Дело № 2-4335/2022
УИД: 27RS0007-01-2022-005133-46
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
29 сентября 2022 года г. Комсомольск-на-Амуре
Центральный районный суд г.Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края в составе:
председательствующего судьи Мартыненко Е.И.
при секретаре судебного заседания Ходжер А.С.,
с участием представителя истца ФИО2,
представителя ответчика Муниципальное автономное учреждение культуры «Зоологический центр «Питон» - ФИО3,
представителя ответчиков Городской округ город Комсомольск-на-Амуре Хабаровского края в лице администрации г. Комсомольска-на-Амуре и Финансовое управление администрации г. Комсомольска-на-Амуре – ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО5 к Муниципальному автономному учреждению культуры «Зоологический центр «Питон», Городскому округу город Комсомольск-на-Амуре Хабаровского края в лице администрации г.Комсомольска-на-Амуре, Финансовому управлению администрации г. Комсомольска-на-Амуре о взыскании компенсации расходов, связанных с переездом из местности, приравненной к районам Крайнего Севера к новому месту жительства, судебных расходов,
УСТАНОВИЛ:
ФИО5 обратилась в суд с иском к Муниципальному автономному учреждению культуры «Зоологический центр «Питон» (далее – МАУК «Зооцентр «Питон»), Городскому округу город Комсомольск-на-Амуре Хабаровского края в лице администрации г.Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края, о взыскании компенсации расходов, связанных с переездом из местности, приравненной к районам Крайнего Севера к новому месту жительства, судебных расходов.
В обоснование требований истцом указано, что она родилась и проживала в <...> до (дата). C (дата) работала в МАУК «Зооцентр «Питон». В мае 2021 года она решила переехать на постоянное место жительства в (адрес). Перед увольнением ею, на имя работодателя, было написано заявление об увольнении с работы, заявление об оплате билетов в отпуск, а также заявление об оплате расходов, связанных с провозом контейнера с личными вещами к новому месту жительства. Руководство МАУК «Зооцентр «Питон» оплачивать стоимость провоза контейнера с личными вещами отказалось. В мае 2021 года истец обратилась в филиал АО «РЖД Логистика», где оформила контейнер для провоза личных вещей из г.Комсомольск-на-Амуре Хабаровского края до (адрес), оплатила все транспортные расходы и перевезла вещи к постоянному месту жительства. (дата) она снялась с регистрационного учёта в г.Комсомольске-на-Амуре, и с (дата) зарегистрирована по месту жительства по адресу: (адрес). В декабре 2021 года руководством МАУК «Зооцентр «Питон» вновь дан ответ о невозможности оплате расходов истца связанных с провозом контейнера с личными вещами к месту постоянного места жительства из г. Комсомольска-на-Амуре.
Просила суд взыскать с ответчиков МАУК «Зооцентр «Питон» и администрации городского округа город Комсомольск-на-Амуре в свою пользу расходы, связанные с переездом из местности, приравненной к районам Крайнего Севера, к новому месту жительства из г.Комсомольск-на-Амуре до (адрес) в размере 148 697 руб., а также государственную пошлину в размере 4174 руб.
Определением судьи Центрального районного суда г. Комсомольска-на-Амуре от 19.08.2022 к участию в деле в качестве соответчика привлечено Финансовое управление Администрации г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края.
В судебном заседании представитель истца ФИО5 – ФИО2, действующий на основании нотариальной доверенности, на удовлетворении исковых требований настаивал, поддержал доводы, изложенные в исковом заявлении. Дополнительно пояснил, что понесенные истцом расходы следует взыскать с ответчиков в солидарном порядке.
Представитель ответчика МАУК «Зооцентр «Питон» – ФИО3, действующая в силу занимаемой должности (директор), в судебном заседании с заявленными требованиями не согласилась, указала, что ФИО5 был оплачен проезд к месту проведения отдыха в (адрес), согласно ее заявлению. Находясь в отпуске, от ФИО5 поступило заявление на увольнении и заявление на оплату контейнера, на которое и был дан отказ. Указала, что у учреждения отсутствует обязанность по оплате понесенных истцом расходов, в связи с чем просила в иске отказать.
