НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Подборки

Популярные материалы

Решение Центрального районного суда г. Барнаула (Алтайский край) от 28.11.2013 № 2-5766/2013

Дело № 2-5766/2013

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

28 ноября 2013 года г. Барнаул

Центральный районный суд г. Барнаула Алтайского края в составе:

председательствующего Симон Н.Б.,

при секретаре Церковной Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Рубцовска в интересах ФИО1, ФИО3 к Главному управлению Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне о признании действий незаконными, возложении обязанности включить в регистр получателей мер социальной поддержки и краевую электронную базу льготополучателей,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор города Рубцовска обратился в суд в интересах ФИО1, ФИО3 с иском к Главному управлению Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне о признании действий незаконными, возложении обязанности включить в регистр получателей мер социальной поддержки и краевую электронную базу льготополучателей.

В обоснование требований указывает, что прокуратурой г.Рубцовска проведена проверка по обращению <данные изъяты> ФИО10 о нарушении прав ФИО1 и ФИО3 на льготное лекарственное обеспечение. В ходе проверки установлено, что ФИО1 имеет удостоверения, дающие право на получение предусмотренных законом льгот и компенсаций: -ветерана труда серии № от ДД.ММ.ГГГГ; ветерана Великой Отечественной войны серии № от ДД.ММ.ГГГГ; гражданина, подвергшегося воздействию радиации вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, получившего суммарную дозу облучения от 5 до 25 бэр серии № от ДД.ММ.ГГГГ. ФИО3 имеет удостоверения, дающие право на получение предусмотренных законом льгот и компенсаций: -ветерана труда серии № от ДД.ММ.ГГГГ; ветерана Великой Отечественной войны серии № от ДД.ММ.ГГГГ; гражданина, подвергшегося воздействию радиации вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, получившего суммарную дозу облучения от 5 до 25 бэр серии № от ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с Законом Алтайского края «О мерах социальной поддержки отдельных категорий ветеранов» № 61-ЗС от 03.12.2004 ФИО1 и ФИО3 имеют право на получение мер социальной поддержки по основаниям «ветеран труда» и «труженик тыла».

В соответствии с п.З ч.1 ст.2 Закона АК «О мерах социальной поддержки отдельных категорий ветеранов» труженики тыла имеют право на меру социальной поддержки в виде оплаты в размере 50 % стоимости лекарств, приобретаемых по рецептам врачей.

В соответствии с п.2 Постановления Администрации Алтайского края от 31.10.2008 № 466 «О реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 № 890 «О государственной поддержке медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» и законов Алтайского края от 03.12.2004 № 59-ЗС «О мерах социальной поддержки жертв политических репрессий»», от 03.12.2004 № 61- ЗС «О мерах социальной поддержки отдельных категорий ветеранов» (утратило действие в связи с принятием Постановления Администрации Алтайского края № 306 от 10.06.2013 «О реализации Постановления Правительства РФ от 30.07.1994 № 890»), в соответствии с п.2 Постановления Администрации Алтайского края № 306 от 10.06.2013 «О реализации Постановления Правительства РФ от 30.07.1994 № 890»), предоставление льготным категориям граждан мер социальной поддержки в части обеспечения лекарственными препаратами осуществляется Главным управлением Алтайского края по здравоохранению и фармацевтической деятельности за счет средств краевого бюджета.

Согласно п.5 указанного Постановления ведение регистров граждан, имеющих в соответствии с законом Алтайского края от 03.12.2004 № 61-ЗС «О мерах социальной поддержки отдельных категорий ветеранов» право на обеспечение лекарственными средствами с 50% скидкой возложено на Главное управление по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне.

Ведение персонифицированного регистра лиц, имеющих право на обеспечение лекарственными средствами по бесплатным рецептам за счет средств краевого бюджета в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.07.1994 № 890 осуществляется медицинской организацией, производящей выписку бесплатных рецептов в соответствии с группой населения или категорий заболеваний с последующей передачей в Главное управление Алтайского края по здравоохранению и фармацевтической деятельности.

