НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Сызранского районного суда (Самарская область) от 14.04.2016 № 2-225/2016

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

14 апреля 2016 года г.Сызрань

Сызранский районный суд Самарской области в составе:

председательствующего судьи Байгуловой Г.С.

при секретаре Погановой Ю.Е.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-225/16 по административному исковому заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Сызраньводоканал» к Министерству лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области о признании недействительным предписания об устранении нарушения лесного законодательства,

у с т а н о в и л:

Общество с ограниченной ответственностью «Сызраньводоканал» обратилось в суд с административным исковым заявлением к Министерству лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области о признании недействительным предписания об устранении нарушения лесного законодательства, указав, что 29 июля 2015 года по результатам проведения патрулирования территории лесного фонда в отношении ООО «Сызраньводоканал» был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 7.9 КоАП РФ, государственным лесным инспектором, главным специалистом Рачейского лесничества департамента лесного хозяйства Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области Гордеевым А.Ю. вынесено Предписание об устранении нарушения лесного законодательства от 29.07.2015 года.

ООО «Сызраньводоканал» считает Предписание об устранении нарушения лесного законодательства от 29.07.2015 г. незаконным и подлежащим отмене по следующим основаниям.

Согласно Предписанию об устранении нарушения лесного законодательства от 29.09.2015 г. ООО «Сызраньводоканал» обязано освободить лесные участки в квартале площадью <данные изъяты> га., квартале выделы <данные изъяты> площадью <данные изъяты> га., квартале выдела <данные изъяты> площадью <данные изъяты> га., квартале выдел <данные изъяты> площадью <данные изъяты> га. Сызранского участкового лесничества Рачейского лесничества, занятые для разработки месторождений полезных ископаемых.

На данных участках расположены ограждения и скважины , , водозабора «Белый Ключ», ограждения и скважины и <данные изъяты> водозабора, скважина <данные изъяты>. Перечисленное имущество является собственностью муниципальных образований г. Сызрань и Сызранского района.

ООО «Сызраньводоканал» обслуживает имущество, расположенное на указанных участках, на основании договора аренды от 11.06.2008 г., заключенного с Муниципальным образованием городской округ Сызрань, и договора аренды объектов водопроводной сети от 14.11.2008 г. заключенного с Комитетом по управлению муниципальным имуществом Сызранского района. Целью заключения указанных договоров является обеспечение надлежащего содержания и эксплуатации имущества для бесперебойного и безаварийного снабжения населения услугами по водоснабжению и водоотведению, то есть ООО «Сызраньводоканал» обслуживает и поддерживает в работоспособном состоянии имущество, созданное до передачи его в аренду. Право собственности Арендодателей на имущество подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права.

Ссылаясь на ст. 209 Гражданского кодекса РФ указал, что только собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом, распоряжаться имуществом, принадлежащим другим лицам ООО «Сызраньводоканал» не имеет право.

ООО «Сызраньводоканал» использует земельные участки под скважинами , , водозабора «<данные изъяты>», ограждения и скважины и <данные изъяты> водозабора на праве аренды, согласно заключенных договоров с департаментом управления государственным имуществом Администрации Самарской области.

Просит признать незаконным Предписание об устранении нарушения лесного законодательства от 29.07.2015 г.

ООО «Сызрань водоканал» обратилось в суд с ходатайством о восстановлении срока для обжалования указанного предписания, т.к. ООО «Сызраньводоканал» обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным предписания Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области об устранении нарушения лесного законодательства в срок, предусмотренный законодательством. Определением Арбитражного суда Самарской области от 10.02.2016 года производство по делу было прекращено.

В судебном заседании представитель административного истца ООО «Сызраньводоканал» - Хлебникова А.И., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, административное исковое заявление поддержала в полном объеме, сослалась на доводы, изложенные в иске и дополнила, что ООО «Сызраньводоканал» арендует объекты по водоснабжению у администрации сельского поселения Варламово, расположенные в районе <данные изъяты> и объекты по водоснабжению у администрации г.о. Сызрань, также ООО «Сызраньводоканал» заключил с Департаментом управления государственным имуществом Администрации Самарской области договоры аренды земельных участков на которых расположены объекты по водоснабжению принадлежащие администрации г.о. Сызрань. Все договоры аренды прошли государственную регистрацию и получены свидетельства о государственной регистрации права аренды, данные договоры действуют по настоящее время.

