НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Центрального районного суда г. Хабаровска (Хабаровский край) от 30.05.2018 № 2-4340/18

Дело № 2-4340/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

30 мая 2018 года г. Хабаровск

Центральный районный суд г. Хабаровска в составе:

председательствующего судьи Ким Ю.В.,

при секретаре Максаковой И.Н.,

с участием представителя истца помощника Хабаровского межрайонного природоохранного прокурора Нажнитдинова У.А., представителя ответчика Федерального агентства лесного хозяйства Российской Федерации Кастрель Н.С., представителя ответчика Управления лесами Правительства Хабаровского края Жбановой Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Хабаровского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации к Федеральному агентству лесного хозяйства Российской Федерации, Управлению лесами Правительства Хабаровского края об обязаннии принять меры по обеспечению проведения лесоустроительных работ,

УСТАНОВИЛ:

Хабаровский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации к Федеральному агентству лесного хозяйства Российской Федерации, Управлению лесами Правительства Хабаровского края об обязании принять меры по обеспечению проведения лесоустроительных работ. В соответствии с заданием Амурской бассейновой природоохранной прокуратуры от 05.02.2018 «О проведении проверки исполнения требований законодательства о лесопользовании», в том числе об охране лесов от пожаров в бассейне реки Амур», проведена проверка исполнения требований лесного законодательства в части реализации представленных полномочий по охране, защите и воспроизводству лесов на территории Хабаровского края, соблюдения требований Правил пожарной безопасности в лесах, в ходе которой установлено, что уполномоченным органом исполнительной власти, полномочия по проектированию мероприятий по охране, защите лесов в лесничествах не реализуется. В силу действующего законодательства, обязанность по проведению лесоустройства на землях лесного фонда, возложена на Управление лесами. Проверкой установлено, что на землях лесного фонда Хабаровского края давность последних лесоустроительных работ по проектированию мероприятий по охране лесов от пожаров и проведению таксации лесов составляет более 10 лет. Устаревшие данные таксации в лесничествах Хабаровского края препятствуют надлежащему проектированию мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов, с соблюдением Правил пожарной безопасности в лесах и требований Лесного кодекса. Согласно информации Управления лесами края за счет средств федерального бюджета на проведение лесоустройства на территории края в 2018 году финансовые средства выделяются в размере 700000000 рублей. Ненадлежащая реализация полномочий по проектированию мероприятий по охране, защите лесов в лесничествах, где давность таксации составляет более 10 лет, нарушает право граждан и неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, значительно повышает риски возникновения и распространения лесных пожаров, очагов распространения вредителей лесных насаждений, ухудшения состояния окружающей среды, ее природных компонентов, нарушает интересы Российской Федерации как собственника земель лесного фонда. Просит суд возложить обязанность на Управление лесами Правительства Хабаровского края и Федеральное агентство лесного хозяйства РФ устранить нарушения лесного законодательства путем возложения на них обязанности принять меры по обеспечению проведения лесоустроительных работ на территории Литовского, Нижнетамбовского, Падалинского, Солнечного, Тырминского, Уктурского, Ургальского, Гурского, Горинского, Иннокентьевского, Кербинского, Хабаровского, Хехцирского, Хорского, Кизинского, Комсомольского, Кур-Урмийского, Амгуньского, Эворонского, Аванского, Баджальского, Де-Кастринского, Чумиканского, Быстринского, Бикинского, Болоньского, Аянского, Советского, Сукпайского, Тумнинского, Ульчского, Уликанского, Высокогорного, Лазаревского, Мухенского, Нанайского, Николаевского, Северного, Охотского лесничеств Хабаровского края в срок до ДД.ММ.ГГГГ года

В ходе судебного разбирательства истцом уточнены исковые требования, просит суд обязать Управление лесами Правительства Хабаровского края и Федеральное агентство лесного хозяйства Российской Федерации устранить нарушения лесного законодательства путем возложения на них обязанности принять меры по обеспечению проведения лесоустроительных работ на территории Литовского, Хабаровского, Болоньского, лесничеств Хабаровского края в срок до ДД.ММ.ГГГГ года

В судебном заседании представитель истца помощник Хабаровского межрайонного природоохранного прокурора Нажнитдинов У.А исковые требования с учетом уточнения поддержал по основаниям изложенным в исковом заявлении. Просил Управление лесами Правительства Хабаровского края обязать принять меры по обеспечению проведения лесоустроительных работ, Федеральное агентство лесного хозяйства Хабаровского края обеспечить финансирование лесоустроительных работ.