Согласно п.7 Положения о порядке предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям ветеранов, утвержденного Постановлением Администрации Алтайского края от 01.08.2006 № 327 (в редакции постановления Администрации Алтайского края от 22.11 2011 № 674 «О внесении изменений в некоторые акты Администрации края»), для учета граждан, имеющих право на выбранные ими меры социальной поддержки, уполномоченный орган по месту жительства в сфере социальной защиты населения (далее - "орган социальной защиты населения") формирует и передает ежемесячно, в срок до 5 числа каждого месяца, в уполномоченный орган исполнительной власти Алтайского края в сфере социальной защиты населения - Главное управление Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне сегменты регистра лиц, имеющих право на получение мер социальной поддержки, по городским округам (районам городского округа, муниципальным районам) и электронной базы льготополучателей, на основании которых формируется соответственно краевой регистр получателей мер социальной поддержки и краевая электронная база льготополучателей."

ФИО1 и ФИО3 в установленном порядке были включены в краевой регистр граждан, имеющих право на меры содиальной-лрддержки, в том числе на обеспечение лекарственными средствами с 50% скидкой.

Также установлено, что ФИО3 и ФИО1 состоят в регистре федеральных льготополучателей в связи с наличием удовлетворений лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, получивших суммарную дозу облучения свыше 5 сЗв (бэр) и не более 25 сЗв (бэр).

В соответствии со ст.4.1 Федерального Закона «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» от 10.01.2002 № 2-ФЗ, указанные граждане являются получателями ежемесячной денежной выплаты в ГУ Управление пенсионного фонда в г.Рубцовске и Рубцовском районе: ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ, ФИО3 с ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии со ст.7 Федерального закона «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне», предусмотренные настоящим Федеральным законом меры социальной поддержки граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, являются расходными обязательствами Российской Федерации.

Согласно ст.6.7. Федерального Закона «О государственной социальной помощи» от 17.07.1999 № 178-ФЗ, лица, подвергшиеся воздействию радиации вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и приравненные к ним категории граждан имеют право обратиться за предоставлением им набора социальных услуг в соответствии с настоящей главой. Плата за предоставление гражданам, указанным в настоящей статье, набора социальных услуг в соответствии со статьей 6.2 настоящего Федерального закона не может превышать размера осуществляемой им ежемесячной денежной выплаты.

В соответствии со ст.6.2 ФЗ «О государственной социальной помощи», в состав предоставляемого набора социальных услуг включаются следующие социальные услуги:

-обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача (фельдшера) необходимыми лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов;

-предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний;

-бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.

ФИО1 и ФИО3 по основанию «Семипалатинский полигон» правом на получение набора социальных услугу не пользуются, являются получателями ЕДВ.

ФИО3 и ФИО1 были исключены из краевого регистра льготополучателей и лекарственного обеспечения граждан. Исключение из регистра мотивировано тем, что указанные граждане пользуются правом на получение «федеральной» льготы.

Исключение ФИО1 и ФИО3 из краевого регистра льготополучателей является незаконным. ФИО1 и ФИО3 являются одновременно «федеральными» и «региональными» льготниками. Реализация истцами права на льготное лекарственное обеспечение в соответствии с Законом Алтайского края « О мерах социальной поддержки отдельных категорий ветеранов» № 61-ЗС от 03.12.2004 не может быть поставлено в зависимость от наличия у них права на «федеральную» льготу.

При одновременном наличии права на получение лекарственного обеспечения в рамках набора социальных услуг, предоставляемого за счет средств федерального бюджета, а также в рамках льготного порядка лекарственными средствами, предоставляемыми за счет средств субъектов РФ, граждане вправе получать лекарственное обеспечение по двум основаниям.

Прокурор просит признать незаконными действия Главного управления Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне по исключению ФИО1 и ФИО3 из краевого регистра получателей мер социальной поддержки. Обязать Главное Управление Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне включить ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.рождения и ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ г.рождения в краевой регистр получателей мер социальной поддержки и краевую электронную базу льготополучателей.

