НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Тамбовского районного суда (Тамбовская область) от 28.05.2019 № 2-424/19

Дело №2-424/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Тамбов 28 мая 2019 года

Тамбовский районный суд Тамбовской области в составе:

председательствующего судьи Ситниковой Е.Н.

при секретаре Катичевой К.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Дьяконовой Любови Ивановны к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тамбовской и Липецкой областях, Управлению лесами Тамбовской области, администрации Тамбовского района Тамбовской области об установлении границ земельного участка,

УСТАНОВИЛ:

Дьяконова Любовь Ивановна обратилась в суд с иском к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тамбовской и Липецкой областях об установлении границ земельного участка.

Исковые требования мотивированы тем, что Дьяконова Любовь Ивановна является собственником жилого дома, площадью <данные изъяты> кв.м., с кадастровым номером 68:15:4901001:510, расположенного по адресу: Тамбовская область, Тамбовский район, пос.Тригуляй, дом 162.

В ходе кадастровых работ в связи с образованием земельного участка путем раздела земельного участка с кадастровым номером 68:20:0000000:2204 было установлено, что категория земель данного земельного участка - земли лесного фонда.

На образуемом земельном участке расположено жилое здание с кадастровым номером 68:15:4901001:510, принадлежащее на праве собственности Дьяконовой Любови Ивановне.

Местоположение образуемого земельного участка согласовано Управлением лесами Тамбовской области.

Для постановки земельного участка на кадастровый учет необходима утвержденная схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории. Однако администрация Тамбовского района Тамбовской области отказала Дьяконовой Любови Ивановне в утверждении схемы земельного участка, указав на необходимость согласования границ участка с Управлением лесами Тамбовской области, которое у нее на момент обращения было.

В связи с тем, что образуемый земельный участок под зданием с кадастровым номером 68:15:4901001:510, расположенный по адресу: Тамбовская область, Тамбовский район, пос.Тригуляй, дом 162, попадает в пределы земельного участка с кадастровым номером 68:20:0000000:2204, который принадлежит на праве собственности Российской Федерации, распоряжаться данными землями администрация Тамбовского района Тамбовской области не уполномочена. Управление лесами Тамбовской области не является органом уполномоченным на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков.

Дьяконова Любовь Ивановна просит установить границы земельного участка под объектом капитального строительства с кадастровым номером 68:15:4901001:510, расположенного по адресу: Тамбовская область, Тамбовский район, пос.Тригуляй, дом 162, площадью <данные изъяты> кв.м., согласно плану границ земельного участка, изготовленного кадастровым инженером Алексеевой Ю.Г. 19 июля 2018 года.

К участию в деле в качестве соответчиков были привлечены Управление лесами Тамбовской области, администрация Тамбовского района Тамбовской области.

В судебном заседании истица Дьяконова Л.И. исковые требования с учетом уточнений поддержала и пояснила, что ее права на жилой дом по адресу: Тамбовская область, Тамбовский район, пос.Тригуляй, 162 были зарегистрированы до 01 января 2016 года, и поэтому ей не вправе отказать в утверждении схемы земельного участка. У нее имеется личное подсобное хозяйство, огород 7 соток. Спорный земельный участок должен быть выведен из государственного лесного фонда и переведен в земли поселений без ее участия. Этого своевременно не было сделано. На основании закона «О лесной амнистии» просила установить границы земельного участка.

Представитель истицы Маркин А.А., действующий по доверенности, в судебном заседании исковые требования с учетом уточнений поддержал и пояснил, что Дьяконова Л.И. является собственником жилого дома, площадью <данные изъяты> кв.м., с кадастровым номером 68:15:4901001:510, расположенного по адресу: Тамбовская область, Тамбовский район, пос.Тригуляй, дом 162.

Согласно выписки из похозяйственной книги земельный участок при данном домовладении - это земли Бокинского сельсовета и неясно каким образом земельный участок оказался в землях лесного фонда, возможно при координировании участка произошла ошибка.

Жилой дом истицы стоял на кадастровом учете и получилось, что он также находится в лесном фонде.

Для оформления земельного участка и постановки на кадастровый учет кадастровым инженером был подготовлен план границ земельного участка, площадью <данные изъяты> кв.м., под объектом капитального строительства. Местоположение образуемого земельного участка согласовано Управлением лесами Тамбовской области.