Министерство лесного хозяйства, природопользования и охраны окружающей среды по Самарской области в отношении ООО «Сызраньводоканал» составило протокол за нарушение лесного законодательства, т.к. переданные ООО «Сызраньводоканал» объекты находятся на землях лесного фонда. ООО «Сызраньводоканал» обратилось в Департамент управления государственным имуществом Администрации Самарской области с расторжением договоров аренды, но было вынесено решение об отказе, т.к. земли должны были быть освобождены от объектов недвижимости. Министерство лесного хозяйства в заключении договора аренды земельного участка в <данные изъяты> отказало, т.к. разрешенное использование этого земельного участка не предназначено для разработки полезных ископаемых. ООО «Сызраньводоканал» не может освободить земельный участок в районе <данные изъяты> от объектов водоснабжения т.к. не является собственником указанного имущества. Таким образом, ООО «Сызраньводоканал не может исполнить Предписание по этому объекту недвижимости. По остальным объектам недвижимости у ООО «Сызраньводоканал» имеются договоры аренды земельных участков. Считает, что административным ответчиком не предоставлено суду доказательств нарушения ООО «Сызраньводоканал» требований лесного законодательства.

Представитель административного ответчика Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области Гордеев А.Ю., действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в отзыве на административное исковое заявление и дополнил, что требования не обоснованны и не подлежат удовлетворению, т.к. объекты недвижимости по обеспечению водой, которые находятся на праве аренды ООО «Сызраньводоканал» расположены на землях лесного фонда.

В представленном в суд отзыве административного ответчика на исковое заявление указано, что Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области считает административное исковое заявление незаконным и необоснованным. 14.07.2015 г. в ходе патрулирования лесного фонда в квартале выделах <данные изъяты>, квартале выделе <данные изъяты>, квартале выделе <данные изъяты>, квартале выделе <данные изъяты> Сызранского участкового лесничества Рачейского лесничества сотрудниками министерства установлен факт самовольного использования лесного участка без разрешительных документов ООО «Сызраньводоканал» с целью разработки месторождения полезных ископаемых.

По данному факту нарушения лесного законодательства РФ 29.07.2015 г. в присутствии начальника ПТО Котова Д.В., действующего по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренный ст. 7.9 КоАП РФ в отношении ООО «Сызраньводоканал» и выдано предписание об устранении нарушения лесного законодательства, а именно в срок до 29.12.2015 г. ООО «Сызраньводоканал» в лице директора Гусарова В.И. должно освободить лесные участки в квартале выделах <данные изъяты>, квартале выделе <данные изъяты>, квартале выделе <данные изъяты>, квартал выдел <данные изъяты> Сызранского участкового лесничества Рачейского лесничества, занятые для разработки месторождений полезных ископаемых.

На основании договора аренды муниципального имущества от 11.06.2008 г. ООО «Сызраньводоканал» принял во временное владение и пользование муниципальное имущество для удовлетворения общественных потребностей в услугах по водоснабжению и водоотведению. В соответствии со свидетельством о государственной регистрации собственником указанных объектов является муниципальное образование городской округ Самара.

В соответствии с лесоустроительной документацией квартал выдела <данные изъяты>, квартал выдел <данные изъяты>, квартал выдел <данные изъяты>, квартал выдел <данные изъяты> Сызранского участкового лесничества Рачейского лесничества числится как земли лесного фонда РФ, при этом категорией защитности в квартале выдела <данные изъяты> является зеленая зона, в квартале выделе <данные изъяты>, квартале выделе <данные изъяты>, квартале выделе <данные изъяты> - лесопарковая зона.

22.12.2004 г. выдано свидетельство серия 63-АБ о государственной регистрации права собственности за Российской Федерацией на участок лесного фонда, назначение - лесные земли, площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный по адресу: <адрес>. О том, что используется именно лесной участок без разрешительных документов, ООО «Сызраньводоканал» было известно до привлечения к административной ответственности.

ООО «Сызраньводоканал» обращалось в министерство с заявлением о заключении договора аренды лесного участка квартал 4 выдела 2,4 Сызранского участкового лесничества Рачейского лесничества, где располагается родник Демидовского водозабора для выполнения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых.

Министерство отказало в удовлетворении заявления, т.к. в соответствии со ст. 87 Лесного кодекса РФ на основании лесохозяйственного регламента Рачейского лесничества, утвержденного приказом министерства от 17.08.2012 года № 215, квартал Сызранского участкового лесничества Рачейского лесничества относится к категории лесов - «Зеленые зоны». Согласно ст. 105 Лесного кодекса РФ в зеленых зонах запрещается разработка месторождений полезных ископаемых. ООО «Сызраньводоканал» привлечено к административной ответственности за использование без разрешительных документов лесного участка земель лесного фонда в квартале выделах <данные изъяты>, квартале выделе <данные изъяты>, квартале выделе <данные изъяты> Сызранского участкового лесничества Рачейского лесничества с целью разработки месторождения полезных ископаемых.

По лесным участкам, на которые выдано предписание, ООО «Сызраньводоканал» не обращалось в министерство для использования участков на законных основаниях, хотя обществу известно, что это именно лесные участки.Соответственно, факт нарушения действующего законодательства РФ имеет место быть.