Представитель ответчика Управление лесами Правительства Хабаровского края Жбанова Н.В в судебном заседании исковые требования не признала, представила письменные возражения на исковое заявления, из которых следует, что в настоящее время в отношении управления лесами судами общей юрисдикции рассмотрено 13 дел, рассматривается 11 дел по исковым заявлениям прокуратур Хабаровского края к управлению лесами с аналогичными настоящему исковому заявлению основаниями и предметом. Согласно части 1 статьи 68 Лесного кодекса РФ, лесоустройство включает в себя проектирование лесничеств и лесопарков (пункт 1), проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов (пункт 2), закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков (пункт 3), таксацию лесов (пункт 4), проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов (пункт 5). Согласно части 6 статьи 83 Лесного кодекса РФ органам государственной власти субъектов Российской Федерации передаются полномочия по проведению на землях лесного фонда лесоустройства, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 1 и 2 части 1 статьи 68 Лесного кодекса РФ. В связи с чем, такие действия как "обеспечение проведения лесоустроительных работ" являются неопределенными, а, следовательно, невозможными к исполнению. Истец не представил доказательства в отношении доводов, изложенных в исковом заявлении, подтверждающие: несоответствие запланированных мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов на территории лесничеств требованиям законодательства. Требований к частоте обновлений указанных мероприятий, законодательством не установлено; наличие в управлении лесами средств на организацию проведения лесоустроительных работ. Проведение на землях лесного фонда лесоустройства, за исключением работ по проектированию лесничеств и лесопарков, а также работ по проектированию эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов и особо защитных участков лесов, отнесено к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации Федеральным законом от 29.12.2010 № 442-ФЗ "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (пункт 6 части 1 статьи 83 ЛК РФ). То есть, полномочия у управления лесами по проведению лесоустройства на землях лесного фонда Хабаровского края возникли с ДД.ММ.ГГГГ года. В соответствии с частью 3 статьи 83 ЛК РФ средства на осуществление переданных полномочий предоставляются в виде субвенций из федерального бюджета. Поскольку Федеральный закон от 29.12.2010 № 442-ФЗ принят в конце года, то финансирование новых полномочий на 2011 год не могло быть предусмотрено. И в последующим указанное полномочие практически не финансировалось. С ДД.ММ.ГГГГ года объем субвенций, выделяемых Хабаровскому краю из федерального бюджета, сокращался с 762,6 млн. рублей до 577,3 млн. рублей в 2017 году (на 185,3 млн. рублей). Управление лесами неоднократно с ДД.ММ.ГГГГ года направляло в Федеральное агентство лесного хозяйства альбом форм с расчетами потребности в бюджетном финансировании переданных полномочий, в том числе на организацию проведения лесоустройства. Средств в запрашиваемом объеме выделено не было. Вместе с тем, в соответствии с протоколом совещания у Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации - полномочного представителя Президента Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе от ДД.ММ.ГГГГ органам государственной власти дано поручение обеспечить сырьем инвестиционный проект по строительству в <адрес> целлюлозного комбината, в том числе провести лесоустройство на территории, предполагаемой под размещение инвестора. В связи с этим в 2017 году управление лесами, направляя в Федеральное агентство лесного хозяйства альбом форм с расчетами потребности в бюджетном финансировании на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов за счет средств субвенций из федерального бюджета, запроектировало субвенции в сумме 2361567,3 млн. рублей в 2018 году (2178994,1 млн. рублей в 2019 году, 2162767,8 млн. рублей в 2020 году), из них на проведение лесоустройства на территории предполагаемой под размещения инвестора в 2018 году - 70000,0 тыс. рублей (в 2019-2020 годах 36 800,0 тыс. рублей) с указанием объемов и видов таксации лесов. В соответствии с протоколом заседания Комиссии Федерального агентства лесного хозяйства по бюджетным проектировкам расходов федерального бюджета, выделяемых в форме субвенций на 2018 год и на плановый период 2020 - 2021 годов, Управлению лесами согласован объем субвенций на реализацию полномочий в области лесных отношений па 2018 год в размере 708878,7 тыс. рублей и на плановый период 2019 - 2020 годов соответственно 718187,4 тыс. рублей и 715173,2 тыс. рублей. Выделены запрашиваемые средства на организацию проведения лесоустроительных работ на территории Оборского, Падалинского лесничеств, что подтверждается указанным протоколом (прилагается). Средств на организацию проведения лесоустроительных работ на территории иных лесничеств выделено не было, несмотря на потребность. Кроме того, управление лесами, а также Правительство Хабаровского края неоднократно обращались в адрес Федерального агентства лесного хозяйства о необходимости выделения финансирования на проведение лесоустроительных работ на территории Хабаровского края (прилагается). Однако Федеральное агентство лесного хозяйства отказывало в финансировании указанных работ (исх. от ДД.ММ.ГГГГ). В связи с этим, исполнение указанного полномочия без соответствующего финансирования из федерального бюджета невозможно. Управление лесами, как государственный орган, не является исполнителем лесоустроительных работ и не имеет в своем ведении специализированных организаций, оказывающих услуги по проведению таких работ (в отличие от Федерального агентства лесного хозяйства, имеющего в своем ведении ФГБУ "Рослесинфорг" с филиалом "Дальлеспроект"). Поэтому выполнение лесоустроительных работ возможно только посредством размещения государственного заказа в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" при условии достаточного финансирования из средств федерального бюджета. Истец в своем исковом заявлении просит обязать управление лесами и Федеральное агентство лесного хозяйства принять меры по обеспечению проведения лесоустроительных работ на территории указанных лесничеств в срок до ДД.ММ.ГГГГ. Согласно пункту 32 Лесоустроительной инструкции, утвержденной приказом Минприроды России от 29.03.2018 № 122, таксации лесов выполняется в течение двух лет и состоит из подготовительных работ, полевых работ и составления лесоустроительной документации. Таким образом, требуемый истцом срок - исполнения решения противоречит действующему законодательству, а также является заведомо неисполнимым, в том числе ввиду следующего. Данный срок установлен без выяснения обстоятельств, имеющих значение, в частности: наличие соответствующих субвенций из федерального бюджета, которые должны быть запланированы в законе о бюджете на соответствующий год и плановые периоды. Из представленных управлением лесами материалов следует, что субвенции на проведение лесоустройства на территории указанных лесничеств не выделены. Оснований полагать, что средства будут выделены позднее, нет; процедуру организации таксационных работ на территории лесничеств в соответствии с Лесоустроительной инструкцией № 122 (подготовка и согласование технического задания, процедура заключения договора на выполнение работ в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" - более полугола, проведение таксационных работ - согласно пункту 32 Лесоустроительной инструкции № 122, таксация лесов выполняется в течение двух лет и т.д.). В связи с чем, на выполнение лесоустройства (таксация и проектирования мероприятий) требуется не менее трех лет. В настоящее время суды обязали управление лесами выполнить лесоустройство на территории 18 лесничеств, общей площадью 34869946 га, примерная стоимость выполнения лесоустроительных работ на указанной площади составляет 3487,0 млн. рублей (стоимость выполнения работ по лесоустройству зависит от места выполнения работ, транспортной доступности и способа выполнения, средняя стоимость одного гектара проведения лесоустроительных работ составляет 100 рублей). Таким образом, учитывая изложенное, исполнить судебные решения по данной категории дел, в том числе по настоящему делу, без увеличения финансирования в ближайшие 15 лет не представляется возможным. В связи с этим срок, требуемый Истцом, является неразумным, недостаточным и заведомо неисполнимым. Просит суд в удовлетворении исковых требований Хабаровского межрайонного природоохранного прокурора к управлению лесами отказать.

Представитель ответчика Федерального агентства лесного хозяйства РФ Кастрель Н.С. с исковыми требованиями не согласилась по доводам письменных возражений.

Из письменных возражений следует, что ежегодно бюджету Хабаровского края на исполнение всех переданных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, в том числе и на проведение лесоустройства в виде таксации лесов и проектирования мероприятий по охране защите леса, доводятся средства субвенций, объем которых рассчитан в соответствии с действующим законодательством РФ. Производить расчет и доводить указанные субвенции в ином порядке и на конкретные мероприятия, в том числе на осуществление лесоустройства, законодательством запрещено. Лесоустройство в части таксации лесов, проектирования мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов; закреплению на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков - это полномочия Российской Федерации, переданные органам государственной власти субъектов Российской Федерации, средства на осуществление которых предоставляются в виде субвенций из федерального бюджета (часть 3 статьи 83 Лесного кодекса РФ). Согласно ст. 26.20 Федерального закона от 6 октября 1999 года №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», общий объем субвенций из федерального бюджета, предоставляемых бюджету субъекта РФ на осуществление переданных полномочий Российской Федерации, определяется федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год. Распределение субвенций из федерального бюджета между субъектами Российской Федерации, согласно пунктам 1.4 статьи 133 Бюджетного кодекса Российской Федерации, осуществляются по единой для соответствующего вида субвенций методике, утверждаемой Правительством Российской Федерации. В данном случае, субвенции из федерального бюджета распределяются в соответствии с Методикой распределения между субъектами Российской Федерации субвенций из федерального бюджета для осуществления отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, реализация которых передана органам государственной власти субъектов Российской Федерации, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2006 года №838 (далее - Методика, утвержденная постановлением Правительства РФ №838). Согласно пункту 3 Методики, объем субвенций, предоставляемой бюджету субъекта Российской Федерации, определяется по установленной в ней формуле. То есть, в указанной Методике заложен расчет субвенций по субъектам Российской Федерации с учетом конкретных показателей каждого субъекта Российской Федерации. В соответствии с Методикой, утвержденной постановлением Правительства РФ № 838, производится расчет всего объема субвенций, предоставляемых из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на исполнение всех переданных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, в том числе и на проведение лесоустройства в виде таксации лесов и проектирования мероприятий по охране защите леса. Производить расчет и доводить указанные субвенции в ином порядке и на конкретные мероприятия законодательством запрещено. Правила расходования и учета средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление органами государственной власти субъектов Российской Федерации отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2006 года № 837. В соответствии с пунктом 1 Правил, утвержденные постановлением Правительства РФ № 837, субвенции предоставляются бюджетам субъектов Российской Федерации в соответствии со сводной бюджетной росписью федерального бюджета в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных в установленном порядке Федеральному агентству лесного хозяйства на соответствующий год на финансовое обеспечение полномочий, осуществление которых передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации. Согласно статьи 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации, бюджетные ассигнования - предельные объемы денежных средств, предусмотренных в соответствующем финансовом году для исполнения бюджетных обязательств. Предоставление субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации, превышающие предельные объемы денежных средств, предусмотренных в соответствующем финансовом году на финансовое обеспечение переданных полномочий Российской Федерации федеральным законом о федеральном бюджете, не представляется возможным. В соответствии с пунктом 4 статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в случае, если в субъекте Российской Федерации превышены нормативы, используемые в методиках расчета соответствующих субвенций, финансовое обеспечение дополнительных расходов, необходимых для полного исполнения указанных расходных обязательств субъекта Российской Федерации, осуществляется за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации. В соответствии с пунктом 3 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ № 837, субъект Российской Федерации в рамках доведенных объемов в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период самостоятельно определяет направления расходования средств субвенций. Управлением лесами Правительства Хабаровского края не были запланированы расходы из средств субвенций из федерального бюджета на проведение мероприятий по лесоустройству, в соответствии с переданными полномочиями, в том числе на 2016-2019 годы, что подтверждается протоколами заседания Комиссии Федерального агентства лесного хозяйства по бюджетным проектировкам расходов федерального бюджета на очередной финансовый год от 30.1 1.2015, от 16.11.2016. Таким образом, осуществление расчетов объема субвенций из федерального бюджета на исполнение переданных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений и их доведение до бюджетов субъектов Российской Федерации в порядке, не предусмотренном Методикой, утвержденной постановлением Правительства РФ № 838, и Правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ № 837, законодательством Российской Федерации запрещено. В виду отсутствия иного