НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Свердловского районного суда г. Иркутска (Иркутская область) от 23.08.2021 № 2А-2816/2021

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

23 августа 2021 года город Иркутск

Свердловский районный суд г. Иркутска в составе:

председательствующего – судьи Фрейдмана К.Ф.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Шептуновой Е.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 38RS0036-01-2021-003184-88 (производство № 2а-2816/2021) по административному иску ИФНС России по Свердловскому округу г. Иркутска к Чипизубову Д.В. о взыскании задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное и медицинское страхование за 2020 год, по пени,

У С Т А Н О В И Л:

Инспекция Федеральной налоговой службы по Свердловскому округу г. Иркутска (далее также – Инспекция, налоговая инспекция) обратилась в Свердловский районный суд г. Иркутска с иском к Чипизубову Д.В. о взыскании задолженности в общем размере 13266,11 рублей, в том числе страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2020 год на выплату страховой пенсии в размере 9368,86 рублей, страховых взносов за 2020 год на обязательное медицинское страхование в размере 3885,32 рублей, пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2020 год в размере 8,43 рублей, пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за 2020 год в размере 3,50 рублей, указав в обоснование иска следующее.

Чипизубов Д.В. с 10.02.2010 по 16.06.2020 состоял на учете в ИФНС России по Свердловскому округу г. Иркутска в качестве индивидуального предпринимателя.

В нарушение норм налогового законодательства административный ответчик в установленные законодательством сроки суммы страховых взносов не уплатил.

Согласно выписке из ЕГРИП от 12.02.2021 Чипизубов Д.В. прекратил осуществлять предпринимательскую деятельность 16.06.2020.

В силу положений п. 5 ст. 430 Налогового кодекса, если плательщик прекращает осуществлять предпринимательскую деятельность в течение расчетного периода, соответствующий фиксированный размер страховых взносов, подлежащих уплате ими за расчетный период, определяется пропорционального количеству календарных месяцев по месяц, в котором утратила силу государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.

За неполный месяц деятельности соответствующий фиксированный размер страховых взносов определяется пропорционально количеству календарных дней этого месяца по дату государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя.

В нарушение указанных норм административный ответчик в установленные законодательством сроки суммы страховых взносов не уплатил.

В соответствии с п. 1 ст. 430 Налогового кодекса Российской Федерации (далее по тексту – НК РФ) плательщики страховых взносов, указанные в п. п. 1, 2 п. 1 ст. 419 НК РФ, в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300 000 рублей, уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере 32 448 рублей за расчетный период 2020 года, страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере 8 426 рублей за расчетный период 2020 года.

За расчетный период 2020 года Чипизубов Д.В. должен был оплатить страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере 14962,13 рублей, страховые взносы на обязательное медицинское страхование в размере 3885,32 рублей.

У налогоплательщика Чипизубова Д.В. имелась переплата по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на выплату страховой пенсии в размере 5593,27 рублей, которая зачтена инспекцией в счет уплаты страховых взносов за 2020 год.

Между тем, Чипизубов Д.В. в установленные законодательством сроки, остаток задолженности по страховым взносам в размере 13254,18 рублей не уплатил, в связи с чем были начислены пени за несвоевременную уплату страховых взносов за 2020 год в размере 11,93 рублей, из которых размер пени за неуплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование составил 8,43 рублей, размер пени за неуплату страховых взносов на обязательное медицинское страхование составил 3,50 рублей. Пени до настоящего времени ответчиком не уплачены.

В соответствии со ст. ст. 69, 70 НК РФ административному ответчику 08.07.2020 направлено требование № 381235828 по состоянию на 08.07.2020 об уплате недоимки по страховым взносам, пени, которым предложено уплатить задолженность в добровольном порядке.

Инспекцией принимались меры по взысканию задолженности путем обращения к мировому судье судебного участка № 16 Свердловского округа г. Иркутска с заявлением о вынесении судебного приказа. При этом вынесенный мировым судьей судебный приказ о взыскании задолженности от 08.09.2020 № 2а-3046/2020 отменен 23.11.2020 в связи с поступлением от Чипизубова Д.В. возражений относительно его исполнения. Между тем, указанная выше задолженность по страховым взносам, пени в общем размере 13266,11 рублей Чипизубовым Д.В. не уплачена.

В судебное заседание представитель административного истца Инспекции не явился, о дате и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, о рассмотрении дела в свое отсутствие не просил.

Административный ответчик Чипизубов Д.В. в судебное заседание не явился, о дате и месте судебного заседания извещен надлежащим образом в соответствии со ст. 96 КАС РФ, о рассмотрении дела в свое отсутствие не просил.

В соответствии со ст. 150 КАС РФ, ч.2 ст.289 КАС РФ суд полагает возможным рассмотреть настоящее дело в отсутствие не явившихся представителя административного истца и административного ответчика по представленным административным истцом доказательствам.

Исследовав материалы административного дела, суд приходит к выводу об удовлетворении административного иска по следующим основаниям.

Согласно ст. 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

В соответствии со ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделённые в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счёт уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Согласно пункту 3 статьи 9 Налогового кодекса Российской Федерации налоговыми органами являются федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальные органы.

Функции по контролю и надзору в области налогов и сборов в соответствии с пунктом 1 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 506, возложены на Федеральную налоговую службу.

На основании пунктов 1,3, 5 Положения об Управлении Федеральной налоговой службы по Иркутской области, утвержденного ФНС России 22.02.2019, Управление Федеральной налоговой службы по Иркутской области (далее - Управление) является территориальным органом Федеральной налоговой службы (далее по тексту – ФНС России) в Иркутской области и входит в единую централизованную систему налоговых органов, является территориальным органом, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты в бюджетную систему Российской Федерации налогов, сборов и страховых взносов,

Управление осуществляет свою деятельность непосредственно и через инспекции Федеральной налоговой службы по районам, районам в городах, городам без районного деления, инспекции Федеральной налоговой службы межрайонного уровня.

Положениями ст. 19 НК РФ установлено, что налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых согласно НК РФ возложена обязанность уплачивать налоги и (или) сборы.

Обязанность налогоплательщика уплачивать законно установленные налоги предусмотрена также п. п. 1 п. 1 ст. 23 НК РФ.

В силу ч. 1 ст. 18 Федерального закона № 212-ФЗ от 24.07.2009 «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», действовавшего до 01.01.2017, плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы.

В связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов, установленных указанным выше Федеральным законом № 212-ФЗ и введением в действие главы 34 «Страховые взносы» НК РФ налоговые органы с 01.01.2017 являются администраторами доходов бюджета в части контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов, установленных НК РФ.

В силу ст. 419 НК РФ плательщиками страховых взносов (далее в настоящей главе - плательщики) признаются следующие лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования:1) лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам: организации; индивидуальные предприниматели; физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями;2) индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой (далее - плательщики, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам).

Согласно положениям ст. 52 НК РФ плательщики страховых взносов самостоятельно исчисляют сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период, исходя из базы исчисления страховых взносов и тарифа.

В соответствии со ст. 423 НК РФ расчетным периодом признается календарный год.

В силу ст. 432 НК РФ суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года.

Пунктом 2 ст. 44 НК РФ предусмотрено, что обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.

В случаях, когда расчёт налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления (п. 4 ст. 57 НК РФ).

Согласно п. 1 ст. 430 НК РФ плательщики, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, уплачивают: страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере, который определяется в следующем порядке, если иное не предусмотрено настоящей статьей: в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере 32 448 рублей за расчетный период 2020 года, страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере 8426 рублей за расчетный период 2020 года.

Согласно п. 5 ст. 430 НК РФ если плательщики прекращают осуществлять предпринимательскую либо иную профессиональную деятельность в течение расчетного периода, соответствующий фиксированный размер страховых взносов, подлежащих уплате ими за этот расчетный период, определяется пропорционально количеству календарных месяцев по месяц, в котором утратила силу государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, или адвокат, нотариус, занимающийся частной практикой, арбитражный управляющий, занимающиеся частной практикой оценщик, патентный поверенный, медиатор и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, сняты с учета в налоговых органах.

За неполный месяц деятельности соответствующий фиксированный размер страховых взносов определяется пропорционально количеству календарных дней этого месяца по дату государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, дату снятия с учета в налоговых органах адвоката, нотариуса, занимающегося частной практикой, арбитражного управляющего, оценщика, медиатора, патентного поверенного и иных лиц, занимающихся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, включительно.

Согласно ст. 432 НК РФ исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчётный период плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьёй. Суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование. Суммы страховых взносов за расчётный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьёй.

В соответствии со с п. 6 ст. 69 НК РФ требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.

В соответствии со ст. 75 НК РФ за несвоевременную уплату налогов начисляются пени за каждый день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора.

Судом из материалов дела установлено, что административный ответчик Чипизубов Д.В. с 10.02.2010 по 16.06.2020 состоял на учете в Инспекции в качестве индивидуального предпринимателя. Указанные обстоятельства подтверждены представленной выпиской из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей от 12.02.2021. Доказательств, опровергающих данные обстоятельства, ответчиком в материалы дела представлено не было.

Судом установлено, что в адрес административного ответчика Чипизубова Д.В. направлено налоговое требование № 381235828 об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями), в котором установлен срок для добровольного погашения имеющейся задолженности по уплате страховых взносов на пенсионное страхование и медицинское страхование за 2020 год, пени. Согласно данному требованию по состоянию на 08.08.2020 за ответчиком числится задолженность по страховым взносам за 2020 год в общем размере 13254,18 рублей.

Направление посредством ТКС указанного требования в адрес ответчика подтверждается выпиской из АИС «Налог.

В ходе судебного разбирательства установлено, что в установленный срок указанные требования налогоплательщиком не исполнены.

Пункт 2 ст. 48 НК РФ предусматривает возможность подачи искового заявления о взыскании налога за счёт имущества налогоплательщика - физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога.

Согласно п. 3 ст. 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

В связи с неисполнением налогоплательщиком требования об уплате налоговой недоимки налоговый орган 07.09.2020 обратился к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа.

Определением мирового судьи судебного участка № 16 Свердловского района г. Иркутска от 23.11.2020 судебный приказ № 2а-3046/2020 от 08.09.2020 отменен в связи с поступлением возражений от Чипизубова Д.В.

Затем в течение срока, установленного ст. 48 НК РФ, 16.04.2021 Налоговая инспекция обратилась в суд с настоящим административным иском.

Административным истцом представлен расчёт задолженности налогоплательщика по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2020 год, страховым взносам на обязательное медицинское страхование за 2020 год, а также по пени за 2020 год, который является арифметически верным, с учетом представленных выписок из карточки расчетов с бюджетом, произведен в соответствии с требованиями ст. ст. 75, 430 НК РФ.

В материалы дела не представлено доказательств уплаты административным ответчиком указанной задолженности по страховым взносам, пени.

Суд, установив все обстоятельства предъявления налоговым органом административных исковых требований о взыскании недоимки мировому судье, а также то, что административное исковое заявление подано в суд 24.05.2021, в течение шести месяцев с момента отмены судебного приказа, то есть в срок, установленный п. 3 ст. 48 НК РФ, учитывая переплату по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на выплату страховой пенсии в размере 5593,27 рублей, проверив расчет задолженности, приходит к выводу о том, что административные исковые требования о взыскании с Чипизубова Д.В. задолженности в общем размере 13266,11 рублей, в том числе страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2020 год на выплату страховой пенсии в размере 9368,86 рублей, страховых взносов за 2020 год на обязательное медицинское страхование в размере 3885,32 рублей, пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2020 год в размере 8,43 рублей, пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за 2020 год в размере 3,50 рублей, являются законными и обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В соответствии с ч. 1 ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесённые судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобождён, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобождённого от уплаты судебных расходов.

В связи с удовлетворением требований истца о взыскании задолженности с ответчика Чипизубова Д.В. в соответствии пп.1 п. 1 ст.333.19 НК РФ подлежит взысканию государственная пошлина в размере 400 рублей в бюджет муниципального образования города Иркутска.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административные исковые требования Инспекции Федеральной налоговой службы России по Свердловскому округу г. Иркутска, – удовлетворить.

Взыскать с Чипизубова Д.В. (<Дата обезличена> года рождения, уроженец г....)в пользу ИФНС России по Свердловскому округу г. Иркутска задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на выплату страховой пенсии, на обязательное медицинское страхование за 2020 год, пени в общем размере 13266 рублей 11 копеек (тринадцать тысяч двести шестьдесят шесть рублей одиннадцать копеек), в том числе страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2020 год на выплату страховой пенсии в размере 9368 рублей 86 копеек, страховых взносов за 2020 год на обязательное медицинское страхование в размере 3885 рублей 32 копейки, пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2020 год в размере 08 рублей 43 копейки, пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за 2020 год в размере 03 рублей 50 копеек.

Взыскать с Чипизубова Д.В. государственную пошлину в бюджет муниципального образования города Иркутска в размере 400 рублей.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Иркутский областной суд через Свердловский районный суд г. Иркутска в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий: К.Ф. Фрейдман

Решение принято в окончательной форме 06 сентября 2021 года.