Для постановки земельного участка на кадастровый учет необходима утвержденная схема расположения земельного участка. Однако администрация Тамбовского района Тамбовской области отказала Дьяконовой Л.И. в утверждении схемы земельного участка, указав на необходимость согласования границ участка с Управлением лесами Тамбовской области, которое уже имелось.

Осуществление кадастрового учета земельного участка было приостановлено в связи с доработкой межевого плана.

В настоящее время истица не может поставить земельный участок на кадастровый учет. В связи с чем просит установить границы земельного участка под объектом капитального строительства с кадастровым номером 68:15:4901001:510, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для личного подсобного хозяйства, расположенного по адресу: Тамбовская область, Тамбовский район, пос.Тригуляй, дом 162, площадью <данные изъяты> кв.м., согласно плану границ земельного участка, изготовленного кадастровым инженером Алексеевой Ю.Г. 19 июля 2018 года.

Представитель ответчика - Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тамбовской и Липецкой областях Овчинникова Я.М., действующая по доверенности, в судебном заседании исковые требования не признала и пояснила, что земельный участок с кадастровым номером 68:20:0000000:2204 был образован из земельного участка с кадастровым номером 68:20:0000000:78, поставленного на кадастровый учет 24 июля 2003 года в соответствии с нормами действовавшего законодательства. У земельного участка имеются границы, участок относится к землям лесного фонда, является собственностью Российской Федерации, и не может быть предоставлен в частную собственность. Отчуждение таких земельных участков невозможно.

Граница участка установлена в системе координат МСК-68. Реестровая ошибка в местоположении границ земельного участка отсутствует.

Установление границы земельного участка под объектом капитального строительства с кадастровым номером 68:15:4901001:510, расположенного по адресу: Тамбовская область, Тамбовский район, пос.Тригуляй, дом 162, площадью <данные изъяты> кв.м., в настоящее время не представляется возможным. Это возможно только после перевода земель лесного фонда в иную категорию, при этом перевод земель лесного фонда утверждается Правительством РФ.

Представитель ответчика - Управления лесами Тамбовской области Павлова Е.А., действующая по доверенности, в судебном заседании исковые требования не признала и пояснила, что законом не предусмотрено предоставление земель лесного фонда гражданам в собственность. Возможно истице предоставить участок в аренду, однако она желает его оформить в собственность. Кроме того, необходимо перевести земельный участок в другую категорию.

Представитель ответчика - администрации Тамбовского района Тамбовской области Рогоман М.Ю., действующая по доверенности, в судебном заседании исковые требования не признала и пояснила, что администрация Тамбовского района Тамбовской области не нарушала права истицы. Дьяконова Л.И. обращалась в администрацию и ей решили помочь. Межевой план администрацией был представлен для постановки земельного участка на кадастровый учет. Однако после приостановки государственного кадастрового учета истица никаких действий не предпринимала.

Представители третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика - ТОГКУ «Тамбовское лесничество» Федяев Д.Ю. и Сорокина С.А., действующие по доверенностям, в судебном заседании пояснили, что ТОГКУ «Тамбовское лесничество» выступает за вывод земельного участка из государственного лесного фонда только в порядке, предусмотренном законодательством РФ.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика, - филиала федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Тамбовской области Харланова Н.В., действующая по доверенности, отнесла решение спора на усмотрение суда, и пояснила, что для осуществления государственного кадастрового учета в отношении земельного участка по адресу: Тамбовская область, Тамбовский район, пос.Тригуляй, дом 162 был представлен межевой план, при рассмотрении которого выявлено, что образуемый земельный участок пересекает (происходит наложение) границы земельного участка лесного фонда с кадастровым номером 68:20:0000000:2204. Межевой план был подготовлен с целью реализации ст.60.2 Федерального закона от 13 июля 2015 года №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (лесная амнистия).

Для устранения причин приостановления государственного кадастрового учета необходимо доработать межевой план:

- включить в состав межевого плана документы, определяющие местоположение границ земельного участка при его образовании (утвержденная схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории), а также документы, в соответствии с которыми в межевой план внесены сведения о разрешенном использовании и категории земель,

- включить в состав межевого плана раздел «Схема расположения земельного участка»,

- сведения о местоположении образуемого земельного участка должны соответствовать его фактическому расположению,

- согласовать местоположение границ общих для образуемого участка и смежного земельного участка с кадастровым номером 68:20:0000000:2204 с заинтересованным лицом.