Представитель ответчиков Финансового управления администрации г.Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края и администрации г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края – ФИО4, действующая на основании доверенностей, в судебном заседании, не оспаривая размер заявленных требований, с исковыми требованиями не согласилась, поддержав доводы изложенные в ранее представленном отзыве. Указала, что в силу решения Комсомольской-на-Амуре городской Думы от 05.10.2011 № 59, расходы, понесённые ФИО5 компенсации не подлежат, поскольку письменного приглашении на работу в МАУК «Зооцентр «Питон» не имеется; ФИО5 и до работы в МАУК «Зооцентр «Питон» проживала в г. Комсомольск-на-Амуре. Просила в удовлетворении исковых требований отказать.
Истец ФИО5 в судебное заседание не явилась, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещалась в установленном законом порядке, ходатайство об отложении рассмотрения дела не заявляла. Информация о движении дела размещена на официальном сайте суда.
С учетом положений ст. 167 ГПК РФ суд определил возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса, надлежащим образом уведомленных о рассмотрении дела.
Выслушав пояснения представителя истца, представителей ответчиков, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В судебном заседании установлено и из материалов дела следует, что ФИО5, на основании приказа (№) от (дата) принята на работу в МАУК «Зооцентр «Питон», на должность менеджера (л.д. 61).
Приказом МАУК «Зооцентр «Питон» (№) от 12.0.2021 ФИО5 уволена из МАУК «Зооцентр «Питон» с (дата) по п.1 ч. 1 ст. 77 ТК РФ по соглашению сторон (л.д. 64).
Обстоятельства, как они установлены судом, подтверждаются также трудовой книжкой ФИО5 серии (№) (л.д. 14-23), сведениями о трудовой деятельности (л.д. 24-27) и не оспаривались в судебном заседании.
Далее судом установлено, что на основании заявления ФИО5 от (дата), приказом директора МАУК «Зооцентр «Питон» (№) от (дата), ФИО5 предоставлен ежегодный оплачиваемый отпуск в количестве 17 календарных дней (с (дата) по (дата)), а также дополнительный отпуск в размере 16 календарных дней (с (дата) по (дата)), а всего отпуск в количестве 33 календарных дня с (дата) по (дата) (л.д 62).
Приказом директора МАУК «Зооцентр «Питон» (№) от (дата), на основании личного заявления ФИО5 от (дата), на основании ст. 352 ТК РФ, Положения о размере, условиях и порядке компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в органах местного самоуправления и муниципальных учреждениях муниципального образования городского округа «город Комсомольск-на-Амуре» утверждённого решением Комсомольской-на-Амуре городской Думой № 69 от 14.10.2009, ФИО5 компенсирована стоимость проезда к месту использования отпуска: г. Комсомольск-на-Амуре - (адрес) с (дата) по (дата) за счет лимитов бюджетных средств учреждения за период работы с (дата) по (дата) (л.д. 63).
(дата)ФИО5 обратилась с заявлением на имя директора МАУК «Зооцентр «Питон» об оплате контейнера в связи с переездом на новое место жительства в (адрес). Заявление имеет резолюцию «Отказано, подготовить письменный ответ» (л.д. 32).
В ответе (№) от (дата) директором МАУК «Зооцентр «Питон» сообщено ФИО5 об отсутствии возможности компенсировать стоимость провоза багажа при выезде из города Комсомольска-на-Амуре в связи с отсутствием правовых оснований и соответствующих лимитов бюджетных обязательств у МАУК «Зооцентр «Питон». Отмечено, что размер, условия и порядок компенсации расходов, связанных с переездом лица, работающим в организациях, финансируемых за счет средств местного бюджета, утверждены решением Комсомольской-на-Амуре городской Думы от 05.10.2011 № 59, во исполнение закона Российской Федерации от 19.02.1993 №4520-1, Трудового кодекса РФ. В силу норм Положения, компенсация расходов на переезд к новому месту жительства, предусмотрена только для лиц и членов их семей, прибывших по письменному приглашению организации (л.д. 33).
