Дело № 2-469/2022 (2-5745/2021;) копия
42RS0019-01-2021-009979-98
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Центральный районный суд <адрес>
в составе председательствующего судьи Воронович О.А.
при секретаре Забеловой К.Ю.
рассмотрев в открытом судебном заседании
в <адрес> 25 января 2022 г.
гражданское дело по иску Назарян Л. А. к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по <адрес> - Кузбассу о признании решения незаконным, обязании включить период работы в специальный стаж, назначить досрочную страховую пенсию,
УСТАНОВИЛ:
Назарян Л.А. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> – Кузбассе (межрайонное) и просила признать незаконным отказ ГУ - Управления Пенсионного Фонда РФ в <адрес>(межрайонное) в назначении досрочной страховой пенсии в связи с педагогической деятельностью, изложенный в решении № от ДД.ММ.ГГГГ в части, обязать ГУ УПФР в <адрес>-Кузбасса (межрайонное) включить в стаж для досрочной страховой пенсии в связи с педагогической деятельностью в соответствии с п.19 ч.1 ст. 30 №- ФЗ «О страховых пенсиях» период работы в должности секретаря комсомольской организации Плотниковской птицефабрики с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (2 года 8 мес. 4 дня).
Требования мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ обратился в ГУ - Управление Пенсионного Фонда РФ в <адрес> (межрайонное) с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью в соответствии с п.19 ч.1 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О страховых пенсиях». В подтверждение необходимого стажа работы приложила трудовую книжку, из которой усматривается, что проработала в педагогических должностях в образовательных учреждениях более 25 лет. Однако, решением УПФР № от ДД.ММ.ГГГГ в назначении досрочной страховой пенсии по старости было отказано из-за недостаточности стажа. По мнению УПФР, выраженном в решении, стаж составил 25 лет 03 дня, при этом, отказано во включении в стаж в числе прочего периода с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (2 г. 8 мес. 04 дня) - «работа в должности секретаря комсомольской организации Плотниковской птицефабрики, так как наименование организации в оттиске печати, заверяющей запись об увольнении, не соответствует наименованию организации при приеме». При этом, в решении указано, что право на назначение досрочной страховой пенсии у истицы возникает с ДД.ММ.ГГГГ. Считает, отказ ответчика в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью в части указанного периода работы незаконным и необоснованным. Истица работала в педагогических должностях, достигла требуемого педагогического стажа и на основании указанных актов претендует на досрочную страховую пенсию. В спорный период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (2 г. 8 мес. 03 дн.) работала в должности секретаря комсомольской организации Плотниковской птицефабрики. Применению подлежит Постановление Совета М. С. от ДД.ММ.ГГГГ№ «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства» с чем согласен и пенсионный фонд. Данным Постановлением утверждено Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, в котором в подпункте а) пункта 1 установлено, что «учителям,... в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитываются выборная и другая ответственная работа в партийных и комсомольских органах». Пунктом 4 установлено условие - работа в комсомольских органах засчитывается в стаж работы по специальности, если не менее 2/3 (а это 16 лет 8 мес. от 25 лет) стажа, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию. При этом 2/3 стажа такой работы (16 лет и 8 месяцев) должно приходиться на дату обращения лица за пенсией, а не на дату действия указанного Положения. Указанная правовая позиция отражена в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2007 года. Данное условие истицей соблюдено, ответчиком не оспаривается. Отказ обусловлен формальным признаком, а именно несовпадением оттисков печатей в записях трудовой книжки при приеме и увольнении. Это обстоятельство обусловлено ошибкой кадровых служб предприятий, что повлияло на ухудшение трудовых прав работника. Представляю суду архивную справку муниципального архива Новокузнецкого муниципального района № от ДД.ММ.ГГГГ где указано, что предприятие подвергалось реорганизации, а истица получила годовую премию. Для уточнения был сделан запрос в ГКУ «Государственный архив Кузбасса» который своей справкой от ДД.ММ.ГГГГ № Н-2551 подтверждает работу истицы в должности секретаря комитета комсомола Плотниковской птицефабрики Новокузнецкого райкома ВЛКСМ в спорный период, указана ведомость о начислении пособия по уходу за ребенком. Данные архивные справки подтверждают работу истицы на предприятии, а значит, период подлежит включению в досрочный страховой стаж. При таких условиях на дату подачи заявления о назначении пенсии, ДД.ММ.ГГГГ педагогический стаж составил 27 лет 8 мес. 7 дней, что превышает нормативно установленный.(25лет 3 дня неоспариваемого периода + 2 г. 8 мес. 04 дня спорный период). А право на пенсию возникло ДД.ММ.ГГГГ. (ДД.ММ.ГГГГ-дата подачи заявления, минус 2 года 08 мес.7 дней, превышающие нормативные 25 лет = ДД.ММ.ГГГГ). Таким образом, считает, право истицы на досрочную страховую пенсию возникает с даты подачи заявления в орган пенсионного фонда ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с п. 1 ст. 22 № ФЗ-400.
