НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Сыктывкарского городского суда (Республика Коми) от 16.06.2014 № 2-5159/2014

 Дело № 2-5159/2014

 Р Е Ш Е Н И Е

 Именем Российской Федерации

 Сыктывкарский городской суд Республики Коми

 в составе председательствующего судьи Батовой Л.А.

 при секретаре Абрамовой Н.М.

 рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре 16 июня 2014 года гражданское дело по иску Негуляй А.М к ГУ – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Сыктывкаре Республики Коми о признании требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов от ** ** ** года незаконным и не подлежащим исполнению,

 У С Т А Н О В И Л:

 Негуляй А.М. обратился в суд с иском к ГУ УПФ РФ в г.Сыктывкаре Республики Коми о признании требования об уплате страховых взносов в фиксированном размере за 2013г. (кроме уплаты взносов в ФОМСы) незаконными и не подлежащими исполнению

 В обоснование иска указала, что он работает адвокатом   с августа 2004г. В этой связи с марте 2014г. ответчик предъявил ему требование об уплате страховых взносов в фиксированном размере за текущий расчетный период не позднее 31 декабря 2013г. Считает, что данное требование незаконно и не подлежит исполнению в связи с тем, что он, как адвокат-военный пенсионер, не обязан уплачивать эти взносы.

 Истец в судебном заседании поддержал требования и доводы, изложенные в иске, дополнительно указав, что им оспаривается требование УПФР по г.Сыктывкару от ** ** **.

 Представитель ответчика в судебном заседании не согласилась с требованиями истца, поддержав доводы, изложенные в отзыве.

 Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

 В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 6 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" страхователями по обязательному пенсионному страхованию являются индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой.

 Согласно требованиям ч. 1 ст. 3 Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социальною страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды осуществляют Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в Федеральный фонд обязательного медицинскою страхования, и Фонд социального страхования Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, уплачиваемых в Фонд социальною страхования Российской Федерации.

 В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 5 указанного закона плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой, и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой (далее - плательщики страховых взносов, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам), если в федеральном законе о конкретном виде обязательного социального страхования не предусмотрено иное.

 Частью 8 ст. 16 указанного закона предусмотрено, что в случае прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, прекращения либо приостановления статуса адвоката, прекращения полномочий нотариуса, занимающегося частной практикой, прекращения деятельности иных лиц, занимающихся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, уплата страховых взносов такими плательщиками страховых взносов производится не позднее 15 календарных дней с даты государственной регистрации прекращения (приостановления) их деятельности включительно.

 Законом предусмотрено, что плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы. В случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок производится взыскание недоимки по страховым взносам в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.

 В силу ст. 22 Закона требованием об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов признается письменное извещение плательщика страховых взносов о неуплаченной сумме страховых взносов, пеней и штрафов, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму страховых взносов, пеней и штрафов.

 По делу установлено, что Негуляй А.М. с 03 августа 2004г. является получателем пенсии за выслугу лет в соответствии с п.2 ст.44 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации». С августа 2004 года истец является адвокатом, зарегистрированным в реестре адвокатов Республики Коми под № ..., имеет удостоверение № ... от ** ** **. В настоящее время статус Негуляй А.М. как адвоката не приостановлен и не прекращен, в связи с чем, в соответствии с действующим законодательством он является плательщиком страховых взносов.

 Из представленных доказательств следует, что у Негуляй А.М. по состоянию на 04.03.2014г. имеется задолженность по уплате страховых взносов, пеням, штрафам в сумме .... В связи с возникшей задолженностью ГУ-УПФ РФ в г.Сыктывкаре РК направило Негуляй А.М. требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов от ** ** **. № ...

 Данное требование было направлено истцу полномочным органом в пределах предоставленных ему полномочий. При этом сведения, указанные в требовании, полностью соответствуют требованиям, указанным в части 4 статьи 22 Федерального закона от 24.07.2009г. № 212-ФЗ.

 Федеральный закон «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» рассматривает адвокатов как самостоятельную категорию плательщиков страховых взносов на обязательное пенсионное и обязательное медицинское страхование в Российской Федерации, несущих личную ответственность за правильность, полноту и своевременность уплаты (перечисления) страховых взносов. Обязанность по уплате страховых взносов сохраняется за адвокатами независимо от размера полученного дохода от адвокатской деятельности, а также независимо от того, осуществлялась такая деятельность или нет. В соответствии с ч.1 ст.14 Закона, взносы данная категория плательщиков исчисляет исходя из стоимости страхового года, вне зависимости от полученного дохода. Согласно ст.16 Закона обязанность по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование прекращается только с прекращением (приостановлением) статуса адвоката.

 Истец является получателем пенсии в соответствии с п.2 ст.44 Федерального закона от 17 января 1992г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации». Следовательно, на него распространяются нормы Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", что подтверждается как указанной нормой Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-1, так и положениями статей 2, 4 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении".

 Плательщики страховых взносов (страхователи) - индивидуальные предприниматели и адвокаты, являющиеся получателями пенсий по нормам Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 N 4468-1, были освобождены от уплаты страховых взносов в виде фиксированного платежа на основании пункта 3 Правил уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа в минимальном размере, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 сентября 2005 N 582. Отнесение этой категории страхователей к лицам, не уплачивающим фиксированный платеж, было основано на Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 24 мая 2002 г. N 223-О.

 Рассмотрев вопрос об обязанности индивидуальных предпринимателей, адвокатов, являющихся получателями пенсий по нормам Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1, уплачивать страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 24 мая 2005 г. N 223-О указал, что взаимосвязанные нормативные положения подпункта 2 пункта 1 статьи 6, пункта 1 статьи 7, пункта 2 статьи 14 и пунктов 1 - 3 статьи 28 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" в той части, в какой они возлагают на являющихся военными пенсионерами индивидуальных предпринимателей и адвокатов обязанность уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда притом, что отсутствует в действующем нормативно-правовом регулировании надлежащий правовой механизм, гарантирующий предоставление им соответствующего страхового обеспечения с учетом уплаченных сумм страховых взносов - утрачивают силу и не могут применяться судами.

 Федеральным законом от 22 июля 2008 года N 156-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам пенсионного обеспечения" внесены изменения в содержание статьи 3 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации". Пунктом 6 названной статьи определено, что военнослужащие (за исключением граждан, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин) при наличии условий для назначения им трудовой пенсии по старости, предусмотренных Федеральным законом от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности, предусмотренных Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1, и страховой части трудовой пенсии по старости, устанавливаемой на условиях и в порядке, которые предусмотрены Федеральным законом от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ.

 Указанным Федеральным законом внесены изменения и в статью 7 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1. В статье 7 определено, что лица, указанные в статье 1 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1, при наличии условий для назначения трудовой пенсии имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности, предусмотренных настоящим законом, и трудовой пенсии по старости, устанавливаемой в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

 Таким образом, законодатель в целях реализации Определения Конституционного Суда Российской Федерации путем внесения изменений в Закон Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1, а также в Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ, в Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ, установил правовой механизм, гарантирующий лицам, получающим данный вид пенсии, получение страховой части трудовой пенсии с учетом уплаченных страховых взносов.

 Следовательно, обстоятельства, послужившие основанием для освобождения индивидуальных предпринимателей и адвокатов, являющихся получателями пенсий по нормам Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1, устранены.

 С 01 января 2010 г. в связи с принятием Федеральных законов от 24 июля 2009 N 212-ФЗ и N 213-ФЗ, установлено новое регулирование правоотношений, связанных с исчислением и уплатой страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Фонд обязательного медицинского страхования. Норма, ранее предусматривающая освобождение адвокатов, являющихся военными пенсионерами, от уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа в минимальном размере, закрепленная в пункте 3 Правил, утратила силу.

 С момента вступления в силу Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 213-ФЗ лица, которые после увольнения с военной службы получают пенсию по Закону Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1, и приобрели статус адвоката, наряду с иными гражданами, обеспечиваемыми пенсиями по нормам данного Закона, в соответствии с частью 4 статьи 7 при наличии условий для назначения трудовой пенсии по старости имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности, предусмотренных данным Законом, и трудовой пенсии по старости (за исключением фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости), устанавливаемой в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ.

 Таким образом, адвокаты, являющиеся получателями пенсий в соответствии с Федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации", с 01 января 2010 года обязаны уплачивать страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации в порядке и сроки, установленные Федеральным законом от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ.

 С учетом изложенного доводы истца об отсутствии у него как пенсионера обязанности уплачивать страховые взносы, основаны на неверном толковании действующего законодательства, не могут служить основанием к признанию незаконным требования ГУ-УПФ РФ в г.Сыктывкаре от ** ** **. об уплате недоимки по страховым взносам.

 При таких обстоятельствах, истцу в удовлетворении требований следует отказать.

 Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ,

 Р Е Ш И Л:

 Исковые требования Негуляй А.М к ГУ – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Сыктывкаре Республики Коми о признании требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов от ** ** ** года № ... незаконным и не подлежащим исполнению оставить без удовлетворения.

 Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми путём подачи апелляционной жалобы через Сыктывкарский городской суд Республики Коми в течение месяца с момента принятия в окончательной форме.

 Председательствующий Л.А. Батова