Далее судом установлено и из копии паспорта ФИО5 следует, что ФИО5 родилась в г.Комсомольске-на-Амуре, с (дата) по (дата) состояла на регистрационном учете по месту жительства по адресу: г.Комсомольск-на-Амуре, (адрес). С (дата)ФИО5 зарегистрирована по месту жительства по адресу: (адрес), стр. 1, (адрес) (л.д. 11-13).
(дата) между АО «РЖД Логистика» (Экспедитор) и ФИО5 (Клиент) заключен договор транспортной экспедиции №МПГ270100052/21 (л.д. 90-97), согласно которому экспедитором оказаны клиенту услуги по перевозке груза клиента сообщением г. Комсомольск-на-Амуре – (адрес). Стоимость оказанных услуг, согласно счету на оплату (л.д. 109) составила 124 761 руб. 80 коп., и была оплачена ФИО5 в полном объёме, о чем предоставлен чек-ордер ПАО Сбербанк от (дата) (л.д. 108).
Заявлением от (дата)ФИО5 арендован контейнер у ПАО «ТрансКонтейнр», стоимость которого, согласно счету (№) (л.д. 122) составила 2160 руб. и была оплачена в полном объеме ФИО5(дата), о чем представлен чек ПАО Сбербанк (л.д. 123).
Также установлено, что (дата) между ОАО «РЖД» (Экспедитор) и ФИО5 (Клиент) заключен договор (№)-Ф об оказании транспортно-экспедиционных услуг, связанных с перевозкой груза, согласно которому экспедитором оказаны погрузочно-разгрузочные работы клиенту, завоз-вывоз контейнеров. Стоимость оказанных услуг, согласно счету на оплату (л.д. 115) составила 21 775 руб. 20 коп., и была оплачена ФИО5 в полном объёме, о чем предоставлен кассовый чек ВТБ от (дата) (л.д. 114)
(дата)ФИО1, действующий по нотариальной доверенности от имени ФИО5 (л.д. 28-29), обратился с заявлением на имя директора МАУК «Зооцентр «Питон» об оплате ФИО5 стоимости контейнера, в связи с переездом на новое место жительства в (адрес) (л.д. 30), к заявлению приложены подтверждающие расходы документы.
В ответе (№) от (дата) директором МАУК «Зооцентр «Питон» на имя ФИО1 сообщено об отсутствии возможности компенсировать стоимость провоза багажа при выезде из города Комсомольска-на-Амуре. В обоснование данного ответа приведены основания, аналогичные приведенным в ранее данном на имя истца ответе (№) от (дата) (л.д. 31).
В соответствии со ст. 33 Закона РФ от 19.02.1993 № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях», компенсация расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно лицам, работающим в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливается Трудовым кодексом Российской Федерации.
В силу ч. 1 ст. 313 Трудового кодекса РФ (далее – ТК РФ) государственные гарантии и компенсации лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В силу ч. 3 ст. 326 ТК РФ работнику федерального государственного органа, государственного внебюджетного фонда Российской Федерации, федерального государственного учреждения и членам его семьи в случае переезда к новому месту жительства в другую местность в связи с прекращением трудового договора по любым основаниям (в том числе в случае смерти работника), за исключением увольнения за виновные действия, оплачивается стоимость проезда по фактическим расходам и стоимость провоза багажа из расчета не свыше пяти тонн на семью по фактическим расходам, но не свыше тарифов, предусмотренных для перевозок железнодорожным транспортом.
Гарантии и компенсации, предусмотренные настоящей статьей, предоставляются работнику федерального государственного органа, государственного внебюджетного фонда Российской Федерации, федерального государственного учреждения только по основному месту работы (ч.4 ст. 326 ТК РФ).
