№ 2-11/2022
24RS0056-01-2019-009316-59
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Красноярск 17 марта 2022 года
Центральный районный суд г. Красноярска в составе:
председательствующего судьи Шабалиной Н.В.,
при секретаре Егоровой Я.В.,
с участием представителя истца Акопян А.А.,
представителя ответчика Морозовой К.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Красноярскому краю к М, М о взыскании денежной суммы
У С Т А Н О В И Л:
УПФР в Железнодорожном районе г.Красноярска (межрайонное) обратилось в суд с иском к наследникам М Р.А. о взыскании незаконно полученной суммы компенсационной выплаты по уходу, мотивируя свои требования следующим.
УПФР в Центральном районе г.Красноярска М Р.А. с ДД.ММ.ГГГГ назначена ежемесячная компенсационная выплата по уходу неработающими трудоспособными лицами, осуществляющими уход за престарелым, нуждающемся в постоянном постороннем уходе, достигшим возраста 80 лет в размере 1 440 руб..
Компенсационная выплата назначается лицу, осуществляющему уход, независимо от родственных отношений и совместного проживания с нетрудоспособным гражданином в отношении каждого нетрудоспособного гражданина на период осуществления ухода за ним.
В соответствии с пунктом 3 Правил «Об осуществлении ежемесячных компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за инвалидом I группы (за исключением инвалидов с детства I группы), а также за престарелым, нуждающимся по заключению лечебного учреждения в постоянном постороннем уходе либо достигшим возраста 80 лет», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.06.2007 № 343 (далее – Правила), данная выплата производится к назначенной нетрудоспособному гражданину пенсии и осуществляется в течение периода ухода в порядке, установленном для выплаты соответствующей пенсии, в связи с чем фактическим получателем компенсационной выплаты является М Р.А.. Лицом, осуществляющим уход за М Р.А. является Л А.К..
Согласно свидетельству о смерти, М Р.А. умерла ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ от ухаживающего лица Л А.К. поступило заявление о прекращении компенсационной выплаты в связи с ее трудоустройством, и представлен трудовой договор, согласно которому Л А.К. с ДД.ММ.ГГГГ осуществляла трудовую деятельность в АНООЦ «Эстетического развития «Флер».
По результатам проведенной Управлением проверки установлен факт получения Л А.К. ежемесячной компенсационной выплаты в период осуществления трудовой деятельности с 15.01.2014 по 31.05.2017 в размере 58389,68 руб. без законных оснований.
В соответствии с п.10 Правил, лицо, осуществляющее уход, обязано в течение 5 дней известить орган, осуществляющий выплату пенсии о наступлении обстоятельств, влекущих прекращение компенсационной выплаты, о чем Л А.К. и М Р.А. были уведомлены лично при подаче заявления о назначении компенсационной выплаты по уходу за лицом, достигшим 80-летнего возраста ДД.ММ.ГГГГ, подписанным собственноручно.
Назначение компенсационной выплаты по уходу за престарелым лицом предполагает наличие полноценного ухода за лицом, а именно постоянного присутствия и оказания помощи в социально-бытовой сфере, однако Л А.К. в период осуществления трудовой деятельности не имела возможности осуществлять надлежащий уход за пенсионером и в силу выполнения требований п. 9 Правил, получатель компенсационной выплаты и ухаживающее лицо обязаны были обратиться в территориальный орган по месту выплаты компенсации по уходу с заявлением о прекращении осуществления ухода за нетрудоспособным лицом, достигшим возраста 80 лет в установленные законом сроки.
Л А.К. в нарушение требований Правил не уведомила территориальный орган УПФР о трудовой деятельности, в свою очередь пенсионер М Р.А. также не сообщила о прекращении за ней ухода, что повлекло перечисление на лицевой счет пенсионера ежемесячной компенсационной выплаты.
Таким образом, действия фактического получателя выплат М Р.А. расцениваются, как неосновательное обогащение, поскольку лица в установленном законом порядке не уведомили территориальный орган о прекращении ухода в связи с осуществлением трудовой деятельности ухаживающего лица, и без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой, оснований приобрели имущество в виде суммы компенсационной выплаты.
Федеральному бюджету Российской Федерации причинен материальный ущерб в размере 58 389,68 руб..
Управлением принимались меры к добровольному урегулированию спора. До настоящего времени на счет пенсионного органа денежные средства не поступили.
