административное дело № 2а-143/2020 копия
УИД 69RS0032-01-2020-000008-16
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Торжок 06 мая 2020 года
Торжокский межрайонный суд Тверской области в составе председательствующего судьи Филатовой А.В.,
при секретаре судебного заседания Раевой Е.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Выборгской таможни к ФИО1 о взыскании таможенных платежей,
установил:
Выборгская таможня обратилась в суд с административным иском к ФИО1 о взыскании таможенных платежей и пени в размере 4 089 966 рублей, в обоснование которого указала следующее.
20 апреля 2017 года на таможенную территорию ЕАЭС через таможенный пост МАПП «Светогорск» ФИО1, являясь водителем транспортного средства №, заявил о фактическом перемещении товара (сборный груз), а должностным лицам, осуществляющим таможенный контроль, заявил об отсутствии товаров, перемещающихся через таможенную границу ЕАЭС. Таким образом, товары, вывезенные с территории Финляндии 20 апреля 2017 года на транспортном средстве № по экспортному документу Финляндии (MRN) 17FI000000306716Е8, не были заявлены таможенному органу для их декларирования.
В связи с установлением факта не декларирования товаров, указанных в экспортных документах Финляндии при их перемещении через таможенную границу таможенного союза, данные товары являются, в соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 4 ТК ТС (пп. 25 п. 1 ст. 2 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза), незаконно перемещенными через таможенную границу ЕАЭС.
В соответствии со ст. 74 Федерального закона от 03 августа 2018 года № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», выявление факта неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанности по уплате платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пени, если таможенное декларирование товаров не производилось. Днем обнаружения факта неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанности по уплате таможенных платежей.
Расчет таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин заполняется не позднее десяти рабочих дней со дня принятия таможенным органом решения по результатам таможенного контроля и (или) иного решения в сфере таможенного дела.
Согласно Решению Коллегии Евразийской экономической комиссии № 137 от 07 ноября 2017 года «О расчете таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин».
В соответствии со ст.ст. 55, 73, 270 ТК ЕАЭС таможенный орган направляет плательщику Уведомление о неуплаченных в установленный срок суммах таможенных пошлинах, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пени.
Согласно п. 23 ст. 73 ФЗ № 289 в случае направления уведомления по почте заказным письмом днем его получения считается шестой рабочий день, следующий за днем отправки заказного письма.
Сумма таможенных платежей, подлежащих уплате в федеральный бюджет, за товары, незаконно ввезенные на таможенную территорию Таможенного союза в рамках Евразийского экономического союза, составляет 3 491 222,28 руб., где сумма ввозной таможенной пошлины 2 025 211,07 руб., налог на добавленную стоимость 998 364,90 руб.
Таким образом, подлежащие уплате таможенные платежи, специальные, антидемпинговые, компенсационные пошлины, проценты и пени составляют 3491222,28руб. (таможенные платежи - 3 023 575,97 руб., пени - 467 646,41 руб.).
Уведомление от 21 марта 2019 года №10206000/Ув2019/0000016 направлено ФИО1. Обязанность по уплате таможенных пошлин, пени, указанных в Уведомлении от 21 марта 2019 года ФИО1 в добровольном порядке не исполнена, денежные средства в счет погашения задолженности не поступили.
Согласно п. 14 ст. 72 Закона при взыскании таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин в судебном порядке пени начисляются при подаче таможенным органом в суд или арбитражный суд иска или заявления. До принятия судебного акта таможенный орган для уточнения исковых требований проводит начисление пеней по день такого начисления включительно.
На дату подачи заявления от 11 ноября 2019 года сумма пеней, подлежащих взысканию по Уведомлению № 1026000/Ув2019/0000016 составляла 992 010,08 рублей. Общая сумма взыскания по Уведомлению 3 023 575,97 руб. + 1 066 399,06 (пени) = 4 089 966,00 руб. На основании изложенного, истец просит суд взыскать с ФИО1 таможенные платежи и пени в размере 4 089 966,00 руб.