Размер, условия и порядок компенсации расходов, связанных с переездом, лицам, заключившим трудовые договоры о работе в государственных органах субъектов Российской Федерации, территориальных фондах обязательного медицинского страхования, государственных учреждениях субъектов Российской Федерации, и работникам указанных органов, фондов, учреждений устанавливаются нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, лицам, заключившим трудовые договоры о работе в органах местного самоуправления, муниципальных учреждениях, и работникам указанных органов, фондов, учреждений - нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, лицам, заключившим трудовые договоры о работе у других работодателей, и работникам данных работодателей - коллективными договорами, локальными нормативными актами, принимаемыми с учетом мнения выборных органов первичных профсоюзных организаций, трудовыми договорами (ч.5 ст. 326 ТК РФ).
В соответствии со ст. ст. 1, 4 Закона РФ от 19.02.1993 №4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях», действие настоящего Закона распространяется на лиц, работающих по найму постоянно или временно в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, независимо от форм собственности, и лиц, проживающих в указанных районах и местностях. Гарантии и компенсации для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях в организациях, финансируемых из федерального бюджета, устанавливаются федеральными законами, в организациях, финансируемых из бюджетов субъектов Российской Федерации, - законами субъектов Российской Федерации, в организациях, финансируемых из местных бюджетов, - муниципальными правовыми актами, в организациях, не относящихся к бюджетной сфере, - работодателем, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом.
В соответствии со ст.3 и 4 указанного Закона, гарантии и компенсации для лиц, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и являющихся работниками организаций, финансируемых из бюджетов субъектов Российской Федерации, а также лиц, получающих пособия, стипендии и компенсации за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации. Гарантии и компенсации, установленные для лиц, работающих в организациях, финансируемых за счет местных бюджетов, являются расходными обязательствами муниципальных образований.
Таким образом, из анализа приведенных норм следует, что в данном случае полномочия по определению размера, условий и порядка компенсаций расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа в связи с выездом на новое место жительства из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностях лицам, работающим в организациях, финансируемых из местного бюджета, переданы органам местного самоуправления.
Перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержден Постановлением Правительства РФ от 16.11.2021 N1946 «Об утверждении перечня районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, в целях предоставления государственных гарантий и компенсаций для лиц, работающих и проживающих в этих районах и местностях, признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации и признании не действующими на территории Российской Федерации некоторых актов Совета Министров СССР», в соответствии с которым г. Комсомольск-на-Амуре и Комсомольский район Хабаровского края, относятся к местностям, приравненным к районам Крайнего Севера.
В ходе рассмотрения дела установлено, что согласно Уставу МАУК «Зооцентр «Питон», утвержденному постановлением администрации г.Комсомольска-на-Амуре от 14.09.2012 №2935-па и.о. главы города, с учетом изменений в Устав, утвержденных постановлением администрации г.Комсомольска-на-Амуре от 28.07.2021 №1356-па главы города, МАУК «Зооцентр «Питон» является муниципальным автономным учреждением, учредителем и собственником закрепленного за которым имуществом является городской округ «Город Комсомольск-на-Амуре» (п.1.4.).
Согласно п.1.6. и 1.7 Устава, учреждение является юридическим лицом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные не имущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
Учреждение в установленном законом порядке открывает лицевые счета в Управлении Федерального казначейства по Хабаровскому краю (п. 1.8. Устава).
Поскольку МАУК «Зооцентр «Питон» является муниципальным учреждением, финансируемым из средств местного и краевого бюджета, соответственно размер, условия и порядок компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно устанавливаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
В соответствии с положениями ст. 43 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в систему муниципальных правовых актов входят, в частности нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования.
Судом также установлено, что Комсомольская-на-Амуре городская Дума является представительным органом муниципального образования и финансируется исключительно за счет собственных доходов местного бюджета.
Решением Комсомольской-на-Амуре городской Думы от 05.10.2011 № 59 «О размере, условиях и порядке компенсации расходов, связанных с переездом лицам, работающим в организациях, финансируемых за счет средств местного бюджета» принято Положение о размере, условиях и порядке компенсации расходов, связанных с переездом, лицам, работающим в организациях, финансируемых за счет средств местного бюджета (далее – Положение).
