Дело № 12-1110/2019
Р Е Ш Е Н И Е
25 июня 2019 года г.Сыктывкар
Судья Сыктывкарского городского суда Республики Коми Мишарина И.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании протест прокурора города Сыктывкара на постановление мирового судьи Пушкинского судебного участка г. Сыктывкара Республики Коми от 23.04.2019, которым производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.5.63 КоАП РФ в отношении Жалоба Р.И., прекращено,
установил:
постановлением мирового судьи Пушкинского судебного участка г. Сыктывкара Республики Коми от 23.04.2019 производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.5.63 КоАП РФ, в отношении Жалоба Р.И., прекращено.
Не согласившись с указанным постановлением, прокурор города Сыктывкара обратился в Сыктывкарский городской суд Республики Коми с протетом, в котором просил постановление отменить, направить дело на новое рассмотрение, указывая на наличие в действиях должностного лица и.о. управляющего ГУ - РО ФСС РФ по РК Жалоба Р.И. признаков состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5. 63 КоАП РФ.
Прокурор Туршатова В.Ю. в судебном заседании на удовлетворении протеста настаивала по доводам, изложенным в нем.
Потерпевший ФИО9 извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в суд не явился, направил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
Жалоба Р.И. в судебное заседание не явился, извещался о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом. Конверт с судебным извещением вернулся в адрес суда с отметкой «за истечением срока хранения», в связи с чем, руководствуясь ч. 2 ст. 25.1 КоАП РФ, считаю возможным рассмотреть жалобу в его отсутствие.
Выслушав прокурора Туршатову В.Ю., изучив доводы протеста, исследовав материалы дела и оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к следующему.
Частью 1 ст. 5.63 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение должностным лицом федерального органа исполнительной власти или органа государственного внебюджетного фонда Российской Федерации, работником многофункционального центра, работником иной организации, осуществляющей в соответствии с законодательством Российской Федерации функции многофункционального центра, или работником государственного учреждения, осуществляющего деятельность по предоставлению государственных услуг в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и государственного кадастрового учета недвижимого имущества, порядка предоставления государственной услуги, предоставляемой федеральным органом исполнительной власти или государственным внебюджетным фондом Российской Федерации, повлекшее непредоставление государственной услуги заявителю либо предоставление государственной услуги заявителю с нарушением установленных сроков, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния.
Прокуратурой города Сыктывкара проведена проверка по обращению ... И.М., законного представителя несовершеннолетней ... М.И. по вопросу законности отказа в предоставлении государственной услуги по выплате компенсации за самостоятельно приобретенные технические средства реабилитации.
Проверкой установлено, что в соответствии с индивидуальной программой реабилитации от 08.06.2016, выданной Филиалом №4 ФГУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Республике Коми», ... М.И. относится к категории «...». Указанной программой реаблитации ... М.И. предусмотрено получение технических средств реабилитации, в том числе: ....
26.12.2018 законный представитель ... М.И. – ... И.М. обратился в ГУ - РО ФСС РФ по РК с заявлением о возмещении стоимости за самостоятельно приобретенную ...
К заявлению ... И.М. прилагались, в том числе, кассовый чек от 18.12.2018 на сумму ... руб., товарный чек от 18.12.2018 №..., в котором указывалось на приобретение ....
24.01.2019 ответом и.о. управляющего ГУ - РО ФСС РФ по РК Жалоба Р.И. в возмещении стоимости ...... М.И. отказано.
В обоснование своей позиции ГУ - РО ФСС РФ по РК указало, что к заявлению от 26.12.2018 ... М.И. приложен кассовый чек, в котором указан товар «...», вместе с тем, индивидуальной программой реабилитации ... М.И. от 08.06.2016 предусмотрена .... В соответствии с подпунктом 2 пункта 6.2.5 ГОСТ Р 544407-2011 сложная ортопедическая обувь должна быть только с индивидуальными параметрами изготовления.
