НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Сызранского районного суда (Самарская область) от 24.04.2019 № 2-251/19

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

24 апреля 2019 года г. Сызрань

Сызранский районный суд Самарской области в составе:

председательствующего судьи Байгуловой Г.С.

при секретаре Голышевой О.П.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-251/2019 по исковому заявлению Красничкиной Е.Ю. к Собранию представителей Сызранского района Самарской области о признании незаконным отказа по начислению ежемесячной доплаты к пенсии муниципальным служащим и возложении обязанности по принятию решения о включении в стаж муниципальной службы периодов работы,

у с т а н о в и л

Красничкина Е.Ю. обратилась в суд с исковым заявлением к Собранию представителей Сызранского района Самарской области о признании незаконным отказа по начислению ежемесячной доплаты к пенсии муниципальным служащим и возложении обязанности по принятию решения о включении в стаж муниципальной службы периодов работы, указав в иске, что 09.11.2018 года она обратилась к Собранию представителей Сызранского района Самарской области с просьбой рассмотреть на очередном или внеочередном заседании вопрос по принятии решения о начислении и установлении пенсии за выслугу лет к страховой пенсии по старости муниципальному служащему, о включении в стаж муниципальной службы периода работы в должности технолога-нормировщика и инженера по нормированию отдела труда и зарплаты завода «Сызраньсельмаш» с 13.08.1984 года по 28.04.1989 года, о признании за Красничкиной Е.Ю. права на назначение пенсии за выслугу лет к страховой пенсии по старости муниципальному служащему, о возложении обязанности об установлении Красничкиной Е.Ю. пенсии за выслугу лет к страховой пенсии по старости муниципальному служащему в соответствии с частью 7 пункта 1 статьи 13 Закона Самарской области от 19.10.2007 г. №96-ГД «О муниципальной службе в Самарской области» и статьи 53 Устава муниципального района Сызранский Самарской области и о выплате ежемесячной пенсии за выслугу лет к страховой пенсии по старости с 07.09.2017 года. Также она просила предоставить копии решений Собраний представителей (номера, даты), о включении в стаж муниципальной службы периодов работы на иных должностях по всем работникам, заявления которых рассматривались на заседании комиссии по социальным гарантиям от 02.04.2009 года, или обосновать причину их отсутствия.

В обосновании заявленных требований указала, что Собранием представителей Сызранского района было принято решение №70 от 22 ноября 2018 года, которым в принятии решения о начислении и установлении пенсии за выслугу лет к страховой пенсии по старости муниципальному служащему, о включении в стаж муниципальной службы периода работы в иной должности, о признании права на назначение пенсии за выслугу лет к страховой пенсии по старости муниципальному служащему, о возложении обязанности об установлении пенсии за выслугу лет к страховой пенсии по старости муниципальному отказано и на аппарат Собрания представителей Сызранского района была возложена обязанность подготовить для нее мотивированный ответ.

В письме №86 от 28.11.2018 года Собранием представителей Сызранского района Самарской области были указаны причины, которые послужили для отказа в удовлетворении ее заявления: принятие решения о начислении и установлении пенсии на выслугу лет к страховой пенсии по старости муниципальному служащему, о включении в стаж муниципальной службы периода работы в иной должности, о признании права на назначение пенсии по старости муниципальному служащему, не отнесено к видам и рамкам полномочий Собрания представителей Сызранского района. Постановлением администрации Сызранского района от 30.07.2008 года №545 утверждено Положение о комиссии по социальным гарантиям муниципальным служащим при администрации Сызранского района и её состав. В пункте 6 Положения о даче заключение о возможности включения отдельных периодов работы (службы) муниципального служащего в стаж муниципальной службы для вынесения на Собрание представителей Сызранского района Постановлением администрации Сызранского района от 30.07.2008 года №545 постановлением администрации Сызранского района от 07.09.2009 года №653 «О внесении изменений в постановление администрации Сызранского района от 30.07.2008 года №545 «Об утверждении комиссии по социальным гарантиям муниципальным служащим при администрации Сызранского района и её состав» исключены слова «для вынесения решения на Собрание представителей Сызранского района».

Протоколом №3 комиссии по социальным гарантиям муниципальных служащих при администрации Сызранского района от 02.04.2009 года решено включить в стаж муниципальной службы Красничкиной Е.Ю. период работы в должности технолога-нормировщика и инженера по нормированию отдела труда и зарплаты завода «Сызраньсельмаш» с 13.08.1984 года по 28.04.1989 года, что составляет 4 года 8 месяцев 15 дней.

Апелляционным определением от 26.06.2018 года по делу №33-7439/2018 и определением от 13.02.2019 года №4Г-266/2016 (4758/2018) по кассационной жалобе установлено, что изменения в постановление администрации Сызранского района от 07.09.2009 года №653 «О внесении изменений в постановление администрации Сызранского района от 30.07.2008 года №545 «Об утверждении комиссии по социальным гарантиям муниципальным служащим при администрации Сызранского района и её состав» которым в пункте 6 слова «для вынесения решения на Собрание представителей Сызранского района» исключены, приняты после включения Красничкиной Е.Ю. в стаж муниципальной службы комиссией по социальным гарантиям муниципальных служащих при администрации Сызранского района, оформленным протоколом №3 от 02.04.2009 года и решение Собрания представителей Сызранского района в период с 02.04.2009 года по 07.09.2009 года должно быть принято. Просила признать незаконным решение Собрания представителей Сызранского района Самарской области от 22 ноября 2018 года №70 и пояснения выраженные в письме №86 от 28.11.2018 года Собрания представителей Сызранского района Самарской области, несоответствующими Закону Самарской области от 09.10.2017 года № 96-ГД «О муниципальной службе в Самарской области», постановлению администрации Сызранского района от 30.07.2008 года №545 «Об утверждении комиссии по социальным гарантиям муниципальным служащим при администрации Сызранского района и её состав» и административному регламенту предоставления муниципальной услуги «начисление ежемесячной доплаты к пенсии муниципальным служащим» утвержденного Постановлением администрации Сызранского района Самарской области №505 от 12.05.2016 года; обязать Собрание представителей Сызранского района Самарской области принять решение о включении в стаж муниципальной службы Красничкиной Е.Ю. период работы в должности технолога-нормировщика и инженера по нормированию отдела труда и зарплаты завода «Сызраньсельмаш» с 13.08.1984 года по 28.04.1989 года, что составляет 4 года 8 месяцев 15 дней, в соответствии с пунктом 6 постановления администрации Сызранского района от 30.07.2008 года №545 «Об утверждении комиссии по социальным гарантиям муниципальным служащим при администрации Сызранского района и её состав» на основании протокола №3 комиссии по социальным гарантиям муниципальных служащих при администрации Сызранского района от 02.04.2009 года.

