НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Центрального районного суда г. Кемерова (Кемеровская область) от 22.01.2024 № 2-355/2024

УИД: 42RS0009-01-2023-005283-04 Дело № 2-355/2024

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г.Кемерово 22 января 2024 года

Центральный районный суд г.Кемерово Кемеровской области в составе Председательствующего судьи Алхимовой А.Е.,

с участием представителя ответчика ГУ МВД России по Кемеровской области – Кузбассу Менуховой И.В.,

представителя ответчика УМВД России по г.Кемерово Тарасовой О.В.,

при секретаре Кононец Э.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Касьяновой Н.В. к ГУ МВД России по Кемеровской области – Кузбассу, УМВД России по г.Кемерово о понуждении к совершению определенных действий, взыскании компенсации морального вреда и штрафа, суд

У С Т А Н О В И Л:

Касьянова Н.В. обратилась в суд с исковым заявлением к ГУ МВД России по Кемеровской области - Кузбассу о понуждении к совершению определенных действий, взыскании компенсации морального вреда и штрафа.

Свои требования мотивировала тем, что **.**.**** она обратилась в ГУ МВД России по Кемеровской области - Кузбассу с заявлением о предоставлении услуги адресно-справочного характера, но услуга ей не была оказана. По данному факту она неоднократно обращалась с претензиями, **.**.**** она установила ответчику срок для устранения недостатков в оказании услуги на основании ст.30 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей», но ответчик недостатки услуги не устранил, справку не выдал в нарушение Приказа МВД России от 23.12.2022 г. № 984 «Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по предоставлению адресно-справочной информации».

Просила суд обязать ГУ МВД России по Кемеровской области - Кузбассу произвести определенные действия: оказать услугу адресно-справочного характера, выдать справку о регистрации по месту жительства (...) в отношении П.М.М., взыскать с ГУ МВД России по Кемеровской области – Кузбассу в свою пользу штраф в размере 14258 рублей, равном величине прожиточного минимума по Кемеровской области – Кузбассу на 2023 год для трудоспособного населения, установленной Постановлением Правительства Кемеровской области - Кузбасса от 14.12.2022 г. № 825, компенсацию морального вреда в размере 1000000 рублей.

Протокольным определением от **.**.**** судом к участию в деле в качестве соответчика было привлечено УМВД России по г.Кемерово.

Истец Касьянова Н.В. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, причину неявки не сообщила, направила письменные ходатайства об объединении дел, об отводе судьи, о замене ненадлежащих ответчиков, которые протокольными определениями были оставлены без удовлетворения.

Представитель ответчика ГУ МВД России по Кемеровской области – Кузбассу Менухова И.В., действующая на основании доверенности № ### от **.**.****, в судебном заседании исковые требования не признала и пояснила, что **.**.**** Касьянова Н.В. в ГУ МВД России по Кемеровской области – Кузбассу с заявлением о предоставлении государственной услуги по предоставлению информации адресно-справочного характера в отношении П.М.М., **.**.**** года рождения, не обращалась. Копия заявления от **.**.****, которая приложена Касьяновой Н.В. к исковому заявлению, свидетельствует о том, что оно было подано в отдел по вопросам миграции отдела полиции «Центральный» УМВД России по г.Кемерово. В ГУ МВД России по Кемеровской области – Кузбассу поступали обращения Касьяновой Н.В. из прокуратуры Кемеровской области и Следственного управления Следственного комитета России по Кемеровской области, связанные с ее обращением **.**.**** в отдел по вопросам миграции отдела полиции «Центральный» УМВД России по г.Кемерово с заявлением об оказании услуги адресно-справочного характера. Все обращения Касьяновой Н.В. были рассмотрены и ей даны ответы, суть которых сводится к тому, что в своем заявлении от **.**.**** Касьянова Н.В. просила не направлять ей ответ по почте, а выдать лично, но так как до истечения 30 дней, установленных регламентом для дачи ответа, Касьянова Н.В. за получением ответа не явилась, **.**.**** он был направлен по почте на адрес регистрации заявителя: .... По этому поводу Касьянова Н.В. также обращалась с жалобой в МВД России, которое **.**.**** дало ответ о том, что нарушений Административного регламента по предоставлению государственной услуги по предоставлению адресно-справочной информации, утвержденного Приказом МВД России от 16.09.2021 г. № 680, не усматривается. Полагала, что к сложившимся правоотношениям положения Закона Российской Федерации от 07.02.1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» применению не подлежат.

Представитель ответчика УМВД России по г.Кемерово Тарасова О.В., действующая на основании доверенности ### от **.**.****, в судебном заседании исковые требования также не признала и поддержала доводы письменных возражений, которые приобщены к материалам дела.

Суд с учетом положений ст.167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие истца.

Выслушав пояснения участников процесса, изучив письменные материалы дела, суд пришел к следующим выводам.

В соответствии с преамбулой к Закону Российской Федерации от 07.02.1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей», настоящий Закон регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами, владельцами агрегаторов информации о товарах (услугах) при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), о владельцах агрегаторов информации о товарах (услугах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.

При этом, исполнитель - организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, выполняющие работы или оказывающие услуги потребителям по возмездному договору.

Согласно руководящим разъяснениям Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2012 г. № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» под услугой следует понимать действие (комплекс действий), совершаемое исполнителем в интересах и по заказу потребителя в целях, для которых услуга такого рода обычно используется, либо отвечающее целям, о которых исполнитель был поставлен в известность потребителем при заключении возмездного договора.

Судом установлено, что **.**.**** в отдел по вопросам миграции отдела полиции «Центральный» УМВД России по г.Кемерово Касьянова Н.В. обратилась в связи с розыском матери, в связи с чем подала заявление о предоставлении адресно-справочной информации в отношении П.М.М., **.**.**** года рождения, указав, что ответ получит лично и просит почтой не направлять (л.д.44).

Как следует из ответа начальника отдела по вопросам миграции отдела полиции «Центральный» УМВД России по г.Кемерово В.О.В., по заявлению Касьяновой Н.В. была подготовлена адресная справка ### о том, что адресно-справочная информация о П.М.М., **.**.**** года рождения, в учетах МВД России отсутствует. Касьянова Н.В. отказалась получать адресную справку ### лично, так как полагала, что она оформлена неверно, поэтому **.**.**** адресная справка ### была направлена по почте на адрес регистрации заявителя: .... Хранение копии адресной справки не предусмотрено Административного регламента МВД России (л.д.74, 75-79).

На обращение Касьяновой Н.В., поступившее из прокуратуры Кемеровской области в УВМ ГУ МВД России по Кемеровской области – Кузбассу о несоблюдении должностными лицами отдела по вопросам миграции отдела полиции «Центральный» УМВД России по г.Кемерово требований законодательства о предоставлении государственной услуги дан мотивированный ответ от **.**.**** за подписью начальника Д.В.П. (л.д.45-46).

На обращение Касьяновой Н.В., поступившее из Следственного управления Следственного комитета России по Кемеровской области в УВМ ГУ МВД России по Кемеровской области – Кузбассу о несоблюдении должностными лицами отдела по вопросам миграции отдела полиции «Центральный» УМВД России по г.Кемерово требований законодательства о предоставлении государственной услуги дан мотивированный ответ от **.**.**** за подписью начальника Д.В.П. (л.д.47-48).

**.**.**** Касьянова Н.В. обратилась к Министру внутренних дел России К.В.А. с жалобой на действия (бездействие) начальника Управления по вопросам миграции ГУ МВД России по Кемеровской области – Кузбассу Д.В.П. (л.д.4, 49-50).

**.**.**** заместитель начальника управления паспортной и регистрационной работы МВД России П.Е.В. дала ответ на жалобу Касьяновой Н.В., из которого следует, что нарушений законодательства при рассмотрении ее заявления не усматривается (л.д.51-52).

**.**.**** Касьянова Н.В. обратилась к начальнику ГУ МВД России по Кемеровской области – Кузбассу К.Г.И. с жалобой на действия (бездействие) начальника Управления по вопросам миграции ГУ МВД России по Кемеровской области – Кузбассу Д.В.П. (л.д.5), на что Касьяновой Н.В. было разъяснено, что ранее ей был дан ответ по существу обращения, а в случае необходимости она может еще раз обратиться за предоставлением государственной услуги в ОВМ отдела полиции «Центральный» УМВД России по г.Кемерово, предоставив документ, содержащий сведения о дате рождения П.М.М.

В соответствии с Приказом МВД России № 752 от 30.09.2017 г. «Об утверждении Административного регламента МВД России по предоставлению государственной услуги по предоставлению адресно-справочной информации» (далее – Административный регламент), действовавшему до **.**.****, государственная услуга предоставляется МВД России бесплатно. Непосредственное предоставление государственной услуги осуществляется УВМ МВД России и подразделениями по вопросам миграции территориальных органов МВД России.

Пунктом 24 Административного регламента определено, что результатом предоставления государственной услуги является:

1.Предоставление информации о регистрации граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.

2.Отказ в предоставлении адресно-справочной информации в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

В случае обращения физического либо юридического лица с заявлением о предоставлении адресно-справочной информации в отношении физического лица срок рассмотрения - 30 календарных дней со дня регистрации заявления (п.25.3 Административного регламента). Срок рассмотрения заявления исчисляется со дня его регистрации в подразделении по вопросам миграции (п.66 Административного регламента).

Адресно-справочная информация предоставляется без взимания платы (п.40 Административного регламента).

Основанием для отказа в предоставлении адресно-справочной информации является отсутствие согласия лица, в отношении которого запрашивается информация, в случаях, когда такое согласие является обязательным (п.38 Административного регламента).

Пунктом 79 Административного регламента установлено, что по результатам проверки, проведенной в порядке, установленном п.73.1 Административного регламента, заявителю в письменном либо электронном виде направляется:

1.При наличии адресно-справочной информации о субъекте персональных данных в учетах МВД России - адресная справка (приложение № 7 к настоящему Административному регламенту).

2.При отсутствии адресно-справочной информации о субъекте персональных данных в учетах МВД России - адресная справка (приложение № 11 к настоящему Административному регламенту).

В настоящее время государственная услуга по предоставлению адресно-справочной информации осуществляется в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом МВД России от 23.12.2022 г. № 984 «Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по предоставлению адресно-справочной информации». В соответствии с п.23 действующего Административного регламента, за предоставление государственной услуги государственная пошлина или иная плата законодательством Российской Федерации также не предусмотрены.

При изложенных обстоятельствах суд полагает, что к возникшим правоотношениям не подлежат применению положения Закона Российской Федерации от 07.02.1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей», а при разрешении спора следует руководствоваться общегражданскими нормами права, предусматривающими ответственность за вред, причиненный государственными органами, а также их должностными лицами.

В соответствии с положениями ст.15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Согласно п.3 ст.33 Федерального закона от 07.02.2011 г. № 3-ФЗ «О полиции», вред, причиненный гражданам и организациям противоправными действиями (бездействием) сотрудника полиции при выполнении им служебных обязанностей, подлежит возмещению в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п.1 ст.47 Федерального закона от 07.02.2011 г. № 3-ФЗ «О полиции», финансовое обеспечение деятельности полиции является расходным обязательством Российской Федерации и обеспечивается за счет средств федерального бюджета.

На основании ст.1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину в результате незаконных действий государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет казны Российской Федерации, казны субъектов Российской Федерации или казны муниципального образования.

Согласно ст.151 ГК РФ при причинении гражданину физических или нравственных страданий действиями, нарушающими его личные неимущественные права, либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

В ходе рассмотрения настоящего спора факты нарушения законности должностными лицами ГУ МВД России по Кемеровской области – Кузбассу и ОВМ отдела полиции «Центральный» УМВД России по г.Кемерово при?рассмотрении обращений и предоставлении истцу государственной услуги по предоставлению адресно-справочной информации не нашли своего подтверждения, решения о признании их действий (бездействия) незаконными не принимались, в связи с чем оснований для удовлетворения заявленных исковых требований о понуждении к совершению определенных действий по оказанию услуги адресно-справочного характера, выдаче справки о регистрации по месту жительства (...) в отношении П.М.М., судом не усматривается.

При этом законность действий при разрешении обращений истца не является предметом настоящего спора, исходя из заявленных исковых требований.

Поскольку права истца не нарушены, суд также не находит оснований для удовлетворения производных исковых требований и взыскания в пользу истца штрафа в размере 14258 рублей, равном величине прожиточного минимума по Кемеровской области – Кузбассу на **.**.**** год для трудоспособного населения, установленной Постановлением Правительства Кемеровской области - Кузбасса от 14.12.2022 г. № 825, и компенсации морального вреда в размере 1000000 рублей.

В таком случае истец, при отсутствии иных оснований, предусмотренных федеральным законом, не освобождается от уплаты государственной пошлины, следовательно, с Касьяновой Н.В. в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина за два требования неимущественного характера в размере 600 рублей.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Касьяновой Н.В. к ГУ МВД России по Кемеровской области – Кузбассу, УМВД России по г.Кемерово о понуждении к совершению определенных действий по оказанию услуги адресно-справочного характера, выдаче справки о регистрации по месту жительства (...) в отношении П.М.М., взыскании штрафа в размере 14258 рублей, равном величине прожиточного минимума по Кемеровской области – Кузбассу на 2023 год для трудоспособного населения, установленной Постановлением Правительства Кемеровской области - Кузбасса от 14.12.2022 г. № 825, компенсации морального вреда в размере 1000000 рублей – оставить без удовлетворения.

Взыскать с Касьяновой Н.В. в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 600 (шестьсот) рублей.

Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение месяца со дня составления решения суда в мотивированной форме путем подачи апелляционной жалобы через Центральный районный суд г.Кемерово.

Решение в мотивированной форме составлено 26.01.2024 года.

Судья А.Е. Алхимова

3