Поскольку, представленные ... М.И. документы полностью подтверждают приобретение сложной ортопедической обуви без утепленной подкладки, у должностного лица и.о. управляющего ГУ - РО ФСС РФ по РК Жалоба Р.И. отсутствовали основания для отказа в выплате ... М.И. компенсации за самостоятельно приобретенное техническое средство реабилитации – сложной ортопедической обуви без утепленной прокладки.
Указанные обстоятельства послужили основанием для возбуждения в отношении должностного лица и.о. управляющего ГУ - РО ФСС РФ по РК Жалоба Р.И. дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.5.63 КоАП РФ.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер, социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества. Социальная поддержка инвалидов - система мер, обеспечивающая социальные гарантии инвалидам, устанавливаемая законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением пенсионного обеспечения.
Правовые и организационные основы предоставления государственной социальной помощи отдельным категориям граждан установлены Федеральным законом от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (далее Федеральный закон от 17.07.1999 № 178-ФЗ).
В соответствии со ст.6.1 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют указанные в ней категории граждан, в том числе инвалиды.
Статьей 10 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» установлено, что государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета.
Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждается Правительством Российской Федерации.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16.05.2011 № 373 «О разработке и утверждении административных регламентов предоставления государственных услуг», указанная выше услуга является государственной.
В силу требований ст. 4 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее Федеральный закон от 27.07.2010 № 210-ФЗ) в качестве основополагающего принципа закреплен принцип открытости деятельности органов, предоставляющих государственные услуги, и органов, предоставляющих муниципальные услуги, а также организаций, участвующих в предоставлении государственных и муниципальных услуг.
В соответствии с требованиями ст. 5 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ при получении государственных и муниципальных услуг заявители имеют право на получение государственной или муниципальной услуги своевременно и в соответствии со стандартом предоставления государственной или муниципальной услуги.
Согласно ст. 6 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны предоставлять государственные или муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами.
Приказом Минтруда России от 23.09.2014 № 657н утвержден Административный регламент предоставления Фондом социального страхования Российской Федерации государственной услуги по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации и (или) услугами и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, а также по выплате компенсации за самостоятельно приобретенные инвалидами технические средства реабилитации (ветеранами протезы (кроме зубных протезов), протезно- ортопедические изделия) и (или) оплаченные услуги и ежегодной денежной компенсации расходов инвалидов на содержание и ветеринарное обслуживание собак-проводников (далее Административный регламент).
Согласно п. 54 Административного регламента основаниям для начала административной процедуры является поступление в территориальный орган Фонда заявления и документов, указных в п.п. 22, 23, 25 Административного регламента.
В соответствии с п. 19 Административного регламента выплата компенсации осуществляется территориальным органом Фонда в месячный срок с даты принятия решения о ее выплате, которое принимается территориальным органом Фонда в течение 30 дней со дня подачи заявления в части выплаты компенсации и документов.
Пунктами 67 - 68 Административного регламента определено, что должностное лицо территориального органа Фонда, ответственное за установление права заявителя на получение государственной услуги и рассмотрение документов, после поступления заявления и документов, предусмотренных пунктами 22, 23, 25 Административного регламента в сроки, предусмотренные пунктами 15-20 Регламента, осуществляет проверку представленных заявителем документов на предмет их комплектности и соответствия действующему законодательству Российской Федерации. По результатам рассмотрения заявления и документов, указанных в пунктах 22, 23, 25 Регламента, должностное лицо территориального органа Фонда, ответственное за установление права заявителя на получение государственной услуги и рассмотрение документов, при полной комплектности документов и их соответствии действующему законодательству Российской Федерации подтверждает право заявителя на получение государственной услуги, готовит проект решения о предоставлении государственной услуги.
