НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Третьяковского районного суда (Алтайский край) от 15.02.2013 № 2-59/13

Дело № 2-59/2013

Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

15 февраля 2013 года с. Староалейское

Третьяковский районный суд Алтайского края в составе:

председательствующего судьи Каплуновой О.И.

при секретаре Никитиной Т.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 12 по Алтайскому краю к ООО «Промэкс», ФИО1 о признании недействительным договора аренды нежилого помещения,

У С Т А Н О В И Л:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России № 13 по Алтайскому краю обратилась в суд с иском к ООО «Промэкс», ФИО1 о признании недействительным договора аренды нежилого помещения.

В обоснование требований истец указал, что ДД.ММ.ГГГГ между ФИО1 и ООО «Промэкс», в лице Исполнительного органа ООО «Управляющая компания «Пирамида» в лице директора ФИО2, заключен договор аренды нежилых помещений , согласно которому ФИО1 (арендодатель) передаёт, а ООО «Промэкс» (арендатор) принимает во временное пользование нежилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> (нежилое помещение, обозначенное в свидетельстве о государственной регистрации права № <адрес>, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ - Литер А, этажность нежилого помещения: 1, общая площадь 11,8 кв.м.) для размещения офиса. Согласно п. 1.3 договора помещения сдаются в аренду на срок с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Договор вступает в силу с даты его подписания и действует до ДД.ММ.ГГГГ (п. 6.1. договора).

Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ) основной вид деятельности ООО «Промэкс» - лесоводство и заготовки. Дополнительный вид деятельности: прочая оптовая торговля.

В п. 2.1.2. договора указано, что арендодатель обязан не препятствовать арендатору пользоваться помещениями в соответствии с условиями настоящего договора. В свою очередь арендатор в соответствии с пунктами 2.2.2., 2.2.3. договора обязан содержать помещения в надлежащем санитарном состоянии согласно требованиям санитарных норм и правил, обеспечивать пожарную и электрическую безопасность в соответствии с требованиями законодательства РФ, проводить текущий ремонт помещений по мере необходимости за счёт собственных средств по согласованию с арендодателем; обеспечивать сохранность и эксплуатацию в соответствии с установленными техническими требованиями инженерных сетей, оборудования, коммуникаций, расположенных в помещениях.

В ходе проверки налоговым органом установлено, что согласно данным свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ (запись регистрации от ДД.ММ.ГГГГ), помещение одноэтажное, площадью 11,8 кв.м приобретено ФИО1 (паспорт гражданина РФ серия 92 09 , выдан Отделом УФМС России по <адрес> в <адрес>, зарегистрирована: <адрес>).

В заявлении о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, поданном в Межрайонную ИФНС России № 12 по <адрес>, адрес (место нахождения) постоянно действующего исполнительного органа ООО «Промэкс» также указан адрес: <адрес>.

ООО «Промэкс» не может и фактически не осуществляет уставную деятельность в арендованном помещении по указанному адресу. Из договора аренды следует, что он составлялся не с целью возникновения арендных отношений, а при его заключении преследовались иные цели.

При осмотре названного помещения сотрудниками налогового органа установлен факт не нахождения ООО «Промэкс» по указанному юридическому адресу.

Так, согласно протоколу осмотра от ДД.ММ.ГГГГ, проведенному по адресу: <адрес> при участии понятых А. и Т.H. объектом осмотра явились два заброшенных полуразрушенных здания, в которых отсутствуют пол, окна и двери, каких-либо вывесок на здании, свидетельствующих о нахождении юридического лица, не обнаружено. Никаких следов производственной деятельности в ходе осмотра также не установлено. Офис отсутствует.

Согласно справке Администрации Староалейского сельсовета Третьяковского района от ДД.ММ.ГГГГ, по вышеуказанному адресу расположено два полуразрушенных здания, ранее принадлежавших Староалейскому МОКХ и списанных при банкротстве предприятия.

