НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Торжокского городского суда (Тверская область) от 01.08.2018 № 2-487/18

Дело № 2 - 487/2018

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

01 августа 2018 года город Торжок

Торжокский городской суд Тверской области в составе

председательствующего судьи Морозовой И. С.

при секретаре судебного заседания Павловой О. П.,

с участием представителя процессуального истца — помощника Торжокского межрайонного прокурора Фролова Д. Ю.,

ответчика – Бондаренко О. Н.,

представителя ответчика – муниципального унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства Торжокского района Соцкова О. Н., действующего на основании и доверенности от 01 августа 2018 года,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Торжокского межрайонного прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к муниципальному унитарному предприятию жилищно-коммунального хозяйства Торжокского района и Бондаренко О.Н. о признании незаконными действий Бондаренко О. Н. по замещению должности в МУП ЖКХ Торжокского района на условиях трудового договора от 06.03.2018 (без номера) в нарушение требований ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 25.12.2008 № 273 - ФЗ «О противодействии коррупции» без согласия комиссии Управления Роспотребнадзора по Тверской области по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов, признании трудового договора заключенным в нарушение требований ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 25.12.2008 № 273 - ФЗ «О противодействии коррупции» и ст. 64.1 Трудового кодекса РФ, прекращении действия трудового договора, признании незаконным бездействия МУП ЖКХ Торжокского района по нерасторжению трудового договора,

у с т а н о в и л:

Торжокский межрайонный прокурор, выступая в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц, обратился в суд с исковым заявлением и уточненным исковым заявлением к муниципальному унитарному предприятию жилищно-коммунального хозяйства Торжокского района, директору муниципального унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства Торжокского района Голубеву С. В. и Бондаренко О.Н. о признании незаконными действий Бондаренко О. Н. по замещению должности в МУП ЖКХ Торжокского района на условиях трудового договора от 06.03.2018 (без номера) в нарушение требований ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 25.12.2008 № 273 - ФЗ «О противодействии коррупции» без согласия комиссии Управления Роспотребнадзора по Тверской области по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов, признании трудового договора заключенным в нарушение требований ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 25.12.2008 № 273 - ФЗ «О противодействии коррупции» и ст. 64.1 Трудового кодекса РФ, прекращении действия трудового договора, признании незаконным бездействия МУП ЖКХ Торжокского района и директора Голубева С. В. по нерасторжению трудового договора

В обоснование искового заявления указано, что Торжокской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения муниципальным унитарным предприятием жилищно-коммунального хозяйства Торжокского района законодательства о противодействии коррупции при заключении трудового договора с лицом, ранее занимавшим должность федеральной государственной гражданской службы.

В ходе указанной проверки установлено, что приказом Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тверской области от 07.09.2017 № 263-п Бондаренко О. Н. освобождена с должности специалиста-эксперта территориального отдела Управления в г. Торжке и уволена с федеральной государственной гражданской службы, расторгнут служебный контракт по инициативе гражданского служащего на основании п. 3 ч. 1 ст. 33 Федерального закона от 27.07.2004 № 79 - ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Представителем нанимателя (работодателя) в лице директора МУП ЖКХ Торжокского района Голубева С. В. 06.03.2018 с Бондаренко О. Н. заключен трудовой договор (без номера) на неопределенный срок о приеме на работу по внешнему совместительству в качестве инженера по охране труда, пожарной и экологической безопасности. Прием на работу оформлен приказом (распоряжением) от 06.03.2018 № 017/1-к. Действие данного трудового договора продолжается по настоящее время.

В нарушение ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 25.12.2008 № 273 - ФЗ «О противодействии коррупции», ст. 64.1 Трудового кодекса Российской Федерации, подпункта «а» п. 1 Указа Президента Российской Федерации от 21.07.2010 № 925 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции», раздела III Перечня, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 18.05.2009 № 557, до заключения трудового договора Бондаренко О. Н. согласия комиссии Управления Роспотребнадзора по Тверской области по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов на замещение должности в МУП ЖКХ Торжокского района на условиях трудового договора не получала, в комиссию с просьбой дать такое согласие не обращалась.

В период работы в Управлении Бондаренко О. Н. в соответствии с должностным регламентом осуществляла контрольные и надзорные мероприятия в отношении МУП ЖКХ Торжокского района, а также отдельные функции по управлению предприятием.

В соответствии с требованиями ч. 4 ст. 12 Закона № 273 - ФЗ работодатель, МУП ЖКХ Торжокского района письмом от 14.03.2018 № 114 уведомило Управление о заключении с Бондаренко О. Н. трудового договора от 06.03.2018. Данное уведомление поступило в Управление 19.03.2018 и рассмотрено на очередном заседании Комиссии 29.03.2018 в соответствии с требованиями Положения о комиссиях Роспотребнадзора по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных гражданских служащих и работников организаций, созданных для выполнения задач, поставленных перед Роспотребнадзором, и урегулированию конфликта интересов, утвержденным Приказ Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 13.07.2015 № 616.

Решением Комиссии установлено, что замещение Бондаренко О. Н. на условиях трудового договора должности инженера по охране труда, пожарной и экологической безопасности в МУП ЖКХ Торжокского района нарушает требования ст. 12 Закона № 273 - ФЗ.

Таким образом, как указывает прокурор, трудовой договор от 06.03.2018 между МУП ЖКХ Торжокского района и Бондаренко О. Н. заключен с нарушением требованием ч. 1 ст. 12 Закона № 273 - ФЗ и абз. 1 ст. 64.1 ТК РФ.

