Дело № 3а-110/2018 |
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Екатеринбург | 21 марта 2018 года |
Свердловский областной суд в составе:
председательствующего судьи Гылкэ Д.И.,
при секретаре Заболотских А.А.,
с участием прокурора Васильевой М.А.,
представителя административного истца Спиридоновой И.А.,
представителя административного ответчика Правительства Свердловской области Тертышного А.Н.,
представителя заинтересованного лица Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области Романовой Т.И.,
представителя заинтересованного лица Департамента государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области Зелениной С.А.,
представителя заинтересованного лица Администрации города Екатеринбурга Морозовой Т.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Прибыловой Анастасии Альбертовны о признании не действующим в части постановления Правительства Свердловской области от 21 декабря 2017 года № 1007-ПП «О внесении изменений в постановление Правительства Свердловской области от 22 апреля 2014 года № 306-ПП «Об утверждении Региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области на 2015-2044 годы»,
установил:
Постановлением Правительства Свердловской области от 22 апреля 2014 года № 306-ПП утверждена Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области на 2015-2044 годы (далее – Региональная программа капитального ремонта). Первоначальный текст документа опубликован на официальном интернет-портале правовой информации Свердловской области (www.pravo.gov66.ru) 29 апреля 2014 года.
Постановлениями Правительства Свердловской области от 19 августа 2015 года № 756-ПП, от 22 декабря 2016 года № 905-ПП, от 05 июля 2017 года № 493-ПП, от 21 декабря 2017 года № 1007-ПП в Региональную программу капитального ремонта были внесены изменения.
Приложением к Региональной программе капитального ремонта является перечень многоквартирных домов, расположенных на территории Свердловской области, подлежащих капитальному ремонту в 2015-2044 годах (далее – Перечень многоквартирных домов).
Постановлением Правительства Свердловской области от 21 декабря 2017 года № 1007-ПП, опубликованном 21 декабря 2017 года на официальном интернет-портале правовой информации Свердловской области (www.pravo.gov66.ru), данный перечень изложен в новой редакции, в него включен жилой дом, расположенный по адресу: г. Екатеринбург, ул. Авиаторов, д. 14, 1992 года постройки (порядковый номер в приложении к Региональной программе капитального ремонта – 25430).
Прибылова А.А. обратилась в суд с административным исковым заявлением, в котором, с учетом изменения заявленных требований (т. 2 л.д. 73), просила признать не действующим постановление Правительства Свердловской области от 21 декабря 2017 года № 1007-ПП «О внесении изменений в постановление Правительства Свердловской области от 22 апреля 2014 года № 306-ПП «Об утверждении Региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области на 2015-2044 годы» (далее – постановление № 1007-ПП) в части включения в Перечень многоквартирных домов под номером 25430 жилого дома, находящегося по адресу: г. Екатеринбург, ул. Авиаторов, д. 14, как единого объекта 1992 года постройки, ссылаясь на его противоречие положениям статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации и нарушение ее прав и законных интересов как собственника имущества.
В обоснование заявленных требований указано, что по адресу: г. Екатеринбург, ул. Авиаторов, 14 находятся 10-ти этажный жилой дом 2001 года постройки и 9-ти этажный жилой дом 1992 года постройки. Административный истец является собственником жилого помещения, расположенного в многоквартирном доме 2001 года постройки. При первичном формировании Региональной программы капитального ремонта в 2014 году указанные многоквартирные дома были включены в Перечень многоквартирных домов как два самостоятельных объекта по адресам: г. Екатеринбург, ул. Авиаторов, д. 14 и г. Екатеринбург, ул. Авиаторов, д. 14 стр. 1, что соответствовало действительности. В дальнейшем при актуализации Региональной программы капитального ремонта, приведенные многоквартирные дома были включены в Перечень многоквартирных домов как единый объект 1992 года постройки с адресом: г. Екатеринбург, ул. Авиаторов, д. 14. Включение многоквартирных домов в Региональную программу капитального ремонта как единого объекта, возведенного в 1992 году, влечет для административного истца обязанность по оплате капитального ремонта не находящегося в пользовании общего имущества более изношенного многоквартирного дома, лишает возможности самостоятельно формировать фонд капитального ремонта на специальном счете.
Относительно заявленных административным истцом требований представителями административного ответчика Правительства Свердловской области, заинтересованных лиц Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области, Департамента государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области поданы письменные возражения.
Представитель административного истца Спиридонова И.А. в судебном заседании заявленные требования поддержала в полном объеме, настаивала на их удовлетворении.
Представитель административного ответчика Правительства Свердловской области Тертышный А.Н., представители заинтересованных лиц Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области Романова Т.И., Департамента государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области Зеленина С.А. просили в удовлетворении требований административного истца отказать. Указав, что оспариваемый нормативный правовой акт принят Правительством Свердловской области в пределах предоставленных полномочий, введен в действие и опубликован в установленном порядке, нормам, имеющим большую юридическую силу, не противоречит, прав административного истца не нарушает.
Представитель заинтересованного лица Администрации города Екатеринбурга Морозова Т.Н. вопрос о разрешении заявленных требований оставила на усмотрение суда.
Административный истец Прибылова А.А. и представитель заинтересованного лица Регионального Фонда содействия капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения административного дела, в судебное заседание не явились.
Руководствуясь частью 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд определил рассмотреть административное дело при данной явке.
Заслушав лиц, участвующих в судебном заседании, а также заключение прокурора Васильевой М.А., полагавшей административное исковое заявление не подлежащим удовлетворению, исследовав и оценив собранные по делу доказательства, суд приходит к следующему.
Пункт «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации устанавливает, что жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
К полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений отнесено определение порядка установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме (пункт 8.3 статьи 13 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Органы государственной власти субъекта Российской Федерации принимают нормативные правовые акты, которые направлены на обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации (часть 1 статьи 167 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В целях планирования и организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, планирования предоставления государственной поддержки, муниципальной поддержки на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местных бюджетов, контроля своевременности проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации утверждается региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (часть 1 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах формируется на срок, необходимый для проведения капитального ремонта общего имущества во всех многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и включает в себя, в том числе, перечень всех многоквартирных домов, расположенных на территории субъекта Российской Федерации (в том числе многоквартирных домов, все помещения в которых принадлежат одному собственнику), за исключением многоквартирных домов, признанных в установленном Правительством Российской Федерации порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции (пункт 1 части 2 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Порядок подготовки и утверждения региональных программ капитального ремонта, требования к таким программам, порядок предоставления органами местного самоуправления сведений, необходимых для подготовки таких программ, устанавливаются законом субъекта Российской Федерации в соответствии с настоящим Кодексом (часть 6 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации).
На территории Свердловской области отношения в сфере обеспечения проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах регулируются Законом Свердловской области от 19 декабря 2013 года № 127-ОЗ «Об обеспечении проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Свердловской области» (далее – Закон № 127-ОЗ).
Во исполнение части 1 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункта 8 статьи 7 Закона № 127-ОЗ 22 апреля 2014 года постановлением Правительства Свердловской области № 306-ПП утверждена Региональная программа капитального ремонта, с приложением в виде Перечня многоквартирных домов, в состав которого, в числе прочих, вошли многоквартирные дома по адресу: г. Екатеринбург, ул. Авиаторов, д. 14 стр. 1, (№ п/п 6049) 1992 года постройки, с плановым периодом проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме 2036-2038 годы; г. Екатеринбург, ул. Авиаторов, д. 14 (№ п/п 6483) 2001 года постройки, с плановым периодом проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме 2039-2041 годы (т. 1 л.д. 72-73).
В соответствии с частью 5 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктом 3 статьи 10 Закона № 127-ОЗ региональная программа капитального ремонта подлежит актуализации не реже чем один раз в год. Актуализация региональной программы капитального ремонта осуществляется путем внесения в нее изменений (пункт 1 статьи 10 Закона № 127-ОЗ).
Такая актуализация проведена постановлениями Правительства Свердловской области от 19 августа 2015 года № 756-ПП, от 22 декабря 2016 года № 905-ПП, от 05 июля 2017 года № 493-ПП, которыми в новую редакцию Перечня многоквартирных домов были внесены изменения, предусматривающие капитальный ремонт многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Екатеринбург, ул. Авиаторов, д. 14, как единого объекта капитального строительства 1992 года постройки, с плановым периодом проведения капитального ремонта общего имущества в 2033-2035 годах (т. 1 л.д. 74-75, 76-78, 79-80).
Региональная программа капитального ремонта в редакции оспариваемого постановления № 1007-ПП также предусматривает капитальный ремонт многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Екатеринбург, ул. Авиаторов, д. 14, как единого объекта капитального строительства 1992 года постройки, с плановым периодом проведения капитального ремонта общего имущества в 2033-2035 годах (т. 1 л.д. 81-82).
Пунктом 2 части 10 Закона № 127-ОЗ установлено, что актуализация региональной программы капитального ремонта осуществляется в таком же порядке, в котором осуществляется подготовка и утверждение такой программы.
Данный порядок установлен статьей 7 Закона № 127-ОЗ, согласно которой непосредственная подготовка региональной программы капитального ремонта осуществляется уполномоченным органом (пункт 3); подготовка данной программы осуществляется на основе, в том числе, сведений, предоставленных органами местного самоуправления уполномоченному органу, информации, подготовленной в результате проведения мониторинга технического состояния многоквартирных домов (пункт 4); уполномоченный орган размещает на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» проект региональной программы капитального ремонта и информацию о сроке, в течение которого в уполномоченный орган могут быть направлены замечания и предложения по данному проекту, дорабатывает его с учетом поступивших замечаний и предложений и направляет его в Правительство Свердловской области (пункт 7), региональная программа капитального ремонта утверждается Правительством Свердловской области (пункт 8).
В соответствии с Постановлением Правительства Свердловской области от 14 марта 2008 года № 189-ПП непосредственная подготовка региональной программы капитального ремонта осуществляется Министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области.
Как установлено при рассмотрении дела, проект изменений в Региональную программу капитального ремонта, утвержденных постановлением № 1007-ПП, был подготовлен Министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области на основании сведений органов местного самоуправления, расположенных на территории Свердловской области, в том числе Администрации города Екатеринбурга о техническом состоянии общего имущества в многоквартирных домах на территории Свердловской области, предоставленных Департаментом государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области в соответствии с постановлением Правительства Свердловской области от 29 января 2014 года № 37-ПП «Об утверждении Порядка проведения мониторинга технического состояния многоквартирных домов, расположенных на территории Свердловской области» (т. 2 л.д. 132-134).
Названный проект изменений был размещен в установленном порядке в сети «Интернет», заинтересованным лицам была обеспечена возможность представить заключения по проекту (т. 2 л.д. 19).
21 декабря 2017 года состоялось заседание Правительства Свердловской области, на котором постановление №1007-ПП было единогласно принято в соответствии с установленным Регламентом, что подтверждает выписка из протокола (т. 1 л.д. 101-105).
Указанное постановление подписано Губернатором Свердловской области и опубликовано в на «Официальном интернет-портале правовой информации Свердловской области» (www.pravo.gov66.ru), 2017, 21 декабря, № 15930 и на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru), 2017, 26 декабря, № 6600201712260053 (т. 1 л.д. 107).
Таким образом, актуализация Региональной программы капитального ремонта осуществлена Правительством Свердловской области в соответствии с его компетенцией, в надлежащей форме и с соблюдением установленной процедуры принятия и опубликования нормативного правового акта, что административным истцом не оспаривается.
Материалами дела подтверждено, что объект недвижимости, расположенный по адресу: г. Екатеринбург, ул. Авиаторов, д. 14, является многоквартирным жилым домом, расположенном на едином земельном участке с кадастровым номером 66:41:0612050:13, построенным в три очереди и введенным в эксплуатацию в разные периоды времени: квартиры в диапазоне 37-180 в 1992 году, квартиры в диапазоне 1-30 в 2001 году. Подъезд № 1 с квартирами № 1-30 дома № 14 по ул. Авиаторов г. Екатеринбурга в установленном порядке не признан отдельным многоквартирным домом.
Указанные обстоятельства, в частности, следуют из вступившего в законную силу апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 30 сентября 2016 года по гражданскому делу по иску ТСЖ «Спутник» к Департаменту государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области о признании права собственников жилых помещений на внесение специального расчетного счета для формирования средств фонда капитального ремонта в специальный реестр уведомлений (т. 1 л.д. 223-228).
В подтверждение сказанному федеральная информационная адресная система (ФИАС) содержит в себе сведения об адресе объекта адресации: Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Авиаторов, 14. Какая-либо информация об объекте с адресом: г. Екатеринбург, ул. Авиаторов, 14, стр. 1, в указанной системе отсутствует (т. 1 л.д. 221-222).
Включение многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Екатеринбург, ул. Авиаторов, 14, в Региональную программу капитального ремонта в виде одного объекта (а не по частям) соответствует требованиям части 4 статьи 175 Жилищного кодекса Российской Федерации, которой предусмотрено, что собственники помещений в многоквартирном доме вправе осуществлять формирование фонда капитального ремонта только на одном специальном счете; на специальном счете могут аккумулироваться средства фонда капитального ремонта собственников помещений только в одном многоквартирном доме.
Таким образом, вопреки доводам административного истца вышеуказанный многоквартирный дом включен в Региональную программу капитального ремонта как единый объект в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Поскольку данный многоквартирный жилой дом имеет более трех квартир; не признан аварийным и подлежащим сносу или реконструкции; износ его основных конструктивных элементов не превышает 70%, что подтверждено данными мониторинга; данных о том, что совокупная стоимость услуг и работ по капитальному ремонту конструктивных элементов и внутридомовых инженерных систем, входящих в состав общего имущества данного дома, в расчете на один квадратный метр общей площади жилых помещений превышает стоимость, определенную нормативным правовым актом Свердловской области, не имеется, то его включение в Региональную программу капитального ремонта полностью соответствует нормам пункта 1 части 2 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации и статьи 8 Закона № 127-ОЗ.
Перечень услуг и работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, плановый период ремонта определены в соответствии с требованиями статьи 166, пунктов 2 и 3 части 2, части 3 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктов 2 и 3 статьи 8, статьи 9 Закона № 127-ОЗ.
Суд не может согласиться с утверждением административного истца о противоречии постановления № 1007-ПП положениям статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации и статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации, так как оспариваемым нормативным правовым актом не регулируются отношения, связанные с правом собственности, в том числе на общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме, не ограничиваются права собственников по владению, пользованию и распоряжению имуществом.
Таким образом, в оспариваемой части нормативный правовой акт не противоречит законодательству, имеющему большую юридическую силу, не возлагает на административного истца дополнительных обязанностей, не предусмотренных жилищным законодательством, и не нарушает каких-либо его прав как собственника помещения в многоквартирном доме.
С учетом изложенного, суд полагает установленным, что оснований для признания оспариваемого нормативного правового акта не действующим и для удовлетворения заявленных требований не имеется.
Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
в удовлетворении административного иска отказать.
Решение может быть обжаловано в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Свердловский областной суд.
Мотивированное решение изготовлено 26 марта 2018 года. |
Судья | Д.И. Гылкэ |