Просит взыскать с наследников, принявших наследство после умершей М Р.А. в солидарном порядке в пользу Государственного учреждения-Управления пенсионного фонда Российской Федерации в Железнодорожном районе (межрайонное) г. Красноярска незаконно полученную сумму в виде компенсационной выплаты по уходу за нетрудоспособным гражданином, достигшим 80 летнего возраста в размере 58389,68 руб..
Определением суда от 05.10.2021 истец Государственное учреждение – Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Железнодорожном районе г. Красноярска (межрайонное) заменен на правопреемника Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Красноярскому краю в связи с реорганизацией в форме присоединения.
Представитель истца Государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Красноярскому краю Акопян А.А., действующая на основании доверенности от 10.01.2022, требования поддержала по изложенным основаниям.
Ответчик М Н.В. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена, обеспечила явку своего представителя Морозовой К.Н., полномочия подтверждены ордером № 242 от 11.11.2020, которая исковые требования не признала по основаниям, изложенным в письменном отзыве, приобщенном к материалам дела. В обоснование возражений указала, что истцом не доказан сам факт перечисления или личного получения М Р.А. компенсационных выплат. Кроме того, со слов Л А.К., ей известно, что последняя после трудоустройства в 2014 г. обращалась в пенсионный орган с заявлением о прекращении соответствующих выплат. Просила в удовлетворении требований отказать.
Ответчик М Н.В. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен, представил суду ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, а также письменные возражения, согласно которым полагал, что факт перечисления денежных средств должен подтверждаться платежными документами, которые, исходя из перечня приложенных к исковому заявлению документов, не приложены. Кроме того, указал, что согласно ст.1109 ГК РФ человек должен вернуть переплаченные пенсионные выплаты, только если будет доказано его недобросовестное поведение или из-за счетной ошибки. Из искового заявления не свидетельствует не только получение, но и недобросовестное поведение М Р.А. и Л А.К.. Просил в удовлетворении требований отказать.
Третье лицо Л А.К. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена, ранее в ходе разрешения настоящего спора, пояснила, что действительно получала компенсационный выплаты в связи с уходом за дедушкой М В.Е. и бабушкой М Р.А., однако после своего трудоустройства, в 2014 году обращалась в пенсионный орган с заявлением о прекращении таких выплат. Почему выплата компенсация не была прекращена, она не знает, бабушка после 2014 г. выплату ей не передавала. В 2017 г. ей позвонили из пенсионного органа и попросили написать такое заявление повторно, что она и сделала.
В силу ч.5 ст.167 ГПК РФ суд рассматривает дело в отсутствие неявившихся лиц.
Заслушав представителя истца и представителя ответчика, исследовав представленные суду доказательства, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению в силу следующего.
Указом Президента РФ от 26.12.2006 № 1455 «О компенсационных выплатах лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами» установлены с 1 июля 2008 г. ежемесячные компенсационные выплаты в размере 1200 рублей неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за инвалидом I группы (за исключением инвалидов с детства I группы), а также за престарелым, нуждающимся по заключению лечебного учреждения в постоянном постороннем уходе либо достигшим возраста 80 лет (далее - компенсационные выплаты).
В силу пункта 2 названного Указа, размер компенсационных выплат, предусмотренных пунктом 1 настоящего Указа, для граждан, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в районах с тяжелыми климатическими условиями, требующих дополнительных материальных и физиологических затрат проживающих там граждан, увеличивается на соответствующий районный коэффициент, применяемый в указанных районах (местностях) при определении размеров пенсий в соответствии с Федеральными законами от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" и от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Правила, определяющие порядок назначения и осуществления указанных ежемесячных компенсационных выплат утверждены Постановлением Правительства РФ от 04.06.2007 № 343 «Об осуществлении ежемесячных компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за инвалидом I группы (за исключением инвалидов с детства I группы), а также за престарелым, нуждающимся по заключению лечебного учреждения в постоянном постороннем уходе либо достигшим возраста 80 лет» (далее – Правила).
В силу пункта 2 Правил ежемесячная компенсационная выплата (далее - компенсационная выплата) назначается проживающим на территории Российской Федерации лицам, осуществляющим уход за инвалидом I группы (за исключением инвалидов с детства I группы), а также престарелым, нуждающимся по заключению лечебного учреждения в постоянном постороннем уходе либо достигшим возраста 80 лет (далее - нетрудоспособные граждане).