Представитель истца - Выборгской таможни, будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явился, об отложении судебного разбирательства не ходатайствовал, ранее выражал согласие на рассмотрение дела в отсутствие представителя. В дополнение Выборгская таможня сообщила, что 11 ноября 2019 года таможенный орган обратился в мировой судебный участок г. Торжка с заявлением о вынесении судебного приказа. 29 ноября 2019 года мировым судьей судебного участка № 56 вынесено определение об отказе в принятии заявления о вынесении судебного приказа в связи с тем, что заявленные требования не являются бесспорными и подлежат рассмотрению в районном суде в порядке гл. 32 КАС РФ. 20 декабря 2019 года в пределах установленного шестимесячного срока и в порядке административного судопроизводства, Выборгская таможня обратилась с административным исковым заявление в Торжокский межрайонный суд. Согласно ч. 3 ст. 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым (таможенным) органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа. Если в принятии заявления о вынесении судебного приказа было отказано, взыскатель не лишен возможности обратиться в суд в порядке гл. 32 КАС РФ. Таким образом, Выборгской таможней не пропущен установленный законом процессуальный срок, предусматривающий подачу административного искового заявления о взыскании таможенных платежей.
Ответчик ФИО1, будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие, с административным исковым заявлением не согласен. Представил письменные отзыв на исковое заявление, в котором просит отказать в удовлетворении иска по следующим основаниям.
Административное исковое заявление о взыскании таможенных платежей и пени не основано на достоверных сведениях, положенных в его основу. Представленные административным истцом в качестве доказательств незаконного перемещения товаров через таможенную границу, при отсутствии вступившего в силу приговора суда, копии документов, не могут быть приняты судом в качестве доказательства по делу.
Истцом не предоставлены достоверные доказательства обстоятельств оформления в процессуальном порядке результатов проведения таможенного контроля в результате которого возникла таможенная недоимка. Она не может возникнуть в принципе, так как должностные лица таможенных органов в рамках расследования уголовного дела и расследования по каждому эпизоду вменяемого деяния дали прямые показания об отсутствии товара в транспортном средстве, подтверждая, что автотранспорт под управлением ответчика въехал в зону таможенного контроля пустым, о чем должностные лица проставили отметки в талоне весового контроля и подтвердили это в своих показаниях при допросах в отделе дознания Выборгской таможни.
Отсутствующие в данном административном деле достоверные сведения из материалов уголовного дела, на материалах которого подано административное заявление как доказательство незаконного перемещения товаров через таможенную границу, показания должностных лиц таможенного органа, возможно рассматривать только как аргументы в пользу ответчика.
Считает, что таможенным органом не представлено доказательств, свидетельствующих о факте незаконного перемещения товаров через таможенную границу, что таможенным органом не исполнена обязанность по доказыванию наличия обстоятельств, послуживших основанием для начисления таможенных платежей и пени, что вина ответчика презюмируется практически решением таможенного органа, при этом он лишен процессуальной возможности предоставлять доказательства и документы в дело, подтверждающие отсутствие товара в транспортном средстве должностными лицами таможенного органа, поскольку данные документы в силу закона должны быть только у истца, который, в свою очередь, ссылается на отсутствие таковых в силу того, что данная позиция изначально ставит ответчика в позицию оправдывающегося за деяния, находящиеся вне зоны его контроля и ответственности.
Считает, что суд обязан дать оценку следующим обстоятельствам.
