Мотивированное решение изготовлено: 29 января 2018 года.
Дело № 2а-30/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
п. Переяславка 24 января 2018 года
Суд района имени Лазо Хабаровского края в составе председательствующего судьи Сметанникова А.Н.,
с участием:
помощника прокурора района имени Лазо Хабаровского края ФИО1,
представителя администрации муниципального района имени Лазо Хабаровского края ФИО2,
при секретаре Ревоненко О.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску прокурора района имени Лазо Хабаровского края к администрации муниципального района имени Лазо Хабаровского края о признании части постановления администрации муниципального района имени Лазо Хабаровского края от ДД.ММ.ГГГГ № №-па противоречащим закону,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор района имени Лазо Хабаровского края обратился в суд с административным иском к администрации муниципального района имени Лазо Хабаровского края о признании части постановления администрации муниципального района имени Лазо Хабаровского края от ДД.ММ.ГГГГ № №-па противоречащим закону, указывая, что прокуратурой района в ходе осуществления надзорной деятельности за законностью нормативных правовых актов органов местного самоуправления выявлено несоответствие абз. 1 п. 1.1 постановления администрации муниципального района имени Лазо Хабаровского края от ДД.ММ.ГГГГ № №-па «О внесении изменений и дополнений в постановление администрации муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № №-па «Об утверждении Положения о порядке взимания платы с родителей (законных представителей) за присмотр и уход за детьми, осваивающими образовательные программы дошкольного образования в учреждениях, осуществляющих образовательную деятельность» (далее – Постановление) Федеральному закону от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Постановление опубликовано в Сборнике муниципальных правовых актов местного самоуправления муниципального района имени Лазо № 45 от 14.11.2014. В соответствии с п. 4 Постановления, оно вступило в законную силу после официального опубликования и распространяется на правоотношения, возникшие с ДД.ММ.ГГГГ. ссылаясь на Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», закон Хабаровского края от 08.02.2007 № 103 «О компенсации части родительской платы за присмотр и уход за детьми в образовательных организациях, реализующих образовательную программу дошкольного образования», указывают, что в нарушение требований вышеуказанных законов в абз. 1 п. 1.1 Постановления установлена мера социальной поддержки родителям, имеющим трех и более несовершеннолетних детей, в виде возврата им родительской платы, фактически взимаемой за присмотр и уход за детьми в соответствующем образовательном учреждении, в размере 40% на первого ребенка, 25 % на второго ребенка и 15 % на третьего и последующих детей. Установление размера компенсации за пределами предоставленной компенсации повлеклинарушение прав неопределенного круга лиц, родителей несовершеннолетних, которые посещают образовательные учреждения района имени Лазо на получение компенсации за родительскую плату за присмотр и уход за детьми в соответствующей образовательной организации, размер которой устанавливается субъектом РФ. В связи с чем, прокурором ДД.ММ.ГГГГ на противоречащий пункт постановления принесен протест, который рассмотрен 28.08.2017 и отклонен, соответственно, действие незаконной оспариваемой нормы Постановления продолжает действовать. Просит признать абз 1 п. 1.1 постановления администрации муниципального района имени Лазо Хабаровского края от ДД.ММ.ГГГГ № №-па «О внесении изменений и дополнений в постановление администрации муниципального района от 23.04.2014 № 532-па «Об утверждении Положения о порядке взимания платы с родителей (законных представителей) за присмотр и уход за детьми, осваивающими образовательные программы дошкольного образования в учреждениях, осуществляющих образовательную деятельность» недействующим полностью со дня вступления решения суда в законную силу или с иной определенной судом даты.
Помощник прокурора района имени Лазо Хабаровского края ФИО1 в судебном заседании требования административного иска поддержала по основаниям, изложенным в нем. Дополнительно указала, что дополнительная мера социальной поддержки родителям, имеющим трех и более несовершеннолетних детей, в виде возврата им родительской платы административным ответчиком установлена с несоблюдением определенного порядка, поскольку данным правом наделено собрание депутатов.