Определением суда произведена замена ответчика Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> - Кузбассе (межрайонное) на Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по <адрес> - Кузбассу.
В судебном заседании представитель истца Назарян Л.А.- Пронякин С.В., действующий на основании доверенности, на требованиях настаивала.
Представитель ответчика Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по <адрес> – Кузбассу – Блинова И.А., действующая на основании доверенности в суде против требований возражала.
Заслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд находит требования истца не подлежащими удовлетворению, исходя из следующего.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", вступившим в силу с ДД.ММ.ГГГГ.
До ДД.ММ.ГГГГ основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии были установлены Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Согласно Федеральному закону "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" при соблюдении ими условий, предусмотренных данным Федеральным законом (часть 1 статьи 4), при определении права на страховую пенсию учитывается страховой стаж граждан, под которым понимается суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж (пункт 2 статьи 3).
На основании пункта 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам: лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в организациях для детей, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.
Частью 8 статьи 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ предусмотрено, что при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу названного федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.
Согласно части 2 статьи 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Аналогичные положения были предусмотрены и ранее действовавшими Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (пункт 2 статьи 27 этого закона) и Законом Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" (статья 83 данного закона).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ).
В целях реализации положений статей 30 и 31 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ Правительством Российской Федерации принято постановление от ДД.ММ.ГГГГ N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" (далее - постановление Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 665).
Подпунктом "м" пункта 1 названного постановления установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, применяются:
список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";
список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1067 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей", с применением положений абзаца третьего пункта 3 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно;
список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона Р. "О государственных пенсиях в Р.", утвержденный постановлением Совета М. Р. от ДД.ММ.ГГГГ N 463 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно;
Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета М. С. от ДД.ММ.ГГГГ N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до ДД.ММ.ГГГГ
Таким образом, при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, учет периодов такой деятельности, имевшей место до ДД.ММ.ГГГГ, производится в соответствии с постановлением Совета М. С. от ДД.ММ.ГГГГ N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства" (утратило силу с ДД.ММ.ГГГГ в связи с изданием постановления Совета М. - Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 953 "О внесении изменений, дополнений и признании утратившими силу решений Совета М. Р. по некоторым вопросам пенсионного обеспечения за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью, лечебной и творческой работой"). Этим постановлением было предписано назначать пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения по перечню организаций и должностей согласно Приложению, в частности учителям и другим работникам просвещения при стаже работы по специальности не менее 25 лет (подпункт "а" пункта 1 постановления). Этим же постановлением (пункт 7) было утверждено Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения (далее также - Положение от ДД.ММ.ГГГГ N 1397).
При этом согласно пункту 4 названного положения время работы, указанной в пунктах 1, 2 и 3 этого положения, засчитывалось в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с этим положением, приходилось на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых давала работникам просвещения право на льготную пенсию.
Постановлением Совета М. Р. от ДД.ММ.ГГГГ N 463 был утвержден Список профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет, применяемый для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно. Пунктом 2 данного постановления было установлено, что в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет работникам образования засчитываются все виды педагогической деятельности в учреждениях (организациях) и должностях, предусмотренных Списком, независимо от ведомственной подчиненности учреждений (организаций).
Возможности зачета работникам образования в специальный стаж иных периодов трудовой деятельности, не относящейся к педагогической, постановлением Совета М. Р. от ДД.ММ.ГГГГ N 463 предусмотрено не было, как и применяемыми в настоящее время в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ работников этой категории Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 781.