Так как, ООО «Сызраньводоканал» использует лесной участок без разрешительных документов был составлен протокол об административном правонарушении предусмотренном ст. 7.9 КоАП РФ и выдано предписание об устранении нарушения лесного законодательства.

Общество не отрицает тот факт, что знало о расположении объектов, которые использует по договору аренды на территории лесного фонда и об использовании лесного участка без разрешительных документов.

Представитель заинтересованного лица Департамента управления государственным имуществом Администрации Самарской области Иевлев Т.С., действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, в судебном заседании пояснил, что ООО «Сызраньводоканал» использует земельные участки имеющие категорию земель промышленности, с кадастровыми номерами , , , , , правообладателем которых в настоящее время является Российская Федерация, под скважинами , , водозабора «<данные изъяты>», скважины и <данные изъяты> водозабора на праве аренды согласно заключенных договоров от 20.03.2002 г., от 20.03.2002 г., г. от 20.03.2002 г., от 20.03.2002 г., . от 20.03.2002 г. с Департаментом управления государственным имуществом Администрации Самарской области. Данные договоры были заключены сроком на 5 лет и прошли государственную регистрацию. Согласно п.п. 3., право аренды прекращается со дня аннулирования государственной регистрации Договоров.

17.03.2016 г. ООО «Сызраньводоканал» исходящим письмом обратилось в Территориальное управление с просьбой провести сверку расчетов по договорам, в числе которых, договоры от 20.03.2002 г., от 20.03.2002 г., от 20.03.2002 г., от 20.03.2002 г., от 20.03.2002 г..

Ссылаясь на нормы ст.ст. 655, п. 2 ст. 610, 621 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст.ст. 6, 82, 83 Лесного кодекса РФ ст.ст. 7, 101 Земельного кодекса РФ просил принять решение в соответствии с действующим законодательством.

Представитель заинтересованного лица администрации сельского поселения Варламово муниципального района Сызранский Самарской области в судебное заседание не явился, в письменном отзыве, представленном в суд с административным исковым заявлением Общества с ограниченной ответственностью «Сызраньводоканал» согласился, указав, что считает заявление, подлежащим удовлетворению т.к. Предписание Обществу Министерство выдало на основании протокола об ад­министративном правонарушении от 29.07.2015 г. предусмотрен­ном ст. 7.9 КоАП РФ, которым обязывает егов соответствии со ст. 9, 21, 49, 71, 88, 89 Лесного кодекса РФ освободить лесные участки от объектов водопроводной сети которые находятся у Общества на праве аренды. Статья 7.9 КоАП РФ, предусматривает самовольное занятие лесных участков или использование указанных участков дляраскорчевки, переработки лесных ресурсов, устройства складов, возведение построек (строительства), распашки и других целей без специальных разрешений на использование указанных участ­ков. А так же Общество не может освободить лесные участки в квартале площадью <данные изъяты> га., квартале выделы <данные изъяты> площадью <данные изъяты> га., квартале выдела <данные изъяты> площадью <данные изъяты> га., квартале выдел <данные изъяты> площадью <данные изъяты> га. Рачейского лесничества, занятые под скважины и водопроводные сети, так как ООО «Сыз­раньводоканал» является арендатором муниципального имущества согласно договора от 11.06.2008 г., заключенного с муниципальным образованием - городской округ Сызрань и договора аренды объектов водопроводной сети от 14.11.2008 г., заключенного с Комитетом по управлению муниципальным имуществом Сызранского района и умысел у Общества в самовольном занятии лесных участков отсутствовал. На одном из данных участков располагаются объекты водопроводной сети расположенные по адресу: <адрес>, принадлежащие Администрации на основании Решения Самарского област­ного Совета народных депутатов от 19.11.1991 г. "О разграничении государ­ственной собственности на территории Самарской области". Обслуживает вы­шеуказанное имущество, а так же предоставляет населению услуги по водо­снабжению и водоотведению ООО "Сызраньводоканал". В соответствии с ге­неральным планом и Решением "Об утверждении правил землепользования и застройки сельского поселения Варламово муниципального района Сызран­ский" от 17 декабря 2013 г., утвержденного Собранием представителей второго созыва сельского поселения Варламово муниципального района Сызранский Самарской области данная градостроительная документация прошла необходимые согла­сования и является основанием для образования и уточнения земельных участ­ков. Земельный участок с кадастровым номером внесен в Государственный кадастр недвижимости с уточненной площадью <данные изъяты> кв.м. 26 июня 2007 г. с разрешенным использованием под скважину. Земельный участок лесного фонда с кадастровым номером внесен в государственный кадастр недвижимости в феврале 2014 года по планшетам лесоустройства с уточненными грани­цами и не пересекает земельный участок с кадастровым номером , ранее внесенный в государственный кадастр недвижимости. Счи­тает, что требования Предписания от 29.07.2015 г. не соответствуют норматив­но-правовым актам и просил признать его незаконным.