Таким образом, сведения о месте нахождения ООО «Промэкс», представленные регистрирующему органу - Межрайонной ИФНС России № 12 по <адрес> для внесения в федеральный информационный ресурс ЕГРЮЛ являются недостоверными в силу отсутствия изначально намерений у юридического лица осуществлять деятельность по новому месту нахождения.

Согласно абзацу 3 пункта 1 статьи 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее - Закон о регистрации) государственные реестры юридических лиц (ЕГРЮЛ) являются федеральными информационными ресурсами, то есть официальным источником сведений о юридическом лице.

По своим признакам государственные реестры юридических лиц носят официальный, публичный и единый характер, указанные в реестре данные считаются достоверными до внесения в них соответствующих изменений.

Согласно статье 4 Закона о регистрации и статей 13 и 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» необходимые для государственной регистрации документы должны соответствовать требованиям закона и как составляющая часть государственных реестров, являющихся федеральным информационным ресурсом, содержать достоверную информацию.

В силу статьи 5 Закона о регистрации в Едином государственном реестре юридических лиц содержатся сведения и документы о юридическом лице, в том числе адрес (место нахождения) постоянно действующего исполнительного органа.

Дополнительно требование о наличии сведений о месте нахождения юридического лица в учредительных документах закреплено в ст. 52 ГК РФ.

В соответствии с ч. 2 ст. 54 ГК РФ место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации. Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности (п. 2 ст. 8 Закона № 129-ФЗ).

С учётом изложенного, указанный договор аренды заключен с одной целью - внесение изменений в Единый государственный реестр юридических лиц без намерения осуществлять уставную деятельность по новому адресу государственной регистрации.

В данном случае не нахождение юридического лица по месту государственной регистрации нарушает права и интересы неопределенного круга лиц, которые вступают в финансово-хозяйственные отношения с данным юридическим лицом, нарушают права и интересы государственных органов, осуществляющих контроль над деятельностью юридического лица. Также нарушаются права и интересы налогового органа по месту нахождения на налоговом учете, так как невозможно осуществить мероприятия по контролю, определенные налоговым законодательством.

В силу пункта 1 статьи 10 ГК РФ не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах.

Согласно ст. 153 ГК РФ сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей.

Гражданским кодексом Российской Федерации предусмотрены основания недействительности сделок (ничтожных и оспоримых). Ничтожная сделка недействительна независимо от признания ее таковой судом.

Недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения (п. 1 ст. 167 ГК РФ).

В силу п. 1 ст. 170 ГК РФ мнимая сделка, то есть сделка, совершенная лишь для вида, без намерения создать соответствующие ей правовые последствия, ничтожна.

Для признания сделки мнимой необходимо установить то, что на момент совершения сделки стороны не намеревались создать соответствующие условиям этой сделки правовые последствия, характерные для сделок данного вида. При этом обязательным условием признания сделки мнимой является порочность воли каждой из ее сторон. Мнимая сделка не порождает никаких правовых последствий и, совершая мнимую сделку, стороны не имеют намерений ее исполнять либо требовать ее исполнения.

Наличие обстоятельств, свидетельствующих о мнимости сделки, должно иметь место не только до заключения сделки, но и после этого.

Данной сделкой наносится ущерб налоговым правоотношениям, поскольку она являлась мнимой и совершалась с целью сделать невозможным для Инспекции осуществление всего комплекса контрольных мероприятий, предусмотренных действующим законодательством о налогах и сборах, по месту государственной регистрации общества, что делает Инспекцию лицом, правомочным заявлять требования о признании гражданско-правового договора недействительным.

Согласно ст. 57 Конституции РФ, ст. 3 НК РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Закон от ДД.ММ.ГГГГ № 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации» содержит положения (абзац третий пункта 11 статьи 7) о предоставлении налоговым органам права предъявления в суде исков о признании сделок недействительными.

Из содержания статьи 6 Закона о налоговых органах вытекает, что главными задачами налоговых органов являются контроль соблюдения законодательства о налогах и сборах, правильности исчисления, полноты и своевременности внесения в бюджетную систему Российской Федерации налогов и сборов.

