РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
16 февраля 2018 года Томский областной суд в составе:
председательствующего Кущ Н.Г.,
при секретарях Биляк Е.О., Скороходовой Е.А.,
с участием представителя административного истца прокурора Семитко С.Е.,
представителя Совета Калтайского сельского поселения Заплавнова Д.Г.,
представителя администрации Томского района Кравцовой И.В.,
представителя Департамента лесного хозяйства Томской области Маткина В.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Томске административное дело №3а- 4/2018 по административному исковому заявлению заместителя прокурора Томской области к Совету Калтайского сельского поселения о признании не действующим в части Генерального плана муниципального образования «Калтайское сельское поселение», утвержденного решением Совета Калтайского сельского поселения от 03 марта 2014 года №99,
установил:
Решением Совета Калтайского сельского поселения от 03 марта 2014 года №99 утвержден Генеральный план муниципального образования «Калтайское сельское поселение» (далее – Генеральный план).
Данное решение представительного органа местного самоуправления опубликовано в информационном бюллетене Калтайского сельского поселения от 09 апреля 2014 года №20 и размещено на официальном сайте муниципального образования «Калтайское сельское поселение» в сети Интернет.
Решениями Совета Калтайского сельского поселения от 04 февраля 2016 года №185, от 13 октября 2016 года №208, от 31 августа 2017 года №257 в Генеральный план муниципального образования «Калтайское сельское поселение» внесены изменения.
Заместитель прокурора Томской области обратился в суд с административным исковым заявлением к Совету Калтайского сельского поселения о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим со дня принятия Генерального плана муниципального образования «Калтайское сельское поселение», утвержденного решением Совета Калтайского сельского поселения от 03 марта 2014 года №99, в части включения в границы населенных пунктов села Курлек, села Калтай, деревни Кандинка муниципального образования «Калтайское сельское поселение» лесных участков, расположенных на землях лесного фонда.
Административный истец полагал, что оспариваемый нормативный правовой акт не соответствует требованиям Земельного кодекса Российской Федерации, Лесного кодекса Российской Федерации, Градостроительного кодекса Российской Федерации, приказа Министерства регионального развития Российской Федерации от 27 февраля 2012 года № 69 «Об утверждении порядка согласования проектов документов территориального планирования муниципальных образований, состава и порядка работы согласительной комиссии при согласовании проектов документов территориального планирования муниципальных образований».
В обоснование заявленных требований указал, что Генеральный план муниципального образования «Калтайское сельское поселение» принят в нарушение порядка, установленного федеральным законодательством, что повлекло незаконное включение в состав земель населенных пунктов находящихся в федеральной собственности лесных участков Тимирязевского лесничества Томской области.
Так, в нарушение требований действующего законодательства согласование проекта Генерального плана муниципального образования «Калтайское сельское поселение», утвержденного решением Совета Калтайского сельского поселения от 03 марта 2014 года №99, ни с Минрегионом России, ни с Рослесхозом не осуществлено.
Право Российской Федерации на лесные участки по адресам: Томская область, Томский район, Тимирязевское лесничество зарегистрировано в органах Росреестра 28 ноября 2008 года, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права 70АБ 271265.
В результате утверждения генерального плана муниципального образования «Калтайское сельское поселение» и последующее использование лесных участков для нужд муниципального образования нарушены права Российской Федерации как собственника земель лесного фонда.
Несоблюдение установленной процедуры согласования с Российской Федерацией как собственником земель лесного фонда перевода земель лесного фонда в земли населенных пунктов при установлении или изменении границ населенных пунктов влечет нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц, имеющих в силу статьи 42 Конституции Российской Федерации право на благоприятную окружающую среду, одним из компонентов которой являются лесные ресурсы.
При рассмотрении дела административный истец изменил заявленные требования в порядке статьи 46 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, просил с учетом всех уточнений признать противоречащим федеральному законодательству и недействующим со дня принятия Генеральный план муниципального образования «Калтайское сельское поселение», утвержденный решением Совета Калтайского сельского поселения от 03 марта 2014 года №99 (в редакции решений Совета Калтайского сельского поселения от 04.02.2016 №185, от 13.10.2016 №208, от 31.08.2017 №257), в части включения в границы муниципального образования «Калтайское сельское поселение» лесных участков, расположенных по адресу: Томская область, Тимирязевское лесничество, Калтайское участковое лесничество, урочище «Кандинское», а именно: в населенных пунктах с.Курлек – в выделах 1-9, 13-28, 33-37 квартала 256; с.Калтай в выделах 6, 8, 15, 18, 19-34, 39, 41-51, 55, 56, 62, 63, 68-73 квартала 243, выделах 5-13 квартала 244, выделах 9-16, 18, 19 квартала 245, выделах 12, 17 квартала 246, выделах 1-15 квартала 248, выделах 1-16, 23-26, 31 квартала 249, выделах 1, 3-44 квартала 252, выделах 1-3, 11, 12 квартала 253, выделах 1-33 квартала 255, д.Кандинка в выделах 3-37, 39-49 квартала 237, выделах 3, 4, 8-15, 18-20, 26, 27, 29, 30-33, 36, 37, 39-41 квартала 238, выделах 1-11 квартала 240, выделах 17, 22, 25 квартала 242, а также расположенных по адресу: Томская область, Тимирязевское лесничество, Калтайское участковое лесничество, урочище «Калтайское» в населенном пункте с.Калтай в выделе 1 квартала 329, выделах 1, 4, 5, 6, 8, 16, 25, 26, 27, 29, 30, 31, 43 квартала 287, выделах 1, 2, 3, 7, 15 квартала 288, выделах 4, 5, 10, 43, 45 квартала 289, выделах 2, 3, 8-10 квартала 290, в с.Курлек в выделе 17 квартала 337, выделах 2, 15, 36, 37 квартала 329, выделах 18, 19, 20, 23, 24 квартала 330, выделе 2 квартала 378, выделах 14, 16, 34, 36, 38, 40 квартала 403.
В судебное заседание не явились представители заинтересованных лиц Федерального агентства лесного хозяйства, Межрегионального Территориального управления Росимущества в Кемеровской и Томской областях, Администрации Калтайского сельского поселения Томского района, извещенные о дате, времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в связи с чем суд счел возможным рассмотреть дело в их отсутствие в соответствие с частью 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
В судебном заседании представитель административного истца Семитко С.Е. поддержала заявленные требования с учетом уточнений от 14.02.2018, кроме выдела 10 в квартале 245 урочища «Кандинское» Калтайского участкового лесничества Тимирязевского лесничества. Пояснила, что указание на выдел 10 в квартале 245 является технической ошибкой. Также пояснила, что Генеральный план оспаривается в части включения в границы населенных пунктов с.Калтай, с.Курлек, д.Кандинка лесных участков, расположенных на землях лесного фонда.