Управлением 30.03.2018 в МУП ЖКХ Торжокского района направлено уведомление о принятом Комиссией 29.03.2018 решении, полученное предприятием 02.04.2018. Однако до настоящего времени трудовой договор от 06.03.2018 между МУП ЖКХ Торжокского района и Бондаренко О. Н. не расторгнут, последняя продолжает замещать указанную выше должность на предприятии. Таким образом, МУП ЖКХ Торжокского района и его директором Голубевым С. В. нарушены требования ч. 1 ст. 12 Закона № 273 - ФЗ.

Как указывает прокурор, из анализа п. 1, пп. «е» п. 2 ст. 12 Конвенции против коррупции, ч. 1 ст. 12 Закона № 273 - ФЗ в их системной взаимосвязи следует, что указанные выше ограничения, налагаемые на гражданина, замещавшего должность государственной службы, при заключении им трудового договора установлены в целях коллизии публичных и частных интересов.

Установление обязанности, предусмотренной ч. 1 ст. 12 Закона № 273 - ФЗ, направленно на повышение эффективности противодействия коррупции и основывается на принципах приоритетного применения мер по предупреждению коррупции и комплексного использования политических, организационных, информационно- пропагандистских, социально-экономических, специальных и иных мер для борьбы с этим явлением (п. 5 и п. 6 ст. 3 Закона № 273 - ФЗ).

Следовательно, трудовой договор от 06.03.2018 (без номера), заключенный между Бондаренко О. Н. и МУП ЖКХ Торжокского района в нарушение установленного законом порядка, не обеспечивает реализацию указанного принципа и безопасность государства, чем нарушает права Российской Федерации и неопределенного круга лиц и в порядке п. 11 ст. 77 ТК РФ, абз. 5 ст. 84 ТК РФ подлежит прекращению.

С учётом уточнения исковых требований прокурор просит признать незаконными действия Бондаренко О. Н. по замещению должности в МУП ЖКХ Торжокского района на условиях трудового договора от 06.03.2018 (без номера) в нарушение требований ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 25.12.2008 № 273 - ФЗ «О противодействии коррупции» без согласия комиссии Управления Роспотребнадзора по Тверской области по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов, признать трудовой договор заключенным в нарушение требований ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и ст. 64.1 Трудового кодекса РФ, прекратить действие трудового договора, признать незаконным бездействие МУП ЖКХ Торжокского района по нерасторжению трудового договора.

Протокольным определением от 28 июня 2018 года Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тверской области исключено из числа третьих лиц по делу и привлечено в качестве материального истца.

Протокольным определением от 01 августа 2018 года директор муниципального унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства Торжокского района исключен из числа ответчиков в связи его увольнением и уточнением прокурором исковых требований и отсутствием к нему исковых требований.

Представитель процессуального истца — помощник Торжокского межрайонного прокурора Фролов Д. Ю. в судебном заседании уточнённые исковые требования поддержал в полном объеме по указанным в иске основаниям.

Материальный истец - Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тверской области в судебное заседание представителя не направил, о времени и месте слушания дела извещался своевременно и надлежащим образом, представив ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя и письменный отзыв, согласно которому считает исковое заявление полностью обоснованным по следующим основаниям. 19 марта 2018 года руководителю Управления поступило уведомление от МУП ЖКХ Торжокского района о заключении трудового договора с Бондаренко О. Н., принятой на должность инженера по охране труда, пожарной и экологической безопасности с 06.03.2018 г., занимавшей должность специалиста-эксперта территориального отдела Управления в г. Торжке в период с 12.03.2014 г. по 07.09.2017 г. Данный факт явился основанием для проведения заседания «Комиссии по Роспотребнадзора по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных гражданских служащих и работников организаций, созданных для выполнения задач, поставленных перед Роспотребнадзором и урегулированию конфликта интересов». Главным специалистом-экспертом отдела организации надзора Рудзик И. Р. подготовлено мотивированное заключение по вопросу соблюдения Бондаренко О. Н. требований статьи 12 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273 - ФЗ «О противодействии коррупции». Данным заключением Комиссии рекомендовано установить, что замещение Бондаренко О. Н. должности в МУП ЖКХ Торжокского района нарушает требования п. 1 ст. 12 Федерального закона № 273 - ФЗ. В период работы в Управлении с 12.03.2014 г. по 07.09.2017 г. Бондаренко О. Н. осуществляла контрольно-надзорные мероприятия в отношении данной организации, а именно: плановая проверка в 2015 г. (руководитель группы), составлены протоколы на юридическое лицо по ст. ст. 6.3, 6.4, 6.5 КоАП РФ; внеплановая проверка (контроль предписания) в 2016 г., составлен протокол по ст. 19.5 ч. 1 КоАП РФ; участие в судебном заседании по исковому заявлению в защиту интересов неопределенного круга потребителей в 2017 г. (удовлетворено); участие в судебном заседании по исковому заявлению об устранении нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства в 2017 г. дважды (удовлетворено). Должность, которую замещала в Управлении Бондаренко О. Н., включена в Перечень должностей, утвержденный Указом Президента РФ от 18 мая 2009 № 557, как связанная с коррупционными рисками; в пределах своей компетенции осуществляла государственный контроль и надзор, отдельные функции по управлению МУП ЖКХ Торжокского района входили в ее должностные обязанности. С момента увольнения Бондаренко О. Н. из Управления прошло менее двух лет (00 лет 06 месяцев). В комиссию по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Управления Роспотребнадзора по Тверской области и урегулированию конфликта интересов с просьбой дать согласие на заключение трудового договора с данной организацией Бондаренко О.Н. не обращалась. Замещение Бондаренко О. Н. на условиях трудового договора должности в МУП ЖКХ Торжокского района нарушает требования пункта 1 статьи 12 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273 - Ф3 «О противодействии коррупции». Комиссия, рассмотрев уведомление от МУП ЖКХ Торжокского района о заключении трудового договора с Бондаренко О. Н., занимавшей должность специалиста-эксперта территориального отдела Управления в г. Торжке в период с 12.03.2014 г. по 07.09.2017 г. на предмет наличия или отсутствия конфликта интересов, установила, что замещение Бондаренко О. Н. на условиях трудового договора должности в МУП ЖКХ Торжокского района нарушает требования статьи 12 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273 - ФЗ «О противодействии коррупции». Ссылаясь на ч. 3 ст. 12 Федерального закона № 273 - ФЗ от 25.12.2008 «О противодействии коррупции», считает, что заявленные Торжокским межрайонным прокурором исковые требования к МУП ЖКХ Торжокского района, Бондаренко О. Н. подлежат удовлетворению.

По смыслу статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами является одним из основополагающих принципов судопроизводства, поэтому неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве иных процессуальных правах.

О наличии в производстве Торжокского городского суда Тверской области настоящего дела материальный истец извещался судом надлежащим образом, таким образом, судом в полном объеме была обеспечена возможность реализации прав указанного лица, предусмотренных ч. 1 ст. 35 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь положениями статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившегося материального истца, извещаемого надлежащим образом о рассмотрении данного дела.

Представитель ответчика - муниципального унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства Торжокского района Соцков О. Н. исковые требования не признал и поддержал письменный отзыв, из которого следует, что исходя из части 1 статьи 12 Федерального закона от 25.12.2008 № 273 - ФЗ «О противодействии коррупции», необходимость получения согласия комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов зависит от размера оплаты труда и (или) гражданско-правового договора (договоров), стоимость выполнения работ (оказание услуг) по которому (которым) в течение месяца превышает сто тысяч рублей. Статья 64.1 ТК РФ и взаимосвязанная с ней ст. 12 Федерального закона от 25.12.2008 № 273 - ФЗ «О противодействии коррупции» не запрещают заключить трудовой договор с бывшим государственным служащим, замещавшим должность государственной службы, включенную в один из вышеуказанных перечней. Однако, если с момента его увольнения с государственной службы не прошло 2 лет, у работодателя возникает обязанность сообщить о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы. Это вытекает из ч. 4 ст. 12 Федерального закона № 273 - ФЗ. 06 марта 2018 года Бондаренко О. Н. принята на работу в МУП ЖКХ Торжокского района на должность инженера по охране труда, пожарной и экологической безопасности. Трудовой договор является договором по совместительству (внешнему). МУП ЖКХ Торжокского района 14.03.2018 г. направило в Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тверской области уведомление (исх. № 114) о заключении трудового договора с бывшим государственным служащим, тем самым выполнив требования установленные ч. 3 ст. 64.1. Трудового кодекса Российской Федерации и ч. 4 ст. 12 Федерального закона № 273 - ФЗ. На основании изложенного в удовлетворении исковых требований Торжокского межрайонного прокурора просит отказать в полном объеме.

Ответчик – Бондаренко О. Н. в судебном заседании исковые требования не признала и поддержала свой письменный отзыв, из которого усматривается, что из смысла части 1 статьи 12 Федерального закона от 25.12.2008 № 273 - ФЗ «О противодействии коррупции» следует, что направление письменного обращения гражданина в комиссию о даче согласия на замещение на условиях трудового договора должности в организации и (или) на выполнение в данной организации работ (оказание данной организации услуг) на условиях гражданско-правового договора зависит от размера оплаты труда и (или) гражданско-правового договора (договоров), стоимость выполнения работ (оказание услуг) по которому (которым) в течение месяца превышает сто тысяч рублей. Заработная плата, установленная трудовым договором от 06.03.2018 г., заключенным между ней и МУП ЖКХ Торжокского района, составляет 20 000,00 рублей в месяц, таким образом, основания для направления письменного обращения в комиссию Управления Роспотребнадзора по Тверской области отсутствовали. Статья 64.1 ТК РФ и взаимосвязанная с ней ст. 12 Федерального закона от 25.12.2008 № 273 - ФЗ «О противодействии коррупции» не запрещают заключить трудовой договор с бывшим государственным служащим, замещавшим должность государственной службы, включенную в один из вышеуказанных перечней. Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тверской области направило ей выписку из протокола заседания Комиссии Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тверской области по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных гражданский служащих и урегулированию конфликта интересов № 1 от 29.03.2018 г. В указанном выше уведомлении Управление сообщило о том, что по результатам заседания Комиссии 29.03.2018 г. приняты следующие решения: замещение Бондаренко О.Н. на условиях трудового договора должности в МУП ЖКХ Торжокского района нарушает требования ст. 12 Федерального закона от 25.12.2008 №273-Ф3 «О противодействии коррупции»; согласно п. 4.10.2 Положения о комиссиях Роспотребнадзора, утвержденного приказом Роспотребнадзора от 13 июля 2015 года № 616, рекомендовано руководителю Управления проинформировать об указанных обстоятельствах органы прокуратуры. Приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 29 января 2018 года № 39 с 04.03.2018 г. внесены изменения в Положение о комиссиях Роспотребнадзора по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных гражданских служащих и работников организаций, созданных для выполнения задач, поставленных перед Роспотребнадзором, и урегулированию конфликта интересов, утвержденное приказом Роспотребнадзора от 13.07.2015 № 616, согласно которым, помимо прочего изменена нумерация пунктов, в частности в актуальной редакции Положения на 29.03.2018 г. п. 4.10.2, на который сделана ссылка решении Комиссии от 29.03.2018 г., отсутствует. В действующей редакции Положения п. 4.10 установлено, что по итогам рассмотрения вопросов, предусмотренных подпунктами 3.3.1-3.3.3. и 3.3.5- 3.3.6 настоящего Положения, при наличии к тому оснований комиссии могут принять иное, чем предусмотрено пунктами 4.1-4.8 и 4.10 Положения, решение. Основания и мотивы принятия такого решения должны быть отражены в протоколе заседания комиссий. Мотивированного заключения (решение, протокол) по результатам заседания комиссии в ее адрес не поступало. Исходя из буквального толкования пунктов 4.11, 4.11.1, 4.11.2 Положения Комиссией Управления может быть принято решение, как дать согласие на замещение им должности в коммерческой или некоммерческой организации, так и установить, что замещение им на условиях трудового договора должности в коммерческой или некоммерческой организации нарушают требования статьи 12 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273 - Ф3 «О противодействии коррупции». Решение Комиссии Управления нарушает ее права и законные интересы, а именно: право гражданина РФ свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, что закреплено в ст. ст. 37, 55 Конституции РФ. Решение Комиссии Управления Роспотребнадзора по Тверской области по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих РФ и урегулированию конфликта интересов от 29.03.2018 принято по формальным основаниям ввиду установления факта того, что отдельные функции по государственному управлению организацией входили в должностные функции, а также, что ею проводились в отношении МУП ЖКХ Торжокского района проверочные мероприятия, составлены административные протоколы, и не истекло 2 года с момента увольнения. В этой связи, ею 29.06.2018 г. было направлено в Торжокский городской суд Тверской области административное исковое заявление к Управлению Роспотребнадзора по Тверской области о признании незаконным решения Комиссии Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тверской области от 29.03.2018 г. Учитывая изложенное выше, по ее мнению, отсутствуют какие-либо основания для удовлетворения исковых требований Торжокского межрайонного прокурора.

Выслушав участвующих в судебном заседании лиц, исследовав и оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к следующему.

Специфика прохождения государственной службы, как профессиональной деятельности, предопределяет особый правовой статус работника, к которому предъявляются повышенные требования к дисциплине, профессиональной пригодности, интеллектуальным, физическим и волевым качествам. Регламентируя правовое положение государственных служащих, порядок поступления на службу и ее прохождения, государство может устанавливать в этой сфере и особые правила.

Согласно частям 3.1 и 4 статьи 17 Федерального закона от 27.07.2004 № 79 - ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» гражданин, замещавший должность гражданской службы, включенную в перечень должностей, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с гражданской службы не вправе без согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликтов интересов замещать на условиях трудового договора должности в организации и (или) выполнять в данной организации работу (оказывать данной организации услуги) на условиях гражданско-правового договора (гражданско-правовых договоров) в случаях, предусмотренных федеральными законами, если отдельные функции государственного управления данной организацией входили в должностные (служебные) обязанности гражданского служащего. Согласие соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению гражданских служащих и урегулированию конфликтов интересов дается в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Ответственность за несоблюдение запретов, предусмотренных настоящей статьей, устанавливается указанным Федеральным законом и другими федеральными законами.

В соответствии с частью 1 статьи 12 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273 - ФЗ «О противодействии коррупции» гражданин, замещавший должность государственной или муниципальной службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы имеет право замещать на условиях трудового договора должности в организации и (или) выполнять в данной организации работы (оказывать данной организации услуги) в течение месяца стоимостью более ста тысяч рублей на условиях гражданско-правового договора (гражданско-правовых договоров), если отдельные функции государственного, муниципального (административного) управления данной организацией входили в должностные (служебные) обязанности государственного или муниципального служащего, с согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов.

Для реализации указанного выше ограничения предусмотрена обязанность гражданина, замещавшего должности государственной или муниципальной службы согласно установленному перечню, в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы при заключении трудовых договоров сообщать представителю нанимателя (работодателю) сведения о последнем месте своей службы (часть 2 статьи 12 Федерального закона).

Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 280 - ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с ратификацией Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции от 31 октября 2003 года и Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию от 27 января 1999 года и принятием Федерального закона «О противодействии коррупции» (в ред. от 06 декабря 2011 года) указанная обязанность была включена и в Трудовой кодекс Российской Федерации.

Частью 1 статьи 64.1 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что граждане, замещавшие должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы имеют право замещать должности в организациях, если отдельные фyнкции государственного управления данными организациями входили в должностные (служебные) обязанности государственного или муниципального служащего, только с согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов, которое дается в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Таким образом, исходя из системного анализа положений вышеназванных нормативных правовых актов, согласие комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственного или муниципального служащего и урегулированию конфликта интересов на трудоустройство данного служащего необходимо при наличии двух условий: упоминание должности служащего в перечне, установленном соответствующими нормативными правовыми актами Российской Федерации и выполнение служащим функций государственного управления организацией, в которую он планирует трудоустраиваться.

По делу установлено, что Бондаренко О. Н. в период времени с 12 марта 2014 года по 07 сентября 2017 года замещала должность федерального государственного гражданского служащего специалиста-эксперта в Территориальном отделе Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тверской области в городе Торжке, что подтверждается записями в трудовой книжкой серии ***.

