. 3 ч. 3 ст. 8 и ч. 1 ст. 32 Градостроительного кодекса РФ, ч. 1 ст. 37 Устава муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым, принятого решением Симферопольского городского совета от 13.11.2014 № 61, утверждение Генерального плана городского округа, а также утверждение Правил землепользования и застройки являются полномочиями органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения, по которым представительным органом местного самоуправления городского округа принимаются муниципальные правовые акты. В административном иске прокурор просит признать незаконным бездействие Администрации г. Симферополя, выражающееся в непринятии мер по разработке и утверждению Правил землепользования и застройки в период с 01.01.2018 года. Полагают данный довод несостоятельным. Так, на территории муниципального образования городской округ Симферополь временно были разработаны и утверждены решением 42-ой сессии Симферопольского городского совета Республики Крым 1-го созыва от 28.04.2016 года №733 Временные правила землепользования и застройки территории муниципального образования городского округа Симферополь Республики Крым с учетом применяемой градостроительной документации до утверждения в установленном порядке Правил землепользования и застройки. Соответствующая работа Администрацией г. Симферополя по разработке Правил землепользования и застройки в указанный период проводилась. Распоряжением правительства РФ рекомендовано осуществить реализацию целевой модели в субъектах РФ до 2021 года в три этапа, для каждого этапа установлены целевые показатели. Распоряжением Совета министров Республики Крым от 30.09.2016 года № 1217-р «Об утверждении Плана мероприятий («Дорожной карты») по внедрению в Республике Крым лучших практик Национального рейтинга состояния инвестиционного климата в субъектах РФ» был утвержден План мероприятий (Дорожная карта») по внедрению в Республике Крым лучших практик. В соответствии с «Дорожной картой» по внедрению целевой модели установлены: факторы/этап реализации модели, необходимые меры для повышения эффективности прохождения этапов, показатели, характеризующие степень достижения результата, целевое значение показателей с указанием сроков до 31.12.2017 г., 31.12.2018 г., 31.12.2019 г., 13.12.2020 г., 31.12.2021 г. Данные этапы по целевым значениям установлены в срок до 31.12.2021 года. При этом, Советом Министров Республики Крым установлено, что приступить к разработке программ комплексного развития целесообразно после утверждения генеральных планов в установленном порядке. По срокам реализации Принятия правил землепользования и застройки поселений, городского округа установлен до 31.12.2021 года. Таким образом, считают заявленные требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению, просят отказать в удовлетворении административного искового заявления в полном объеме. Представитель административного ответчика Муниципального казенного учреждения Департамент развития муниципальной собственности Администрации г. Симферополя в судебное заседание не явился, о дате, месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, причин неявки не сообщил. Представитель заинтересованного лица Симферопольского городского Совета Республики Крым в судебное заседание не явился, о дате, месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, причин неявки не сообщил. Представитель заинтересованного лица Министерства строительства и архитектуры Республики Крым в судебное заседание не явился, о дате, месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, причин неявки не сообщил. Согласно положениями ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд считает возможным проведение судебного разбирательства в отсутствие неявившихся лиц, извещенных надлежащим образом. Выслушав участников судебного разбирательства, исследовав материалы дела и оценив представленные доказательства, суд приходит к выводу о следующем. Согласно части 1 статьи 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами. В соответствии со ст.62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом. Обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. По таким административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия), но обязаны: 1) указывать, каким нормативным правовым актам, по их мнению, противоречат данные акты, решения, действия (бездействие); 2) подтверждать сведения о том, что оспариваемым нормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца или неопределенного круга лиц либо возникла реальная угроза их нарушения; 3) подтверждать иные факты, на которые административный истец, прокурор, органы, организации и граждане ссылаются как на основания своих требований. По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия ) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца. При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными. В соответствии со ст. 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации правила землепользования и застройки разрабатываются в целях: создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия; создания условий для планировки территорий муниципальных образований; обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства; создания условий для привлечения инвестиций, в том числе путем предоставления возможности выбора наиболее эффективных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, включают в себя: карту градостроительного зонирования и градостроительные регламенты. Порядок применения правил землепользования и застройки и внесения в них изменений включает в себя положения о регулировании землепользования и застройки органами местного самоуправления; об изменении видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства физическими и юридическими лицами; о подготовке документации по планировке территории органами местного самоуправления; о проведении публичных слушаний по вопросам землепользования и застройки; о внесении изменений в правила землепользования и застройки; о регулировании иных вопросов землепользования и застройки (часть 3 статьи 30 Градостроительного кодекса). Порядок подготовки проекта правил землепользования и застройки и их утверждения регламентирован статьями 31 и 32 Градостроительного кодекса, порядок внесения изменений в правила землепользования и застройки - статьей 33 названного Кодекса. Судом установлено, что Решением 42-й сессии 1 созыва Симферопольского городского Совета Республики Крым № 733 от 28 апреля 2016 года утверждены временные Правила землепользования и застройки территории муниципального образования городского округа Симферополь (город Симферополь) Республики Крым; карта градостроительного зонирования (приложение 1); карта зон с особыми условиями использования территории (приложение 2); том 1,2 временных Правил землепользования и застройки на территории муниципального образования городского округа Симферополь Республики Крым (приложение 3) (л.д. 8-9, т. 1). Решением 50-й сессии 1 созыва Симферопольского городского Совета № 888 от 25.08.2016 года утвержден Генеральный план муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым, положения которого вступили в силу 01.01.2017 года (л.д. 10-11, т.1). Прокуратурой г. Симферополя проведена проверка исполнения Администрацией города Симферополя федерального законодательства при разработке и утверждении градостроительной документации в муниципальном образовании городской округ. В ходе проведенной проверки выявлены многочисленные факты несоответствия временных правил землепользования и застройки генеральному плану. 04.06.2018 года Прокуратурой г. Симферополя в адрес главы Администрации г. Симферополя внесено представление № 17-2017 об устранении нарушений земельного и градостроительного законодательства, законодательства в сфере предоставления муниципальных услуг. Просил принять исчерпывающие меры, направленные на устранение выявленных нарушений законодательства (л.д.12-13, т. 1). ДД.ММ.ГГГГ Администрацией г. Симферополя на указанное представление прокурора дан ответ за № о том, что администрацией города проведен анализ действующей документации территориального планирования, градостроительного зонирования территории муниципального образования. Администрацией принято решение о целесообразности выполнения работ по приведению Правил в соответствие с требованиями градостроительного законодательства Российской Федерации после внесения соответствующих изменений в Генеральный план. С целью более эффективного использования бюджетных средств муниципального образования и во исполнение в максимально сжатые сроки пункта 5 поручения Главы Администрации г. Симферополя Республики Крым от 25.04.2018 года было принято решение о необходимости проведения единых работ по внесению и изменений в Генеральный план и Правила, в связи с чем разработан проект Технического задания на выполнение работ по подготовке проектов изменений в Генеральный план и временные правила землепользования и застройки муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым и соответствующий план мероприятий («Дорожная карта»). Администрации г. Симферополя принимаются исчерпывающие меры для проведения действующей градостроительной документации в соответствие с законодательством Российской Федерации с учетом эффективного расходования бюджетных средств (л.д.15-16, т. 1). Согласно статье 12 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Как установлено статьей 130 Конституции Российской Федерации, местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения. Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, установлены Федеральным законом № 131-ФЗ от 06 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее Закон №131-ФЗ). В соответствии с пунктом 26 части 1 статьи 16, частью 1 статьи 7 Закона № 131-ФЗ, пунктом 3 части 3 статьи 8 и частью 1 статьи 32 ГрК РФ, частью 1 статьи 37 Устава муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым, принятого решением Совета № 61 от 13 ноября 2014 года (далее Устав), утверждение Генерального плана городского округа, а также утверждение правил землепользования и застройки являются полномочиями органов местного самоуправлению по решению вопросов местного значения, по которым представительным органом местного самоуправления городского округа принимаются муниципальные правовые акты. Генеральный план городского округа утверждается представительным органом местного самоуправления городского округа (пункт 1 статьи 24 Закона № 131 – ФЗ). В соответствии со статьей 1 ГрК РФ градостроительная деятельность - это деятельность по развитию территорий, в том числе городов и иных поселений, осуществляемая в виде территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территории, архитектурно-строительного проектирования, строительства, капитального ремонта, реконструкции объектов капитального строительства, эксплуатации зданий, сооружений. Под территориальным планированием понимается планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения. В соответствии с положениями статьи 2 ГрК РФ законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются, в том числе, на принципах обеспечения комплексного и устойчивого развития территории на основе территориального планирования, градостроительного зонирования и планировки территории; сбалансированного учета экологических, экономических, социальных и иных факторов при осуществлении градостроительной деятельности; осуществления градостроительной деятельности с соблюдением требований сохранения объектов культурного наследия и особо охраняемых природных территорий. Территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований (часть 1 статьи 9 ГрК РФ). К документам территориального планирования муниципальных образований, в частности, относится генеральный план (пункт 2 части 1 статьи 18 ГрК РФ). В соответствии со статьями 18, 23 ГрК РФ генеральные планы включают в себя карты планируемого размещения объектов с указанием или описанием зон размещения названных объектов. В части 2 статьи 30 ГрК РФ предусмотрено, что правила землепользования и застройки включают в себя: порядок их применения и внесения изменений в указанные правила; карту градостроительного зонирования; градостроительные регламенты. В соответствии с пунктом 9 статьи 1, частью 6 статьи 30 ГрК РФ виды разрешенного использования земельных участков определяются градостроительным регламентом территориальной зоны в составе правил землепользования и застройки, положения которых в силу пунктов 3,9 статьи 31 ГрК РФ должны соответствовать требованиям генерального плана городского округа. Согласно пункту 2 части 1 статьи 34 ГрК РФ правила землепользования и застройки являются документом градостроительного зонирования, устанавливающим, в том числе, территориальные зоны, границы которых определяются с учетом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом городского округа. Частью 3 статьи 9, частями 9, 10 статьи 31, пунктом 1 части 2 статьи 33, пунктом 2 части 1 статьи 34, частью 15 статьи 35 ГрК РФ установлен принцип первичности генерального плана перед правилами землепользования и застройки как основополагающего документа территориального планирования, определяющего стратегию градостроительного развития территорий и содержащего долгосрочные ориентиры их развития. Несоответствие правил землепользования и застройки муниципального образования генеральному плану является основанием для рассмотрения вопроса о приведении их в соответствие с указанным документом территориального планирования. Часть 1 статьи 33 ГрК РФ устанавливает, что внесение изменений в правила землепользования и застройки осуществляется в порядке, предусмотренном статьями 31 и 32 настоящего Кодекса, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Согласно пункту 1 части 2 статьи 32 ГрК РФ несоответствие правил землепользования и застройки генеральному плану городского округа является основанием для рассмотрения главой местной администрации вопроса о внесении в них изменений. Соответствующая работа Администрацией г. Симферополя по разработке Правил землепользования и застройки в указанный период проводилась. Так, постановлением Администрации г. Симферополя № 2023 от 22.06.2017 года «О подготовке предложений о внесении изменений в Генеральный план муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым» создана Комиссия по подготовке предложений о внесении изменений в Генеральный план муниципального образования городской округ Симферополь, утвержден состав Комиссии, порядок деятельности. Комиссии поручено подготовить предложения о внесении изменений в Генеральный план муниципального образования городской округ Симферополь (л.д.42-45 т.2). Одним из оснований для рассмотрения главой местной администрации вопроса о внесении изменений в правила землепользования и застройки является поступление предложений об изменении границ территориальных зон, изменении градостроительных регламентов (пункт 2 часть 2 статьи 33 ГрК РФ). Комиссией по подготовке предложений о внесении изменений в Генеральный план муниципального образования городской округ Симферополь постоянно вносятся предложения по проекту изменений в Генеральный план (л.д.21-41 т.2). Осуществление действий, связанных с приведением в соответствие правил землепользования и застройки означает внесение в них изменений и дальнейшее утверждение. Такие действия осуществляются представительным органом местного самоуправления городского округа – Симферопольским городским Советом Республики Крым по результатам подготовленных материалов администрацией г. Симферополя. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.01.2017 года № 147-р утверждены целевые модели упрощения процедур ведения бизнеса и повышения инвестиционной привлекательности субъектов Российской Федерации, которые определяют порядок сокращения сроков прохождения процедур, необходимых для получения разрешения на строительство, и их количества, а также направлена на обеспечение принятия в субъектах Российской Федерации генеральных планов поселений, генеральных планов городских округов. Данным распоряжением Правительства рекомендовано осуществить реализацию целевой модели в субъектах РФ до 2021 года в три этапа, для каждого этапа установлены целевые показатели (л.д.66-68 т.2). Распоряжением Совета министров Республики Крым от 30.09.2016 года № 1217-р «Об утверждении Плана мероприятий («Дорожной карты») по внедрению в Республике Крым лучших практик Национального рейтинга состояния инвестиционного климата в субъектах РФ» был утвержден План мероприятий (Дорожная карта») по внедрению в Республике Крым лучших практик (л.д.108-115 т.2). В соответствии с «Дорожной картой» по внедрению целевой модели установлены: факторы/этап реализации модели, необходимые меры для повышения эффективности прохождения этапов, показатели, характеризующие степень достижения результата, целевое значение показателей с указанием сроков до 31.12.2017 г., 31.12.2018 г., 31.12.2019 г., 13.12.2020 г., 31.12.2021 г. Данные этапы по целевым значениям установлены в срок до 31.12.2021 года. По срокам реализации Принятия правил землепользования и застройки поселений, городского округа установлен до 31.12.2021 года. Оценив в совокупности представленные доказательства, суд приходит к выводу, что Администрацией г. Симферополя принимаются все зависящие от нее меры для разработки и утверждения правил землепользования и застройки, что свидетельствует об отсутствии с ее стороны бездействия. Требования прокурора направлены на принятие исчерпывающих мер, направленных на разработку и утверждение Правил землепользования и застройки, не конкретизируя, какие именно меры необходимо считать исчерпывающими. Учитывая изложенное, суд полагает об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований. Руководствуясь статьями 1, 3, 6, 15, 16, 59-62, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд Р Е Ш И Л: В удовлетворении исковых требований заместителя прокурора г. Симферополя к Администрации г. Симферополя, МКУ Департамент развития муниципальной собственности Администрации города Симферополя о признании незаконным бездействия, понуждении к выполнению определенных действий, заинтересованные лица – Симферопольский городской Совет Республики Крым, Министерство строительства и архитектуры Республики Крым, Совет министров Республики Крым, Муниципальное казенное учреждение Департамент капитального строительства Администрации г. Симферополя – отказать. Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым через Центральный районный суд г. Симферополя в течение одного месяца со дня принятия его судом в окончательной форме. Судья Федоренко Э.Р. Решение суда в окончательной форме принято 12.08.2019 года. |