В судебном заседании истец Красничкина Е.Ю. и ее представитель Беликов заявленные исковые требования увеличила, представив письменное ходатайство об увеличении исковых требований, в котором указала, что поскольку Собрание представителей Сызранского района в отзыве на ее исковое заявление подтвердило, что Протокол №3 комиссии по социальным гарантиям муниципальных служащих при администрации Сызранского района от 02.04.2009 года на рассмотрение Собрания представителей не выносился и решение по нему не принималось, по причине бездействия администрации муниципального района Сызранский Самарской области, но, несмотря на это, всем муниципальным служащим, заявления которых рассмотрены на данном заседании периоды работы в иных организациях включены в стаж муниципальной службы, в связи с чем полагает, что ее права нарушены бездействием администрацией муниципального района Сызранский по внесению на рассмотрение Собрания представителей проекта Решения о включении в стаж муниципальной службы Красничкиной Е.Ю. периода работы в должности технолога-нормировщика и инженера по нормированию отдела труда и зарплаты завода «Сызраньсельмаш» с 13.08.1984 года по 28.04.1989 года, что составляет 4 года 8 месяцев 15 дней. Учитывая, что иным муниципальным служащим, заявления которых рассмотрены на заседании комиссии по социальным гарантиям муниципальных служащих при администрации Сызранского района от 02.04.2009 года периоды работы в иных организациях включены в стаж муниципальной службы, а ее стаж не включен, то усматривается полная дискриминация и ущемление ее прав гарантированных ей Конституцией Российской Федерации и действующим законодательством Российской Федерации. Просила обязать администрацию муниципального района Сызранский подготовить на основании Протокола №3 комиссии по социальным гарантиям муниципальных служащих при администрации Сызранского района от 02.04.2009 года и направить на утверждение Собрания представителей Сызранского района проект Решения о включении в стаж муниципальной службы Красничкиной Е.Ю. период работы в должности технолога-нормировщика и инженера по нормированию отдела труда и зарплаты завода «Сызраньсельмаш» с 13.08.1984 года по 28.04.1989 года, что составляет 4 года 8 месяцев 15 дней; признать незаконным решение Собрания представителей Сызранского района Самарской области №70 от 22 ноября 2018 года и пояснения выраженные в письме №86 от 28.11.2018 года Собрания представителей Сызранского района Самарской области, несоответствующими постановлению администрации Сызранского района от 30.07.2008 года №545 «Об утверждении Положения о комиссии по социальным гарантиям муниципальным служащим при администрации Сызранского района и ее состава», Закону Самарской области от 09.10.2017 года №96-ГД «О муниципальной службе в Самарской области» и административному регламенту предоставления муниципальной услуги «начисление ежемесячной доплаты к пенсии муниципальным служащим» утвержденного Постановлением администрации Сызранского района Самарской области №505 от 12.05.2016 года; обязать Собрание представителей Сызранского района Самарской области принять решение о включении в стаж муниципальной службы Красничкиной Е.Ю. период работы в должности технолога-нормировщика и инженера по нормированию отдела труда и зарплаты завода «Сызраньсельмаш» с 13.08.1984 года по 28.04.1989 года, что составляет 4 года 8 месяцев 15 дней, в соответствии с пунктом 6 постановления администрации Сызранского района от 30.07.2008 года №545 «Об утверждении комиссии по социальным гарантиям муниципальным служащим при администрации Сызранского района и её состав» на основании протокола №3 комиссии по социальным гарантиям муниципальных служащих при администрации Сызранского района от 02.04.2009 года, увеличенные исковые требования поддержала, просила их удовлетворить, поддержав доводы, изложенные в возражениях на отзыв от 24.04.2019 года, согласно которым Комиссия по социальным гарантиям протоколом №3 от 02.04.2009 года решила включить в стаж муниципальной службы период работы в должности технолога-нормировщика и инженера по нормированию отдела труда и зарплаты завода «Сызраньсельмаш» с 13.08.1984 года по 28.04.1989 года, т.е. дала заключение о возможности включения отдельных периодов работы (службы) муниципального служащего в стаж муниципальной службы для вынесения на Собрание представителей Сызранского района и в соответствии с п. 6 Постановления администрации Сызранского района от 30.07.2008 года №545.

Собрание представителей Сызранского района в отзыве на исковое заявление Красничкиной Е.Ю. подтверждает, что Протокол на рассмотрение Собрания представителей не выносился и решение по нему не принималось, но несмотря на это всем муниципальным служащим, заявления которых рассмотрены на данном заседании периоды работы в иных организациях включены в стаж муниципальной службы. До сентября 2017 года у нее не возникало сомнений в компетентности и профессионализме работников кадровой службы и аппарата администрации в отношении ведения личных дел работников.