Представитель административного ответчика Совета Калтайского сельского поселения Заплавнов Д.Г. возражал против удовлетворения заявленных требований, полагая, что прокурором не доказан факт включения в границы населенных пунктов, входящих в состав муниципального образования «Калтайское сельское поселение», участков лесного фонда, находящихся в федеральной собственности, а представленные истцом доказательства являются недопустимыми. Указал, что границы населенных пунктов установлены ранее, до утверждения Генерального плана в 2014 году, земли лесного фонда на территории населенных пунктов отсутствуют, в связи с чем у ответчика отсутствовала обязанность согласовывать проект Генерального плана с Рослесхозом. Кроме того, проект Генерального плана, так же как и изменения в него, были размещены на сайте Минрегионразвития, в течение трех месяцев с момента размещения проекта никаких замечаний не поступило, а, следовательно, проект считается согласованным. Указал, что при решении вопроса о том, были ли включены в границы населенных пунктов участки лесного фонда, необходимо исходить из положений Федерального закона №280-ФЗ от 29.07.2017 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель».
Представитель заинтересованного лица Администрации Томского района Кравцова И.В. также возражала против удовлетворения заявленных требований, полагая, что поскольку межевание участков лесного фонда не проводилось и данные об их границах отсутствуют в государственном кадастре недвижимости доказательств включения участков лесного фонда в границы населенных пунктов быть не может. Отметила, что ответчиком соблюден предусмотренный законом порядок принятия Генерального плана.
Представитель заинтересованного лица Департамента лесного хозяйства Томской области Маткин В.Е. поддержал заявленные требования, полагая их обоснованными.
В письменном отзыве и.о.Главы Администрация Калтайского сельского поселения Титов Р.Г. полагал заявленные требования не подлежащими удовлетворению, так как Генеральный план Калтайского сельского поселения был принят с соблюдением установленного на момент его принятия порядка согласования. Указал, что границы населенных пунктов Калтайского сельского поселения были установлены в соответствии с п.8 ст.20 Земельного кодекса РСФСР решением Исполнительного комитета Томского районного Совета народных депутатов №1054 от 20.09.1991 «Об установлении границ населенных пунктов д.Кандинка, с.Калтай Калтайского сельского Совета», №1040 от 20.09.1991 «Об установлении границ населенных пунктов с.Курлек, д.Березоречка, д.Госконюшня Курлекского сельского Совета», из которых следует, что включенные в состав населенных пунктов земли находились в составе земель сельхозпредприятий, а не земель лесного фонда. Указал, что проект Генерального плана был представлен для согласования Минрегиону России путем его размещения в Федеральной государственной информационной системе территориального планирования, при квалифицированном молчании которого в течении трех месяцев (непоступление замечаний на проект) проект считался согласованным.
Представитель МТУ Росимущества в Кемеровской и Томской областях Востриков Р.В. в письменном отзыве полагал заявленные требования подлежащими удовлетворению, поскольку не представлено доказательств тому, что при подготовке проекта генерального плана муниципального образования «Калтайское сельское поселение» предусмотренная Градостроительным кодексом Российской Федерации соответствующая согласительная процедура была соблюдена, что является существенным нарушением порядка принятия указанного документа территориального планирования.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, допросив свидетелей, проверив оспариваемый нормативный правовой акт на предмет соответствия федеральным законам и иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» утверждение генеральных планов поселения относится к вопросам местного значения.
Статьей 2 данного Федерального закона предусмотрено, что решение по вопросам местного значения принимается органом местного самоуправления и (или) должностным лицом местного самоуправления и является муниципальным правовым актом, обязательным для исполнения на территории муниципального образования, устанавливающим либо изменяющим общеобязательные правила или имеющим индивидуальный характер.
По вопросам местного значения принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, указанному выше федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации (части 1 и 4 статьи 7 Федерального закона № 131-ФЗ).
В силу части 1 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации генеральный план поселения утверждается представительным органом местного самоуправления поселения.
Как следует из Устава муниципального образования «Калтайское сельское поселение» (далее - Устав), принятого решением Совета Калтайского сельского поселения от 06 декабря 2005 года №18, редакция которого действовала на момент принятия Генерального плана, муниципальное образование «Калтайское сельское поселение» образовано и наделено статусом сельского поселения на основании Закона Томской области от 12 ноября 2004 года №241-ОЗ «О наделении статусом муниципального района, сельского поселения и установления границ муниципальных образований на территории Томского района», территория которого включает территории следующих населенных пунктов: с.Калтай, д.Кандинка, с.Курлек, д.Березовая речка, д.Госконюшня, административным центром Калтайского сельского поселения является село Калтай (т.3, л.д.100-101).
Совет Калтайского сельского поселения согласно статье 22 Устава является представительным органом муниципального образования «Калтайское сельское поселение».
Аналогичные положения содержит Устав муниципального образования «Калтайское сельское поселение» Томского района Томской области, утвержденный решением Совета Калтайского сельского поселения от 29 января 2015 года №145, действовавший на момент принятия изменений в Генеральный план.
Следовательно, утверждая генеральный план и изменения в него, Совет Калтайского сельского поселения действовал в рамках предоставленных ему действующим законодательством полномочий.
Решение Совета Калтайского сельского поселения № 99 от 03 марта 2014 года подписано председателем Совета Калтайского сельского поселения Титовым Р.Г. и Главой Калтайского сельского поселения (Глава администрации) Г. (т.2, л.д.234).
Само решение №99 от 03 марта 2014 года и утвержденный им генеральный план муниципального образования «Калтайское сельское поселение» в соответствии с пунктом 3 статьи 41 Устава было опубликовано в официальном издании – «Информационный бюллетень Калтайского сельского поселения», размещено на официальном сайте муниципального образования «Калтайское сельское поселение» в сети Интернет.
Решения Совета Калтайского сельского поселение от 04.02.2016 №185, от 13.10.2016 №208, от 31.08.2017 №257, которыми внесены изменения в Генеральный план, также подписаны председателем Совета Калтайского сельского поселения и Главой Калтайского сельского поселения (т.4, л.д.196, 199, 208), опубликованы в установленном порядке.
Порядок подготовки и утверждения генерального плана поселения установлен статьей 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации, а порядок проведения публичных слушаний по проектам генеральных планов – статьей 28 названого Кодекса.
Представленные в материалы дела письменные доказательства: постановление Администрации Калтайского сельского поселения №227 от 31 октября 2012 года «О разработке проекта генерального плана и правил землепользования и застройки», постановление Администрации Калтайского сельского поселения №190 от 10 сентября 2013 года «О назначении и проведении публичных слушаний по проекту генерального плана и правил землепользования и застройки муниципального образования «Калтайское сельское поселение», распоряжение комиссии по подготовке правил землепользования и застройки муниципального образования «Калтайское сельское поселение» №1 от 07 октября 2013 года «О проведении публичных слушаний по проектам Генерального плана и правил землепользования и застройки муниципального образования «Калтайское сельское поселение», протокол №1 собрания в с.Курлек от 09 октября 2013 года, протокол №2 собрания в д.Кандинка от 11 октября 2013 года, протокол №3 собрания в д.Госконюшня от 12 октября 2013 года, протокол №4 собрания в д.Березовая Речка от 12 октября 2013 года, протокол №5 собрания в с.Калтай от 16 октября 2013 года, протокол №6 заключительного собрания в с.Курлек от 15 ноября 2013 года, заключение по итогам проведения публичных слушаний по проектам Генерального плана и Правил землепользования и застройки от 18 ноября 2013 года, протокол №17 собрания Совета депутатов Калтайского сельского поселения от 03 марта 2014 года свидетельствуют об отсутствии нарушений при разработке проекта Генерального плана, организации и проведении публичных слушаний, принятии решения об утверждении Генерального плана.