Истцы ФИО1 и ФИО3, а также прокурор города Рубцовска, представитель третьего лица Главного управления по здравоохранению и фармацевтической деятельности в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.

В судебном заседании участвующий в деле помощник прокурора Центрального района г.Барнаула ФИО6 на удовлетворении требований настаивала по доводам, изложенным в исковом заявлении. Конкретизировала требования, указав, что ФИО1 и ФИО3 подлежат включению в краевой регистр получателей мер социальной поддержки в сегменте по льготе как труженики тыла на получение скидки в размере 50 процентов на лекарственные средства, поскольку в соответствии с Постановлением № 326 краевой регистр разделен на сегменты по видам льгот.

Представитель ответчика Главного управления Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне ФИО7 по доверенности возражала против удовлетворения требований, представила суду отзыв на иск, согласно которого ФИО1 и ФИО3 состоят как в краевом (как труженики тыла и ветераны труда), так и в федеральном регистре (как «семипалатинцы»). Ежемесячную денежную выплату получают как ветераны труда и как «семипалатинцы». Меры социальной поддержки для категории граждан «семипалатинцы» установлены ФЗ от 10.01.2002 № 2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» и законом Алтайского края от 03.12.2004 № 61-ЗС «О мерах социальной поддержки отдельных категорий ветеранов». Согласно ст.6 Федерального закона и ст.6 закона Алтайского края при наличии у гражданина права на получение одной и той же меры социальной поддержки по нескольким основаниям социальная поддержка предоставляется по одному основанию по выбору гражданина, за исключением случаев, предусмотренных законодательством. Предоставление мер социальной поддержки в части льготного лекарственного обеспечения труженикам тыла, установленных Законом Алтайского края, осуществляется Главным управлением Алтайского края по здравоохранению и фармацевтической деятельности. Ветеранам труда право на указанную льготу Законом Алтайского края не предоставлено.

Во исполнение пункта 5 Постановления № 306 между Главным управлением Алтайского края по здравоохранению и фармацевтической деятельности и Главалтайсоцзащитой подписано соглашение о передаче сегментов краевого регистра лиц, имеющих право на получение мер социальной поддержки. В рамках названного соглашения Главалтайсоцзащита передает Главному управлению Алтайского края по здравоохранению и фармацевтической деятельности перечень лиц, имеющих право на получение лекарственного обеспечения с 50-процентной скидкой за счет средств краевого бюджета в соответствии с законами Алтайского края от 03.12.2004 № 59-ЗС «О мерах социальной поддержки жертвам политических репрессий», от 03.12.2004 № 61-ЗС «О мерах социальной поддержки отдельных категорий ветеранов». При этом «семипалатинцы», учтенные в региональном сегменте федерального регистра лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, в названный сегмент не включаются, поскольку их право на льготное лекарственное обеспечение реализовано в праве на получение ежемесячной денежной выплаты либо набора социальных услуг в соответствии с Федеральным законом от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи».

В набор социальных услуг входит в том числе дополнительная бесплатная медицинская помощь, предусматривающая обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача (фельдшера) необходимыми лекарственными средствами (ст.6.2 ФЗ от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи»).

Законом Алтайского края труженикам тыла предоставлено право на оплату в размере 50 % стоимости лекарств, приобретаемых по рецептам врачей. Названные меры социальной поддержки являются идентичными, поэтому предоставляются гражданам только по одному основанию.

Представитель третьего лица КГБУЗ «Городская больница №» ФИО8 по доверенности возражала против удовлетворения требований прокурора, поддержала позицию представителя ответчика.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд находит требования прокурора необоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Судом достоверно установлено, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является получателем льгот как «ветеран труда», «ветеран ВОВ – труженик тыла», «семипалатинец» и имеет документы, удостоверяющие льготы:

- ветерана труда серии № от ДД.ММ.ГГГГ;

- ветерана Великой Отечественной войны серии № от ДД.ММ.ГГГГ:

- гражданина, подвергшегося воздействию радиации вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, получившего суммарную дозу облучения от 5 до 25 бэр серии № от ДД.ММ.ГГГГ.

ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ в управлении социальной защиты населения по городу Рубцовску пользуется правом на меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в соответствии со статьей 3 Закона Алтайского края от 03.12.2004 № 61-ЗС «О мерах социальной поддержки отдельных категорий ветеранов», является получателем ежемесячной денежной выплаты как ветеран труда с 01.01.2005 по настоящее время.

Кроме того, ФИО1 является федеральным получателем ежемесячной денежной выплаты как гражданин, подвергшийся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне и получивший суммарную (накопленную) дозу облучения более 5сЗв(бэр), но не более 25сЗв(бэр). ЕДВ назначена с ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с Федеральным законом от 10.01.2002 № 2-ФЗ по заявлению (вх№ от ДД.ММ.ГГГГ).

ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является получателем льгот как «ветеран труда», «ветеран ВОВ – труженик тыла», «семипалатинец» и имеет документы, удостоверяющие льготы:

- ветерана труда серии № от ДД.ММ.ГГГГ:

- ветерана Великой Отечественной войны серии № от ДД.ММ.ГГГГ:

- гражданина, подвергшегося воздействию радиации вследствие ядерных испытаний на Семипааатинском полигоне, получившего суммарную дозу облучения от 5 до 25 бэр серии № от ДД.ММ.ГГГГ.

ФИО3 с ДД.ММ.ГГГГ в управлении социальной защиты населения по городу Рубцовску пользуется правом на меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в соответствии со статьей 3 Закона Алтайского края от 03.12.2004 № 61-ЗС «О мерах социальной поддержки отдельных категорий ветеранов», является получателем ежемесячной денежной выплаты как ветеран труда с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время.

Кроме того, ФИО3 является федеральным получателем ежемесячной денежной выплаты как гражданин, подвергшийся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне и получивший суммарную (накопленную) дозу облучения более 5сЗв(бэр), но не более 25сЗв(бэр). ЕДВ назначена с ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с Федеральным законом от 10.01.2002 № 2-ФЗ по заявлению (вх.№ от ДД.ММ.ГГГГ).

При этом судом достоверно установлено, что ФИО3, ФИО1 не являются льготополучателями по основанию – ветерана ВОВ- труженик тыла.

Меры социальной поддержки граждан категории «ветеран труда», «ветеран ВОВ-труженик тыла» установлены ФЗ от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах».

Согласно п. "ж" ч. 1, ч. 2 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной защиты, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральному законодательству.

В соответствии со статьями 20, 22 ФЗ «О ветеранах» в редакции ФЗ от 22.08.2004, предусматривающих меры социальной поддержки для категории граждан «труженики тыла» и «ветеран труда» меры социальной поддержки указанным категориям граждан определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

На территории Алтайского края действует закон Алтайского края от 03.12.2004 № 61-ЗС «О мерах социальной поддержки отдельных категорий ветеранов», данный закон распространяется на:

1) отдельные категории ветеранов Великой Отечественной войны - лиц, проработавших в тылу в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР; лиц, награжденных орденами или медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны (далее - труженики тыла);

2) ветеранов труда - лиц, имеющих удостоверение "Ветеран труда", "Ветеран труда Алтайского края"; и приравненных к ним лиц.

В силу ст.2 названного закона Алтайского края № 61-ЗС труженикам тыла предоставляются меры социальной поддержки, к числу которых относится и оплата в размере 50 процентов стоимости лекарств, приобретаемых по рецептам врачей.

Статья 3 закона Алтайского края № 61-ЗС не предусматривает для ветеранов труда такой меры социальной поддержки как оплата в размере 50 % стоимости лекарств, приобретаемых по рецептам врачей.

Наряду с предусмотренными мерами социальной поддержки названным категориям законом Алтайского края также предусмотрена выплата ежемесячной денежной выплаты.