В связи с тем, что Постановление администрации Сызранского района от 07.09.2009 года №653 «О внесении изменений в постановление администрации Сызранского района от 30.07.2008 года №545 «Об утверждении комиссии по социальным гарантиям муниципальным служащим при администрации Сызранского района и её состав» об исключении в пункте 6 слов «для вынесения решения на Собрание представителей Сызранского района» приняты после включения ей в стаж муниципальной службы комиссией по социальным гарантиям муниципальных служащих при администрации Сызранского района, оформленным протоколом №3 от 02.04.2009 года, решение Собрания представителей Сызранского района в период с 02.04.2009 года по 07.09.2009 года не было принято по указанному пункту, в соответствии со ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации ее нарушенные права должны быть восстановлены. Полагает, что Собрание представителей Сызранского района в отзыве на ее исковое заявление не обосновало и не представило доказательств недоказанности исковых требований по настоящему иску, в связи с чем, просила удовлетворить заявленные исковые требования.

Представитель ответчика Собрания представителей Сызранского района Самарской области Горшунова Ю.Ю., действующая на основании доверенности от 24.04.2019 года в судебном заседании исковые требования Красничкиной Е.Ю. не признала, поддержала представленный письменный отзыв, в котором указано, что исключительные полномочия представительного органа муниципального района определены частью 10 статьи 35 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». В соответствии с частью 11 статьи 35 Федерального закона иные полномочия представительных органов муниципальных образований определяются федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований. Устав муниципального района Сызранский Самарской области, принятый решением Собрания представителей Сызранского района от 03.07.2014 года №28, определил компетенцию Собрания представителей Сызранского района в статье 31, к видам и рамкам полномочий которого не отнесено: принятие решения о начислении и установлении пенсии за выслугу лет к страховой пенсии по старости муниципальному служащему; включение в стаж муниципальной службы периода работы в иной должности; признание права на назначение пенсии за выслугу лет к страховой пенсии по старости муниципальному служащему; возложение обязанности об установлении пенсии за выслугу лет к страховой пенсии по старости муниципальному служащему.

Собрание представителей Сызранского района по результатам рассмотрения обращения Красничкиной Е.Ю. в рамках Федерального закона «Об обращениях граждан в Российской Федерации» принимает решение от 22.11.2018 г. № 70 с соблюдением формы, установленной Уставом района.

При принятии Решения соблюден порядок его принятия, Решение принято компетентным органом в соответствии с полномочием, установленным подпунктом 20 части 2 статьи 31 Устава района.

Ответ на обращение гражданина от 09.11.2018 г. направлен в рамках исполнения органом местного самоуправления обязанности, предусмотренной Федеральным законом «Об обращениях граждан в Российской Федерации» в письменной форме, и содержит мотивировочную часть, выражающую единогласное мнение и решение депутатов, выраженное при рассмотрении обращения Красничкиной Е.Ю. и голосовании при принятии оспариваемого Решения. Учитывая коллегиальный характер организации представительного органа, ответ на обращение Красничкиной Е.Ю. по итогам его рассмотрения депутатами на заседании Собрания представителей Сызранского района, подписан председателем в рамках предоставленных ему Уставом района полномочий.

Частью 2 и 3 статьи 57 Устава района установлено, что «Настоящий Устав и оформленные в виде правовых актов решения, принятые на местном референдуме, являются актами высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов муниципального района, имеют прямое действие и применяются на всей территории муниципального района. Иные муниципальные правовые акты муниципального района не должны противоречить настоящему Уставу и решениям, принятым на местном референдуме».

Со дня вступления в силу Устава района, с 01.08.2014 года, правоотношения по установлению доплаты к трудовой пенсии по старости (назначению пенсии за выслугу лет) муниципальным служащим регулируются непосредственно указанным муниципальным нормативным правовым актом в соответствии с Законом Самарской области от 09.10.2007 года №96-ГД «О муниципальной службе в Самарской области».

В соответствии со статьей 53 Устава района стаж муниципальной службы в Самарской области, дающий право на установление пенсии за выслугу лет, определяется в соответствии со статьей 21 Закона Самарской области от 09.10.2007 года №96-ГД «О муниципальной службе в Самарской области».

Постановлением администрации Сызранского района от 30.07.2008 года №545 утверждено Положение о комиссии по социальным гарантиям муниципальным служащим при администрации Сызранского района и её состава, определившем правовые основы деятельности созданного при администрации Сызранского района постоянно действующего коллегиального совещательного органа, по рассмотрению ходатайств об установлении стажа муниципальной службы муниципального служащего Сызранского района, установлению ежемесячной доплаты к трудовой пенсии лицам, замещавшим муниципальные должности муниципальной службы Сызранского района, и рассматривающим вопросы, связанные с установлением, перерасчетом и выплатой доплат. В п. 5 Положения в числе основных задач Комиссии установлено рассмотрение заявлений о включении отдельных периодов работы (службы) муниципального служащего в стаж муниципальной службы. При этом в соответствии с. п. 6 Положения, в редакции действующей с 07.09.2009 года Комиссия принимает решения об установлении ежемесячной доплаты к трудовой пенсии муниципальным служащим Сызранского района, либо отказе в установлении доплаты; дает заключение о возможности включения отдельных периодов работы (службы) муниципального служащего в стаж муниципальной службы. До 07.09.2009 года к задачам комиссии по социальным гарантиям муниципальным служащим при администрации Сызранского района до 07.09.2009 года относилось: «- дает заключение о возможности включения отдельных периодов работы муниципального служащего в стаж муниципальной службы для вынесения решения на Собрание представителей Сызранского района».

В целях приведения в соответствие с муниципальными правовыми актами муниципального района Сызранский, в том числе Уставу района, постановлением администрации Сызранского района от 07.09.2009 года №653 «О внесении изменений в постановление администрации Сызранского района от 30.07.2008 года №545 «Об утверждении Положения о комиссии по социальным гарантиям муниципальным служащим при администрации Сызранского района и её состава» в пункте 6 Положения о комиссии по социальным гарантиям муниципальным служащим при администрации Сызранского района слова «для вынесения решения на Собрание представителей Сызранского района» исключены. С указанного момента исключены полномочия Собрания представителей Сызранского района по принятию каких-либо решений в отношении конкретных физических лиц (муниципальных служащих) по вопросам включения отдельных периодов работы муниципального служащего в стаж муниципальной службы, по вопросам установления, назначения пенсии за выслугу лет.