Подпунктом "а" пункта 1 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного постановлением Совета М. С. от ДД.ММ.ГГГГ N 1397 и действовавшего до ДД.ММ.ГГГГ (то есть в период работы заявителя), предусматривалась возможность включения в стаж работы по специальности учителям и другим работникам просвещения периодов работы на выборных и других ответственных должностях в партийных и комсомольских органах.
Согласно п. 3.1 Инструктивного письма N 1-63-И от ДД.ММ.ГГГГ Министерства социального обеспечения Р. "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения" при применении пп. "а" п. 1 Положения следует иметь в виду, что к выборной и другой ответственной работе в партийных и комсомольских органах относится работа в качестве освобожденного секретаря первичной партийной или комсомольской организации, штатного лектора, штатного пропагандиста, заведующего парткабинетом, заведующего отделом, инструктора райкома КПСС и райкома ВЛКСМ и др.
В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГНазарян Л.А. обратилась в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в <адрес> (межрайонное) с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях».
Решением № от ДД.ММ.ГГГГ истцу было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях», по мотиву того, что не выработан специальный стаж, требуемый для назначения досрочной страховой пенсии по пункту 19 части 1 ст. 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ "О страховых пенсиях"
Из решения установлено, что документально подтвержден специальный стаж заявителя 25 лет 3 дня. Право на назначение досрочной страховой пенсии у Назарян Л.А. возникает с ДД.ММ.ГГГГ
Не зачтен в страховой стаж период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве секретаря комсомольской организации Плотниковской птицефабрики, поскольку запись внесена с нарушением Инструкции о порядке ведения трудовых книжек на предприятиях, в учреждениях и организациях, утвержденной Постановлением Госкомтруда от ДД.ММ.ГГГГ№. Наименование организации в оттиске печати, заверяющей запись об увольнении, не соответствует наименованию организации при приеме.
В оспариваемый период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истица работала секретарем комсомольской организации Плотниковской ПТФ. Эта работа была выборной, о чем свидетельствует запись в трудовой книжке.
Согласно требованиям пункта 4 Положения названный период работы засчитывался в стаж работы по специальности в том случае, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с этим Положением, проходило в учреждениях, организациях, должностях, работа в которых давала работникам просвещения право на пенсию за выслугу лет.
Поскольку с ДД.ММ.ГГГГ постановлением Совета М. Р. от ДД.ММ.ГГГГ N 463 были изменены правила исчисления стажа работы (деятельности) для назначения пенсий за выслугу лет работникам образования, и периоды иной деятельности, а начало педагогической деятельности истицы имело место после ДД.ММ.ГГГГ, то есть у нее отсутствовал специальный стаж педагогической деятельности на момент изменения правового регулирования спорных отношений, то нормы Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного постановлением Совета М. С. от ДД.ММ.ГГГГ N 1397, предусматривавшие возможность зачета в стаж работы по специальности работникам просвещения в качестве секретаря комсомольской организации Плотниковской ПТФ при условии наличия не менее 2/3 требуемого для назначения пенсии стажа работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию, не могут применяться при исчислении стажа педагогической деятельности истца для решения вопроса о ее досрочном пенсионном обеспечении.
На основании изложенного, в удовлетворении требований о включении периода работы в должности секретаря комсомольской организации Плотниковской птицефабрики с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ следует отказать.
Учитывая, что пенсионным фондом правомерно отказано истце во включении спорного периода в стаж, в связи с чем, не имеется оснований для признания незаконным отказ ГУ - Управления Пенсионного Фонда РФ в <адрес>(межрайонное) в назначении досрочной страховой пенсии в связи с педагогической деятельностью, изложенный в решении № от ДД.ММ.ГГГГ в части.
При таких обстоятельствах, в удовлетворении требования о признании отказа Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по <адрес> - Кузбассу незаконным, следует отказать.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении иска Назарян Л. А. к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по <адрес> - Кузбассу о признании решения незаконным, обязании включить период работы в специальный стаж, назначить досрочную страховую пенсию отказать.
Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ
Председательствующий (подпись) О.А. Воронович
Верно. Судья. О.А. Воронович
Решение вступило в законную силу «________»____________20______г.
Судья. __________________