РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации р.п. Тевриз 20 июня 2019 года Тевризский районный суд Омской области в составе: председательствующего судьи Задорожнего С.А., с участием административного истца Оджанова М.Б., представителя административного истца по доверенности Марусовой Е.Ю., представителя административного ответчика ОМВД России по Тевризскому району УМВД России по Омской области по доверенности Тарута Е.Н., при секретаре судебного заседания Хлебниковой Я.С., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Оджанова Мугабила Баласадыг оглы к миграционному пункту ОМВД России по Тевризскому району Омской области, ОМВД России по Тевризскому району Омской области о возложении обязанности принять решение о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке, установил: Оджанов М.Б. обратился в суд с указанным иском ссылаясь на то, что 20 июля 2017 года в Миграционный пункт ОМВД России по Тевризскому району им было подано заявление о приеме в гражданство РФ в упрощенном порядке на основании п. б, ч. 1, ст. 14 Федерального закона от 31.05. 2002 г. № 62 «О гражданстве Российской Федерации». 27 июля 2017 года был оформлен и направлен в консульский отдел посольства Республики Азербайджан в Российской Федерации отказ от гражданства Республики Азербайджан заверенный нотариально, с целью дальнейшего приобретения гражданства Российской Федерации. 08 августа 2017 года МП УФМС России по Омской области в Тевризском районе принял его документы к рассмотрению, им был присвоен регистрационный номер дела №. В январе 2018 г. он обратился в Миграционный пункт для уточнения даты присвоения гражданства при выяснении вопроса, начальником миграционного пункта, был дан ответ, что дело ещё на рассмотрении и ему сообщат о дате получения документов подтверждающих статус гражданина Российской Федерации. В августе 2018 года, закончился срок действия вида на жительство, предоставляющего право проживания в Российской Федерации. Он был вынужден выехать за пределы границы Российской Федерации в Азербайджан, так и не получив от соответствующих органов решения о возможности получить гражданство Российской Федерации. С сентября 2018 г. по декабрь 2018 г. он находился в Азербайджане. 11 февраля 2019 года при обращении в отделение МВД РФ по Тевризскому району ему был дан ответ, что дело о приеме в гражданство на хранении не имеется, не значится зарегистрированным, к тому же отсутствует в программном обеспечении ППО-Территория. 12 апреля 2019 года Управлением по вопросам миграции УМВД России по Омской области рассмотрено его обращение о выяснении обстоятельств бездействия органов миграционного пункта, направлен ответ об отсутствии сведений о регистрации заявления на прием в гражданство и не поступлении документов из Тевризского миграционного пункта в УВМ УМВД России по Омской области. За время проживания на территории Российской Федерации он добросовестно исполнял обязанности перед государством в виде уплаты налогов и сборов, к тому же у него сложились устойчивые семейные и социальные связи на территории Российской Федерации, он имеет постоянный доход и работу. Одновременно с ним приобрести гражданство Российской Федерации должен был и несовершеннолетний сын Оджанов Заур Мугабил оглы, 13.09.2001 года рождения. Просил возложить обязанность на органы миграции по принятию решения о приеме в гражданство в упрощенном порядке Оджанова Мугабил Баласадыг Оглы, ДД.ММ.ГГГГ г.р. и его несовершеннолетнего сына ФИО12, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в сроки действия вида на жительство № с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Определением Тевризского районного суда Омской области от 11.06.2019 к участию в деле в качестве соответчика было привлечено Управление по вопросам миграции УМВД России по Омской области. В судебном заседании административный истец заявленные требования уточнил, просил суд возложить обязанность на Управление по вопросам миграции УМВД России по Омской области по принятию решения о приеме в гражданство на основании заявления и предоставленных им документов. Обязать Управление по вопросам миграции УМВД России по Омской области продлить сроки действия вида на жительство №, выданного на период действия ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, на момент рассмотрения заявления о приеме в гражданство. Пояснил, что в марте 2017 года он обратился в МП и ему сотрудник объяснил какие необходимо собрать документы для того, чтобы подать заявление на прием в гражданство РФ. В течение нескольких месяцев он собирал документы и в августе 2017 года подал заявление на прием в гражданство РФ в упрощенном порядке, в подтверждение ему выдали справку о приеме документов и заявления. После этого он обращался в МП, чтобы узнать результат по его заявлению но ему говорили, что надо еще подождать. В августе 2018 года у него закончился срок действия вида на жительство и ему пришлось выехать с территории РФ. Он знал о том, что истекает срок действия вида на жительство и после этого ему нельзя будет находиться на территории РФ, но не подал заявление о его продлении, так как ждал результата по заявлению о приеме в гражданство РФ. После возвращения в РФ в декабре 2018 года он обратился в МП, чтобы узнать о результатах рассмотрения его заявления но ему сказали, что его заявление не зарегистрировано и на рассмотрение не поступало. До настоящего времени по его заявлению не принято решение. Представитель административного истца, по доверенности, Марусова Е.Ю. поддержала уточненные исковые требования, полагала, что Управление по вопросам миграции УМВД России по Омской области должно рассмотреть заявление Оджанова М.Б. и принять по нему решение, поскольку имеющейся на руках у Оджанова М.Б. справкой подтверждается факт приема начальником миграционного пункта ОМВД России по Тевризскому району пакета документов и заявления о приеме Оджанова М.Б. в гражданство РФ. Отсутствие регистрации указанного заявление в журнале и ППО –Территория, допущено по вине должностного лица, начальника МП, в связи с ненадлежащим исполнением должностных обязанностей и не может нарушать права Оджанова М.Б. Считает, что срок исковой давности административным истцом не пропущен, поскольку он должен исчисляться с 12.04.2019. Представитель административного ответчика ОМВД России по Тевризскому району по доверенности Тарута Е.Н. возражала против удовлетворения административных исковых требований, поскольку в ходе проведенной проверки установлено, что заявление Оджанова М.Б. не значится зарегистрированным в «Журнале регистрации материалов об изменении гражданства» и ППО-Территория. Заявила о пропуске административным истцом, без уважительных причин, срока для подачи административного искового заявления. Представитель административного ответчика УВМ УМВД России по Омской области в судебном заседании участия не принимала, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, просила рассмотреть дело без её участия, направила возражения на исковое заявление, в которых указала, что исковые требования Оджанова М.Б. не подлежат удовлетворению, поскольку в ходе проведенной проверки установлено отсутствие каких-либо сведений о регистрации заявления Оджанова М.Б. о приеме в гражданство РФ, что свидетельствует о том, что в установленном Законом порядке Оджанов М.Б. по вопросу приема в гражданство РФ не обращался. В настоящий момент основания для приема Оджанова М.Б. в гражданство РФ в упрощенном порядке также отсутствуют. Заявила о пропуске срока для подачи административного искового заявления. Представитель административного ответчика МП ОМВД России по Тевризскому району в судебном заседании участия не принимал, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, о причинах неявки не сообщил, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовал. В судебном заседании свидетель Кротова Т.Н. пояснила, что она работает в должности начальника МП ОМВД России по Тевризскому району с 2018 года. Когда пришла то обнаружила, что дела оформлены ненадлежащим образом. При обращении Оджанова М.Б. было установлено, что его заявление не зарегистрировано ни в журнале ни в ППО – Территория. Причины по которым заявление не было зарегистрировано ей не известны, так как в тот период она не работала в миграционном пункте. У Оджанова М.Б. сейчас нет оснований для получения гражданства РФ также не было их в 2017 году. Выслушав стороны, свидетелей, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. Согласно ч. 2 ст. 3 КАС РФ задачами административного судопроизводства являются в том числе, защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений. В силу ч. 1 ст. 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами. В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров. В силу ч. 3 ст. 62 Конституции РФ, иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации. Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации, а также отношения между иностранными гражданами, с одной стороны, и органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами указанных органов, с другой стороны, возникающие в связи с пребыванием (проживанием) иностранных граждан в Российской Федерации и осуществлением ими на территории Российской Федерации трудовой, предпринимательской и иной деятельности регулируется Федеральным законом от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», согласно которому иностранные граждане и лица без гражданства в Российской Федерации несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, в том числе и по соблюдение законов Российской Федерации (ст. 4 Федерального закона № 115-ФЗ). Согласно п. «б» ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 31.05.2002 № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации», иностранные граждане и лица без гражданства, проживающие на территории Российской Федерации, вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке без соблюдения условия о сроке проживания, установленного п. «а» ч. 1 ст. 13 настоящего Федерального закона, если имели гражданство СССР, проживали и проживают в государствах, входивших в состав СССР, не получили гражданства этих государств и остаются в результате этого лицами без гражданства В соответствии с п. 1 Указа Президента РФ от 14.11.2002 № 1325 «Об утверждении Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации» заявление по вопросам гражданства Российской Федерации (далее именуется - заявление) и документы, необходимые для приобретения или прекращения гражданства Российской Федерации, подаются по месту жительства заявителя лицом, проживающим на территории Российской Федерации, - в территориальный орган Министерства внутренних дел Российской Федерации. Вместе с заявлением представляются документы (в одном экземпляре), подтверждающие наличие установленных Федеральным законом оснований и соблюдение условий приобретения или прекращения гражданства Российской Федерации, три фотографии заявителя либо лица, в отношении которого подается заявление (размером 3 x 4 сантиметра), а также квитанция об оплате государственной пошлины или консульского сбора (п. 5 Указа Президента РФ от 14.11.2002 № 1325). В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что Оджанов М.Б., 20.07.2017 года обратился в миграционный пункт УФМС России по Омской области в Тевризском районе с заявлением о приеме в гражданство РФ в упрощенном порядке. Факт обращения подтверждается справкой выданной начальником миграционного пункта от 20.07.2017 о том, что от Оджанова М.Б. принят пакет документов для приема в гражданство РФ в упрощенном порядке (л.д. 8 оборот). Его заявление принято к рассмотрению 08.08.2017, что подтверждается справкой выданной начальником миграционного пункта от 08.08.2017, из которой следует, что Оджанов М.Б. обратился в миграционный пункт УФМС России по Омской области в Тевризском районе с заявлением на прием в гражданство РФ в упрощенном порядке, данное заявление принято к рассмотрению на основании п. «б» ч. 1 ст. 14 ФЗ «О гражданстве Российской Федерации», и ему присвоен регистрационный № (л.д. 8). В судебном заседании свидетель Свидетель №2 пояснил, что он не помнит, чтобы к нему обращался Оджанов М.Б. Подтвердил, что в справках о приеме документов и заявления стоит его подпись, насколько он помнит указанные справки распечатываются из программного обеспечения, после занесения в него всех данных. Допускает, что мог не зарегистрировать заявление в «Журнале регистрации материалов об изменении гражданства». При указанных обстоятельствах, доводы представителей ответчиков о том, что Оджанов М.Б. не обращался с заявлением о приеме в гражданство РФ с приложением соответствующих документов, как не имеющие документального подтверждения, при том положении, что административным истцом представлено достаточно письменных доказательств, суд не принимает во внимание. Несоблюдение начальником миграционного пункта УФМС России по Омской области в Тевризском районе должностных обязанностей по регистрации заявления и направлении в УВМ УМВД России по Омской области для принятия решения не может служить доказательством того, что Оджанов М.Б. не обращался с заявлением о приеме в гражданство РФ. На основании ч. 3 ст. 35 Федерального закона от 31.05.2002 № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» решения о приеме в гражданство Российской Федерации и о выходе из гражданства Российской Федерации в упрощенном порядке в соответствии со статьей 14, с частью третьей статьи 19 и частью третьей статьи 26 настоящего Федерального закона принимаются федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел и его территориальными органами. Согласно ч. 4 ст. 35 Федерального закона от 31.05.2002 № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» рассмотрение заявлений по вопросам гражданства Российской Федерации и принятие решений о приеме в гражданство Российской Федерации и о выходе из гражданства Российской Федерации в упрощенном порядке осуществляются в срок до шести месяцев со дня подачи заявления и всех необходимых документов, оформленных надлежащим образом. В установленный законом срок заявление Оджанова М.Б. о приеме в гражданство РФ в упрощенном порядке не рассмотрено. 11 февраля 2019 года Оджанов М.Б. обратился в ОМВД России по Тевризскому району с жалобой на сотрудников миграционного пункта ОМВД России по Тевризскому району о препятствии в получении гражданства РФ. По результатам проведенной проверки, 27.02.2019 начальником МП ОМВД России по Тевризскому району вынесено заключение согласно которого, дело о приеме в гражданство Оджанова М.Б. на хранении не имеется, не значится зарегистрированным в «Журнале регистрации материалов об изменении гражданства» и в ППО-Территория (л.д. 9). 12.04.2019 года по результатам рассмотрения обращения Оджанова М.Б., УВМ УМВД России по Омской области был направлен ответ, согласно которому дело о приеме Оджанова М.Б. в гражданство РФ в УВМ УМВД России по Омской области из МП ОМВД России по Тевризскому району не поступало (л.д. 10-11). Таким образом, бездействие Управления по вопросам миграции УМВД России по Омской области по не рассмотрению, принятого 08.08.2017 заявления Оджанова М.