В целях реализации норм Закона и Устава района Порядок предоставления муниципальной услуги по назначению пенсии за выслугу лет установлен Административным регламентом предоставления муниципальной услуги «Установление пенсии за выслугу лет к страховой пенсии муниципальным служащим муниципального района Сызранский», утвержденным постановлением администрации Сызранского района от 12.05.2016 года №505, с изменениями, утвержденными постановлением администрации Сызранского района от 28.11.2017 года №1434.

В период с 02.04.2009 года, со дня заседания комиссии по социальным гарантиям, по 07.09.2009 года, до принятия постановления администрации от 07.09.2009 года №653, в Собрание представителей Сызранского района проект решения от субъектов правотворческой деятельности муниципального района для рассмотрения на заседании представительного органа не поступал, что также установлено Судебной коллегией по гражданским делам Самарского областного суда от 26.06.2018 года по гражданскому делу №33-7439/2018.

Истец достоверно знает о том, что полномочия по включению в стаж муниципальной службы отдельных периодов работы на иных должностях не относится к компетенции Собрания представителей Сызранского района. Красничкина Е.Ю. обращалась в суд общей юрисдикции с аналогичным требованием к администрации Сызранского района, однако в удовлетворении требований истца было отказано. Правомочность администрации Сызранского района, представителя работодателя муниципального служащего по рассмотрению заявлений о зачете в стаж муниципальной службы иных периодов работы не оспаривалась в рамках рассмотрения гражданского дела, верность правовой позиции администрации Сызранского района подтверждена Апелляционным определением Самарского областного суда от 26.06.2018 г. по гражданскому делу №33-7439/2018. Судом апелляционной инстанции установлено, что решение Собрания представителей Сызранского района отсутствует и решение по вопросу включения в стаж периодов работы Красничкиной Е.Ю. «комиссией ответчика после 07.09.2009 года не принималось».

В апелляционном определении указан порядок установления стажа муниципальной службы муниципального служащего Красничкиной Е.Ю. в соответствии с действующим законодательством Самарской области, который предполагает рассмотрение вопроса по стажу муниципальной службы Комиссией и последующее принятие решения представителем нанимателя, т.е. главой муниципального района в виде постановления администрации Сызранского района, однако Красничкина Е.Ю. обратилась с соответствующим обращением в администрацию Сызранского района после увольнения ее с муниципальной службы, что исключает принятие соответствующего решения по ней. Принятие решений и действий в отношении неё как муниципальной служащей до 09.01.2017 года, влекущих правовые последствия, отнесено к исключительной компетенции представителя работодателя - главы района.

Порядок исчисления работодателем стажа муниципальной службы и его объема истцу было известно 30.12.2011 года, 28.12.2012 года, 31.12.2015 года при ознакомлении с материалами личного дела, что подтверждается описями документов личного дела, документами по аттестации муниципальной служащей Красничкиной Е.Ю. от 2009 года и 2015 года, но право обращения к работодателю в заявительном порядке о включении иного периода работы муниципальным правовым актом в период с 07.09.2009 года по день увольнения не было реализовано. Уважительности причин не было предъявлено.

С 07.09.2009 года Собрание представителей Сызранского района утратило компетенцию по принятию решений в отношении конкретных физических лиц (муниципальных служащих) по вопросам включения отдельных периодов работы (службы) муниципального служащего в стаж муниципальной службы, по вопросам установления, назначения пенсии за выслугу лет.

В силу требований Федерального закона от 27.07.2006 года №152-ФЗ «О персональных данных» информация о правовых актах, содержащих сведения, относящиеся к персональным данным иного субъекта права, и не затрагивающие права и установленные законодательством Российской Федерации обязанности пользователя, заинтересованного информацией не может быть ему предоставлена. В соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 года №152-ФЗ «О персональных данных» запрашиваемые правовые акты не относятся к общедоступному источнику персональных данных, а также субъекты персональных данных, указанные в обращении Красничкиной Е.Ю., не давали письменного согласия представительному органу на их обработку. В связи с чем, истцу было отказано в предоставлении правовых актов в целях соблюдения представительным органом федерального законодательства. Просит в удовлетворении искового заявления Красничкиной Е.Ю. от 19.03.2019 года отказать в полном объеме.

Представитель привлеченной к участию в деле в качестве соответчика в порядке ст. 40 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации администрации муниципального района Сызранский Самарской области Ляшкова А.П., действующая на основании доверенности от 14.02.2019 года в судебном заседании исковые требования Красничкиной Е.Ю. не признала, поддержала доводы, изложенные представителем Собрания представителей Сызранского района Самарской области Горшуновой Ю.Ю., просила в удовлетворении заявленных требований отказать.

Заслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, обозрив материалы гражданского дела №2-171/2018 по исковому заявлению Красничкиной Е.Ю. к администрации муниципального района Сызранский Самарской области о признании отказа в установлении пенсии за выслугу лет к страховой пенсии незаконным, возложении обязанности принять решение об установлении пенсии за выслугу лет к страховой пенсии муниципальным служащим муниципального района Сызранский и выплате ежемесячной пенсии за выслугу лет к страховой пенсии по старости, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 12 Закона Самарской области от 09.10.2007 года № 96-ГД «О муниципальной службе в Самарской области» (далее по тексту Закон Самарской области №96-ГД) органы местного самоуправления имеют право устанавливать пенсию за выслугу лет к страховой пенсии муниципальным служащим в Самарской области в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Законом и уставами муниципальных образований (в редакции Закона Самарской области от 12.12.2016 N 135-ГД).

Согласно ч. 3 ст. 21 Закон Самарской области №96-ГД в стаж муниципальной службы на основании правового акта представителя нанимателя (работодателя) муниципального служащего и решения комиссии по зачету стажа муниципальной службы могут включаться периоды замещения должностей руководителей и специалистов на предприятиях, в учреждениях и организациях, опыт и знание работы в которых необходимы муниципальным служащим для выполнения должностных обязанностей в соответствии с должностной инструкцией муниципального служащего, при условии, что засчитываемые периоды работы в указанных должностях в совокупности не превышают пять лет.

