54RS0010-01-2021-008764-40 Дело № 2а-536/2022 | ||||
Р Е Ш Е Н И ЕИменем Российской Федерации | ||||
24 февраля 2022 года
Центральный районный суд города Новосибирска в составе:
судьи С.Л. Малахова,
при секретаре О.А. Клыковой
в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Матросовой ЛП о признании незаконным действий (бездействия) органов государственной власти,
у с т а н о в и л:
Матросова Л.П. обратилась в суд с административным иском, просит:
- признать незаконным действия Департамента строительства и архитектуры мэрии г. Новосибирска по направлению заявления административного истца от 16.03.2021 в Департамент культуры, спорта и молодежной политики мэрии г. Новосибирска для разрешения вопроса об исключении из Единого реестра адресных наименований г. Новосибирска реестрового кода 144700 (площадь им. Свердлова);
- признать незаконными действия Департамента культуры, спорта и молодежной политики мэрии г. Новосибирска по включению вопроса об аннулировании наименования элемента улично-дорожной сети «Площадь им. Свердлова» в Центральном районе г. Новосибирска в повестку заседания Комиссии 16.06.2021;
- признать незаконными действия Департамента культуры, спорта и молодежной политики мэрии г. Новосибирска по организации голосования среди горожан и включению вопроса о переименовании элемента улично-дорожной сети «Площадь им. Свердлова» в Центральном районе г. Новосибирска в повестку заседания Комиссии 16.06.2021;
- признать незаконным бездействие мэрии г. Новосибирска, выразившееся в невнесении изменений в постановление «Об утверждении единого реестра адресных наименований г. Новосибирска» от 24.02.2011 №1551 в части реестрового кода 144700 «Площадь им. Свердлова»;
- возложить на Департамент строительства и архитектуры мэрии г. Новосибирска и мэрию г. Новосибирска обязанность подготовить и внести изменения в постановление мэрии г. Новосибирска «Об утверждении единого реестра адресных наименований г. Новосибирска» от 24.02.2011 №1551 в части реестрового кода 144700 «Площадь им. Свердлова», в связи с нарушением оспариваемым решением прав и законных интересов административного истца как жителя г. Новосибирска.
Административный истец Матросова Л.П. в судебном заседании заявленные исковые требования поддержала в полном объеме, дала соответствующие пояснения.
Представитель административного ответчика департамента культуры, спорта и молодежной политики мэрии г. Новосибирска Ярлыкова Е.Л., действующая на основании доверенности, в судебном заседании заявленные исковые требования не признала по изложенным в письменных возражениях основания, дала соответствующие пояснения.
Представители административных ответчиков мэрии города Новосибирска, департамента строительства и архитектуры мэрии г. Новосибирска, заинтересованного лица - Комиссии по присвоению наименований элементам улично-дорожной сети (за исключением автомобильных дорог федерального значения, автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения), наименований элементам планировочной структуры в границах - в судебное заседание не явились, извещены, причины неявки суду не сообщили.
Руководствуясь положениями части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства РФ, в соответствии с которым неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной, суд принимает решение о рассмотрении дела в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав мнение лиц, участвующих в деле, исследовав собранные по делу доказательства, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований при этом исходя из следующего.
Из части 1 статьи 4 Кодекса административного судопроизводства РФ следует что, каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных названным Кодексом и другими федеральными законами.
При рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями (часть 8 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства РФ).
Лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен указанным Кодексом (часть 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства РФ).
В силу части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке административного судопроизводства, относятся решения и действия (бездействие), в результате которых были нарушены или оспорены права, свободы и законные интересы гражданина, организации; созданы препятствия к осуществлению гражданином, организацией их прав, свобод и реализации законных интересов; на гражданина, организацию незаконно возложены какие-либо обязанности.
Судебным разбирательством установлено, что Матросова Л.П. 16.03.2021 обратилась в адрес департамента строительства и архитектуры мэрии г. Новосибирска с заявлением об исключении из Единого реестра адресных наименований г. Новосибирска наименования под реестровым кодом 144700 (Площадь им. Свердлова). Указанное заявление, по мнению административного истца, незаконно перенаправлено в адрес департамента культуры, спорта и молодежной политики мэрии г. Новосибирска.
Отказывая административному истцу в удовлетворении требования о признании незаконными действий департамента строительства и архитектуры мэрии г. Новосибирска по направлению заявления административного истца от 16.03.2021 в департамент культуры, спорта и молодежной политики мэрии г. Новосибирска для разрешения вопроса об исключении из Единого реестра адресных наименований г. Новосибирска реестрового кода 144700 (площадь им. Свердлова), суд исходит из того, что пунктом 2.10 Положения о департаменте культуры, спорта и молодежной политики мэрии города Новосибирска, принятого Решение Совета депутатов г. Новосибирска от 29.10.2012 N 720 "О реорганизации управления культуры мэрии города Новосибирска, управления физической культуры и спорта мэрии города Новосибирска, комитета по делам молодежи мэрии города Новосибирска", присвоение наименований элементам улично-дорожной сети (за исключением автомобильных дорог федерального значения, автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения), наименований элементам планировочной структуры в границах города Новосибирска, изменение, аннулирование таких наименований отнесено к задачам указанного Департамента.