Административным ответчиком также представлены документы, подтверждающие соблюдение требований статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации в части принятия решений о подготовке проектов изменений в Генеральный план, проведении публичных слушаний, принятии решений об утверждении изменений в Генеральный план.
При изложенных данных оспариваемый муниципальный правовой акт принят в пределах компетенции уполномоченным органом с соблюдением требований законодательства к его форме, подписанию, порядку опубликования (обнародования) и введения его в действие и по этим основаниям не оспаривается.
Лесной фонд ввиду его жизненно важной многофункциональной роли и значимости для общества в целом как таковой является федеральной собственностью особого рода и имеет специальный правовой режим. Правовое регулирование отношений, связанных с использованием лесных ресурсов, основывается на принципе приоритета публичных интересов и предполагает, в частности, обеспечение сохранности лесного фонда, его рациональное использование и эффективное воспроизводство. Данная позиция закреплена в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 3 февраля 2010 г. № 238-О-О.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 84 Земельного кодекса Российской Федерации утверждение или изменение генерального плана поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования, является установлением или изменением границ населенных пунктов. При установлении или изменении границ населенных пунктов в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности, осуществляется перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности (часть 1 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации). Нарушение установленного Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами порядка перевода земель из одной категории в другую является основанием признания недействительными актов об отнесении земель к категориям, о переводе их из одной категории в другую (часть 3 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 2004 г. № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.
Пунктом 2 части 1 статьи 11 Федерального закона № 172-ФЗ допускается перевод земель лесного фонда, занятых защитными лесами, или земельных участков в составе таких земель в земли других категорий в случае установления или изменения границы населенного пункта.
Вместе с тем, если в соответствии с проектом генерального плана поселения предусматривается включение в границы населенных пунктов (в том числе образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения, земельных участков из земель лесного фонда, то названный проект подлежит обязательному согласованию с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном этим органом (часть 8 статьи 24, пункт 2 части 1 статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Согласно материалам дела лесной участок из земель лесного фонда общей площадью 2 208 240 000 кв.м с адресом объекта: Томская область, Томский район, Тимирязевское лесничество, принадлежит на праве собственности Российской Федерации, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права /__/ от 28 ноября 2008 года (т.2, л.д.60). Документами - основаниями регистрации права указаны: часть 1 статьи 8, статья 19 Лесного кодекса Российской Федерации, выписка из реестра объектов недвижимости федеральной государственной собственности, расположенной на территории Томской области, от 19.11.2003 №ТУ-3657, приказ Федерального агентства лесного хозяйства Министерства сельского хозяйства Российской Федерации №249 от 11.09.2008.
В соответствии с приказом Федерального агентства лесного хозяйства Министерства сельского хозяйства Российской Федерации №249 от 11.09.2008 «Об определении количества лесничеств на территории Томской области и установлении их границ» в состав Тимирязевского лесничества Томской области входит Калтайское участковое лесничество, в которое включены Калтайский опытный лесхоз и Рыбаловский производственно-испытательный участок межхозяйственного лесхоза «Томский» (территория Корниловского лесхоза).
Согласно плану лесонасаждений и таксационному описанию урочища «Калтайское» Калтайского участкового лесничества Тимирязевского лесничества Томской области (лесоустройство 2013 года), плану лесонасаждений и таксационному описанию урочища «Кандинское» Калтайского участкового лесничества Тимирязевского лесничества Томской области (лесоустройство 2013 года), а также плану лесонасаждений Рыбаловского лесничества межхозяйственного лесхоза «Томский» (устройство 1987 года), вошедшего в Калтайское участковое лесничество согласно приказу Федерального агентства лесного хозяйства, которые являются первичными источниками информации при отнесении земельных участков к лесному фонду, перечисленные в административном иске лесные участки входят в состав урочища «Калтайское» и урочища «Кандинское» Калтайского участкового лесничества Тимирязевского лесничества Томской области и относятся к землям лесного фонда, правообладателем которых является Российская Федерация.
Как установлено в ходе судебного заседания, Томским филиалом ФГБУ «Рослесинфорг» на основании запроса Томской межрайонной природоохранной прокуратуры подготовлено заключение о площади земель лесного фонда, включенных Генеральным планом муниципального образования «Калтайское сельское поселение», утв. Решением Совета Калтайского сельского поселения от 03.03.2014 №99 (в редакции решений Совета Калтайского сельского поселения от 04.02.2016 №185, от 13.10.2016 №208, от 31.08.2017 №257), в границы населенных пунктов муниципального образования «Калтайское сельское поселение» Томского района Томской области (письмо и.о. директора филиала ФГБУ «Рослесинфорг» от 15.01.2018 №062/9, т.5, л.д.159). Согласно данному письму, по результатам проведенного анализа сообщается, что на землях лесного фонда на территории Калтайского сельского поселения образовано 130 земельных участков, как и указывалось в заключении Томского филиала ФГБУ «Рослесинфорг» от 30.06.2017 №062/234. Также указано, что внесенные решениями Совета Калтайского сельского поселения от 04.02.2016 №185, от 13.10.2016 №208, от 31.08.2017 №257 изменения в Генеральный план выводы об указанных границах земель лесного фонда не изменили.
Как следует из заключения, оно выполнено картометрическим методом в программе MapInfo на основании графического совмещения актуальных данных из Единого государтсвенного реестра недвижимости о границах населенных пунктов с.Курлек, с.Калтай, д.Кандинка, установленных Генеральным планом, с материалами лесоустройства (цифровые лесные карты), проведены выборки из таксационного описания площади выделов их частей и составлен перечень лесных участков, включенных в границы населенных пунктов. В результате совмещения границ населенных пунктов с материалами лесоустройства определено, что в границы населенного пункта с.Курлек включено 80,072 га земель лесного фонда Тимирязевского лесничества, в том числе защитные леса: нерестоохранные полосы лесов, запретные полосы лесов, расположенные вдоль водных объектов; в границы населенного пункта с.Калтай включено 18, 930 га земель лесного фонда Тимирязевского лесничества : эксплуатационные леса, защитные леса, в том числе леса, выполняющие функции защиты природных и иных объектов, лесопарковые зоны; в границы населенного пункта д.Кандинка включено 12,315 га земель лесного фонда Тимирязевского лесничества: эксплуатационные леса, защитные леса, в том числе леса, выполняющие функции защиты природных и иных объектов (т.5, л.д.160-161).
Данные обстоятельства подтверждаются приложенными к заключению схемами (т.5, л.д.162-165).
Согласно приложению №5 к заключению Томского филиала ФГБУ «Рослесинфорг» от 15.01.2018 в границы населенного пункта с.Калтай вошли земли лесного фонда, расположенные в урочище «Калтайское» Калтайского участкового лесничества Тимирязевского лесничества Томской области, - в выделах 2, 3, 8- 10 квартала 290, а также расположенные в урочище «Кандинское» Калтайского участкового лесничества Тимирязевского лесничества Томской области – в выделах 18,19, 42, 70 квартала 243, выделах 6, 10, 12, квартала 248, выделах 3, 4, 7-9, 11, 12, 23-25, 31 квартала 249; в границы населенного пункта с.Курлек вошли земли лесного фонда, расположенные в урочище «Кандинское» Калтайского участкового лесничества Тимирязевского лесничества, - в выделах 3-6, 8, 9, 17-28, 33-37 квартала 256; в границы населенного пункта д.Кандинка вошли земли лесного фонда, расположенные в урочище «Кандинское» Калтайского участкового лесничества Тимирязевского лесничества, - в выделах 7, 9, 11-14, 16-18, 26, 30-32, 42, 48, 49 квартала 237, в выделах 8, 10, 12, 29, 30, 37 квартала 238 (т.5, л.д.166-170).
Как следует из показаний инженера-таксатора Б., составлявшего вышеуказанные схемы к заключению от 15.01.2018 и вычислившего площади земель лесного фонда, допрошенного в качестве свидетеля, указанные документы он готовил, совмещая в программе информацию, получению из Росреестра, и информацию, имеющуюся в ФГБУ «Рослесинфорг» - материалы по лесоустройству 2013 года в электронном виде: карты, схемы, планы лесонасаждений. При этом указал, что информация, поступившая из Управления Росреестра была в необходимой системе координат, он не переводил самостоятельно данные из одной системы координат в другую, а просто произвел совмещение. Также пояснил, что границы населенных пунктов, отмеченные в схемах желтым цветом, - это границы населенных пунктов, имеющихся в материалах лесоустройства 2013 года, на карту накладывал сведения из ЕГРН в отношении земельных участков, которые обозначены как «земли населенных пунктов».
Кроме того, в ходе судебного заседания установлено, что в дополнение к заключению от 15.01.2018 Томским филиалом ФГБУ «Рослесинфорг» подготовлено дополнительное заключение от 01.02.2018.
Согласно указанному заключению, оно выполнено картометрическим методом в программе MapInfo на основании графического совмещения актуальных данных из Единого государтсвенного реестра недвижимости о границах населенных пунктов с.Курлек, с.Калтай, д.Кандинка, установленных Генеральным планом в действующей редакции, с материалами лесоустройства (цифровые лесные карты), определены площади выделов их частей и составлен перечень лесных участков, включенных в границы населенных пунктов. В результате проведенного совмещения указанных материалов установлено частичное включение земель лесного фонда в границы населенных пунктов, что отражено на прилагаемых схемах. В результате совмещения границ населенных пунктов с материалами лесоустройства определено, что в границы населенного пункта с.Курлек включено 124,1 га земель лесного фонда Тимирязевского лесничества, в том числе защитные леса: лесопарковые зоны, леса, выполняющие функции защиты природных и иных объектов, нерестоохранные полосы лесов, леса, расположенные в водоохранных зонах, запретные полосы лесов, расположенные вдоль водных объектов; в границы населенного пункта с.Калтай включено 770,9 га земель лесного фонда Тимирязевского лесничества : эксплуатационные леса, защитные леса, в том числе леса, расположенные в водоохранных зонах, леса, выполняющие функции защиты природных и иных объектов, лесопарковые зоны; в границы населенного пункта д.Кандинка включено 253,6 га земель лесного фонда Тимирязевского лесничества: эксплуатационные леса, защитные леса, в том числе леса, расположенные в водоохранных зонах, леса, выполняющие функции защиты природных и иных объектов (т.6, л.д.170-171).
Тот факт, что в границы населенных пунктов с.Курлек, с.Калтай, д.Кандинка, установленных оспариваемым Генеральным планом, вошли земли лесного фонда, подтверждается также приложенными к заключению от 01.02.2018 схемами расположения границ указанных населенных пунктов относительно земель лесного фонда Тимирязевского лесничества (т.6, л.д.172-176).
Согласно приложению №6 к заключению Томского филиала ФГБУ «Рослесинфорг» от 01.02.2018 в границы населенного пункта с.Курлек вошли земли лесного фонда, расположенные в выделах 1-9, 13-28, 33-37 квартала 256 урочища «Кандинское» Калтайского участкового лесничества Тимирязевского лесничества Томской области, в выделе 17 квартала 337, выделах 2, 15, 36, 37 квартала 329, выделах 18-20, 23, 24 квартала 330, выделе 2 квартала 378, выделах 14, 16, 34, 36, 38, 40 квартала 403 урочища «Калтайское» Калтайского участкового лесничества Тимирязевского лесничества Томского района Томской области; в границы населенного пункта с.Калтай вошли земли лесного фонда, расположенные в выделах 6, 8, 15, 18-34, 39, 41-51, 55, 56, 62, 63, 68-73 квартала 243, выделах 5-13 квартала 244, выделах 9, 11-16, 18, 19 квартала 245, выделах 12, 17 квартала 246, выделах 1-15 квартала 248, выделах 1-16,23-26, 31 квартала 249, выделах 1, 3-44 квартала 252, выделах 1-3, 11, 12 квартала 253, выделах 1-33 квартала 255 урочища «Кандинское» Калтайского участкового лесничества Тимирязевского лесничества Томской области, в выделах 1, 4-6, 8, 16, 25-27, 29-31, 43 квартала 287, выделах 1, 2, 3, 7, 15 квартала 288, выделах 4, 5, 10, 43, 45 квартала 289, выделах 2, 3, 8-10 квартала 290, выделе 1 квартала 329 урочища «Калтайское» Калтайского участкового лесничества Тимирязевского лесничества Томской области; в границы населенного пункта д.Кандинка вошли земли лесного фонда, расположенные в выделах 3-37, 39-49 квартала 237, выделах 3, 4, 8-15, 18-20, 26, 27, 29-33, 36, 37, 39-41 квартала 238, выделах 1-11 квартала 240, выделах 17, 22, 25 квартала 242 урочища «Кандинское» Калтайского участкового лесничества Тимирязевского лесничества Томской области (т.6, л.д.177-179).
Проанализировав содержание двух заключений Томского филиала ФГБУ «Рослесинфорг», суд приходит к выводу, что второе заключение является более полным, сделано на основе совмещения материалов лесоустройства с данными о границах населенных пунктов, в то время как первое заключение сделано на основании совмещения материалов лесоустройства с данными по конкретным земельным участкам.
Как следует из кадастровых выписок о границах между объектами Российской Федерации, границах муниципальных образований и границах населенных пунктов от 13.12.2017 в отношении деревни Кандинка Томского района Томской области, с.Курлек Томского района Томской области, с.Калтай Томского района Томской области правовым актом об установлении границ является оспариваемый Генеральный план.