Статьей 21.1 Закона Самарской области №96-ГД установлен порядок исчисления стажа муниципальной службы и зачета в него иных периодов трудовой деятельности.

Исчисление стажа муниципальной службы осуществляется кадровой службой органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования или муниципальным служащим, осуществляющим кадровое обеспечение деятельности органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования (ч.1). При исчислении стажа муниципальной службы суммируются все включаемые (засчитываемые) в него периоды службы (работы) (ч.2).

Для исчисления стажа, дающего право на установление пенсии за выслугу лет, правовой акт представителя нанимателя (работодателя), указанный в части 3 статьи 21 настоящего Закона, применяется в случае увольнения муниципального служащего с муниципальной службы из данного органа местного самоуправления (в редакции Закона Самарской области от 27.12.2018 N 116-ГД).

Рассмотрение вопроса о зачете в стаж муниципальной службы периодов замещения должностей руководителей и специалистов на предприятиях, в учреждениях и организациях, указанных в части 3 статьи 21 настоящего Закона, осуществляется на основании заявления муниципального служащего (в редакции Законов Самарской области от 11.04.2016 №52-ГД, от 27.12.2018 №116- ГД).

Порядок создания и деятельности комиссии по зачету стажа муниципальной службы определяется муниципальным правовым актом соответствующего органа местного самоуправления, правовым актом избирательной комиссии муниципального образования, за исключением случая, указанного в части 7 настоящей статьи.

В муниципальном образовании может быть создана единая комиссия по зачету стажа муниципальной службы, порядок создания и деятельности которой утверждается муниципальным правовым актом представительного органа муниципального образования. Единая комиссия по зачету стажа муниципальной службы принимает решения с учетом мнения представителя нанимателя (работодателя) муниципального служащего (ч.7).

Документами, подтверждающими стаж муниципальной службы, являются трудовая книжка, военный билет, справка военного комиссариата и иные документы соответствующих государственных и муниципальных органов, архивных учреждений, установленные законодательством Российской Федерации.

Иные вопросы исчисления стажа муниципальной службы решаются в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации и законодательством Самарской области для исчисления стажа государственной гражданской службы (ч.9).

Судом установлено, что Постановлением администрации Сызранского района от 30.07.2008 года №545 утверждено Положение о комиссии по социальным гарантиям муниципальным служащим при администрации Сызранского района (далее по тексту Положение) и её состава, определившем правовые основы деятельности созданного при администрации Сызранского района постоянно действующего коллегиального совещательного органа, по рассмотрению ходатайств об установлении стажа муниципальной службы муниципального служащего Сызранского района, установлению ежемесячной доплаты к трудовой пенсии лицам, замещавшим муниципальные должности муниципальной службы Сызранского района, и рассматривающим вопросы, связанные с установлением, перерасчетом и выплатой доплат.

В п. 5 Положения указаны основные задачи Комиссии, в том числе рассмотрение заявлений о включении отдельных периодов работы (службы) муниципального служащего в стаж муниципальной службы. В соответствии с. п. 6 Положения Комиссия принимает решения об установлении ежемесячной доплаты к трудовой пенсии муниципальным служащим Сызранского района, либо отказе в установлении доплаты; дает заключение о возможности включения отдельных периодов работы (службы) муниципального служащего в стаж муниципальной службы для вынесения решения на Собрание представителей Сызранского района.

В целях приведения в соответствие с муниципальными правовыми актами муниципального района Сызранский, в том числе Уставу района, Постановлением администрации Сызранского района от 07.09.2009 года №653 «О внесении изменений в постановление администрации Сызранского района от 30.07.2008 года №545 «Об утверждении Положения о комиссии по социальным гарантиям муниципальным служащим при администрации Сызранского района и её состава» в пункте 6 Положения о комиссии по социальным гарантиям муниципальным служащим при администрации Сызранского района слова «для вынесения решения на Собрание представителей Сызранского района» исключены.

Таким образом, с 07.09.2009 года исключены полномочия Собрания представителей Сызранского района: по принятию решений в отношении муниципальных служащих по вопросам включения отдельных периодов работы службы муниципального служащего в стаж муниципальной службы, по вопросам установления и назначения пенсии за выслугу лет.

В соответствии с требованиями Закона Самарской области №96-ГД и Устава муниципального района Сызранский Самарской области порядок предоставления муниципальной услуги по назначению пенсии за выслугу лет установлен Административным регламентом предоставления муниципальной услуги «Установление пенсии за выслугу лет к страховой пенсии муниципальным служащим муниципального района Сызранский», утвержденным постановлением администрации Сызранского района от 12.05.2016 года №505, с изменениями, утвержденными постановлением администрации Сызранского района от 28.11.2017 года №1434, согласно которому решение о назначении либо об отказе в назначении доплаты к пенсии и подписание постановления администрации Сызранского района находится полномочиях Главы муниципального района на основании Заключения Комиссии о возможности установления либо отказе в установлении доплаты к пенсии, оформленного протоколом заседания комиссии (п.п.3.39, 3.40, 3.41 и 3.42 Административного регламента).

Частью 1 статьи 34 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее по тексту Федеральный закона №131-ФЗ) установлена структура органов местного самоуправления, которая состоит из представительного орган муниципального образования, главы муниципального образования, местной администрации (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетного органа муниципального образования, иных органов и выборных должностных лиц местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Согласно ч. 10 ст. 35 Федеральный закона №131-ФЗ в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находятся: 1) принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений; 2) утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении; 3) установление, изменение и отмена местных налогов и сборов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах; 4) утверждение стратегии социально-экономического развития муниципального образования (в ред. Федерального закона от 30.10.2017 N 299-ФЗ); 5) определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности; 6) определение порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий, а также об установлении тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений, выполнение работ, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами (в ред. Федеральных законов от 08.05.2010 №873-ФЗ), от 30.11.2011 №361-ФЗ); 7) определение порядка участия муниципального образования в организациях межмуниципального сотрудничества; 8) определение порядка материально-технического и организационного обеспечения деятельности органов местного самоуправления; 9) контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения; 10) принятие решения об удалении главы муниципального образования в отставку (введен Федеральным законом от 07.05.2009 N 90-ФЗ); 11) утверждение правил благоустройства территории муниципального образования.