Представитель заинтересованного лица администрации Сызранского района Самарской области в судебное заседание не явился, предоставив отзыв в котором просил рассмотреть дело без его участия и указал, что сооружение - водопроводная сеть общей длиной <данные изъяты> м., насосная площадью <данные изъяты> кв.м., водозаборные колонки в количестве 12 шт., смотровые колодцы в количестве 55 шт., водонапорная башня, скважина глубиной 35 м., резервуар, расположенные по адресу: <адрес> в соответствии с Законом Самарской области №23-ГД от 16.03.2007 года «О разграничении муниципального имущества, находящегося в собственности муниципального района Сызранский Самарской области, между городскими и сельскими поселениями, расположенные в пределах муниципального района Сызранский Самарской области» передано по акту приема-передачи основных средств от 24.12.2008 года в муниципальную собственность сельского поселения Варламово муниципального района Сызранский (л.д.213 т. 1).

Представитель заинтересованного лица администрации городского округ Сызрань Самарской области, извещенный надлежащим образом о дне и времени судебного заседания, в судебное заседание не явился, ходатайство об отложении рассмотрения административного иска не заявлял. Суд определил, рассмотреть административное исковое заявление в отсутствии представителя заинтересованного лица администрации городского округ Сызрань Самарской области.

В предварительном судебном заседании 22.03.2016 года представитель заинтересованного лица администрации городского округ Сызрань Самарской области Рудаева Ю.М., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ пояснила, что земельные участки, на которых находятся объекты водоснабжения, принадлежащие городскому округу Сызрань никогда не межевались, поэтому без определения каталога координат границ этих земельных участков на карту их нанести невозможно, поэтому представитель Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области не представил доказательства, что указанные объекты находятся на землях лесного фонда. Городским округом Сызрань, являющимся собственником объектов недвижимости по обеспечению водой границы земельных участков не согласовывались. Земельные участки под сооружения по водообеспечению были отведены в 1948 г., границы участков определялись на местности, с тех пор границы никто не определял. Решение об отведении земельных участков под эти объекты не оспаривалось и не отменено. Считает, что предписание незаконно и необоснованно, все объекты по водообеспечению переданы по договорам аренды ООО «Сызраньводоканал», договоры зарегистрированы в установленном законом порядке в УФСГР кадастра и картографии по Самарской области с 2007 года, все сооружения являются действующими и обеспечивают население г.о. Сызрань водой. Земельные участки под этими объектами находятся в собственности Российской Федерации и были переданы ООО «Сызраньводоканал» по договорам аренды, которые также зарегистрированы в соответствии с законом и в настоящее время являются действующими договорами. Доводы представителя административного ответчика о том, что земли под объектами недвижимости являются лесными участками документами не подтверждены.

Суд, заслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии со ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

По смыслу положения ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для признания решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действие (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца. При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.

По данной категории административных дел на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов и соблюдения сроков обращения в суд, а обязанность по доказыванию соответствия оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам - на орган, организации, лицо, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспариваемые постановления либо совершившие оспариваемое действие (бездействие).

Если суд признает оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающим права, свободы и законные интересы административного истца, он принимает решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействие) незаконными и обязывает административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению (ч.2 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Согласно ч.1 ст. 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Частью 8 ст. 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

Судом установлено, что Государственным лесным инспектором, главным специалистом Рачейского лесничества департамента лесного хозяйства министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Сызраньводоканал» 29 мая 2015 года вынесено Предписание об устранении нарушений лесного законодательства об освобождении лесных участков в квартале <адрес> выделы <данные изъяты> площадью <данные изъяты> га,; квартале выделы <данные изъяты> площадью <данные изъяты> га.; квартале выдел <данные изъяты> площадью <данные изъяты> га.; квартале выдел <данные изъяты> площадью <данные изъяты> га. Сызранского участкового лесничества Рачейского лесничества занятые для разработки месторождений полезных ископаемых или приведение данных лесных участков в соответствие с требованиями Лесного кодекса Российской Федерации.

В ходе подготовки к рассмотрению административного искового заявления по существу в предварительном судебном заседании определением суда от 24.03.2016 года заявление ООО «Сызраньводоканал» о восстановлении срока для обжалования Предписания об устранении нарушений лесного законодательства, вынесенное 29.05.2016 года Государственным лесным инспектором, главным специалистом Рачейского лесничества департамента лесного хозяйства министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области удовлетворено.

Положениями ст. 96 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что федеральным государственным лесным надзором (лесной охраной) понимаются деятельность уполномоченных федерального органа исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями (далее - юридические лица, индивидуальные предприниматели) и гражданами требований, установленных в соответствии с международными договорами Российской Федерации, настоящим Кодексом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов (далее - требования лесного законодательства), посредством организации и проведения проверок указанных лиц, проведения мероприятий по контролю в лесах, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, и деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением требований лесного законодательства, анализу и прогнозированию состояния исполнения требований лесного законодательства при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности (ч.1).