Администрация района должна утвердить схему расположения земельного участка.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика, - Алексеевой Ю.Г. - Нистратова Г.В., действующая по доверенности, пояснила в судебном заседании, что Дьяконова Л.И. обратилась для проведения кадастровых работ по образованию земельного участка под жилым домом. Жилой дом принадлежит истице на праве собственности, право возникло до 01 января 2016 года, в связи с чем земельный участок возможно поставить на кадастровый учет в соответствии с законом «О лесной амнистии».

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика - администрации Бокинского сельсовета Тамбовского района Тамбовской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания надлежащим образом извещен. От главы сельсовета Гордова Д.С. имеется ходатайство, в котором он принятие решения по изложенным в исковом заявлении требованиям оставляет на усмотрение суда.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика - администрации Новолядинского поссовета Тамбовского района Тамбовской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания надлежащим образом извещен. От главы сельсовета Лаптевой Л.В. имеется заявление, в котором она просит рассмотреть дело без их представителя, вопрос об удовлетворении исковых требований оставляет на усмотрение суда.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика - ТОГАУ «Тамбовский лесхоз» в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания надлежащим образом извещен.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика - филиала ФГУП «Рослесинфорг» «Воронежлеспроект» в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания надлежащим образом извещен.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд считает, что исковые требования Дьяконовой Л.И. удовлетворению не подлежат.

Согласно ст.46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

В силу ст.304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.

Пунктом 1 статьи 209 ГК РФ предусмотрено, что собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

В соответствии со ст.64 Земельного кодекса РФ земельные споры рассматриваются в судебном порядке.

Судом было установлено, что Дьяконова Любовь Ивановна является собственником одноэтажного жилого дома, площадью <данные изъяты> кв.м., с кадастровым номером 68:15:4901001:510, расположенного по адресу: Тамбовская область, Тамбовский район, пос.Тригуляй, дом 162.

Право собственности возникло на основании решения Тамбовского районного суда Тамбовской области от 01 августа 2014 года и свидетельства о праве на наследство по закону от 11 июня 2015 года.

Решением Тамбовского районного суда Тамбовской области от 01 августа 2014 года жилой дом по адресу: Тамбовская область, Тамбовский район, пос.Тригуляй, 162 был признан совместно нажитым имуществом супругов Дьяконовой Любови Ивановны и Дьяконова Вячеслава Ивановича и за каждым признано право собственности по ? доле в праве общей долевой собственности.

После смерти 07 ноября 2014 года Дьяконова Вячеслава Ивановича Дьяконова Любовь Ивановна унаследовала ? долю в праве общей долевой собственности на указанный жилой дом.

Дьяконова Любовь Ивановна зарегистрирована и проживает по адресу: Тамбовская область, Тамбовский район, пос.Тригуляй, дом 162, имеет личное подсобное хозяйство.

С целью образования земельного участка из земель государственной собственности Дьяконова Любовь Ивановна обратилась к кадастровому инженеру.

19 июля 2018 года кадастровым инженером Алексеевой Ю.Г. был подготовлен план границ земельного участка, площадью <данные изъяты> кв.м., под объектом капитального строительства с кадастровым номером 68:15:4901001:510 по адресу: Тамбовская область, Тамбовский район, пос.Тригуляй, дом 162, а 10 декабря 2018 года - межевой план земельного участка.

Категория земель данного земельного участка - земли лесного фонда.

Из заключения кадастрового инженера Алексеевой Ю.Г. следует, что образуемый земельный участок расположен в границах земельного участка с кадастровым номером 68:20:0000000:2204, расположенного: Тамбовская область, Тамбовский район, Тамбовское лесничество, Пригородное участковое лесничество - кварталы №1-134, категория земель - земли лесного фонда, разрешенное использование - для размещения объектов лесного фонда. Согласно материалам лесоустройства образуемый земельный участок расположен в лесном квартале №133. Доступ к земельному участку обеспечен посредством лесной дороги.

Граница участка лесного фонда с кадастровым номером 68:20:0000000:2204, площадью 56414366, расположенного по адресу: Тамбовская область, Тамбовский район, Тамбовское лесничество, Пригородное участковое лесничество - кварталы №1-134, установлена в системе координат МСК-68 в соответствии с материалами лесоустройства. Земельный участок под жилым домом по адресу: Тамбовская область, Тамбовский район, пос.Тригуляй, дом 162 входит в состав земель лесного фонда и числится в государственном лесном реестре «кордон лесной».