Иные полномочия представительных органов муниципальных образований определяются федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований (ч.11 данной статьи).

В статье 31 Устава муниципального района Сызранский Самарской области, принятый решением собрания представителей Сызранского района от 03.07.2014 года №28 (далее по тексту Устав района) установлена компетенция Собрания представителей Сызранского района, в соответствии с которой Собрание представителей Сызранского района не наделено полномочиями по принятию решения о включении периодов работы в стаж муниципальной службы.

Статьей 53 Устава района предусмотрены основания установления муниципальному служащему за выслугу лет к страховой пенсии муниципальным служащим.

В соответствии с ч. 2 ст. 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.

Судом установлено, что Красничкина Е.Ю. с ДД.ММ.ГГГГ работала в Сызранском райфинотделе на должности <данные изъяты>, с ДД.ММ.ГГГГ переведена из райфинотдела и назначена <данные изъяты> администрации Сызранского района – <данные изъяты>. Распоряжением администрации Сызранского района от ДД.ММ.ГГГГ Красничкина Е.Ю. уволена в связи с окончанием действия трудового контракта и принята с ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты>.

02.04.2009 года на заседании комиссии по социальным гарантиям муниципальных служащих при администрации Сызранского района было принято решение, которым в стаж муниципальной службы включен Красничкиной Е.Ю. – период работы на должности технолога-нормировщика и инженера по нормированию отдела труда и зарплаты завода «Сызраньсельмаш» с 13.08.1984 года по 28.04.1989 года, что составляет 4 года 8 месяцев 15 дней.

В период с 02.04.2009 г., со дня заседания комиссии по социальным гарантиям, по 07.09.2009 г. до принятия постановления администрации от 07.09.2009 г. № 653 в Собрание представителей Сызранского района проект решения от администрации Сызранского района и иных субъектов правотворческой деятельности для рассмотрения на заседании представительного органа не поступал.

ДД.ММ.ГГГГ Красничкина Е.Ю. переведена на должность муниципальной службы – <данные изъяты> администрации Сызранского района. С ДД.ММ.ГГГГ трудовой договор с Красничкиной Е.Ю. расторгнут по инициативе работника согласно п.3 части 1 статьи 77 Трудового кодекса РФ.

С 03.09.2017 года Красничкина Е.Ю. является получателем страховой пенсии по старости бессрочно, что подтверждается справкой УПФР в городах Сызрани и Октябрьске, Сызранском и Шигонском районах Самарской области от 04.09.2017 г.

На обращение 07.09.2017 г. Красничкиной Е.Ю. в финансовое управление администрации Сызранского района с заявлением об установлении ей ежемесячной доплаты к пенсии, назначенной в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях» по старости, в соответствии с подпунктом 7 пункта 2 статьи 53 Устава муниципального района Сызранский Самарский области, принятого решением Собрания представителей Сызранского района от 25.04.2017 г. №17, руководитель финансового управления 08.09.2017 г. обратился к Главе муниципального района Сызранский Самарской области с ходатайством об установлении Красничкиной Е.Ю. доплаты к пенсии как пенсионеру по возрасту с 03.09.2017 г., с учетом того, что последняя уволилась с работы 09.01.2017 г. по п.3 ч.1 ст. 77 Трудового кодекса РФ и исходя из стажа муниципальной службы 29 лет 06 месяцев 07 дней, с предоставлением заявления Красничкиной Е.Ю. и пакета документов, в том числе протокола комиссии по социальным гарантиям муниципальных служащих при администрации Сызранского района от 02.04.2009 г. №3.

Комиссией по социальным гарантиям муниципальным служащим при администрации Сызранского района 04.10.2017 г. (протокол №4), установлено, что Красничкина Е.Ю. не имеет право на доплату к страховой пенсии по старости (пенсию за выслугу лет) в связи с тем, что не относится к одной из категорий граждан, указанных в статье 13 Закона Самарской области от 09.10.2007 г. №96-ГД «О муниципальной службе в Самарской области» и статье 53 Устава муниципального района Сызранский Самарской области. Главой муниципального района Сызранский постановлением от 09.10.2017 г. №1231, на основании ст. 13, 21, 21.1. Закона Самарской области от 09.10.2007 г. №96-ГД «О муниципальной службе в Самарской области» и статьи 53 Устава муниципального района Сызранский Самарской области отказано Красничкиной Е.Ю. в назначении выплаты пенсии за выслугу лет к страховой пенсии по старости в связи с тем, что она не относится к одной из категорий граждан, указанных в статье 13 Закона Самарской области от 09.10.2007 г. №96-ГД «О муниципальной службе в Самарской области» и статье 53 Устава муниципального района Сызранский Самарской области. Уведомлением администрации Сызранского района от 06.10.2017 г. №2491 Красничкиной Е.Ю. сообщено, что она не имеет право на пенсию за выслугу лет в связи с тем, что не относится к одной из категорий граждан, указанных в статье 13 Закона Самарской области от 09.10.2007 г. №96-ГД «О муниципальной службе в Самарской области» (несоответствие статуса лица, обратившегося за установлением доплаты к пенсии, категориям, перечисленным в пунктах 1.3., 1.4 административного регламента, п. 2.14 Административного регламента предоставления муниципальной услуги «начисление ежемесячной доплаты к пенсии муниципальным служащим»).

Указанные обстоятельства установлены при рассмотрении гражданского дела №2-171/2018 по исковому заявлению Красничкиной Е.Ю. к администрации муниципального района Сызранский Самарской области о признании отказа в установлении пенсии за выслугу лет к страховой пенсии незаконным, возложении обязанности принять решение об установлении пенсии за выслугу лет к страховой пенсии муниципальным служащим муниципального района Сызранский и выплате ежемесячной пенсии за выслугу лет к страховой пенсии по старости.

Красничкина Е.Ю. обжаловала отказ администрации Сызранского района в установлении ей пенсии за выслугу лет к страховой пенсии по старости муниципальному служащему.

Решением Сызранского районного суда Самарской области от 29 марта 2018 года исковые требования Красничкиной Е.Ю. удовлетворены, отказ администрации Сызранского района в установлении ей пенсии за выслугу лет к страховой пенсии по старости муниципальному служащему признан незаконным, в стаж муниципальной службы Красничкиной Е.Ю. включены периоды работы на должности технолога-нормировщика и инженера по нормированию отдела труда и зарплаты завода «Сызраньсельмаш» с 13.08.1984 года по 28.04.1989 год, что составляет 4 года 8 месяцев 15 дней. За Красничкиной Е.Ю. признано право на назначение пенсии за выслугу лет к страховой пенсии по старости муниципальному служащему. На администрацию муниципального района Сызранский Самарской области возложена обязанность установить Красничкиной Е.Ю. пенсию за выслугу лет к страховой пенсии по старости муниципальному служащему в соответствии с ч.7 п.1 ст. 13 Закона Самарской области от 19.10.2007 года №96 –ГД «О муниципальной службе в Самарской области» и статьи 53 Устава муниципального района Сызранский Самарской области со дня подачи заявления о назначении доплаты к пенсии, т.е. с 07.09.2017 года.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от 26.06.2018 года решение Сызранского районного суда Самарской области от 29.03.2018 года отменено, постановлено новое решение по делу которым в удовлетворении исковых требований Красничкиной Е.Ю. отказано. Апелляционное определение вступило в законную силу со дня вынесения. Установленные при рассмотрении этого дела вышеуказанные обстоятельства обязательны для суда, не доказываются вновь и не оспариваются лицами, участвующими в деле.

09.11.2018 года Красничкина Е.Ю. обратилась к Собранию представителей Сызранского района Самарской области с просьбой рассмотреть на очередном и/или внеочередном заседании вопрос по принятии решения о начислении и установлении ей пенсии за выслугу лет к страховой пенсии по старости муниципальному служащему, о включении в стаж муниципальной службы периода работы в должности технолога-нормировщика и инженера по нормированию отдела труда и зарплаты завода «Сызраньсельмаш» с 13.08.1984 года по 28.04.1989 года, о признании за ней права на назначение пенсии за выслугу лет к страховой пенсии по старости муниципальному служащему, о возложении обязанности об установлении ей пенсии за выслугу лет к страховой пенсии по старости муниципальному служащему в соответствии с частью 7 пункта 1 статьи 13 Закона Самарской области от 19.10.2007 г. №96-ГД «О муниципальной службе в Самарской области» и статьи 53 Устава муниципального района Сызранский Самарской области и о выплате ежемесячной пенсии за выслугу лет к страховой пенсии по старости с 07.09.2017 года с предоставлением копий решений Собраний представителей, номера, даты, о включении в стаж муниципальной службы периодов работы на иных должностях по всем работникам, заявления которых рассматривались на заседании комиссии по социальным гарантиям от 02.04.2009 года, или обосновать причину их отсутствия.

Решением №70 от 22.11.2018 года Собрания представителей Сызранского района Самарской области пятого созыва «О рассмотрении обращения Красничкиной Е.Ю.» последней отказано: в принятии решения о начислении и установлении пенсии за выслугу лет к страховой пенсии по старости муниципальному служащему; в включении в стаж муниципальной службы периода работы в иной должности; признании права на назначение пенсии за выслугу лет к страховой пенсии по старости муниципальному служащему; возложении обязанности об установлении пенсии за выслугу лет к страховой пенсии по старости муниципальному служащему. Аппарату Собрания представителей Сызранского района поручено подготовить мотивированный ответ Красничкиной Е.Ю. на ее обращение от 09.11.2018 года (л.д. 15). При принятии указанного Решения Собрания представителей Сызранского района соблюден порядок его принятия, в соответствии с полномочием, установленным подпунктом 20 части 2 статьи 31 Устава района в рамках Федерального закона от 02.05.2006 года №59-ФЗ «Об обращениях граждан в Российской Федерации» с соблюдением формы, установленной Уставом района.

Собранием представителей Сызранского района Самарской области Красничкиной Е.Ю. на ее обращение от 09.11.2018 года был подготовлен мотивированный ответ №96 от 28.11.2018 года, согласно которому исключительные полномочия представительного органа муниципального района определены частью 10 статьи 35 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». В соответствии с частью 11 статьи 35 Федерального закона иные полномочия представительных органов муниципальных образований определяются федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований. Устав муниципального района Сызранский Самарской области, принятый решением Собрания представителей Сызранского района от 03.07.2014 года №28, определил компетенцию Собрания представителей Сызранского района в статье 31, к видам и рамкам полномочий которого не отнесено: - принятие решения о начислении и установлении пенсии за выслугу лет к страховой пенсии по старости муниципальному служащему, - о включении в стаж муниципальной службы периода работы в иной должности, - о признании права на назначение пенсии за выслугу лет к страховой пенсии по старости муниципальному служащему, - о возложении обязанности об установлении пенсии за выслугу лет к страховой пенсии по старости муниципальному служащему.

Ответ на обращение Красничкиной Е.Ю. от 09.11.2018 г. направлен в рамках исполнения органом местного самоуправления обязанности, предусмотренной Федеральным законом «Об обращениях граждан в Российской Федерации» в письменной форме, содержит мотивировочную часть, выражающую единогласное мнение и решение депутатов, выраженное при рассмотрении обращения Красничкиной Е.Ю. и голосовании при принятии оспариваемого Решения, подписан председателем в рамках предоставленных ему Уставом района полномочий.