Все предоставленные материалы в административном деле истец получил из материалов уголовного дела, по которому ответчик не имеет никакого процессуального статуса, не допрашивался и не привлекался в процессуальном порядке. В материалах дела отсутствуют доказательства незаконного перемещения товаров через таможенную границу Российской Федерации конкретно ответчиком, имеются прямые процессуальные документы о том, что при пересечении таможенной границы должностные лица таможенного органа зафиксировали факт отсутствия товара в транспортном средстве. Формальное перечисление административным истцом нормативных актов необходимых в таможенном деле, перечисление необходимых действий ответчика в зоне таможенного контроля без обязательного рассмотрения и оценки действий должностных лиц таможенного органа, не является безусловным доказательством, которое бы неопровержимо свидетельствовало о факте незаконного перемещения товаров через таможенную границу именно ответчиком. Ответчик не является плательщиком таможенных платежей, пошлин, налогов в отношении товаров для личного пользования, так как сам факт личного пользования или распоряжения товаром, за который начислены таможенные платежи не доказан ни материалами дела, ни иными допустимыми доказательствами и фактами. Суд в силу закона обязан исследовать доказательства начисления платежей и пени, которым предусмотрено, что при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет наложение санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы. Административным истцом презюмируется незаконное перемещение товаров через таможенную границу РФ ответчиком, при этом сам факт незаконного перемещения товара на территорию РФ не зафиксирован должностными лицами таможенных органов РФ и не подтвержден материалами дела. Суд обязан дать оценку обстоятельству факта наличия или отсутствия товара, за который начислены таможенные платежи, в транспортном средстве в дату и время пересечения зоны таможенного контроля на территории РФ в транспортном средстве, которым управлял ответчик. Суд обязан дать оценку тому, что товар, за который начислены таможенные платежи, отсутствует на территории РФ. Отсутствуют допустимые доказательства, которые обязаны быть предоставлены истцом в силу закона, которые бы неопровержимо свидетельствовали, что ответчик был вне контроля должностных лиц таможенных органов в дату и время пересечения зоны таможенного контроля на территории РФ с товаром в транспортном средстве, которым управлял ответчик. Нарушены имущественные права третьих лиц, возможно имеющих права на товар, который якобы пересек таможенную границу Российской Федерации вне контроля должностных лиц таможенных органов РФ в дату и время пересечения зоны таможенного контроля на территории РФ с товаром в транспортном средстве, которым управлял ответчик. Истцом игнорированы положения статей Конвенции о договоре международной дорожной перевозки грузов (КДПГ) (Женева, 19 мая 1956 года).
Обращает внимание, что это перечень документов, которые должны находиться на автотранспортном средстве при осуществлении международных перевозок и предъявляются в соответствующих случаях для проверки должен соответствовать товарно-транспортной накладной (СМК) в соответствии с требованиями Конвенции о договоре международной дорожной перевозки грузов (КДПГ) и отгрузочной спецификации по каждому наименованию груза.
При этом, к товарно-транспортной документации относятся (СМК) и все прилагаемые к ней документы: отгрузочная спецификация, фактура-спецификация, сертификат о качестве, карантинный и ветеринарный сертификаты или свидетельства. Эти документы составляются на русском языке и на одном из иностранных языков. Бланки всех товарно-транспортных документов должны быть изготовлены в типографии и заполняться на пишущей машинке. Они передаются перевозчику вместе с товарно-транспортной накладной, в том числе: свидетельство о допущении автотранспортного средства к перевозке скоропортящихся грузов (свидетельство СПС) в соответствии с Соглашением о перевозке скоропортящихся грузов, 1975 г.; свидетельство о допущении автотранспортного средства к международной перевозке грузов под таможенными пломбами и печатями (конвенция МДП).
Исходя из положений Конвенции, при перемещении товара необходимо для автомобильного транспорта - копия либо дополнительный экземпляр международной товарно-транспортной накладной СМК; паспорт или иной документ, удостоверяющий личность лица, совершающего таможенные операции, установленный законодательством государств - членов Таможенного союза; транспортные (перевозочные) документы (за исключением порожних транспортных средств); документ о государственной регистрации и национальной принадлежности транспортного средства международной перевозки.
Заинтересованное лицо - Северно-Западное таможенное управление, будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явилось, ходатайствовало о рассмотрении дела в отсутствие его представителя, заявленные таможней требования считает правомерными и основанными на законе, просит удовлетворить иск.
С учетом положений ст. 150 КАС РФ суд счел возможным рассмотреть административное дело в отсутствие не явившихся участников процесса, явка которых не была признана судом обязательной.
Изучив административное исковое заявление, исследовав письменные доказательства, имеющиеся в материалах дела, позиции сторон, изложенные в письменном виде, суд приходит к следующим выводам.
Согласно п. 1 ст. 34 Налогового кодекса РФ таможенные органы пользуются правами и несут обязанности налоговых органов по взиманию налогов при перемещении товаров через таможенную границу Таможенного союза в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле, настоящим Кодексом, иными федеральными законами о налогах, а также иными федеральными законами.
В соответствии со ст. 81 Таможенного кодекса Таможенного союза, действовавшего на момент возникновения спорных правоотношений, обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов при незаконном перемещении товаров через таможенную границу возникает при ввозе товаров на таможенную территорию таможенного союза.