Положение принято в соответствии с ч. 5 ст. 326 ТК РФ и ч. 5 ст. 35 Закона РФ от 19.02.1993 № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях».
Согласно пункту 1.4. этого Положения, компенсации, предусмотренные настоящим Положением, предоставляются организацией по основному месту работы.
Согласно пункту 1.5. вышеуказанного Положения, компенсации, предусмотренные настоящим Положением, являются расходными обязательствами муниципального образования городского округа «Город Комсомольск-на-Амуре».
Пунктом 1.2 Положения о размере, условиях и порядке компенсации расходов, связанных с переездом, лицам, работающим в организациях, финансируемых за счет средств местного бюджета, утвержденного решением Комсомольской-на-Амуре городской Думы от 05.10.2011 N 59, предусмотрено, что компенсации, предусмотренные настоящим Положением, предоставляются лицам, работающим в организации, прибывшим в муниципальное образование городской округ «Город Комсомольск-на-Амуре» по письменному приглашению организации и заключившим с ней трудовой договор.
Согласно пункту 3.1. вышеуказанного Положения, работнику, выезжающему к новому месту жительства в другую местность, в связи с расторжением трудового договора, заключенного с организацией, пригласившей его на работу, и членам его семьи компенсация расходов, связанных с оплатой стоимости проезда, а также стоимости провоза багажа осуществляется в размерах, предусмотренных пунктами 2.2 - 2.5 настоящего Положения.
При этом абзац 2 пункта 3.1 указанного Положения, устанавливает, что не подлежат возмещению расходы, связанные с оплатой стоимости проезда к новому месту жительства в другую местность, а также стоимости провоза багажа, в случае увольнения работника за виновные действия (пункты 5 - 11 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации), а также увольнения по собственному желанию до истечения срока трудового договора, а при отсутствии определенного срока - до истечения трех лет работы в организации, за исключением случаев указанных в пункте 2.11 настоящего Положения.
Исходя из изложенного, действующим федеральным законодательством предусмотрено самостоятельное определение размера, условий и порядка предоставления компенсаций на переезд и стоимость провоза имущества из районов Крайнего Севера для организаций, финансируемых из местного бюджета.
Поскольку в судебном заседании установлено, следует из трудовой книжки истца, и иного сторонами не представлено, что ФИО5 не является прибывшей в городской округ «Город Комсомольск-на-Амуре» по письменному приглашению организации (МАУК «Зооцентр «Питон»), заключившей с истцом трудовой договор, то с учетом определенных решением Комсомольской-на-Амуре городской Думы от 05.10.2011 № 59 условий и порядка предоставления компенсаций на переезд и стоимость провоза имущества из районов Крайнего Севера для организаций финансируемых из местного бюджета, истец не имеет право на предусмотренные указанным Положением гарантии.
Исходя из вышеизложенного, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных исковых требований о взыскании понесенных ФИО5 расходов на провоз личных вещей, ввиду отсутствия права истца на компенсацию указанных расходов.
Поскольку требования о взыскании судебных расходов, в силу положений ст. 98, 100 ГПК РФ, предусматривающих, что судебные расходы присуждаются выигравшей по делу стороне, и принимая во внимание, что в удовлетворении исковых требований ФИО5 отказано, то есть решения суда состоялось не в пользу истца, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований ФИО5 о возмещении понесенных ею судебных расходов по уплате государственной пошлины при подаче иска в суд.
Учитывая изложенное, суд считает требования ФИО5 необоснованными и не подлежащими удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО5 к Муниципальному автономному учреждению культуры «Зоологический центр «Питон», Городскому округу город Комсомольск-на-Амуре Хабаровского края в лице администрации г.Комсомольска-на-Амуре, Финансовому управлению администрации г.Комсомольска-на-Амуре о взыскании компенсации расходов, связанных с переездом из местности, приравненной к районам Крайнего Севера к новому месту жительства, судебных расходов – оставить без удовлетворения.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Хабаровский краевой суд через Центральный районный суд г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Е.И. Мартыненко