НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Трусовского районного суда г. Астрахани (Астраханская область) от 21.10.2020 № 2А-1487/20

2а-1487/2020

УИД 30RS0004-01-2019-003487-89

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

21 октября 2020 года г. Астрахань

Трусовский районный суд г. Астрахани в составе председательствующего судьи Курбановой М.Р.,

при секретаре Джамбаевой Д.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Государственного учреждения – Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Трусовском районе г. Астрахани Астраханской области к Прокуратуре Трусовского района г. Астрахани о признании представления незаконным,

УСТАНОВИЛ:

Государственное учреждение-Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Трусовском районе г. Астрахани Астраханской области обратилось в суд с административным иском к прокуратуре Трусовского района г. Астрахани о признании представления незаконным.

В обосновании требований указав, что прокуратурой района проведена проверка по факту реализации ФИО3, ФИО4, ФИО5 средств материнского капитала. В ходе проверки установлено, что пенсионным учреждением при вынесении решения нарушены требования законодательства о дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей. По результатам прокурорской проверки 27 марта 2020 года в Управление пенсионного фонда России по Трусовскому району города Астрахани вынесено представление №126-2020 об устранении нарушений законодательства о дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей. Административный истец считает, что выводы прокурора о нарушении пенсионным учреждением требований законодательства о дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей, при реализации ФИО3, ФИО4, ФИО5 средств материнского капитала не основаны на законе и фактических обстоятельствах. ФИО3, ФИО4, ФИО5, действуя через своего представителя ФИО6, обратились в УПФР Трусовского района г. Астрахани с заявлениями о распоряжении средствами МСК на улучшении жилищных условий, на погашение основного долга по договорам потребительского займа. На момент подачи заявления ФИО3 проживала <адрес>, ФИО4, ФИО5 в <адрес>, заявление подано по месту жительства представителей, что, по мнению административного истца, соответствует пункту 4 Правил направления средств материнского капитала на улучшение жилищных условий, а также иным нормативно-правовым актам в совокупности. Решение об удовлетворении заявления ФИО5 было принято в отсутствие сведений о лишении, ограничении её в родительских правах, отобрании детей, в соответствии с ч.1 ст.8 ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» в месячный срок с даты приема заявлений, оснований для отказа в удовлетворении заявления, предусмотренного частью 2 статьи 8 ФЗ от 29.12.2006 №256-ФЗ, не имелось. Ответ на запрос поступил в электронном виде 12.09.2019, активные записи действительные, иная информация отсутствует. В листках обращения представителя ФИО6 указано приложение 2 паспорта, однако фактически приложены копии паспортов только представителя. Данный вывод прокуратуры также является ошибочным, поскольку органы ПФР при принятии документов руководствуются Административным регламентом, утвержденным Постановлением правления ПФР РФ от 24.06.2019 №364 П в п.18 которого, указано, что в случае если доверенность удостоверена нотариально, документа, удостоверяющего личность гражданина, интересы которого представляются, не требуется. В связи с изложенным административный истец Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Трусовском районе г. Астрахани просит суд признать представления №126-2020 от 27 марта 2020 года об устранении нарушений законодательства о дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей, незаконным.

Представитель административного истца Управления пенсионного фонда Российской Федерации в Трусовском районе г. Астрахани Голинко Н.Н., заявленные административные исковые требования поддержала, просила их удовлетворить в полном объеме по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.

Представитель административного ответчика прокуратуры Трусовского района г. Астрахани Тлеулеева С.Р. возражала против удовлетворения исковых требований в полном объеме, представила в материалы дела письменные возражения, доводы которых поддержала в судебном заседании.

Представитель заинтересованного лица ГУ-Отделение Пенсионного фонда РФ по Астраханской области Перепечкина М.О. в судебном заседании просила суд заявленные административные исковые требования удовлетворить.

Заслушав объяснения участников процесса, исследовав доказательства по делу, суд приходит к следующему.

В силу части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" от 17 января 1992 года N 2202-1 (далее - Федеральный закон от 17 января 1992 года N 2202-1) прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.

Согласно части 2 статьи 21 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1, при осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы. Проверка исполнения законов проводится на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором, в случае, если эти сведения нельзя подтвердить или опровергнуть без проведения указанной проверки.

