Дело № 2а-2952/2023
УИД: 22RS0068-01-2023-002273-05
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
06 сентября 2023 года г.Барнаул
Центральный районный суд г. Барнаула в составе:
председательствующего судьи Васильевой Г.М.,
при секретаре Кальней М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Алтайского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Министерству природных ресурсов и экологии Алтайского края, ФГБУ «Западно-Сибирское УГМС» о признании бездействия незаконным, возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Алтайский межрайонный природоохранный прокурор обратился с административным исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц, в обоснование которого указано, что при осуществлении надзора за исполнением законодательства об охране атмосферного воздуха выявлены нарушения в деятельности Министерства природных ресурсов и экологии Алтайского края. Министерство природных ресурсов и экологии Алтайского края получает информацию о прогнозах неблагоприятных метеорологических условий на территории двух муниципальных образований – г. Барнаул и г. Бийск. Вместе с тем, проверкой установлено, что обязанность по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух согласована для хозяйствующих субъектов за пределами указанных муниципальных образований, расположенных в том числе в городе Рубцовске, Новоалтайске, Заринске, Тальменском, Родинском, Змеиногорском, Калманском, Тюменцевском, Целинном, Локтевском и других районах Алтайского края.
Основу государственной наблюдательной сети составляют стационарные и подвижные пункты наблюдений, в которых выполняются наблюдения одного или нескольких видов по утвержденным программам. В соответствии с пунктом 158 Требований к проведению наблюдений за состоянием окружающей среды, ее загрязнением, утвержденных приказом Минприроды России от 30.07.2020 №524, количество стационарных пунктов наблюдений в зависимости от численности населения городского или сельского поселения устанавливается не менее: 1 пункт наблюдений при численности населения до 50 тыс. человек, 2 – от 50 до 100 тыс. человек, 3 – от 100 до 250 тыс. человек, 4 – от 250 до 500 тыс. человек, 7 – от 500 до 1000 тыс. человек, 10 – более 1000 тыс. человек. Пункты наблюдений государственной наблюдательной сети организуются преимущественно в административных центрах субъектов Российской Федерации, городах с населением более 100 тыс. человек и крупных промышленных центрах. Пункты наблюдений территориальных систем наблюдений в городских и иных поселениях с населением менее 100 тыс. человек, а также в дополнение к пунктам государственной наблюдательной сети в целях получения детализированной информации о распределении концентраций загрязняющих веществ в атмосферном воздухе на наблюдательной территории. Согласно данных Управления Федеральной службы государственной статистики по Алтайскому краю и Республике Алтай численность населения в городах Алтайского края по состоянию на 01.01.2023 составила: г. Барнаул – 690 128 чел., г. Алейск – 24 804 чел., г. Белокуриха – 14 791 чел., г. Бийск – 189 639 чел., г. Заринск – 40 626 чел., г. Новоалтайск – 73 122 чел., г. Рубцовск – 124 687 чел., г. Яровое – 16 447 чел., г. Славгород – 37 149 чел., г. Камень-на-Оби – 40 373 чел., г. Змеиногорск – 9 479 чел, г. Горняк – 19 707 чел. В настоящее время федеральной системой мониторинга атмосферного воздуха охвачен г. Бийск, в котором размещено 3 стационарных пункта наблюдения и г. Барнаул, в котором находится 5 стационарных пунктов наблюдения из 7 необходимых. Территориальная система государственного экологического мониторинга, функционирующая на территории Алтайского края, отсутствует, информация о стационарных и подвижных пунктах наблюдений за состоянием окружающей среды, ее загрязнением указанной территориальной наблюдательной сети не включена в Единый государственный фонд данных о состоянии окружающей среды по причине отсутствия необходимого уведомления об открытии таких пунктов уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. При этом, Министерством природных ресурсов и экологии Алтайского края меры по осуществлению территориального мониторинга атмосферного воздуха на территории края не предпринимаются, заявки о необходимости расширения действующей сети государственного мониторинга за состоянием атмосферного воздуха, его загрязнения в ФГБУ «Западно-Сибирское УГМС» не направлялись.