Дьяконова Любовь Ивановна обратилась в администрацию Тамбовского района Тамбовской области с заявлением о предварительном согласовании предоставления в собственность за плату земельного участка и утверждении схемы расположения земельного участка, площадью 3000 кв.м., по адресу: Тамбовская область, Тамбовский район, пос.Тригуляй, дом 162.

Администрация Тамбовского района Тамбовской области указала, что схему расположения образуемого земельного участка необходимо согласовать с Управлением лесами Тамбовской области и с согласованной схемой расположения испрашиваемого земельного участка обратиться к кадастровому инженеру для подготовки межевого плана.

В письме от 27 февраля 2018 года Управление лесами Тамбовской области указало Дьяконовой Любовь Ивановне, что согласовывает представленную схему расположения земельного участка.

Администрация Тамбовского района Тамбовской области обратилась с заявлением о постановке на государственный кадастровый учет земельного участка, но было получено уведомление от 11 июля 2018 года о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета. Осуществление кадастрового учета земельного участка было приостановлено в связи с необходимостью доработать межевой план.

Правовое регулирование учета лесных участков в составе земель лесного фонда имеет особенности, установленные Лесным кодексом РФ и Федеральным законом «О ведении в действие Лесного кодекса РФ».

В соответствии со ст.101 Земельного кодекса РФ (в редакции, действовавшей до декабря 2006 года) к землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления,- вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие).

В силу ст.101 Земельного кодекса РФ (в действующей редакции) к землям лесного фонда относятся лесные земли и нелесные земли, состав которых устанавливается лесным законодательством. Порядок использования и охраны земель лесного фонда устанавливается Земельным кодексом РФ и лесным законодательством.

Согласно ст.6 Лесного кодекса РФ леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. Использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются в соответствии с целевым назначением земель, на которых эти леса располагаются. Границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.

Границы земель лесного фонда лесных участков, их площадь, иные количественные и качественные характеристики, целевое назначение и вид разрешенного использования определяются в лесоустроительной проектной документации. Земельный участок с кадастровым номером 68:20:0000000:2204 образован из земельного участка с кадастровым номером 68:20:0000000:78, поставленного на кадастровый учет 24 июля 2003 года.

В 2014 году филиалом ФГУП «Рослесинфорг» «Воронежлеспроект» проводились работы по уточнению границ лесничеств и постановке земельных участков на государственный кадастровый учет в системе координат «Регион-68». Земельный участок с кадастровым номером 68:20:0000000:2204 образован из земельного участка с кадастровым номером 68:20:0000000:78 путем раздела с сохранением в измененных границах и поставлен на кадастровый учет в системе координат «Регион-68».

Согласно ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Однако достаточных и объективных доказательств в подтверждение фактов нарушения прав и охраняемых законом интересов истицы не представлено.

Согласно ст.214 ГК РФ государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации). Земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью.

Правообладателем земельного участка, площадью 56414366, с кадастровым номером 68:20:0000000:2204 является Российская Федерация.

Право собственности Российской Федерации признано в силу закона, а не в силу осуществления самой процедуры государственной регистрации такого права.

В соответствии с п.1 ст.125 ГК РФ от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

Защиту, в том числе в судебном порядке, имущественных прав и законных интересов Российской Федерации в области лесных отношений от имени Российской Федерации осуществляет уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти (п.4 ст.10 Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель» от 29 июля 2017 года №280-ФЗ).

Земельный участок подлежит отнесению к землям населенных пунктов, если он находится в границах населенного пункта, или к категории земель сельскохозяйственного назначения в иных случаях, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, а также сведениями Единого государственного реестра недвижимости, правоустанавливающими и (или) правоудостоверяющими документами на земельные участки земельный участок относится к категории земель лесного фонда, но до 8 августа 2008 года предоставлен для личного подсобного хозяйства либо образован из указанного земельного участка (ст.5 Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель» от 29 июля 2017 года №280-ФЗ).

Согласно ст.2 Федерального закона от 21 декабря 2004 года №172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую заинтересованным лицом подается ходатайство о переводе земель из одной категории в другую или ходатайство о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на рассмотрение этого ходатайства.

