НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Центрального районного суда г. Комсомольска-на-Амуре (Хабаровский край) от 18.06.2019 № 2А-1974/19

№2а-1974/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

18 июня 2019 года г. Комсомольск-на-Амуре

Центральный районный суд г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края

под председательством судьи Клименко Е.Г.,

при секретаре судебного заседания Сивопляс Ю.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению К П.В. к прокуратуре г.Комсомольска-на-Амуре, прокуратуре Хабаровского края о признании незаконным требования от (дата),

УСТАНОВИЛ:

К П.В. обратился в суд с настоящим административным иском к прокуратуре г.Комсомольска-на-Амуре. В обоснование заявленных требований указал, что решением Арбитражного суда Хабаровского края от (дата) по делу (№) ООО «УМР-10» признано несостоятельным (банкротом), в отношении него открыто конкурсное производство. Конкурсным управляющим утверждён К П.В.. В адрес конкурсного управляющего поступило требование прокуратуры г.Комсомольска-на-Амуре от (дата) о предоставлении информации и документов о ходе процедуры конкурсного производства ООО «УМР-10» о задолженности по заработной плате и обязательным платежам, о мероприятиях по формированию и реализации конкурсной массы, о движении денежных средств и т.п. В соответствии с указанным требованием, сведения и документы должны предоставляться ежемесячно в срок до 25 числа до полного погашении долга по заработной плате. Указанное требование исполняется им в установленные сроки. (дата) в адрес конкурсного управляющего поступило дополнительное требование прокуратуры г.Комсомольска-на-Амуре (исх. (№)), в соответствии с которым административный ответчик требует предоставить следующие документы: 1. Размер долга по текущим платежам; 2. Количество неисполненных судебных решений (дата решения и номер дела, общая сумма), вынесенных в пользу должника, причина неисполнения; 3. Даты направления заявлений в Арбитражный суд о выдаче исполнительных листов относительно взыскания долга с ООО «ВЕКА.КОМ», ООО «Линарес», ООО «Гомел», их получения предъявления в ФССП, результат (предоставить копии заявлений в Арбитраж, документы, подтверждающий дату получения исполнительных листов их направление в ФССП, копию постановления о возбуждении исполнительного производства); 4. Дорожную карту, предусматривающую комплекс мероприятий и конкретные сроки их реализации в целях ликвидации задолженности по заработной плате перед работниками ООО «УМР-10». С указанные требованием не согласен, поскольку полагает, что из содержания требований прокуратуры от (дата) и (дата) следует, что целью проводимой проверки является надзор за соблюдением трудовых прав граждан в рамках банкротства ООО «УМР-10» (соблюдение сроков и очередности удовлетворения требований по оплате труда, как включенных в реестр требований кредиторов, так и являющихся текущими). Однако прокурор не вправе требовать у органа (организации) информацию, документы и материалы или их копии в рамках проведения проверки, не обусловленные целями указанной проверки и (или) не относящиеся к предмету указанной проверки, информацию документы и материалы или их копии, которые передавались органами прокуратуры в связи с ранее проведенной проверкой. В соответствии с п. 15 Приказа Генпрокуратуры России от 07.12.2007 №195 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина» органам прокураты при проведении плановых, внеплановых проверок необходимо исключить случаи истребования излишних материалов, документов и сведений, а также организации и их должностных лиц обязанности по предоставлению в органы прокураты сведений, не относящихся к предмету проверки либо выходящих за ее пределы, а также не предусмотренных законодательством статистических данных. Указанные в пунктах 1-3 оспариваемого требования сведения и документы не относятся к предмету проверки (соблюдение трудовых прав граждан в рамках банкротства ООО «УМР-10»), следовательно, требование об их предоставлении является незаконным. Требуемые сведения и документы фактически необходимы для надзора за соблюдением конкурсным управляющим требований законодательства о банкротстве. При осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не вправе подменять иные государственные органы. В связи с тем, что органами, осуществляющими контроль за деятельностью арбитражных управляющих, являются саморегулируемые организации арбитражных управляющих, являются саморегулируемые организации управляющих. Территориальные подразделения Росреестра, арбитражные суды, осуществляющие производство по делу о банкротстве, а также собрания (или комитеты) кредиторов должника, сведения и документы, указанные в п. 1-3 требования от (дата) истребованы незаконно. Деятельность арбитражного управляющего детально регламентированы Законом о банкротстве и внутренними документами саморегулируемой организации, членом которой он является. Составление «дорожной карты», указанной в п.4 требования от (дата) действующим законодательством не предусмотрено, в связи с чем требование о ее предоставлении является незаконным. Оспариваемое требование от (дата) возлагает на него не предусмотренные действующим законодательством обязанности, в связи с чем подлежит признанию незаконным.