В последнем заявлении административного истца об уточнении исковых требований от 14.02.2018 указаны именно те выделы и кварталы, которые перечислены в заключении Томского филиала ФГБУ «Рослесинфорг» от 01.02.2018. При этом суд исходит из того, что указание в заявлении от 14.02.2018 выдела 10 в квартале 245 урочища «Кандинское» Калтайского участкового лесничества Тимирязевского лесничества Томской области является технической ошибкой, в связи с чем не учитывает данный выдел при разрешении заявленных требований.
Факт включения в границы населенных пунктов с.Курлек, с.Калтай, д.Кандинка муниципального образования «Калтайское сельское поселение» подтверждается также заключениями Департамента лесного хозяйства Томской области.
То обстоятельство, а именно, что в границы населенных пунктов, входящих в состав муниципального образования «Калтайское сельское поселение», были включены земли лесного фонда, подтвердил также начальник отдела лесного хозяйства и государственного лесного реестра Департамента лесного хозяйства Томской области А., допрошенный судом в качестве свидетеля, который пояснил, что было два запроса. Площадь земель лесного фонда по сравнению с первоначально представленной информацией изменилась, так как первая информация – это конкретные, указанные в кадастре земельные участки категории «земли населенных пунктов», а вторая – это земли лесного фонда, которые вошли в границы населенных пунктов. Пояснил, что при составлении заключений учитывались материалы последнего лесоустройства 2013 года, до этого времени лесоустройство проводилось в 1987 году. Также указал, что при составлении заключений в одной цифровой карте друг на друга накладывались материалы лесоустройства в программе MapInfo. Также указал, что возможно определить, входит ли земли лесного фонда в состав населенного пункта даже в случае отсутствия координат населенного пункта. В целом картина будет аналогичной, только чуть больше погрешность.
Проанализировав содержание Устава ФГБУ «Рослесинфорг», Положение о Томском филиале ФГБУ «Рослесинфорг», представленные должностные инструкции, Положение о Департаменте лесного хозяйства Томской области суд находит представленные заключения Томского филиала ФГБУ «Рослесинфорг» и Департамента лесного хозяйства Томской области относимыми и допустимыми доказательствами.
При этом ссылка представителя административного ответчика на то обстоятельство, что к исковому заявлению был приложен ответ Томского филиала ФГБУ «Рослесинфорг» от 30.06.2017 №062/234, где указывалось, что в связи с отсутствием координат (система МСК-70) характерных поворотных точек границ муниципального образования «Калтайское сельское поселение» не представляется возможным отобразить границы данного поселения на материалы лесоустройства, по мнению суда, не может свидетельствовать об ошибочности заключений Томского филиала ФГБУ «Рослесинфорг» от 15.01.2018 и от 01.02.2018, так как в указанных заключениях на данное обстоятельство не указывалось, а согласно показанию свидетеля Б. информация из Росреестра предоставлялась в той же системе координат, что имеющиеся у него карты, он производил только совмещение.
Проанализировав представленные доказательства, суд находит установленным факт включения указанных в иске лесных участков земель лесного фонда, собственником которого является Российская Федерация, в границы населенных пунктов с.Калтай, с.Курлек, д.Кандинка муниципального образования «Калтайское сельское поселение» Томского района Томской области.
Ссылки на то, что границы земельных участков из состава земель лесного фонда на момент принятия оспариваемого акта не были установлены в соответствии с лесным законодательством, информация о них не содержалась в государственном кадастре недвижимости, в связи с чем невозможно установить факт нахождения в границах с.Калтай, с.Курлек, д.Кандинка земель лесного фонда, суд находит несостоятельными.
В статье 7 Лесного кодекса Российской Федерации, в редакции, действовавшей в период подготовки проекта генерального плана, закреплено, что лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со статьями 67, 69 и 92 настоящего Кодекса.
Местоположение, границы и площадь лесных участков определяются соответственно по лесным кварталам и (или) лесотаксационным выделам, их границам и площади (часть 2 статьи 69 Лесного кодекса Российской Федерации).
В силу статьи 92 Лесного кодекса Российской Федерации государственный кадастровый учет лесных участков осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».
Частью 6 статьи 47 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» предусмотрено, что участки лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, но вещные права на которые и их ограничения, в том числе аренда, зарегистрированы в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», признаются ранее учтенными объектами недвижимости. План участка лесного фонда, а также документ, содержащий описание участка лесного фонда и удостоверенный соответствующим органом, осуществляющим государственный учет участков лесного фонда, признается юридически действительным. Лесной участок соответствует участку лесного фонда.
При этом, как следует из пунктов 5.4, 8.3 и 8.12 Методических рекомендаций по разработке проектов генеральных планов поселений и городских округов, утвержденных приказом Минрегиона России от 26 мая 2011 года №244, подлежащих применению в силу части 2 статьи 6.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, сведения государственного кадастра недвижимости не являются исключительным источником получения исходной информации для подготовки проектов генеральных планов и используются наряду со сведениями, полученными из других государственных фондов, кадастров и реестров.
К таким сведениям, в частности, относятся данные лесного реестра - систематизированного свода документированной информации о лесах, об их использовании, охране, защите, воспроизводстве, о лесничествах и о лесопарках, в том числе о лесничествах, лесопарках, их лесных кварталах и лесотаксационных выделах (статья 91 Лесного кодекса Российской Федерации), по которым согласно статье 7 Лесного кодекса Российской Федерации определяются границы лесных участков в соответствии со статьями 67, 69 и 92 Лесного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с требованиями приказа Минприроды России от 11 ноября 2013 года № 496 «Об утверждении Перечня, форм и порядка подготовки документов, на основании которых осуществляется внесение документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменение» основанием для внесения документированной информации в государственный лесной реестр являются материалы лесоустройства.
Из представленных в материалы дела доказательств следует, что местоположение границ земельных участков из состава земель лесного фонда Калтайского участкового лесничества Тимирязевского лесничества определено на основании материалов лесоустройства, не противоречит информации, содержащейся в плане лесонасаждений урочища «Кандинское» и урочища «Калтайское» Калтайского участкового лесничества Тимирязевского лесничества Томской области (лесоустройство 2013 года), являющихся первичными источниками информации при отнесении земельных участков к лесному фонду.
Ссылку административного ответчика на решение Томского районного суда Томской области от 09 декабря 2016 года по делу по иску Томского межрайонного природоохранного прокурора к Администрации Калтайского сельского поселения и Б. о признании недействительным (ничтожным) договора купли-продажи земельного участка и применении последствий недействительности ничтожной сделки как на преюдицию в части недостоверности материалов лесоустройства 2013 года суд находит несостоятельной. Предметом рассматриваемого Томским районным судом Томской области гражданского дела были границы конкретного земельного участка, принадлежащего Б. Оценка судом в рамках гражданского дела представленных сторонами доказательств при определении границ принадлежащего гражданину земельного участка не является преюдицией при рассмотрении административного дела в порядке абстрактного нормоконтроля, при котором не устанавливаются и не определяются конкретные границы, в том числе земель лесного фонда. Вступившего в законную силу судебного решения об удовлетворении требований о признании недействительными материалов лесоустройства, какой-либо их части не представлено.