Реализуя эти полномочия, прокурор вправе проверять исполнение законов органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также вносить представления об устранении выявленных нарушений закона (статья 22).

Так, в соответствии с абзацем 4 пункта 3 статьи 22 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в пункте 1 статьи 21, вносит представление об устранении нарушений закона. Представление прокурора является мерой прокурорского реагирования, имеющей целью устранение нарушений закона, их причин и способствующих им условий.

Как следует из материалов дела, прокуратурой района во исполнение поручения прокуратуры области о проверке информации ООО «МИЦ «Известия» проведена проверка законности реализации материнского (семейного) капитала.

В ходе проверки из ГУ - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Трусовском районе г. Астрахани Астраханской области истребованы и изучены дела лиц, имеющих право на дополнительные меры социальной поддержки ФИО3, ФИО4, ФИО5

Указанные лица реализовали средства МСК на погашение основного долга по договорам потребительского займа, заключенным с кредитным потребительским кооперативом «Авуар» на строительство объектов индивидуального жилищного строительства, расположенных по адресам: ФИО4- <адрес>, земельный участок ; ФИО3- <адрес>, земельный участок А; ФИО5-<адрес>, земельный участок Б.

Проверкой установлено, что ФИО3, через представителя по доверенности ФИО6 обратилась в УПФР в Трусовском районе города Астрахани с заявлением о распоряжении средствами МСК на улучшение жилищных условий на погашение основного долга по договору потребительского займа от ДД.ММ.ГГГГ, заключенному с кредитным потребительским кооперативом «Авуар» на строительство объекта индивидуального жилищного строительства по адресу: <адрес>, земельный участок А. Местом заключения договора является <адрес>.

ФИО3 на момент подачи указанного заявления в пенсионный орган зарегистрирована и проживала по адресу: <адрес>. Представитель ФИО6 проживала по адресу: <адрес>.

Доверенность ФИО3 на представление ФИО6 выдана в <адрес> нотариусом ФИО10ДД.ММ.ГГГГ.В этот же день нотариусом заверено обязательство ФИО3 оформить жилой дом.

ФИО4 через представителя по доверенности ФИО6 обратилась в УПФР в Трусовском районе города Астрахани с заявлением о распоряжении средствами МСК на улучшение жилищных условий на погашение основного долга по договору потребительского займа, заключенному с кредитным потребительским кооперативом «Авуар» на строительство объекта индивидуального жилищного строительства по адресу: <адрес>, земельный участок .

ФИО4 на момент подачи указанного заявления в пенсионный орган зарегистрирована и проживала в <адрес>. Представитель ФИО6 проживала по адресу: <адрес>.

ФИО5, через представителя по доверенности ФИО6 обратилась в УПФР в Трусовском районе города Астрахани с заявлением о распоряжении средствами МСК на улучшение жилищных условий на погашение основного долга по договору потребительского займа, заключенному с кредитным потребительским кооперативом «Авуар» на строительство объекта индивидуального жилищного строительства по адресу: <адрес>, земельный участок Б.

ФИО5, на момент подачи указанного заявления в пенсионный орган зарегистрирована и проживала в <адрес>. Представитель ФИО6 проживала по адресу: <адрес>.

Так же установлено, что в заявлениях подданных ФИО6 в интересах доверителей и листах обращениях в числе иных документов, указано, что приложены 2 паспорта. Вместе с тем, фактически приложена только ксерокопия паспорта представителя ФИО6, ксерокопии паспортов ФИО3, ФИО4, ФИО5 отсутствуют.

В рамках проверки поступившего заявления ФИО5, УПФР Трусовского района г.Астрахани запрошены в <адрес> сведения о лишении, ограничении ее в родительских правах, отобрании детей. На момент принятия решения запрашиваемая информация не получена.

По результатам прокурорской проверки 27 марта 2020 года в Управление пенсионного фонда России по Трусовскому району города Астрахани вынесено представление №126-2020 об устранении нарушений законодательства о дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей.