В силу ст.8 Земельного кодекса РФ перевод земель из одной категории в другую осуществляется в отношении:

1) земель, находящихся в федеральной собственности, - Правительством Российской Федерации;

2) земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, и земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной собственности, - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

3) земель, находящихся в муниципальной собственности, за исключением земель сельскохозяйственного назначения, - органами местного самоуправления;

4) земель, находящихся в частной собственности:

земель сельскохозяйственного назначения - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

земель иного целевого назначения - органами местного самоуправления.

Перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов в порядке, установленном Земельным кодексом РФ и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.

Согласно ст.84 Земельного кодекса РФ установлением или изменением границ населенных пунктов является:

1) утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования;

2) утверждение или изменение схемы территориального планирования муниципального района, отображающей границы сельских населенных пунктов, расположенных за пределами границ поселений (на межселенных территориях).

В соответствии с ч.8 ст.24 Градостроительного кодекса РФ проект генерального плана до его утверждения подлежит в соответствии со статьей 25 Градостроительного кодекса РФ обязательному согласованию в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Суд, оценивая доказательства, представленные сторонами в обоснование своих требований и возражений, на предмет их относимости, допустимости, достоверности в отдельности, а также достаточности и взаимной связи в их совокупности, на основе установления фактических обстоятельств дела, считает, что отсутствуют основания для удовлетворения исковых требований.

Статьей 70 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости".

Согласно ст.22 Федерального закона от 13 июля 2015 года №218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.

В силу ст.37 Федерального закона от 24 июля 2007 года №221-ФЗ «О кадастровой деятельности» результатом кадастровых работ кадастрового инженера - индивидуального предпринимателя, указанного в статье 32 настоящего Федерального закона, или работника юридического лица, указанного в статье 33 настоящего Федерального закона, является межевой план, технический план или акт обследования.

В соответствии с ч.1 ст.39 Федерального закона от 24 июля 2007 года №221-ФЗ «О кадастровой деятельности» местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию с лицами, указанными в части 3 настоящей статьи, в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в Единый государственный реестр недвижимости.

Согласно ч.3 ст.39 Федерального закона от 24 июля 2007 года №221-ФЗ «О кадастровой деятельности» согласование местоположения границ проводится с лицами, обладающими смежными земельными участками на праве:

1) собственности (за исключением случаев, если такие смежные земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставлены гражданам в пожизненное наследуемое владение, постоянное (бессрочное) пользование либо юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными учреждениями либо казенными предприятиями, в постоянное (бессрочное) пользование);

2) пожизненного наследуемого владения;

3) постоянного (бессрочного) пользования (за исключением случаев, если такие смежные земельные участки предоставлены государственным или муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, органам государственной власти или органам местного самоуправления в постоянное (бессрочное) пользование);

4) аренды (если такие смежные земельные участки находятся в государственной или муниципальной собственности и соответствующий договор аренды заключен на срок более чем пять лет).

В силу ст.40 Федерального закона от 24 июля 2007 года №221-ФЗ «О кадастровой деятельности» результат согласования местоположения границ оформляется кадастровым инженером в форме акта согласования местоположения границ на обороте листа графической части межевого плана.

Местоположение границ земельного участка считается согласованным при наличии в акте согласования местоположения границ личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей, за исключением предусмотренного частью 3 настоящей статьи случая. Реквизиты документов, удостоверяющих личность таких заинтересованных лиц или их представителей, с указанием реквизитов документов, подтверждающих полномочия представителей заинтересованных лиц, указываются в акте согласования местоположения границ.

Если местоположение соответствующих границ земельных участков не согласовано заинтересованным лицом или его представителем и такое лицо или его представитель представили в письменной форме возражения относительно данного согласования с обоснованием отказа в нем, в акт согласования местоположения границ вносятся записи о содержании указанных возражений. Представленные в письменной форме возражения прилагаются к межевому плану и являются его неотъемлемой частью.

Суд считает, что при производстве работ по межеванию земельного участка, с кадастровым номером 68:20:0000000:2204, кадастровым инженером нарушений допущено не было, установленный законом порядок был соблюден.

Согласно п.2 ст.8.1 ГК РФ права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом.

Суд также учитывает, что соответствие межевания требованиям законодательства проверяется органом кадастрового учета при рассмотрении заявления об осуществлении государственного кадастрового учета, между тем, предусмотренных законом оснований для отказа в осуществлении кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 68:20:0000000: 2204 органом кадастрового учета не установлено, в связи с чем, суд руководствуется сведениями, внесенными в государственный кадастр недвижимости. Имеющийся в деле план границ кадастрового инженера Алексеевой Ю.Г. не свидетельствует о нарушении права истицы. Оснований для установления границы земельного участка, площадью <данные изъяты> кв.м., согласно плану границ, изготовленному кадастровым инженером Алексеевой Ю.Г., суд не усматривает.