Представитель администрации муниципального района имени Лазо Хабаровского края ФИО2 в судебном заседании требования административного иска не признала, указав, что администрацией не нарушены права родителей на предоставление возврата им родительской платы, а районом установлена дополнительная мера социальной поддержки для детей-инвалидов, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей с туберкулезной интоксикацией, а также родителям, имеющим трех и более несовершеннолетних детей, что не противоречит закону.
Заслушав участников судебного разбирательства, исследовав представленные сторонами доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктом "е" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации общие вопросы воспитания и образования находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в силу части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
В соответствии с частью 5 статьи 65 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в целях материальной поддержки воспитания и обучения детей, посещающих образовательные организации, реализующие образовательную программу дошкольного образования, родителям (законным представителям) предоставляется компенсация. Размер компенсации устанавливается законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и не должен быть менее двадцати процентов среднего размера родительской платы за присмотр и уход за детьми в государственных и муниципальных образовательных организациях, находящихся на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, на первого ребенка, не менее пятидесяти процентов размера такой платы на второго ребенка, не менее семидесяти процентов размера такой платы на третьего ребенка и последующих детей. Средний размер родительской платы за присмотр и уход за детьми в государственных и муниципальных образовательных организациях устанавливается органами государственной власти субъекта Российской Федерации. Право на получение компенсации имеет один из родителей (законных представителей), внесших родительскую плату за присмотр и уход за детьми в соответствующей образовательной организации. При предоставлении компенсации органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации устанавливать критерии нуждаемости.
Статьей 1 Закона Хабаровского края от 08.02.2007 № 103 «О компенсации части родительской платы за присмотр и уход за детьми в образовательных организациях, реализующих образовательную программу дошкольного образования» установлено, что компенсация предоставляется родителям (законным представителям) на первого ребенка в размере 20 процентов среднего размера родительской платы за присмотр и уход за детьми в государственных и муниципальных организациях, реализующих образовательную программу дошкольного образования, на второго ребенка - в размере 50 процентов, на третьего ребенка и последующих детей - в размере 70 процентов указанного среднего размера родительской платы.
В статье 2 названного Закона Хабаровского края установлено, что финансирование расходов по предоставлению компенсации осуществляется за счет средств краевого бюджета в соответствии с законом о краевом бюджете.
Постановлением администрации муниципального района имени Лазо Хабаровского края от ДД.ММ.ГГГГ № №-па «О внесении изменений и дополнений в постановление администрации муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № №-па «Об утверждении Положения о порядке взимания платы с родителей (законных представителей) за присмотр и уход за детьми, осваивающими образовательные программы дошкольного образования в учреждениях, осуществляющих образовательную деятельность» внесены изменения в раздел 3 Положения о порядке взимания платы с родителей (законных представителей) за присмотр и уход за детьми, осваивающими образовательные программы дошкольного образования в учреждениях, осуществляемых образовательную деятельность, утвержденного постановлением администрации муниципального района имени от ДД.ММ.ГГГГ № №-па «Об утверждении Положения о порядке взимания платы с родителей (законных представителей) за присмотр и уход за детьми, осваивающими образовательные программы дошкольного образования в учреждениях, осуществляющих образовательную деятельность».
1.1. Пункт 3.2 изложен в следующей редакции: «3.2 Установить меру социальной поддержки родителям, имеющим трех и более несовершеннолетних детей в виде возврата внесенной ими родительской платы, фактически взимаемой за присмотр и уход за детьми в соответствующем образовательном учреждении (далее – социальная поддержка) в размере 40 % на первого ребенка, 25 % на второго ребенка и 15 % на третьего и последующих детей.
Основанием для получения социальной поддержки является предоставление руководителю муниципального дошкольного образовательного учреждения заявления о предоставлении социальной поддержки и копия документа, подтверждающего внесение родительской платы».
Постановление опубликовано в Сборнике муниципальных правовых актов органов местного самоуправления муниципального района имени Лазо № 45 (322), 2014 год.