Из положений указанных норм следует, что налоговые органы реализуют полномочия в сфере признания сделок недействительными для выполнения возложенных на них задач, в частности, по контролю за соблюдением налогового законодательства и за полнотой налоговых поступлений.

Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от ДД.ММ.ГГГГ № 138-О по ходатайству Министерства Российской Федерации по налогам и сборам о разъяснении Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ по делу о проверке конституционности пункта 3 статьи 11 Закона Российской Федерации «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» указал, что в случае не поступления в бюджет соответствующих денежных средств для установления недобросовестности налогоплательщиков налоговые органы вправе - в целях обеспечения баланса государственных и частных интересов - осуществлять необходимую проверку и предъявлять в судах требования, обеспечивающие поступление налогов в бюджет, включая иски о признании сделок недействительными и о взыскании в доход государства всего полученного по таким сделкам, как это предусмотрено в пункте 11 статьи 7 Закона Российской Федерации «О налоговых органах Российской Федерации».

В силу данной правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации положение пункта 11 статьи 7 Закона Российской Федерации «О налоговых органах Российской Федерации» не может рассматриваться как противоречащее Конституции Российской Федерации.

Истец просит признать недействительным договор аренды нежилых помещений от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный между ФИО1 и ООО «Промэкс» в лице Исполнительного органа ООО «Управляющая компания «Пирамида» в лице директора ФИО2.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ произведена замена истца Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 13 по Алтайскому краю в порядке правопреемства в связи с реорганизацией в форме присоединения и выбытием на истца Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы России № 12 по Алтайскому краю.

В судебном заседании представитель истца ФИО3 требования поддержала в полном объеме по основаниям, указанным в исковом заявлении.

Ответчик ФИО1 в судебное заседание не явилась, о времени, дате и месте рассмотрения дела уведомлена надлежащим образом.

Представитель ответчика ООО «Промэкс», представитель третьего лица ООО «Управляющая компания «Пирамида», третье лицо ФИО2 в судебное заседание не явились, уведомлялись судом по адресам, указанным в исковом заявлении.

Определением суда ответчику ООО «Промэкс», назначен представитель в лице адвоката Прохорова Н.Н., третьим лицам ООО «Управляющая компания «Пирамида», ФИО2 назначен представитель в лице адвоката Бородулина И.В.

С учетом мнения представителя истца, на основании положений ст. 167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся ответчиков, третьих лиц.

Выслушав представителя истца, представителя ответчика адвоката Прохорова Н.Н., представителя третьих лиц адвоката Бородулина И.В., исследовав и оценив в совокупности представленные по делу доказательства, суд приходит к следующим выводам.

Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Согласно ст. 57 Конституции РФ, ст. 3 НК РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Статьей 6 Закона от ДД.ММ.ГГГГ № 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации» предусмотрено, что главными задачами налоговых органов являются контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджетную систему Российской Федерации налогов и сборов.

В соответствии с абзацем 3 пункта 11 статьи 7 Закона от ДД.ММ.ГГГГ № 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации» налоговым органам предоставляется право предъявлять в суде иски о признании сделок недействительными.

Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от ДД.ММ.ГГГГ № 138-0 по ходатайству Министерства Российской Федерации по налогам и сборам о разъяснении Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ по делу о проверке конституционности пункта 3 статьи 11 Закона Российской Федерации «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» указал, что в случае не поступления в бюджет соответствующих денежных средств для установления недобросовестности налогоплательщиков налоговые органы вправе - в целях обеспечения баланса государственных и частных интересов - осуществлять необходимую проверку и предъявлять в судах требования, обеспечивающие поступление налогов в бюджет, включая иски о признании сделок недействительными и о взыскании в доход государства всего полученного по таким сделкам, как это предусмотрено в пункте 11 статьи 7 Закона Российской Федерации «О налоговых органах Российской Федерации».