Федеральный государственный лесной надзор (лесная охрана) осуществляется уполномоченными федеральным органом исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в рамках переданных полномочий Российской Федерации по осуществлению федерального государственного лесного надзора (далее - органы государственного надзора) согласно их компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. К отношениям, связанным с осуществлением федерального государственного лесного надзора, применяются положения законодательства Российской Федерации об охране окружающей среды, а к отношениям, связанным с организацией и проведением проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (ч.2).

Федеральный государственный лесной надзор (лесная охрана) может осуществляться государственными учреждениями, подведомственными органам государственной власти субъектов Российской Федерации, в пределах полномочий указанных органов, определенных в соответствии с частью 1 статьи 83 настоящего Кодекса, или государственными учреждениями, подведомственными органам государственной власти Российской Федерации, в пределах полномочий указанных органов, определенных в соответствии с частью 2 статьи 83 настоящего Кодекса (ч. 2.1).

Должностные лица органов государственного надзора, государственных учреждений, указанных в части 2.1 настоящей статьи, являющиеся государственными лесными инспекторами или лесничими, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право: давать обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в результате проверок соблюдения лесного законодательства нарушений и осуществлять контроль за исполнением указанных предписаний в установленные сроки (п.8 ч. 3.).

Из указанной нормы закона следует, что предписание об устранении нарушений требований законодательства представляет собой акт должностного лица, уполномоченного на проведение государственного надзора, содержащий властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан, индивидуальных предпринимателей и организаций. Условиями для вынесения предписания являются нарушения законодательства Российской Федерации, которые к моменту выдачи такого предписания не устранены нарушителем самостоятельно.

Согласно статье 9 Лесного кодекса РФ право постоянного (бессрочного) пользования лесными участками, право ограниченного пользования чужими лесными участками (сервитут), право аренды лесных участков, а также право безвозмездного пользования лесными участками возникает и прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством, законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях, законодательством Российской Федерации о государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве и земельным законодательством, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

В статье 21 Лесного кодекса РФ указано, что строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, на землях лесного фонда допускаются для: 1) осуществления работ по геологическому изучению недр; 2) разработки месторождений полезных ископаемых; 3) использования водохранилищ и иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений, морских портов, морских терминалов, речных портов, причалов; 4) использования линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов (далее - линейные объекты); 5) переработки древесины и иных лесных ресурсов; 6) осуществления рекреационной деятельности; 7) осуществления религиозной деятельности (ч.1).

Строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, на землях иных категорий, на которых расположены леса, допускаются в случаях, определенных другими федеральными законами в соответствии с целевым назначением этих земель (ч.2).

Объекты, связанные с осуществлением указанной в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи деятельности, по истечении сроков выполнения соответствующих работ подлежат консервации или ликвидации в соответствии с законодательством о недрах.

Гидротехнические сооружения подлежат консервации или ликвидации в соответствии с водным законодательством ч.4).

В целях, предусмотренных пунктами 1 - 4 части 1 настоящей статьи (в том числе в целях проведения аварийно-спасательных работ), допускаются выборочные рубки и сплошные рубки деревьев, кустарников, лиан, в том числе в охранных зонах и санитарно-защитных зонах, предназначенных для обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации соответствующих объектов (ч.5).

В защитных лесах предусмотренные частью 5 настоящей статьи выборочные рубки и сплошные рубки деревьев, кустарников, лиан допускаются в случаях, если строительство, реконструкция, эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, для целей, предусмотренных пунктами 1 - 4 части 1 настоящей статьи, не запрещены или не ограничены в соответствии с законодательством Российской Федерации (ч. 5.1).

Земли, которые использовались для строительства, реконструкции и (или) эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, подлежат рекультивации (ч.6).

Перечень объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, утверждается Правительством Российской Федерации для защитных лесов, эксплуатационных лесов, резервных лесов (ч.7).

В статье 43 Лесного кодекса РФ указано, что использование лесов для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых осуществляется в соответствии со статьей 21 настоящего Кодекса (ч.1).

Для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в аренду, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 настоящей статьи (ч.2).

На основании разрешений органов государственной власти, органов местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, допускается выполнение работ по геологическому изучению недр на землях лесного фонда без предоставления лесного участка, если выполнение таких работ не влечет за собой проведение рубок лесных насаждений, строительство объектов капитального строительства (ч.3).

В целях обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации объектов, связанных с выполнением работ по геологическому изучению недр и разработкой месторождений полезных ископаемых, в том числе в охранных зонах указанных объектов, осуществляется использование лесов для проведения выборочных рубок и сплошных рубок деревьев, кустарников, лиан без предоставления лесных участков (ч. 3.1).

Порядок использования лесов для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (43).