Пунктом 2 указанной статьи установлено, что обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов при незаконном перемещении товаров через таможенную границу возникает солидарно у лиц, незаконно перемещающих товары, лиц, участвующих в незаконном перемещении, если они знали или должны были знать о незаконности такого перемещения, а при ввозе товаров на таможенную территорию таможенного союза - также у лиц, которые приобрели в собственность или во владение незаконно ввезенные товары, если в момент приобретения они знали или должны были знать о незаконности ввоза.
Подпунктом 1 п. 5 ст. 81 Таможенного кодекса Таможенного союза закреплено, что при незаконном перемещении товаров через таможенную границу таможенные пошлины, налоги подлежат уплате в размерах, соответствующих суммам ввозных таможенных пошлин, налогов, которые подлежали бы уплате при помещении таких товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, без учета тарифных преференций и льгот по уплате таможенных пошлин, налогов, исчисленным исходя из ставок таможенных пошлин, налогов и курса валют, устанавливаемого в соответствии с законодательством государства-члена таможенного союза, таможенным органом которого осуществляется взыскание таможенных пошлин, налогов, и действующих на день пересечения товарами таможенной границы, а если этот день не установлен, - на день выявления факта незаконного перемещения товаров через таможенную границу.
Согласно п. 6 указанной статьи, если определение сумм, подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов невозможно в силу непредставления в таможенный орган точных сведений о характере товаров, их наименовании, количестве, стране происхождения и таможенной стоимости, суммы таможенных пошлин, налогов определяются исходя из наибольшей величины ставок таможенных пошлин, налогов, а также количества и (или) стоимости товаров, которые могут быть определены на основании имеющихся сведений.
При установлении впоследствии точных сведений о товарах производится возврат излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов либо взыскание неуплаченных сумм в соответствии с главами 13 и 14 настоящего Кодекса.
В силу подп. 19 п. 1 ст. 4 Таможенного кодекса Таможенного союза незаконным перемещением товаров через таможенную границу является перемещение товаров через таможенную границу вне установленных мест или в неустановленное время работы таможенных органов в этих местах, либо с сокрытием от таможенного контроля, либо с недостоверным декларированием или недекларированием товаров, либо с использованием документов, содержащих недостоверные сведения о товарах, и (или) с использованием поддельных либо относящихся к другим товарам средств идентификации, равно как и покушение на такое перемещение.
Как следует из материалов дела, в период с 10 января 2019 года по 06 марта 2019 года должностными лицами Выборгской таможни проведена камеральная таможенная проверка в отношении ФИО1, предметом которой являлось соблюдение последним требований, установленных международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования и (или) законодательством РФ о таможенном регулировании. По результатам проверки составлен акт № 10206000/210/060319/А000003/0000 от 06 марта 2019 года, из содержания которого усматривается, что 20 апреля 2017 года ФИО1, управляя транспортным средством №, пересек таможенную границу таможенного союза из Финляндской Республики в Российскую Федерацию через таможенный пост МАПП Светогорск. В указанный период по причине неисправности весового оборудования для определения массы грузовых транспортных средств, масса въезжающих на таможенную территорию ЕАЭС грузовых транспортных средств определялась на основании представленных водителями документов и внесением данных о весе в талон контроля и (или) весовую квитанцию. ФИО1 были поданы документы на транспортное средство и заявлено о том, что транспортное средство перемещается без груза (порожним), в связи с чем должностными лицами, осуществляющими весогабаритный контроль, внесены данные в электронный журнал контроля транспортных средств базы данных КПС «АПП» о массе транспортного средства № равной 15650 кг. Аналогичные сведения были указаны в весовой квитанции от 20 апреля 2017 года № 129131. В дальнейшем был осуществлен выпуск транспортного средства, под управлением ФИО1, на таможенную территорию ТС, как следующего без груза.
Впоследствии правоохранительным подразделением Выборгской таможни письмом от 06 августа 2018 года № 3/03134 инициирован международный запрос в таможенные органы Финляндии. Согласно полученным из контрольно-правоохранительного департамента таможни Финляндии сведениям (письмо от 14 сентября 2018 года № 108/04.06/2018) об экспортных поставках, 20 апреля 2017 года отправителем «De & Ol Oy» через место FI556100 (код пункта выпуска для оформления таможенной декларации, г. Иматра, Финляндия), сопредельное с таможенным постом МАПП Светогорск, Россия, в адрес получателя ООО «Пигмент» на транспортном средстве № перемещалась партия товаров весом 19 803,50 кг, общей стоимостью 58 429,71 евро. Таким образом, сведения, заявленные ФИО1 при таможенном контроле 20 апреля 2017 года в отношении транспортного средства № о следовании без груза, не соответствуют сведения, предоставленным контрольно-правоохранительным департаментов таможни Финляндии и Пограничным Управлением по Санкт-Петербургу и Ленинградской области (л.д. 31-59).
По итогам таможенной проверки начальником Выборгской таможни от 14 марта 2019 года приняты решения о незаконном перемещении 20 апреля 2017 года через таможенную границу ЕАЭС товаров, указанном в экспортном документе Финляндии водителем транспортного средства № ФИО1, в связи с установлением факта недекларированных товаров; о возникновении у ФИО1 обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов (л.д. 60-61, 62-63).
Сроком уплаты таможенных пошлин, налогов при незаконном перемещении товаров через таможенную границу Таможенного союза согласно подп. 1 п. 5 статьи 81 Таможенного кодекса Таможенного союза считается день пересечения товарами таможенной границы, а если этот день не установлен – день выявления факта незаконного перемещения товаров через таможенную границу.
В случае неуплаты или неполной уплаты таможенных пошлин, налогов в сроки, установленные законодательством Таможенного союза и(или) законодательством Российской Федерации о таможенном деле плательщик таможенных пошлин, налогов обязан выплатить установленные ст. 151 Федерального закона от 27 ноября 2010 года № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» пени.
При таких обстоятельствах, истцом исчислены таможенные платежи на основании данных, предоставленных таможенным органом Финляндской Республики, по классификации, ассортименту и стоимости ввозимого товара в сумме 3 023 575, 97 рублей (ввозная таможенная пошлина – 2 025 211,07 рублей, НДС – 998 364, 90 рубля) и пени в размере 467 646, 41 рублей, подлежащие уплате ФИО1
В соответствии со ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций (ч. 1). Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом (ч. 2).
Аналогичное положение о сроке обращения в суд с заявлением о взыскании содержится в п. 2 ст. 48 НК РФ.
В силу п. 3 ст. 48 НК РФ рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве; требование о взыскании налога, пеней за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Согласно ст. 150 Федерального закона от 27 ноября 2010 года № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации», действовавшего на момент выявления нарушения, принудительное взыскание таможенных пошлин, налогов производится с плательщиков таможенных пошлин, налогов либо за счет стоимости товаров, в отношении которых таможенные пошлины, налоги не уплачены (ч. 1). Принудительное взыскание таможенных пошлин, налогов с физических лиц, за исключением индивидуальных предпринимателей, производится в судебном порядке, за исключением случая, установленного ч. 3 ст. 154 настоящего Федерального закона (ч. 2). До применения мер по принудительному взысканию таможенных пошлин, налогов таможенный орган выставляет плательщику таможенных пошлин, налогов требование об уплате таможенных платежей в соответствии со ст. 152 данного федерального закона, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 и 3 ст. 154 и ч. 2 ст. 157 данного федерального закона, а также если плательщиком таможенных пошлин, налогов является таможенный орган (ч. 3).
Статьей 152 Федерального закона от 27 ноября 2010 года № 311-ФЗ установлено, что срок исполнения требования об уплате таможенных платежей составляет не менее 10 рабочих дней и не более 20 календарных дней со дня получения указанного требования (ч. 11). При неисполнении требования об уплате таможенных платежей (уточненного требования об уплате таможенных платежей) в сроки, установленные настоящей статьей, таможенные органы принимают меры по принудительному взысканию таможенных пошлин, налогов в соответствии с настоящей главой (ч. 17).
Из материалов дела следует, что Выборгской таможней в соответствии со ст. 55 ТК ЕАЭС, ст. 152 Федерального закона от 27 ноября 2010 года № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации», действующего на момент выявления нарушения, в адрес ФИО1 22 марта 2019 года направлено требование об уплате таможенных платежей от 21 марта 2019 № 10206000/Ув2019/0000016 в размере 3 491 222, 38 рубля, которое подлежало исполнению ответчиком в течение 15 рабочих дней со дня получения уведомления (л.д. 14-15). Согласно почтовому уведомлению требование об уплате получено ФИО1 лично 29 марта 2019 года. Следовательно, последний днем уплаты таможенных платежей являлся 19 апреля 2019 года.