Согласно статьи 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в Российской Федерации ведутся государственные реестры, содержащие соответственно сведения о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иные сведения о юридических лицах, об индивидуальных предпринимателях и соответствующие документы. Единство и сопоставимость указанных сведений обеспечиваются за счет соблюдения единства принципов, методов и форм ведения государственных реестров. Государственные реестры являются федеральными информационными ресурсами.

Согласно статье 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» и статей 13 и 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» необходимые для государственной регистрации документы должны соответствовать требованиям закона и как составляющая часть государственных реестров, являющихся федеральным информационным ресурсом, содержать достоверную информацию.

В силу статьи 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в Едином государственном реестре юридических лиц содержатся сведения и документы о юридическом лице, в том числе адрес (место нахождения) постоянно действующего исполнительного органа.

Статьей 52 ГК РФ также предусмотрено, что в учредительных документах юридического лица должны определяться наименование юридического лица, место его нахождения, порядок управления деятельностью юридического лица, а также содержаться другие сведения, предусмотренные законом для юридических лиц соответствующего вида.

В соответствии с ч. 2 ст. 54 Гражданского кодекса РФ место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации. Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.

В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между ФИО1 (Арендодатель) и ООО «Промэкс», в лице Исполнительного органа ООО «Управляющая компания «Пирамида» в лице директора ФИО2 (Арендатор), заключен договор аренды нежилых помещений , согласно которому арендодатель передаёт, а арендатор принимает во временное пользование нежилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, для целей - размещение офиса.

Согласно п. 1.3 договора помещения сдаются в аренду на срок с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Договор вступает в силу с даты его подписания и действует до ДД.ММ.ГГГГ (п. 6.1. договора) (л.д. 8-11).

Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ) основной вид деятельности ООО «Промэкс» - лесоводство и лесозаготовки. Дополнительные виды деятельности: прочая оптовая торговля (л.д. 20-23).

В п. 2.1.2. договора аренды нежилых помещений указано, что арендодатель обязан не препятствовать арендатору пользоваться помещениями в соответствии с условиями настоящего договора. Арендатор в соответствии с пунктами 2.2.2., 2.2.3. договора обязан содержать помещения в надлежащем санитарном состоянии согласно требованиям санитарных норм и правил, обеспечивать пожарную и электрическую безопасность в соответствии с требованиями законодательства РФ, проводить текущий ремонт помещений по мере необходимости за счёт собственных средств по согласованию с арендодателем; обеспечивать сохранность и эксплуатацию в соответствии с установленными техническими требованиями инженерных сетей, оборудования, коммуникаций, расположенных в помещениях.

Согласно свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ (запись регистрации от ДД.ММ.ГГГГ), помещение одноэтажное, площадью 11,8 кв.м приобретено ФИО1 (паспорт гражданина РФ серия 92 09 , выдан Отделом УФМС России по <адрес> в <адрес>, адрес постоянного места жительства: <адрес>) (л.д. 18).

В заявлении о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, поданном в Межрайонную ИФНС России № 12 по <адрес>, адрес (место нахождения) постоянно действующего исполнительного органа ООО «Промэкс» указан: <адрес> (л.д. 16-18).

ООО «Промэкс» не может и фактически не осуществляет уставную деятельность в арендованном помещении по указанному адресу. Из договора аренды следует, что он составлялся не с целью возникновения арендных отношений, а при его заключении преследовались иные цели.

При осмотре названного помещения сотрудниками налогового органа установлен факт не нахождения ООО «Промэкс» по указанному юридическому адресу.

Так, согласно протоколу осмотра от ДД.ММ.ГГГГ, проведенному по адресу: <адрес> при участии понятых А. и Т.H. объектом осмотра явились два одноэтажных полуразрушенных здания, не пригодных для эксплуатации, так как оба здания находятся в аварийном состоянии. Стены полуразрушены, пол, окна, двери отсутствуют. Вывеска отсутствует.

Здания располагаются в зарослях кустарника и деревьев, подъездные пути отсутствуют. Оба здания и прилегающая территория занесены снегом.

