Дело № 2-7833/17
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Сыктывкарский городской суд Республики Коми
в составе председательствующего судьи Автушина Ф.А.,
при секретаре ЛетунМ.В.
с участием представителя истца Строганова Ю.А.,
представителя ответчика Кожайкиной Ю.В.,
представителя третьего лица Елфимова Д.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Сыктывкаре, 07 ноября 2017 года гражданское дело по иску Вишератиной Е.Е. к Министерству здравоохранения Республики Коми о признании незаконными действий по начислению дохода физических лиц, признании недействительной справки 2-НДФЛ, возложении обязанности направить уточненную справку, взыскании компенсации морального вреда, расходов по оплате государственной пошлины,
УСТАНОВИЛ:
Вишератина Е.Е. обратилась в суд с иском к Министерству здравоохранения Республики Коми о признании незаконными действий по начислению дохода физических лиц, признании недействительной справки 2-НДФЛ, возложении обязанности направить уточненную справку, взыскании компенсации морального вреда, расходов по оплате государственной пошлины.
В обоснование требований указано, что ** ** **. между ней и ответчиком заключен договор на сумму ...., ** ** ** ответчик направил уведомление, где указал, что Вишератиной Е.Е. в 2014 году был получен доход в виде компенсационной выплаты, с которого налоговым агентом не был удержан налог на доходы физических лиц, также была направлена справка 2-НДФЛ за 2014 года, согласно которой истцом получен доход в сумме ...., который подлежит налогообложению в сумме ... истец полагает, что полученная ею сумма не подлежит налогообложению.
В судебном заседании представитель истца Строганов Ю.А. на уточненных требованиях настаивал в полном объеме, полагая обоснованным заявленную ко взысканию сумму компенсации морального вреда. Вишератина Е.Е. на рассмотрение дела не явилась, суд счел возможным рассмотреть дело без ее участия.
Представитель ответчика Кожайкина Ю.В. с требованиями не согласилась, указав, что отсутствует причинно-следственная связь между действиями Министерства как налогового агента путем сообщения в налоговый орган о не удержании НДФЛ с доходов Вишератиной Е.Е. и наступившими у истца неблагоприятными последствиями.
Представитель третьего лица Елфимов Д.О. с требованиями не согласился.
Заслушав мнения явившихся сторон, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Как установлено, ** ** **. Вишератина Е.Е. получила диплом о среднем профессиональном медицинском образовании.
Между Государственным бюджетным учреждением здравоохранения Республики Коми «...», с одной стороны, и Вишератиной Е.Е., с другой стороны, заключен трудовой договор ** ** **..., согласно которому Вишератина Е.Е. принята на должность ... пунктом п. ....
** ** ** между Министерством здравоохранения Республики Коми и Вишератиной Е.Е. заключен договор на получение единовременной компенсации, в соответствии с постановлением Правительства Республики Коми от 14.02.2012 года № 45 «Об осуществлении единовременных компенсационных выплат отдельным категориям медицинских работников с высшим профессиональным образованием и средним профессиональным, работающих в сельских населенных пунктах». По условиям договора Вишератиной Е.Е. в 2014 году выплачена единовременная компенсационная выплата в размере .... за счет средств республиканского бюджета.
Письмом от ** ** ** № ... Министерство здравоохранения Республики Коми письмом сообщило Вишератиной Е.Е. о том, что доход, в виде единовременной компенсационной выплаты по договору от ** ** ** полученный ею в 2014 году в размере ...., подлежит налогообложению по ставке ... %. Также в сообщении было указано о том, что Вишератиной Е.Е. необходимо представить в налоговый орган налоговую декларацию по форме 3-НДФЛ за 2014 год по месту учета до ** ** ** и уплатить сумму налога в срок не позднее ** ** **
Решением Сыктывкарского городского суда от 10.11.2016г. постановлено: «в удовлетворении иска Вишератиной Е.Е. к Министерству здравоохранения Республики Коми о признании незаконными действий по начислению дохода физических лиц, признании недействительной справки 2-НДФЛ, возложении обязанности направить уточненную справку, взыскании компенсации морального вреда, расходов по оплате государственной пошлины – отказать».
Апелляционным определением Верховного суда РК от 16.02.2017г. решение суда оставлено без изменения, жалоба без удовлетворения.