Согласно Положению об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тверской области, осуществляет функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка и обладает следующими полномочиями в установленной сфере деятельности: осуществляет федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в том числе: организует и проводит проверки; осуществляет надзор и контроль; выдает предписания; привлекает к ответственности и иные; проводит экспертизы, расследования, обследования; выдает заключения и прочие.

В соответствии с приказом № 263-л от 07 сентября 2017 года Бондаренко О.Н. освобождена от замещаемой должности и уволена с федеральной государственной гражданской службы, служебный контракт расторгнут 20 сентября 2017 года по инициативе гражданского служащего по пункту 3 части 1 статьи 33 Федерального закона Российской Федерации от 27.07.2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

06 марта 2018 года приказом № 017/1-к от 06.03.2018 г. Бондаренко О. Н. принята на работу в АУП МУП ЭКХ Торжокского района на должность инженера по охране труда, пожарной и экологической безопасности, между МУП ЖКХ Торжокского района и Бондаренко О. Н. заключен трудовой договор.

В должностные обязанности, исполняемые по должности, занимаемой Бондаренко О. Н., входит: осуществление контроля за соблюдением на предприятии и в его подразделениях законодательных и иных нормативных правовых актов по охране труда, пожарной и экологической безопасности; обеспечение соблюдения законности в деятельности организации в области охраны труда, пожарной и экологической безопасности; представление интересов организации в области охраны труда, пожарной и экологической безопасности.

В соответствии с Уставом МУП ЖКХ Торжокского района (далее предприятие), предприятие представляет собой коммерческую организацию, основными видами деятельности которого являются: эксплуатация, обслуживание, ремонт, содержание жилого фонда; оказание коммунальных услуг; ремонтно-строительные, монтажные, пуско-наладочные работы, лесозаготовки, деревянных, строительных конструкций и столярных изделий; оптовая, розничная, торгово-закупочная, посредническая деятельность; иные виды деятельности, не запрещенные действующим законодательством.

В пункте 4 статьи 1 Федерального закона определено, что к функциям государственного, муниципального (административного) управления организацией относятся полномочия государственного или муниципального служащего принимать обязательные для исполнения решения по кадровым, организационно-техническим, финансовым, материально-техническим или иным вопросам в отношении данной организации, в том числе решения, связанные с выдачей разрешений (лицензий) на осуществление определенного вида деятельности и (или) отдельных действий данной организацией, либо готовить проекты таких решений.

Случаями, когда дача согласия комиссией не требуется, являются следующие ситуации: гражданин переходит на работу по трудовому договору в другой государственный орган; гражданин участвует в деятельности органа управления коммерческой организацией в случаях, установленных федеральным законом; гражданин осуществлял отдельные функции государственного управления, направленные на неопределенный круг лиц в конкретной сфере, в которой функционирует организация (подготовка правовых актов и иных управленческих решений, связанных с регулированием данной сферы деятельности), и при этом не совершал действий, которые могли создать для данной организации наряду с другими организациями в данной сфере привилегии и приоритеты.

Частью 6 статьи 12 Федерального закона предусмотрено, что проверка соблюдения гражданином запрета на замещение на условиях трудового договора должности в организации и (или) на выполнение в данной организации работ (оказание данной организации услуг) на условиях гражданско-правового договора (гражданско-правовых договоров) в случаях, предусмотренных федеральными законами, если отдельные функции государственного управления данной организацией входили в должностные (служебные) обязанности гражданского или муниципального служащего, и соблюдения работодателем условий заключения трудового договора или соблюдения условий заключения гражданско-правового договора с таким гражданином осуществляется в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Полномочия по осуществлению проверки соблюдения гражданами, замещавшими должности государственной или муниципальной службы, ограничений при заключении ими после увольнения с государственной (муниципальной) службы трудового договора и (или) гражданско-правового договора в случаях, предусмотренных федеральными законами, в соответствии с Указом Президента РФ от 01.07.2010 № 821 «О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов» и «Положением о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов», применительно к рассматриваемому делу возложены на комиссию Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тверской области по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов.

14 марта 2018 года МУП ЖКХ Торжокского района направило в Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тверской области сведения о заключении трудового договора с бывшим государственным служащим – Бондаренко О. Н.

На основании указанного извещения, руководствуясь подп. «д» п. 16 Положения о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов, Комиссия провела проверку объективных данных о нарушении ограничений, установленных статьей 12 Федерального закона № 273 - ФЗ.

Согласно протоколу заседания комиссии № 1 от 29 марта 2018 года, проведенной проверкой установлено, что должность, которую замещала в Управлении Бондаренко О. Н., включена в Перечень должностей, утвержденный Указом Президента РФ от 18 мая 2009 года № 557, как связанная с коррупционными рисками в пределах своей компетенции осуществляла государственный контроль и надзор, отдельные функции по управлению МУП ЖКХ Торжокского района входили в ее должностные обязанности. В период работы Бондаренко О. Н. в Управлении с 12.03.2014 г. по 07.09.2017 г. последняя осуществляла контрольно-надзорные мероприятия в отношении данной организации, а именно: являлась руководителем группы плановой проверки в 2015 году, результатом которой стало составление протоколов на юридическое лицо по ст.ст. 6.3, 6.4, 6.5 КоАП РФ; осуществляла контроль предписания внеплановой проверки в 2016 г., результатом которой стало составление протокола по ст. 19.5 ч.1 КоАП РФ; принимала участие в судебном заседании по исковому заявлению в защиту интересов неопределенного круга потребителей в 2017 г., которое решением суда удовлетворено; дважды принимала участие в судебном заседании по исковому заявлению об устранении нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства в 2017 г., которое решением суда удовлетворено. С момента увольнения Бондаренко О. Н. из Управления прошло 6 месяцев, что менее требуемых двух лет. В комиссию по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Управления Роспотребнадзора по Тверской области и урегулированию конфликта интересов с просьбой дать согласие на заключение трудового договора с данной организацией Бондаренко О.Н. не обращалась.