Компенсационная выплата устанавливается лицу, осуществляющему уход, в отношении каждого нетрудоспособного гражданина на период осуществления ухода за ним.
Указанная выплата производится к назначенной нетрудоспособному гражданину пенсии и осуществляется в течение этого периода в порядке, установленном для выплаты соответствующей пенсии (пункт 3 Правил).
Компенсационная выплата назначается и осуществляется органом, осуществляющим назначение и выплату пенсии нетрудоспособному гражданину (далее - орган, осуществляющий выплату пенсии) (пункт 5 Правил).
Осуществление компенсационной выплаты прекращается в следующих случаях, в том числе выполнения нетрудоспособным гражданином либо лицом, осуществляющим уход, работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (подпункт «д» пункт 9 Правил)
Лицо, осуществляющее уход, обязано в течение 5 дней известить орган, осуществляющий выплату пенсии, о наступлении обстоятельств, влекущих изменение размера компенсационной выплаты или прекращение ее осуществления. Извещение о наступлении указанных обстоятельств может быть представлено в форме электронного документа с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (пункт 10 Правил).
Прекращение осуществления компенсационной выплаты производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступили обстоятельства, указанные в пункте 9 настоящих Правил (пункт 11 Правил).
В случае если представление недостоверных сведений или несвоевременное представление сведений для назначения и осуществления компенсационной выплаты повлекло за собой перерасход средств на ее выплату, виновные лица возмещают причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (пункт 16 Правил).
Статьей 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) установлено, что лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 ГК РФ.
Статья 1109 ГК РФ предусматривает, что не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки.
Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГМ Р.А. и Л А.К. обратились в УПФР в Центральном районе г.Красноярска с заявлениями о назначении компенсационной выплаты лицу, осуществляющему уход за престарелым, достигшим возраста 80 лет (л.д.24,25). Так, М Р.А., достигшая возраста 80 лет, являлась лицом, за которым осуществлялся уход, Л А.К. лицом, которое осуществляло уход.
При этом в своих заявлениях, как М Р.А., так и Л А.К. собственноручно указали, что обязуются сообщить о трудоустройстве лица, осуществляющего уход, о назначении ему пенсии, о постановке на учет на биржу труда. При этом указали, что им понятно, что предпринимательская деятельность также относится к работе.
Распоряжением № № от 10.04.2009 (л.д.26) М Р.А. назначена компенсационная выплата за уход с ДД.ММ.ГГГГ по декабрь 2034 г. в сумме 1440 руб. ежемесячно, исходя из расчета: 1200 руб. х 1.2 (районный коэффициент).
Из заявления Л А.К. в УПФР в Центральном районе г.Красноярска от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.18) следует, что она сообщает о прекращении осуществления ухода за М Р.А..
Согласно трудовому договору от ДД.ММ.ГГГГ, заключенному между Автономной некоммерческой организацией образовательным центром эстетического развития «Флер» и Л А.К. (л.д.19-22), а также сведениям о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица следует, что Л А.К. с ДД.ММ.ГГГГ осуществляла трудовую деятельность в должности педагога.
Таким образом, с момента трудоустройства, Л А.К. не могла осуществлять постоянный уход за М Р.А. и соответственно утратила право на получение компенсационной выплаты, установленной Указом Президента РФ от 26.12.2006 № 1455.
При этом, ни Л А.К., ни М Р.А. не исполнили свою обязанность, о которой они были предупреждены при подаче заявления о назначении компенсационной выплаты, и не сообщили в пенсионный орган о трудоустройстве лица, осуществляющего уход и, соответственно о прекращении осуществления такого ухода, в силу чего истцом продолжалось начисление ежемесячной надбавки к пенсии М Р.А.
После обращения Л А.К. с заявлением от 11.05.2017, решением УПФР в Центральном районе г.Красноярска от 11.05.2017 № 347673/17 (л.д.8) осуществление ежемесячной компенсационной выплаты было прекращено с 01.06.2017.
Довод третьего лица Л А.К. о том, что сразу после трудоустройства в 2014 году она обратилась в отделение пенсионного фонда по Центральному району с заявлением о прекращении выплаты компенсации, поскольку она больше не осуществляет уход за дедушкой М В.Е. и бабушкой М Р.А., не нашел своего подтверждения в судебном заседании.