При этом допускается отказ от получения ежемесячной денежной выплаты. Взамен указанной выплаты предоставляется право льготного проезда всеми видами городского пассажирского транспорта общего пользования (кроме такси), а также в пределах административного района проживания (регистрации по месту жительства) - автомобильным транспортом (кроме такси) внутрирайонного сообщения, в порядке, определяемом Администрацией Алтайского края. Заявление об отказе от получения ежемесячной денежной выплаты на следующий год подается в срок до 1 декабря текущего года в орган социальной защиты населения. В случае если гражданин до 1 декабря соответствующего года не подал заявление об отказе от получения ежемесячной денежной выплаты в следующем году, то в следующем году ему продолжает предоставляться денежная выплата (ст. 4 закона Алтайского края № 61-ЗС).

В соответствии с п.22 Положения о порядке предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям ветеранов, утвержденным постановлением Администрации Алтайского края от 01.08.2006 № 327 реализация меры социальной поддержки по лекарственному обеспечению осуществляется в аптечных организациях, перечень которых утверждается уполномоченным органом исполнительной власти Алтайского края в сфере здравоохранения - Главным управлением Алтайского края по здравоохранению и фармацевтической деятельности.

В силу ст.6 закона Алтайского края при наличии у тружеников тыла и ветеранов труда права на получение одной и той же меры социальной поддержки по нескольким основаниям социальная поддержка предоставляется по одному основанию по выбору граждан, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.

Таким образом исходя из изложенных положений закона истцы могут являться получателями мер социальной поддержки по основаниям «труженик тыла» и «ветеран труда» как набора социальных услуг, так и ЕДВ одновременно, что не оспаривалось ответчиком.

Между тем, учитывая, что категория граждан «труженик тыла» обеспечивается более широким перечнем социальных услуг, чем категория граждан «ветеран труда», так как для последней категории не предусмотрено лекарственное обеспечение в размере 50 %, а также иные меры социальной защиты, то суд соглашается с позицией ответчика о том, что наиболее выгодным для граждан является быть льготополучателями по основанию «труженик тыла» с предоставлением оспариваемой льготы.

Однако, с 2008 года истцы относятся к категории граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, получившие суммарную дозу облучения от 5 до 25 бэр, что подтверждается соответствующими удостоверениями. Поэтому истцы обладает правом на предоставление мер социальной поддержки в соответствии с ФЗ от 10.01.2002 № 2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне».

В силу ст.7 закона предусмотренные настоящим Федеральным законом меры социальной поддержки граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, являются расходными обязательствами Российской Федерации.

В соответствии со ст. 3 ФЗ от 10.01.2002 № 2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне», утратившей силу в связи с принятием Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ, гражданам получившим суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр), но не превышающую 25 сЗв (бэр), гарантировалось предоставление следующих льгот и компенсаций:

1) бесплатное оказание медицинской помощи (в стационаре и амбулаторно), бесплатное приобретение лекарств (по рецептам врачей) в пределах перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств и изделий медицинского назначения.

Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств и изделий медицинского назначения, а также порядок и объем оказания медицинской помощи и приобретения лекарств определяются Правительством Российской Федерации;

2) обязательное специальное медицинское наблюдение (диспансеризация) в течение всей жизни;

3) первоочередное бесплатное ежегодное обеспечение путевкой в санаторно-курортное или другое оздоровительное учреждение (при наличии заболеваний, перечень которых определяется Правительством Российской Федерации). Порядок обеспечения путевками на санаторно-курортное лечение определяется Правительством Российской Федерации.

С принятием Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» система социальной защиты населения была реформирована, основная часть ранее предоставлявшихся в натуральной форме льгот была заменена ежемесячной денежной выплатой.

Часть льгот, предусмотренных Законом «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» в натуральной форме была заменена на денежные выплаты. В частности, включенной в закон ст.4.1 предусмотрена ежемесячная денежная выплата гражданам, получившим суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр), но не превышающую 25 сЗв (бэр), детям в возрасте до 18 лет первого и второго поколения граждан, получивших суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр), страдающим заболеваниями вследствие радиационного воздействия одного из родителей, - 387 рублей.