Согласно представлению прокурора, Управлением пенсионного фонда России по Трусовскому району города Астрахани нарушены требования пункта 4 Правил направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 декабря 2007 № 862, поскольку заявления ФИО3, ФИО4, ФИО5о распоряжении средствами МСК приняты по месту жительства их представителя, на момент подачи заявления ФИО3, ФИО4, ФИО5 проживали в других регионах. В нарушение приказа Минтруда России от 29.10.2012 №346н «Об утверждении административного регламента предоставления ПФРФ и его территориальными органами государственной услуги по рассмотрению заявления о распоряжении средствами (частью средств)материнского (семейного) капитала» должностные лица пенсионного фонда приняли заявления с отсутствующем приложением (в приложении указано 2 копии паспорта, однако, фактически к заявлению приложена только ксерокопия паспорта ФИО6).Также решение об удовлетворении заявления ФИО5 принято в отсутствии запрашиваемых сведений.

Полагая представление прокурора незаконным и нарушающим права учреждения, пенсионный орган обратился в суд с административным иском.

Основания возникновения права на материнский (семейный) капитал и порядок распоряжения средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала установлены Федеральным законом "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" от 29 декабря 2006 года N 256-ФЗ.

Частью 1 статьи 7 Федерального закона от 29 декабря 2006 года N 256-ФЗ предусмотрено, что распоряжение средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала осуществляется лицами, указанными в частях 1 и 3 статьи 3 Федерального закона, получившими сертификат, путем подачи в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации непосредственно либо через многофункциональный центр заявления о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала.

В силу части 3 статьи 7 Федерального закона от 29 декабря 2006 года N 256-ФЗ одним из направлений для распоряжения средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала является улучшение жилищных условий.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 29 декабря 2006 года N 256-ФЗ, средства (часть средств) материнского (семейного) капитала в соответствии с заявлением о распоряжении могут направляться на приобретение (строительство) жилого помещения, осуществляемое гражданами посредством совершения любых не противоречащих закону сделок и участия в обязательствах (включая участие в жилищных, жилищно-строительных и жилищных накопительных кооперативах), путем безналичного перечисления указанных средств организации, осуществляющей отчуждение (строительство) приобретаемого (строящегося) жилого помещения, либо физическому лицу, осуществляющему отчуждение приобретаемого жилого помещения, либо организации, в том числе кредитной, предоставившей по кредитному договору (договору займа) денежные средства на указанные цели.

Частью 5 статьи 10 Федерального закона от 29 декабря 2006 года N 256-ФЗ определено, что Правила направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В целях реализации указанного положения Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 декабря 2007 года N 862 утверждены Правила направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий.

В соответствии с пунктом 4 Правил лицо, получившее сертификат, вправе лично либо через представителя обратиться в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по месту жительства с заявлением о распоряжении средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала.

Пункт 4 Правил четко конкретизирует, заявление о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала подается в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по месту жительства лица, получившего сертификат, но никак ни представителя данного лица.

Указание на необходимость обращения с заявлением о распоряжении средствами материнского капитала по месту жительства именно лица, получившего сертификат, носит учетный характер. Реализация права на средства материнского капитала всегда связана с правами конкретного лица на дополнительные меры социальной поддержки. Реализация этого права не связана с правами представителя лица, имеющего право на меры государственной поддержки. Представитель такого лица не имеет самостоятельного субъективного права и интереса в реализации мер государственной поддержки, поскольку его права производны от прав его доверителя в том объеме, в котором доверены.

Приказом Минтруда России от 2 августа 2017 № 606н утверждены новые Правила подачи заявления и перечень документов, необходимых для реализации права распоряжения средствами материнского (семейного) капитала.

Согласно пункту 6 указанных новых Правил, заявление подается в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по месту жительства (пребывания) либо фактического проживания заявителя, а в силу пункта 2 Правил заявителем является лицо, получившее государственный сертификат на материнский (семейный) капитал, но не его представитель.

Таким образом, в данном случае ГУ- Управлению пенсионного фонда Российской Федерации в Трусовском районе г. Астрахани Астраханской области надлежало отказать в удовлетворении заявлений ФИО5, ФИО3, ФИО4 на основании п.2 ч.2 ст.8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 256-ФЗ « О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей».

Также следует согласиться и с выводом прокурора о нарушении должностными лицами ГУ-Управлением пенсионного фонда Российской Федерации в Трусовском районе г.Астрахани Астраханской области административного регламента, утвержденного приказом Минтруда России от 29.10.2012 № 346н.

Приказом Минтруда России от 29.10.2012 N 346н утвержден Административный регламент предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации и его территориальными органами государственной услуги по рассмотрению заявления о распоряжении средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала.

Основанием для начала выполнения процедуры по приему и регистрации территориальным органом ПФР (ПФР) заявления о распоряжении и необходимых документов является обращение заявителя (его представителя) в территориальный орган ПФР (ПФР) с заявлением о распоряжении по установленной форме с приложением необходимых документов (пункт 63 Административного регламента).

При приеме заявления о распоряжении и необходимых документов специалист территориального органа ПФР (ПФР), в том числе, сверяет данные представленных документов с данными, указанными в заявлении; проверяет комплектность документов, правильность оформления и содержание представленных документов, соответствие сведений, содержащихся в разных документах (пункт 4 Административного регламента).

Основанием для начала рассмотрения ПФР, территориальным органом ПФР заявления о распоряжении является прием заявления о распоряжении со всеми необходимыми документами и поступление ответов на запросы об информации, влияющей на право заявителя, и о сведениях, необходимых для вынесения решения по заявлению о распоряжении (пункт 63 Административного регламента).

Решение об отказе в удовлетворении заявления о распоряжении выносится в том числе и по основанию нарушения установленного порядка подачи заявления о распоряжении, в том числе предоставление документов, указанных в пунктах 17 - 28 настоящего Административного регламента, оформленных с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации (пункт 71 Административного регламента).

Из анализа вышеуказанных нормативных правовых актов усматривается, что основанием для оказания услуги по распоряжению средствами материнского капитала является подача субъектом права заявления, подлежащего проверке на соответствие достоверности и правильности, изложенных в нем сведениях.

Установлено, что в подданных заявлениях отсутствовали ксерокопии паспортов заявителей- лиц получивших сертификат.

Доводы УПФР об отсутствии необходимости в предъявлении документа, удостоверяющего личность заявителя (обладателя сертификата), при подаче заявления его представителем, противоречат требованиям п.п. 6,17 Административного регламента предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации и его территориальными органами государственной услуги по рассмотрению заявления о распоряжении средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала, утверждённого Приказом Минтруда России от 29.10.2012 № 346 н (ред. от 30.06.2017), действовавшем на момент обращения ФИО3, ФИО4, ФИО5

Кроме того, решение об удовлетворении заявления ФИО5 принято в отсутствие сведений о лишении, ограничении её в родительских правах, отобрании детей. Отсутствие на момент рассмотрения заявления ФИО5 таких сведений также препятствовало принятию законного решения.

Материалами дела подтверждено, что пенсионный орган до принятия решения запросил в <адрес> сведения о лишении (ограничении) родительских прав, отобрании детей в отношении ФИО5, не получив запрошенную информацию принял решение об удовлетворении заявления о распоряжении средствами МСК на погашение основного долга и уплату процентов по займу, заключенному с кредитным потребительским кооперативом на строительство жилья.

Довод УПФР о наличии ответственности лица, подавшего заявление на распоряжение материнским (капиталом),за достоверность предоставляемых ими сведений, не освобождает должностных лиц УПФР от обязанности по выполнению ими требований законодательства.

Указанные обстоятельства в совокупности с приведенными нормами правового регулирования свидетельствуют о том, что оспариваемое пенсионным органом представление прокурора вынесено уполномоченным должностным лицом, основано на законе, а потому прав истца не нарушает, что является основанием для отказа в административном иске.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175 - 180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного искового заявления Государственного учреждения – Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Трусовском районе г. Астрахани Астраханской области к Прокуратуре Трусовского района г. Астрахани о признании представления незаконным, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Астраханский областной суд в течение месяца со дня изготовления судом мотивированного решения, путем подачи жалобы через Трусовский районный суд города Астрахани.

Мотивированный текст решения изготовлен 23.10.2020.

Председательствующий судья М.Р.Курбанова