Суд принимает во внимание, что земли лесного фонда подлежат использованию исключительно для целей ведения лесного хозяйств и не могут использоваться для иных целей, не предусмотренных законом.

На основании п.п.2 п.5 ст.27 Земельного кодекса РФ ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки из состава земель лесного фонда;

Статьей 71 Лесного кодекса РФ установлено, что лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное пользование, гражданам - в аренду, безвозмездное пользование.

Таким образом, законом не предусмотрена возможность нахождения в собственности граждан земельных участков из состава земель лесного фонда.

Спорный земельный участок располагается на землях лесного фонда и в соответствии с требованиями законодательства, регулирующего спорные правоотношения, не предусматривается возможность отчуждения земель лесного фонда в частную собственность, в связи с чем, установление границ земельного участка невозможно.

Сторона истца считает, что требования Дьяконовой Л.И. основаны на законе «О лесной амнистии».

Согласно ч.2 ст.60.2 Федерального закона от 13 июля 2015 года №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» если при осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на образуемый земельный участок, на котором расположен объект недвижимости, права на который возникли до 1 января 2016 года и зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости, было выявлено пересечение границ указанного земельного участка с границами лесного участка, лесничества, лесопарка, данное обстоятельство не является препятствием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на указанный земельный участок.

В силу ст.4.7 Федерального закона от 04 декабря 2006 года №201-ФЗ «О ведении в действие Лесного кодекса РФ» образование лесного участка, на котором расположен объект недвижимого имущества, права на который возникли до 01 января 2016 года, зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости и использование (назначение) которого не связано с использованием лесов, осуществляется в соответствии со схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории. При этом подготовка проектной документации лесного участка не требуется. Площадь такого лесного участка определяется в соответствии с правилами пункта 7 статьи 3.5 Федерального закона от 25 октября 2001 года №137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".

Согласно ст.3.5 Федерального закона от 25 октября 2001 года №137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса РФ» отказ в согласовании схемы допускается только в случае пересечения границ образуемого земельного участка с границами лесного участка и (или) лесничества, лесопарка, сведения о которых содержатся в государственном лесном реестре, или в случае нахождения образуемого земельного участка в границах таких лесничества, лесопарка. В этом случае к уведомлению об отказе в согласовании схемы должны быть приложены документы, подтверждающие пересечение границ образуемого земельного участка и границ лесного участка и (или) лесничества, лесопарка, с приложением схемы, на которой отображается местоположение части границы лесного участка, лесничества, лесопарка, с которой пересекаются границы образуемого земельного участка, либо документы, подтверждающие нахождение данного земельного участка в границах лесничества, лесопарка.

Отказ в согласовании схемы по основаниям, указанным в пункте 6 настоящей статьи, не допускается в случае согласования схемы, подготовленной для образования земельного участка, который расположен в границах лесничества, лесопарка или границы которого пересекают границы лесных участков и (или) лесничества, лесопарка, если на таком земельном участке расположен объект недвижимого имущества, права на который возникли до 1 января 2016 года, зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости и использование (назначение) которого не связано с использованием лесов. В указанных случаях отказ в согласовании схемы допускается только при условии, что площадь образуемого земельного участка превышает предельные (максимальные) размеры земельных участков, установленные в соответствии с частью 20 статьи 34 Федерального закона от 23 июня 2014 года N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", а если указанные предельные (максимальные) размеры не установлены, - в случае, если площадь образуемого земельного участка превышает площадь, занятую объектом недвижимого имущества и необходимую для его использования. В уведомлении об отказе в согласовании схемы должны быть указаны основания для такого отказа.

Отказ в согласовании схемы может быть обжалован в суд.

Между тем суд учитывает, что норма ч.2 ст.60.2 Федерального закона от 13 июля 2015 года №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» применяется исключительно при следующих условиях:

- права на здание возникли до 01 января 2016 года,

- права на здание возникли до того, как сведения о границах лесных участков, лесничеств и лесопарков были внесены в кадастр.