Ежемесячная денежная выплата по своей правовой природе является элементом механизма восполнения потерь для граждан-семипалатинцев, ранее являвшихся получателями льгот и гарантий в натуральной форме, и по своему целевому назначению направлена на сохранение ранее достигнутого уровня их социальной защиты. Поэтому, предусматривая взамен части ранее установленных в натуральной форме социальных гарантий компенсационный механизм покрытия соответствующих потерь (в денежном выражении), федеральный законодатель исходил из необходимости обеспечения всем гражданам-семипалатинцам как лицам с особым правовым статусом реальных возможностей располагать социальными благами, включая денежные компенсации, в объеме, сопоставимом с объемом ранее предоставлявшейся им социальной защиты в натуральной форме.

В связи с произошедшими изменениями законодательства ФЗ «О государственной социальной помощи» был дополнен главой 2, в соответствии с которой ряду категорий граждан (к их числу относится и истец в соответствии со ст. 6.7 закона) предоставляется государственная социальная помощь в виде набора социальных услуг, который включает в себя в том числе обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов. Одновременно гражданам предоставлено право выбора: получать набор социальных услуг или отказаться от его предоставления и воспользоваться правом на получение ежемесячной денежной выплаты.

Между тем, как достоверно установлено судом, ФИО1 и ФИО3 являются получателями ЕДВ с 2008 года в соответствии с ФЗ от 10.01.2002 № 2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне», доказательств выбора истцов в пользу получения набора социальных услуг вместо ЕДВ суду не представлено, а судом добыто не было.

В силу ст. 6 ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» при наличии у гражданина права на получение мер социальной поддержки, предусмотренных настоящим Федеральным законом, по различным основаниям ему предоставляются меры социальной поддержки по всем имеющимся основаниям. При этом одинаковые меры социальной поддержки предоставляются гражданину только по одному из оснований по его выбору в соответствии с настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

Аналогичные положения закреплены и в ст. 6 закона Алтайского № 61-ЗС «О мерах социальной поддержки отдельных категорий ветеранов».

Таким образом, ФИО1 и ФИО3 в настоящее время являются получателями мер социальной поддержки как «труженики тыла» в виде набора социальных услуг по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, ЕДВ на основании закона Алтайского края № 61-ЗС, а также как «семипалатинцы» в виде получения ЕДВ на основании ФЗ №2-ФЗ.

Между тем, в ЕДВ для семипалатинцев включена такая мера социальной помощи как обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, которая по своему назначению и характеру является идентичной услуге, предусмотренной законом Алтайского края № 61-ЗС – по оплате в размере 50 процентов стоимости лекарств, приобретаемых по рецептам врачей.

Учитывая, что истцы не выразили своего отказа от получения ЕДВ как семипалатинцы, в которую включается идентичная мера социальной поддержки и как для тружеников тыла, при этом в законе Алтайского края, либо иных законах не предусмотрено право одновременного получения идентичных льгот, либо одновременного получения данной конкретной меры, для «семипалатинцев» и «тружеников тыла», следовательно, оснований для предоставления истцам наряду с ЕДВ как семипалатинцам еще и меры в натуральном эквиваленте по оплате стоимости лекарств по закону Алтайского края, не имеется.

Судом не принимается во внимание ссылка прокурора на письмо Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 03.02.2006 № 489-ВС, поскольку указанное письмо не является нормативно-правовым документом, выводы, изложенные в письме противоречат изложенным выше нормам Закона.

В соответствии с Положением о порядке предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям ветеранов, утвержденным постановлением Администрации Алтайского края от 01.08.2006 № 327 настоящее Положение определяет порядок предоставления мер социальной поддержки труженикам тыла, ветеранам труда Российской Федерации и Алтайского края, ветеранам военной службы, приравненным к ветеранам труда по состоянию на 31 декабря 2004 года.

Учет права граждан на получение мер социальной поддержки в денежной и натуральной форме осуществляется с учетом заявлений граждан по месту их жительства.