Определением судьи от (дата) применены меры предварительной защиты по административному иску, действие требования прокуратуры от (дата)(№) приостановлено до рассмотрения дела по существу.

Определением судьи от (дата) в качестве административного соответчика привлечена прокуратура Хабаровского края.

В судебном заседании (дата) объявлялся перерыв до (дата) до 16 часов 00 минут.

В судебном заседании К П.В. после перерыва участие не принимал, просил рассмотреть дело в его отсутствие, в связи с чем дело рассмотрено в его отсутствие.

В судебном заседании (дата) до объявления перерыва К П.В. на удовлетворении исковых требований настаивал по основаниям, изложенным в исковом заявлении, и дополнительных пояснениях, указав, что из содержания требований прокуратуры от (дата) и (дата) следует, что документы и сведения запрашиваются в целях надзора за соблюдением трудовых прав граждан в рамках банкротства ООО «УМР-10» (соблюдение сроков и очередности удовлетворения требований по оплате труда, как включенных в реестр требований кредиторов должника, так и являющихся текущими). Разъяснениями Верховного Суда Российской Федерации установлено, что требования в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и НДФЛ подлежат исполнению в режиме, установленном для удовлетворения требований о выплате заработной платы, т.е. соответствующая основная задолженность, возникшая после принятия заявления о признании должника банкротом, относится ко второй очереди удовлетворения текущих платежей, а задолженность, не являющаяся текущей подлежит включению во вторую очередь реестра требований кредиторов должника, в связи с чем требование о предоставлении сведений о задолженности, относящейся ко второй очереди (зарплата, взносы в ПФР и НДФЛ) соответствуют целям осуществления указанного выше надзора за соблюдением трудовых прав граждан, в связи с чем указанные сведения ежемесячно предоставляются конкурсным управляющим в рамках ответа на требование прокуратуры от (дата). Запрос сведений о размере долга по иным текущим налоговым платежам (не относящимся к задолженности 1-й или 2-й очереди), указанный в п.1 требовании от (дата) не соответствуют целям надзора за соблюдением трудовых прав граждан. Кроме того, сведения о начисленных и уплаченных обязательных платежей в отношении должника содержатся в прилагаемых к ежемесячному ответу на требование от (дата) и выписках по расчетному счету. Требуемые прокуратурой сведения о задолженности по иным текущим налоговым платежам фактически необходимы для надзора за соблюдением конкурсным управляющим требований законодательства о банкротстве, что противоречит п.2 ст.21 Закона о прокуратуре, в связи с чем требование является незаконным. Пунктом 2 требования от (дата) запрошены идентичные сведения и документы, запрошенные в п.9 требования от (дата), которые ежемесячно предоставляются конкурсным управляющим. При этом прокурор не вправе требовать информацию, документы и материалы или их копии, которые передавались органами прокуратуры в связи ранее проведенной проверкой. Пунктом 3 требования у арбитражного управляющего затребованы сведения, отсутствующие в природе как таковые, а также документы, которые у него иметься не могут. Разделом VII АПК РФ предусмотрено направление взыскателем заявления о выдаче дубликата исполнительного листа, а также ходатайство о направлении исполнительного листа арбитражным судом для принудительного исполнения. Обращение лица, участвующего в арбитражном процессе с заявлением о выдаче исполнительного листа нормами АПК РФ не предусмотрено. Документами, подтверждающими получение исполнительного листа, являются либо почтовое уведомление о получении соответствующего почтового отправления, которое возвращается отправителю, либо отметка о получении листа в журнале выдачи исполнительных листов, который ведется в отделе делопроизводства соответствующего арбитражного суда.