Постановлением администрации муниципального района имени Лазо от ДД.ММ.ГГГГ № №-па «Об определении органа местного самоуправления, реализующего полномочия по реализации мер социальной поддержки» определено Управление образования администрации муниципального района имени Лазо муниципальным органом, реализующим полномочия по реализации мер социальной поддержки детям-инвалидам, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, детям с туберкулезной интоксикацией, а также родителям, имеющим трех и более несовершеннолетних детей, осваивающим образовательные программы дошкольного образования в учреждениях, осуществляющих образовательную деятельность.
Порядком предоставления мер социальной поддержки детям-инвалидам, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, детям с туберкулезной интоксикацией, а также родителям, имеющим трех и более несовершеннолетних детей, утвержденным приказом Управления образования от ДД.ММ.ГГГГ № № установлен механизм предоставления мер социальной поддержки, вышеуказанных категорий, где указано: 2. денежные средства внебюджетных источников, оставшихся на лицевых счетах муниципальных бюджетных дошкольных образовательных учреждений в доли учитываемых затрат при установлении родительской платы после оплаты стоимости продуктов питания и расходов на средства личной гигиены детей аккумулировать на отдельном лицевом счете муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 18 р.п. Мухен; 3. 1) возврат внесенной родительской платы, фактически взимаемой за присмотр и уход за детьми родителям, имеющим трех и более несовершеннолетних детей в размерах, установленных п. 3.2 постановления администрации муниципального района имени Лазо от ДД.ММ.ГГГГ № №-па «Об утверждении Положения о порядке взимания платы с родителей (законных представителей) за присмотр и уход за детьми, осваивающими образовательных программы дошкольного образования в учреждениях, осваивающих образовательную деятельность» (в редакции постановления администрации муниципального района от 10.11.2014 № 1705-па); 2) оплату стоимости питания детям-инвалидам, детям сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, детям с туберкулезной интоксикацией путем перечисления денежных средств на лицевые счета МБДОУ, обучающих данные категории детей для дальнейших расчетов с поставщиками продуктов питания.
Установленные в судебном заседании обстоятельства свидетельствуют о том, что администрацией муниципального района имени Лазо Хабаровского края установлены для детей-инвалидов, детей сирот и детей, оставшимся без попечения родителей и детей с туберкулезной интоксикацией дополнительные гарантии в виде возврата им родительской платы, фактически взимаемой за присмотр и уход за детьми в соответствующем образовательном учреждении, в размере 40% на первого ребенка, 25 % на второго ребенка и 15 % на третьего и последующих детей, что не противоречит нормам действующего законодательства, поскольку за родителями, внесшими родительскую плату за присмотр и уход за воспитанниками в дошкольных образовательных организациях, сохраняется право на получение компенсации в размере, устанавливаемом нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (часть 5 статьи 65 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ).
Вместе с тем, частью 7 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта, суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений, суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 настоящей статьи, в полном объеме.
В соответствии с пунктом 3 части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта, кроме соблюдения требований нормативных правовых актов, устанавливающих процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта, суд выясняет соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Пунктами 1 и 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации закреплено, что по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается либо решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты, либо решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
К полномочиям местного значения в соответствии Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" относится полномочия в соответствии с настоящим Федеральным законом, уставами муниципальных образований.
Согласно статьям 1,2 Устава муниципального района имени Лазо Хабаровского края Устав муниципального района имени Лазо (далее - муниципальный район) на основе Конституции Российской Федерации, Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ), действующего законодательства Российской Федерации и Хабаровского края (далее - край) определяет организацию местного самоуправления в муниципальном районе, структуру, порядок формирования, полномочия и организацию деятельности органов местного самоуправления, регулирует иные вопросы организации местного самоуправления в муниципальном районе.
Устав муниципального района является актом высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов, имеет прямое действие и применяется на всей территории муниципального района. Иные муниципальные правовые акты, принимаемые органами местного самоуправления и должностными лицами, не должны противоречить настоящему уставу.
Пунктом 6 статьи 7 Устава муниципального района имени Лазо Хабаровского края определено, что собрание депутатов в пределах своих полномочий имеет право устанавливать случаи и порядок дополнительного использования материальных ресурсов и финансовых средств, находящихся в распоряжении органов местного самоуправления муниципального района, для осуществления переданных им отдельных государственных полномочий.