Несостоятельным суд находит и довод о том, что границы населенных пунктов были установлены не оспариваемым Генеральным планом, а еще в 1991-1992 годах, в связи с чем отсутствует факт включения в территории населенных пунктов участков земель лесного фонда.
В подтверждение данного обстоятельства административным ответчиком представлено «Дело об установлении границ населенных пунктов Калтайского сельского Совета».
Вместе с тем из постановления Главы Администрации Томского района от 27.03.1992 №216-з «Об уточнении границ Калтайского и Кафтанчиковского сельских Советов» следует, что из состава земель Калтайского Совета изымается участок площадью 48 га (пашни, сенокосы, другие угодья) и передается в состав земель населенного пункта Кафтанчиково Кафтанчиковского сельского Совета, а в состав населенного пункта д.Кандинка передается участок, изъятый из состава совхоза «Тахтамышевский» (т.3, л.д.33)
Согласно решению исполкома Томского районного совета народных депутатов от 20.09.1991 №1095 «Об установлении границ населенных пунктов д.Кандинка, с.Калтай Калтайского сельского Совета» изымаются из состава земель совхозов и передаются в земли населенных пунктов д.Кандинка и с.Калтай земельные участки, занятые этими сельскими населенными пунктами согласно приложению. Также указано на включение в состав сельских населенных пунктов земельных участков несельскохозяйственных предприятий, расположенных в границах этих населенных пунктов. Пунктом 3 установлено образовать земли населенных пунктов д.Кандинка, с.Калтай (т.3, л.д.34).
В Ведомости земель, передаваемых в ведение Калтайского сельского Совета, являющегося приложением к указанному решению, отсутствует указание на включение в состав указанных населенных пунктов земель, принадлежащих межлесхозу. Указаны: совхоз «Молодежный», ПРСО «Томскавтодор», п/лагерь ПО «Томскнефть», п/лагерь «Солнечный» ПО «Контур», совхозы «Кандинский», «Тахтамышевский», участок урочища «Малые ключи», а также указано на лесные площади (т.3, л.д.36). Вместе из содержания указанного документа невозможно определить, о каких лесных площадях, находящихся в составе земель совхозов, идет речь.
Постановления президиума Томского районного Совета народных депутатов от 08.05.1991 №36 и №37 касаются вопросов изъятия земельных участков из состава земель совхозов (т.3, л.д.37, 38).
Проанализировав содержание указанных документов, а также постановления президиума Калтайского Совета народных депутатов №4 от 13.11.1990, акт выбора земельных участков, решение исполкома Томского районного Совета народных депутатов №386 от 17.05.1989 «О закреплении земельного участка за жителями с.Кандинка», а также имеющиеся в указанном «Деле» карты-схемы, экспликации земель по состоянию на 1992 год (т.3, л.д.39-48), суд приходит к выводу, что из указанных документов не следует, что какие-либо земли межлесхоза вошли в состав населенного пункта, указанные документы не являются документами территориального планирования, вопросы перевода лесных участков из земель лесного фонда в земли населенных пунктов не решают.
Абзацем 3 пункта 1 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года №3020-I "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" предусматривалось, что виды собственности на землю и ее недра, водные ресурсы, лесной фонд, растительный и животный мир определяются в соответствии с законодательными актами Российской Федерации.
Статьей 3 Федерального закона от 4 декабря 2006 года N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" также предусмотрено, что земли лесного фонда находятся в федеральной собственности.
Пунктом 1 статьи 8 этого же Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
Приведенные положения законов в их нормативном единстве позволяют сделать вывод, что лесные участки из земель лесного фонда, в силу прямого указания закона, находятся исключительно в федеральной собственности. Это опровергает доводы административного ответчика о возможности изъятия лесных участков из земель лесного фонда и передачи их в состав сельского населенного пункта на основании постановлений исполкома Томского районного Совета народных депутатов 1991 года.
Кроме того, в материалах по обоснованию проекта оспариваемого Генерального плана указано, что в границах сельского поселения ни один населенный пункт не имеет установленных границ. Генеральным планом предлагается установить границы следующих населенных пунктов: с.Калтай, д.Кандинка, с.Курлек, д.Березовая речка, д.Госконюшня. Указано, что при утверждении генерального плана Калтайского сельского поселения будут утверждены границы всех населенных пунктов и все участки, включенные в границы населенных пунктов, станут землями категории «земли населенных пунктов» (т.2, л.д.46).
Проанализировав проект Генерального плана и проекты изменений в него, суд приходит к выводу, что границы населенных пунктов с.Курлек, с.Калтай, д.Кандинка в оспариваемой части были установлены при утверждении первоначального проекта оспариваемого Генерального плана.
При изложенных данных, учитывая факт включения лесных участков земель лесного фонда, собственником которого является Российская Федерация, в границы с.Калтай, с.Курлек, д.Кандинка, проект Генерального плана муниципального образования «Калтайское сельское поселение» в соответствии со статьей 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации подлежал обязательному согласованию с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Таким уполномоченным органом в период подготовки генерального плана муниципального образования «Калтайское сельское поселение» являлось Министерство регионального развития Российской Федерации (пункт 1 Положения о Минрегионе России, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2005 года № 40).
В названный период действовал Порядок согласования проектов документов территориального планирования муниципальных образований, утвержденный приказом Минрегиона России от 27 февраля 2012 года № 69 (далее - Порядок согласования), пунктом 2.1 которого предусматривалось направление органом местного самоуправления, уполномоченным на подготовку документа территориального планирования, уведомления об обеспечении доступа к проекту документа территориального планирования и материалам по его обоснованию в информационной системе в Минрегион России в случаях, указанных в части 1 статьи 21, части 1 статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
В свою очередь, Минрегион России в трехдневный срок с момента получения уведомления уведомлял федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные на осуществление функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующих сферах деятельности, о размещении проекта документа территориального планирования в информационной системе, а также обладал организационными полномочиями по подготовке сводного заключения на проект документа территориального планирования на основании заключений федеральных органов (пункты 2.2 - 2.4 Порядка согласования).
Рослесхоз в период подготовки оспариваемого акта являлся федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области лесных отношений, а также по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в области лесных отношений, и в силу пунктов 5.4.2 и 5.4.3 положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 г. № 736, в редакции от 5 июня 2013 г., был уполномочен на подготовку заключений по проектам генеральных планов муниципальных образований в области лесных отношений.
Следовательно, в рассматриваемый период Рослесхоз был специально уполномочен осуществлять согласование включения земельных участков из состава земель лесного фонда в границы населенных пунктов и изменение категории земель, которое оформляется путем подготовки заключений.
Вместе с тем судом установлено, что в нарушение правил статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации проект генерального плана муниципального образования «Калтайское сельское поселение» в установленном порядке не согласован.
Доводы Совета Калтайского сельского поселения и заинтересованных лиц – Администрации Калтайского сельского поселения и Администрации Томского района Томской области о соблюдении процедуры принятия оспариваемого решения в части согласования с уполномоченными органами проекта генерального плана путем его размещения с материалами по его обоснованию в федеральной государственной информационной системе территориального планирования суд находит необоснованными в силу следующего.
В соответствии с частью 7 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления обязаны обеспечить доступ к проектам документов территориального планирования муниципальных образований и материалам по обоснованию таких проектов в информационной системе территориального планирования с использованием официального сайта в сети «Интернет», определенного федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля за соблюдением порядка ведения информационной системы территориального планирования, не менее чем за три месяца до их утверждения.
В части 8 приведенной нормы установлено, что органы местного самоуправления уведомляют в электронной форме и (или) посредством почтового отправления органы государственной власти и органы местного самоуправления в соответствии со статьями 12, 16, 21 и 25 настоящего Кодекса об обеспечении доступа к проектам документов территориального планирования муниципальных образований и материалам по обоснованию таких проектов в информационной системе территориального планирования в трехдневный срок со дня обеспечения данного доступа.
Аналогично согласование проектов генеральных планов регламентировано в Порядке согласования проектов документов территориального планирования муниципальных образований, утвержденном приказом Минрегиона России от 27 февраля 2012 года № 69, согласно которому уведомление об обеспечении доступа к проекту документа территориального планирования и материалам по его обоснованию в информационной системе направляется органом, уполномоченным на подготовку документа территориального планирования, в электронной форме и (или) посредством почтового отправления в трехдневный срок со дня обеспечения такого доступа. До реализации механизма электронной подписи в информационной системе уведомление осуществляется путем почтовых отправлений (пункт 2.1).
Порядок ведения информационной системы территориального планирования определен Правилами ведения федеральной государственной информационной системы территориального планирования, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2012 года №289 «О федеральной государственной информационной системе территориального планирования».
Пунктами 9 и 10 названных Правил (в редакции, действовавшей на момент согласования и утверждения оспариваемого генерального плана) предусмотрено, что федеральная информационная система используется в том числе для согласования проектов документов территориального планирования участниками согласования и получения предложений по проектам указанных документов от иных пользователей информации, осуществляемой в электронной форме. Размещение информации в федеральной информационной системе о согласование проектов документов территориального планирования участниками согласования осуществляется с применением усиленной квалифицированной электронной подписи.
В соответствии с частью 7 и 8 статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации срок согласования проекта генерального плана с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти осуществляется в трехмесячный срок со дня поступления в этот орган уведомления об обеспечении доступа к проекту генерального плана и материалам по его обоснованию в информационной системе территориального планирования. В случае непоступления в установленный срок главе поселения, главе городского округа заключений на проект генерального плана органов данный проект считается согласованным с такими органами.
В ходе судебного заседания установлено, что проект генерального плана Калтайского сельского поселения был размещен в Федеральной государственной информационной системе территориального планирования, доступен с 26.08.2013.
Вместе с тем само по себе размещение проекта территориального планирования в информационной системе не может рассматриваться как уведомление уполномоченных органов в том смысле, какой предполагает законодатель, устанавливая соответствующую обязанность в статье 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Доказательств соблюдения требований, установленных п.2.1 Порядка согласования проектов документов территориального планирования муниципальных образований, в части уведомления путем почтового отправления, не представлено.
Представленное стороной ответчика уведомление (т.4, л.д.150) не подтверждает надлежащее уведомление Минрегиона России об обеспечении доступа к проекту документа территориального планирования, так как не содержит сведений о том, когда оно было направлено в адрес Минрегиона России, получил ли последний и когда указанное уведомление.
Из показаний свидетеля Г. следует, что уведомление было направлено простой почтой, что также не является подтверждением надлежащего уведомления Минрегиона России об обеспечении доступа к проекту территориального планирования.
При этом согласно информации о рассмотрении Рослесхозом документов территориального планирования Томской области за период с 2009 по 24 июня 2014 года проект генерального плана Калтайского сельского поселения не рассматривался (т.2, л.д.147-148).
Кроме того, суд отмечает следующее.
Статьей 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено содержание генерального плана поселения и генерального плана городского округа. Проект генерального плана содержит положения о территориальном планировании в виде пояснительной записки и соответствующие карты (схемы).
Материалы по обоснованию генерального плана в текстовой форме содержат в том числе перечень земельных участков, которые включаются в границы населенных пунктов, входящих в состав поселения, городского округа, или исключаются из их границ, с указанием категорий земель, к которым планируется отнести эти земельные участки, и целей их планируемого использования (пункт 7 части 7 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 9.12 Методических рекомендаций по разработке проектов генеральных планов поселений и городских округов, утвержденных приказом Минрегиона России от 26 мая 2011 года №244, подлежащих применению в силу части 2 статьи 6.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в целях утверждения генеральных планов городских округов, поселений осуществляется подготовка соответствующих материалов по обоснованию их проектов в текстовой форме и в виде карт – обосновывающая часть. Материалы по обоснованию генерального плана в текстовой форме в виде пояснительной записки содержат, в том числе, перечень земельных участков, которые включаются в границы населенных пунктов, входящих в состав поселения, городского округа, или исключаются из их границ, с указанием категорий земель, к которым планируется отнести эти земельные участки, и целей их планируемого использования.
Однако материалы по обоснованию генерального плана Калтайского сельского поселения Томского района Томской области, в нарушение требований вышеуказанных норм законодательства, не содержат сведений о земельных участках, которые включаются в границы населенных пунктов с.Курлек, с.Калтай, д.Кандинка (т.2, л.д. 1-63 – материалы по обоснованию проекта Генерального плана муниципального образования «Калтайское сельское поселение»).
Учитывая, что материалы по обоснованию оспариваемого генерального плана не соответствуют требованиям законодательства (части 7 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации), в ходе судебного заседания нашел подтверждение тот факт, что в границы с.Курлек, с.Калтай, д.Кандинка вошли земельные участки земель лесного фонда, один только факт размещения проекта генерального плана в информационной системе и не поступление в течение трех месяцев замечаний на проект, по мнению суда, не может подтверждать соблюдение порядка принятия генерального плана поселения в части согласования с уполномоченным органом.
Иной подход означал бы, что достижение целей правоотношений по такому согласованию, направленный на охрану и защиту лесного фонда, основывающихся на принципах использования лесов с учетом их глобального экологического значения (пункт 3 статьи 1 Лесного кодекса Российской Федерации) и осуществления градостроительной деятельности с соблюдением требований охраны окружающей среды и экологической безопасности (пункт 9 статьи 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации), не является обязательным.
С учетом особого правового регулирования отношений, связанных с использованием лесных ресурсов, отсутствие согласования с Рослесхозом проекта генерального плана поселения, предусматривающего включение в границы населенных пунктов лесных участков, представляет собой существенное нарушение порядка принятия указанного документа территориального планирования.