Статьей ст. 71 Лесного кодекса российской Федерации определены основания предоставления лесных участков, находящиеся в государственной или муниципальной собственности: 1) решения уполномоченных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления лесного участка в постоянное (бессрочное) пользование; 2) договора аренды в случае предоставления лесного участка в аренду; 3) договора безвозмездного пользования в случае предоставления лесного участка в безвозмездное пользование.

Лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное пользование, гражданам - в аренду, безвозмездное пользование.

Предоставление гражданам, юридическим лицам в аренду лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом.

К договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации и Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом.

Предоставление лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование юридическим лицам и в безвозмездное пользование гражданам осуществляется в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

В силу ст. 88 Лесного кодекса Российской Федерации лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, составляют проект освоения лесов в соответствии со статьей 12 настоящего Кодекса.

Состав проекта освоения лесов и порядок его разработки устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Из статьи 89 Лесного кодекса следует, что проект освоения лесов подлежит государственной или муниципальной экспертизе в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Государственная экспертиза проектов освоения лесов проводится уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, за исключением случаев, установленных частями 3 и 4 настоящей статьи.

Государственная экспертиза проектов освоения лесов, расположенных в границах территорий субъектов Российской Федерации, указанных в части 2 статьи 83 настоящего Кодекса, а также проектов освоения лесов, расположенных на землях обороны и безопасности, землях особо охраняемых природных территорий, утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Муниципальная экспертиза проекта освоения лесов, расположенных на землях, находящихся в муниципальной собственности, утверждается органом местного самоуправления.

Разрешая требования административного истца о признании незаконным Предписания об устранении нарушений лесного законодательства, вынесенного 29.05.2016 года Государственным лесным инспектором, главным специалистом Рачейского лесничества департамента лесного хозяйства министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Сызраньводоканал» об освобождении лесных участков в квартале выделы <данные изъяты> площадью <данные изъяты> га,; квартале выделы <данные изъяты> площадью <данные изъяты> га.; квартале выдел <данные изъяты> площадью <данные изъяты> га.; квартале выдел <данные изъяты> площадью <данные изъяты> га. Сызранского участкового лесничества Рачейского лесничества занятые для разработки месторождений полезных ископаемых или приведение данных лесных участков в соответствие с требованиями Лесного кодекса Российской Федерации, суд считает заявленные требования обоснованными, по следующим основаниям.

Указывая в предписании об устранении нарушения лесного законодательства Государственный лесной инспектор, главный специалист Рачейского лесничества департамента лесного хозяйства министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области возложил на Общество с ограниченной ответственностью «Сызраньводоканал» обязанность освободить лесные участки в квартале выделы <данные изъяты> площадью <данные изъяты> га, где находятся водопроводные сети, состоящие из: водопроводной сети протяженностью <данные изъяты> м., насосной площадью <данные изъяты> кв.м., водоразборных колонок, смотровых колодцев, водонапорной башни, скважины, резервуара, расположенных по адресу: <адрес>, принадлежащих на основании Закона Самарской области №23-ГД от 16.03.2007 года «О разграничении муниципального имущества, находящегося в собственности муниципального района Сызранский Самарской области, между городскими и сельскими поселениями, расположенные в пределах муниципального района Сызранский Самарской области» и переданных по акту приема-передачи основных средств от 24.12.2008 года в муниципальную собственность сельского поселения Варламово муниципального района Сызранский., обеспечивающих водоснабжение <адрес>.

14.11.2008 года Комитет по управлению имуществом Сызранского района заключил договор аренды объектов водопроводной сети, расположенных по адресу: <адрес> с ООО «Сызраньводоканал», согласно которому предоставил за плату во временное владение и пользование объекты водопроводной сети, расположенные по адресу: <адрес>, согласно приложения 1 (л.д.93-95). 22.11.2013 года было заключено дополнительное соглашение к договору аренды имущества от 14.11.2008 года о продлении срока аренды на 5 лет с 15.11.2013 г. по 15.11.2018 г. (л.д.98).

Из сообщения кадастрового инженера следует, что в результате анализа сведений государственного кадастра недвижимости и имеющегося картографического материала - карты квартального плана и территориальных зон выявлено: - по сведениям государственного кадастра недвижимости участок лесного фонда (по близости) имеет уточненные границы и входит в состав земельного участка с КН в адресном местоположении которого содержатся сведения о квартале , , , , , , , . (Приложение 2 к справке кадастрового инженера л.д.193). На представленной кадастровым инженером схеме синим цветом указана граница лесного квартала по планшетам устройства (Приложение 1 л.д. 192), которая не совпадает с границей земельного участка с КН ; граница территориальной зоны «И» под скважиной на схеме Приложения 1 сформирована по границе участка с КН площадью <данные изъяты> кв.м., полностью расположена в черте <адрес> и не пересекает участок лесного фонда с КН ; граница территориальной зоны «И» под скважиной на схеме Приложения 1 частично расположена в черте <адрес> пересекает границу населенного пункта - сплошная красная линия и частично пересекает участок лесного фонда с КН и лесной участок по планшетам лесоустройства; Сведения о земельном участке под скважиной отсутствуют (л.д.191-193).

В соответствии с ответом Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области в квартале выделы <данные изъяты> Лесохозяйственным регламентом Рачейского лесничества выполнение работ по геологическому изучению недр и разработки месторождений полезных ископаемых не предусмотрено ( т.1 л.д.253).

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что возложение обязанности на ООО «Сызраньводоканал» освободить лесные участки в квартале выделы <данные изъяты> площадью <данные изъяты> га, где находятся водопроводные сети, состоящие из: водопроводной сети протяженностью м., насосной площадью <данные изъяты> кв.м., водоразборных колонок, смотровых колодцев, водонапорной башни, скважины, резервуара, незаконно и необоснованно, т.к. по договору аренды, ООО «Сызраньводоканал» может только использовать указанные объекты недвижимости по назначению и следить за содержать технически исправном состоянии. Требование об освобождении земельного участка влечет демонтаж указанных объектов недвижимости по обеспечению водоснабжением, который ООО «Сызраньводоканал» как арендатор произвести не может. ООО «Сызраньводоканал» пыталось заключить договор аренды на земельный участок где расположены указанные объекты недвижимости, но в заключении договора было отказано, т.к. в соответствии с лесохозяйственным регламентом выполнение работ по разработке месторождений полезных ископаемых не предусмотрено.

Также суд считает незаконным требование предписания об освобождении лесных участков в квартале выделы <данные изъяты> площадью <данные изъяты> га.; квартале выдел <данные изъяты> площадью <данные изъяты> га.; квартале выдел <данные изъяты> площадью <данные изъяты> га. Сызранского участкового лесничества Рачейского лесничества занятых для разработки месторождений полезных ископаемых или приведение данных лесных участков в соответствие с требованиями Лесного кодекса Российской Федерации, поскольку судом установлено, что ООО «Сызраньводоканал» заключил договор аренды муниципального имущества от 11.06.2008 года с муниципальным образованием городской округ Сызрань Самарской области (л.д.36-39) в соответствии с которым принял во временное владение и пользование муниципальное имущество объекты водоснабжения и заключил договоры аренды с Департаментом управления государственным имуществом Администрации Самарской области по земельным участкам на которых они расположены:

- ограждение протяженностью <данные изъяты> п.м., насосную станцию 1-го подъема СКВ. 8, площадью <данные изъяты> кв.м., расположенные по адресу: <адрес> и земельный участок с кадастровым номером (кадастровый номер на настоящее время в соответствии с кадастровым паспортом от 12.04.2016 года в сведениях об ограничениях указано аренда ООО «Сызраньводоканал») по адресу: <адрес> площадью <данные изъяты> кв.м., разрешенное использование: для производственных целей. Договор аренды в соответствии с требованием закона был зарегистрирован в ЕГРП, что подтверждается представленным свидетельством (л.д.63, 72, 138, 149, 150);

- ограждение протяженностью <данные изъяты> п.м. СКВ 17, насосную станцию 1-го подъема СКВ. 17 площадью <данные изъяты> кв.м., расположенные по адресу: <адрес> и земельный участок с кадастровым номером (в настоящее время кадастровый номер в соответствии с кадастровым паспортом от 08.04.2016 года ) по адресу: <адрес> площадью <данные изъяты> кв.м., разрешенное использование: для производственных целей, расположен водозабор <данные изъяты> скважина . Договор аренды в соответствии с требованием закона был зарегистрирован в ЕГРП, что подтверждается представленным свидетельством (л.д.66, 69, 125-136, 137);

- ограждение протяженность. <данные изъяты> п.м., насосную станцию 1-го подъема СКВ. 12 площадью <данные изъяты> кв.м., расположенные по адресу: <адрес> и земельный участок с кадастровым номером (в настоящее время кадастровый номер в соответствии с кадастровым паспортом от 08.04.2016 года в сведениях об ограничениях указано аренда ООО «Сызраньводоканал») по адресу: <адрес> площадью <данные изъяты> кв.м., разрешенное использование: для производственных целей, расположен водозабор <данные изъяты> скважина , Договор аренды в соответствии с требованием закона был зарегистрирован в ЕГРП, что подтверждается представленным свидетельством (л.д.75, 78, 112-123,124);

- ограждение, протяженностью <данные изъяты> п.м., насосную станция 1-го подъема СКВ.11 площадью <данные изъяты> кв.м., расположенные по адресу: <адрес> и земельный участок с кадастровым номером (в настоящее время кадастровый номер в соответствии с кадастровым паспортом от 08.04.2016 года в сведениях об ограничениях указано аренда ООО «Сызраньводоканал») по адресу: <адрес> площадью <данные изъяты> кв.м., разрешенное использование: для производственных целей, расположен водозабор <данные изъяты> скважина , Договор аренды в соответствии с требованием закона был зарегистрирован в ЕГРП, что подтверждается представленным свидетельством (л.д.81, 84, 99-110, 111);