Исходя из установленных судом обстоятельств и проанализировав в соответствии со ст. ст. 59, 60, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации совокупность представленных доказательств, суд приходит к выводу, что оснований для удовлетворения требований Красничкиной Е.Ю. не имеется, поскольку возложение на администрацию муниципального района Сызранский Самарской области обязанности подготовить и направить на утверждение Собрания представителей Сызранского района проект Решения о включении в стаж муниципальной службы указанных ею периодов работы на основании Протокола №3 комиссии по социальным гарантиям муниципальных служащих при администрации Сызранского района от 02.04.2009 года, не повлечет для истицы правовых последствий, поскольку в соответствии с действующим законодательством и Административным регламентом предоставления муниципальной услуги «Установление пенсии за выслугу лет к страховой пенсии муниципальным служащим муниципального района Сызранский», утвержденным постановлением администрации Сызранского района от 12.05.2016 года №505 (с изменениями, внесенными Постановлением администрации Сызранского района от 28.11.2017 года №1434), решение о назначении либо об отказе в назначении доплаты к пенсии принимается Главой муниципального района Сызранский Самарской области на основании заключения Комиссии по социальным гарантиям муниципальным служащим при администрации Сызранского района. Следовательно, требования о признании незаконным Решения Собрания представителей Сызранского района Самарской области №70 от 22 ноября 2018 года и пояснений выраженных в письме №86 от 28.11.2018 года Собрания представителей Сызранского района Самарской области, несоответствующими постановлению администрации Сызранского района от 30.07.2008 года №545 «Об утверждении Положения о комиссии по социальным гарантиям муниципальным служащим при администрации Сызранского района и ее состава», Закону Самарской области от 09.10.2007 года №96-ГД «О муниципальной службе в Самарской области» и Административному регламенту предоставления муниципальной услуги «начисление ежемесячной доплаты к пенсии муниципальным служащим» утвержденного Постановлением администрации Сызранского района Самарской области №505 от 12.05.2016 года; возложении на Собрание представителей Сызранского района Самарской области обязанности принять решение о включении в стаж муниципальной службы Красничкиной Е.Ю. вышеуказанного периода работы в соответствии с п. 6 Положения о комиссии по социальным гарантиям муниципальным служащим при администрации Сызранского района, утвержденного Постановлением администрации Сызранского района Самарской области от 30.07.2008 года №545 «Об утверждении комиссии по социальным гарантиям муниципальным служащим при администрации Сызранского района и ее состав» на основании протокола №3 комиссии по социальным гарантиям муниципальных служащих при администрации Сызранского района от 02.04.2009 года, также являются необоснованными и не подлежат удовлетворению. Кроме того, поскольку п. 6 Положения в редакции, утвержденной Постановлением администрации Сызранского района Самарской области от 30.07.2008 года №545 «Об утверждении комиссии по социальным гарантиям муниципальным служащим при администрации Сызранского района и ее состав» изменен Постановлением администрации Сызранского района от 07.09.2009 года №653 с исключением из него слов «для вынесения решения на Собрание представителей Сызранского района». Следовательно, оспариваемое стороной истца Решение и ответ на ее заявление не могут соответствовать измененному и недействующему в настоящее время п. 6 Положения в редакции, утвержденной Постановлением администрации Сызранского района Самарской области от 30.07.2008 года №545. Доказательств несоответствия указанных Решения и ответа Собрания представителей Закону Самарской области от 09.10.2007 года № 96-ГД и Административному регламенту суду не представлено.

Ссылки стороны истца на то, что на основании указанного заключения Комиссии по социальным гарантиям по протоколу №3 от 02.04.2009 года другим муниципальным служащим производятся доплаты к пенсии, суд не принимает, поскольку указанные обстоятельства не являются юридически значимыми по данному гражданскому делу.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194 - 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л:

В удовлетворении исковых требований Красничкиной Е.Ю. о возложении на администрацию муниципального района Сызранский Самарской области обязанности подготовить на основании Протокола №3 комиссии по социальным гарантиям муниципальных служащих при администрации Сызранского района от 02.04.2009 года и направить на утверждение Собрания представителей Сызранского района проект Решения о включении в стаж муниципальной службы Красничкиной Е.Ю. период работы в должности технолога-нормировщика и инженера по нормированию отдела труда и зарплаты заводы Сызраньсельмаш» с 13.08.1984 года по 28.04.1989 года, что составляет 4 года 8 месяцев 15 дней; признании незаконным Решения Собрания представителей Сызранского района Самарской области №70 от 22 ноября 2018 года и пояснений выраженных в письме №86 от 28.11.2018 года Собрания представителей Сызранского района Самарской области, несоответствующими Постановлению администрации Сызранского района от 30.07.2008 года №545 «Об утверждении Положения о комиссии по социальным гарантиям муниципальным служащим при администрации Сызранского района и ее состава», Закону Самарской области от 09.10.2007 года №96-ГД «О муниципальной службе в Самарской области» и «Административному регламенту предоставления муниципальной услуги «начисление ежемесячной доплаты к пенсии муниципальным служащим» утвержденного Постановлением администрации Сызранского района Самарской области №505 от 12.05.2016 года; обязать Собрание представителей Сызранского района Самарской области принять решение о включении в стаж муниципальной службы Красничкиной Е.Ю. период работы в должности технолога-нормировщика и инженера по нормированию отдела труда и зарплаты завода «Сызраньсельмаш» с 13.08.1984 года по 28.04.1989 года, что составляет 4 года 8 месяцев 15 дней в соответствии с п. 6 Положения о комиссии по социальным гарантиям муниципальным служащим при администрации Сызранского района, утвержденного Постановлением администрации Сызранского района Самарской области от 30.07.2008 года №545 «Об утверждении комиссии по социальным гарантиям муниципальным служащим при администрации Сызранского района и ее состав» на основании протокола №3 комиссии по социальным гарантиям муниципальных служащих при администрации Сызранского района от 02.04.2009 года - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Самарский областной суд через Сызранский районный суд.

Решение в окончательной форме принято 29 апреля 2019 года.

Судья: