НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Центрального районного суда г. Новокузнецка (Кемеровская область) от 25.01.2022 № 2-469/2022

Дело № 2-469/2022 (2-5745/2021;) копия

42RS0019-01-2021-009979-98

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Центральный районный суд <адрес>

в составе председательствующего судьи Воронович О.А.

при секретаре Забеловой К.Ю.

рассмотрев в открытом судебном заседании

в <адрес> 25 января 2022 г.

гражданское дело по иску Назарян Л. А. к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по <адрес> - Кузбассу о признании решения незаконным, обязании включить период работы в специальный стаж, назначить досрочную страховую пенсию,

УСТАНОВИЛ:

Назарян Л.А. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> – Кузбассе (межрайонное) и просила признать незаконным отказ ГУ - Управления Пенсионного Фонда РФ в <адрес>(межрайонное) в назначении досрочной страховой пенсии в связи с педагогической деятельностью, изложенный в решении от ДД.ММ.ГГГГ в части, обязать ГУ УПФР в <адрес>-Кузбасса (межрайонное) включить в стаж для досрочной страховой пенсии в связи с педагогической деятельностью в соответствии с п.19 ч.1 ст. 30 - ФЗ «О страховых пенсиях» период работы в должности секретаря комсомольской организации Плотниковской птицефабрики с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (2 года 8 мес. 4 дня).

Требования мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ обратился в ГУ - Управление Пенсионного Фонда РФ в <адрес> (межрайонное) с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью в соответствии с п.19 ч.1 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О страховых пенсиях». В подтверждение необходимого стажа работы приложила трудовую книжку, из которой усматривается, что проработала в педагогических должностях в образовательных учреждениях более 25 лет. Однако, решением УПФР от ДД.ММ.ГГГГ в назначении досрочной страховой пенсии по старости было отказано из-за недостаточности стажа. По мнению УПФР, выраженном в решении, стаж составил 25 лет 03 дня, при этом, отказано во включении в стаж в числе прочего периода с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (2 г. 8 мес. 04 дня) - «работа в должности секретаря комсомольской организации Плотниковской птицефабрики, так как наименование организации в оттиске печати, заверяющей запись об увольнении, не соответствует наименованию организации при приеме». При этом, в решении указано, что право на назначение досрочной страховой пенсии у истицы возникает с ДД.ММ.ГГГГ. Считает, отказ ответчика в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью в части указанного периода работы незаконным и необоснованным. Истица работала в педагогических должностях, достигла требуемого педагогического стажа и на основании указанных актов претендует на досрочную страховую пенсию. В спорный период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (2 г. 8 мес. 03 дн.) работала в должности секретаря комсомольской организации Плотниковской птицефабрики. Применению подлежит Постановление Совета М. С. от ДД.ММ.ГГГГ «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства» с чем согласен и пенсионный фонд. Данным Постановлением утверждено Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, в котором в подпункте а) пункта 1 установлено, что «учителям,... в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитываются выборная и другая ответственная работа в партийных и комсомольских органах». Пунктом 4 установлено условие - работа в комсомольских органах засчитывается в стаж работы по специальности, если не менее 2/3 (а это 16 лет 8 мес. от 25 лет) стажа, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию. При этом 2/3 стажа такой работы (16 лет и 8 месяцев) должно приходиться на дату обращения лица за пенсией, а не на дату действия указанного Положения. Указанная правовая позиция отражена в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2007 года. Данное условие истицей соблюдено, ответчиком не оспаривается. Отказ обусловлен формальным признаком, а именно несовпадением оттисков печатей в записях трудовой книжки при приеме и увольнении. Это обстоятельство обусловлено ошибкой кадровых служб предприятий, что повлияло на ухудшение трудовых прав работника. Представляю суду архивную справку муниципального архива Новокузнецкого муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ где указано, что предприятие подвергалось реорганизации, а истица получила годовую премию. Для уточнения был сделан запрос в ГКУ «Государственный архив Кузбасса» который своей справкой от ДД.ММ.ГГГГ № Н-2551 подтверждает работу истицы в должности секретаря комитета комсомола Плотниковской птицефабрики Новокузнецкого райкома ВЛКСМ в спорный период, указана ведомость о начислении пособия по уходу за ребенком. Данные архивные справки подтверждают работу истицы на предприятии, а значит, период подлежит включению в досрочный страховой стаж. При таких условиях на дату подачи заявления о назначении пенсии, ДД.ММ.ГГГГ педагогический стаж составил 27 лет 8 мес. 7 дней, что превышает нормативно установленный.(25лет 3 дня неоспариваемого периода + 2 г. 8 мес. 04 дня спорный период). А право на пенсию возникло ДД.ММ.ГГГГ. (ДД.ММ.ГГГГ-дата подачи заявления, минус 2 года 08 мес.7 дней, превышающие нормативные 25 лет = ДД.ММ.ГГГГ). Таким образом, считает, право истицы на досрочную страховую пенсию возникает с даты подачи заявления в орган пенсионного фонда ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с п. 1 ст. 22 № ФЗ-400.

Определением суда произведена замена ответчика Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> - Кузбассе (межрайонное) на Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по <адрес> - Кузбассу.

В судебном заседании представитель истца Назарян Л.А.- Пронякин С.В., действующий на основании доверенности, на требованиях настаивала.

Представитель ответчика Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по <адрес> – Кузбассу – Блинова И.А., действующая на основании доверенности в суде против требований возражала.

Заслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд находит требования истца не подлежащими удовлетворению, исходя из следующего.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", вступившим в силу с ДД.ММ.ГГГГ.

До ДД.ММ.ГГГГ основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии были установлены Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

Согласно Федеральному закону "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" при соблюдении ими условий, предусмотренных данным Федеральным законом (часть 1 статьи 4), при определении права на страховую пенсию учитывается страховой стаж граждан, под которым понимается суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж (пункт 2 статьи 3).

На основании пункта 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам: лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в организациях для детей, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.

Частью 8 статьи 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ предусмотрено, что при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу названного федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.

Согласно части 2 статьи 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Аналогичные положения были предусмотрены и ранее действовавшими Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (пункт 2 статьи 27 этого закона) и Законом Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" (статья 83 данного закона).

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ).

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ).

В целях реализации положений статей 30 и 31 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ Правительством Российской Федерации принято постановление от ДД.ММ.ГГГГ N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" (далее - постановление Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 665).

Подпунктом "м" пункта 1 названного постановления установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, применяются:

список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";

список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1067 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей", с применением положений абзаца третьего пункта 3 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно;

список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона Р. "О государственных пенсиях в Р.", утвержденный постановлением Совета М. Р. от ДД.ММ.ГГГГ N 463 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно;

Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета М. С. от ДД.ММ.ГГГГ N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до ДД.ММ.ГГГГ

Таким образом, при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, учет периодов такой деятельности, имевшей место до ДД.ММ.ГГГГ, производится в соответствии с постановлением Совета М. С. от ДД.ММ.ГГГГ N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства" (утратило силу с ДД.ММ.ГГГГ в связи с изданием постановления Совета М. - Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 953 "О внесении изменений, дополнений и признании утратившими силу решений Совета М. Р. по некоторым вопросам пенсионного обеспечения за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью, лечебной и творческой работой"). Этим постановлением было предписано назначать пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения по перечню организаций и должностей согласно Приложению, в частности учителям и другим работникам просвещения при стаже работы по специальности не менее 25 лет (подпункт "а" пункта 1 постановления). Этим же постановлением (пункт 7) было утверждено Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения (далее также - Положение от ДД.ММ.ГГГГ N 1397).

При этом согласно пункту 4 названного положения время работы, указанной в пунктах 1, 2 и 3 этого положения, засчитывалось в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с этим положением, приходилось на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых давала работникам просвещения право на льготную пенсию.

Постановлением Совета М. Р. от ДД.ММ.ГГГГ N 463 был утвержден Список профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет, применяемый для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно. Пунктом 2 данного постановления было установлено, что в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет работникам образования засчитываются все виды педагогической деятельности в учреждениях (организациях) и должностях, предусмотренных Списком, независимо от ведомственной подчиненности учреждений (организаций).

Возможности зачета работникам образования в специальный стаж иных периодов трудовой деятельности, не относящейся к педагогической, постановлением Совета М. Р. от ДД.ММ.ГГГГ N 463 предусмотрено не было, как и применяемыми в настоящее время в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ работников этой категории Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 781.

Подпунктом "а" пункта 1 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного постановлением Совета М. С. от ДД.ММ.ГГГГ N 1397 и действовавшего до ДД.ММ.ГГГГ (то есть в период работы заявителя), предусматривалась возможность включения в стаж работы по специальности учителям и другим работникам просвещения периодов работы на выборных и других ответственных должностях в партийных и комсомольских органах.

Согласно п. 3.1 Инструктивного письма N 1-63-И от ДД.ММ.ГГГГ Министерства социального обеспечения Р. "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения" при применении пп. "а" п. 1 Положения следует иметь в виду, что к выборной и другой ответственной работе в партийных и комсомольских органах относится работа в качестве освобожденного секретаря первичной партийной или комсомольской организации, штатного лектора, штатного пропагандиста, заведующего парткабинетом, заведующего отделом, инструктора райкома КПСС и райкома ВЛКСМ и др.

В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГНазарян Л.А. обратилась в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в <адрес> (межрайонное) с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях».

Решением от ДД.ММ.ГГГГ истцу было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях», по мотиву того, что не выработан специальный стаж, требуемый для назначения досрочной страховой пенсии по пункту 19 части 1 ст. 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ "О страховых пенсиях"

Из решения установлено, что документально подтвержден специальный стаж заявителя 25 лет 3 дня. Право на назначение досрочной страховой пенсии у Назарян Л.А. возникает с ДД.ММ.ГГГГ

Не зачтен в страховой стаж период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве секретаря комсомольской организации Плотниковской птицефабрики, поскольку запись внесена с нарушением Инструкции о порядке ведения трудовых книжек на предприятиях, в учреждениях и организациях, утвержденной Постановлением Госкомтруда от ДД.ММ.ГГГГ. Наименование организации в оттиске печати, заверяющей запись об увольнении, не соответствует наименованию организации при приеме.

В оспариваемый период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истица работала секретарем комсомольской организации Плотниковской ПТФ. Эта работа была выборной, о чем свидетельствует запись в трудовой книжке.

Согласно требованиям пункта 4 Положения названный период работы засчитывался в стаж работы по специальности в том случае, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с этим Положением, проходило в учреждениях, организациях, должностях, работа в которых давала работникам просвещения право на пенсию за выслугу лет.

Поскольку с ДД.ММ.ГГГГ постановлением Совета М. Р. от ДД.ММ.ГГГГ N 463 были изменены правила исчисления стажа работы (деятельности) для назначения пенсий за выслугу лет работникам образования, и периоды иной деятельности, а начало педагогической деятельности истицы имело место после ДД.ММ.ГГГГ, то есть у нее отсутствовал специальный стаж педагогической деятельности на момент изменения правового регулирования спорных отношений, то нормы Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного постановлением Совета М. С. от ДД.ММ.ГГГГ N 1397, предусматривавшие возможность зачета в стаж работы по специальности работникам просвещения в качестве секретаря комсомольской организации Плотниковской ПТФ при условии наличия не менее 2/3 требуемого для назначения пенсии стажа работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию, не могут применяться при исчислении стажа педагогической деятельности истца для решения вопроса о ее досрочном пенсионном обеспечении.

На основании изложенного, в удовлетворении требований о включении периода работы в должности секретаря комсомольской организации Плотниковской птицефабрики с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ следует отказать.

Учитывая, что пенсионным фондом правомерно отказано истце во включении спорного периода в стаж, в связи с чем, не имеется оснований для признания незаконным отказ ГУ - Управления Пенсионного Фонда РФ в <адрес>(межрайонное) в назначении досрочной страховой пенсии в связи с педагогической деятельностью, изложенный в решении от ДД.ММ.ГГГГ в части.

При таких обстоятельствах, в удовлетворении требования о признании отказа Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по <адрес> - Кузбассу незаконным, следует отказать.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении иска Назарян Л. А. к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по <адрес> - Кузбассу о признании решения незаконным, обязании включить период работы в специальный стаж, назначить досрочную страховую пенсию отказать.

Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ

Председательствующий (подпись) О.А. Воронович

Верно. Судья. О.А. Воронович

Решение вступило в законную силу «________»____________20______г.

Судья. __________________