У истицы права на здание (жилой дом) возникли до 01 января 2016 года. Однако права на жилой дом возникли после того, как сведения о границах лесных участков были внесены в кадастр.

Земельный участок с кадастровым номером 68:20:0000000:78, из которого был образован земельный участок с кадастровым номером 68:20:0000000:2204, был поставлен на кадастровый учет 24 июля 2003 года.

Кроме того, в отношении земельного участка по адресу: Тамбовская область, Тамбовский район, пос.Тригуляй, 162, имеется запись в книге похозяйственного учета 1991-1995 г. Площадь участка составляет 700 кв.м., тогда как истица просит установить границы земельного участка, площадью <данные изъяты> кв.м.

Устанавливая границы земельного участка, площадью <данные изъяты> кв.м., ходатайство о назначении судебной землеустроительной экспертизы стороной истца по делу не заявлялось.

В соответствии со статьей 60 ГПК РФ обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.

Сторона истца никаких действий, направленных на реализацию своего права по доказыванию, не предприняла, а именно: ходатайства о назначении судебной землеустроительной экспертизы не заявляла. Суд учитывает, что граждане по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права. В случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагается. Невыполнение юридически значимых действий влечет негативные последствия.

Кадастровые границы земельных участков сторон по настоящему делу не пересекаются, поскольку здание с кадастровым номером 68:15:4901001:510 находится в пределах земельного участка с кадастровым номером 68:20:0000000:2204, который является земельным участком лесного фонда и находится в собственности Российской Федерации, что также подтверждается заключением кадастрового инженера.

Требований о признании границ, а также результатов межевания земельного участка с кадастровым номером 68:20:0000000:2204 недействительными не заявлено.

Спорный земельный участок не подлежит приватизации, поскольку относится к землям лесного фонда, является имуществом Российской Федерации, не подлежащим отчуждению.

Статьей 17 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что в федеральной собственности находятся земельные участки:

которые признаны таковыми федеральными законами;

право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю;

которые приобретены Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.

Статья 8 Лесного кодекса РФ устанавливает, что лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.

В соответствии с п.3 ст.84 Земельного кодекса РФ включение земельных участков в границы населенных пунктов не влечет за собой прекращение прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков.

Для перехода права собственности на земельный участок, включенный в границы населенного пункта, необходимо волеизъявление собственника такого земельного участка, в данном случае - Российской Федерации.

Таким образом, право Российской Федерации, возникшее в силу закона, не может быть прекращено по такому основанию, как последующее включение земельного участка в границы населенного пункта.

На землях лесного фонда не допускается строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, за исключением случаев, указанных в части 1 статьи 21 Лесного кодекса РФ.

Сторона истца просит установить границы земельного участка под объектом капитального строительства с кадастровым номером 68:15:4901001:510, с указанием категории земель - земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования - для личного подсобного хозяйства, расположенного по адресу: Тамбовская область, Тамбовский район, пос.Тригуляй, дом 162, площадью <данные изъяты> кв.м.

Поскольку в отношении лесных участков, находящихся в составе земель лесного фонда, законом установлена федеральная форма собственности и прямой запрет на их приватизацию, оформление права собственности на земельный участок возможно только после перевода его из категории земель лесного фонда в земли населенных пунктов.

Что касается доводов представителя Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тамбовской и Липецкой областях и администрации Тамбовского района Тамбовской области о том, что они являются ненадлежащими ответчиком по делу, то они судом отклоняются.

Суд считает, что в результате рассмотрения иска Дьяконовой Л.И. Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тамбовской и Липецкой областях и администрация Тамбовского района Тамбовской области являются носителями материального права, имеют материально - правовую заинтересованность в исходе дела, и выступают субъектами спорного правоотношения.

Исследовав в совокупности представленные доказательств, учитывая вышеизложенное, суд считает в удовлетворении исковых требований Дьяконовой Любови Ивановны к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тамбовской и Липецкой областях, Управлению лесами Тамбовской области, администрации Тамбовского района Тамбовской области об установлении границ земельного участка отказать.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Дьяконовой Любови Ивановны к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тамбовской и Липецкой областях, Управлению лесами Тамбовской области, администрации Тамбовского района Тамбовской области об установлении границ земельного участка - отказать.

Решение может быть обжаловано в Тамбовский областной суд в апелляционном порядке через Тамбовский районный суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Решение принято в окончательной форме: 03 июня 2019 года.

Федеральный судья: Е.Н. Ситникова