ООО «Промэкс» по вышеуказанному адресу никакой производственно-хозяйственной деятельности не ведет (л.д. 13-14).

Согласно справки Администрации Староалейского сельсовета Третьяковского района от ДД.ММ.ГГГГ, по вышеуказанному адресу расположено два полуразрушенных здания, ранее принадлежавших Староалейскому МОКХ. При проведении банкротства МОКХ эти здания были списаны (л.д. 15, 52-59).

Таким образом, сведения о месте нахождения ООО «Промэкс», представленные регистрирующему органу - Межрайонной ИФНС России № 12 по <адрес> для внесения в федеральный информационный ресурс ЕГРЮЛ являются недостоверными в силу отсутствия изначально намерений у юридического лица осуществлять деятельность по новому месту нахождения.

С учётом изложенного, суд принимает доводы истца о том, что указанный договор аренды заключен с одной целью - внесение изменений в Единый государственный реестр юридических лиц без намерения осуществлять уставную деятельность по новому адресу государственной регистрации.

Суд полагает, что не нахождение юридического лица по месту государственной регистрации нарушает права и интересы неопределенного круга лиц, которые вступают в финансово-хозяйственные отношения с данным юридическим лицом, нарушают права и интересы государственных органов, осуществляющих контроль над деятельностью юридического лица. Также нарушаются права и интересы налогового органа по месту нахождения на налоговом учете, так как невозможно осуществить мероприятия по контролю, определенные налоговым законодательством.

В силу пункта 1 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах.

Согласно ст. 153 Гражданского кодекса Российской Федерации сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей.

Гражданским кодексом Российской Федерации предусмотрены основания недействительности сделок (ничтожных и оспоримых). Ничтожная сделка недействительна независимо от признания ее таковой судом.

Недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения (п. 1 ст. 167 ГК РФ).

В силу п. 1 ст. 170 Гражданского кодекса Российской Федерации мнимая сделка, то есть сделка, совершенная лишь для вида, без намерения создать соответствующие ей правовые последствия, ничтожна.

Для признания сделки мнимой необходимо установить то, что на момент совершения сделки стороны не намеревались создать соответствующие условиям этой сделки правовые последствия, характерные для сделок данного вида. Мнимая сделка не порождает никаких правовых последствий и, совершая мнимую сделку, стороны не имеют намерений ее исполнять либо требовать ее исполнения. Данный договор аренды был заключен с одной целью – внесение изменений в Единый государственный реестр юридических лиц без намерения осуществлять уставную деятельность по новому адресу государственной регистрации, что нарушает основы установленного правопорядка.

В результате исследования и оценки доказательств, суд пришел к выводу о заключении оспариваемого договора аренды без намерения создать соответствующие ему правовые последствия в связи с чем, на основании п.1 ст. 170 ГК РФ суд считает, что договор аренды является мнимой сделкой, что влечет ее недействительность. Данной сделкой наносится ущерб налоговым правоотношениям, поскольку она являлась мнимой и совершалась с целью сделать невозможным для Инспекции осуществление всего комплекса контрольных мероприятий, предусмотренных действующим законодательством о налогах и сборах, по месту государственной регистрации общества, что делает Инспекцию лицом, правомочным заявлять требования о признании гражданско-правового договора недействительным.

В силу ст. 103 ГПК РФ с ответчиков в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина с ООО «Промэкс» в размере 4000 рублей, с ФИО1 в размере 200 рублей.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Иск Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 12 по Алтайскому краю к ООО «Промэкс», ФИО1 о признании недействительным договора аренды нежилого помещения удовлетворить.

Признать недействительным договор аренды нежилых помещений от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный между ФИО1 и ООО «Промэкс», в лице Исполнительного органа ООО «Управляющая компания «Пирамида» в лице директора ФИО2.

Взыскать с ООО «Промэкс» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 4000 рублей.

Взыскать с ФИО1 в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 200 рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Алтайский краевой суд в течение месяца через Третьяковский районный суд.

Судья О.И. Каплунова