Ссылку представителя ответчика на положения Федерального закона от 29 июля 2017 года №280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель» как на основание для отказа в удовлетворении заявленных требований, суд находит несостоятельной, основанной на неверном понимании норм права. Принятие указанного Федерального закона, вступившего в силу 11.08.2017, направлено на устранение взаимоисключающего характера сведений государственного лесного реестра и Единого государственно реестра недвижимости, в нем регулируется вопрос о порядке устранения пересечений границ земельных участков лесного фонда с границами земельных участков, относящихся к землям иных категорий. Вместе с тем при рассмотрении настоящего административного дела вопросы, связанные с отнесением конкретных земельных участков к какой-либо категории земель, не рассматриваются. Данные обстоятельства не имеют правового значения при решении вопроса о проверке оспоренного в части Генерального плана муниципального образования «Калтайское сельское поселение» Томского района Томской области в порядке абстрактного нормоконтроля на его соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу. Положения Федерального закона от 29 июля 2017 года № 280-ФЗ, вносящего изменения в отдельные законодательные акты Российской Федерации, в том числе в Федеральный закон №172-ФЗ, не свидетельствуют об отсутствии у административного ответчика обязанности по согласованию проекта Генерального плана с уполномоченным органом в силу статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Также подлежат отклонению ссылки административного ответчика на то обстоятельство, что заявленный прокурором иск направлен на ограничение прав граждан, в чьей собственности находятся земельные участки, расположенные на спорных территориях, поскольку вопросы возможности включения участков лесного фонда в границы населенных пунктов, об установлении границ конкретных земельных участков лесного фонда, их точного совпадения с границами населенных пунктов, уточнения их местоположения на местности не являются обстоятельствами, подлежащими проверке и исследованию в рамках дела об оспаривании генерального плана муниципального образования, рассматриваемого в рамках абстрактного нормоконтроля.
Указанные вопросы являются предметом согласования проекта генерального плана с уполномоченным на то органом и подлежат урегулированию в ходе работы согласительной комиссии, которая создается в порядке, установленном приказом Минэкономразвития России от 21.07.2016 №460 «Об утверждении Порядка согласования проектов документов территориального планирования муниципальных образований, составу и порядку работы согласительной комиссии при согласовании проектов документов территориального планирования».
Поскольку при рассмотрении дела было установлено, что при подготовке проекта Генерального плана муниципального образования «Калтайское сельское поселение» не была соблюдена предусмотренная Градостроительным кодексом Российской Федерации процедура согласования с Рослесхозом, что повлекло нарушение порядка перевода земель из одной категории в другую, а также имеется документально подтвержденное наложение границ населенных пунктов, входящих в состав названного сельского поселения, и границ находящихся в федеральной собственности лесных участков, указанное в силу пункта 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации является основанием для признания Генерального плана, утвержденного решением Совета Калтайского сельского поселения от 03 марта 2014 года №99 (в редакции решений Совета Калтайского сельского поселения от 04 февраля 2016 года №185, от 13 октября 2016 года №208, от 31 августа 2017 года №257), не действующим в оспариваемой части.
Рассматривая вопрос о дате, с которой нормативный правовой акт признается недействующим, суд исходит из того, что генеральный план муниципального образования «Калтайское сельское поселение», утвержденный решением Совета Калтайского сельского поселения от 03.03.2014 №99, применялся, порождая правовые последствия, на его основе реализовывались права граждан, которым предоставлялись земельные участки, что подтверждается, в том числе, справочной информацией по объектам недвижимости, показаниями свидетеля Г. Указанное обстоятельство согласно разъяснениям, содержащимся в абзаце третьем пункта 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 года №48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части», является основанием для признания нормативного правового акта в оспариваемой части не действующим со дня вступления решения в законную силу.
При таком положении суд считает необходимым признать Генеральный план в соответствующей части не действующим с момента вступления решения суда в законную силу.
С учетом требований пункта 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации сообщение о принятии данного решения подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в периодическом печатном издании, предусматривающим официальное опубликование нормативных правовых актов.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление заместителя прокурора Томской области к Совету Калтайского сельского поселения о признании недействующим в части Генерального плана муниципального образования «Калтайское сельское поселение», утвержденного решением Совета Калтайского сельского поселения от 03 марта 2014 года №99, удовлетворить.
Признать противоречащим федеральному законодательству и не действующим со дня вступления решения суда в законную силу генеральный план муниципального образования «Калтайское сельское поселение», утвержденный решением Совета Калтайского сельского поселения от 03 марта 2014 года №99 (в редакции решений Совета Калтайского сельского поселения от 04 февраля 2016 года №185, от 13 октября 2016 года №208, от 31 августа 2017 года №257), в части включения в границы села Курлек Калтайского сельского поселения Томского района Томской области лесных участков, расположенных на землях лесного фонда, - в выделах 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 33, 34, 35, 36, 37 квартала 256 урочища «Кандинское» Калтайского участкового лесничества Тимирязевского лесничества Томской области, в выделе 17 квартала 337, выделах 2, 15, 36, 37 квартала 329, выделах 18, 19, 20, 23, 24 квартала 330, выделе 2 квартала 378, выделах 14, 16, 34, 36, 38, 40 квартала 403 урочища «Калтайское» Калтайского участкового лесничества Тимирязевского лесничества Томской области; включения в границы села Калтай Калтайского сельского поселения Томского района Томской области лесных участков, расположенных на землях лесного фонда, - в выделах 6, 8, 15, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 39, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 55, 56, 62, 63, 68, 69, 70, 71, 72, 73 квартала 243, выделах 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13 квартала 244, выделах 9, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 18, 19 квартала 245, выделах 12, 17 квартала 246, выделах 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15 квартала 248, выделах 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 23, 24, 25, 26, 31 квартала 249, выделах 1, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44 квартала 252, выделах 1, 2, 3, 11, 12 квартала 253, выделах 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33 квартала 255 урочища «Кандинское» Калтайского участкового лесничества Тимирязевского лесничества Томской области, в выделах 1, 4, 5, 6, 8, 16, 25, 26, 27, 29, 30, 31, 43 квартала 287, выделах 1, 2, 3, 7, 15 квартала 288, выделах 4, 5, 10, 43, 45 квартала 289, выделах 2, 3, 8, 9, 10 квартала 290, выделе 1 квартала 329 урочища «Калтайское» Калтайского участкового лесничества Тимирязевского лесничества Томской области; включения в границы деревни Кандинка Калтайского сельского поселения Томского района Томской области лесных участков, расположенных на землях лесного фонда, - в выделах 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49 квартала 237, выделах 3, 4, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 18, 19, 20, 26, 27, 29, 30, 31, 32, 33, 36, 37, 39, 40, 41 квартала 238, выделах 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 квартала 240, выделах 17, 22, 25 квартала 242 урочища «Кандинское» Калтайского участкового лесничества Тимирязевского лесничества Томской области.
Возложить на Совет Калтайского сельского поселения обязанность по публикации сообщения о принятии настоящего решения в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу в периодическом печатном издании, предусматривающим официальное опубликование нормативных правовых актов.
На решение может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором принесено апелляционное представление в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Томский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий