НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Сургутского городского суда (Ханты-Мансийский автономный округ-Югра) от 11.03.2016 № 2А-2728/2016

Дело №2а-2728/2016

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

11 марта 2016 года г. Сургут

Сургутский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в составе председательствующего судьи Кузнецова М.В.,

при секретаре Курепине А.В.,

с участием истца – Домашовой М.В.,

представителя административного ответчика Зейналова А.М.о.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Домашовой М.В. к ИФНС Российской Федерации по г. Сургуту ХМАО – Югры о признании действий незаконными, обязании предоставить сведения в Пенсионный фонд с учетом профессиональных вычетов, заинтересованное лицо ГУ Управление Пенсионного фонда РФ по г. Сургуту,

установил:

Административный истец обратившись в суд с указанным выше иском указала, что является нотариусом и осуществляет свою деятельность на территории города Сургута.

ГУ - Управлением Пенсионного фонда РФ по городу Сургута Домашовой М.В. было предъявлено требование № 81 от ДД.ММ.ГГГГ об уплате недоимки по уплате страховых взносов за 2014 год в сумме <данные изъяты>, и пени в размере <данные изъяты>

Данное требование было выставлено ПФ РФ по г. Сургуту на основании сведений, представленных ИФНС РФ по городу Сургуту.

Вместе с тем, в соответствии с ч.9 ст. 14 Федерального закона № 212-ФЗ налоговые органы направляют в органы контроля за уплату страховых взносов сведения о доходах от деятельности плательщиков страховых взносов за расчетный период определяемых в соответствии с ч. 8 данной статьи.

Согласно указанной выше части статьи доход для плательщиков страховых взносов уплачивающих налог на доходы физических лиц определяется в соответствии с положениями ст. 227 НК РФ.

В частности для нотариусов занимающихся частной практикой, - по суммам доходов, полученных от деятельности налоговая база определяется как денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму налоговых вычетов, предусмотренных статьями 218-221 НК РФ.

По итогам 2014 года Домашовой М.В. была подана декларация о доходе физических лиц (3-НДФЛ), в которой отражены: полученный доход в 2014 году, расходы, произведенные в связи с осуществлением нотариальной деятельности - профессиональные налоговые вычеты, и определена налоговая база, с которой уплачен налог 13%.

При расчете налоговой базы для уплаты налога, ИФНС РФ по городу Сургуту были учтены указанные выше расходы, связанные с осуществлением нотариальной деятельности (профессиональные налоговые вычеты), произведенные нотариусом в 2014 году, предусмотренные ст. ст. 218, 221 НК РФ.

Однако, в ПФ РФ по г. Сургуту ИФНС РФ по городу Сургуту были предоставлены сведения о доходе от нотариальной деятельности за 2014 год, без учета профессиональных налоговых вычетов, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации.

Истец направила заявление в ИФНС РФ по городу Сургуту о выдаче справки либо предоставлении сведений в ПФ РФ по г. Сургуту о налогооблагаемом доходе от нотариальной деятельности за 2014 год с учетом профессиональных вычетов, однако налоговым органом в удовлетворении просьбы было отказано.

Административный истец считает, что сумма дохода от нотариальной деятельности за 2014 год должна быть единой, как для уплаты налога 13% с дохода физических лиц, так и для расчета страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.

Страховые взносы в Пенсионный фонд уплачены истцом в полном объеме и своевременно, исходя из полученного дохода от нотариальной деятельности за 2014 год, который составил – 236 229 руб. 43 коп.

Таким образом, административный истец просит суд обязать ИФНС РФ по городу Сургуту представить сведения в ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ по городу Сургуту о доходе Домашовой М.В. от нотариальной деятельности за 2014 год, с учетом профессиональных налоговых вычетов, для дальнейшего перерасчета страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд РФ.

Административный истец в судебном заседании настояла на заявленных требованиях в полном объеме, основываясь на доводах изложенных в исковом заявлении.

Представитель административного ответчика в судебном заседании пояснил, что находит действия налогового органа основанными на законе предоставил отзыв из которого следует, что отношения, связанные с исчислением и уплатой страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование регулируются Федеральным законом от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования». Частью 8 статьи 14 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ установлено, что в целях применения положений части 1.1 статьи 14 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ величина дохода для плательщиков, уплачивающих налог на доходы физических лиц, определяется в соответствии со статьей 227 НК РФ. Согласно статье 227 Налогового кодекса исчисление и уплату налога производят нотариусы, занимающиеся частной практикой, по суммам доходов, полученных от такой деятельности. Налогоплательщики, указанные в пункте 1 статьи 227 Налогового кодекса, самостоятельно исчисляют суммы налога, подлежащие уплате в соответствующий бюджет, в порядке, установленном статьей 225 настоящего Кодекса.

Нотариусом Домашовой М.В. представлена налоговая декларация по форме 3-НДФЛ за 2014 год, согласно которой, доход, исчисленный в соответствии со статьёй 227 Налогового кодекса, составил <данные изъяты> На основании вышеизложенного, направила сведения в ГУ - УПФ РФ в г. Сургуте ХМАО – Югры о доходах от нотариальной деятельности, полученных Домашовой М.В. в 2014 году.

Представитель заинтересованного лица ГУ Управления ПФ РФ по г. Сургуту в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.

Выслушав участников процесса, изучив материалы дела суд приходит к следующему выводу:

Согласно положений ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении. Суд выясняет нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, порядок принятия оспариваемого решения; основания для принятия оспариваемого решения, соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ ГУ УПФ РФ по ХМАО – Югре выставлено требование плательщику страховых взносов Домашовой М.В. о задолженности по оплате страховых взносов в размере <данные изъяты> и пени в размере <данные изъяты>

Согласно налогового уведомления №456 следует, что сумма дохода Домашовой М.В. за 2014 год составила <данные изъяты>

Указанная выше сумма дохода определена согласно предоставленной нотариусом Домашовой М.В. в налоговый орган декларации (форма 3-НДФЛ) за налоговый период 2014 года. Из декларации следует, что общая сумма дохода составляет <данные изъяты>., сумма профессиональных налоговых вычетов составляет <данные изъяты>

Предъявляя настоящее административное исковое заявление Домашова М.В. указывает на незаконность действий ИФНС РФ по г. Сургуту исчислившей налог на доходы физических лиц от суммы дохода с учетом профессиональных вычетов нотариуса, при этом незаконно представившей в ГУ УПФ РФ по ХМАО – Югре сведения о полученном доходе без учета профессиональных вычетов.

Установив фактические обстоятельства дела, суд при принятии решения руководствуется следующими положениями закона:

Как указано в положениях ст. 227 Налогового кодекса Российской Федерации нотариусам занимающимся частной практикой налоги исчисляются с учетом особенностей данной статьи (ч.1 ст. 227 НК РФ._

Согласно положений ст. 221 НК РФ при исчислении налоговой базы в соответствии с пунктом 3 статьи 210 настоящего Кодекса право на получение профессиональных налоговых вычетов имеют в том числе налогоплательщики, указанные в пункте 1 статьи 227 настоящего Кодекса, - в сумме фактически произведенных ими и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов.

Указанные положения закона подразумевают профессиональный налоговый вычет при исчислении налоговой базы для нотариусов в виде документально подтвержденных расходов связанных с профессиональной деятельностью.

Вместе с тем особенности исчисления и уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, регулируются Федеральным законом от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее Закон).

Как следует из положений ст. 5 Закона плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся в том числе нотариусы, занимающиеся частной практикой. (п. 2 ч. 1 ст. 5 Закона).

В соответствии со ст. 14 Закона плательщики страховых взносов, указанные в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, уплачивают соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в фиксированных размерах, определяемых в соответствии с частями 1.1 и 1.2 настоящей статьи.

В частности (ч.1.1) Размер страхового взноса по обязательному пенсионному страхованию определяется в следующем порядке, если иное не предусмотрено настоящей статьей в случае, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период не превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз; В случае, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз, плюс 1,0 процента от суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающего 300 000 рублей за расчетный период. При этом сумма страховых взносов не может быть более размера, определяемого как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз.

(ч.2.1) фиксированный размер страхового взноса по обязательному медицинскому страхованию определяется как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, установленного пунктом 3 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз.

Согласно частью 8 данной статьи в целях применения положений части 1.1 настоящей статьи доход учитывается следующим образом: для плательщиков страховых взносов, уплачивающих налог на доходы физических лиц, - в соответствии со статьей 227 Налогового кодекса Российской Федерации.

Положения статьи 227 Налогового кодекса РФ не содержат норм прямо указывающих на исчисление налоговой базы с учетом профессиональных вычетов.

Профессиональные вычеты предусмотренные ст. 210 Налогового кодекса РФ лишь содержат отсылочные положения к субъектному составу плательщиков изложенных в ст. 227 НК РФ.

Таким образом, анализируя указанные выше положения закона суд приходит к твердому убеждению, что доводы административного истца основаны на неверном толковании закона.

Положения ст. 14 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» не предусматривают особенностей исчисления дохода с учетом профессиональных вычетов для нотариусов и не содержат отсылочных положений к ст. 210 Налогового кодекса РФ.

Учитывая правовую природу налога и страховых взносов, учитывая различный предмет правового регулирования порядка исчисления последних суд не находит оснований к удовлетворению заявленных требований.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ

решил:

В удовлетворении административных исковых требований Домашовой М.В. к ИФНС Российской Федерации по г. Сургуту ХМАО – Югры о признании действий незаконными, обязании предоставить сведения в Пенсионный фонд с учетом профессиональных вычетов отказать.

Решение может быть обжаловано в суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в течение месяца со дня принятия, путем подачи апелляционной жалобы через Сургутский городской суд.

Судья копия верна судья М.В. Кузнецов