В целях принятия мер по осуществлению территориального мониторинга атмосферного воздуха на территории края, Алтайской межрайонной природоохранной прокуратурой в адрес Министерства природных ресурсов и экологии Алтайского края ДД.ММ.ГГГГ внесено представление. Согласно ответу на представление от ДД.ММ.ГГГГ Министерством природных ресурсов и экологии Алтайского края мероприятия по осуществлению территориального мониторинга атмосферного воздуха на территории края в установленном законом порядке не проводились. Ведомством указано, что в рамках разработки региональной составляющей федерального проекта «Чистый воздух» будет разработан вопрос по включению в региональный проект мероприятий по созданию территориальной системы государственного экологического мониторинга. Вместе с тем, на сегодняшний день меры по созданию территориальной системы государственного экологического мониторинга, функционирующей на территории Алтайского края, ведомством не приняты, сеть мониторинга атмосферного воздуха не создана.
Непринятие мер по созданию территориальной системы государственного экологического мониторинга исключает надлежащую охрану атмосферного воздуха на территории края, и, соответственно, нарушает принципы законодательства об охране атмосферного воздуха, права граждан на благоприятную окружающую среду, влечет нарушение прав неопределенного круга лиц.
На основании изложенного, с учетом неоднократного уточнения, в том числе в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ, в окончательной редакции, административный истец просит признать незаконным бездействие Министерства природных ресурсов и экологии Алтайского края, выразившееся в непроведении наблюдений за состоянием атмосферного воздуха (уровнем его загрязнения) в населенных пунктах с наиболее высокой плотностью населения и количеством источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (а именно, в г. Рубцовск, г. Заринск, г. Камень-на-Оби, г. Алейск, г. Славгород, г. Змеиногорск, г. Яровое, г. Белокуриха, г. Новоалтайск, г. Горняк) посредством организации стационарных или подвижных пунктов наблюдений, в том числе с последующим анализом отобранных проб воздуха в аналитическом (испытательном) центре, имеющем соответствующую лицензию Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, обязать Министерство природных ресурсов и экологии Алтайского края организовать наблюдение за состоянием атмосферного воздуха (уровнем его загрязнения) в населенных пунктах с наиболее высокой плотностью населения и количеством источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух посредством организации стационарных или подвижных пунктов наблюдений (в г. Рубцовск – 3 пункта, г. Заринск – 1 пункт, г. Камень-на-Оби – 1 пункт, г. Алейск – 1 пункт, г. Славгород – 1 пункт, г. Змеиногорск – 1 пункт, г. Яровое – 1 пункт, г. Белокуриха – 1 пункт, г. Новоалтайск – 2 пункта, г. Горняк – 1 пункт), в том числе с последующим анализом отобранных проб воздуха в аналитическом (испытательном) центре, имеющем соответствующую лицензию Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды.
В ходе рассмотрения дела судом к участию в деле в качестве административного ответчика привлечено ФГБУ «Западно-Сибирское УГМС», в качестве заинтересованных лиц привлечены Федеральная служба по гидрометеорогии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет), Правительство Алтайского края.
В судебном заседании представитель административного истца помощник Алтайского межрайонного природоохранного прокурора ФИО4 уточненные административные исковые требования поддержала в полном объеме, просила удовлетворить.
Представитель административного ответчика Министерства природных ресурсов и экологии Алтайского края ФИО5 в судебном заседании относительно удовлетворения уточненного административного искового заявления возражал, дополнительно в ходе рассмотрения дела указал, что у Министерства природных ресурсов и экологии Алтайского края отсутствует обязанность по созданию стационарных или подвижных пунктов наблюдений.
Представитель административного ответчика ФГБУ «Западно-Сибирское УГМС» ФИО6, представитель заинтересованного лица Алтайского ЦГМС – филиала ФГБУ «Западно-Сибирское УГМС» ФИО7, представитель заинтересованного лица Федеральной службы по гидрометеорогии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет) ФИО8 в судебном заседании относительно удовлетворения требований к Министерства природных ресурсов и экологии Алтайского края возражали частично. Представитель административного ответчика ФГБУ «Западно-Сибирское УГМС» ФИО6 дополнительно пояснил, что административным истцом не обоснованна целесообразность создания стационарных или подвижных пунктов наблюдений на территории Алтайского края, кроме того, сослался на доводы письменного отзыва.
Заинтересованное лицо Правительство Алтайского края в судебное заседание не явилось, извещено надлежащим образом.
В соответствии со ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) суд счел возможным рассмотреть административное дело при данной явке.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы административного дела, судья приходит к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В соответствии с частью 1 статьи 219 КАС РФ административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Учитывая, что административным истцом оспаривается неправомерное бездействие, носящее длящийся характер, процессуальный срок, установленный для защиты прав, административным истцом не пропущен.
Судом установлено и из материалов административного дела следует, что Алтайской межрайонной природоохранной прокуратурой по поручению прокуратуры края проведены проверки исполнения Министерством природных ресурсов и экологии Алтайского края законодательства об охране атмосферного воздуха.
По результатам проведенных проверок ДД.ММ.ГГГГ за № и.о. Алтайского межрайонного природоохранного прокурора в адрес Министра природных ресурсов и экологии Алтайского края внесено представление об устранении нарушений законодательства об охране атмосферного воздуха.
Согласно ответу от ДД.ММ.ГГГГ№ на представление ДД.ММ.ГГГГ№ факты нарушения предоставления государственной услуги по согласованию мероприятий по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, проводимых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, имеющими источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, в периоды неблагоприятных метеорологических условий, указанные в представлении, подтвердились. Факт отсутствия отчетности о результатах осуществления производственного экологического мониторинга от 1233 объектов на момент проведения проверки подтвердился.
Из преамбулы Федерального закона от 04.05.1999 №96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» следует, что атмосферный воздух является жизненно важным компонентом окружающей среды, неотъемлемой частью среды обитания человека, растений и животных.
Согласно статье 1 Федерального закона от 04.05.1999 №96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» мониторинг атмосферного воздуха - система наблюдений за состоянием атмосферного воздуха, его загрязнением и за происходящими в нем природными явлениями, а также оценка и прогноз состояния атмосферного воздуха, его загрязнения.
В силу статьи 5 Федерального закона от 04.05.1999 №96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха относятся, в том числе:
- формирование и проведение единой государственной политики в области охраны атмосферного воздуха на территории Российской Федерации;
- организация и финансирование государственного мониторинга атмосферного воздуха и обеспечение его проведения;
- координация деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха.
Согласно статье 6 Федерального закона от 04.05.1999 №96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха относятся, в том числе:
- участие в организации и проведении государственного мониторинга атмосферного воздуха;
- право принятия и реализации региональных программ в области охраны атмосферного воздуха, в том числе в целях снижения выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, сокращения использования нефтепродуктов и других видов топлива, сжигание которых приводит к загрязнению атмосферного воздуха, и стимулирования производства и применения экологически безопасных видов топлива и других энергоносителей.
Как указано в статье 23 Федерального закона от 04.05.1999 №96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», в целях наблюдения за загрязнением атмосферного воздуха, комплексной оценки и прогноза его состояния, а также обеспечения органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и населения текущей и экстренной информацией о загрязнении атмосферного воздуха Правительство Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления организуют государственный мониторинг атмосферного воздуха и в пределах своей компетенции обеспечивают его осуществление на соответствующих территориях Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований (часть 1). Государственный мониторинг атмосферного воздуха является составной частью государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды) и осуществляется федеральными органами исполнительной власти в области охраны окружающей среды, другими органами исполнительной власти в пределах своей компетенции в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (часть 2).
Федеральный закон от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности.
Органы государственной власти Российской Федерации наделены полномочиями по установлению порядка осуществления государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды), порядка организации и функционирования единой системы государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды), формирование государственной системы наблюдений за состоянием окружающей среды и обеспечение функционирования такой системы (статья 5 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды»).
Деятельность региональных органов государственной власти регламентируется статьей 6 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», в соответствии с которой за ними закреплены полномочия на участие в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации, в осуществлении государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды) с правом формирования и обеспечения функционирования территориальных систем наблюдения за состоянием окружающей среды на территории субъекта Российской Федерации, являющихся частью единой системы государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды).
Постановлением Правительства РФ от 06.06.2013 №477 утверждено Положение о государственном мониторинге состояния и загрязнения окружающей среды.
Согласно статье 2 Постановления реализация полномочий, предусмотренных Положением, утвержденным настоящим постановлением, осуществляется заинтересованными федеральными органами исполнительной власти в пределах установленной предельной численности работников их центральных аппаратов и территориальных органов, а также бюджетных ассигнований, предусмотренных на обеспечение деятельности указанных органов и подведомственных им государственных учреждений.
Положение о государственном мониторинге состояния и загрязнения окружающей среды устанавливает порядок осуществления государственного мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды (далее - государственный мониторинг), а также формирования государственной системы наблюдений за состоянием окружающей среды (далее - государственная система наблюдений) и обеспечения функционирования такой системы (пункт 1 Положения).
Объектами государственного мониторинга являются атмосферный воздух, почвы, поверхностные воды водных объектов (в том числе по гидробиологическим показателям), озоновый слой атмосферы, ионосфера и околоземное космическое пространство (пункт 2 Положения).
Организацию и осуществление государственного мониторинга обеспечивает Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды с участием других уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» в соответствии с их компетенцией, установленной законодательством Российской Федерации (пункт 3 Положения).
Согласно пункту 4 Положения государственный мониторинг осуществляется на основе государственной системы наблюдений, включающей в себя стационарные и подвижные пункты наблюдений за состоянием окружающей среды.
Государственная система наблюдений включает в себя государственную наблюдательную сеть, формирование и функционирование которой обеспечивается Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, а также территориальные системы наблюдений за состоянием окружающей среды, формирование и обеспечение функционирования которых осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в установленном порядке.
При формировании государственной системы наблюдений учитываются пункты и системы наблюдений за состоянием окружающей среды в районах расположения объектов, которые оказывают негативное воздействие на окружающую среду и владельцы которых в соответствии с федеральными законами осуществляют мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды в зоне воздействия этих объектов (далее - локальные системы наблюдений).
Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды с участием других уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» в соответствии с их компетенцией, установленной законодательством Российской Федерации, при осуществлении государственного мониторинга обеспечивает, в том числе, организацию согласованного функционирования государственной наблюдательной сети, территориальных систем наблюдения за состоянием окружающей среды и локальных систем наблюдения с целью обеспечения необходимой полноты и достоверности информации о состоянии окружающей среды, а также сопоставимость этой информации на всей территории страны, оптимизацию использования наземных, авиационных и космических систем наблюдений (подпункт «ж» пункта 5 Положения).
Указом Губернатора Алтайского края от 05.12.2016 №152 утверждено Положение о Министерстве природных ресурсов и экологии Алтайского края, согласно которому Министерство природных ресурсов и экологии Алтайского края является исполнительным органом Алтайского края, реализующим государственную политику в области охраны окружающей среды и природопользования, водных, лесных отношений, охраны и использования объектов животного мира, водных биологических ресурсов, а также в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов. Кроме того, согласно Положению Министерство в пределах своей компетенции участвует в организации работ по регулированию выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий; участвует в рассмотрении на заседаниях Правительства Алтайского края, заседаниях соответствующих комиссий вопросов в установленных сферах деятельности.
Согласно Закону Алтайского края от 01.02.2007 N 3-ЗС «Об охране окружающей среды в Алтайском крае» к полномочиям уполномоченного органа исполнительной власти Алтайского края в области охраны окружающей среды относятся участие в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации, в осуществлении государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды) с правом формирования и обеспечения функционирования территориальной системы наблюдения за состоянием окружающей среды на территории Алтайского края, являющейся частью единой системы государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды).
С учетом анализа вышеуказанных нормативно-правовых актов, суд приходит к выводу о том, что формирование и обеспечение функционирования территориальной системы наблюдения за состоянием окружающей среды в части атмосферного воздуха на территории Алтайского края, является правом, а не обязанностью исполнительного органа государственной власти субъекта, то есть Министерства природных ресурсом Алтайского края. Нормативные правовые акты, которые бы свидетельствовали о принятии расходных обязательств по формированию и обеспечению функционирования территориальных систем наблюдения за состоянием окружающей среды в части атмосферного воздуха на территории Алтайского края отсутствуют.
Таким образом, оснований признания незаконным бездействия Министерства природных ресурсов и экологии Алтайского края в части организации стационарных или подвижных пунктов наблюдений за состоянием атмосферного воздуха (уровнем его загрязнения), и возложения обязанности организовать наблюдение за состоянием атмосферного воздуха (уровнем его загрязнения) в населенных пунктах с наиболее высокой плотностью населения и количеством источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух посредством организации стационарных или подвижных пунктов наблюдений (в г. Рубцовск – 3 пункта, г. Заринск – 1 пункт, г. Камень-на-Оби – 1 пункт, г. Алейск – 1 пункт, г. Славгород – 1 пункт, г. Змеиногорск – 1 пункт, г. Яровое – 1 пункт, г. Белокуриха – 1 пункт, г. Новоалтайск – 2 пункта, г. Горняк – 1 пункт), не имеется.
Оценивая требования административного истца о признании незаконным бездействия Министерства природных ресурсов Алтайского края, выразившееся в непроведении наблюдений за состоянием атмосферного воздуха (уровнем его загрязнения) в населенных пунктах с наиболее высокой плотностью населения и количеством источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух на территории Алтайского края, суд приходит к следующим выводам.
Согласно статье 24 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» установлено, что оценка соблюдения обязательных требований в области охраны атмосферного воздуха, установленных настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, осуществляется в рамках федерального государственного экологического контроля (надзора) и регионального государственного экологического контроля (надзора) в соответствии с Федеральным законом от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
В силу ст. 32 Федерального закон от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» вред, причиненный здоровью, имуществу граждан, имуществу юридических лиц и окружающей среде загрязнением атмосферного воздуха, подлежит возмещению в полном объеме и в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда, при их отсутствии в полном объеме и в соответствии с фактическими затратами на восстановление здоровья, имущества граждан и окружающей среды за счет средств физических и юридических лиц, виновных в загрязнении атмосферного воздуха.
Согласно нормам Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Алтайского края, утвержденным Указом Губернатора Алтайского края от 05.12.2016 № 152, Министерство, в том числе:
- ведет региональный государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и подлежащих региональному государственному экологическому контролю (надзору);
- осуществляет прием декларации о воздействии на окружающую среду от юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, II категории, подлежащих региональному государственному экологическому контролю (надзору);
- осуществляют прием отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля от юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и подлежащих региональному государственному экологическому контролю (надзору);
- осуществляют прием ежегодного отчета о выполнении плана мероприятий по охране окружающей среды, программы повышения экологической эффективности от юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и подлежащих региональному государственному экологическому контролю (надзору);
- осуществляет прием отчетности о выбросах загрязняющих веществ в атмосферный воздух, за исключением выбросов радиоактивных веществ, представляемой в уведомительном порядке юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, III категории, подлежащих региональному государственному экологическому контролю (надзору);
- согласовывает для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей планы мероприятий по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий;
- участвует в организации работ по регулированию выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий.
Кроме того, Министерство с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право, в том числе:
- участвовать в рассмотрении на заседаниях Правительства Алтайского края, заседаниях соответствующих комиссий вопросов в установленных сферах деятельности;
- организовывать проведение необходимых исследований, испытаний, экспертиз, обследований, освидетельствований, измерений, анализов в установленной сфере деятельности.
При этом, постановлением Правительства Алтайского края от 29.09.2021 №372 утверждено Положение о региональном государственном экологическом контроле (надзоре), из которого следует, что контрольным (надзорным) органом, уполномоченным на осуществление регионального государственного экологического контроля (надзора) на территории Алтайского края, является Министерство природных ресурсов и экологии Алтайского края (пункт 4 Положения).
Согласно п.2 Положения предметом регионального государственного экологического контроля являются, в том числе соблюдение обязательных требований в области охраны окружающей среды, включая требования, содержащиеся в разрешительных документах и установленные Федеральным законом № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Федеральным законом от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе», Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Федеральным законом от 01.05.1999 N 94-ФЗ «Об охране озера Байкал», Федеральным законом от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», Градостроительным кодексом Российской Федерации, Водным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», Федеральным законом от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», Федеральным законом от 21.07.2014 № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», Федеральным законом от 26.07.2019 N 195-ФЗ «О проведении эксперимента по квотированию выбросов загрязняющих веществ и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части снижения загрязнения атмосферного воздуха» и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Алтайского края в отношении объектов, не подлежащих федеральному государственному экологическому контролю (надзору).
При осуществлении государственного экологического контроля (надзора) проводятся: а) плановые контрольные (надзорные) мероприятия; б) внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия (пункт 14 Положения).
Министерство может проводить следующие виды плановых контрольных (надзорных) мероприятий: а) инспекционный визит; б) рейдовый осмотр; в) документарная проверка; г) выездная проверка (пункт 16 Положения).
В ходе рейдового осмотра могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия: 1) осмотр; 2) досмотр; 3) опрос; 4) получение письменных объяснений; 5) истребование документов; 6) отбор проб (образцов); 7) инструментальное обследование; 8) испытание; 9) экспертиза (пункт 29 Положения).
В ходе выездной проверки могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия: 1) осмотр; 2) досмотр; 3) опрос; 4) получение письменных объяснений; 5) истребование документов; 6) отбор проб (образцов); 7) инструментальное обследование; 8) испытание (пункт 36 Положения).
С 16.02.2021 действует Методика исчисления размера вреда, причиненного атмосферному воздуху как компоненту природной среды, утвержденная Приказом Минприроды России от 28.01.2021 № 59.
В пункте 2 установлено, что данной Методикой учитывается причинение вреда в результате осуществления юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками, превышающих для объектов II категории - нормативы допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, указанные в декларации о воздействии на окружающую среду; для объектов III категории - нормативы допустимых выбросов высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II класса опасности), превышающие нормативы допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, указанные в отчете об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля.
Установление факта причинения вреда окружающей среде загрязнением атмосферного воздуха и исчисление соответствующего размера вреда осуществляется в рамках регионального государственного экологического контроля (надзора) путем привлечения экспертной организации (специализированной лаборатории) для проведения инструментального контроля и определения соответствия количественного и качественного состава промышленного выброса от источника такого выброса установленным нормативам допустимых выбросов для данного источника.
В силу части 2 статьи 33 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» экспертной организацией является не заинтересованные в результатах контрольного (надзорного) мероприятия, контрольного (надзорного) действия юридическое лицо либо индивидуальный предприниматель, аккредитованные в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации и привлекаемые контрольными (надзорными) органами к осуществлению экспертизы.
Из представленных материалов усматривается, а так же следует из пояснений представителя Министерства природных ресурсов и экологии Алтайского края в ходе судебного разбирательства, что в период действия Методики контрольные (надзорные) мероприятия, проводимые министерством природных ресурсов края, не сопровождались отбором проб выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и последующей проверки указанных проб способами, установленным, в том числе Положением о Министерстве природных ресурсов и экологии Алтайского края, утвержденным Указом Губернатора Алтайского края от 05.12.2016 № 152, а именно путем исследований, испытаний, экспертиз, обследований, освидетельствований, измерений, анализов.
Вышеуказанные так же подтверждается ответом Министерства природных ресурсов и экологии Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ на представление прокуратуры от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которым Министерство признает нарушения предоставления государственной услуги по согласованию мероприятий по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, проводимых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, имеющими источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, в периоды неблагоприятных метеорологических условий, указанные в представлении, а так же факт отсутствия отчетности о результатах осуществления производственного экологического мониторинга от 1233 объектов на момент проведения проверки подтвердился.
При таких обстоятельствах невозможно выявить факты отклонения параметров выбросов загрязняющих веществ в атмосферу от разрешенных, произвести расчет и последующее взыскание причиненного атмосферному воздуху вреда, выявить лиц, допускающих нарушения законодательства об охране окружающей среды.
При этом судом отмечается, что из пояснений представителя Росгидромета в судебном заседании следует, что каждое предприятие, которое внесено в реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и подлежащих региональному государственному экологическому контролю (надзору), производит мониторинг за выбросами в атмосферный воздух, в том числе производит отбор проб, все отчеты предоставляются, в том числе в Минприроды субъекта РФ, произведенные отборы проб могут использоваться Минприроды субъекта РФ для последующего их исследования.
Таким образом, даже при отсутствии на территории муниципальных образований, где расположены предприятия, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, стационарных или подвижных пунктов наблюдений, не влечет невозможность отбора проб выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух с целью выявления фактов отклонения параметров выбросов загрязняющих веществ в атмосферу от разрешенных.
Согласно преамбуле Закона № 96-ФЗ атмосферный воздух является жизненно важным компонентом окружающей среды, неотъемлемой частью среды обитания человека, растений и животных. В связи с этим в статье 3 Закона № 96-ФЗ провозглашен ряд принципов государственного управления в области охраны атмосферного воздуха, среди которых – приоритет охраны жизни и здоровья человека, настоящего и будущего поколений, а также недопущение необратимых последствий загрязнения атмосферного воздуха для окружающей среды. Соответственно при наличии сведений о причинении вреда жизни и здоровью человека в результате эксплуатации источников выбросов загрязняющих веществ, являющихся основанием для проведения контрольных (надзорных) мероприятий в соответствии со статьей 57 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», министерство вправе инициировать перед органами прокуратуры проведение внепланового контрольного (надзорного) мероприятия.
Таким образом, суд приходит к выводу, что министерством природных ресурсов и экологии Алтайского края не обеспечена всесторонняя оценка деятельности контролируемых лиц при осуществлении регионального государственного экологического контроля (надзора), в рамках контрольных (надзорных) мероприятии при осуществлении регионального государственного экологического контроля (надзора) не производится отбор проб выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и последующая их проверка, тем самым нарушаются права и законные интересы неопределенного круга лиц - жителей Алтайского края на благоприятную окружающую среду.
С учетом изложенного, суд полагает необходимым признать незаконным бездействие Министерства природных ресурсов и экологии Алтайского края, выразившееся в непроведении в рамках контрольных (надзорных) мероприятий при осуществлении регионального государственного экологического контроля (надзора) наблюдений за состоянием атмосферного воздуха путем отбора проб выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их последующей проверки способами, установленными действующим законодательством, с возложением на Министерства природных ресурсов и экологии Алтайского края обязанности в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать в рамках контрольных (надзорных) мероприятий при осуществлении регионального государственного экологического контроля (надзора) отбор проб выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их последующую проверку способами, установленными действующими законодательством.
Установление более длительного срока не будет отвечать принципу разумности, будет противоречить интересам личности и общества, муниципальных образований.
Таким образом, административные исковые требования Алтайского межрайонного природоохранного прокурора подлежат частичному удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ,
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Алтайского межрайонного природоохранного прокурора – удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие Министерства природных ресурсов и экологии Алтайского края, выразившееся в непроведении в рамках контрольных (надзорных) мероприятий при осуществлении регионального государственного экологического контроля (надзора) наблюдений за состоянием атмосферного воздуха путем отбора проб выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их последующей проверки способами, установленными действующим законодательством.
Возложить на Министерство природных ресурсов и экологии Алтайского края обязанность в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать в рамках контрольных (надзорных) мероприятий при осуществлении регионального государственного экологического контроля (надзора) отбор проб выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их последующей проверки способами, установленными действующими законодательством.
В остальной части - отказать.
Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Центральный районный суд г. Барнаула в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Г.М. Васильева
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.