Для учета граждан, имеющих право на выбранные ими меры социальной поддержки, уполномоченный орган по месту жительства в сфере социальной защиты населения формирует и передает ежемесячно, в срок до 5 числа каждого месяца, в уполномоченный орган исполнительной власти Алтайского края в сфере социальной защиты населения - Главное управление Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне сегменты регистра лиц, имеющих право на получение мер социальной поддержки, по городским округам (районам городского округа, муниципальным районам) и электронной базы льготополучателей, на основании которых формируется соответственно краевой регистр получателей мер социальной поддержки и краевая электронная база льготополучателей.

Постановлением администрации Алтайского края от 10.06.2013 № 306 установлено, что право на меры социальной поддержки за счет средств краевого бюджета в части обеспечения лекарственными препаратами и изделиями медицинского назначения (далее - "лекарственные препараты") по бесплатным и льготным (с оплатой в размере 50 процентов стоимости лекарств) рецептам врачей имеют граждане, состоящие на регистрационном учете по месту жительства на территории Алтайского края.

Предоставление льготным категориям граждан мер социальной поддержки в части обеспечения лекарственными препаратами осуществляется Главным управлением Алтайского края по здравоохранению и фармацевтической деятельности за счет средств краевого бюджета. В связи с чем на Главное управление Алтайского края по здравоохранению и фармацевтической деятельности возложена обязанность, в том числе обеспечить ведение краевого регистра лиц, имеющих право на меры социальной поддержки за счет средств краевого бюджета в части обеспечения лекарственными препаратами по бесплатным рецептам врачей. На Главное управление Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне возложена обязанность ежемесячно, в срок до 10 числа месяца, следующего за отчетным, передавать Главному управлению Алтайского края по здравоохранению и фармацевтической деятельности сегмент краевого регистра лиц, имеющих право на получение мер социальной поддержки, содержащий сведения о лицах, имеющих право на оплату в размере 50 процентов стоимости лекарств, приобретаемых по рецептам врачей, в соответствии с законами Алтайского края от 03.12.2004 N 59-ЗС "О мерах социальной поддержки жертв политических репрессий", от 03.12.2004 N 61-ЗС "О мерах социальной поддержки отдельных категорий ветеранов".

Меры социальной поддержки предоставляются ветеранам начиная с месяца обращения при наличии всех необходимых документов, но не ранее возникновения права на них и не ранее месяца прекращения предоставления одинаковых мер социальной поддержки по другому основанию (п.5 Положения о порядке предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям ветеранов, утвержденного постановлением Администрации Алтайского края от 01.08.2006 № 327).

Предоставление мер социальной поддержки прекращается в случае приобретения права получения мер социальной поддержки по другим основаниям - с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступили соответствующие обстоятельства (п. 45 Положения о порядке предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям ветеранов, утвержденного постановлением Администрации Алтайского края от 01.08.2006 № 327).

Поскольку ФИО1 и ФИО3 приобрели право на получение мер социальной поддержки в виде ЕДВ, включающей получение льготы в части лекарственного обеспечения, по основанию «семипалатинцы» с ДД.ММ.ГГГГ, следовательно, с указанной даты ФИО1 и ФИО3 не могут состоять в краевом регистре лиц, имеющих право на получение мер социальной поддержки в виде оплаты в размере 50 процентов стоимости лекарств.

Таким образом, у суда отсутствуют основания для признания незаконными действия Главного управления Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне по исключению ФИО1 и ФИО3 из краевого регистра получателей мер социальной поддержки на получение льготы в виде оплаты в размере 50 % стоимости лекарств, приобретаемых по рецептам врачей, а также возложении обязанности по включению граждан в краевой регистр получателей мер социальной поддержки и краевую электронную базу льготополучателей в указанном сегменте льготополучателей.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора города Рубцовска в интересах ФИО1, ФИО3 к Главному управлению Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне о признании действий незаконными, возложении обязанности включить в регистр получателей мер социальной поддержки и краевую электронную базу льготополучателей, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Центральный районный суд г. Барнаула в течение одного месяца с момента принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий                             Н.Б. Симон