В рамках рассмотрения дела №2а-5274/16 Вишератина Е.Е. обратилась в суд с административным исковым заявлением к Межрайонной ИНФНС России № 1 по Республики Коми и Управлению ФНС России по Республике Коми о признании требования о предоставлении декларации по форме 3 НДФЛ за 2014 год от ** ** ** и решения Управления ФНС России по Республике Коми незаконными. В обоснование заявленных требований указала, что полученная ей выплата в размере .... не облагается налогом на доходы физических лиц.
Решением по указанному делу исковые требования Вишератиной Е.Е. к Межрайонной ИНФНС России № 1 по Республики Коми и Управлению ФНС России по Республике Коми о признании требования о предоставлении декларации и решения Управления ФНС России по Республике Коми незаконными оставлены без удовлетворения.
Однако определением Верховного суда России от 12 мая 2017 года решения судов были отменены, а требования Вишератиной Е.Е. удовлетворены – требование межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №1 по Республике Коми от 30 октября 2015 года исх. №1069 «О предоставлении декларации за 2014 год», направленное Вишератиной Е.Е. признано незаконным, решение Управления Федеральной налоговой службы по Республике Коми, оформленное письмом от ** ** ** исх. №..., «Ответ на обращение Вишератиной», принято по жалобе Вишератиной Е.Е. от ** ** ** вх. ... на указанное требование, признано незаконным и отменено.
Перечень видов доходов физических лиц, не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения), содержится в ст. 217 НК РФ.
Согласно п. 1 ст. 217 НК РФ не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) государственные пособия, за исключением пособий по временной нетрудоспособности (включая пособие по уходу за больным ребенком), а также иные выплаты и компенсации, выплачиваемые в соответствии с действующим законодательством.
В п. 37.2 ст. 217 НК РФ предусмотрено, что не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) единовременные компенсационные выплаты медицинским работникам, осуществленные в порядке и на условиях, предусмотренных ст. 51 Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации".
В силу чч. 12.1 и 12.2 ст. 51 названного Федерального закона (в редакции, действовавшей на 12 сентября 2014 г. - день вступления в силу договора на получение единовременной компенсационной выплаты) в 2013 - 2014 годах осуществляются единовременные компенсационные выплаты медицинским работникам в возрасте до 35 лет, прибывшим в 2013 - 2014 годах после окончания образовательного учреждения высшего профессионального образования на работу в сельский населенный пункт либо рабочий поселок или переехавшим на работу в сельский населенный пункт либо рабочий поселок из другого населенного пункта и заключившим с уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации договор, предусмотренный п. 3 ч. 12.2 названной статьи, в размере одного миллиона рублей на одного указанного медицинского работника. Финансовое обеспечение единовременных компенсационных выплат медицинским работникам в 2013 - 2014 годах осуществляется в равных долях за счет иных межбюджетных трансфертов, предоставляемых бюджету территориального фонда из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования в соответствии с федеральным законом о бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на очередной финансовый год и на плановый период, и средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
Иные межбюджетные трансферты, предусмотренные ч. 12.1 названной статьи, предоставляются из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования бюджетам территориальных фондов для последующего их перечисления в течение трех рабочих дней в бюджеты субъектов Российской Федерации при условии принятия высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации нормативных правовых актов, предусматривающих предоставление медицинским работникам (в том числе указанным в ч. 12.1 названной статьи), имеющим высшее медицинское образование или среднее медицинское образование, работающим в сельском населенном пункте либо рабочем поселке и (или) переехавшим на работу в сельский населенный пункт либо рабочий поселок из другого населенного пункта, жилого помещения, и (или) земельного участка для жилищного строительства, и (или) компенсации части процентной ставки по кредитам, предоставляемым на приобретение жилья, и (или) иных мер социальной поддержки.
На основании ст. 51 Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" в 2012 году в субъекте Российской Федерации принят нормативный правовой акт, регулирующий вопросы предоставления единовременных компенсационных выплат отдельным медицинским работникам со средним медицинским образованием, прибывшим (переехавшим) в 2012 году и последующих годах на работу в сельские населенные пункты.
Согласно названному акту единовременная компенсационная выплата предоставляется медицинским работникам государственных учреждений здравоохранения субъекта Российской Федерации или муниципальных учреждений здравоохранения в возрасте до 35 лет, имеющим среднее медицинское образование, которые в 2012 году и последующих годах прибыли на работу в сельские населенные пункты после окончания образовательного учреждения среднего профессионального образования или переехали в указанный период на работу в сельский населенный пункт из другого населенного пункта.
Выплата предоставляется медицинским работникам, занимающим должность "медсестра фельдшерско-акушерского пункта", "акушерка фельдшерско-акушерского пункта", "фельдшер фельдшерско-акушерского пункта", а также "заведующий фельдшерско-акушерского пункта - фельдшер", при условии заключения ими соответствующего договора.
Источником финансового обеспечения выплат являются средства бюджета субъекта Российской Федерации.
Пункт 37.2 ст. 217 НК РФ, закрепляя правило, согласно которому не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) единовременные компенсационные выплаты медицинским работникам, осуществленные в порядке и на условиях, предусмотренных ст. 51 Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", не связывает освобождение от налогообложения с источником финансирования названных выплат.
В связи с чем, факт осуществления компенсационной выплаты за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации не влияет на характер такой выплаты, который по своей правовой природе является компенсационным.
Исходя из совокупности вышеизложенных правовых норм действующего законодательства, действия Министерства здравоохранения Республики Коми по отражению в справке о доходах физического лица за 2014 год по форме 2-НДФЛ суммы исчисленного налога, признании недействительной справки о доходах физического лица за 2014 год по форме 2-НДФЛ, оформленной на получателя дохода Вишератину Е.Е. являются неправомерными.
Требования Вишератиной Е.Е. о возложении обязанности направить уточненную справку удовлетворению не подлежат, поскольку, как следует из представленных в материалы дела доказательств, ** ** **. в налоговый орган и адрес истца направлены уточненные сведения о доходах Вишератиной Е.Е. за 2014 год по форме 2-НДФЛ.
Рассматривая требования Вишератиной Е.Е. о взыскании компенсации морального вреда, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20.12.1994 N 10 "Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда", под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.п.), или нарушающими его личные неимущественные права (право на пользование своим именем, право авторства и другие неимущественные права в соответствии с законами об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности) либо нарушающими имущественные права гражданина.
Таким образом, в силу действующего законодательства, одним из обязательных условий наступления ответственности за причинение морального вреда является вина причинителя.
В данном случае, нарушение личных имущественных прав Вишератиной Е.Е. отсутствует. Довод о дискриминации истца судом отклоняется, поскольку дискриминация в отношении личности Вишератиной Е.Е. в ходе рассмотрения дела не установлена, нарушение ее личный неимущественных прав отсутствует, в данном случае нарушены имущественные права, связанные с получением выплаты в полном размере. Трудовой законодательство в данном случае также неприменимо, поскольку из материалов дела следует, что истец в трудовых отношениях с министерство здравоохранения РК не состоит. Довод о незаконном привлечении к административной ответственности также несостоятелен, поскольку протокол об административном правонарушении в отношении Вишератиной составлялся должностными лицами налоговой службы, а не министерства, кроме того, производство по делу было прекращено.
Поскольку неимущественные требования Вишератиной Е.Е. о признании действий незаконными, признании справки незаконной удовлетворены, при подаче иска ей была произведена оплата государственной пошлины 300 руб. в порядке ст.333.19 Налогового кодекса РФ, соответственно в порядке ст.98 ГПК указанная сумма государственной пошлины подлежит взысканию в ответчика.
руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Вишератиной Е.Е. к Министерству здравоохранения Республики Коми – удовлетворить частично.
Признать незаконными действия Министерства здравоохранения Республики Коми по отражению в справке о доходах физического лица за 2014 год по форме 2-НДФЛ суммы исчисленного налога, признать недействительной справку о доходах физического лица за 2014 год по форме 2-НДФЛ, оформленной на получателя дохода Вишератину Е.Е..
В удовлетворении требований о возложении обязанности направить уточненную справку, взыскании компенсации морального вреда – отказать.
Взыскать с Министерства здравоохранения Республики Коми в пользу Вишератиной Е.Е. 300 руб. расходов по оплате государственной пошлины.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья- Ф.А. Автушин