Согласно пункту 59 Административного регламента, в случае непредставления заявителем одного или нескольких документов, предусмотренных пунктом 22, 23, 25 Регламента, должностное лицо территориального органа Фонда, ответственное за прием и регистрацию документов, направляет заявителю письменное разъяснение (сообщает в устной форме на личном приеме либо направляет уведомление в личный кабинет Единого портала, в случае поступления заявления и документов, предусмотренных пунктом 22, 23, 25 Регламента, в электронной форме) о необходимости представления недостающих документов и делает на заявлении отметку об уведомлении заявителя о необходимости представить недостающие документы.
Заявление ... М.И. о выплате компенсации за самостоятельно приобретенное техническое средство реабилитации - пару ортопедической обуви, поступило в Региональное отделение Фонда заявителя за предоставлением государственной услуги РО ФСС и принято 26.12.2018.
К указанному заявлению законный представитель ребенка инвалида ... М.И. приложил кассовый чек от 18.12.2018 на сумму ... руб., товарный чек от 18.12.2018 №..., в котором указывалось на приобретение ....
В соответствии с п. 67, 68 Административного регламента установлено, что представленные ... И.М. документы, не подтверждают факт приобретения им, именно сложной ортопедической обуви (в соответствии с требованиями постановления № 240).
Согласно пункту 2 Постановления № 240 обеспечение инвалидов техническими средствами осуществляется в соответствии с индивидуальными программами реабилитации или абилитации инвалидов, разрабатываемыми федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, установленном Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации (далее - программа реабилитации).
В соответствии с пунктом 15(1) постановления № 240 в случае если предусмотренное программой реабилитации (заключением) техническое средство (изделие) и (или) услуга по его ремонту не могут быть предоставлены инвалиду (ветерану) либо если инвалид (ветеран) приобрел соответствующее техническое средство (изделие) или оплатил указанную услугу за собственный счет, то инвалиду (ветерану) выплачивается компенсация в размере стоимости приобретенного технического средства (изделия) и (или) оказанной услуги, но не более стоимости соответствующего технического средства (изделия) и (или) услуги, предоставляемых уполномоченным органом в соответствии с настоящими Правилами.
Соответствие приобретенного инвалидом (ветераном) за собственный счет технического средства (изделия) и (или) оплаченной им услуги по ремонту предоставляемым техническим средствам (изделиям) и (или) услугам по их ремонту устанавливается уполномоченным органом на основании утверждаемой Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации в целях определения размера компенсации классификации технических средств (изделий) в рамках федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду.
В пункте 9 «Классификации технических средств реабилитации (изделий) в рамках федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.12.2005 № 2347-р», утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 13.02.2018 № 86н (далее Классификатор), в целях определения размера компенсации за технические средства реабилитации (изделия), определен вид и наименование технического средства реабилитации (изделия), самостоятельно приобретенного инвалидом (ветераном) за собственный счет - ортопедическая обувь сложная.
Классификатор не содержит наименование технического средства реабилитации - ботинки.
Согласно пункту 5 приказа № 57н компенсация инвалиду выплачивается на основании заявления инвалида либо лица, представляющего его интересы, о возмещении расходов по приобретению технического средства реабилитации и (или) оказанию услуги и документов, подтверждающих расходы по самостоятельному приобретению технического средства реабилитации и (или) оказанию услуги инвалидом за собственный счет.
Пункт 22 Регламента также предусматривает, что для получения государственной услуги заявителем в территориальный орган Фонда по месту жительства подается заявление и документы, подтверждающие понесенные заявителем расходы (в случае обращения за получением государственной услуги, результаты предоставления которой указаны в подпунктах "г" и "д" пункта 14 Административного регламента).
Согласно статье 1.1 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа» кассовый чек - первичный учетный документ, сформированный в электронной форме и (или) отпечатанный с применением контрольно-кассовой техники в момент расчета между пользователем и покупателем (клиентом), содержащий сведения о расчете, подтверждающий факт его осуществления и соответствующий требованиям законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники.
Пунктом 1 статьи 4.7 Закона № 54-ФЗ к обязательным реквизитам, которые должны содержать кассовый чек и бланк строгой отчетности, отнесены "наименование товаров, работ, услуг (если объем и список услуг возможно определить в момент оплаты)".
В силу пункта 2.1 статьи 2 Закона № 54-ФЗ товарный чек выдавался по требованию покупателя при неприменении организациями и индивидуальными предпринимателями контрольно-кассовой техники.
Таким образом, при применении контрольно-кассовой техники кассовый чек является первичным учетным документом, на основании которого покупатель может подтвердить факт оплаты товара, приобретенного по договору розничной купли- продажи.
С учетом изложенных требований законодательства, а также установленных по делу обстоятельств того, что представленные с заявлением ... И.М. документы не подтверждали факт приобретения сложной ортопедическая обуви, которая в соответствии с пп. 2 п. 6.2.5 ГОСТ Р 544407- 2011 должна быть только с индивидуальными параметрами изготовления, а представленные документы подтверждали факт приобретения обуви массового производства, которая не относится к категории сложной ортопедической обуви, являющимся техническим средством реабилитации, у должностного лица ГУ - РО ФСС РФ по РК не имелось оснований для подтверждения права заявителя на получение государственной услуги.
Согласно п. 1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
При таких обстоятельствах мировой судья, обосновано пришел к выводу об отсутствии в действиях должностного лица ГУ - РО ФСС РФ по РК Жалоба Р.И. вины и состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.5.63 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и прекратил производство по делу.
Оснований не согласиться с выводами мирового судьи не усматриваю, поскольку они соответствуют требованиям закона и основаны на исследованных в судебном заседании доказательствах.
При таких обстоятельствах постановление мирового судьи Пушкинского судебного участка г.Сыктывкара Республики Коми от 23.04.2019 сомнений в своей законности не вызывает, является правильным и оснований для его отмены или изменения, не усматривается.
Кроме того, согласно ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.36 КоАП РФ, составляет три месяца.
Следовательно, срок давности привлечения к административной ответственности, установленный ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел, по настоящему делу истек 24.04.2019.
Исходя из положений ч. 1 ст. 4.5 и п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, по истечении сроков давности привлечения к административной ответственности вопрос об административной ответственности лица, в отношении которого производство по делу прекращено, обсуждаться не может.
В силу положений ч. 1 п. 2 ст. 30.7 КоАП РФ изменение постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, если при этом усиливается административное наказание или иным образом ухудшается положение лица, в отношении которого вынесены указанные постановление, решение, не допускается. Ухудшение положения указанного лица недопустимо при отмене состоявшихся по делу об административном правонарушении актов.
Из п. 13 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» следует, что возможность проверки и оценки доводов о наличии в действиях лица состава административного правонарушения за пределами срока давности привлечения к административной ответственности по делу, производство по которому прекращено, возможно только по заявлению лица, в отношении которого возбуждено производство по делу.
Учитывая, что в настоящее время срок давности привлечения Жалоба Р.И. к административной ответственности истек, то исходя из положений ст. 4.5 и п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, по истечении установленного срока давности вопрос об административной ответственности, в том числе о доказанности вины лица в совершении административного правонарушения, в отношении которого производство по делу прекращено, обсуждаться не может.
При таких обстоятельствах доводы протеста прокурора о необоснованности выводов суда со ссылкой на имеющиеся в деле доказательства, которым, по мнению прокурора, дана ненадлежащая оценка, не являются основанием к отмене постановления мирового судьи Пушкинского судебного участка г.Сыктывкара от 23.04.2019, в том числе по доводам, изложенным в протесте.
С учетом изложенного оснований для отмены обжалуемого постановления мирового судьи не имеется.
Руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ,
решил:
постановление мирового судьи Пушкинского судебного участка г. Сыктывкара от 23 апреля 2019 года о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 5.63 КоАП РФ в отношении Жалоба Р.И. оставить без изменения, протест прокурора города Сыктывкара – без удовлетворения.
Судья И.С.Мишарина