Так, с целью проверки указанного обстоятельства, судом обозревались подлинники пенсионных дел М Владимира Елисеевича и М Раисы Аверьяновны, в которых отсутствовали заявления Л А.К. либо иные документы, свидетельствующие о предоставлении третьим лицом до мая 2017 года сведений о своем трудоустройстве и наличии оснований для прекращения компенсационных выплат.
Каких-либо доказательств, подтверждающих данный довод, третьим лицом суду не представлено.
В свою очередь, довод стороны ответчика, касающийся отсутствия в материалах дела доказательств непосредственного получения М Р.А. компенсационных выплат за период с 15.01.2014 по 31.05.2017 в заявленном ко взысканию, размере, и как следствие наличия оснований для отказа в удовлетворении исковых требований, суд находит несостоятельным.
Так, из представленных в материалы дела и приведенных выше распоряжений пенсионного органа следует, что компенсационная выплата истцом была назначена с ДД.ММ.ГГГГ и прекращена 01.06.2017.
22.05.2017 ГУ УПФР в Центральном районе г.Красноярска вынесено решение № 43 (л.д.9) об обнаружении ошибки, допущенной при выплате пенсии М Р.А. за период с 15.01.2014 по 31.05.2017 в части ежемесячной компенсационной выплаты по причине поступления на работу Л А.К.. К указанному решению приложен расчет выплаченных М Р.А. сумм компенсации за период с 15.01.2014 по 31.05.2017 в размере 58389,68 руб., по 1440 руб. ежемесячно (л.д.10-11).
Согласно справке УПФР в Центральном районе г.Красноярска от 29.11.2019 (л.д.12-13), М Р.А. действительно через УПФР получала компенсацию в размере 1 440 руб. ежемесячно за период с января по июль 2014 г..
Согласно справке УПФР в Железнодорожном районе г.Красноярска (межрайонное) от 29.11.2019 (л.д.14), М Р.А. состояла на учете в УПФР и ей были установлены следующие виды выплат: страховая пенсия по старости с ДД.ММ.ГГГГ, ежемесячная денежная выплата с ДД.ММ.ГГГГ и компенсация за уход на основании Указа Президента РФ от 26.12.2006 № 1455 с ДД.ММ.ГГГГ. Согласно данной справке М Р.А. за период с ДД.ММ.ГГГГ ежемесячно к пенсии начислена компенсация за уход в размере 1440 руб..
Как следует из информации, предоставленной ОПФР по Красноярскому краю от 24.02.2011 № №М Р.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, являлась получателем страховой пенсии по старости, ежемесячной денежной выплаты (ЕДВ), а также компенсации на уход. Выплата М Р.А. денежных средств осуществлялась на почтовом отделении связи № 660097 (дата выплаты 16 число). Выплата компенсации в соответствии с Указом Президента РФ от 26.12.2006 № 1455 осуществлялась по май 2017 г. включительно. Согласно заявлению М Р.А. от 11.05.2017 № 347673/17 о прекращении осуществления за ней ухода Л А.К., выплата компенсации прекращена с 01.06.2017. Дополнили, что выплата компенсации на уход производится к назначенной нетрудоспособному гражданину пенсии и осуществляется в порядке, установленном для выплаты соответствующей пенсии. За период с января ДД.ММ.ГГГГ вышеуказанная компенсация в сумме 1440 руб. перечислялась поручениями № в Красноярский почтамт-УФПС Красноярского края. При этом, взаимодействие с кредитными организациями и учреждениями почтовой связи осуществляется в рамках договоров о порядке взаимодействия при доставке пенсий, выплачиваемых ПФР и соглашений об обмене документами в электронном виде. Обмен документами осуществляется в электронном виде по защищенным каналам связи. Ежемесячно для выплаты пенсий и других социальных выплат формируются реестры получателей/массивы поручений для последующего зачисления пенсий на счета, открытые в кредитных организациях/осуществления доставки в кассе почтового отделения либо на дому. Согласно сформированным спискам Отделение перечисляет кредитной организации/учреждению почтовой связи платежным поручением общую сумму пенсий и других социальных выплат на всех получателей пенсии, в силу чего предоставить платежное поручение по выплате пенсии на одного получателя пенсии, включая удержания, не представляется возможным.
С учетом приведенного выше, оснований сомневаться в получении М Р.А. компенсационной выплаты за спорный период у суда не имеется.