В судебном заседании представитель административных ответчиков Ерукова А.В., действующая в силу должностных полномочий и на основании доверенности, против удовлетворения исковых требований возражала по основаниям, изложенным в письменных отзывах, в которых указано, что при осуществлении надзорной деятельности выявлено, что ООО «УМР-10» имеет задолженность по заработной плате перед кредиторами второй очереди, то есть по заработной плате перед работниками должника, в связи с чем (дата) конкурсному управляющему ООО «УМР-10» направлено требование о предоставлении в прокуратуру г.Комсомольска-на-Амуре не позднее 25-го числа каждого месяца соответствующих сведений и документов. Впоследствии после получения новых указаний, поручений прокуратурой г.Комсомольска-на-Амуре в адрес конкурсного управляющего направлено требование о необходимости предоставления сведений о размере долга по текущим налоговым платежам, количестве неисполненных решений суда, даты направлений заявлений в суд о выдаче исполнительных листов в отношении предприятий, имеющих долги перед предприятием-банкротом, «дорожную карту». Дополнительно пояснила, что оценка законности требования от (дата) дана в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении. Документы, указанные в п.п. 1-2 требования от (дата), истребованы в связи с не предоставлением этих документов по требованию от (дата). Требуемые в п.п.1-2 требования сведения необходимы для анализа о переходе к выплатам по задолженности по заработной плате. Сведения, указанные в п. 2 требования от (дата), в сведениях, представляемых конкурсным управляющим по требованию от (дата). не содержатся. Сведения, предоставляемые конкурсным управляющим по требованию от (дата), предоставляются не в полном объеме. Прокурор не обладает сведениями о выдаче исполнительных листов, в связи с чем данная информация запрошена у управляющего в п. 2 требования от (дата). Сведения, запрашиваемые в п. 4 требования от (дата), касаются вопроса перспектив погашения задолженности по заработной плате, по требованию прокуратуры от (дата) эти сведения не представлены.

Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 46 Конституции Российской Федерации граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.

В силу положений ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

На основании ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей не предусмотрен настоящим Кодексом (ч.1).

В силу ч.2 вышеназванной нормы, обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию или должностное лицо.

По таким административным делам административный истец обязан:

1) указывать, каким нормативным правовым актам, по их мнению, противоречат данные акты, решения, действия (бездействие);

2) подтверждать сведения о том, что оспариваемым нормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца или неопределенного круга лиц либо возникла реальная угроза их нарушения;

3) подтверждать иные факты, на которые административный истец, прокурор, органы, организации и граждане ссылаются как на основания своих требований.

Исходя из положений статьи 227 КАС РФ, для признания незаконными постановлений должностных лиц службы судебных приставов, их действий (бездействия) необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых постановлений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

По данной категории административных дел на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов, а обязанность по доказыванию соответствия оспариваемых постановлений должностных лиц службы судебных приставов, их действий (бездействия) нормативным правовым актам - на должностные лица службы судебных приставов, принявших оспариваемые постановления либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Если суд признает оспариваемые постановления должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействия) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, он принимает решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых постановлений, действий (бездействия) незаконными и обязывает административного ответчика устранить нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению (ч. 2 ст. 227 КАС РФ).

При отсутствии указанной выше совокупности условий для признания постановлений должностных лиц службы судебных приставов, их действий (бездействия) незаконными, судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.

Конституцией Российской Федерации закреплено право каждого на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (часть 3 статьи 37 Конституции Российской Федерации).

Конституция Российской Федерации гарантирует также равенство прав и свобод человека и гражданина и устанавливает, что права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов и обеспечиваются правосудием (статья 18, часть 2 статьи 19 Конституции Российской Федерации).

На основании пункта 1 статьи 1 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" (далее - Закон о прокуратуре РФ) прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.

В соответствии с ч.2 ст.4 Закона о прокуратуре орган прокуратуры осуществляют полномочия независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и в строгом соответствии с действующими на территории Российской Федерации законами.

В силу п.1 ст.21 Закона о прокуратуре при реализации возложенных функций прокурор при реализации возложенных функций вправе проверять соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

В соответствии с п.2 ст. 21 Закона о прокуратуре при осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы.

Согласно ч. 9 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лица, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами, регулирующими спорные отношения;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные правоотношения.

По смыслу приведенных норм, требования административного истца могут быть удовлетворены лишь при условии доказанности нарушения оспариваемыми решениями, действиями (бездействием) его прав и законных интересов, при этом обязанность доказывания обстоятельств нарушения прав, свобод и законных интересов оспариваемыми решениями, действиями (бездействием) должностных лиц возлагается на лицо, обратившееся в суд (ч. 11 ст. 226 КАС РФ).

В ходе рассмотрения дела установлено, что решением Арбитражного суда Хабаровского края от (дата) по делу (№) ООО «УМР-10» признано несостоятельным (банкротом).

Конкурсным управляющим утвержден К П.В., член Ассоциации СРО АУ «МЦПУ».

(дата) в адрес конкурсного управляющего ООО «УМР-10» К П.В. направлено требование прокуратуры г.Комсомольска-на-Амуре, в котором со ссылкой на приказ Генерального прокурора Российской Федерации №195 от 07.12.2007 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина», указания прокурора Хабаровского края, ст.6 Федерального закона от 17.01.1992 №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» указано на необходимость не позднее (дата) предоставления в прокуратуру г.Комсомольска-на-Амуре следующих сведений: 1. Общая сумма задолженности по заработной плате перед работниками, количество работников, перед которыми имеется указанная задолженность, период образования (с разбивкой на текущую и реестровую). 2. Размер долга по уплате обязательных платежей, подлежащий выплате в составе второй очереди (НДФЛ, ПФР), с разбивкой на реестровую и текущую. При этом относительно текущих платежей указывать дату формирования долга. 3. Список работников, перед которыми имеется рассматриваемая задолженность, в том числе не подтвержденная решением суда и не учтенная в общей сумме долга, с указанием периода, основания образования долга (заработная плата, окончательный расчет, выходное пособие и др.) и размер долга по каждому работнику отдельно. 4. Список работников, продолжающих осуществлять трудовую деятельность с указанием оснований (трудовой договор, договор гражданско-правового характера, даты заключения). При отсутствии работников – указать даты увольнения. 5. Общий размер кредиторской задолженности (без учета долга по уплате обязательных платежей в составе второй очереди) с разбивкой на реестровую и текущую (относительно текущей – указать даты образования, основания). 6. Общий размер денежных средств, поступивших на счет должника за период конкурсного производства с разбивкой на источники поступления суммы от каждого (от производственной деятельности, продажи имущества, взыскания дебиторской задолженности и др.). 7. На какие цели и в каком размере израсходованы денежные средства. Осуществлялось ли погашение требований кредиторов второй очереди, в каком размере (отдельно реестровой и текущей). 8. Перечень имущества должника и имущественного права. Входящего в конкурсную массу Должника, с указанием общей стоимости, которые в настоящее время не реализованы либо на них не обращено взыскание, причины). 9. Количество судебных решений, на основании которых в пользу должника взысканы денежные средства (общая сумма), количество неисполненных судебных решений (дата решения и номер дела, общая сумма), вынесенных в пользу должника, причин неисполнения. 10. Причины длительности конкурсного производства. 11. Перечень конкретных мероприятий, планируемых к выполнению в рамках конкурсного производства. 12. Размер денежных средств, имеющихся на счету (ах) должника на отчетную дату. 13. Перспектива погашения имеющейся задолженности по заработной плате в полном объеме до завершения процедуры банкротства. Вместе с эти, к указанному сроку необходимо предоставить выписку по счету (ам) должника за весь период конкурсного производства. Сведения в соответствии с пунктами 1,2, 4-9, 11-13, а также информацию о мерах, принимаемых для удовлетворения требований кредиторов (претензионная работа, взыскание в судебном порядке со ссылкой на даты подачи заявления, решений и номеров дел, организация и проведение торгов по реализации имущества должника, даты заключения договоров купли-продажи и др. мероприятия), а также отчеты управляющего, протоколы собрания кредиторов, выписку по счету (ам) должника в последующем необходимо предоставлять в прокуратуру города Комсомольска-на-Амуре за прошедший отчетный период ежемесячно в ранее установленный срок, то есть не позднее 25-го числа (до погашения долга по заработной плате перед работниками ООО «УМР-10» в полном объеме).

Постановлением мирового судьи судебного района «Центральный округ г.Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края» на судебном участке №72 (№) от (дата) производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 17.7 КоАП РФ, в отношении конкурсного управляющего ООО «УМР-10» К П.В. прекращено на основании ст. 2.9 КоАП РФ с объявлением устного замечания.

Решением Центрального районного суда г.Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от (дата) по делу (№) постановление мирового судьи оставлено без изменения.

(дата) в адрес конкурсного управляющего ООО «УМР-10» направлено требование (№), в котором со ссылками на приказ Генерального прокурора Российской Федерации №195 от 07.12.2007, ст.ст. 6, 22 Федерального закона от 17.01.1992 №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», указания прокурора Хабаровского края, а также поскольку в предоставляемых по требованию прокуратуры г.Комсомольска-на-Амуре от (дата) отсутствует информация о наличии задолженности по текущим налоговым платежам, количество неисполненных судебных решений (дата решения и номер дела, общая сумма), вынесенных в пользу должника, причины неисполнения, конкурсному управляющему указано на необходимость предоставления следующих документов: 1. Размер долга по текущим налоговым платежам. 2. Количество неисполненных судебных решений (дата решения и номер дела, общая сумма), вынесенных в пользу должника, причины неисполнения. 3. Даты направления заявлений в Арбитражный суд о выдаче исполнительных листов относительно взыскания долга с ООО «ВЕКА.КОМ», ООО «Линарес», ООО «Гомел», их получения и предъявления в ФССП, результат (представить копии заявлений в Арбитраж, документ, подтверждающий дату получения исполнительных листов и их направление в ФССП, копию постановления о возбуждении исполнительного производства). 4. «Дорожную карту, предусматривающую комплекс мероприятий и заработной плате перед работниками ООО «УМР-10».

Установленные судом обстоятельства подтверждены исследованными в ходе судебного разбирательства документами: копиями требований от (дата) №А73-11618/2018 и от (дата)(№), постановления (№) от (дата), решения от (дата).

В обоснование заявленного требования о признании незаконным требования прокурора от (дата) административный истец указал, что требуемые документы выходят за рамки проверки, необходимы для надзора за соблюдением конкурсным управляющим требований законодательства о банкротстве, требование прокуратуры возлагает на него обязанности, не предусмотренные действующим законодательством, запрашиваемые сведения им предоставляются по требованию от (дата).

Согласно п. 4 ст. 20.3 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон N 127-ФЗ), при проведении процедур, применяемых в деле о банкротстве, арбитражный управляющий обязан действовать добросовестно и разумно в интересах должника, кредиторов и общества.

В соответствии с ч. 1 ст. 129 Закона N 127-ФЗ, с даты утверждения конкурсного управляющего до даты прекращения производства по делу о банкротстве, или заключения мирового соглашения, или отстранения конкурсного управляющего он осуществляет полномочия руководителя должника и иных органов управления должника, а также собственника имущества должника - унитарного предприятия, в пределах, в порядке и на условиях, которые установлены законом.

Согласно ч. 2 ст. 129 Закона N 127-ФЗ2 конкурсный управляющий обязан принять в ведение имущество должника, провести инвентаризацию такого имущества в срок не позднее трех месяцев с даты введения конкурсного производства, если более длительный срок не определен судом, рассматривающим дело о банкротстве, на основании ходатайства конкурсного управляющего в связи со значительным объемом имущества должника; включить в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве сведения о результатах инвентаризации имущества должника в течение трех рабочих дней с даты ее окончания; привлечь оценщика для оценки имущества должника в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом; принимать меры, направленные на поиск, выявление и возврат имущества должника, находящегося у третьих лиц; принимать меры по обеспечению сохранности имущества должника; уведомлять работников должника о предстоящем увольнении не позднее чем в течение месяца с даты введения конкурсного производства; предъявлять к третьим лицам, имеющим задолженность перед должником, требования о ее взыскании в порядке, установленном настоящим Федеральным законом; заявлять в установленном порядке возражения относительно требований кредиторов, предъявленных к должнику; вести реестр требований кредиторов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом; передавать на хранение документы должника, подлежащие обязательному хранению в соответствии с федеральными законами. Порядок и условия передачи документов должника на хранение устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации; заключать сделки, в совершении которых имеется заинтересованность, только с согласия собрания кредиторов или комитета кредиторов; исполнять иные установленные настоящим Федеральным законом обязанности.

Статьей 22 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров; обеспечивать работникам равную оплату за труд равной ценности, выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка организации, трудовыми договорами.

В соответствии со ст. 1,22 Закона о прокуратуре РФ прокуратура Российской Федерации наделена полномочиями на осуществление от имени Российской Федерации надзора за соблюдением действующих на ее территории законов.

Реализуя указанные полномочия, прокурор вправе проверять исполнение законов органами и должностными лицами, перечисленными в п.1 ст.21 Закона о прокуратуре, в том числе органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

Согласно ч. 2 п. 1 Приказа Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 07.12.2007 г. N 195 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина" основными направлениями надзорной деятельности считать надзор за законностью правовых актов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина, надзор в сфере экономики и экологической безопасности, предупреждение преступных проявлений.

Согласно п. 7.2. Приказа Генпрокуратуры РФ от 07.12.2007 N 195 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина" при проверках исполнения работодателями трудового законодательства анализировать выполнение ими обязанностей по созданию работникам безопасных условий труда, своевременной выплате заработной платы.

В рамках исполнения приведенных норм прокуратурой Хабаровского края разработаны указания от 11.02.2015 №17/7 «Об усилении прокурорского надзора за исполнением законодательства о занятости и защиты от безработицы, трудового законодательства в части полноты и своевременности выплаты заработной платы», от 10.06.2016 №116/7 «Об активизации надзора за исполнением законов в сфере трудовых отношений», в которых указано на проведение ряда мероприятий, направленных на обеспечение полноты и своевременности восстановления в кратчайшие сроки всех прав граждан в части полноты и своевременности выплаты заработной платы.

(дата) проведена расширенная коллегия прокуратуры Хабаровского края, по результатам которой принято решение о продолжении надзорной деятельности в сфере соблюдения трудовых прав граждан на своевременную оплату труда, обеспечение межведомственного взаимодействия, в том числе, в рамках работы межведомственных рабочих групп с целью выявления и пресечения фактов несвоевременной выплаты заработной платы; о разработке во взаимодействии с арбитражными управляющими разработать «дорожные карты», предусматривающие комплекс мероприятий и конкретные сроки их реализации, в целях ликвидации задолженности по заработной плате перед работниками предприятий – банкротов в полном объеме.

В силу ч.1 ст. 22 Закона о прокуратуре прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов и материалов или их копий, статистических и иных сведений в сроки и порядке, которые установлены пунктами 2, 2.1, 2.3, 2.4, 2.5 статьи 6 настоящего Федерального закона.

Согласно положений ст.6 Закона о прокуратуре РФ требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в статьях 9.1, 22, 27, 30 и 33 настоящего Федерального закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок. Статистическая и иная информация, документы (в том числе электронные документы, подписанные электронной подписью в соответствии с законодательством Российской Федерации), справки и другие материалы или их копии, необходимые при осуществлении возложенных на органы прокуратуры функций, представляются по требованию прокурора безвозмездно в течение пяти рабочих дней с момента поступления требования прокурора руководителю или иному уполномоченному представителю органа (организации), а в ходе проведения проверок исполнения законов - в течение двух рабочих дней с момента предъявления требования прокурора. В требовании прокурора могут быть установлены более длительные сроки.

Исходя из п. 2.3 ст. 6 Закона о прокуратуре прокурор не вправе требовать у органа (организации) информацию, документы и материалы в рамках проведения проверки, не обусловленные целями указанной проверки и (или) не относящиеся к предмету указанной проверки; информацию, документы и материалы или их копии, которые передавались органам прокуратуры в связи с ранее проведенной проверкой либо которые официально опубликованы в средствах массовой информации или размещены на официальном сайте органа (официальном сайте организации, создание которого предусмотрено ее учредительными документами) (далее - официальный сайт органа (организации) в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом.

Из пояснений административного истца К П.В. следует, что ряд запрашиваемых по требованию от (дата) документов, им предоставляется по требованию от (дата), предоставление ряда сведений не предусмотрено действующим законодательством.

Согласно п. 2.4 статьи 6 названного выше Закона в случаях, предусмотренных абзацем третьим пункта 2.3 настоящей статьи, орган (организация) указывает в ответе на требование прокурора сведения о проверке, в рамках которой передавались такие информация, документы и материалы, и актуальность таких информации, документов и материалов на момент требования или сведения о средствах массовой информации либо об официальном сайте органа (организации) в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в которых опубликованы (размещены) соответствующие актуальные на момент требования информация, документы и материалы.

В случае, если проверяемый орган (организация) в течение срока, установленного в соответствии с первым предложением абзаца первого настоящего пункта для представления запрашиваемых статистической и иной информации, документов и материалов или их копий, уведомляет прокурора в письменной форме с изложением объективных причин о невозможности представления указанных информации, документов, материалов или их копий в установленный срок, прокурор принимает решение об установлении нового срока для их представления.

По смыслу приведенных взаимосвязанных положений Закона о прокуратуре, а также учитывая, что при осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы (пункт 2 статьи 21), само по себе требование прокурора не имеет абсолютный характер и силой принудительного исполнения не обладает.

Требование о безусловном исполнении требования прокурора реализуется путем специальных процедур - вынесения самим прокурором постановления о возбуждении производства об административном правонарушении либо путем обращения в суд.

Так, в соответствии со статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, может быть наложен штраф, при этом прокурору не предоставлено право принудительного взыскания штрафа, поскольку дела данной категории рассматриваются мировыми судьями (часть 1 и абзац четвертый части 3 статьи 23.1 Кодекса).

При рассмотрении в судебном порядке дела об указанном административном правонарушении либо дела об оспаривании представления прокурора прокурор должен доказать факт нарушения закона органом или должностным лицом, которому внесено требование, и правомерность своих требований.

Следовательно, положения ч.1 ст.22 Закона о прокуратуре, наделяющие прокурора при осуществлении возложенных на него функций, правом требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов и материалов или их копий, статистических и иных сведений в сроки и порядке, которые установлены пунктами 2, 2.1, 2.3, 2.4, 2.5 статьи 6 настоящего Федерального закона, сами по себе не могут рассматриваться как нарушающие права и свободы органа или должностного лица.

Проанализировав содержание оспариваемого требования прокуратуры от (дата) суд полагает, что требование прокурора вынесено в пределах предоставленных ему полномочий, требуемые документы не выходят за рамки проводимой проверки, не направлены на осуществление контроля за деятельностью конкурсного управляющего, административным истцом не представлено доказательств невозможности исполнения всех требований прокурора, перечисленных в требовании, и принятии всех зависящих от него мер по его исполнению.

Также суд полагает, что административным истцом не представлено доказательств того, что оспариваемое требование (№) от (дата) привело к нарушению прав и законных интересов истца.

Таким образом, не установив необходимой совокупности обстоятельств, поименованной в п.1 ч.2 ст. 227 КАС РФ, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований К П.В. по административном исковому заявлению к прокуратуре г.Комсомольска-на-Амуре, прокуратуре Хабаровского края о признании незаконным требования от (дата) - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Хабаровский краевой суд через Центральный районный суд г.Комсомольска-на-Амуре в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Е.Г. Клименко