НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Центрального районного суда г. Хабаровска (Хабаровский край) от 13.03.2019 № 2А-1893/19КОПИ

Дело № 2а-1893/2019 копия

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

г. Хабаровск 13 марта 2019 года

Центральный районный суд г. Хабаровска Хабаровского края в составе:

председательствующего: судьи Губановой А.Ю.,

при секретаре Фарахутдиновой Г.А.,

с участием:

представителя административного истца ФИО1 ФИО10,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФГУП «Почта России» о признании незаконным и отмене предписания государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Хабаровском крае от ДД.ММ.ГГГГ,

УСТАНОВИЛ:

ФГУП «Почта России» обратилось в суд с иском о признании незаконным и отмене предписания государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Хабаровском крае от ДД.ММ.ГГГГ, указав в обоснование заявленных требований, что государственным инспектором труда (по правовым вопросам) ФИО2 Государственной инспекции труда по Хабаровскому краю (далее - ГИТ) в отношении ФГУП «Почта России» ДД.ММ.ГГГГ вынесено Предписание (далее - Предписание), согласно которому предприятие в срок до ДД.ММ.ГГГГ обязано на основании ст.100 Трудового кодекса Российской Федерации дополнительным соглашением к трудовому договору с ФИО11 установить режим рабочего времени, предусматривающий продолжительность рабочей недели (пятидневная с двумя выходными днями, шестидневная с одним выходным днем, рабочая неделя с предоставлением выходных дней по скользящему графику, неполная рабочая неделя), работу с ненормированным рабочим днем для отдельных категорий работников, продолжительность ежедневной работы (смены), в том числе неполного рабочего дня (смены), время начала и окончания работы, время перерывов работе, число смен в сутки, чередование рабочих и нерабочих днейэ. Предписание от ДД.ММ.ГГГГ является незаконным, нарушающим права и законные интересы ФГУП «Почта России». Из буквального содержания части 1 статьи 57 ТК РФ следует, что режим рабочего времени включается в обязательном порядке в трудовой договор работника только, если он отличается от общих правил. Особенности режима рабочего времени работников связи определяются Положением об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха работников связи, имеющих особый характер работы», утвержденным приказом Минсвязи России от 08.09.2003 № 112 (далее - Положение). Согласно пункту 6.17 и Приложению № 3 Правил внутреннего трудового распорядка ФГУП «Почта России» № 1.9.3.1.2-05/217-нд, утвержденных 29.12.2017 (далее - ПВТР), почтальону по сопровождению и обмену почты, денежных средств устанавливается суммированный учет рабочего времени (месяц, квартал, год). Согласно пункту 6.8 ПВТР, на Предприятии применяются следующие режимы рабочего времени (приложение № 1 к Правилам): пятидневная рабочая неделя с двумя выходными днями; шестидневная рабочая неделя с одним выходным днем; рабочая неделя с выходными днями;рабочая неделя с предоставлением выходных дней по скользящему графику: сменная работа. В Приложении № 1 ПВТР (раздел 4) чётко установлены варианты режима рабочего времени при работе по рабочей неделе с предоставлением выходных дней по скользящему графику, а именно: конкретное время начала и окончания работы, перерывы при различных рабочих неделях (пятидневная, шестидневная, посменно), выходные дни устанавливаются графиком работы. Согласно пункту 6.12 ПВТР при рабочей неделе с предоставлением выходных дней по скользящему графику продолжительность рабочей недели, чередование выходных и рабочих дней устанавливается графиком работы, утверждаемым Работодателем, который доводится до Работника не позднее, чем за 10 рабочих дней до начала календарного месяца. На основании вышеуказанных норм Положения и ПВТР у почтальонов по сопровождению и обмену почтовых отправлений и денежных средств Участка по обработке страховой почты ОСП Комсомольского-на-Амуре почтамта установлен суммированный учет рабочего времени и рабочая неделя с предоставлением выходных дней по скользящему графику. Режим рабочего времени ФИО13, занимающей должность почтальона, определяется так же, как и всех почтальонов, общими правилами, определенными ПВТР. С ПВТР ФИО12 ознакомлена под роспись ДД.ММ.ГГГГ. Поскольку режим рабочего времени ФИО14 не отличается от действующих у Работодателя общих правил, установленных ПВТР, соответственно, указание в трудовом договоре работника конкретного режима рабочего времени, не требуется, так как это является тем исключением, о котором указано в скобках абзаца 5 части 2 статьи 57 ТК РФ. в трудовом договоре с ФИО15 указано о том, что работнику установлена рабочая неделя с предоставлением выходных дней по скользящему графику с суммированным учетом рабочего времени с учетным периодом: квартал, рабочие дни, выходные дни, время начала и окончания работы устанавливаются графиком работы. Указанная в трудовом договоре ФИО16 формулировка определения рабочего времени, полностью соответствует формулировке, используемой в ст.100 ТК РФ: «рабочая неделя с предоставлением выходных дней по скользящему графику». Все возможные варианты режима рабочего времени (начала и окончания работы) определены в ПВТР. При составлении ежемесячного графика работы в целях рационального использования рабочего времени, его правильного учета и отработки нормы времени для каждого работника, в данных графиках будет использоваться наиболее приемлемый для данного периода вариант начала и окончания работы. Заранее предусмотреть и прописать такие варианты при суммированном учете рабочего времени работника с учетным периодом квартал фактически невозможно. На основании изложенного просит суд признать незакнным и отменить вынесенное ФГУП «Почта России» предписание государственного инспектора труда ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ об устранении нарушении трудового законодательства.

Представитель административного истца в судебном заседании исковые требования поддержала, ссылаясь в обоснование на обстоятельства, изложенные в исковом заявлении.

Административный ответчик государственный инспектор труда по правовым вопросам в Хабаровском крае ФИО3 в судебное заседание не прибыла, ходатайствовала о рассмотрении дела без её участия, указала, что с доводами административного истца не согласна, так как нарушения трудового законодательства, допущенные в отношении работника ФГУП «Почта России», очевидны, ответчиком предписание исполнено в установленный срок.

Представитель административного ответчика Государственной инспекции труда в Хабаровском крае, уведомлявшейся надлежащим образом о времени и месте слушания дела, в судебное заседание не прибыл, ходатайств об отложении не представил.

Руководствуясь ч. 6 ст. 226 КАС РФ, суд пришел к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие ответчиков.

Выслушав пояснения представителя административного истца, изучив материалы дела по административному иску, суд приходит к следующим выводам:

В силу п. 2 ч. 2 ст. 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (КАС РФ) суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

Согласно части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Частями 9, 11 ст. 226 КАС РФ установлено, что если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Частью 2 статьи 227 КАС РФ предусмотрено, что по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению.

В ходе рассмотрения дела установлено, что ФИО17 принята на работу в ОСП Комсомольского-на-Амуре почтамта ФГУП «Почта России» ДД.ММ.ГГГГ (приказ от ДД.ММ.ГГГГ) и работает по настоящее время в должности <данные изъяты> по сопровождению и обмену почтовых отправлений и денежных средств.

ДД.ММ.ГГГГ с ФИО18 заключено дополнительное соглашение к трудовому договору в редакции Дополнительного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому п.4.2 трудового договора изложен в следующей редакции: «Продолжительность рабочего времени - работнику устанавливается семидневная рабочая неделя с предоставлением выходных дней по скользящему графику, с суммированным учетом рабочего времени с учетным периодом квартал. Рабочие дни - устанавливаются графиком работы. Выходные дни - устанавливаются графиком работы. Время начала работы - устанавливается графиком работы. Время окончания работы - устанавливается графиком работы. Продолжительность обеденного перерыва – 60 минут, устанавливается графиком работы.»

На основании распоряжения руководителя Государственной инспекции труда на проверку от ДД.ММ.ГГГГ, государственным инспектором труда в Хабаровском крае ФИО2 проведена внеплановая документальная проверка в отношении ФГУА «Почта России», в ходе которой установлено, что в нарушение ст.ст. 22,57,67,100 Трудового кодекса Российской Федерации трудовой договор от ДД.ММ.ГГГГФИО19 не содержит сведений о продолжительности ежедневной работы (смены), о времени начала и окончания работы, о времени перерывов в работе, о чередовании рабочих и нерабочих дней, так как режим рабочего времени и времени отдыха для данного работника отличается от общих правил, действующих у данного работодателя. Также, в соответствии с дополнительным соглашением от ДД.ММ.ГГГГ к трудовому договору ФИО20 установлен режим рабочего времени, не предусмотренный действующим трудовым законодательством, - семидневная рабочая неделя с предоставлением выходных дней по скользящему графику. С данным дополнительным соглашением ФИО21 ознакомлена только ДД.ММ.ГГГГ (акт проверки от ДД.ММ.ГГГГ)

По результатам проверки государственным инспектором труда по правовым вопросам ФИО2 Государственной инспекции труда в Хабаровском крае в отношении ФГУП «Почта России» ДД.ММ.ГГГГ вынесено предписание (далее - Предписание), согласно которому предприятие в срок до ДД.ММ.ГГГГ обязано на основании ст.100 Трудового кодекса Российской Федерации дополнительным соглашением к трудовому договору с ФИО22 установить режим рабочего времени, предусматривающий продолжительность рабочей недели (пятидневная с двумя выходными днями, шестидневная с одним выходным днем, рабочая неделя с предоставлением выходных дней по скользящему графику, неполная рабочая неделя), работу с ненормированным рабочим днем для отдельных категорий работников, продолжительность ежедневной работы (смены), в том числе неполного рабочего дня (смены), время начала и окончания работы, время перерывов работе, число смен в сутки, чередование рабочих и нерабочих дней.

Обжалуя данное предписание, ФГУП «Почта России» ссылается на то, что содержащаяся в трудовом договоре ФИО23 формулировка определения рабочего времени соответствует формулировке, используемой в ст.100 ТК РФ, в связи с чем у государственного инспектора труда отсутствовали правовые основания для вынесения предписания.

С данными доводами административного истца суд согласиться не может по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 353 ТК РФ федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляется федеральной инспекцией труда в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В соответствии с абзацем 2 статьи 356 ТК РФ федеральная инспекция труда осуществляет федеральный государственный надзор за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Абзацем 6 части 1 статьи 357 ТК РФ установлено, что государственные инспекторы труда при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеют право предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке.

По смыслу указанной нормы при проведении проверок государственный инспектор труда выдает обязательное для исполнения работодателем предписание только в случае очевидного нарушения трудового законодательства. Трудовые споры, в том числе неурегулированные разногласия между работодателем и работником по вопросам применения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, локального нормативного акта, трудового договора (в том числе об установлении или изменении индивидуальных условий труда) рассматриваются в рамках статей 381 - 397 ТК РФ комиссиями по трудовым спорам или судами.

Таким образом, осуществляя функцию по надзору и контролю за работодателями, государственная инспекция труда выявляет правонарушения, а не разрешает правовые споры, так как не может подменять собой судебные органы.

В соответствии со статьей 56 ТК РФ трудовой договор - это соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию в интересах, под управлением и контролем работодателя, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя.

Как определено в ст. 57 ТК РФ, обязательным для включения в трудовой договор является, в том числе, условие о режиме рабочего времени и времени отдыха (если для данного работника он отличается от общих правил, действующих у данного работодателя).

Согласно ст.100 ТК РФ, режим рабочего времени должен предусматривать продолжительность рабочей недели (пятидневная с двумя выходными днями, шестидневная с одним выходным днем, рабочая неделя с предоставлением выходных дней по скользящему графику, неполная рабочая неделя), работу с ненормированным рабочим днем для отдельных категорий работников, продолжительность ежедневной работы (смены), в том числе неполного рабочего дня (смены), время начала и окончания работы, время перерывов в работе, число смен в сутки, чередование рабочих и нерабочих дней, которые устанавливаются правилами внутреннего трудового распорядка в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, а для работников, режим рабочего времени которых отличается от общих правил, установленных у данного работодателя, - трудовым договором.

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Особенности режима рабочего времени и времени отдыха работников транспорта, связи и других, имеющих особый характер работы, определяются в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.


Таким образом, исходя из приведенных положении нормативных актов, обязательным для включения в трудовой договор является условие о режиме рабочего времени и времени отдыха (если для данного работника он отличается от общих правил, действующих у данного работодателя) и данное условие не должно противоречить положениям трудового законодательства.

Вместе с тем государственным инспектором труда при проведении проверки было установлено включение в трудовой договор с ФИО24 дополнительным соглашением от ДД.ММ.ГГГГ условия о режиме работы, не предусмотренном действующим трудовым законодательством, а именно, семидневная рабочая неделя с предоставлением выходных дней по скользящему графику, что является нарушением трудового законодательства.

При таких обстоятельствах доводы административного истца о том, что содержащаяся в трудовом договоре ФИО25 формулировка режима рабочего времени соответствовала положениям в ст.100 ТК РФ являются несостоятельными.

Кроме того, в ходе рассмотрения дела установлено, что на момент рассмотрения дела требования, изложенные в оспариваемом предписании, административным истцом исполнены, с ФИО26ДД.ММ.ГГГГ заключено дополнительное соглашение к трудовому договору, которым п.4.2 трудового договора приведет в соответствие с нормами трудового законодательства, в частности, ст.100 ТК РФ.

Учитывая, что оспариваемое предписание соответствует требованиям нормативно-правовых актов, а именно: принято уполномоченным органом с соблюдением порядка принятия, содержание оспариваемого решения, соответствует нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения, а также принимая во внимание отсутствие нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца, суд не находит правовых оснований для удовлетворения исковых требований и признания незаконным предписания государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Хабаровском крае от ДД.ММ.ГГГГ.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

требования ФГУП «Почта России» о признании незаконным и отмене предписания государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Хабаровском крае от ДД.ММ.ГГГГ, оставить без удовлетворения.

Решение суда может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд через Центральный районный суд г. Хабаровска в течение месяца с момента его вынесения в окончательной форме.

Дата изготовления мотивированного решения – 18.03.2019 года.

Председательствующий подпись Губанова А.Ю.

Копия верна: Губанова А.Ю.