механизма расчета объёма и порядка предоставления субвенций на исполнение переданных полномочий Российской Федерации, удовлетворение заявленных прокурором требований к Федеральному агентству лесного хозяйства приведет к неисполнимости решения суда. Несоблюдение установленного действующим законодательством механизма расчета объёма и порядка предоставления субвенций на исполнение переданных полномочий Российской Федерации, приведет к нарушению главным распорядителем бюджетных средств, предоставляющим межбюджетные трансферты (одной из форм которых являются субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации в соответствии со статьями 129, 133 Бюджетного кодекса Российской Федерации), условий их предоставления, что влечет возникновение административной ответственности, предусмотренной главой 15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушений и статьями 306.4, 306.8 Бюджетного кодекса РФ. Вместе с тем, п.7 ст.26.3 федерального закона №184-ФЗ предусмотрено право органов государственной власти субъектов Российской Федерации дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления переданных полномочий в порядке, установленном законом субъекта РФ. В силу требований статьи 13 Гражданского процессуального кодекса РФ об обязательности судебных постановлений, статьи 210 Гражданского процессуального кодекса РФ об исполнении решения суда в совокупности с положениями пункта 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. № 23 «О судебном решении», решение должно быть исполнимым. О неисполнимости требований истца свидетельствует и то, что в случае их удовлетворения Министерство финансов Российской Федерации также не сможет исполнить судебный акт. В письме заместителя Министра Министерства финансов Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ обращено внимание на то, что исходя из положений статьи 165 и пункта 1 статьи 242.1 Бюджетного кодекса РФ к бюджетным полномочиям Минфина России отнесено исполнение судебных актов по искам к Российской Федерации (обращение взыскания на средства федерального бюджета) при наличии поступивших в Минфин России соответствующих исполнительных документов. Выделять дополнительное финансирование на осуществление полномочий Российской Федерации, переданных в соответствии с частью 1 статьи 83 Лесного кодекса РФ, субъектам Российской Федерации. Министерство финансов Российской Федерации не считает возможным в виду изложенной данным федеральным органом исполнительной власти позиции (письмо от ДД.ММ.ГГГГ), согласно которой: средства на осуществление переданных в соответствии с частью 1 статьи 83 Лесного кодекса РФ полномочий предоставляются в виде субвенций из федерального бюджета, а их распределение между субъектами Российской Федерации осуществляется в соответствии с Методикой распределения между субъектами Российской Федерации субвенций из федерального бюджета для осуществления отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, реализация которых передана органам государственной власти субъектов Российской Федерации, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2006 года № 838 (пункт 1 статьи 133 Бюджетного кодекса РФ); субвенции предоставляются бюджетам субъектов Российской Федерации в соответствии со сводной бюджетной росписью федерального бюджета в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных в установленном порядке Федеральному агентству лесного хозяйства на соответствующий финансовый год, что установлено соответствующими Правилами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2006 года № 837. Федеральным законом от 01.12.2014 №384-Ф3 «О Федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» Хабаровскому краю на осуществление переданных полномочий РФ в области лесных отношений доведены субвенции в размере: в 2015 году - 595946,1 тыс. руб., в 2016 году - 554554,7 тыс. руб., в 2017 году - 577299,9 тыс. руб. Кроме того, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2006 года № 837 Рослесхозом Хабаровскому краю было выделено дополнительное финансирование из нераспределенного резерва средств субвенций на осуществление отдельных переданных полномочий в области лесных отношений в размере: в 2015 году - 27849,26 тыс. руб., в 2016 году - 31934 тыс. руб., в 2017 году - 20000 тыс. руб. Таким образом, общий объем финансирования, доведенный Хабаровскому краю на исполнение переданных полномочий РФ в области лесных отношений в 2015 году составил - 623795,36 тыс. руб., в 2016 году - 586478.7 тыс. руб., в 2017 году - 577299,9 тыс. руб. Таким образом, Федеральное агентство лесного хозяйства лишь распределяет денежные средства федерального бюджета, является «передаточным звеном», то есть, сколько из федерального бюджета выделено денежных средств, предоставляемых бюджетам субъектов РФ на осуществление переданных полномочий Российской Федерации, ровно столько денежных средств передает Федеральное агентство лесного хозяйства на осуществление таких полномочий в объёмах, рассчитанных в соответствии с требованиями п.п. 1,4 ст. 133 БК РФ по Методике, утвержденной постановлением Правительства РФ № 838. Федеральное агентство лесного хозяйства, являясь главным распорядителям и получателем средств федерального бюджета, в соответствии с действующим законодательством, не правомочен разрешать вопросы недостаточности предоставляемых субвенций из федерального бюджета органу государственной власти субъекта РФ, не определяет на своё усмотрение размер денежных средств, выделяемых из федерального бюджета на осуществление переданных полномочий. В связи с изложенным, Федеральное агентство лесного хозяйства, являясь главным распорядителем и получателем средств федерального бюджета, в соответствии с действующим законодательством неправомочен выступать в суде в качестве ответчика по иску о недостаточности предоставляемых субвенций из федерального бюджета органу государственной власти субъекта Российской Федерации. Просит в удовлетворении требований отказать в полном объеме.

Выслушав мнение участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Статьей 42 Конституции РФ установлено, что каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду.

Согласно ст. 4 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» объектами охраны окружающей среды от уничтожения и иного негативного воздействия являются земли, почвы, леса и иная растительность.

Согласно ч. 1 ст. 8 Лесного кодекса РФ, земельные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.

В силу ст. 210 Гражданского кодекса РФ, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

В соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», организация благоустройства территорий поседения, городского округа, а так же использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктах поселения, отнесена к вопросам местного значения соответственного поселения (пункт 19 ч. 1 ст. 14 Лесного кодекса РФ) от имени муниципальных образований в лесных отношениях участвуют органы местного самоуправления в пределах своих полномочий, установленных правовыми актами.

Порядок проведения лесоустройства установлен в ст. 67 Лесного кодекса РФ, определен «Лесоустроительной инструкцией», утвержденной приказом Рослесхоза от 29.03.2018 № 122, которая устанавливает правила проведения лесоустройства, содержащие требования к составу, методам, способам и точности выполнения лесоустроительных работ.

Согласно п. 3 Лесоустроительной инструкции в соответствии со статьей 68 Лесного кодекса лесоустройство включает в себя проектирование лесничеств и лесопарков; проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов; закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков (местоположение границ может быть закреплено на местности с помощью лесоустроительных, лесохозяйственных знаков и (или) указано на картах лесов); таксацию лесов; проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов.

В соответствии с п. 1 ст. 68 Лесного кодекса лесоустройство включает в себя: проектирование лесничеств и лесопарков; проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов; закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков; таксацию лесов; проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов.

В силу п. 6 ч. 1 ст. 83 Лесного кодекса, Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление следующих полномочий в области лесных отношений осуществление на землях лесного фонда федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), федерального государственного пожарного надзора в лесах, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 36 и 37 статьи 81 настоящего Кодекса, а также проведение на землях лесного фонда лесоустройства, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 1 и 2 части 1 статьи 68 настоящего Кодекса.

Постановлением Правительства Хабаровского края от 21.09.2007 № 185-пр утверждено Положение об управлении лесами Правительства Хабаровского края.

В соответствии с п. 3.16 Положения к полномочиям Управления лесами края отнесено организация и проведение на землях лесного фонда лесоустройства.

Согласно п. 4 ч. 1 ст. 13 Земельного кодекса в целях охраны земель, собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.

В соответствии с п. 14 Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 20.05.2017 № 607, при использовании лесов не допускается загрязнение лесов отходами производства и потребления и выбросами, радиоактивными и другими вредными веществами, иное неблагоприятное воздействие на леса.

В судебном заседании установлено, что на территории Литовского, Хабаровского, Болоньского лесничеств лесоустроительных работ не проводилось в течении 10 лет.

В п. 32 Лесоустроительной инструкции указано, что таксация лесов выполняется в течении двух лет и состоит из подготовительных работ, полевых работ и составления лесоустроительной документации.

Периодичность проведения таксации лесов составляет: для объектов работ, на которых использование расчетной лесосеки превышает 50%, а также на которых таксация лесов выполнена по первому таксационному разряду лесов - 10 лет; для объектов работ, на которых таксация лесов выполнена по второму и третьему таксационным разрядам лесов - 15 лет; для резервных лесов - 20 лет ( п. 31 Лесоустроительной инструкции).

Таким образом, не проведение лесоустроительных работ влечет нарушение действующего лесного законодательства, а так же создает угрозу потери лесов, нарушению прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, возникновению пожароопасной обстановки.

В соответствии с ч. 3 ст. 83 Лесного кодекса, Правилами расходования и учета средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 837 от 29.12.2006, Федеральное агентство лесного хозяйства РФ является главным распорядителем денежных средств, выделенных на осуществление полномочий по охране, защите и воспроизводству лесов, и финансирует Управление лесами для проведения мероприятий по лесоустройству.

При таких обстоятельствах, суд находит заявленные требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Доводы представителей ответчиков о недостаточности финансирования, судом не принимаются, поскольку не освобождают от выполнения работ по лесоустройству.

Определяя срок исполнения обязанности, суд учитывает положения Лесоустроительной инструкции определяющей срок проведения лесоустроительных работ в течение двух лет, и считает необходимым установить срок проведения работ по лесоустройству до 01 сентября 2020 года.

Руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Хабаровского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации к Федеральному агентству лесного хозяйства Российской Федерации, Управлению лесами Правительства Хабаровского края об обязаннии принять меры по обеспечению проведения лесоустроительных работ удовлетворить.

Обязать Управление лесами правительства Хабаровского края и Федеральное агентство лесного хозяйства Российской Федерации в течение двух лет со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить проведение лесоустроительных работ на территории Литовского, Хабаровского, Болоньского лесничеств Хабаровского края в срок до ДД.ММ.ГГГГ года.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Хабаровский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, с подачей жалобы через Центральный районный суд г. Хабаровска.

Судья Ю.В. Ким

Мотивированное решение изготовлено 06.06.2018.