- ограждение, протяженностью <данные изъяты> п.м., насосную станцию 1-го подъема СКВ. 17, площадью <данные изъяты> кв.м., расположенныя по адресу: <адрес> и земельный участок с кадастровым номером (в настоящее время кадастровый номер в соответствии с кадастровым паспортом от 08.04.2016 года в сведениях об ограничениях указано аренда ООО «Сызраньводоканал») по адресу: <адрес> площадью <данные изъяты> кв.м., разрешенное использование: для производственных целей, расположен водозабор <данные изъяты> скважина . Договор аренды в соответствии с требованием закона был зарегистрирован в ЕГРП, что подтверждается представленным свидетельством (л.д.87-90, 125-136,137).

Исходя из установленных судом обстоятельств и представленных сторонами доказательств, суд приходит к выводу, что административным ответчиком не представлено суду доказательств, отвечающих требованиям ст.ст. 59, 60 Гражданского процессуального кодекса из которых можно сделать бесспорный вывод о том, что, арендуемые ООО «Сызраньводоканал» у г.о. Сызрань объекты недвижимости находятся на землях лесного фонда, поскольку местоположение границ земельных участков на которых расположены вышеуказанные объекты в соответствии с требованиям законодательства не определено, проводимые в ходе патрулирования территории лесного фонда замеры с определением границ земельных участков, расположенных на землях лесного фонда суду не представлены, как и не представлено заключение кадастрового инженера из которого можно сделать бесспорный вывод, что вышеуказанные объекты находятся на землях лесного фонда. Более того, в судебном заседании из пояснений представителя Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области установлено, что межевание проводилось по кварталу, где расположены объекты - скважины , , . При проведении измерений допускается погрешность 2-3 метра, часть земельного участка на котором расположена скважина в квартале выходит за пределы земель лесного фонда. Указанное обстоятельство, свидетельствует о том, что достоверное местоположение объектов недвижимости не установлено, в связи с чем нельзя сделать вывод о том, что имеется нарушение лесного законодательства.

При таких обстоятельствах требования административного истца о признании незаконным Предписания об устранении нарушений лесного законодательства, вынесенное 29.05.2016 года Государственным лесным инспектором, главным специалистом Рачейского лесничества департамента лесного хозяйства министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Сызраньводоканал» об освобождении лесных участков в квартале выделы <данные изъяты> площадью <данные изъяты> га,; квартале выделы <данные изъяты> площадью <данные изъяты> га.; квартале выдел <данные изъяты> площадью <данные изъяты> га.; квартале выдел <данные изъяты> площадью <данные изъяты> га. Сызранского участкового лесничества Рачейского лесничества занятые для разработки месторождений полезных ископаемых или приведение данных лесных участков в соответствие с требованиями Лесного кодекса Российской Федерации обоснованны и подлежат удовлетворению.

Указанное Предписание, в случае его неисполнение, повлечет за собой привлечение административного истца к ответственности за его неисполнение, чем нарушаются права ООО «Сызраньводоканал».

Доводы представителя административного ответчика о том, что границы земель лесного фонда определены в соответствии с лесным законодательством, отсутствие в государственном кадастре недвижимости сведений о границах земель лесного фонда не освобождает ООО «Сызраньводоканал» в соответствии с требованиями закона заключить договоры с Министерством лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области аренды земельных участков на которых расположены объекты водоснабжения, суд не принимает, поскольку, как уже указывалось выше суду не представлено доказательств, позволяющих сделать бесспорный вывод о нарушениях со стороны ООО «Сызраньводоканал» требований лесного законодательства.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180, 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л:

Административное исковое заявление Общества с ограниченной ответственностью «Сызраньводоканал» удовлетворить.

Признать незаконным Предписание об устранении нарушений лесного законодательства, вынесенное 29.05.2016 года Государственным лесным инспектором, главным специалистом Рачейского лесничества департамента лесного хозяйства министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Сызраньводоканал» об освобождении лесных участков в квартале выделы <данные изъяты> площадью <данные изъяты> га,; квартале выделы <данные изъяты> площадью <данные изъяты> га.; квартале выдел <данные изъяты> площадью <данные изъяты> га.; квартале выдел <данные изъяты> площадью <данные изъяты> га. Сызранского участкового лесничества Рачейского лесничества занятые для разработки месторождений полезных ископаемых или приведение данных лесных участков в соответствие с требованиями Лесного кодекса Российской Федерации.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Самарский областной суд через Сызранский районный суд.

Решение в окончательной форме принято 18.04.2016 года

Судья: