НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Свердловского районного суда г. Иркутска (Иркутская область) от 20.04.2021 № 2А-1324/2021

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

20 апреля 2021 года г. Иркутск

Свердловский районный суд г. Иркутска в составе:

председательствующего судьи Галата С.В.,

при секретаре судебного заседания Емельяновой Я.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 38RS0036-01-2021-000603-71 (2а-1324/2021) по административному исковому заявлению ИФНС России по Свердловскому округу г. Иркутска к Маркову О.Н. о взыскании задолженности по налогу на имущество физических лиц, пени,

УСТАНОВИЛ:

ИФНС России по Свердловскому округу г. Иркутска обратилась в суд с иском к Маркову О.Н. о взыскании задолженности по налогу на имущество физических лиц, пени.

В обосновании искового заявления налоговым органом указано, что Марков О.Н. в 2018 году имел в собственности квартиру, расположенную по адресу: <адрес обезличен>, кадастровый номер <Номер обезличен> (период владения с 20.10.2016 по настоящее время).

В соответствии со статьями 400, 401 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс). Решением Думы г. Иркутска от 31.08.2005 № <Номер обезличен> «Об установлении и введение в действие некоторых налогов на территории г. Иркутска» является плательщиком налога на имущество.

Согласно п. 1 ст. 402 Налогового кодекса налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных п. 2 ст. 402 Налогового кодекса. В силу п. 2 ст. 402 Налогового кодекса налоговая база в отношении объектов налогообложения, за исключением объектов, указанных в пункте 3 ст. 402 Налогового кодекса, определяется исходя из их инвентаризационной стоимости в случае, если субъектом Российской Федерации не принято решение, предусмотренное абзацем третьим пункта 1 ст. 402 Налогового кодекса.

В Иркутской области не принято решение о введении единой даты начала применения на территории Иркутской области порядка определения налоговой базы от кадастровой стоимости, налог на имущество физических лиц рассчитывается исходя из инвентаризационной стоимости с учетом коэффициента-дефлятора на основании последних данных об инвентаризационной стоимости, представленных в установленном порядке в налоговые органы до 1 марта 2013 года.

По состоянию на 01 января 2013 года инвентаризационная стоимость объекта налогообложения составляет:квартира по адресу: <адрес обезличен> –1 437 394,00 рубля.

Согласно приказу Минэкономразвития России от 30.10.2017 № 579 «Об установлении коэффициентов - дефляторов на 2018 год» коэффициент - дефлятор необходимый в целях применения главы 32 «Налог на имущество физических лиц» Налогового кодекса равен 1,481.

Расчет налоговой базы за 2018 год исходя из инвентаризационной стоимости объекта налогообложения в порядке ст. 404 Налогового кодекса:

1 437 394,00 рублей х 1,481 = 2 128 780,00 рублей (квартира по адресу: <адрес обезличен>).

Таким образом, налог на имущество Маркова О.Н. за 2018 год составил 10 664,00 рубля.

В соответствии со статьей 52 Налогового кодекса налогоплательщику посредством почтовой связи 25.10.2019 направлено налоговое уведомление от 04.07.2019 № <Номер обезличен>, которым сообщалось о необходимости уплаты налога на имущество физических лиц за 2018 год в размере 10 664,00 рублей в установленный законодательством срок (02.12.2019).

В соответствии с пунктом 2 статьи 57, пунктом 3 статьи 75 Налогового кодекса при уплате налога, сбора, страховых взносов с нарушением срока уплаты налогоплательщик (плательщик сбора, плательщик страховых взносов) уплачивает пени, начисляемые за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора.

В связи с неуплатой налога на имущество физических лиц за 2018 год начислены пени в размере 162,68 рублей.

Поскольку обязанность по уплате налога Марковым О.Н. не исполнена в установленный законодательством срок, в соответствии со статьями 32, 69 Налогового кодекса Инспекцией 21.02.2020 направлено требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов № 759, которым налогоплательщику предлагалось погасить задолженность, образовавшуюся по состоянию на 14.02.2020 по налогу на имущество физических лиц за 2018 год в размере 10 644 рубля, пени по налогу на имущество физических лиц в размере 162,68 рубля до 08.04.2020 года.

Инспекцией принимались меры по взысканию задолженности путем обращения к Мировому судье судебного участка № <Номер обезличен> Свердловского района г. Иркутска с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании задолженности по налогу на имущество физических лиц за 2018. Мировым судьей судебного участка № <Номер обезличен> Свердловского района г. Иркутска вынесен судебный приказ о взыскании задолженности от 06.07.2020 № <Номер обезличен>

При этом вынесенный мировым судьей судебный приказ о взыскании задолженности от 06.07.2020 № 2а-1880/2020 отменен 27.07.2020 в связи с поступлением от Маркова О.Н. возражений относительно его исполнения.

Между тем, задолженность по налогу на имущество физических лиц за 2018 год в размере 10 644,00 рублей, пени по налогу на имущество физических лиц за 2018 год в размере 162,68 рублей Марковым О.Н. до настоящего времени не уплачена.

Учитывая изложенное, Инспекция просит суд взыскать с Маркова О.Н. задолженность по налогу на имущество физических лиц за 2018 год в общем размере 10 826,68 рублей, в том числе, в том числе по налогу - в размере 10 664,00рублей, по пени - 162,68 рублей.

В судебном заседании представитель административного истца Ильющенко Н.В.,действующая на основании доверенности, административные исковые требования поддержала, просила удовлетворить.

Административный ответчик Марков О.Н. в судебное заседание не явился, о дате и месте судебного заседания извещена надлежащим образом в соответствии со ст. 96 КАС РФ.

В соответствии со ст. 150 КАС РФ, ч.2 ст.289 КАС РФ суд, считает возможным рассмотреть настоящее дело в отсутствие не явившегося административного ответчика по представленным административным истцом доказательствам.

Огласив исковое заявление, выслушав представителя административного истца Ильющенко Н.В., исследовав материалы дела, материалы административного дела № <Номер обезличен> о вынесении судебных приказов в отношении Маркова О.Н., суд приходит к выводу об удовлетворении иска по следующим основаниям.

Согласно ст. 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

В соответствии со ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделённые в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счёт уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Согласно пункту 3 статьи 9 Налогового кодекса Российской Федерации (далее-НК РФ) налоговыми органами являются федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальные органы.

Положениями ст.19 НК РФ установлено, что налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых согласно НК РФ возложена обязанность уплачивать налоги и (или) сборы.

Обязанность налогоплательщика уплачивать законно установленные налоги предусмотрена также пп. 1 п. 1 ст. 23 НК РФ.

Из представленных истцом сведений об имуществе налогоплательщика – физического лица Маркова О.Н. следует, что он имеет в собственности объект недвижимого имущества, расположенный по адресу: <адрес обезличен>

В соответствии со ст. 400 НК РФ налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.

Согласно п. 1 ст. 401 НК РФ, Решению Думы г. Иркутска от 31.08.2005 № 004-20-160175/5 «Об установлении и введении в действие некоторых налогов на территории города Иркутска» (далее-Решение Думы) объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: жилой дом; жилое помещение (квартира, комната);гараж, машино-место; единый недвижимый комплекс; объект незавершенного строительства; иные здание, строение, сооружение, помещение.

В соответствии с п.п. 1, 2 ст. 402 НК РФ налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи. Налоговая база в отношении объектов налогообложения, за исключением объектов, указанных в пункте 3 настоящей статьи, определяется исходя из их инвентаризационной стоимости в случае, если субъектом Российской Федерации не принято решение, предусмотренное абзацем третьим пункта 1 настоящей статьи.

Поскольку в Иркутской области не принято решение о введении единой даты начала применения на территории Иркутской области порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости, налог на имущество физических лиц рассчитывается исходя из инвентаризационной стоимости.

Согласно ст. 404 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его инвентаризационная стоимость, исчисленная с учетом коэффициента-дефлятора на основании последних данных об инвентаризационной стоимости, представленных в установленном порядке в налоговые органы до 1 марта 2013 года.

Согласно приказу Минэкономразвития России от 30.10.2017 № 579 «Об установлении коэффициентов - дефляторов на 2018 год» коэффициент - дефлятор необходимый в целях применения главы 32 «Налог на имущество физических лиц» Налогового кодекса равен 1,481.

Из содержания административного искового заявления следует, что по состоянию на 01.01.2013 инвентаризационная стоимость объектов налогообложения составляет:

квартира по адресу: <адрес обезличен> – 1 437 394,00 рубля.

В связи с чем, административный ответчик Марков О.Н. обязан был уплатить налог на имущество: в 2018 году в размере 10 644,00 рубля.

Пунктом 2 ст. 44 НК РФ обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.

В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента. В случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление. Налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления ( п.2 ст.52 НК РФ).

Исходя из пункта 4 статьи 52 НК РФ налоговое уведомление может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

В случаях, когда расчет суммы налога производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления (п. 4 ст. 57 НК РФ).

Пунктом 6 статьи 58 НК РФ предусмотрено, что налогоплательщик обязан уплатить налог в течение одного месяца со дня получения налогового уведомления, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом налоговом уведомлении.

В соответствии с п. 1. ст. 45 НК РФ обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах, неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом требования об уплате налога.

Требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога (п.1 ст.69 НК РФ).

В силу п. 3 ст. 69 НК РФ требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком.

Согласно положениям ст. 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки (п. 1).

Пеня начисляется, если иное не предусмотрено настоящей статьёй и главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса, за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога по день исполнения обязанности по его уплате включительно. Сумма пеней, начисленных на недоимку, не может превышать размер этой недоимки (п. 3 ст. 75 НК РФ).

Согласно п. 1 ст.11.2 НК РФ личный кабинет налогоплательщика - информационный ресурс, который размещен на официальном сайте федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и ведение которого осуществляется указанным органом в установленном им порядке. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, личный кабинет налогоплательщика может быть использован для реализации налогоплательщиками и налоговыми органами своих прав и обязанностей, установленных настоящим Кодексом.

В соответствии с п.2 ст. 11.2 НК РФ личный кабинет налогоплательщика используется налогоплательщиками - физическими лицами для получения от налогового органа документов и передачи в налоговый орган документов (информации), сведений в электронной форме с учетом особенностей, предусмотренных настоящим пунктом.

Согласно Приказу от 22.08.2017 N ММВ-7-17/617@ "Об утверждении порядка ведения личного кабинета налогоплательщика" (далее - Приказ), датой отправки документов (информации), сведений физическому лицу через личный кабинет налогоплательщика считается дата, зафиксированная налоговым органом в подтверждение даты отправки (п.23).

Датой получения документов (информации), сведений физическим лицом считается день, следующий за днем размещения документов (информации), сведений в личном кабинете налогоплательщика.

Марков О.Н. является пользователем интернет-сервиса "Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц", что не оспаривается сторонами.

Как установлено судом, на основании ст. 52 НК РФ налогоплательщику было направлено налоговое уведомление от 04.07.2019 № 17869871, которым сообщалось о необходимости уплаты налога на имущество физических лиц за 2018 год в размере 10 644,00 рубля.

В силу п. 6 ст. 69 НК РФ требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма. Форматы и порядок направления налогоплательщику требования об уплате налога в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Поскольку обязанность по уплате налогов в установленный законодательством срок Марковым О.Н. не исполнена, в соответствии со статьями 32, 69 НК РФ Инспекцией в адрес налогоплательщика направлено требование по состоянию на 14.02.2020 № <Номер обезличен>, которым налогоплательщику предлагалось погасить задолженность по налогу на имущество физических лиц за 2018 год до 08.04.2020. Факт направления указанного требования подтверждается списком почтового отправления № <Номер обезличен> от 21.02.2020.

При этом, как следует из материалов дела, и не было опровергнуто административным ответчиком, в установленный срок указанное выше требование налогоплательщиком не исполнено.

В силу требований п. 2 ст. 45 НК РФ, если иное не предусмотрено пунктом 2.1 настоящей статьи, в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.

Взыскание налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном статьей 48 НК РФ, согласно пункту 2 которой, предусмотрена возможность подачи искового заявления о взыскании налога за счёт имущества налогоплательщика - физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога.

В силу п. 10 ст. 48 НК РФ положения настоящей статьи применяются также при взыскании пеней за несвоевременную уплату налога, сбора и штрафов.

Согласно ч.2 ст.286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций, если иное не установлено федеральным законом.

Исходя из содержания приведенных выше норм закона, административное исковое заявление о взыскании недоимки может быть подано налоговым органом в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога, которое должно быть направлено налогоплательщику в сроки, установленные в ст. 70 НК РФ. Предельный срок принудительного взыскания неуплаченного налога включает в себя: срок уплаты налога, три месяца на направление требования, шесть месяцев на обращение в суд за взысканием суммы недоимки или пени.

Судом установлено, что в срок, указанный налоговым органом (до 08.04.2020), требование об уплате налога налогоплательщиком Марковым О.Н. не исполнено.

В связи с неисполнением налогоплательщиком требования об уплате налогов и пени налоговый орган 29.06.2020 обратился к мировому судье с заявлениями о выдаче судебного приказа.

Мировым судьей судебного участка № <Номер обезличен> Свердловского района г. Иркутска от 06.07.2020 вынесен судебный приказ № <Номер обезличен> о взыскании с ответчика спорных сумм, которые являются предметом рассмотрения настоящего спора.

Определением мирового судьи судебного участка № <Номер обезличен> Свердловского района г. Иркутска от 27.07.2020 судебный приказ № <Номер обезличен> от 06.07.2020 о взыскании с ответчика спорных сумм, отменен в связи с поступлением возражений.

Настоящее административное исковое заявление ИФНС России по Свердловскому округу г. Иркутска направлено почтовым отправлением 27.01.2021, что подтверждается отчетом об отслеживании отправления с почтовым идентификатором <Номер обезличен> поступило в суд 03.02.2021, то есть в пределах установленного ст. 48 НК РФ, ст. 286 КАС РФ шестимесячного срока со дня отмены судебного приказа.

В соответствии с п. 3 ст. 48 НК РФ рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.

Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счёт имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

В соответствии с ч. 1 ст. 93 КАС РФ процессуальный срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующее число последнего месяца установленного срока.

Административным истцом соблюдён порядок направления налогового уведомления, требования об уплате налога, соблюдён срок на обращение в суд с заявлением о вынесении судебного приказа, в последующем соблюдён срок на обращение в суд с административным иском, в связи с чем суд приходит к выводу о наличии у административного истца оснований для обращения в суд с административным иском.

Административным истцом представлен расчёт задолженности налогоплательщика по налогу на имущество физических лиц за 2018 год. Административным ответчиком расчёты не оспорены, собственный расчёт задолженности недоимки либо сведения о погашении задолженности не представлены.

Вместе с тем суд не может признать данный расчет верным, поскольку в нем допущена арифметическая ошибка, а именно как следует из налогового уведомления, требования направленных ответчику Маркову О.Н. его задолженность по налогу составляет 10 644 рубля и пени 162, 68 рубля, при этом в исковом заявлении допущена опечатка и налог указан в размере 10 664 рубля, эта же сумма указывается истцом в требовании, между тем, как было указано выше правильная сумма налога составляет 10 644 рубля, что в сумме с начисленными пенями 162,68 рублей составляет 10 806,68 рублей.

Таким образом, учитывая требования закона, установив фактические обстоятельства дела, суд приходит к выводу, что административные исковые требования ИФНС России по Свердловскому округу г. Иркутска к Маркову О.Н. о взыскании задолженности по налогу на имущество физических лиц за 2018 год в размере 10 644,00 рубля, пени по налогу на имущество физических лиц за 2018 год в размере 162,68 рубляв общей сумме 10 806,68 рублей, являются законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению в установленном судом размере.

В соответствии с ч.1 ст.114 КАС РФ судебные расходы, понесённые судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, отуплаты которых административный истец был освобождён, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобождённого от уплаты судебных расходов.

В связи с удовлетворением требований истца о взыскании задолженности по налогу, пени с ответчика Маркова О.Н. в соответствии пп.1 п. 1 ст.333.19 НК РФ подлежит взысканию государственная пошлина в размере 433 рубля в бюджет муниципального образования города Иркутска.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 290 КАС РФ суд

РЕШИЛ:

Административные исковые требования ИФНС России по Свердловскому округу г. Иркутска удовлетворить.

Взыскать с Маркова О.Н. задолженность по налогу на имущество физических лиц за 2018 год в общем размере 10 806,68 рублей, в том числе, в том числе по налогу - в размере 10 644,00 рубля, по пени - 162,68 рубля.

Взыскать с Маркова О.Н. государственную пошлину в размере 433 рубля в бюджет муниципального образования города Иркутска.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Свердловский районный суд города Иркутска путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня изготовления мотивированного текста решения.

Председательствующий: Галата С.В.

Мотивированный текст решения изготовлен 30.04.2021 года.

38RS0036-01-2021-000603-71.