Таким образом, принимая во внимание, что со стороны М Р.А. и Л А.К. имелась недобросовестность в части не предоставления истцу сведений об осуществлении трудовой деятельности лица, осуществляющего уход, в период получения компенсационной выплаты, суд приходит к выводу, что выплаченная без оснований, предусмотренных законом, социальная доплата является неосновательным обогащением и подлежит взысканию в пользу истца. Принимая во внимание, что компенсационная выплата в силу правовых норм выплачивалась непосредственно М Р.А., а доказательств передачи денежных средств Л А.К. не имеется, третье лицо указанное отрицает, необоснованно полученные выплаты подлежали возврату М Р.А..
Вместе с тем, согласно свидетельству о смерти серии №М Р.А. умерла ДД.ММ.ГГГГ.
Из представленных суду материалов наследственного дела следует, что наследниками умершей М Р.А. по ? доли являются дочь М Н.В. и сын М Н.В..
Наследникам выданы свидетельства о праве на наследство по закону от 21.03.2018, наследство состоит из ? доли в праве собственности на квартиру № г.Красноярска. Кроме того, согласно информации, предоставленной ПАО Сбербанк, на имя М Р.А. открыт счет № №, остаток денежных средств на дату смерти составил 44766,66 руб., на текущую дату 19.03.2018 - 50184,49 руб..
Положениями статьи 1112 ГК РФ предусмотрено, что в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности (статья 1112 ГК РФ).
При этом силу ст. 1175 ГК РФ наследники, принявшие наследство, отвечают по долгам наследодателя солидарно (статья 323).
Каждый из наследников отвечает по долгам наследодателя в пределах стоимости перешедшего к нему наследственного имущества.
Согласно разъяснениям Пленума Верховного Суда Российской Федерации в Постановлении от 29.05.2012 № 9 «О судебной практике по делам о наследовании» в пунктах 60, 61 ответственность по долгам наследодателя несут все принявшие наследство наследники независимо от основания наследования и способа принятия наследства. Принявшие наследство наследники должника становятся солидарными должниками (статья 323 ГК РФ) в пределах стоимости перешедшего к ним наследственного имущества. Стоимость перешедшего к наследникам имущества, пределами которой ограничена их ответственность по долгам наследодателя, определяется его рыночной стоимостью на время открытия наследства вне зависимости от ее последующего изменения ко времени рассмотрения дела судом. Поскольку смерть должника не влечет прекращения обязательств по заключенному им договору, наследник, принявший наследство, становится должником и несет обязанности по их исполнению со дня открытия наследства (например, в случае, если наследодателем был заключен кредитный договор, обязанности по возврату денежной суммы, полученной наследодателем, и уплате процентов на нее).
Таким образом, обязанность по возврату необоснованно полученных денежных средств в виде компенсационных выплат, в силу приведенных выше норм права, перешла к наследникам получателя выплат М Н.В. и М Н.В.. При этом размер обязательства не превышает стоимость принятого наследства.
С учетом изложенного, суд взыскивает с М Н.В. и М Н.В. сумму компенсационных выплат с учетом размера доли каждого наследника ? в сумме 29194,84 руб. (58389,68 руб. х ?) с каждого.
Поскольку истец при подаче иска был в силу ст. 333.37 НК РФ освобожден от уплаты государственной пошлины, она согласно ст. 103 ГПК РФ подлежит взысканию в доход местного бюджета с ответчиков в сумме, исчисленной пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований в размере 975,85 руб. с каждого, исходя из расчета: (58389,68 руб.- 20 000) * 3% + 800) х?.
На основании изложенного, руководствуясь ст.194 - 198 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Красноярскому краю удовлетворить.
Взыскать с М в пользу Государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Красноярскому краю сумму компенсационной выплаты в размере 29194 (двадцать девять тысяч сто девяносто четыре) рубля 84 копейки.
Взыскать с М в пользу Государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Красноярскому краю сумму компенсационной выплаты в размере 29194 (двадцать девять тысяч сто девяносто четыре) рубля 84 копейки.
Взыскать с М в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 975 рублей 85 копеек.
Взыскать с М в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 975 рублей 85 копеек.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение месяца с момента его изготовления в окончательной форме с подачей апелляционной жалобы через Центральный районный суд г.Красноярска.
Председательствующий /подпись/ Н.В. Шабалина
Решение в окончательной форме изготовлено 29.06.2022
КОПИЯ ВЕРНА
Судья: Н.В. Шабалина