Таможенный орган обратился с заявлением к мировому судье судебного участка № 56 Тверской области о выдачи судебного приказа о взыскании с ФИО1 таможенных платежей. Как усматривается из почтовых штемпелей на конверте, отчета об отслеживании отправления с почтовым идентификатором 18880040652792 данное заявление отправлено почтовой связью 19 ноября 2019 года и получено адресатом 25 ноября 2019 года.
Определением мирового судьи судебного участка № 56 Тверской области от 29 ноября 2019 года отказано Выборгской таможне в принятии заявления о вынесении судебного приказа о взыскании с ФИО1 таможенных платежей.
25 декабря 2019 года истец направил в Торжокский межрайонный суд настоящее исковое заявление (поступило в суд 09 января 2020 года), в котором ставит вопрос о взыскании с ответчика таможенных платежей и пени в общей сумме 4 089 966 рублей.
Таким образом, применительно к спорным правоотношениям шестимесячный срок для обращения в суд с заявлением о взыскании таможенных платежей исчисляется со дня истечения добровольного срока исполнения требования, и истекал 19 октября 2019 года, тогда как установлено выше, заявление о вынесении судебного приказа было подано мировому судье 19 ноября 2019 года, то есть с пропуском процессуального срока.
Позиция таможенного органа о том, что он обратился в Торжокский межрайонный суд Тверской области в порядке административного судопроизводства в пределах шестимесячного срока после принятого мировым судьей решения, в связи с чем срок обращения не нарушен, основана на неверном толковании закона.
Как подтверждается материалами дела, Выборгская таможня обратилась к мировому судье по истечении установленного срока, при этом было принято решение об отказе в вынесении судебного приказа. В определении мирового судьи надлежащим образом разъяснено заявителю его право обратиться в суд в порядке главы 32 КАС РФ в течение шести месяцев с момента истечения срока исполнения требования об уплате обязательного платежа в добровольном порядке, а не со дня вынесения определения.
Обращение в межрайонный суд в течении шести месяцев после вынесения решения мировым судьей не свидетельствует о соблюдении установленного срока на обращение в суд, поскольку на момент направления заявления о выдачи судебного приказа такой процессуальный срок уже был нарушен.
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что своевременность подачи административного искового заявления зависела исключительно от волеизъявления административного истца, наличия у него реальной возможности действий. При этом, обстоятельств, объективно препятствующих или исключавших реализацию таможенным органом права на обращения в суд в срок, предусмотренный законом, не установлено. Ходатайство о восстановлении пропущенного срока Выборгской таможней не заявлено, доказательства уважительности причин пропуска данного срока и наличия препятствий для своевременного обращения в суд не представлены.
В силу общих положений, предусмотренных ч. 8 ст. 219 КАС РФ, пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Согласно ч. 5 ст. 180 КАС РФ в случае отказа в удовлетворении административного иска в связи с пропуском обращения в суд без уважительной причины и невозможностью восстановить пропущенный срок в предусмотренных настоящим Кодексом случаях в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств.
Таким образом, принимая во внимание изложенные выше обстоятельства, имеющие юридическое значение для разрешения спора, оценив представленные доказательства, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований, поскольку на дату обращения с настоящим административным иском в Торжокский межрайонный суд Тверской области, таможенный орган утратил право на принудительное взыскание с ФИО1 таможенных платежей и соответствующих пени по требованию от 21 марта 2019 года, так как без уважительных причин пропустил установленный шестимесячный срок обращения в суд (уже на момент подачи мировому судье заявления о выдаче судебного приказа), при отсутствии оснований для его восстановления.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 290 КАС РФ, суд
решил:
в удовлетворении административного искового заявления Выборгской таможни к ФИО1 о взыскании таможенных платежей в размере 4 089 966 рублей, отказать.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Тверской областной суд через Торжокский межрайонный суд Тверской области в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий подпись А.В. Филатова
Решение в окончательной форме принято 15 мая 2020 года.
Председательствующий подпись А.В. Филатова
Копия верна. Подлинник решения хранится в административном деле № 69RS0032-01-2020-000008-16 (производство № 2а-143/2020) в Торжокском межрайонном суде Тверской области
Судья А.В. Филатова
административное дело № 2а-143/2020 копия
УИД 69RS0032-01-2020-000008-16