Таким образом, из материалов административного дела следует, что использование материальных ресурсов и финансовых средств и определение порядка и случаев использования этих ресурсов, находящихся в распоряжении органов местного самоуправления муниципального района отнесено Уставом к предмету ведения Собрания депутатов, однако, администрацией определен порядок пользования денежных средств внебюджетных источников, оставшихся на лицевых счетах муниципальных бюджетных дошкольных образовательных учреждений путем внесения изменений и дополнений ранее действующее Постановление администрации от ДД.ММ.ГГГГ № №-па постановлением от ДД.ММ.ГГГГ № №-па, что противоречит Уставу муниципального района имени Лазо Хабаровского края.
Установленные обстоятельства являются безусловным основанием для признания части постановления недействующим, поскольку не соответствуют иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Кроме того, устанавливая, абз. 1 п. 1.1 постановления администрации муниципального района имени Лазо Хабаровского края от ДД.ММ.ГГГГ № №-па «О внесении изменений и дополнений в постановление администрации муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № №-па «Об утверждении Положения о порядке взимания платы с родителей (законных представителей) за присмотр и уход за детьми, осваивающими образовательные программы дошкольного образования в учреждениях, осуществляющих образовательную деятельность», гарантированную меру социальной поддержки, установленному перечню лиц в виде возврата им родительской платы, фактически взимаемой за присмотр и уход за детьми в соответствующем образовательном учреждении, в размере 40% на первого ребенка, 25 % на второго ребенка и 15 % на третьего и последующих детей из внебюджетных источников, оставшихся на лицевых счетах муниципальных бюджетных дошкольных образовательных учреждений, администрацией не учтено, что указанным постановлением, представлена гарантированная поддержка соответствующей категории граждан, однако размер внебюджетных источников, оставшихся на лицевых счетах муниципальных бюджетных дошкольных образовательных учреждений зависит от ряда факторов и является переменным, что также, в случае отсутствия достаточных денежных средств может нарушить права неопределенного круга лиц.
В соответствии с частью 2 статьи 215 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
Определяя момент, с которого оспариваемая норма, должна признана недействующей, суд учитывает разъяснения, содержащиеся в пункте 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 года № 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", согласно которому если нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся, и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его недействующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.
При таких обстоятельствах оспариваемое положение 1 п. 1.1 постановления администрации муниципального района имени Лазо Хабаровского края от ДД.ММ.ГГГГ № №-па «О внесении изменений и дополнений в постановление администрации муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № №-па «Об утверждении Положения о порядке взимания платы с родителей (законных представителей) за присмотр и уход за детьми, осваивающими образовательные программы дошкольного образования в учреждениях, осуществляющих образовательную деятельность» должны быть признаны недействительными и не порождающими правовых последствий с момента вступления решения в законную силу.
Сообщение о принятии решения по делу должно быть опубликовано в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в Сборнике муниципальных правовых актов органов местного самоуправления муниципального района имени Лазо, где был опубликован оспоренный нормативный правовой акт.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административный иск прокурора района имени Лазо Хабаровского края к администрации муниципального района имени Лазо Хабаровского края о признании части постановления администрации муниципального района имени Лазо Хабаровского края от ДД.ММ.ГГГГ № №-па противоречащим закону - удовлетворить.
Признать абз 1 п. 1.1 постановления администрации муниципального района имени Лазо Хабаровского края от ДД.ММ.ГГГГ № №-па «О внесении изменений и дополнений в постановление администрации муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № №-па «Об утверждении Положения о порядке взимания платы с родителей (законных представителей) за присмотр и уход за детьми, осваивающими образовательные программы дошкольного образования в учреждениях, осуществляющих образовательную деятельность» недействующим полностью, со дня вступления решения суда в законную силу.
Сообщение о принятии решения по делу должно быть опубликовано в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в Сборнике муниципальных правовых актов органов местного самоуправления муниципального района имени Лазо, где был опубликован оспоренный нормативный правовой акт.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Хабаровский краевой суд через суд района имени Лазо Хабаровского края в течение месяца со дня его вынесения.
Председательствующий А.Н. Сметанников.