Б. о приеме в гражданство РФ, как нарушающие права Оджанова М.Б. и его несовершеннолетнего сына ФИО2, является незаконным. Способом восстановления нарушенных прав административного истца является возложение на Управление по вопросам миграции УМВД России по Омской области обязанности по рассмотрению заявления Оджанова М.Б. о принятии в гражданство РФ. В соответствии с ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. Согласно ч. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания факта нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца, а также соблюдения сроков обращения в суд возложена на лицо, обратившееся в суд, а обязанность доказывания соблюдения требований нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами, соответствие содержания оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения, возложена на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие). Частью 2 статьи 227 КАС РФ предусмотрено, что по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: 1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление; 2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными. Исходя из того, что должностными лицами Управления по вопросам миграции УМВД России по Омской области допущено оспариваемое административным истцом незаконное бездействие, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения исковых требований Оджанова М.Б. о возложении обязанности на Управление по вопросам миграции УМВД России по Омской области рассмотреть заявление и принять решение по заявлению Оджанова М.Б. о приеме в гражданство РФ в упрощенном порядке. Разрешая требования Оджанова М.Б. о продлении срока действия вида на жительство суд приходит к следующему. В соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» в течение срока действия разрешения на временное проживание и при наличии законных оснований иностранному гражданину по его заявлению может быть выдан вид на жительство. Вид на жительство выдается иностранному гражданину на пять лет. По окончании срока действия вида на жительство данный срок по заявлению иностранного гражданина, поданному в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел не позднее чем за два месяца до истечения срока действия имеющегося у него вида на жительство, может быть продлен на пять лет. Количество продлений срока действия вида на жительство не ограничено (ч. 3 ст. 8 Федерального закона № 115-ФЗ). В судебном заседании Оджанов М.Б. пояснил, что ему было известно об окончании срока действия вида на жительство ДД.ММ.ГГГГ, с заявлением о продлении срока действия вида на жительство он не обращался, так как ждал результатов рассмотрения его заявления о приеме в гражданство РФ. Таким образом, в судебном заседании не установлено объективных причин, препятствующих обращению Оджанова М.Б. с заявлением о продлении срока действия вида на жительство, принятие к рассмотрению его заявления о приеме в гражданство РФ не препятствовало обращению Оджанова М.Б. с заявлением о продлении срока действия вида на жительство, однако правом на обращение с указанным заявлением Оджанов М.Б. не воспользовался, в связи с чем исковые требования о продлении срока действия вида на жительство не подлежат удовлетворению. Довод представителей ответчиков о пропуске административным истцом Оджановым М.Б. срока для обращения в суд, установленного статьей 219 КАС РФ, равно как и суждение о необходимости исчисления такого срока с августа 2018 года - дня, когда истцу стало известно о невозможности получения решения о приеме в гражданства Российской Федерации суд считает необходимым отклонить. Действительно, ч. 1 ст. 219 КАС РФ предусмотрено право гражданина обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями в течение трех месяцев со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его прав, свобод и законных интересов. Между тем, поскольку Оджанов М.Б. оспаривает бездействие государственного органа, выразившееся в неисполнении обязанности рассмотрения его заявления, которое носит длящийся характер и, учитывая, что до настоящего времени какое-либо решение по существу обращения заявителя не принято, то административный истец на протяжении всего времени бездействия УВМ УМВД России по Омской области имеет право на судебную защиту, в силу чего процессуальный срок, установленный статьей 219 КАС Российской Федерации, на дату обращения административного истца в суд не пропущен. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175 - 177, 227 КАС РФ, суд РЕШИЛ: Административное исковое заявление Оджанова Мугабила Баласадыг оглы удовлетворить частично. Обязать Управление по вопросам миграции УМВД России по Омской области рассмотреть заявление и принять решение по заявлению Оджанова Мугабила Баласадыг оглы о приеме в гражданство РФ в упрощенном порядке. В удовлетворении остальной части иска отказать. Решение может быть обжаловано в Омский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме, через Тевризский районный суд Омской области. Судья С.А. Задорожний Мотивированное решение изготовлено 21 июня 2019 года ___________________ |