Исследовав вышеуказанные обстоятельства, члены Комиссии приняли единогласное решение о том, что замещение Бондаренко О. Н. на условиях трудового договора должности в МУП ЖКХ Торжокского района нарушает требования пункта 1 статьи 12 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273 - ФЗ «О противодействии коррупции».

Нарушений порядка проведения проверки в отношении Бондаренко О. Н. и порядка проведения заседания комиссии, регламентированных Положением о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов, судом не установлено. Оснований сомневаться в выводах комиссии у суда не имеется.

В соответствии со статьей 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями пункта 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации и статьи 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, закрепляющих принципы состязательности гражданского судопроизводства и равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В силу ч. 1 ст. 55 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.

Согласно ч. 1 ст. 68 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если сторона, обязанная доказывать свои требования или возражения, удерживает находящиеся у нее доказательства и не представляет их суду, суд вправе обосновать свои выводы объяснениями другой стороны.

Принимая во внимание указанные положения законодательства, а также установленные Комиссией обстоятельства, изложенное свидетельствует об осуществлении Бондаренко О. Н. функций государственного управления относительно МУП ЖКХ Торжокского района.

Бесспорные доказательства обратного в материалах дела отсутствуют.

Должность, занимаемая Бондаренко О. Н., в период ее работы в Управлении, относится к Разделу III Перечня должностей федеральной государственной службы, замещение которых связано с коррупционными рисками, предусмотренных статьей 12 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273 - ФЗ «О противодействии коррупции», утвержденный во исполнение Указа Президента РФ от 21.07.2010 № 925 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции».

Учитывая изложенное, на Бондаренко О. Н. распространяются ограничения, предусмотренные статьей 12 Федерального закона № 273 - ФЗ, включая получение согласия на замещение на условиях трудового договора должности в организации, не относящейся к государственным органам.

Согласно п. 24 Положения о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов по итогам рассмотрения вопроса, указанного в абзаце втором подпункта "б" пункта 16 настоящего Положения, комиссия принимает одно из следующих решений:

а) дать гражданину согласие на замещение должности в коммерческой или некоммерческой организации либо на выполнение работы на условиях гражданско-правового договора в коммерческой или некоммерческой организации, если отдельные функции по государственному управлению этой организацией входили в его должностные (служебные) обязанности;

б) отказать гражданину в замещении должности в коммерческой или некоммерческой организации либо в выполнении работы на условиях гражданско-правового договора в коммерческой или некоммерческой организации, если отдельные функции по государственному управлению этой организацией входили в его должностные (служебные) обязанности, и мотивировать свой отказ.

В связи с изложенным, до заключения трудового договора с МУП ЖКХ Торжокского района Бондаренко О. Н. в соответствии с Положением о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов, надлежало в порядке, предусмотренном частью 1.1 статьи 12 Федерального закона № 273 - ФЗ, обратиться в комиссию Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тверской области по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов за получением согласия на замещение на условиях трудового договора должности Инженер по охране труда, пожарной и экологической безопасности в МУП ЖКХ Торжокского района.

Между тем доказательств обращения Бондаренко О. Н. в комиссию по соблюдению требований к служебному поведению государственных служащих и урегулированию конфликта интересов в Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тверской области за получением согласия на трудоустройство в судебное заседание не представлено.

Несоблюдение гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, после увольнения с государственной или муниципальной службы требования, предусмотренного статьей 64.1 Трудового кодекса Российской Федерации, влечет прекращение трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), указанного в части 1 настоящей статьи, заключенного с указанным гражданином (часть 3 статьи 12 Федерального закона).

В пункте 11 статьи 77 в совокупности со ст. 84 ТК РФ содержится основание прекращения трудового договора по обстоятельствам, независящим от воли сторон, в связи с нарушением установленных правил заключения трудового договора, исключающим возможность его продолжения.

При указанных выше обстоятельствах, в силу положений ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 25.12.2008 № 273 - ФЗ «О противодействии коррупции» и ст. 64.1 Трудового кодекса РФ, а также учитывая особый правовой статус и введенные законодателем особые требования в отношении граждан, замещавших должности государственной или муниципальной службы, согласно установленному нормативными правовыми актами Российской Федерации перечню, соблюдение и исполнение требований Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273 - ФЗ «О противодействии коррупции» является обязательным.

Довод Бондаренко О. Н. о том, что исковыми требованиями прокурора нарушаются ее конституционные права на свободу выбора рода деятельности и труд, не может быть принят судом, ибо предусмотренное статьей 12 Федерального закона № 273 - ФЗ ограничение на осуществление трудовой деятельности и оказание услуг гражданином относится к запретам, связанным с государственной службой, установленным в целях противодействия коррупции. Указанные ограничения обозначены в ст. 17 Федерального закона от 27.07.2004 № 79 - ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», в том числе, ч. 3.1 указанной статьи, внесенной Федеральным законом от 21.11.2011 № 329 - ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия коррупции». Поступление на государственную гражданскую службу Российской Федерации, ее прохождение и прекращение непосредственно сопряжено с соблюдением ограничений и запретов, установленных указанным Федеральным законом. Поступая 12 марта 2014 года на федеральную государственную гражданскую службу, Бондаренко О. Н. приняла на себя все запреты и ограничения, связанные с прохождением государственной службы.