В компетенцию департамента строительства и архитектуры мэрии города Новосибирска, согласно Положению "О департаменте строительства и архитектуры мэрии города Новосибирска", утвержденному Решением Совета депутатов г. Новосибирска от 09.10.2007 N 705 входит ведение Единого реестра адресных наименований города Новосибирска (пункт 3.10 Положения); присвоение, изменение и аннулирование адресов земельным участкам в соответствии с установленными Правительством Российской Федерации правилами присвоения, изменения, аннулирования адресов (пункт 3.11 Положения); размещение сведений об адресах земельных участков в государственном адресном реестре в соответствии с порядком ведения государственного адресного реестра (пункт 3.12. Положения).
При этом, для внесения изменений в Единый реестр адресных наименований города Новосибирска необходимо принятие решения о его присвоении, изменении или аннулировании, что относится, как уже указано выше, к компетенции департамента культуры, спорта и молодежной политики мэрии г. Новосибирска.
Местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью (часть 1 статьи 130 Конституции Российской Федерации).
Согласно части 1 статьи 3 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" граждане Российской Федерации осуществляют местное самоуправление посредством участия в местных референдумах, муниципальных выборах, посредством иных форм прямого волеизъявления, а также через выборные и иные органы местного самоуправления.
Согласно статье 7 Устава г. Новосибирска, местное самоуправление в городе Новосибирске - форма осуществления населением города Новосибирска своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами Новосибирской области, самостоятельное и под свою ответственность решение населением города Новосибирска непосредственно и (или) через органы местного самоуправления города Новосибирска вопросов местного значения, исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.
Согласно пункту 28 статьи 9 Устава г. Новосибирска, к вопросам местного значения относятся присвоение адресов объектам адресации, изменение, аннулирование адресов, присвоение наименований элементам улично-дорожной сети (за исключением автомобильных дорог федерального значения, автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения), наименований элементам планировочной структуры в границах города Новосибирска, изменение, аннулирование таких наименований, размещение информации в государственном адресном реестре.
Как уже указано судом выше, присвоение наименований элементам улично-дорожной сети (за исключением автомобильных дорог федерального значения, автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения), наименований элементам планировочной структуры в границах города Новосибирска, изменение, аннулирование таких наименований относится к функциям департамента культуры, спорта и молодежной политики мэрии города Новосибирска.
Положение об адресации объектов адресации на территории города Новосибирска утверждено постановлением мэрии города Новосибирска от 21.07.2010 N 235.
В соответствие с частью 4 пункта 2.2 названного Положения об адресации, основанием для внесения изменений в реестр адресных наименований является постановление мэрии города Новосибирска о присвоении наименования (переименовании, аннулировании наименования) внутригородскому объекту, подготовленное ГУАиГ на основании решения комиссии по присвоению наименований внутригородским объектам и размещению объектов монументально-декоративного искусства в городе Новосибирске.
Решением Совета депутатов г. Новосибирска от 24.09.2014 N 1164 утвержден Порядок присвоения наименований элементам улично-дорожной сети (за исключением автомобильных дорог федерального значения, автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения), наименований элементам планировочной структуры в границах города Новосибирска, изменения, аннулирования таких наименований и признании утратившими силу отдельных решений Совета депутатов города Новосибирска.
В соответствие с пунктом 4.1. названного Порядка присвоения наименований, аннулирование наименований производится в порядке, установленном для присвоения наименований, за исключением пункта 2.7 Порядка, с учетом требований настоящего раздела.
В соответствие с пунктом 2.2. названного Порядка присвоения наименований, предложения о присвоении наименований направляются в департамент структурными подразделениями мэрии в течение 10 дней со дня выявления элементов улично-дорожной сети, элементов планировочной структуры, в отношении которых отсутствует наименование.
В соответствие с пунктом 2.4. названного Порядка присвоения наименований, в целях предварительного рассмотрения предложений о присвоении наименований создается комиссия по присвоению наименований.
Согласно пункту 4.1. названного Порядка аннулирование наименований производится в порядке, установленном для присвоения наименований, за исключением пункта 2.7 Порядка, с учетом требований настоящего раздела.
От имени мэрии полномочия по присвоению (аннулированию) наименований осуществляет департамент культуры, спорта и молодежной политики мэрии города Новосибирска.
Постановлением мэрии города Новосибирска от 15.12.2014 N 11135 утверждено Положение о комиссии по присвоению наименований элементам улично-дорожной сети (за исключением автомобильных дорог федерального значения, автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения), наименований элементам планировочной структуры в границах города Новосибирска.
В соответствие пунктам 1.2, 1.3 Положения, Комиссия является постоянно действующим коллегиальным органом, образованным в целях предварительного рассмотрения предложений о присвоении наименований элементам улично-дорожной сети (за исключением автомобильных дорог федерального значения, автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения), наименований элементам планировочной структуры в границах города Новосибирска, а также об изменении и аннулировании наименований.
Комиссия в своей деятельности руководствуется Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Уставом города Новосибирска, а также Порядком присвоения наименований элементам улично-дорожной сети (за исключением автомобильных дорог федерального значения, автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения), наименований элементам планировочной структуры в границах города Новосибирска, изменения, аннулирования таких наименований, установленным решением Совета депутатов города Новосибирска от 24.09.2014 N 1164, и названным Положением.
Согласно пункту 2.1. названного Положения в функции Комиссии входит предварительное рассмотрение предложений о присвоении, изменении и аннулировании наименований.
Согласно пункту 2.3. названного Положения в функции Комиссии входит принятие решений о согласовании (отказе в согласовании) предложений о присвоении, изменении и аннулировании наименований.
Согласно пункту 4.7 названного Положения заседание комиссии считается правомочным, если на нем присутствует не менее половины членов комиссии.
Решения комиссии принимаются путем открытого голосования простым большинством голосов присутствующих на заседании членов комиссии. При равенстве голосов голос председателя комиссии, а в его отсутствие - заместителя председателя, является решающим.
Согласно пункту 4.8. названного Положения по результатам заседания комиссии оформляются решения о согласовании (отказе в согласовании) предложений о присвоении, изменении и аннулировании наименований (по каждому отдельному предложению) и протокол заседания комиссии, которые подписываются председателем комиссии, а в его отсутствие - заместителем председателя, и секретарем комиссии.
На основании вышеизложенных норм законодательства суд приходит к выводу о правомерности действий департамента культуры, спорта и молодежной политики мэрии г. Новосибирска по включению вопроса об аннулировании наименования элемента улично-дорожной сети «Площадь им. Свердлова» 16.06.2021 в повестку заседания Комиссии и действия по организации голосования по указанному вопросу, поскольку оспариваемые действия при аннулировании наименования элемента улично-дорожной сети прямо предусмотрены поименованными выше Положениями и Порядком.
Поскольку Комиссией на заседании 16.06.2021 не было принято решение об аннулировании наименования элемента улично-дорожной сети «Площадь им. Свердлова» у мэрии г. Новосибирска отсутствовали правовые основания для внесение изменений в постановление «Об утверждении единого реестра адресных наименований города Новосибирска» от 24.02.2011, в связи с чем, суд отказывает административному истцу в удовлетворении требования о признании незаконным бездействия мэрии г. Новосибирска в указанной части, а так же отсутствуют законные основания для возложения на департамент строительства и архитектуры мэрии г. Новосибирска обязанности по подготовке и внесению изменений в вышеуказанное Постановление в части реестрового кода 144700.
Иные доводы административного истца не имеют правового значения в рассматриваемом споре и не ведут к признанию действий (бездействия) органов государственной власти по порядку рассмотрения заявления Матросовой Л.П. от 16.03.2021 незаконным.
Кроме того, административным истцом суду не представлено доказательств нарушения ее прав, свобод и законных интересов оспариваемыми действиями (бездействием) органов государственной власти.
Заинтересованным лицом, уполномоченным на предъявление административного иска в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов, по смыслу части 1 статьи 4 Кодекса административного судопроизводства РФ, Матросова Л.П. так же не является, доказательств иного в материалы дела не представлено.
Из содержания статьи 227 Кодекса административного судопроизводства РФ, части 1 статьи 121 Закона об исполнительном производстве следует, что оспариваемые решения, действия (бездействие) судебных приставов-исполнителей могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: они не соответствует закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушают права и законные интересы гражданина или юридического лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием.
Между тем, совокупность таких условий при рассмотрении настоящего административного дела не установлена, в связи с чем, суд полагает административные исковые требования о признании незаконным действий (бездействия) административных ответчиков, не подлежащими удовлетворению.
Трехмесячный срок, установленный частью 1 статьи 219 Кодекса административного производства РФ, для обращения с административным исковым заявлением в суд административным истцом не пропущен.
На основании вышеизложенного, руководствуясь положениями статей 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
р е ш и л:
Административный иск Матросовой ЛП – оставить без удовлетворения.
Разъяснить сторонам, что настоящее решение может быть обжаловано ими в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме в Новосибирский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через суд, вынесший решение.
Мотивированное решение изготовлено 04 марта 2022 года
Судья С.Л.Малахов