При этом, следует отметить, что специальные правила трудоустройства бывших государственных и муниципальных служащих касаются только коммерческих и некоммерческих организаций, так как налагаемые антикоррупционным законодательством ограничения установлены в целях устранения коллизии публичных и частных интересов (п. 1, подп. «e» п. 2 ст. 12 Конвенции ООН против коррупции от 31 октября 2003 г., ч. 2, ч. 4 ст. 12 Закона о противодействии коррупции).

Согласно позиции Верховного Суда РФ, изложенной в п. 3 Обзоре судебной практики по делам о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 30 ноября 2016 года, трудоустройство бывшего государственного (муниципального) служащего в государственное или муниципальное казенное учреждение, которым признается унитарная некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и при этом финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета, равно как и заключение с ним гражданско-правового договора, не связано с коррупционными рисками и не может повлечь коллизии публичных и частных интересов с прежней занимаемой должностью на государственной (муниципальной) службе.

Как уже отмечалось ранее, в соответствии с Уставом Муниципальное унитарное предприятие жилищно-коммунального хозяйства Торжокского района, несмотря на форму собственности – муниципальная собственность муниципального образования Торжокского района, является коммерческой организацией, имеющей своей целью получение прибыли.

В связи с изложенным, замещение на условиях трудового договора должности бывшим государственным гражданским служащим осуществляется с соблюдением обязательных требований Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273 - ФЗ «О противодействии коррупции».

Что касается доводов Бондаренко О. Н. о подаче административного искового заявления к Управлению Роспотребнадзора по Тверской области о признании незаконным решения Комиссии Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тверской области от 29.03.2018 г., то в этой части надлежит отметить, что сам по себе факт принятия комиссией одного из установленных Положением о ней юридического значения в рамках настоящего спора не имеет, ибо ответственность для гражданина, замещавшего должность государственной службы, наступает за неполучение согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов. Факт того, что в указанную комиссию Бондаренко О. Н. не обращалась, ею не оспаривалось.

Не является основанием для освобождения Бондаренко О. Н. от установленной законом ответственности факт подачи ею 23 июля 2018 года заявления МУП ЖКХ Торжокского района об увольнении по собственному желанию с 06 августа 2018 года, поскольку это не исключает факт совершения ею нарушения действующего антикоррупционного законодательства. Кроме того, в соответствии со ст. 84.1 Трудового кодекса РФ прекращение трудового договора оформляется приказом (распоряжением) работодателя. Соответствующий приказ суду не представлен, а расторжение трудового договора по инициативе работника в порядка ст.ст. 77 и 80 Трудового кодекса РФ не является безусловным основанием его расторжения, поскольку если по истечении срока предупреждения об увольнении трудовой договор не был расторгнут и работник не настаивает на увольнении, то действие трудового договора продолжается.

Также суд считает, что по правилам ч. 3 ст. 12 Федерального закона от 25.12.2008 № 273 - ФЗ «О противодействии коррупции» несоблюдение гражданином, замещавшим должности государственной службы после увольнения с государственной службы требований, предусмотренных указанной статьей, влечет прекращение трудового договора, заключенного с указанным гражданином. Таким образом, заключенный 06 марта 2018 года между МУП ЖКХ Торжокского района и Бондаренко О. Н. подлежит прекращению по правилам ст. 84 Трудового кодекса Российской Федерации.

Не является обоснованным и довод МУП ЖКХ Торжокского района о соблюдении требований ст. 64.1 Трудового кодекса РФ, предписывающего работодателю при заключении трудового договора с гражданами, замещавшими должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после их увольнения с государственной или муниципальной службы обязан в десятидневный срок сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Решение Комиссии Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тверской области по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов от 29 марта 2018 года было направлено МУП ЖКХ Торжокского района письмом № 01/2665-18 от 30.03.2018 г. и получено им согласно почтовому уведомлению 02 апреля 2018 года. В соответствии с порядком оформления прекращения трудового договора, установленным ст. 84.1 Трудового кодекса РФ, прекращение трудового договора оформляется приказом (распоряжением) работодателя. Однако доказательств того, что МУП ЖКХ Торжокского района предприняты меры к прекращению трудового договора с Бондаренко О.Н., суду не представлено. Вопреки доводам МУЖ ЖКХ Торжокского района указанное бездействие нельзя признать законным.

При подготовке дела к судебному разбирательству лицам, участвующим в деле, разъяснялись положения ст. 56 ГПК РФ, в связи с чем суд на основании ч. 2 ст. 195 ГПК РФ и в соответствии с закрепленным в ч. 3 ст. 123 Конституции РФ принципом состязательности и равноправия сторон, основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.

При этом суд находит, что ответчики не были лишены возможности представить доказательства в подтверждение своих доводов и возражений (если таковые имеются), реализовать процессуальные права и обязанности, предусмотренные ст.ст.35, 56 ГПК РФ, в полном объеме.

Поскольку судом было достоверно установлено, что Бондаренко О. Н. в Комиссию Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тверской области за дачей согласия на замещение должности в коммерческой организации – МУЖ ЖКХ Торжокского района на условиях трудового договора в нарушение ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 25.12.2008 № 273 - ФЗ «О противодействии коррупции» не обращалсь, при условии, что в соответствии со ст. 15 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79 - ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» гражданский служащий обязан знать и соблюдать ограничения, выполнять обязательства и требования, не нарушать запреты, которые установлены указанным Федеральным законом и другими федеральными законами, то ее действия по заключению соответствующего трудового договора с МУП ЖКХ Торжокского района нельзя признать законными.

С учетом того, что до заключения 06 марта 2018 года трудового договора между Бондаренко О.Н МУП ЖКХ Торжокского района уполномоченным органом в лице Комиссии Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тверской области оценка функций и должностных (служебных) обязанностей бывшего гражданского служащего и соответствующих функций и должностных (служебных) обязанностей в коммерческой организации не производилась, заключение на дачу гражданину согласия на замещение должности в коммерческой организации не давалось, при условии, что с момента увольнения с государственной службы не прошло двух лет, то порядок заключения такого договора был существенным образом нарушен, в связи с чем такой трудовой договор подлежит признанию заключенным в нарушение ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 25.12.2008 № 273 - ФЗ «О противодействии коррупции» и ст. 64.1 Трудового кодекса РФ и его действие подлежит прекращению.

Как установлено ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273 - ФЗ «О противодействии коррупции», под конфликтом интересов в настоящем Федеральном законе понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий)

Статьей 11 указанного Федерального закона установлено, что представитель нанимателя (работодатель), если ему стало известно о возникновении у лица, указанного в части 1 статьи 10 настоящего Федерального закона, личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, обязан принять меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов.

Предотвращение или урегулирование конфликта интересов может состоять в изменении должностного или служебного положения лица, указанного в части 1 статьи 10 настоящего Федерального закона, являющегося стороной конфликта интересов, вплоть до его отстранения от исполнения должностных (служебных) обязанностей в установленном порядке и (или) в отказе его от выгоды, явившейся причиной возникновения конфликта интересов.

Непринятие лицом, указанным в части 1 статьи 10 настоящего Федерального закона, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение указанного лица в соответствии с законодательством Российской Федерации.

С учетом установленных настоящим решением обстоятельств по делу, отсутствия со стороны МУП ЖКХ Торжокского района мер к прекращению трудового договора с Бондаренко О. Н. при получении заключения Комиссии Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тверской области, суд приходит к выводу о наличии оснований для признания бездействия ответчика незаконным.

П. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» от 17 января 1992 года № 2202 - 1 закреплено право прокурора на обращение в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.

В соответствии с частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Основополагающим принципом противодействия коррупции в Российской Федерации являются: признание, обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина; признание коррупции одной из системных угроз безопасности Российской Федерации.

Национальным планом противодействия коррупции на 2018 - 2020 годы, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 29 июня 2018 года № 378 предусмотрено направление мероприятий на решение таких основных задач, как совершенствование системы запретов, ограничений и требований, установленных в целях противодействия коррупции для лиц, занимающих государственные и муниципальные должности.

Исходя из указанных направлений государственной политики в области противодействия коррупции, приоритетного применения мер по предупреждению коррупции, в данном случае, несоблюдение ответчиками норм ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 25.12.2008 № 273 - ФЗ «О противодействии коррупции» и ст. 64.1 Трудового кодекса РФ, безусловно, свидетельствует о нарушении и ущемлении прав как граждан, так и Российской Федерации в целом, пресечение нарушения которых необходимо для реализации основных принципов и целей, установленных Федеральным законом от 25.12.2008 № 273 - ФЗ «О противодействии коррупции».

Таким образом, выявленные нарушения затрагивают права и законные интересы неопределённого круга лиц, которых невозможно определить и индивидуализировать, и интересы Российской Федерации.

Учитывая изложенное, следует признать, что исковое заявление подано прокурором в порядке Гражданского процессуального кодекса и на основании п. 3 ст. 35 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202 - I «О прокуратуре Российской Федерации», при этом требования прокурора заявлены в соответствии с действующим законодательством и в защиту интересов неопределенного круга лиц и Российской Федерации. Способ защиты права прокурором в порядке ст. 12 ГК РФ избран надлежащий.

Оценив представленные доказательства, полученные из различных источников, в соответствии с положениями ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к выводу, что поскольку факты нарушения ответчиками требований ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 25.12.2008 № 273 - ФЗ «О противодействии коррупции» и ст. 64.1 Трудового кодекса РФ были достоверно установлены в судебном заседании и они нарушают права и интересы неопределенного круга лиц и Российской Федерации, следовательно, исковые требования прокурора подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л:

иск Торжокского межрайонного прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к муниципальному унитарному предприятию жилищно-коммунального хозяйства Торжокского района и Бондаренко О.Н. удовлетворить.

Признать незаконными действия Бондаренко О.Н. по замещению должности в МУП ЖКХ Торжокского района на условиях трудового договора от 06 марта 2018 года в нарушение требований ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 25.12.2008 № 273 - ФЗ «О противодействии коррупции» без согласия комиссии Управления Роспотребнадзора по Тверской области по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов.

Признать трудовой договор от 06 марта 2018 года между Бондаренко О.Н. и МУП ЖКХ Торжокского района заключенным с нарушением требований ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 25.12.2008 № 273 - ФЗ «О противодействии коррупции» и ст. 64.1 Трудового кодекса РФ и прекратить действие указанного трудового договора.

Признать незаконным бездействие МУП ЖКХ Торжокского района по нерасторжению трудового договора от 06 марта 2018 года, заключенного между Бондаренко О.Н. и МУП ЖКХ Торжокского района.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи жалобы через Торжокский городской суд Тверской области.

Председательствующий И. С. Морозова

Решение принято в окончательной форме 06 августа 2018 года.

Председательствующий И. С. Морозова